media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

20.03.2015

Бизнес просит правительство отсрочить ввод лицензирования по обращению с отходами, иначе это приведет к горам мусора и значительным штрафам.

"Известия"

К закону об обращении с твердыми бытовыми отходами, вступившему в силу с начала 2015 года, возникает всё больше претензий — по информации "Известий", свое возмущение на этой неделе высказали нефтегазовые компании. Они просят правительство, Минэнерго, Минприроды и профильные комитеты Госдумы (копии писем есть у "Известий") перенести крайний срок получения лицензий на обращение с ТБО с 1 июля 2015 года как минимум на 2,5 года. Компании заявили, что рискуют попросту оказаться под завалом собственного промышленного мусора уже летом 2015 года, на аналогичные проблемы указывают и энергогенерирующие компании. В итоге бизнесу придется нарушать закон и платить многомиллионные штрафы за нелегальный вывоз мусора, возможны также принудительные приостановки деятельности.

Согласно принятому закону "Об отходах производства и потребления" (458-ФЗ), к 1 июля все юрлица, занимающиеся сбором, вывозом и утилизацией мусора, — их порядка 15 тыс. — должны получить новые лицензии на свою деятельность. А все выданные до вступления закона в силу бессрочные лицензии (то есть до 1 января 2015 года) аннулируются.

Компании, в числе которых структуры "Газпрома", НОВАТЭКа, "Лукойла", в своих письмах ссылаются на складывающуюся абсурдную ситуацию с выполнением закона. Так, по п. 3 ст. 23 закона 458-ФЗ выданные структурам лицензии по размещению отходов I-IV классов опасности (от чрезвычайно опасных до малоопасных; есть еще V класс — это безопасные) действуют до 30 июня 2015 года, при этом Росприроднадзор выдает новые лицензии только при получении санитарно-эпидемиологического заключения (выдается тем же ведомством). При этом правила (СанПиНы), по которым эти заключения получают, тоже вступают в силу только 1 июля, пишут в своем письме представители "Газпром энергохолдинга", это "дочка" "Газпрома". Лицензию необходимо получить в течение 45 дней после вступления в силу СанПиНов.

– У нас корпоративные процедуры по привлечению подрядных организаций для переоформления лицензий по всему холдингу займут до полутора лет, — посетовал источник "Известий" в "Газпром энергохолдинге". Источник в "Лукойле" говорит, что у компании Вагита Алекперова аналогичные процессы займут около года. Он также считает, что за 45 дней, собственно, Росприроднадзор не успеет обработать все заявки на лицензии. В ведомстве не смогли предоставить оперативный комментарий.

"Лукойл" в своем письме предлагает не получать новых лицензий, а переоформлять их (присовокупляя к действующим правам на захоронение введенные законом права на сбор и транспортировку мусора) — и тогда можно уложиться в несколько недель. Предложение по такому переоформлению поддерживают и в других нефтегазовых компаниях. Как пояснил "Известиям" представитель одной из них, на получение новых лицензий времени фактически не отводится, а значит, в течение минимум 45 дней компании вынуждены будут прервать все операции с отходами и сверхнормативно накапливать мусор. Отправляли ли подобные предложения другие крупные компании ("Сургутнефтегаз", "Башнефть", "Татнефть", "Сибур"), узнать не удалось. В НОВАТЭКе не смогли дать оперативный комментарий.

Каждая из этих компаний занимается утилизацией скапливающихся промышленных ТБО (в основном это отработанные масла на месторождениях, промасленная ткань, металлолом и продукты горения) по-своему: одни имеют свои дочерние структуры, получающие лицензии и вывозящие ТБО на специализированные полигоны, подконтрольные органам местного самоуправления, другие для этого нанимают подрядные компании. Что касается бытовых отходов, образуемых уже не в ходе производственных работ компании, а самими сотрудниками, этот мусор вывозится частниками.

