Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

20.03.2014

Депутаты намерены принять законопроект "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", несмотря на наличие коррупциогенных факторов.

"Известия"

Поправки, обязывающие негосударственные компании топливно-энергетического комплекса (ТЭК) нанимать для охраны своих объектов исключительно структуры Минэнерго и МВД, находятся на рассмотрении правительства. В течение ближайшего месяца законопроект может быть передан в Госдуму для прохождения второго чтения. Об этом "Известиям" рассказал заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный. По информации "Известий", рассмотрение закона могут принять, несмотря на то что он не прошел антикоррупционную экспертизу, а в отношении его принятия имеются серьезные претензии самих нефтяников.

По словам Павла Завального, накануне второго чтения в нижней палате парламента законопроекта "О внесении изменений в федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" по вопросу обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" были внесены правки, расширяющие список компаний, которым позволят создавать свою ведомственную охрану, не пользуясь услугами структур Минэнерго и МВД. Помимо фигурировавших в законе ранее "Газпрома" и "Транснефти" в число исключений из правил попадут "стратегические национальные нефтегазовые компании", к которым, к примеру, относится и "Роснефть".

— Задержка со вторым чтением закона в Думе, которое было запланировано на март текущего года, вызвана тем, что сейчас этот этот пункт обсуждается юристами в правительстве и администрации президента. Пока непонятно, по каким критериям определять "стратегичность" компании — по наличию мажоритарного собственника в лице государства или по уровню добычи сырья? В первом случае свою ведомственную охрану смогут содержать только госкомпании, например "Роснефть", а другим (таким как "Лукойл") придется пользоваться услугами государственных охранных структур, — поясняет депутат.

Законопроект будет рассмотрен Госдумой, как только в правительстве придут к соглашению по вопросу — кого относить к "стратегическим" компаниям. Закон может быть принят, несмотря на неодобрение владельцев нефтяных компаний, которым придется отказаться от услуг собственных ЧОПов ради структур Минэнерго и МВД.

Нефтяники пытаются сопротивляться при помощи бизнес- и общественных объединений. Член Общественной палаты Дмитрий Галочкин и зампредседателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов направили письмо на имя уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей Бориса Титова (текст есть у "Известий"). В нем предлагается уравнять права охранных структур для обеспечения их конкуренции и сохранения качества услуг и не допустить навязывания услуг вневедомственной и ведомственной охраны Минэнерго и ФГУП "Охрана" МВД РФ, поскольку эти структуры преследуют собственные коммерческие интересы в ущерб понятиям свободной конкуренции.

"Кроме того, в случае принятия закона будет поставлена под сомнение законность выдачи лицензий со стороны МВД на осуществление охранной деятельности объектов ТЭКа соответствующим частным ЧОПам", — говорится в письме. Авторы ссылаются на то, что закон противоречит нормам ВТО, а также отмечают, что "если государство заинтересовано в обязательной охране каких-либо, пусть даже негосударственных, объектов силами ведомственной или вневедомственной охраны, оно должно изъять эти объекты с рынка коммерческих услуг и финансировать их охрану из госбюджета".

В распоряжении "Известий" оказались также результаты независимой антикоррупционной экспертизы в отношении этих поправок. Согласно документу, в тексте законопроекта выявлено сразу два коррупциогенных фактора. Один из них — пункт "о необходимости охраны объектов ТЭКа повышенной и средней категории опасности исключительно подразделениями или организациями федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющего функции по выработке и реализации госполитики в сфере ТЭКа и функции по выработке и реализации госполитики в сфере внутренних дел". При этом охрану объектов, согласно тексту законопроекта, должны осуществлять их собственники, которые окажутся лишены возможности самостоятельно выбирать охранную организацию и будут законодательно вынуждены к привлечению госохраны, продолжая финансировать ее по коммерческим договорам и нести ответственность, вплоть до уголовной, при ее некачественном осуществлении. Согласно заключению антикоррупционной экспертизы, из этого следует наличие "трудновыполнимых и обременительных требований к организациям, что является коррупциогенным фактором.

