Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

20.09.2018

Ведущая нефтяная компания страны выпустила на рынок "экологическое" топливо марки "Евро-6".

"Независимая газета"

"Роснефть" на Саратовском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) приступила к промышленному выпуску улучшенных высокооктановых бензинов, значительно превосходящих по экологическим показателям и эксплуатационным свойствам топливо, выпускаемое в настоящее время в России. Для этого компания разработала новую технологию производства и установила более жесткие требования по ключевым показателям.

"Дело в том, что европейские страны первыми стали выдвигать экологические требования к топливу, а Россия какое-то время была в этом вопросе в роли "догоняющей", — говорит вице-президент "Роснефти" по нефтепереработке Александр Романов. — Для этого были и объективные причины, главная из которых — это старый автопарк. Но экономика развивается, развивается и автомобильный рынок, люди покупают новые машины, и им нужно совсем другое топливо. И сейчас мы уже не только догнали Европу, но и перегнали. В соответствии с требованиями технического регламента, с 1 июня 2017 года на территории России запрещены продажи топлива ниже класса "К5" ("Евро-5"). Более того, в апреле этого года "Роснефть" запустила в Башкирии пилотный проект по производству бензина "Евро-6". Это был первый опыт производства такого топлива не только в России, но и в мире. В Европе сейчас такого высокоэкологичного бензина нет, европейцы пока не умеют его делать. А в России, пожалуйста, можно купить". "Если в Европе есть требования по двигателям "Евро-6", значит, появится и топливо. Просто мы сделали его первыми", — добавляет вице-президент "Роснефти".

В бензинах марки "Евро-6" "Роснефти" меньше серы, что снижает коррозийную активность, меньше бензола и, следовательно, ниже токсичность выхлопных газов. При использовании такого топлива на 12,5% снижается количество отложений на впускных клапанах и на 12,7% — отложений в камере сгорания двигателя автомобиля. Заметим, что еще в апреле пилотный проект по выпуску и продаже нового бензина ATUM-95 "Евро-6" стартовал в Башкирии на АЗС "Башнефти". Этот опыт оказался более чем удачным. В ходе реализации проекта были получены положительные результаты, свидетельствующие о том, что новое топливо пользуется доверием и спросом у автовладельцев. В планах "Роснефти" перенести этот опыт и на другие НПЗ компании. Для начала — на Саратовский НПЗ с поставкой в Краснодарский край. Топливо "Евро-6" производства этого НПЗ уже в сентябре поступило в продажу и к концу месяца будет доступно потребителям на более чем 200 АЗС "Роснефти" в регионе. Кстати, стоимость "Евро-6" не отличается от цены бензина предыдущего класса.

Саратовский НПЗ перешел на выпуск топлива высокого экологического класса после масштабной реконструкции установок. Именно современные технологии и высокая квалификация специалистов завода позволили организовать промышленный выпуск улучшенных высокооктановых бензинов. "Благодаря реконструкции завода и изменению технологии изготовления топлива, в том числе компонентного состава, — отмечает Романов, — мы сумели разработать такой алгоритм производства, который позволил нам не только существенно улучшить экологические характеристики бензина, но и сделать это без ущерба для себестоимости производства".

"Существенно снижается токсичность отработанных газов. 20% по объемной доле угарного газа и углеводородов, а также до 4% оксидов азота", — подчеркивает вице-президент "Роснефти".

"Черноморское побережье мы выбрали как приоритетное направление с точки зрения экологии, это курортная зона, — продолжает он. — Много людей ездят туда отдыхать на собственных автомобилях. И это регион, где у "Роснефти" существенная доля розничного рынка. Поэтому появление на наших АЗС топлива "Евро-6" внесет значительный вклад в улучшение экологической обстановки в регионе. Задумайтесь: потребление только 20 тыс. т в месяц бензина "Евро-6" вместо стандартного бензина К5 позволит снизить выбросы до 20% (до 3,8 тыс. т/ год), что является существенным вкладом в сохранение окружающей среды". При этом, по словам Романова, крупные города — это следующий и неизбежный шаг.

Что касается других компаний, то, несмотря на заявления того же ЛУКОЙЛа о готовности начать производство "Евро-6", "Роснефть" пока единственная компания, которой оказалось по силам это сделать. И, как утверждает Романов, в первую очередь это даже не вопрос технического оснащения, а вопрос компетенций. "У "Роснефти", как показывает практика, они на высоте. Развитие технологий сейчас идет опережающими темпами, поэтому, чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна двигаться, как говорится, "выше скорости потока", — добавляет он.

Новое топливо "Роснефти" опрошенные "НГ" эксперты оценивают положительно. "Президентом России в 2008-2009 годах было приказано всем основным госкомпаниям (а "Роснефть" была одной из основных) развивать инновационные проекты в своей профильной сфере, — говорит экономист, директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев. — А нефтепереработка для "Роснефти" — это самая что ни на есть профильная сфера. Может ли наличие высококачественных бензинов считаться маркером уровня экономики, промышленного развития страны? На мой взгляд, да. Я бы даже сказал, что его можно считать маркером уровня развития страны в целом".