В энергогенерирующей компании "Интер РАО" сообщили, что складируют свои производственные отходы сами и заинтересованы в получении лицензии в срок. По словам представителя "Интер РАО", лицензия компании необходима для складирования золошлаковых отходов от угольных электростанций (объемы отходов оцениваются 3,5 млн т в год). Однако даже если компания сама не занимается захоронением отходов, для их передачи ей всё равно нужно получать лицензию, отметил "Известиям" представитель другого генератора — ТГК-2.

– Соответственно, в период с 1 июля 2015 года и до оформления новых лицензий все угольные электростанции России будут считаться нарушителями экологического законодательства и к ним могут быть применимы санкции вплоть до остановки на срок до 90 дней. Мы надеемся, что до этого не дойдет и будет найдено правильное решение проблемы, — говорит представитель "Интер РАО".

Предложения энергетиков по переносу дедлайна могут привести к спорам в профильных комитетах Госдумы — их позиции по этому вопросу разные, выяснили "Известия". Так, председатель комитета по энергетике Иван Грачев пообещал собрать компании и обсудить сроки переноса лицензирования для дальнейшей корректировки закона о ТБО. А первый зампред комитета по природным ресурсам Иван Никитчук указал, что комитет не станет одобрять коррективы в принятый закон. Все подзаконные акты, включая СанПиНы, должны появиться до 1 июля и вступить в силу раньше, говорит Никитчук.

Ранее с письмами о других сложностях с исполнением предписаний нового закона о ТБО, но только в адрес президента, энергетические компании уже выступали. В феврале, как пояснил "Известиям" источник в одной из компаний, главы "Лукойла", "Газпром нефти", "Сургутнефтегаза", "Башнефти" и "Татнефти" писали, что закон был принят слишком поспешно и не дал достаточного времени для компаний, чтобы подстроиться под него, они тоже предлагали отсрочить его вступление в силу до 2018 года для экономии средств компаний на переоформление лицензий и уплату экологического сбора (вводится для тех, кто не инвестирует в свои мусороперерабатывающие заводы). Механизм оплаты экосбора нефтяниками еще не определен. Минприроды оценивало годовые доходы от экосбора в 30 млрд рублей, и источник в "Лукойле" сетует, что ввод лицензирования нужен государству только для того, чтобы закрыть дыру в бюджете.

Пока официального ответа на февральское письмо ни от администрации президента, ни от профильных министерств не поступало. Вероятнее всего, это предложение не пройдет — замминистра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин (курирует вопрос утилизационного сбора) сказал "Известиям", что министерство "заинтересовано в том, чтобы эта отрасль создавалась уже сегодня, а не в 2018 году". Проект уже достиг своей главной цели, считают в министерстве, — бизнес впервые серьезно задумался о необходимости переработки отходов, указали в пресс-службе. Что касается последнего обращения об отсрочке ввода лицензирования, то его в Минприроды пока не получали.

Предложения энергетиков уже поддержали в Общественной палате, сообщил "Известиям" глава комиссии ОП по экологии Сергей Чернин, а также в НП "Совет производителей энергии", говорит источник в одной из генерирующих компаний. В письме на имя министра энергетики РФ Александра Новака (копия есть у редакции) директор НП Игорь Миронов также опасается, что компании до 1 июля обязаны будут приостановить любую деятельность с ТБО. НП предлагает ввести переходный период и продлить срок получения лицензий еще на 1 год, до 1 июля 2017 года. По данным источника в одной из компаний, идентичные предложения были направлены "Советом" зампреду правительства, курирующему ТЭК, Аркадию Дворковичу. В пресс-службе Минэнерго и аппарате вице-премьера не смогли оперативно отреагировать на запрос.

На новый закон властям жаловались и представители массовых потребительских сегментов, на них тоже будет действовать экологический сбор (вводится как для производителей, не имеющих своих перерабатывающих мощностей, так для импортеров). В феврале производители и поставщики различных товаров народного потребления просили президента отсрочить введение повышающего цены на электронику и другие товары экосбора — тоже до 2018 года.

