Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

20.03.2015

Бизнес просит правительство отсрочить ввод лицензирования по обращению с отходами, иначе это приведет к горам мусора и значительным штрафам.

"Известия"

К закону об обращении с твердыми бытовыми отходами, вступившему в силу с начала 2015 года, возникает всё больше претензий — по информации "Известий", свое возмущение на этой неделе высказали нефтегазовые компании. Они просят правительство, Минэнерго, Минприроды и профильные комитеты Госдумы (копии писем есть у "Известий") перенести крайний срок получения лицензий на обращение с ТБО с 1 июля 2015 года как минимум на 2,5 года. Компании заявили, что рискуют попросту оказаться под завалом собственного промышленного мусора уже летом 2015 года, на аналогичные проблемы указывают и энергогенерирующие компании. В итоге бизнесу придется нарушать закон и платить многомиллионные штрафы за нелегальный вывоз мусора, возможны также принудительные приостановки деятельности.

Согласно принятому закону "Об отходах производства и потребления" (458-ФЗ), к 1 июля все юрлица, занимающиеся сбором, вывозом и утилизацией мусора, — их порядка 15 тыс. — должны получить новые лицензии на свою деятельность. А все выданные до вступления закона в силу бессрочные лицензии (то есть до 1 января 2015 года) аннулируются.

Компании, в числе которых структуры "Газпрома", НОВАТЭКа, "Лукойла", в своих письмах ссылаются на складывающуюся абсурдную ситуацию с выполнением закона. Так, по п. 3 ст. 23 закона 458-ФЗ выданные структурам лицензии по размещению отходов I-IV классов опасности (от чрезвычайно опасных до малоопасных; есть еще V класс — это безопасные) действуют до 30 июня 2015 года, при этом Росприроднадзор выдает новые лицензии только при получении санитарно-эпидемиологического заключения (выдается тем же ведомством). При этом правила (СанПиНы), по которым эти заключения получают, тоже вступают в силу только 1 июля, пишут в своем письме представители "Газпром энергохолдинга", это "дочка" "Газпрома". Лицензию необходимо получить в течение 45 дней после вступления в силу СанПиНов.

– У нас корпоративные процедуры по привлечению подрядных организаций для переоформления лицензий по всему холдингу займут до полутора лет, — посетовал источник "Известий" в "Газпром энергохолдинге". Источник в "Лукойле" говорит, что у компании Вагита Алекперова аналогичные процессы займут около года. Он также считает, что за 45 дней, собственно, Росприроднадзор не успеет обработать все заявки на лицензии. В ведомстве не смогли предоставить оперативный комментарий.

"Лукойл" в своем письме предлагает не получать новых лицензий, а переоформлять их (присовокупляя к действующим правам на захоронение введенные законом права на сбор и транспортировку мусора) — и тогда можно уложиться в несколько недель. Предложение по такому переоформлению поддерживают и в других нефтегазовых компаниях. Как пояснил "Известиям" представитель одной из них, на получение новых лицензий времени фактически не отводится, а значит, в течение минимум 45 дней компании вынуждены будут прервать все операции с отходами и сверхнормативно накапливать мусор. Отправляли ли подобные предложения другие крупные компании ("Сургутнефтегаз", "Башнефть", "Татнефть", "Сибур"), узнать не удалось. В НОВАТЭКе не смогли дать оперативный комментарий.

Каждая из этих компаний занимается утилизацией скапливающихся промышленных ТБО (в основном это отработанные масла на месторождениях, промасленная ткань, металлолом и продукты горения) по-своему: одни имеют свои дочерние структуры, получающие лицензии и вывозящие ТБО на специализированные полигоны, подконтрольные органам местного самоуправления, другие для этого нанимают подрядные компании. Что касается бытовых отходов, образуемых уже не в ходе производственных работ компании, а самими сотрудниками, этот мусор вывозится частниками.

