media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

20.07.2018

"Газета РБК"

До 1 января 2020 года, когда у России заканчивается транзитный договор с Украиной, остается меньше полутора лет. Что дальше? Ответ во многом связан со сроками строительства газопровода "Северный поток-2" (СП-2). Этот фактор по существу определит реальные транзитные объемы, которые будут транспортироваться через Украину. Как стороны придут к компромиссу по объемам и ценам транзита, как будет оптимизирована и модернизирована украинская газотранспортная система (ГТС), пока неясно. Вопросов здесь больше, чем ответов.

Влияние "Северного потока"

Последние события оказались скорее позитивными для "Северного потока". Итоги встречи Владимира Путина с Дональдом Трампом в Хельсинки говорят в пользу того, что США все же готовы допустить строительство СП-2. О таком развитии событий говорят и результаты трехсторонней (Россия, Украина, ЕС) встречи по газу.

Неопределенность со сроками строительства СП-2 сохраняется, хотя ввод в эксплуатацию по идее должен состояться в конце 2019 года — к истечению действующего транзитного контракта с Украиной. Впрочем, уже известно, что обе нитки сухопутного продолжения СП-2 по территории Германии (газопровод Eugal) ввести в эксплуатацию к началу 2020 года не удастся: даже при максимально благоприятном развитии событий к этому времени возможен только запуск одной нитки. А значит, минимум половина предназначенных для СП-2 объемов в любом случае останется на украинском направлении и в 2020 году.

Одновременно нынешние обстоятельства — противодействие США, ситуация задержки с разрешением на строительство со стороны Дании — могут привести к тому, что и морской участок трубы начнет функционировать позже декабря 2019 года. А это значит, что в 2020 году транзит через Украину может сохраниться в полном объеме.

В то же время остается высокая вероятность, что вскоре после 2020 года СП-2 будет запущен, а значит, понадобится новый договор на новые объемы. Получается, что новый транзитный договор приходится обсуждать в двух вариантах: как среднесрочный на текущий транзит (с января 2020 года на следующие один-три года — в зависимости от развития событий со строительством СП-2) и как долгосрочный на последующие объемы транзита, уже меньшие.

Украина неоднократно выступала с самыми различными ценовыми предложениями насчет транзита. В этих во многом противоречивых пожеланиях было, тем не менее, одно очень здравое зерно: новый тариф должен зависеть от объемов будущей прокачки. И пока он хотя бы приблизительно не определен, говорить о конкретных тарифах сложно.

Проблемы украинской ГТС

Одновременно и самой Украине нужно думать, как модернизировать свою газотранспортную систему под новые объемы. Да, похоже, час "Ч" отодвигается с 2020 года на 2021-2022-й, но и в этом случае времени на адаптацию остается не так уж много.
Проблема известна: объем транзита через Украину с запуском обходных газопроводов кратно упадет, а значит, ей необходимо переконфигурировать действующую ГТС.

В теории все просто. Если на основных маршрутах идет несколько параллельных ниток, то можно оставить одну. Более того, можно сделать так, чтобы наиболее изношенные участки не попали в новый вариант транспортировки. На практике все несколько сложнее. Во-первых, нет отдельной транзитной трубы — это видно на картах ГТС. Из-за того что транзитные мощности связаны и с внутренней газопроводной системой, просто отключить "лишние" нитки трубы не всегда возможно.

В украинской деловой прессе уже бьют тревогу по поводу того, удастся ли "дотянуться" газом до всех украинских потребителей при кратном снижении объемов транзита.

А что по цифрам? В прошлом году Украина транспортировала 93,5 млрд куб. м российского газа. Но здесь важно помнить, что украинский транзит проходит по двум практически независимым друг от друга направлениям: западному (его в перспективе и заместит СП-2) и южному (его заместит "Турецкий поток"). И если со сроками запуска СП-2 пока не все понятно, то препятствий к тому, чтобы первая нитка "Турецкого потока" начала работать к 2020 году, не видно.

На южном направлении проходят три газопроводные нитки общей мощностью 26 млрд куб. м в год. Сейчас по ним транспортируется ежегодно около 18 млрд куб. м. Большая часть этих объемов предназначена для Турции (около 12 куб. м). В Болгарию и Грецию идет в среднем по 3 млрд куб. м.

