Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

20.11.2017

Первым их получит Дальний Восток, это позволит привлечь инвесторов в регион.

"Изветия"

Действующее тарифное регулирование в электроэнергетике на Дальнем Востоке тормозит реализацию ряда инвестиционных проектов по освоению золоторудных месторождений, а также снижает эффективность и перспективность использования ГЭС, сказал "Ведомостям" представитель Минэнерго. В конце прошлой недели правительство одобрило внесение в Госдуму поправок в закон об электроэнергетике, которые должны улучшить инвестпривлекательность Дальнего Востока.

Разработанные Минэнерго поправки предполагают введение на изолированных территориях энергосистемы России долгосрочных пятилетних тарифов в пределах максимальных и минимальных уровней. К таким территориям относятся Камчатка, Сахалин, Якутия (кроме Южно-Якутского энергорайона), Магаданская область. Там работают компании группы "Русгидро". Сейчас на них действует принцип "затраты плюс", региональные власти устанавливают тарифы на один год.

Уход от метода "затраты плюс" к долгосрочным тарифам позволит энергетикам сокращать расходы и оставлять лишнюю прибыль себе, а не отдавать регулятору через снижение тарифа на следующий год, говорит аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр.
Представитель "Русгидро" от комментариев отказался.

Фактически это будет первый опыт введения долгосрочных тарифов в российской электроэнергетике, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Например, на оптовом рынке (территории европейской части России, Урала и Сибири) эта возможность ограничивается ежегодным пересмотром электросетевых тарифов, различными надбавками к цене на мощность, перечисляет она.

На изолированных территориях у региональных властей есть возможность устанавливать долгосрочные тарифы, соглашается Порохова, но вопрос — смогут ли они выполнить взятые на себя долгосрочные обязательства.

Одно из крупнейших золоторудных месторождений на Дальнем Востоке — Наталкинское — разрабатывается компанией "Полюс". Оно находится в Магаданской области, доказанные запасы составляют 16 млн унций золота. Как следует из материалов "Полюса", по итогам девяти месяцев 2017 г. операционные расходы компании составили $232 млн. Из них на электроэнергию пришлось $4,64 млн (280 млн руб. по текущему курсу).

Компания поддерживает инициативу Минэнерго, говорит представитель "Полюса": долгосрочные контракты позволят прогнозировать стоимость электроэнергии и будут востребованы как со стороны промышленных потребителей, так и со стороны генерирующих компаний.

Долгосрочные тарифы будут не первым механизмом поддержки инвестпривлекательности Дальнего Востока, разработанным правительством. С июля 2017 г. крупные потребители оптового рынка компенсируют энергетикам Дальнего Востока разницу от снижения энерготарифов для потребителей на этих территориях до среднероссийского уровня. Такая надбавка для оптового рынка будет действовать до 2019 г. включительно. В 2017 г. промышленные потребители европейской части России, Урала и Сибири заплатят за потребителей Дальнего Востока 27,3 млрд руб. Долгосрочные тарифы на надбавку не повлияют, потому что в среднем по регионам они останутся на том же уровне, заверил представитель ФАС.

Долгосрочные тарифы — не единственная обсуждавшаяся идея изменения тарифной политики на Дальнем Востоке. Ранее Минэнерго допускало создание конкурентного рынка на Дальнем Востоке и запуска там третьей ценовой зоны (первая ценовая — европейская часть России и Урал, вторая — Сибирь). Также регион может войти в программу модернизации энергомощностей, по которой инвесторам будет гарантирован возврат вложенных средств с высокой доходностью. Вице-премьер Юрий Трутнев в свою очередь заявлял, что действие надбавки за снижение тарифов на Дальнем Востоке необходимо продлевать на срок до 10 лет (все слова по "Интерфаксу").

Иван Песчинский

 

 

Румынский суд отказался от уголовного преследования Petrotel-Lukoil и ее руководителя.

