Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

20.02.2015

РФПИ ищет проекты для софинансирования в электроэнергетике. Отраслью активно интересуются иностранные инвесторы из Азии и с Ближнего Востока, объясняют в фонде.

"Ведомости"

Замминистра энергетики Вячеслав Кравченко попросил 15 крупнейших энергокомпаний направить в министерство список экономически эффективных проектов, которые могут получить софинансирование от Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Соответствующее письмо чиновник направил энергетикам 16 февраля (есть у "Ведомостей"). Чиновник указал, что необходимо представить основные параметры, финансовую модель и описание стратегической важности предлагаемого проекта. Эти данные Минэнерго ждет до 25 февраля.

К отрасли проявляют большой интерес инвесторы из стран Азии и Ближнего Востока, объясняет представитель РФПИ. По его словам, письмо стало результатом переговоров с Минэнерго и энергокомпаниями в отношении совместных потенциальных проектов. В частности, РФПИ изучает ряд проектов с партнерами из Индии, рассказывает он, не уточняя деталей.

РФПИ — инвестиционный фонд, созданный для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Самостоятельно он может инвестировать $10 млрд, привлеченные средства соинвесторов должна быть не меньше доли фонда. РФПИ уже одобрил вложения на $1,3 млрд и привлек более $6 млрд. В энергетике РФПИ сотрудничает с "Россетями" и General Electric и владеет долей в "Enel Россия".

Представитель Минэнерго не ответил на запрос "Ведомостей". Ранее Кравченко рассказывал, что в условиях резкого роста процентных ставок по кредитам министерство будет искать варианты привлечения финансирования, в том числе для отдельных проектов генерирующих компаний.

Опрошенные "Ведомостями" энергокомпании пока не подготовили проекты, которые направят в Минэнерго. Для некоторых предложение Кравченко и вовсе стало новостью: предварительных совещаний на эту тему не было, говорят сотрудники двух энергокомпаний. "Русгидро" несколько лет назад обсуждала привлечение РФПИ в проект по строительству четырех электростанций на Дальнем Востоке, но переговоры ничем не закончились, сказал собеседник, близкий к одной из сторон. В итоге госкомпания получила 50 млрд руб. из бюджета. С предложениями о соинвестировании представители РФПИ обращались в "Газпром энергохолдинг", но никаких конкретных договоренностей нет, говорит источник в одной из структур. "Квадра" рассматривает возможность участия в данном механизме, говорит представитель. "Вопрос сотрудничества с РФПИ — вопрос условий кредитования", — отмечает представитель ФСК Дмитрий Клоков. Его коллеги из "Русгидро", "КЭС-холдинга", "Квадры", "Интер РАО", "Газпром энергохолдинга", ТГК-2 отказались от комментариев. Представители "Россетей", РАО "ЭС Востока", СГК, "Э.Он Россия", "Иркутскэнерго", "Татэнерго" не ответили на вопросы "Ведомостей".

Сложно сказать, что может заинтересовать иностранных инвесторов в российской энергетике со всеми ее рисками регулирования, тем более сейчас — в условиях экономического кризиса, недоумевает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Возврат инвестиций с доходностью в 14% в энергетике гарантирован только в проекты ДПМ (новые энергоблоки, обязательства построить которые компании получили во время реформы РАО "ЕЭС России"), напоминает аналитик "Ренессанс капитала" Владимир Скляр. Большинство из них, правда, уже построены, но РФПИ можно привлечь и в текущие проекты, особенно если норма доходности фонда будет ниже 14%, добавляет он. Генерирующая компания может продать долю в таком проекте консорциуму во главе с РФПИ, потом взять в аренду, а из последующих платежей за мощность выплачивать дивиденды акционерам, полагает Скляр. В условиях роста процентных ставок предложение фонда будет интересно самым закредитованным компаниям, резюмирует аналитик. Государство гарантирует возврат инвестиций и в новые электростанции в Крыму, Краснодарском крае и Калининграде, инвесторы в эти проекты пока не объявлены. Инвестиции в эти проекты могут составить от $3,5 млрд до $4 млрд, подсчитал Скляр.

Алина Фадеева

 

 

"Взгляд"

Коммунальные услуги на Украине резко дорожают — и это прямое следствие условий, выставленных стране Международным валютным фондом. За отопление обыкновенной хрущевки вскоре нужно будет платить сумму, составляющую шестую часть от средней зарплаты в стране. Экономисты уже предсказывают, что фактически жители Украины не будут платить по новым тарифам.

