Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

20.06.2017

Формальные нарушения не будут поводом для доначисления налогов. Но бизнесу все равно самому придется доказывать смысл сделок налоговикам.

"Ведомости"

"Ведомости" ознакомились с последней версией поправок, которые закрепляют в Налоговом кодексе понятие необоснованной налоговой выгоды: четко определяют, когда компания не может уменьшить налог, воспользоваться льготой или получить вычет.

Необоснованность налоговой выгоды — один из самых распространенных аргументов при доначислении налогов. В каждом втором деле, замечает налоговый менеджер крупной компании, часто в необоснованности выгоды обвиняют с ходу, даже не проанализировав сделку.

Критерии необоснованной выгоды сформулировал Высший арбитражный суд (ВАС) в 2006 г. — это позволило снизить риски налоговых претензий. Но после объединения ВАС с Верховным судом риски вернулись — суды стали выносить разные решения, и дискуссия о закреплении новых правил в Налоговом кодексе возобновилась.

В первом чтении поправки Дума приняла в 2015 г., после чего они увязли в спорах бизнеса, чиновников и депутатов. Компании считали, что постановления ВАС достаточно, а поправки называли слишком жесткими.

В пятницу поправки ко второму чтению согласовали — их одобрила рабочая группа экспертного совета бюджетного комитета Госдумы, сообщили "Ведомостям" федеральный чиновник и участники совета.

Председатель комитета Андрей Макаров также говорил, что законопроект подготовлен ко второму чтению.

По словам чиновника, он может быть внесен в Госдуму уже в начале июля.

Бизнес боялся, что поправки закрепят в законе сложившуюся практику, когда налоговики отказывают в вычетах по формальным основаниям, например из-за дефектов в счетах-фактурах. Но в согласованной версии проекта формальные нарушения не считаются основанием для претензий. Главное — реальность операции.

Не смогут отказать компании в праве уменьшить налоги и из-за формальных претензий к ее контрагенту. Сейчас налоги доначисляют просто потому, что в цепочке контрагентов кто-то их не уплатил, жалуются юристы. А суды соглашаются, даже если однодневкой оказался контрагент шестого звена, сетовал управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Но получить вычет компания может, только если сделку совершил именно тот контрагент, с которым она заключила договор, или его субподрядчик. Главная обязанность компании — убедиться, что именно это лицо выполнило работу, объясняет федеральный чиновник.

Ограничение может поставить под угрозу, например, законные вычеты НДС по авансовым платежам, предупреждает партнер Сlifford Сhance Александр Аничкин. Кроме того, не каждый поставщик готов раскрывать субподрядчиков — из опасений, что заказчик решит работать напрямую, предупреждает партнер адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский. Тут налоговики и решат, что такого контрагента выбрали, чтобы уйти от налогов, говорит управляющий партнер юридической компании "Щекин и партнеры" Денис Щекин. Чтобы избежать рисков, можно, например, вписать в договор, что контрагент имеет право привлекать субподрядчиков на основании договорных отношений, советует партнер KPMG Михаил Орлов.

Пугает бизнес и общий запрет учитывать сделки, которые нацелены только на занижение налогов. Вычеты и затраты не будут приниматься, пока компания не доказала, что цель сделки — не уход от налогов, предупреждает Вадим Зарипов из "Пепеляев групп". Фактически бремя доказывания перекладывается на бизнес, согласен Успенский, а как доказывать деловую цель сделки, из проекта не ясно: например, суды доказательством такой цели не считают только "хорошую" цену сделки.

Доказывать деловую цель сделки компании должны и сейчас, рассказывает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. При планировании крупной транзакции компании к этому уже готовятся, подтверждает руководитель налоговой практики "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Сергей Калинин. Теперь проект закрепит презумпцию недобросовестности в Налоговом кодексе. Но если суд лишь переквалифицирует сделку, чтобы определить реальную налоговую нагрузку, например указывает, что была не совместная деятельность, а аренда, то поправки полностью запрещают их учитывать, говорит Зарипов. Это лишает смысла все смягчения, предложенные поправками, и только усиливает риски для бизнеса, предупреждают юристы.

Елизавета Базанова

 

 

Новые санкции против России навредят энергобезопасности ЕС.

"Российская газета"

Ужесточение санкций США против России в области энергетики принесет больше вреда Евросоюзу, так как под угрозой окажется газоснабжение региона. Берлин и Вена считают, что Вашингтон преследует свои экономические интересы, желая обеспечить работу американских энергокомпаний в Европе.

К такому выводу пришли глава МИД Германии Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн, опубликовав совместное заявление. Их позицию заочно поддержала канцлер ФРГ Ангела Меркель, сообщил официальный представитель германского правительства Штеффен Зайберт. По его словам, нельзя допускать, чтобы американские санкции против России затрагивали европейскую экономику и фактически наказывали местные компании за сотрудничество с Москвой в газовой сфере.