В энергогенерирующей компании "Интер РАО" сообщили, что складируют свои производственные отходы сами и заинтересованы в получении лицензии в срок. По словам представителя "Интер РАО", лицензия компании необходима для складирования золошлаковых отходов от угольных электростанций (объемы отходов оцениваются 3,5 млн т в год). Однако даже если компания сама не занимается захоронением отходов, для их передачи ей всё равно нужно получать лицензию, отметил "Известиям" представитель другого генератора — ТГК-2.

– Соответственно, в период с 1 июля 2015 года и до оформления новых лицензий все угольные электростанции России будут считаться нарушителями экологического законодательства и к ним могут быть применимы санкции вплоть до остановки на срок до 90 дней. Мы надеемся, что до этого не дойдет и будет найдено правильное решение проблемы, — говорит представитель "Интер РАО".

Предложения энергетиков по переносу дедлайна могут привести к спорам в профильных комитетах Госдумы — их позиции по этому вопросу разные, выяснили "Известия". Так, председатель комитета по энергетике Иван Грачев пообещал собрать компании и обсудить сроки переноса лицензирования для дальнейшей корректировки закона о ТБО. А первый зампред комитета по природным ресурсам Иван Никитчук указал, что комитет не станет одобрять коррективы в принятый закон. Все подзаконные акты, включая СанПиНы, должны появиться до 1 июля и вступить в силу раньше, говорит Никитчук.

Ранее с письмами о других сложностях с исполнением предписаний нового закона о ТБО, но только в адрес президента, энергетические компании уже выступали. В феврале, как пояснил "Известиям" источник в одной из компаний, главы "Лукойла", "Газпром нефти", "Сургутнефтегаза", "Башнефти" и "Татнефти" писали, что закон был принят слишком поспешно и не дал достаточного времени для компаний, чтобы подстроиться под него, они тоже предлагали отсрочить его вступление в силу до 2018 года для экономии средств компаний на переоформление лицензий и уплату экологического сбора (вводится для тех, кто не инвестирует в свои мусороперерабатывающие заводы). Механизм оплаты экосбора нефтяниками еще не определен. Минприроды оценивало годовые доходы от экосбора в 30 млрд рублей, и источник в "Лукойле" сетует, что ввод лицензирования нужен государству только для того, чтобы закрыть дыру в бюджете.

Пока официального ответа на февральское письмо ни от администрации президента, ни от профильных министерств не поступало. Вероятнее всего, это предложение не пройдет — замминистра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин (курирует вопрос утилизационного сбора) сказал "Известиям", что министерство "заинтересовано в том, чтобы эта отрасль создавалась уже сегодня, а не в 2018 году". Проект уже достиг своей главной цели, считают в министерстве, — бизнес впервые серьезно задумался о необходимости переработки отходов, указали в пресс-службе. Что касается последнего обращения об отсрочке ввода лицензирования, то его в Минприроды пока не получали.

Предложения энергетиков уже поддержали в Общественной палате, сообщил "Известиям" глава комиссии ОП по экологии Сергей Чернин, а также в НП "Совет производителей энергии", говорит источник в одной из генерирующих компаний. В письме на имя министра энергетики РФ Александра Новака (копия есть у редакции) директор НП Игорь Миронов также опасается, что компании до 1 июля обязаны будут приостановить любую деятельность с ТБО. НП предлагает ввести переходный период и продлить срок получения лицензий еще на 1 год, до 1 июля 2017 года. По данным источника в одной из компаний, идентичные предложения были направлены "Советом" зампреду правительства, курирующему ТЭК, Аркадию Дворковичу. В пресс-службе Минэнерго и аппарате вице-премьера не смогли оперативно отреагировать на запрос.

На новый закон властям жаловались и представители массовых потребительских сегментов, на них тоже будет действовать экологический сбор (вводится как для производителей, не имеющих своих перерабатывающих мощностей, так для импортеров). В феврале производители и поставщики различных товаров народного потребления просили президента отсрочить введение повышающего цены на электронику и другие товары экосбора — тоже до 2018 года.