После запуска первой нитки "Турецкого потока" мощностью 15,7 млрд куб. м в год прокачка по украинскому направлению снизится втрое. Более того, Греция и Болгария через год-два начнут получать по 1 млрд куб. м из Азербайджана. С одной стороны, для них это дополнительная диверсификация, но с другой — без этих 2 млрд куб. м загруженность коридора упадет с нынешних 18 млрд до 4 млрд куб. м в год, т.е. в четыре с лишним раза. Соответственно, уменьшится и объем прокачки по украинскому южному коридору.

В таком случае появляются вопросы об экономической рентабельности достаточно длинного, но маломощного маршрута. Но поскольку к этому коридору подключены и украинские потребители, Украина заинтересована сохранить этот участок даже при небольших объемах транзита. Наблюдать за этим сюжетом стоит, чтобы понять, как будут развиваться события на основном, западном, направлении.

Западный транзит

В прошлом году по западному направлению через Украину было прокачано около 73 млрд куб. м газа (общий транзит за вычетом южного направления и 3 млрд куб. м для Молдавии). Даже при запуске СП-2 на полную мощность (55 млрд куб. м) здесь остается около 18 млрд куб. м, кроме того, нельзя исключать и повторения прошлогодней ситуации, когда и "Северный поток-1" был частично недозагружен из-за ограничений европейских регуляторов. Но Украина хотела бы гарантированно иметь хотя бы 40 млрд куб. м в год транзитных объемов.

Конфликт может быть разрешен за счет роста экспорта российского газа в ЕС: даже при стагнации европейского спроса на газ падение собственной добычи в ЕС ведет к росту импорта. На фоне решения о дальнейшем сокращении добычи газа в Нидерландах (месторождение Гронинген) рост экспорта российского газа после 2020 года до уровней более 200 млрд куб. м в год становится вполне вероятным.

Такой рост добавит еще 10-20 млрд куб. м транзитного газа. Правда, в этой схеме нет места для второй нитки "Турецкого потока", но пока нет и полного понимания относительно ее сухопутного продолжения.

Словом, компромиссный вариант в 30 млрд куб. м транзита по западному украинскому направлению возможен (напомним, что ранее Россия обещала оставить 10-15 млрд куб. м транзита в год, что совсем не устраивало Украину). Вопросов, правда, здесь остается много — это и равномерность сезонной загрузки, и стоимость транзита, и функционирование украинской ГТС при меньших объемах.

Таким образом, в долгосрочной перспективе России действительно нужен украинский транзит. Во-первых, для поставки газа в некоторые страны Восточной Европы, с тем чтобы сэкономить на строительстве новой инфраструктуры ради небольших потребителей (до 15 млрд куб. м). Во-вторых, для транзита пиковых объемов зимой. А на переговорах с Киевом придется столкнуться с хорошо известными проблемами украинской ГТС: здесь и изношенность, и политические конфликты, и нерыночные методы расчета тарифов.

Александр Собко, аналитик Энергетического центра бизнес-школы "Сколково"

Над рядовыми участниками картеля ОПЕК сгущаются юридические тучи.

"Независимая газета"

Контроль над нефтяными ценами переходит к новому центру принятия решений. Роль неформального центра будет играть тройственный союз США, РФ и Саудовской Аравии, предполагают эксперты. Нефтяные цены определяются условиями соглашения ОПЕК+, к которому присоединились страны — участницы ОПЕК, а также Россия и другие страны-экспортеры. Администрация Трампа тоже претендует на управление нефтяными ценами. Для большей сговорчивости картеля американцы могут распространить свое антикартельное законодательство на членов ОПЕК.

Участники нефтяного картеля ОПЕК готовят план действий на случай принятия в США закона против нефтяных картелей, сообщило агентство Bloomberg.

Свою новую стратегию страны ОПЕК вырабатывают в ходе консультаций с американскими юристами. Консультации с такими фирмами, как White & Case LLP, состоятся в ближайшие дни. ОПЕК хочет получить рекомендации относительно того, как действовать, если в США будет принят закон о запрете деятельности картелей нефтепроизводителей и экспортеров, известный как NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act).