Жители Украины шокированы тем, какой рост тарифов в сфере ЖКХ пообещали им власти. Накануне глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева заявила, что тарифы на газ повысятся на 280%, то есть почти в три раза, на отопление — на 66%.
Власти не останавливает ни то, что в прошлом году тарифы и так уже существенно выросли, ни то, что из-за девальвации гривны с 8 до 27 за доллар доходы украинцев серьезно поредели.

"Придется с весны искать и ставить дровяной котел. Другого выхода нет", — пишет один из пользователей соцсетей. "А вот мне интересно, как моей маме с пенсией 1400 грн оплатить за комуслуги 1500 грн по новым тарифам?" — цитирует украинская газета "Вести" еще одного жителя Киева.

"У нас в квартире — автономное отопление. Стараемся экономить, по счетчику получается около 100 кубометров газа в месяц. Если газ так сильно подорожает, то вместо 110-130 гривен в месяц буду платить до 500 гривен", — говорит изданию житель киевского пригорода.

Как вырастут тарифы на газ

Если сейчас один кубометр газа при наличии счетчика стоит для украинского потребителя в среднем 1,18 грн, то после подорожания это будет 3,3 грн. И это еще льготный тариф. На Украине существует так называемый социальный лимит — 2,5 тыс. кубометров в год. Если этот лимит превышается, то применяется тариф с повышающим коэффициентом, который в два–три раза больше (фактически рыночная цена).

Директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что если экономить, то лимит в 2,5 тыс. кубометров газа для отопления небольшого частного дома в течение года можно не превысить. Но плата даже за этот социальный лимит будет неподъемной для многих. Сейчас за 2,5 тыс. кубометров газа украинцы платят около 3 тыс. грн, после подорожания за этот же объем газа придется заплатить 8,3 тыс. грн (то есть более 20 тыс. рублей по текущему курсу).

Но самое страшное, что, как указывает Охрименко, подорожание до 3,3 грн за кубометр газа — это только начало. По его словам, МВФ требует, чтобы тариф на газ был ближе к европейскому уровню. По расчетам МВФ он должен быть не менее 7 грн за кубометр, но это при курсе гривны в 15 за доллар. Тогда как сейчас доллар стоит уже 27 гривен, теперь МВФ удовлетворит уже лишь 10 грн, посчитал Охрименко.

И все эти расчеты исходят из того, что в 2015 году Украина будет закупать более дешевый импортный газ по 280 долларов за тысячу кубометров. Речь не идет ни о каких скидках ни от России, ни от Европы. Цена на газ снижается по объективным причинам — из-за привязки к стоимости нефти, которая упала почти в два раза с лета прошлого года.

Для Украины газ становится дешевле, но жители страны этого не почувствуют, потому что вся эта выгода от снижения газовых цен нивелируется масштабной девальвацией гривны.

Как вырастут тарифы на отопление

Если владельцы частных домов, у которых автономная система отопления, хотя бы имеют возможности для экономии расходов на газ, то жители многоквартирных домов, где работает система центрального отопления, такого права лишены. Для этих домов по Украине тариф на отопление варьируется сейчас от 9 до 13 грн за квадратный метр в зависимости от области. Например, в Киеве тариф за отопление — 9 грн 40 копеек. Сейчас это 380–550 грн в месяц за отопление обыкновенной двухкомнатной хрущевки площадью 42 кв. м. Украинцы платят по такому тарифу за каждый календарный месяц, так как оплата за отопление зимой распределяется на все 12 месяцев.

После повышения тарифов украинцы будут платить 15-20 грн за квадратный метр в зависимости от области, то есть 630-840 грн в месяц за хрущевку. "За обыкновенную непрезентабельную хрущевку платить 600 грн в месяц — это довольно-таки дорого. Учитывая, что на Украине официальная заработная плата порядка 3600 грн", — говорит Александр Охрименко. А средняя пенсия на Украине — всего 1670 гривен.

Снизить расходы никак нельзя. Перед тем, как повышать тарифы на газ, надо переделать всю систему центрального отопления, перейти на автономный обогрев, чтобы было как в ЕС: европейцы могут самостоятельно экономить на потреблении и газа, и электричества. "Проблема в том, что говорить все мастера, а переделывать никто не хочет", — говорит Охрименко.