В российском отделении Greenpeace хотя и знают о проблеме с отсутствием подзаконных актов, но считают, что компании должны успеть получить лицензии. По мнению координатора токсической программы "Гринпис России" Рашида Алимова, лицензирование как таковое не представляет большой ценности — куда важнее наладить эффективный механизм взимания экосборов.

Арсений Погосян

 

 

Экологи WWF Алексей Книжников и Михаил Бабенко о том, что Россия не готова к добыче нефти на арктическом шельфе.

"Ведомости"

В последнее время все чаще обсуждается Арктика, ее нефтегазовый и транспортный потенциал. То одно, то другое ведомство называет Арктику мировым центром притяжения бизнеса, и может сложиться превратное впечатление, что это новый Клондайк. Что же в Арктике миф, а что — реальность? "Ни для кого не секрет, что Арктика постепенно превращается в один из мировых центров добычи углеводородов и мощный узел международных транспортных коммуникаций", — говорил недавно Сергей Шойгу.

Главный и самый опасный миф о нефтегазовой отрасли заключается в том, что без арктической нефти ей грозит глубокий кризис. Но, по данным Роснедр, около 96% доказанных запасов нефти в стране находятся на суше, так что добычу можно развивать и не притрагиваясь к арктическому шельфу. Проблема нефтегазовой отрасли не в нехватке новых месторождений, а в варварской добыче углеводородов. Коэффициент извлечения нефти (КИН) в России весьма далек от среднемировых показателей, тем более от лидеров отрасли. Инвестиции в повышение эффективности добычи на существующих месторождениях на суше имеют колоссальный потенциал: увеличение КИН с сегодняшних 38% до вполне скромных по мировым меркам 42% позволит, по словам руководителя Роснедр Александра Попова, дополнительно добывать 30 млн т нефти в год.

Еще одна застарелая проблема отрасли — колоссальные потери нефти при добыче и транспортировке. Так, разлив нефти в Республике Коми в 1994 г. вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый крупный на суше: тогда из дырявых нефтепроводов вылилось как минимум 100 000 т. В стране до сих пор отсутствует достоверная информация о том, сколько нефти ежегодно теряется. По расчетам WWF (2014 г.) — не менее 430 000 т. Это примерно в 1,5 раза больше, чем было отгружено с платформы "Приразломная" в 2014 г. Тем временем инвестиции в "Приразломную" уже составили 120 млрд руб. и продолжают расти. Если бы аналогичные суммы пошли на замену изношенных трубопроводов, то и природа была бы в безопасности, и страна получила бы дополнительную нефть. Однако на все мероприятия по экологической безопасности, например, компания "Газпром нефть" выделила в 2013 г. лишь 6 млрд руб.

Россия — мировой лидер по сжиганию попутного нефтяного газа. По данным Всемирного банка, за 2011 г. было сожжено 37,4 млрд кубометров ценного сырья. Согласно исследованию WWF России, в 2013 г. в стране сжигалось около 20,5% попутного газа. Лидеры по низкому уровню использования попутного газа — те же компании, которые пытаются развивать шельфовые проекты в Арктике: "Роснефть" и "Газпром нефть".

Добыча углеводородов в Арктике — это крайне сложное, рискованное и дорогое удовольствие. Сегодня нет эффективных и испытанных технологий борьбы с нефтеразливами в ледовых условиях, и, что бы ни говорили нефтяники о своей подготовленности, с крупным разливом быстро и эффективно справиться не получится. Неспроста в США запрещено бурение на арктическом шельфе в ледовый сезон. Моделирование нефтеразлива для платформы "Приразломная" показало, что под угрозой окажутся особо охраняемые природные территории: государственный заповедник Ненецкий и заказник Вайгач, места обитания белого медведя, атлантического моржа, гренландского тюленя, не говоря уже о многих видах птиц и рыб.