В российском отделении Greenpeace хотя и знают о проблеме с отсутствием подзаконных актов, но считают, что компании должны успеть получить лицензии. По мнению координатора токсической программы "Гринпис России" Рашида Алимова, лицензирование как таковое не представляет большой ценности — куда важнее наладить эффективный механизм взимания экосборов.

Арсений Погосян

 

 

Экологи WWF Алексей Книжников и Михаил Бабенко о том, что Россия не готова к добыче нефти на арктическом шельфе.

"Ведомости"

В последнее время все чаще обсуждается Арктика, ее нефтегазовый и транспортный потенциал. То одно, то другое ведомство называет Арктику мировым центром притяжения бизнеса, и может сложиться превратное впечатление, что это новый Клондайк. Что же в Арктике миф, а что — реальность? "Ни для кого не секрет, что Арктика постепенно превращается в один из мировых центров добычи углеводородов и мощный узел международных транспортных коммуникаций", — говорил недавно Сергей Шойгу.

Главный и самый опасный миф о нефтегазовой отрасли заключается в том, что без арктической нефти ей грозит глубокий кризис. Но, по данным Роснедр, около 96% доказанных запасов нефти в стране находятся на суше, так что добычу можно развивать и не притрагиваясь к арктическому шельфу. Проблема нефтегазовой отрасли не в нехватке новых месторождений, а в варварской добыче углеводородов. Коэффициент извлечения нефти (КИН) в России весьма далек от среднемировых показателей, тем более от лидеров отрасли. Инвестиции в повышение эффективности добычи на существующих месторождениях на суше имеют колоссальный потенциал: увеличение КИН с сегодняшних 38% до вполне скромных по мировым меркам 42% позволит, по словам руководителя Роснедр Александра Попова, дополнительно добывать 30 млн т нефти в год.

Еще одна застарелая проблема отрасли — колоссальные потери нефти при добыче и транспортировке. Так, разлив нефти в Республике Коми в 1994 г. вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый крупный на суше: тогда из дырявых нефтепроводов вылилось как минимум 100 000 т. В стране до сих пор отсутствует достоверная информация о том, сколько нефти ежегодно теряется. По расчетам WWF (2014 г.) — не менее 430 000 т. Это примерно в 1,5 раза больше, чем было отгружено с платформы "Приразломная" в 2014 г. Тем временем инвестиции в "Приразломную" уже составили 120 млрд руб. и продолжают расти. Если бы аналогичные суммы пошли на замену изношенных трубопроводов, то и природа была бы в безопасности, и страна получила бы дополнительную нефть. Однако на все мероприятия по экологической безопасности, например, компания "Газпром нефть" выделила в 2013 г. лишь 6 млрд руб.

Россия — мировой лидер по сжиганию попутного нефтяного газа. По данным Всемирного банка, за 2011 г. было сожжено 37,4 млрд кубометров ценного сырья. Согласно исследованию WWF России, в 2013 г. в стране сжигалось около 20,5% попутного газа. Лидеры по низкому уровню использования попутного газа — те же компании, которые пытаются развивать шельфовые проекты в Арктике: "Роснефть" и "Газпром нефть".

Добыча углеводородов в Арктике — это крайне сложное, рискованное и дорогое удовольствие. Сегодня нет эффективных и испытанных технологий борьбы с нефтеразливами в ледовых условиях, и, что бы ни говорили нефтяники о своей подготовленности, с крупным разливом быстро и эффективно справиться не получится. Неспроста в США запрещено бурение на арктическом шельфе в ледовый сезон. Моделирование нефтеразлива для платформы "Приразломная" показало, что под угрозой окажутся особо охраняемые природные территории: государственный заповедник Ненецкий и заказник Вайгач, места обитания белого медведя, атлантического моржа, гренландского тюленя, не говоря уже о многих видах птиц и рыб.