Есть еще одна проблема — это качество отопления, которое и сейчас оставляет желать лучшего, а при новых высоких тарифах еще больше просядет. "Качество отопления очень сильно сдаст. По той простой причине, что вы все равно будете платить эти 600 гривен, даже если батареи будут холодными. Теоретически вы можете возмущаться, писать жалобы, но сами понимаете, так как у нас тепло поставляет монополист (Нафтогаз — прим. ВЗГЛЯД), то судиться с монополистом и что-то доказывать сложно", — говорит украинский экономист.

Отсюда вытекает другая проблема — непрозрачность формирования тарифов. "Еще начиная со времен Кучмы предлагали реформировать монополиста. При Ющенко, при Януковиче тоже. И когда был Майдан, все обещали: "Мы уберем монополиста, наведем порядок". Но как только Майдан закончился, сделали вывод, что монополист, в общем-то, хорошая вещь", — напоминает Охрименко.

"Сразу скажу, нельзя проверить, сколько монополист ворует, так как он сам себя проверяет. Но, скорее всего, он ворует много. Сколько его ловили на всяких приписках, но что толку, если он монополист?" — добавляет украинский экономист.

Еще один аргумент в пользу того, что на Нафтогазе воруют. "Есть специалисты, которые ближе к газу, и они говорят, что если честно считать по калориям по газу и отдаче, то на сегодняшний момент уже действующие тарифы полностью покрывают цену на газ с точки зрения теплоотдачи. Повышать уже не надо, если считать не с точки зрения цен, а с точки зрения физики", — рассказывает Охрименко.

Почему власти Украины идут на такой шаг?

Причина повышения тарифов на газ и отопление проста — это требования МВФ. Вернее, МВФ требует, чтобы Киев сократил дотации из госбюджета для НАК "Нафтогаз".

Нафтогаз дотируется из бюджета — покрывается разница между низкими тарифами для населения и рыночной закупочной ценой на газ. За счет роста тарифов снизятся дотации из госбюджета Нафтогазу. Так, в 2014 году дотации Нафтогазу из бюджета составили порядка 100 млрд грн, а МВФ требует, чтобы в 2015 году они сократились до 30 млрд грн. Плюс на субсидии малообеспеченных семей бюджет выделит 12,5 млрд грн. Разница в 57,5 млрд грн должна быть покрыта за счет роста тарифов, то есть из карманов украинцев.
"Проблема в том, что население по новым тарифам платить не будет", — говорит Охрименко. Значит, будет расти неоплата за коммунальные услуги, то есть вырастут долги населения перед местными бюджетами. С одной стороны, власти Украины выполняют требование МВФ и в обмен получают кредитные деньги. Но с другой стороны, решая одну проблему, Киев создает другую.

"Это и есть хитрая уловка. Рисуют цифру, которая им выгодна, но никто не говорит о том, сколько недополучат местные бюджеты. На сегодня долги населения за услуги ЖКХ составляют 14 млрд гривен. Я так понимаю, что когда долги станут 40 млрд гривен, то только тогда начнут что-то делать", — говорит Охрименко.

Между тем рост долгов за неоплату ЖКУ перед местными бюджетами опасен тем, что у регионов просто не будет денег на то, чтобы хотя бы поддерживать коммунальную инфраструктуру в должном рабочем состоянии. Регионам будет не хватать средств ни на текущий ремонт объектов ЖКХ, ни на плановые ремонтные работы. Отсутствие денег приведет к тому, что к зимнему сезону коммунальщики станут готовиться хуже, а это грозит авариями в системе центрального отопления.

Раз МВФ говорит, что надо сократить дотации из госбюджета для покрытия дефицита бюджета Нафтогаза, значит, надо выполнять. Конечная цель МВФ — совсем убрать эти дотации из бюджета для Нафтогаза, поэтому тарифы на газ и отопление для украинцев в конечном счете приблизятся к рыночным. Вот только средняя зарплата украинцев при этом обещает только падать.

Ольга Самофалова

Минфин и Минэнерго спорят, как должна работать будущая система налогообложения нефтяников. Под видом реформы компании хотят добиться расширения льгот, считает Минфин.