Законопроект был представлен Палатой представителей в мае 2018 года. На прошлой неделе Сенат также внес поправки в антимонопольный закон, известный как Акт Шермана от 1890 года. Именно благодаря этому закону более ста лет назад была разрушена корпорация Standart Oil Джона Рокфеллера, напоминает агентство. Если акт NOPEC будет принят, США получат возможность подать в суд на ОПЕК за манипулирование ценами на энергоносители. Тем более что американский президент Дональд Трамп неоднократно критиковал ОПЕК, обвиняя эту организацию в искусственном повышении цен на нефть и призывая ее увеличить производство.

В настоящее время участники соглашения ОПЕК+ наращивают суммарное производство нефти в рамках модифицированного соглашения ОПЕК+. В конце 2016 года страны — участницы ОПЕК+ согласились уменьшить ежесуточную добычу на 1,8 млн барр. по сравнению с уровнем октября 2016 года. Однако сокращение добычи нефти в Венесуэле привело к перевыполнению плана по сокращению добычи. Поэтому в июне 2018 года участники соглашения ОПЕК+ решили увеличить суммарную добычу на 1 млн барр. Но и сейчас соглашение выполняется "с перебором".

Уровень исполнения соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти снизился до 121% в июне, сообщили вчера представители картеля ОПЕК. При этом иностранные наблюдатели описывают происходящее как формирование нового альянса между США, РФ и Саудовской Аравией, который займется координацией нефтяного рынка "над" ОПЕК. С того момента, как Америка превратилась в экспортера нефти, ее интересы изменились, отмечают эксперты нефтяного рынка в газете Frankfurter Allgemeine.

А российские специалисты считают, что некое подобие тройственного союза имело место и в прошлом. "На протяжении всей современной истории США и Саудовская Аравия сотрудничали по нефтяному вопросу и совместно манипулировали ценами, в том числе и для борьбы с СССР. Так что этот альянс никуда не исчезал, просто действовал с разной степенью активности, а учитывая современные реалии, к ним вполне может присоединиться и Россия как один из ведущих экспортеров. При этом мнение остальных членов нефтяного картеля уже практически ничего не значит: большинство стран — членов ОПЕК испытывают огромные проблемы с экономикой, и поэтому их решения почти не имеют веса", — считает исполнительный директор ICBF Максим Ефремов.

Однако некоторые российские специалисты считают появление тройственного союза малореальным. "США не могут участвовать в таких соглашениях, как ОПЕК+. Для этого нужно иметь возможность регулировать объемы добычи в своей стране. Например, члены ОПЕК исторически имеют формальный инструмент регулирования добычи. В России ситуация иная: формальных полномочий по регулированию объемов добычи у Минэнерго нет, но президент имеет возможность неформально заключить с нефтяными компаниями "джентлеменское соглашение", чтобы те сами, добровольно снизили объемы производства нефти. В США нет ни одного из указанных инструментов. На внутреннем рынке там присутствует большое количество компаний, и договориться с ними об объемах производства фактически невозможно. Единственное, что могут сделать федеральные власти — регулировать экспорт", — объясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Другое дело — регулирование цен, в котором фундаментальную роль играет монетарный фактор. Чем больше денег в мировой экономике, тем выше цена. Таким образом, США могут влиять на нефтяные цены, регулируя объем денежной массы.

Цель США на нефтяном рынке — держать нефть на приемлемо высоком уровне. Но вся политика США изменилась бы в случае перехода на самообеспечение нефтью. В частности, Вашингтон смог бы чувствовать себя более свободно по вопросам Ближнего Востока. И многие бывшие союзники легко стали бы врагами. Да и осложнение поставок ближневосточной нефти в Китай было бы на руку США при переговорах с Пекином и ограничении растущей мощи Китая в мировой экономике и политике.

