"Роснефть" на Саратовском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) приступила к промышленному выпуску улучшенных высокооктановых бензинов, значительно превосходящих по экологическим показателям и эксплуатационным свойствам топливо, выпускаемое в настоящее время в России. Для этого компания разработала новую технологию производства и установила более жесткие требования по ключевым показателям.
"Дело в том, что европейские страны первыми стали выдвигать экологические требования к топливу, а Россия какое-то время была в этом вопросе в роли "догоняющей", — говорит вице-президент "Роснефти" по нефтепереработке Александр Романов. — Для этого были и объективные причины, главная из которых — это старый автопарк. Но экономика развивается, развивается и автомобильный рынок, люди покупают новые машины, и им нужно совсем другое топливо. И сейчас мы уже не только догнали Европу, но и перегнали. В соответствии с требованиями технического регламента, с 1 июня 2017 года на территории России запрещены продажи топлива ниже класса "К5" ("Евро-5"). Более того, в апреле этого года "Роснефть" запустила в Башкирии пилотный проект по производству бензина "Евро-6". Это был первый опыт производства такого топлива не только в России, но и в мире. В Европе сейчас такого высокоэкологичного бензина нет, европейцы пока не умеют его делать. А в России, пожалуйста, можно купить". "Если в Европе есть требования по двигателям "Евро-6", значит, появится и топливо. Просто мы сделали его первыми", — добавляет вице-президент "Роснефти".
В бензинах марки "Евро-6" "Роснефти" меньше серы, что снижает коррозийную активность, меньше бензола и, следовательно, ниже токсичность выхлопных газов. При использовании такого топлива на 12,5% снижается количество отложений на впускных клапанах и на 12,7% — отложений в камере сгорания двигателя автомобиля. Заметим, что еще в апреле пилотный проект по выпуску и продаже нового бензина ATUM-95 "Евро-6" стартовал в Башкирии на АЗС "Башнефти". Этот опыт оказался более чем удачным. В ходе реализации проекта были получены положительные результаты, свидетельствующие о том, что новое топливо пользуется доверием и спросом у автовладельцев. В планах "Роснефти" перенести этот опыт и на другие НПЗ компании. Для начала — на Саратовский НПЗ с поставкой в Краснодарский край. Топливо "Евро-6" производства этого НПЗ уже в сентябре поступило в продажу и к концу месяца будет доступно потребителям на более чем 200 АЗС "Роснефти" в регионе. Кстати, стоимость "Евро-6" не отличается от цены бензина предыдущего класса.
Саратовский НПЗ перешел на выпуск топлива высокого экологического класса после масштабной реконструкции установок. Именно современные технологии и высокая квалификация специалистов завода позволили организовать промышленный выпуск улучшенных высокооктановых бензинов. "Благодаря реконструкции завода и изменению технологии изготовления топлива, в том числе компонентного состава, — отмечает Романов, — мы сумели разработать такой алгоритм производства, который позволил нам не только существенно улучшить экологические характеристики бензина, но и сделать это без ущерба для себестоимости производства".
"Существенно снижается токсичность отработанных газов. 20% по объемной доле угарного газа и углеводородов, а также до 4% оксидов азота", — подчеркивает вице-президент "Роснефти".
"Черноморское побережье мы выбрали как приоритетное направление с точки зрения экологии, это курортная зона, — продолжает он. — Много людей ездят туда отдыхать на собственных автомобилях. И это регион, где у "Роснефти" существенная доля розничного рынка. Поэтому появление на наших АЗС топлива "Евро-6" внесет значительный вклад в улучшение экологической обстановки в регионе. Задумайтесь: потребление только 20 тыс. т в месяц бензина "Евро-6" вместо стандартного бензина К5 позволит снизить выбросы до 20% (до 3,8 тыс. т/ год), что является существенным вкладом в сохранение окружающей среды". При этом, по словам Романова, крупные города — это следующий и неизбежный шаг.
Что касается других компаний, то, несмотря на заявления того же ЛУКОЙЛа о готовности начать производство "Евро-6", "Роснефть" пока единственная компания, которой оказалось по силам это сделать. И, как утверждает Романов, в первую очередь это даже не вопрос технического оснащения, а вопрос компетенций. "У "Роснефти", как показывает практика, они на высоте. Развитие технологий сейчас идет опережающими темпами, поэтому, чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна двигаться, как говорится, "выше скорости потока", — добавляет он.
Новое топливо "Роснефти" опрошенные "НГ" эксперты оценивают положительно. "Президентом России в 2008-2009 годах было приказано всем основным госкомпаниям (а "Роснефть" была одной из основных) развивать инновационные проекты в своей профильной сфере, — говорит экономист, директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев. — А нефтепереработка для "Роснефти" — это самая что ни на есть профильная сфера. Может ли наличие высококачественных бензинов считаться маркером уровня экономики, промышленного развития страны? На мой взгляд, да. Я бы даже сказал, что его можно считать маркером уровня развития страны в целом".