"То, что "Роснефть" начала продавать в Краснодарском крае, где находится много курортов, бензин "Евро-6", — это прогрессивный шаг, — полагает, в свою очередь, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин. — "Евро-6" и дает экономичность, и уменьшает коррозийную нагрузку, и бережет экологию".

"В регионе, где находится много курортов, экологически чистое топливо более чем желательно, тем более что мы раз за разом там отмечаем превышение в выхлопах и бензола, и серы (встречалось такое и в этом году — порой даже стократное превышение), — говорит заместитель руководителя Федерации автовладельцев России (ФАР), член координационного совета ФАР Дмитрий Клевцов. — Думаю, надо государству навести порядок, чтобы в курортной зоне — и в Краснодарском крае, и рядом, в Ростовской области, — продавалось топливо классом не ниже К5".

"Сама по себе новость о появлении и начале реализации нового топлива стандарта "Евро-6", безусловно, позитивна, — подчеркивает член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России и развитию ТЭКа Рустам Танкаев. — Надо сказать, что переход к более чистым топливам и более высоким экологическим стандартам — нормальный путь развития. Мы все прекрасно знаем, насколько возросло у нас количество автомобилей в городах, насколько тяжелая в них атмосфера".

Понятно, почему переход на топливо "Евро-6" начался именно в Башкирии, объясняет эксперт. По его словам, башкирские НПЗ, которые принадлежат "Роснефти", по своему технологическому уровню очень продвинуты: "Они близки к европейскому уровню, и, поскольку реконструкция продолжается, следует ожидать, что они выйдут и на более высокий уровень. Для этих заводов производство бензинов уровня "Евро-6" вполне естественно и технологически достаточно. То же самое можно сказать и о Саратовском НПЗ, на котором производится сейчас топливо "Евро-6", распространяемое в Краснодарском крае".

Вторым важным моментом, по мнению Рустама Танкаева, является система контроля качества бензина: "У нас в течение многих лет качество бензина контролировалось выборочно, и те заправочные станции, которые торговали низкокачественным бензином, штрафовались и лишались лицензий. Я считаю, что контроль качества должен быть тотальным. Этого государство пока обеспечить не может, но компании в принципе это как раз обеспечивают. И главная нефтяная компания России — "Роснефть", безусловно, имеет достаточно мощную и надежную систему контроля качества. Я, во всяком случае, ни разу не сталкивался на заправках "Роснефти" с низкокачественным бензином. Чего нельзя сказать о других компаниях".

"Чем выше класс топлива, тем меньше выбросы вредных веществ, меньше загрязнение окружающей среды и больше мощность автомобиля, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Но обычно это топливо является более дорогим, чем другие классы, поскольку затраты на производство более чистого топлива несколько выше. "Роснефть", однако, намерена продавать это топливо по цене не выше, чем у обычного бензина АИ-95".

Требования российского законодательства обязывают компании выпускать топливо класса К5. "Роснефть" работает на опережение: повышает экологичность топлива, так как ужесточение экологических норм к топливу — это общемировой тренд. Это один из главных элементов стратегии "Роснефть-2022". "Роснефть" проводит беспрецедентную программу модернизации своих НПЗ. Она самая масштабная в стране — 1,4 трлн руб., — говорит Александр Романов. — Уже завершено строительство и модернизация 22 основных установок и комплексов нефтепереработки. Вся произведенная на них продукция поставляется на внутренний рынок. Компания — крупнейший поставщик. Поэтому и уделяется такое пристальное внимание развитию экологических характеристик топлива. Ведь это не для кого-то. Это для нас с вами, для наших детей. Вы знаете, что концентрация смол, ароматики и бензола — всего того, что принято называть автомобильным выхлопом, — все это концентрируется на уровне метра от земли. И когда мы ведем детей в школу или детский сад, это они прежде всего дышат этим воздухом".

Что в сухом остатке? Только то, что "Роснефть" как экологически ответственная компания постоянно совершенствует производство высокотехнологичных видов топлива и нефтепродуктов. Об этом говорит и Александр Романов: "Чистый воздух — это главный приоритет. И стандарт "Евро" — это действительно прежде всего про экологию". Впрочем, и автомобили, скажем так, внакладе не остаются — благодаря "Евро-6" значительно снижается износ двигателя.

Романов убежден, что экологические стандарты будут и дальше ужесточаться, пока человечество не перейдет на принципиально иной вид двигателей. "Уверен, что и на этом, совершенно новом рынке "Роснефть" сумеет завоевать лидерские позиции", — резюмирует вице-президент компании.

Сергей Никаноров

 

 

США не будут вводить санкции против строящих "Северный поток-2" компаний.

"Российская газета"

В среду президент США Дональд Трамп отказался применять санкции в отношении европейских участников проекта "Северный поток-2". Правда, неясно, стоит ли до конца верить американскому лидеру, у которого зачастую "семь пятниц на неделе" и который решительно меняет свое мнение в зависимости от внутриполитической конъюнктуры. К тому же у Трампа всегда существует отличная "отмазка", позволяющая ему не выполнять ранее данные, в том числе публично, обещания — мнение Конгресса, с которым президент обязан считаться, пусть и с явным нежеланием.