Обсуждение развития Арктического региона однобоко рассматривает его потенциал с точки зрения добычи углеводородов и развития транспорта. Но Арктика богата и возобновляемыми биоресурсами. Здесь возникает важный конфликт: добыча и транспортировка нефти — источник угроз для рыболовства. В Арктике есть два отличных примера ответственного отношения к биологическим ресурсам: разведка и добыча углеводородов запрещена вокруг Лофотенских островов в Норвегии (пока временно), а Бристольский залив на Аляске в 2014 г. получил постоянную защиту от углеводородной гонки. Оба региона богаты рыбой, Бристольский залив за счет этого генерирует доход в $4,1-5,4 млрд ежегодно. Любая деятельность в Арктике, особенно нефтегазодобыча, требует серьезной предварительной работы. Учитывая, что задача защиты окружающей среды закреплена в соглашении о готовности к ликвидации нефтеразливов в Арктике, подписанном всеми арктическими странами, эта предварительная работа, на наш взгляд, должна включать следующее.

Первое. Необходимо усовершенствовать законодательство — общественность должна получить возможность участия в обсуждении экологически рискованных проектов в Арктике; приоритетность проектов для господдержки тоже должна быть предметом общественной и экспертной дискуссии, а не кулуарных договоренностей нефтегазовых компаний с правительством.

Второе. Нужно повысить экологические стандарты нефтедобывающих компаний. Прежде чем осваивать арктические богатства, они должны научиться максимально эффективно ликвидировать последствия нефтеразливов. Пока представители отрасли стремятся сэкономить за счет снижения экологических требований к проектам.

Третье. Необходимо создать систему комплексного управления морепользованием в Арктике. Нефтедобыча, судоходство и рыболовство в регионе не должны мешать друг другу, поэтому требуется правильное планирование их деятельности. И если подходы к территориальному управлению и планированию достаточно серьезно описаны, то управление на море должно быть как минимум столь же скрупулезным.

Четвертое. Нужно создать национальный компенсационный фонд для борьбы с нефтеразливами. В случае разлива получение денег на ликвидацию последствий от компании-виновника потребует больших временных затрат, а ситуация требует немедленного вмешательства. Это решит ситуацию с ликвидацией "бесхозных" разливов, какой произошел, например, в декабре 2014 г. в Туапсе.

Пятое. Надо создать сеть морских охраняемых районов и акваторий. Новый статус позволит защитить наиболее ценные и уязвимые экосистемы морской Арктики.

В рамках ежегодной акции Всемирного фонда дикой природы "Час Земли" в 2015 г. началась кампания по сбору подписей под обращением к президенту России с просьбой объявить мораторий на освоение новых месторождений нефти на шельфе Арктики сроком на 10 лет. Эта передышка позволит реализовать и природоохранные требования.

Алексей Книжников — руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF Россия
Михаил Бабенко — руководитель программы "Зеленая экономика"

Власти Сахалинской области подтвердили, что ExxonMobil настаивает на снижении налога на прибыль до 20% и пересчете уже уплаченных ранее сумм.

"Ведомости"

В среду министр энергетики Александр Новак встретился с президентом корпорации ExxonMobil Рексом Тиллерсоном и руководителем российского подразделения компании Гленном Уоллером, сообщила накануне пресс-служба Минэнерго. "В ходе встречи обсуждались темы, связанные с проектом "Сахалин-1", в частности вопросы реализации газа с месторождения и налогового режима проекта", — говорится в сообщении министерства. ExxonMobil через Exxon Neftegas владеет 30% в этом проекте, разрабатываемом на условиях раздела продукции, и является его оператором. Подробности встречи представители Минэнерго и ExxonMobil раскрывать не стали.