Речь идет о законопроекте, который на минувшей неделе одобрил сенат США. Документ, среди прочего, предполагает, что американский президент сможет вводить санкции против компаний и лиц, которые вложат в строительство российских экспортных трубопроводов в течение 12 месяцев более пяти миллионов долларов или миллион долларов единовременно, а также если на эти цели предоставят в лизинг оборудование или услуги. Отдельно упоминается строительство "Северного потока — 2", который, по оценкам Вашингтона, "губителен" для энергобезопасности ЕС, поэтому США намерены и далее ему препятствовать. При этом в совместном заявлении Германии и Австрии подчеркивается, что "энергообеспечение Европы — это вопросы Европы, а не США".

"Есть мнение, озвученное в западных СМИ, что США посредством санкций на самом деле лоббируют свои интересы по поставке сжиженного газа в Европу в рамках стратегии нового президента США по развитию "черной" энергетики. В этой связи мы считаем, что серьезное ужесточение антироссийских санкций маловероятно, а их обсуждение является скорее следствием политической борьбы внутри США", — указывает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

Впрочем, как сообщил зампред правления "Газпрома" Александр Медведев, партнеры по "Северному потоку — 2" профинансировали проект более чем на миллиард евро еще до новых санкций. В сумме труба требует 9,5 миллиарда евро, из которых половину берут на себя французская ENGIE, австрийская OMV, англо-голландская Royal Dutch Shell, немецкие Uniper и Wintershall.

"Там (в законопроекте США. — Прим. ред.) смешные цифры — миллион долларов, когда проекты стоят многие миллиарды, — заметил Александр Медведев. — Мы проекты реализовывали в сотрудничестве с европейскими компаниями, банками и экспортными кредитными агентствами. Думаю, законопроект ориентирован на американские компании. Это тот самый случай, когда отрезают нос, чтобы красиво выглядеть".

Александра Воздвиженская

 

 

Украинские власти национализировали Одесский нефтеперерабатывающий завод.

"Газета РБК"

Районный суд Одессы решил конфисковать имущество Одесского НПЗ, принадлежавшего группе ВЕТЭК Сергея Курченко, который считается близким к экс-президенту Украины Виктору Януковичу. Об этом на своей странице в Facebook сообщил генеральный прокурор Украины Юрий Луценко.

Суд вынес это решение в рамках сделки со следствием, НПЗ является "орудием преступления преступной организации Курченко", написал прокурор. Завод перешел в собственность украинского государства в лице кабинета министров. "Надеюсь на быстрый и прозрачный аукцион по приватизации", — заключил Луценко.

Группа ВЕТЭК Сергея Курченко купила Одесский НПЗ мощностью 2,8 млн т в 2013 году у ЛУКОЙЛа. Для ЛУКОЙЛа НПЗ стал нерентабельным, после того как "Укртранснафта" перестала прокачивать нефть по маршруту Лисичанск — Кременчуг. Завод остановился в октябре 2010 года, новый владелец так и не смог его запустить, предприятие простаивает до сих пор, указывает "Интерфакс".

Позже, в 2014 году, ВЕТЭК передала предприятие в залог российскому ВТБ по кредиту на $370 млн, который банк выдал одной из структур группы — кипрской Swisspro Capital Ltd. Тогда же "Роснефть", которая поставляла нефть на этот завод, вела переговоры о покупке завода у банка, но сделка сорвалась.

Swisspro Capital Ltd закупала нефть для поставки на Одесский НПЗ у "Роснефти", но не смогла расплатиться и оказалась должна компании $185 млн. Российская компания потребовала возврат этой суммы через Арбитражный суд Москвы, сейчас стороны договариваются о мировом соглашении, сообщал в мае "Интерфакс". Представитель ВТБ отказался от комментариев. Представитель "Роснефти" пока не ответил на вопросы РБК. Передача завода банку в 2014 году не понравилась властям Украины. "Зафиксировали схему передачи Одесского НПЗ от компании Курченко в пользу одного из российских банков. Мягко говоря, по нашим оценкам, очень сомнительную схему. Приступаем к изобличению мошенничества в рамках формальной процедуры, с тем чтобы вернуть собственность завода в Украину", — писал в марте 2014 года на своей странице в Facebook министр внутренних дел Украины Арсен Аваков. В феврале 2016 года Приморский районный суд Одессы передал движимое имущество Одесского НПЗ государственному "Укртранснафтапродукту" — на хранение и оперативное управление. В августе 2016 года суд утвердил реестр требований кредиторов НПЗ на $558 млн по курсу на дату утверждения, эта сумма включает долг завода перед ВТБ ($370 млн) и структурами Курченко.

В августе 2014 года Генпрокуратура Украины сообщила о расследовании в отношении ВЕТЭК. Оно касалось создания "преступной организации, которая собиралась завладеть имуществом госпредприятий". По мнению прокуратуры, члены этой организации в 2010-2014 годах совершили мошенничество, завладев имуществом госпредприятий, в частности "Нафтогаз Украины" и "Укргаздобыча", а также Национального банка Украины, других государственных банковских учреждений. В мае 2017 года Генпрокуратура направила Курченко официальное уведомление о подозрении в создании преступной организации и легализации доходов, полученных преступным путем.