Еще один потенциальный повод для коррупции — это обязательство о прохождении добровольной сертификации технических средств, которые применяются для охраны объектов ТЭКа, с помощью аккредитованных при Минэнерго проверяющих организаций. Эксперт Сергей Красноусов объясняет, что добровольная сертификации подпадает под действие федерального закона "О техрегулировании" и не распространяет свое действие на отношения, связанные с безопасностью объектов ТЭКа. В результате налицо юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, что также признается коррупциогенным фактором.

Получить комментарий от представителей Минэнерго не удалось. Источник в одной из крупных нефтяных компаний говорит, что принятие закона, который обяжет частные нефтяные компании нанимать государственные охранные структуры для своих объектов, может привести к падению уровня безопасности месторождений, НПЗ, электростанций и других подпадающих под этот перечень предприятий, поскольку качество услуг госструктур не всегда соответствует заявленному уровню, несмотря на то что цена их услуг выше примерно вдвое, чем у частных ЧОПов. В пример он приводит ситуацию осени, когда силовики в Краснодарском крае в рамках проверки антитеррористической готовности опасных объектов оценили качество работы охраны Минэнерго одной из ГЭС.

— В результате проверки ведомственная охрана Минэнерго не смогла обнаружить муляжи бомб в рамках комплекса мероприятий по изучению уровня обеспечения мер антитеррористической защищенности, — отмечает источник. — Предупреждение получил как собственник объекта, так и охранная структура.

Людмила Подобедова

 

 

Налоговики проверят родственные связи владельцев офшорных компаний.

"РБК daily"

Минфин заранее закрывает лазейку для владельцев офшорных компаний, которые должны будут раскрыться перед налоговиками после вступления в силу закона о контролируемых иностранных компаниях. Они не смогут дробить свои доли участия, записывая их на родственников и партнеров по бизнесу.

Минфин опубликовал на портале раскрытия информации законопроект о контролируемых иностранных компаниях. Это ключевой документ министерства, который писался после начала кампании по борьбе с офшорным бизнесом. Концепция контролируемых иностранных компаний предполагает, что юридические лица и граждане, в существенной степени (от 10% уставного капитала) владеющие иностранным бизнесом в офшорах, обязаны сообщить об этом в налоговые органы.

Еще до публикации проекта документа к его концепции возникли вопросы у юристов. Они, в частности, опасались, что требования закона будут распространяться не только на тех, кто прячет активы в офшорах для минимизации налогов, но и на добросовестных инвесторов. Например, предприниматель мог владеть долей в торгуемой компании, зарегистрированной в низконалоговой юрисдикции. В законопроекте этот нюанс оказался предусмотрен.

Одновременно авторы законопроекта решили ужесточить требования к самим бенефициарам офшорных компаний. Минфин предлагает считать контролирующим лицом того, чья доля прямого или косвенного участия в офшорной компании составляет более 10%. Это правило будет распространяться и на владение долей в офшоре совместно с супругом, несовершеннолетними детьми или "иными лицами (с учетом особенностей их взаимоотношений)", уточняется в документе.

Это очень размытая формулировка: под нее могут подпасть знакомые, подчиненные или партнеры бенефициара по неофшорным активам, опасается эксперт "Общественной думы" Марина Емельянцева. Скорее всего, Минфин имеет в виду номинальных собственников активов, но под это определение могут подпасть и партнеры по бизнесу, соглашается руководитель налоговой практики Baker Tilly Tax Services Рустам Вахитов. "Возможно, таким образом ведомство пытается застраховаться от дальнейшего дробления компаний", — предполагает он.

"Законопроект нуждается в доработке, в нем много неясностей технического плана, которые требуют уточнения, — говорит замруководителя налоговой практики АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Марк Ровинский. — Например, закон оговаривает, что если невозможно установить уровень контроля в иностранной компании, то весь доход приписывается одному бенефициару в полном объеме. При этом понятно, что на практике определить уровень контроля в структурах, не предусматривающих разделение капитала на доли или паи, что характерно для трастов или фондов, будет крайне затруднительно или практически невозможно, особенно в случае если существует несколько контролирующих лиц".

Алиса Штыкина

 

 

Игорь Сечин сулит партнерам миллиардную прибыль.

"Независимая газета"

Глава "Роснефти" Игорь Сечин на форуме в Токио призвал японских партнеров расширить сотрудничество, невзирая на возможные антироссийские санкции. Сечин рассказал инвесторам об огромных запасах ресурсов на российском шельфе, а заодно предложил им купить акции "Роснефти", подешевевшие в результате украинского кризиса.