В среду газета "Коммерсантъ" сообщала, что ExxonMobil пытается договориться о снижении ставки налога на прибыль для "Сахалина-1". На момент подписания соглашения в середине 1990-х гг. она составляла 35%. По такой ставке проект и платит налоги до сих пор. Но ExxonMobil настаивает на снижении ее до ныне действующих с 2009 г. 20% и возвращении переплаченной суммы из бюджета, угрожая в противном случае начать разбирательство в Стокгольмском арбитраже.

Желание ExxonMobil добиться снижения ставки налога на прибыль до 20% подтвердила вчера министр финансов Сахалинской области Татьяна Карпова. Регион оценивает потери бюджета.

Сейчас поступления по налогу на прибыль от "Сахалина-1" делятся так: 22% доходов перечисляются в областной бюджет, 13% — в федеральный. Если перейти на ставку в 20%, то пропорция изменится до 18 и 2% соответственно.

В 2014 г. региональный бюджет получил от "Сахалина-1" 19,7 млрд руб. налога на прибыль (около 14% доходов), сообщила Карпова. Таким образом, если бы ставка налога была снижена, область недосчиталась бы в прошлом году 3,6 млрд руб. Еще большие потери понес бы федеральный бюджет — вместо 11,6 млрд руб. он получил бы 1,8 млрд руб. Зато сам "Сахалин-1" сэкономил бы 13,4 млрд руб. только в прошлом году.

Представитель другого участника проекта — "Роснефти" (20%) не ответил на запрос "Ведомостей", получить комментарии его коллег из ONGC (20%) и Sodeco (30%) не удалось.

Сколько ExxonMobil требует вернуть из бюджета, представители Минэнерго и Минфина не говорят. "Коммерсантъ" пишет о сумме около $500 млн.

Закон "О соглашениях о разделе продукции" гарантирует инвесторам неухудшение условий на весь срок действия проекта. Другие корректировки, если, к примеру, изменились внешние условия, возможны по соглашению сторон, отмечает собеседник в одной из компаний — участниц российского СРП-проекта. В случае снижения ставки по "Сахалину-1" из госказны придется возвращать переплаченные налоговые отчисления за последние три года, сказал "Интерфаксу" представитель Минфина Сахалинской области.

Кроме того, на встрече с Новаком оператор "Сахалина-1" согласился снизить цену на газ для Хабаровского края, сообщил вчера замгубернатора по вопросам ТЭК и ЖКХ Анатолий Литвинчук. Компания недополучит 2,8 млрд руб. Вопрос компенсации выпадающих доходов будет решаться на федеральном уровне, "возможно, часть рисков компаниям придется взять на себя", добавил чиновник.

Газ, добываемый в рамках проекта "Сахалин-1", поставляется потребителям Дальнего Востока с 2005 г. Права экспорта у него нет. Участники проекта хотят построить завод по сжижению газа. А "Роснефть" добивается доступа к газовой трубе другого СРП-проекта — "Сахалин-2", но пока безуспешно.

Поэтому большая часть газа сейчас закачивается в пласт для поддержания давления. "Сахалин-1" согласился снизить цену, главным образом чтобы обеспечить его сбыт, считает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. "Цель — поддержание устойчивого сбыта и в перспективе его расширение на Дальнем Востоке", — отмечает он. С другой стороны, скидка на газ — это может быть жестом доброй воли в ситуации, когда ExxonMobil просит изменить условия по "Сахалину-1", рассуждает эксперт.

Галина Старинская

 

 

"Система" и "Урал-Инвест" договорились о погашении долга.

"РБК daily"

В судебном споре между АФК "Система" и фондом "Урал-Инвест" из-за пакета "Башнефти" поставлена точка. По мировому соглашению фонд передаст "Системе" 47 млрд руб. Это на треть меньше, чем АФК должна была получить по решению суда.