Обсуждение развития Арктического региона однобоко рассматривает его потенциал с точки зрения добычи углеводородов и развития транспорта. Но Арктика богата и возобновляемыми биоресурсами. Здесь возникает важный конфликт: добыча и транспортировка нефти — источник угроз для рыболовства. В Арктике есть два отличных примера ответственного отношения к биологическим ресурсам: разведка и добыча углеводородов запрещена вокруг Лофотенских островов в Норвегии (пока временно), а Бристольский залив на Аляске в 2014 г. получил постоянную защиту от углеводородной гонки. Оба региона богаты рыбой, Бристольский залив за счет этого генерирует доход в $4,1-5,4 млрд ежегодно. Любая деятельность в Арктике, особенно нефтегазодобыча, требует серьезной предварительной работы. Учитывая, что задача защиты окружающей среды закреплена в соглашении о готовности к ликвидации нефтеразливов в Арктике, подписанном всеми арктическими странами, эта предварительная работа, на наш взгляд, должна включать следующее.

Первое. Необходимо усовершенствовать законодательство — общественность должна получить возможность участия в обсуждении экологически рискованных проектов в Арктике; приоритетность проектов для господдержки тоже должна быть предметом общественной и экспертной дискуссии, а не кулуарных договоренностей нефтегазовых компаний с правительством.

Второе. Нужно повысить экологические стандарты нефтедобывающих компаний. Прежде чем осваивать арктические богатства, они должны научиться максимально эффективно ликвидировать последствия нефтеразливов. Пока представители отрасли стремятся сэкономить за счет снижения экологических требований к проектам.

Третье. Необходимо создать систему комплексного управления морепользованием в Арктике. Нефтедобыча, судоходство и рыболовство в регионе не должны мешать друг другу, поэтому требуется правильное планирование их деятельности. И если подходы к территориальному управлению и планированию достаточно серьезно описаны, то управление на море должно быть как минимум столь же скрупулезным.

Четвертое. Нужно создать национальный компенсационный фонд для борьбы с нефтеразливами. В случае разлива получение денег на ликвидацию последствий от компании-виновника потребует больших временных затрат, а ситуация требует немедленного вмешательства. Это решит ситуацию с ликвидацией "бесхозных" разливов, какой произошел, например, в декабре 2014 г. в Туапсе.

Пятое. Надо создать сеть морских охраняемых районов и акваторий. Новый статус позволит защитить наиболее ценные и уязвимые экосистемы морской Арктики.

В рамках ежегодной акции Всемирного фонда дикой природы "Час Земли" в 2015 г. началась кампания по сбору подписей под обращением к президенту России с просьбой объявить мораторий на освоение новых месторождений нефти на шельфе Арктики сроком на 10 лет. Эта передышка позволит реализовать и природоохранные требования.

Алексей Книжников — руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF Россия
Михаил Бабенко — руководитель программы "Зеленая экономика"

Власти Сахалинской области подтвердили, что ExxonMobil настаивает на снижении налога на прибыль до 20% и пересчете уже уплаченных ранее сумм.

"Ведомости"

В среду министр энергетики Александр Новак встретился с президентом корпорации ExxonMobil Рексом Тиллерсоном и руководителем российского подразделения компании Гленном Уоллером, сообщила накануне пресс-служба Минэнерго. "В ходе встречи обсуждались темы, связанные с проектом "Сахалин-1", в частности вопросы реализации газа с месторождения и налогового режима проекта", — говорится в сообщении министерства. ExxonMobil через Exxon Neftegas владеет 30% в этом проекте, разрабатываемом на условиях раздела продукции, и является его оператором. Подробности встречи представители Минэнерго и ExxonMobil раскрывать не стали.