"То, что "Роснефть" начала продавать в Краснодарском крае, где находится много курортов, бензин "Евро-6", — это прогрессивный шаг, — полагает, в свою очередь, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин. — "Евро-6" и дает экономичность, и уменьшает коррозийную нагрузку, и бережет экологию".
"В регионе, где находится много курортов, экологически чистое топливо более чем желательно, тем более что мы раз за разом там отмечаем превышение в выхлопах и бензола, и серы (встречалось такое и в этом году — порой даже стократное превышение), — говорит заместитель руководителя Федерации автовладельцев России (ФАР), член координационного совета ФАР Дмитрий Клевцов. — Думаю, надо государству навести порядок, чтобы в курортной зоне — и в Краснодарском крае, и рядом, в Ростовской области, — продавалось топливо классом не ниже К5".
"Сама по себе новость о появлении и начале реализации нового топлива стандарта "Евро-6", безусловно, позитивна, — подчеркивает член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России и развитию ТЭКа Рустам Танкаев. — Надо сказать, что переход к более чистым топливам и более высоким экологическим стандартам — нормальный путь развития. Мы все прекрасно знаем, насколько возросло у нас количество автомобилей в городах, насколько тяжелая в них атмосфера".
Понятно, почему переход на топливо "Евро-6" начался именно в Башкирии, объясняет эксперт. По его словам, башкирские НПЗ, которые принадлежат "Роснефти", по своему технологическому уровню очень продвинуты: "Они близки к европейскому уровню, и, поскольку реконструкция продолжается, следует ожидать, что они выйдут и на более высокий уровень. Для этих заводов производство бензинов уровня "Евро-6" вполне естественно и технологически достаточно. То же самое можно сказать и о Саратовском НПЗ, на котором производится сейчас топливо "Евро-6", распространяемое в Краснодарском крае".
Вторым важным моментом, по мнению Рустама Танкаева, является система контроля качества бензина: "У нас в течение многих лет качество бензина контролировалось выборочно, и те заправочные станции, которые торговали низкокачественным бензином, штрафовались и лишались лицензий. Я считаю, что контроль качества должен быть тотальным. Этого государство пока обеспечить не может, но компании в принципе это как раз обеспечивают. И главная нефтяная компания России — "Роснефть", безусловно, имеет достаточно мощную и надежную систему контроля качества. Я, во всяком случае, ни разу не сталкивался на заправках "Роснефти" с низкокачественным бензином. Чего нельзя сказать о других компаниях".
"Чем выше класс топлива, тем меньше выбросы вредных веществ, меньше загрязнение окружающей среды и больше мощность автомобиля, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Но обычно это топливо является более дорогим, чем другие классы, поскольку затраты на производство более чистого топлива несколько выше. "Роснефть", однако, намерена продавать это топливо по цене не выше, чем у обычного бензина АИ-95".
Требования российского законодательства обязывают компании выпускать топливо класса К5. "Роснефть" работает на опережение: повышает экологичность топлива, так как ужесточение экологических норм к топливу — это общемировой тренд. Это один из главных элементов стратегии "Роснефть-2022". "Роснефть" проводит беспрецедентную программу модернизации своих НПЗ. Она самая масштабная в стране — 1,4 трлн руб., — говорит Александр Романов. — Уже завершено строительство и модернизация 22 основных установок и комплексов нефтепереработки. Вся произведенная на них продукция поставляется на внутренний рынок. Компания — крупнейший поставщик. Поэтому и уделяется такое пристальное внимание развитию экологических характеристик топлива. Ведь это не для кого-то. Это для нас с вами, для наших детей. Вы знаете, что концентрация смол, ароматики и бензола — всего того, что принято называть автомобильным выхлопом, — все это концентрируется на уровне метра от земли. И когда мы ведем детей в школу или детский сад, это они прежде всего дышат этим воздухом".
Что в сухом остатке? Только то, что "Роснефть" как экологически ответственная компания постоянно совершенствует производство высокотехнологичных видов топлива и нефтепродуктов. Об этом говорит и Александр Романов: "Чистый воздух — это главный приоритет. И стандарт "Евро" — это действительно прежде всего про экологию". Впрочем, и автомобили, скажем так, внакладе не остаются — благодаря "Евро-6" значительно снижается износ двигателя.
Романов убежден, что экологические стандарты будут и дальше ужесточаться, пока человечество не перейдет на принципиально иной вид двигателей. "Уверен, что и на этом, совершенно новом рынке "Роснефть" сумеет завоевать лидерские позиции", — резюмирует вице-президент компании.
Сергей Никаноров