Мировое соглашение

"Урал-Инвест" передаст "Системе" 47 млрд руб. по мировому соглашению, сообщил адвокат фонда Сергей Макаренко. Компании заключили соглашение, в четверг оно передано на утверждение в Московский арбитражный суд, подтвердил РБК Макаренко.
Суд обязан рассмотреть вопрос об утверждении, и, если это мировое соглашение не противоречит з​акону и не нарушает прав третьих лиц, суд утвердит его, добавил он. "Мы надеемся, что уже на следующей неделе Арбитражный суд утвердит соглашение, не откладывая", — заявил РБК адвокат фонда.

В рамках мирового соглашения долг "Урал-Инвеста" в 70,7 млрд руб. полностью погашается в размере имеющихся у компании активов — это примерно 47 млрд руб. В свою очередь, АФК "Система" приняла на себя обязательства перечислить около 10% суммы (4,6 млрд руб.) на счет благотворительного фонда "Урал". После выполнения этих условий стороны не будут более иметь претензий друг к другу, пояснил Макаренко.

"Мы надеемся, что решение Арбитражного суда поставит жирную точку в истории с противоречиями в отношениях АФК "Система" и "Урал-Инвеста" по поводу покупки активов Башкирского ТЭКа", — сказал адвокат. К решению о заключении мирового соглашения стороны пришли сообща, по взаимному желанию.

Представитель АФК "Система" вчера днем не ответил на запрос РБК. Источник, близкий к АФК "Система", сказал РБК, что результат соглашения для "Системы" положительный. "Корпорация получила все денежные средства, которые были у "Урал-Инвеста", за короткий срок и без банкротства", — сказал он. Вечером компании подтвердили эту информацию в совместном пресс-релизе.

Пять часов и 70,7 млрд рублей

В декабре 2014 года "Система" передала в госсобственность акции 81,67% "Башнефти". Такое решение по иску Генеральной прокуратуры 30 октября прошлого года принял Арбитражный суд Москвы.

В середине февраля арбитраж Москвы взыскал с "Урал-Инвеста" 70,7 млрд руб. в пользу "Системы". Счета фонда, которому были перечислены средства от продажи "Башнефти" в 2009 году, оказались арестованы. Арест был наложен в рамках уголовного дела по приватизации "Башнефти".

Судебное заседание длилось более пяти часов. На нем юристы "Урал-Инвеста" заявили десяток ходатайств — о переносе судебного процесса в Башкирию, отзыве судье — и пытались внести встречный иск. Во всех ходатайствах суд отказал, а встречный иск был отклонен. При этом "Урал-Инвест" после суда заявлял о намерении оспаривать решение суда и "бороться до конца", говорил Сергей Макаренко.

Как следовало из логики иска АФК "Система", компания могла истребовать у "Урал-Инвеста" и большую сумму — не 70,7 млрд руб., а 141,4 млрд руб. В 2009 году было заключено четыре идентичных договора на покупку акций "Башнефти", а иск касался только двух из них.
"Урал-Инвест" — "дочка" благотворительного фонда "Урал". Наблюдательный совет фонда возглавляет экс-президент Башкирии Муртаза Рахимов. После проигрыша в суде компания "Урал-Инвест" подала заявление о собственном банкротстве, но вчера, после заключения мирового соглашения с "Системой", это заявление забрала, сказал РБК адвокат Макаренко. Теперь все долги "Урал-Инвеста" не превышают сумму активов, которыми располагает компания, это значит, что признаки несостоятельности организации отсутствуют — необходимости в банкротстве нет, пояснил он. Тем не менее после выплаты долга "Системе" фонд лишится всех своих активов, но о его ликвидации пока говорить рано, считает Макаренко.

Уголовное дело

Уголовное дело в отношении основателя "Урал-Инвеста" Урала Рахимова, которого подозревают в мошеннических действиях при передаче акций Башкирского ТЭКа, не закрыто, сказал РБК адвокат Рахимова Ильнур Салимьянов. "Мировое соглашение между "Системой" и "Урал-Инвестом" по арбитражному делу никак не связано с уголовным делом в отношении Рахимова", — заявил адвокат.

Ася Сотникова

 

 

<< Март, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