В среду газета "Коммерсантъ" сообщала, что ExxonMobil пытается договориться о снижении ставки налога на прибыль для "Сахалина-1". На момент подписания соглашения в середине 1990-х гг. она составляла 35%. По такой ставке проект и платит налоги до сих пор. Но ExxonMobil настаивает на снижении ее до ныне действующих с 2009 г. 20% и возвращении переплаченной суммы из бюджета, угрожая в противном случае начать разбирательство в Стокгольмском арбитраже.

Желание ExxonMobil добиться снижения ставки налога на прибыль до 20% подтвердила вчера министр финансов Сахалинской области Татьяна Карпова. Регион оценивает потери бюджета.

Сейчас поступления по налогу на прибыль от "Сахалина-1" делятся так: 22% доходов перечисляются в областной бюджет, 13% — в федеральный. Если перейти на ставку в 20%, то пропорция изменится до 18 и 2% соответственно.

В 2014 г. региональный бюджет получил от "Сахалина-1" 19,7 млрд руб. налога на прибыль (около 14% доходов), сообщила Карпова. Таким образом, если бы ставка налога была снижена, область недосчиталась бы в прошлом году 3,6 млрд руб. Еще большие потери понес бы федеральный бюджет — вместо 11,6 млрд руб. он получил бы 1,8 млрд руб. Зато сам "Сахалин-1" сэкономил бы 13,4 млрд руб. только в прошлом году.

Представитель другого участника проекта — "Роснефти" (20%) не ответил на запрос "Ведомостей", получить комментарии его коллег из ONGC (20%) и Sodeco (30%) не удалось.

Сколько ExxonMobil требует вернуть из бюджета, представители Минэнерго и Минфина не говорят. "Коммерсантъ" пишет о сумме около $500 млн.

Закон "О соглашениях о разделе продукции" гарантирует инвесторам неухудшение условий на весь срок действия проекта. Другие корректировки, если, к примеру, изменились внешние условия, возможны по соглашению сторон, отмечает собеседник в одной из компаний — участниц российского СРП-проекта. В случае снижения ставки по "Сахалину-1" из госказны придется возвращать переплаченные налоговые отчисления за последние три года, сказал "Интерфаксу" представитель Минфина Сахалинской области.

Кроме того, на встрече с Новаком оператор "Сахалина-1" согласился снизить цену на газ для Хабаровского края, сообщил вчера замгубернатора по вопросам ТЭК и ЖКХ Анатолий Литвинчук. Компания недополучит 2,8 млрд руб. Вопрос компенсации выпадающих доходов будет решаться на федеральном уровне, "возможно, часть рисков компаниям придется взять на себя", добавил чиновник.

Газ, добываемый в рамках проекта "Сахалин-1", поставляется потребителям Дальнего Востока с 2005 г. Права экспорта у него нет. Участники проекта хотят построить завод по сжижению газа. А "Роснефть" добивается доступа к газовой трубе другого СРП-проекта — "Сахалин-2", но пока безуспешно.

Поэтому большая часть газа сейчас закачивается в пласт для поддержания давления. "Сахалин-1" согласился снизить цену, главным образом чтобы обеспечить его сбыт, считает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. "Цель — поддержание устойчивого сбыта и в перспективе его расширение на Дальнем Востоке", — отмечает он. С другой стороны, скидка на газ — это может быть жестом доброй воли в ситуации, когда ExxonMobil просит изменить условия по "Сахалину-1", рассуждает эксперт.

Галина Старинская

 

 

"Система" и "Урал-Инвест" договорились о погашении долга.

"РБК daily"

В судебном споре между АФК "Система" и фондом "Урал-Инвест" из-за пакета "Башнефти" поставлена точка. По мировому соглашению фонд передаст "Системе" 47 млрд руб. Это на треть меньше, чем АФК должна была получить по решению суда.