Президент "Роснефти" Игорь Сечин и несколько топ-менеджеров компании купили пакеты акций "Роснефти", подешевевшие в связи с событиями в Украине. Об этом сообщило вчера агентство "Прайм". Сечин и ранее заявлял, что собирается приобрести акции и дожидается благоприятной рыночной конъюнктуры. Теперь же, выступая на заседании VI Российско-японского инвестиционного форума в Токио, он призвал и японских инвесторов следовать его примеру. По словам главы "Роснефти", к осени компания должна поставить на баланс новые запасы, так что стоимость акций опять возрастет.

"Бизнесмены должны попытаться воспользоваться определенными выгодами каждой ситуации. Мы сразу же купили акции и рассчитываем, что это будет хорошее вложение. Приглашаем всех это сделать", — заявил Сечин.

Он также рассказал о серьезном ресурсном потенциале компании. Так, добыча лишь 10% углеводородов, расположенных на шельфе, оценивается в 2,5 трлн долл. Всего же перспективные ресурсы "Роснефти" на шельфе составляют 23,8 трлн куб. м газа и 24,2 млрд т нефти. Но чтобы начать добывать эти богатства, необходимо вложить в освоение месторождений как минимум 400 млрд долл.

Потенциал энергетического партнерства России и Японии огромен, уверен Сечин. Только по линии сотрудничества с его компанией речь может идти о десятках и сотнях миллиардов долларов. "Нам интересно привлекать партнеров не только в конкретные проекты. Мы готовы смотреть на взаимные инвестиции в технологическую цепочку: производство, инфраструктуру, переработку и логистику энергоресурсов", — цитирует Сечина Reuters. Глава "Роснефти" добавил, что японские партнеры прикладывают героические усилия, работая в Ираке при рентабельности в 7%, в то время как в России рентабельность гораздо выше.

Наконец Игорь Сечин встретился в рамках форума с главой корпорации Inpex Тосиаки Китамурой для обсуждения перспектив сотрудничества. В мае прошлого года компании подписали предварительное соглашение о совместной разработке нефтяных месторождений на континентальном шельфе Охотского моря. Проекты получили название "Магадан-2" и "Магадан-3". Inpex, которой принадлежит треть акций, согласилась взять на себя существенную часть финансирования и кредитования, в том числе и разведывательных работ.

Вчера на форуме Сечин призвал японских партнеров продолжать сотрудничество невзирая на ситуацию в Крыму. "Расширение санкций может усугубить конфликт. Это непродуктивно и не поможет решить проблему", — подчеркнул он.

Тем не менее опрошенные "НГ" эксперты опасаются, что украинский кризис все-таки может отразиться и на российско-японских экономических отношениях. "Перспективные ресурсы" — это те углеводороды, которые по всем показателям должны быть на месторождении, но никто не проверял — есть они там или нет, — объясняет главный аналитик UFS IC Илья Балакирев. — Это не говорит об экономической целесообразности их извлечения — они могут быть как традиционными, так и трудноизвлекаемыми". Япония — основной потребитель в дальневосточном регионе, говорит эксперт. "В то же время для непосредственной разработки шельфовых проектов необходимы технологии и опыт, поэтому здесь в первую очередь в качестве партнеров видятся европейские компании, такие как ENI, Total, BP и др. Кроме того, японский рынок довольно конкурентный и попадает в сферу американских интересов, поэтому добиться здесь большого прогресса будет тяжело, особенно в свете последних событий", — уверен Балакирев.

Заместитель директора аналитического департамента компании Альпари Дарья Желаннова также считает, что всплеск экономического сотрудничества России и Японии вряд ли возможен. "Соответствующую риторику мы периодически слышим на протяжении последнего десятилетия, однако серьезных прорывов нет. Япония находится в сильной политической и военной зависимости от США. На текущий момент отношения России и США обостряются на фоне ситуации с Крымом, поэтому вероятность того, что у Японии получится серьезное сближение с Россией в ближайшее время, мала", — говорит Желаннова.

Содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг, в свою очередь, полагает, что шансы на активное экономическое сотрудничество стран весьма высоки, учитывая потребность Японии в углеводородах, способность России обеспечить ее ими по конкурентной цене, а также территориальную близость двух стран. "При этом компании стран Азиатско-Тихоокеанского региона могут стать партнерами "Роснефти" в проектах по добыче углеводородов, помогая с их финансированием и сбытом добытого сырья", — добавляет он. "Япония уже несколько лет является нашим ключевым партнером и сотрудничает с нашей страной в сфере добычи углеводородов, и это взаимодействие вполне успешно и взаимовыгодно", — согласен Дмитрий Баранов, ведущий эксперт компании "Финам Менеджмент". Однако последние политические события, после которых Япония ввела санкции против России, ставят это сотрудничество под сомнение, говорит Баранов. Не исключено, что японская сторона может ввести новые санкции, которые могут тем или иным образом затронуть и нефтегазовую сферу.

Алина Терехова

 

 

Власти Крыма собираются пересмотреть условия соглашений о разделе продукции по разработке черноморского шельфа, о которых договорилась Украина. Новым участником может стать "Газпром".

"Ведомости"

Соглашение о разделе продукции (СРП) по разработке черноморского шельфа, подписанное Украиной в прошлом году с Eni и EdF, а также СРП, которое планировалось подписать с ExxonMobil, Shell и румынской Petron ("дочка" австрийской OMV), будут пересмотрены властями Крыма, так как эти проекты находятся в территориальных водах полуострова, рассказал "Ведомостям" первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев. По его словам, компании, которые подтвердят инвестиционные обязательства, останутся в проектах, а в случае отказа их доли будут выставлены на повторные аукционы.

СРП между Eni (50%), EdF (5%), украинским ООО "Воды Украины" (35%) и крымским "Черноморнефтегазом" (ЧНГ, 10%) по разработке четырех площадей на шельфе Черного моря было подписано в ноябре 2013 г. Тогдашний министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий рассказывал, что инвестиции в проект составят $4 млрд, а добыча — 2-3 млн т нефти в год. В первой половине марта гендиректор Eni Паоло Скарони говорил в интервью CNN, что компания дождется нормализации обстановки, чтобы обсудить перспективы проекта. Вчера представители Eni, EdF и ЧНГ отказались от комментариев.

Еще одно СРП по добыче газа на Скифском участке Черного моря между Exxon (40% — оператор), Shell (35%), Petron (15%) и НАК "Надра Украины" (10%) Киев рассчитывал подписать в конце 2013 г., затем срок был сдвинут на январь, но этого до сих пор не произошло. Вчера представитель Shell сообщил, что компания еще в январе вышла из переговоров из-за затянувшегося согласования условий, но это решение не скажется на других проектах Shell на Украине. В начале марта вице-президент Exxon Эндрю Свигер сказал, что компания приостанавливает переговоры по СРП (его цитировал ИТАР-ТАСС). Представитель Exxon не ответил на вопросы, получить комментарии представителя "Надра Украины" и OMV не удалось.

С начала 2000-х гг. новых проектов СРП в России не было. Но сейчас готовится СРП с Казахстаном по месторождению Хвалынское на Северном Каспии, рассказывал представитель Минэнерго. А на шельфе по российским законам могут работать только госкомпании.

Главным участником шельфовых проектов Крыма может стать "Газпром", считает директор Киевского института энергостратегий Дмитрий Марунич. "Газпром" — главный претендент на покупку ЧНГ. На актив может претендовать и "Роснефть". Представители "Роснефти" и "Газпрома" от комментариев отказались.

ЧНГ добывает около 2 млрд куб. м газа в год, которыми снабжает Крым, компания имеет четыре буровые установки (две из них старые), подземные хранилища газа на 1 млрд куб. м и владеет частью труб на полуострове. Убыток компании за девять месяцев 2013 г. составил около 1,3 млн гривен (около 4,8 млн руб. по текущему курсу). При этом "Нафтогаз" требует от ЧНГ через суд Крыма вернуть ему $1,2 млрд долга. Актив не самый привлекательный, поэтому перспективные участки, которыми интересуются иностранные мейджоры, могут повысить его привлекательность, считает Марунич. Но Темиргалиев настаивает, что невостребованные доли в СРП будут реализовываться на отдельных аукционах и не будут автоматически передаваться новому владельцу ЧНГ.

Михаил Серов, Елена Ходякова

<< Март, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