"Ведомости"

К началу марта (запланировано совещание у вице-премьера Аркадия Дворковича) Минфин и Минэнерго должны представить законопроект о налоговом эксперименте в нефтяной отрасли. Но пока переговоры зашли в тупик. Есть два варианта реформы — Минэнерго и Минфина, каждый стоит на своем, рассказывают два федеральных чиновника, участвующих в переговорах.

Версия Минфина: ввести налог на добавленный доход (НДД, им облагается денежный поток), распространив его только на новые месторождения, у которых уже есть льготы по НДПИ и пошлинам. Одновременно все эти льготы будут отменены. Версия Минэнерго: ввести налог на финансовый результат (НФР, им облагается прибыль) для проектов с льготами и для выработанных месторождений без льгот. Список пилотов отбирает Минэнерго и уже включило в него несколько десятков проектов. Критерии отбора обнародованы не были.
Ставка налога, предлагаемая Минэнерго, — 60%, за основу взят законопроект, подготовленный Ханты-Мансийским автономным округом. У Минфина ставка плавающая и меняется в зависимости от соотношения накопленных доходов и расходов.

Минфин версия Минэнерго категорически не устраивает. "Это похоже на какую-то схему — компании под видом НФР хотят протащить расширение льгот", — говорит один из чиновников. Главный бенефициар — "Газпром нефть", утверждают два федеральных чиновника: в список входят ее месторождения Вынгаяхинской группы в Западной Сибири. "Действующая система льгот практически не затрагивает компанию, эти проекты никогда их не получат, НФР для них единственный шанс", — объясняет собеседник "Ведомостей".

Вынгаяхинская группа добывает всего около 2 млн т в год при общей добыче компании по итогам 2014 г. в 66 млн т, указывает представитель "Газпром нефти". Для таких проектов нужен НФР, настаивает он: для поддержания уровня добычи все нефтяные компании работают с трудноизвлекаемыми запасами на разработанных месторождениях, при действующей налоговой системе значительная их часть никогда не будет вовлечена в разработку. Это невыгодно даже на месторождениях, где уже ведется добыча, говорит он. В Западной Сибири миллиарды тонн таких запасов, указывает топ-менеджер крупной нефтяной компании. Бюджет только выиграет, обещает он: "Расходы на разработку этих запасов составляют $37-40, при цене $60 за баррель государство забирает $30, а компании несут убытки на $7-10. Понятно, что никто ничего не разрабатывает. При переходе на НФР государство заберет, к примеру, $20, но это лучше, чем ничего".

Минфин сам хитрит, указывает сотрудник другой нефтяной компании: компаниям с льготируемыми месторождениями невыгодно менять льготы на НФР. При действующей системе нагрузка ниже для отдельных месторождений: гарантируется минимальная внутренняя доходность в 16,3% — если планка не достигается, включаются льготы по пошлинам, а при НФР льгот по пошлинам не будет. Денежный поток может серьезно просесть, подтверждает сотрудник нефтяной компании: сейчас в ранний период разработки налогообложение очень мягкое, а по достижении определенной рентабельности — очень жесткое; при переходе на НФР оно будет более жестким на раннем этапе и менее — на позднем. Можно было бы комбинировать НФР и специальные льготы, как в некоторых странах (например, в Великобритании), отмечает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов: это нужно использовать для сложных проектов.

Компании предлагают третий вариант — всеобщий эксперимент: ввести НФР в 2% для всей отрасли и на сопоставимую сумму снизить НДПИ, говорят менеджер нефтяной компании и еще один человек, участвующий в переговорах. Это позволит Минфину адекватно проверить риски, убеждает бизнес. Но Минфин ни рисковать, ни проверять риски не готов, знает федеральный чиновник: сейчас не время для экспериментов с бюджетом.

И Минфин, и Минэнерго пугают друг друга рисками. "Потери бюджета будут очень большие, и оценить их невозможно: Минэнерго не может дать конкретный перечень проектов. В текущих условиях нагрузку придется переложить на граждан", — обеспокоен один из чиновников. Минэнерго же настаивает, что без реформы добыча нефти будет падать. Кроме того, Дворкович поручил стимулировать добычу как на новых, так и на действующих месторождениях, говорит представитель Минэнерго. Представитель Минфина не ответил на запрос. Каждая сторона просто хочет выиграть от НФР — это тупик, резюмирует один из участников переговоров.

Маргарита Папченкова, Петр Третьяков

 

 

<< Февраль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