Мировое соглашение

"Урал-Инвест" передаст "Системе" 47 млрд руб. по мировому соглашению, сообщил адвокат фонда Сергей Макаренко. Компании заключили соглашение, в четверг оно передано на утверждение в Московский арбитражный суд, подтвердил РБК Макаренко.
Суд обязан рассмотреть вопрос об утверждении, и, если это мировое соглашение не противоречит з​акону и не нарушает прав третьих лиц, суд утвердит его, добавил он. "Мы надеемся, что уже на следующей неделе Арбитражный суд утвердит соглашение, не откладывая", — заявил РБК адвокат фонда.

В рамках мирового соглашения долг "Урал-Инвеста" в 70,7 млрд руб. полностью погашается в размере имеющихся у компании активов — это примерно 47 млрд руб. В свою очередь, АФК "Система" приняла на себя обязательства перечислить около 10% суммы (4,6 млрд руб.) на счет благотворительного фонда "Урал". После выполнения этих условий стороны не будут более иметь претензий друг к другу, пояснил Макаренко.

"Мы надеемся, что решение Арбитражного суда поставит жирную точку в истории с противоречиями в отношениях АФК "Система" и "Урал-Инвеста" по поводу покупки активов Башкирского ТЭКа", — сказал адвокат. К решению о заключении мирового соглашения стороны пришли сообща, по взаимному желанию.

Представитель АФК "Система" вчера днем не ответил на запрос РБК. Источник, близкий к АФК "Система", сказал РБК, что результат соглашения для "Системы" положительный. "Корпорация получила все денежные средства, которые были у "Урал-Инвеста", за короткий срок и без банкротства", — сказал он. Вечером компании подтвердили эту информацию в совместном пресс-релизе.

Пять часов и 70,7 млрд рублей

В декабре 2014 года "Система" передала в госсобственность акции 81,67% "Башнефти". Такое решение по иску Генеральной прокуратуры 30 октября прошлого года принял Арбитражный суд Москвы.

В середине февраля арбитраж Москвы взыскал с "Урал-Инвеста" 70,7 млрд руб. в пользу "Системы". Счета фонда, которому были перечислены средства от продажи "Башнефти" в 2009 году, оказались арестованы. Арест был наложен в рамках уголовного дела по приватизации "Башнефти".

Судебное заседание длилось более пяти часов. На нем юристы "Урал-Инвеста" заявили десяток ходатайств — о переносе судебного процесса в Башкирию, отзыве судье — и пытались внести встречный иск. Во всех ходатайствах суд отказал, а встречный иск был отклонен. При этом "Урал-Инвест" после суда заявлял о намерении оспаривать решение суда и "бороться до конца", говорил Сергей Макаренко.

Как следовало из логики иска АФК "Система", компания могла истребовать у "Урал-Инвеста" и большую сумму — не 70,7 млрд руб., а 141,4 млрд руб. В 2009 году было заключено четыре идентичных договора на покупку акций "Башнефти", а иск касался только двух из них.
"Урал-Инвест" — "дочка" благотворительного фонда "Урал". Наблюдательный совет фонда возглавляет экс-президент Башкирии Муртаза Рахимов. После проигрыша в суде компания "Урал-Инвест" подала заявление о собственном банкротстве, но вчера, после заключения мирового соглашения с "Системой", это заявление забрала, сказал РБК адвокат Макаренко. Теперь все долги "Урал-Инвеста" не превышают сумму активов, которыми располагает компания, это значит, что признаки несостоятельности организации отсутствуют — необходимости в банкротстве нет, пояснил он. Тем не менее после выплаты долга "Системе" фонд лишится всех своих активов, но о его ликвидации пока говорить рано, считает Макаренко.

Уголовное дело

Уголовное дело в отношении основателя "Урал-Инвеста" Урала Рахимова, которого подозревают в мошеннических действиях при передаче акций Башкирского ТЭКа, не закрыто, сказал РБК адвокат Рахимова Ильнур Салимьянов. "Мировое соглашение между "Системой" и "Урал-Инвестом" по арбитражному делу никак не связано с уголовным делом в отношении Рахимова", — заявил адвокат.

Ася Сотникова

 

 

<< Март, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