"Высокие цены на нефть отражаются как на цене бензина в США, так и на экономике страны в целом. США не раз осуществляли попытки повлиять на ОПЕК, открыто высказывая свое мнение по работе организации и сговоре картелей. Но это не приносило особого результата и не принесет, даже если США будут применять юридическое давление на ОПЕК в рамках национального законодательства", — считает эксперт "Международного финансового центра" Гайдар Гасанов.

"Агрессивные заявления Трампа относительно действий ОПЕК и РФ по объемам добываемой нефти в мире — попытка привлечь к себе внимание и желание сделать так, чтобы с США тоже считались. Сценарий нефтяного союза РФ, Саудовской Аравии с США кажется маловероятным в настоящее время. "Дружить" с Америкой будут только в условиях сильного давления и безысходности", — считает ведущий аналитик Центра современных инвестиционных технологий Денис Владимиров.

Михаил Сергеев

 

 

Компания на год раньше срока построит завод по сжижению газа "Ямал СПГ".

"Ведомости"

Начало производства сжиженного природного газа (СПГ) на второй линии завода "Ямал СПГ" может начаться в первой декаде августа, сообщил 19 июля предправления "Новатэка" Леонид Михельсон. Еще в мае в качестве вероятных сроков компания называла сентябрь-октябрь. Третью и последнюю линию "Ямал СПГ" предполагается запустить в декабре этого года, добавил Михельсон. "Если мы одну линию (третью. — "Ведомости") запустим на год раньше — это плюс 5,5 млн т, если на четыре месяца раньше сроков введем вторую линию — это еще плюс 2,5-3 млн т, — передал слова Михельсона "Интерфакс". — Вот посчитайте, сверх запланированного мы продадим около 8 млн т".

"Новатэку" принадлежит 50,1% акций "Ямал СПГ". По 20% — у Total и CNPC, еще 9,9% — у Silk Road Fund. "Ямал СПГ" — первый проект "Новатэка" по производству СПГ. Стоимость проекта — $27 млрд. Изначально предполагалось построить три линии мощностью по 5,5 млн т СПГ в год каждая и сроками ввода в конце 2017, 2018 и 2019 гг. соответственно. Исходя из этих же расчетов было законтрактовано почти 95% производственной мощности завода.

Первая очередь завода начала отгрузки СПГ в декабре 2017 г., за четыре месяца до того, как должны были начаться поставки по долгосрочным контрактам. До апреля 2018 г. "Ямал СПГ" произвел около 1,5 млн т СПГ. Газ поставлялся на спотовый рынок акционерами проекта пропорционально их долям.

Будет ли СПГ, произведенный сверх плана второй и третьей очередью завода, продаваться по такой же схеме, Михельсон не уточнил. Газ будет продаваться "в рамках существующих договоров с акционерами и прочими потребителями", сообщил представитель "Новатэка".

Дополнительные 8 млн т СПГ могут принести "Ямал СПГ" около $4 млрд выручки, подсчитал директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. "При текущих ценах на СПГ в Азии это более $2 млрд дополнительного операционного денежного потока. В том числе на долю "Новатэка" придется чуть более $1 млрд", — продолжает Маринченко.

"Новатэк" не будет консолидировать выручку от "Ямал СПГ", так как согласно учредительным документам проект является совместным предприятием и финансовый результат отражается по принципу долевого участия. Но финансовый результат от ускоренного наращивания производства попадет в чистую прибыль, положительный эффект при этом может составить более $1 млрд за 2018-2019 гг. Для сравнения: Fitch прогнозирует, что в 2018 г. чистая прибыль "Новатэка" без учета "Ямал СПГ" составит около $3 млрд.

Для акционеров "Ямал СПГ" дополнительные доходы означают, что проект быстрее окупится и раньше начнет платить дивиденды, указывает Маринченко.

Не менее важно и то, что "Новатэк" фактически ломает отраслевые стереотипы, добавляет эксперт. "В основном СПГ-проекты вводятся в эксплуатацию со значительными задержками и перерасходом первоначального бюджета, — указывает Маринченко. — Ввод в эксплуатацию второй и третьей очереди "Ямал СПГ" с опережением графика может подстегнуть интерес инвесторов к другому проекту "Новатэка" — "Арктик СПГ — 2".

Артур Топорков

 

 

<< Июль, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