С представителем Курченко РБК связаться не удалось.

Прокуратура Одесской области вместе с полицией и СБУ в рамках расследования "дела Курченко" установила, что Одесский НПЗ использовался для уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах, об этом стало известно 2 февраля 2017 года. По их мнению, на Одесский НПЗ было поставлено 800 тыс. т нефтепродуктов для переработки и дальнейшего реэкспорта. Но фактически нефтепродукты никуда не вывозились, а оставались на Украине. В результате в 2012-2014 годах государству был нанесен ущерб на 1,2 млрд грн (2,6 млрд руб. по текущему курсу ЦБ), заявило ведомство.

Курченко после смены власти на Украине перебрался в Москву, в 2014 году РБК опубликовал расследование о жизни бизнесмена после вынужденного переезда в российскую столицу.

Алина Фадеева

 

 

Новому трубопроводу в Италию мешают вялый спрос и низкие цены на углеводороды.

"Независимая газета"

Израиль, Греция и Кипр подтвердили готовность строить новый газопровод EastMed протяженностью в 2 тыс. км по дну Средиземного моря. Израиль обнаружил на шельфе значительные запасы газа, которые превышают его потребности. И поэтому заинтересован в экспорте газа. Израильтяне продвигают свой проект EastMed как альтернативу российским поставкам. Начать строительство новой средиземноморской трубы ценой в 6 млрд евро мешают низкие цены на голубое топливо, невысокий спрос на него в Европе, а также хитрая газовая игра Турции.

Премьер Греции Алексис Ципрас, президент Кипра Никос Анастасиадис и глава израильского кабинета Биньямин Нетаньяху готовы ускорить строительство газопровода в восточной части Средиземного моря. Об этом они объявили на трехсторонней встрече в Салониках в конце прошлой недели.

Новые исследования показали, что транспортировка газа с израильских и кипрских месторождений через Грецию в Италию может оказаться рентабельной. Мощность газопровода EastMed может составить до 16 млрд кубометров газа в год, что сопоставимо с тем объемом, который Россия предполагает поставлять на юг Европы по одной из двух ниток строящегося "Турецкого потока". При этом израильский газ имеет явное преимущество в глазах европейцев перед российским: он не увеличивает зависимость ЕС от РФ. Расходы на строительство газовой инфраструктуры в Восточном Средиземноморье оцениваются в 6 млрд евро.

Кроме общего газопровода Греция, Израиль и Кипр планируют построить и объединяющую электросеть, расходы на которую составят около 3 млрд евро. Ципрас заявил, что проект газопровода в восточной части Средиземного моря внесет решающий вклад в диверсификацию поставок энергоносителей в Европу. А Нетаньяху назвал этот проект настоящей революцией в энергетической области. Слова про "диверсификацию" и "революцию" имеют прямое отношение к российским планам поставок газа в Европу по "Турецкому потоку". Впрочем, у российского газа есть шанс оказаться в Греции чуть раньше израильского. "Технически проблем для строительства газопроводов через Средиземное море нет. Подобные трубопроводы давно действуют на западе Средиземного моря. Существует также магистраль из Ливии в Италию. Другое дело — вопросы экономики, политики и наличия ресурсов. Именно они и тормозят реализацию проекта EastMed", — объясняет аналитик Sberbank investments research Валерий Нестеров.

Политические риски, в частности, связаны с тем, что израильское законодательство утверждает приоритет внутренних потребностей страны, а не экспортных доходов частных компаний. Впрочем, запасы месторождений "Тамар" и "Левиафан" могут быть увеличены за счет геологической доразведки. "Ресурсную базу для газопровода EastMed можно назвать интересной, но не гигантской", — говорит Нестеров. Еще одна группа рисков связана с позицией Турции, которая хотела бы укрепить свои позиции газового хаба и поучаствовать в транзите израильского газа. Но и у Греции есть аналогичные амбиции. Определенные риски создает неурегулированность прав на морские месторождения Кипра.

В апреле этого года Израиль, Италия, Кипр и Греция создали рабочую группу для подготовки проекта газопровода EastMed. На этой встрече присутствовал и еврокомиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете. Тем самым евробюрократия продемонстрировала поддержку израильскому газопроводу.

Впрочем, пока динамика спроса европейцев на газ скорее тормозит реализацию проекта.

"Золотого века газа, о котором мечтали аналитики, судя по всему, не будет. Спрос на газ в перспективе будет увеличиваться, но гораздо медленнее, чем ожидалось. Еще несколько лет назад газ в Европе можно было продать по 350-450 долл. за тысячу кубометров. А сегодня таких цен уже нет и газ продается по 180-250 долл.", — отмечает Несторов. Так что фактор низких цен на углеводороды также играет против проекта израильского EastMed, который может начать работать ориентировочно в 2025 году.

Михаил Сергеев

<< Июнь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