Так что нынешнее заявление американского лидера о том, что Вашингтон не собирается использовать ограничительные меры против компаний, участвующих в строительстве газопровода "Северный поток-2" в итоге может оказаться не подкрепленным делами пиар-ходом. Ориентировочно в ноябре американцы угрожают ввести так называемый "второй пакет" санкций против России, если та не "улучшит свое поведение", на что в Вашингтоне не слишком надеются. Нельзя исключать, что "Северный поток-2" вопреки нынешним обещаниям Трампа все же попадет в этот "второй пакет".

Возможно, поэтому президент Польши Анджей Дуда, который в ходе визита в Вашингтон настоятельно уговаривал Трампа остановить "Северный поток-2", не слишком огорчился, узнав о планах главы Белого дома не применять санкции в отношении газового проекта. В эфире польского телевидения Дуда сообщил о своей надежде, что "решение, позволяющее закрыть "Северный поток-2", Трампом будет найдено". Поэтому говорить о том, что Белый дом отказался от своих задумок, явно преждевременно.

Тем не менее, несмотря на "медом намазанную" для Трампа-бизнесмена аргументацию польского президента, утверждавшего, что "присутствие на рынке Европы российского газа мешает США продавать свой сжиженный газ", глава Белого дома не пошел у него на поводу. Впрочем, о сдержанности Трампа можно говорить с большой натяжкой. В частности, американский лидер весьма резко отозвался о поддержавшей строительство газопровода из России канцлере Германии Ангеле Меркель, заявив, что это "плохой проект для жителей Германии" и немцам не нравится платить за российскую энергию. В том, что немцам больше по душе платить в полтора-два раза дороже за американские энергоносители только потому, что они сделаны в США, американский лидер, похоже, не сомневается. Его ничуть не смутило, что своими обращенными к избирателям ФРГ оскорбительными нравоучениями он демонстративно вмешивался в дела суверенного европейского государства, чего сами американцы в отношении себя ох как не любят. Но, как объяснил на встрече с Дудой глава Белого дома, все в мире уважают силу, а сегодня самые сильные — это США.

"Мы стали свиньей-копилкой для всего мира. Нас грабил Китай, нас грабил Евросоюз, нас грабили все. Вы увидите, что нас больше не будут грабить в ближайшее время", — сообщил Трамп радостно поддакивающему ему президенту Польши.

Тем не менее, следует признать, что вопрос о введении санкций против европейского бизнеса, участвующего в газовом проекте с Россией, в Вашингтоне на время отложен. Причин тому несколько.

Во-первых, на состоявшейся в американской столице встрече Трампа с главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером глава Белого дома получил гарантии, что Европа увеличит закупки сжиженного газа из США и будет выстраивать для этого инфраструктуру. В свою очередь, Евросоюз, предположительно, добился обещания, что Трамп не станет наносить ущерб европейскому бизнесу в рамках уже существующих, в том числе с Москвой, энергетических проектах.

Во-вторых, в разгар торговой войны между США и Китаем дополнительно обострять отношения с Европой из-за "Северного потока-2" Трамп посчитал рискованным шагом.

В третьих, решимость политиков Старого Света разобраться с американской валютой, освободив Евросоюз от долларовой зависимости, и их планы перейти на торговлю в евро с третьими странами в случае их реализации угрожают Вашингтону значительными финансовыми и геополитическими потерями. Сюда же следует отнести желание ключевых стран Евросоюза сформировать самостоятельную, без привлечения США, оборонительную политику. На этом фоне новые недружественные шаги Трампа в отношении европейского бизнеса стали бы роковыми для европейско-американских отношений.

По мнению немецкой газеты Die Welt, причина, по которой Трамп отказался порадовать польского коллегу введением санкций против "Северного потока-2", объясняется сомнениями, которые испытывает Белый дом по поводу эффективности этого шага, а вовсе не уважением к мнению Меркель. Возможные издержки от введения ограничительных мер против пяти западных энергетических компаний выглядят значительными, а вот гарантий того, что прокладка газопровода по дну Балтийского моря остановится, у США нет никаких. "Экономические санкции против России приведут к тому, что появится еще больше вариантов для финансирования "Северного потока-2", — утверждал финансовый директор проекта Пол Коркоран. Напомню, что ранее Еврокомиссия уже разрешила европейским компаниям на легальных основаниях игнорировать американские санкции против Ирана и обещала наказывать тех, кто их будет соблюдать.

Причем публичное негодование Брюсселя могло достичь небывалых прежде высот, если бы Трамп демонстративно поддержал предложение польского президента о санкциях в отношении участников "Северного потока-2". Нелояльное поведение Варшавы, которая действует в Европе исключительно в американских интересах, давно вызывает негодование руководства Евросоюза. Даже новую военную базу США на польской земле, если, конечно, ее построят, польский президент то ли в шутку, то ли всерьез предложил назвать "Форт Трамп". И глава Белого дома против столь откровенного подхалимажа ничуть не возражал.

Евгений Шестаков

<< Сентябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