"Газета РБК"

В Румынии прекращено уголовное дело в отношении дочерней структуры ЛУКОЙЛа, обвинявшейся в уклонении от уплаты налогов и отмывании денежных средств. По сообщению пресс-службы российской компании от 17 ноября, прокуратура при апелляционном суде города Плоешти вынесла постановление о прекращении уголовного дела, возбужденного в 2014 году, в отношении как румынской "дочки" ЛУКОЙЛа Petrotel-Lukoil S.A., так и ее руководителя Андрея Богданова.

На фоне этой новости депозитарные расписки ЛУКОЙЛа на Лондонской бирже (LSE) выросли на 0,3%, капитализация составила $47,4 млрд (по состоянию на 17:00 мск). На Московской бирже на 17:00 мск акции компании выросли на 0,18%, капитализация составила 2,8 трлн руб.

Закрытое дело — одно примерно из пяти других, отдельных, более мелких обвинений против компании, сообщает Reuters со ссылкой на представителя прокуратуры румынского суда города Плоешти. Телефон прокуратуры Плоешти в пятницу днем не отвечал, на запрос РБК представитель не ответил. Представитель ЛУКОЙЛа отказался от комментариев.

По мнению старшего аналитика Sberbank CIB Валерия Нестерова, закрытие одного из крупных эпизодов уголовного дела против структуры ЛУКОЙЛа обоснованно и ожидаемо, за ним могут последовать и другие эпизоды. Он полагает, что это дело, скорее всего, было возбуждено по политическим причинам и сейчас они уже исчерпаны. Нестеров напомнил, что ЛУКОЙЛ в 2015 году получал предложение продать свой НПЗ в Румынии, но отказался. "Компания давно и эффективно работает в странах Восточной Европы, платит налоги, является крупным инвестором, и Румыния вряд ли готова потерять его. В случае проигрыша дела ЛУКОЙЛ мог бы уйти не только из румынской переработки и розницы, но и продать другие свои активы в этой стране, включая крупные добычные проекты на шельфе", — считает эксперт.

В июне 2014 года прокуратура апелляционного суда города Плоешти постановила возбудить уголовное дело по фактам уклонения от уплаты налогов и отмывания денежных средств против компании Petrotel-Lukoil и ее гендиректора Андрея Богданова. В частности, только Богданову были предъявлены претензии на сумму €230 млн, писал РБК. Позднее дочернюю структуру ЛУКОЙЛа, владеющую НПЗ в Плоешти, обвинили в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве с причинением ущерба на сумму около €1,77 млрд. Впоследствии румынская прокуратура добавила к обвинению в умышленной растрате кредитов и отмывании денежных средств в период 2008-2010 годов LUKOIL Europe Holdings B.V. В июле 2015 года были арестованы румынские активы компании на сумму €2 млрд, но ЛУКОЙЛ обжаловал это решение. В июле 2015 года глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов встречался с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом и обсуждал предъявленные претензии, а несколькими днями позже обратился за поддержкой в Еврокомиссию.

В сентябре 2015 года суд уезда Прахова сократил размер обеспечительных мер по Petrotel-Lukoil втрое. В начале 2016 года суд в Румынии отклонил обвинительный акт, ранее направленный прокуратурой, установив наличие многочисленных нарушений и ошибок в деле, и вернул его в прокуратуру. Палата по предварительным слушаниям суда уезда Прахова 18 апреля 2016 года вынесла определение о рассмотрении дела в суде, а суд 10 мая того же года отменил все меры пресечения, действовавшие в отношении обвиняемых физических лиц. У ЛУКОЙЛа остались доли в четырех нефтеперерабатывающих заводах в Европе — в Болгарии, Румынии, Италии и Нидерландах. Компания не раз сообщала, что хочет продать их.

Людмила Подобедова

Налоговые льготы для крупнейшего месторождения "Роснефти" выгодны в первую очередь государству.

"Независимая газета"

Госдума РФ приняла в третьем — окончательном — чтении внесенную правительством поправку в Налоговый кодекс, которая устанавливает ежегодный налоговый вычет в 35 млрд руб. по НДПИ для добываемой нефти на Самотлорском месторождении "Роснефти". Вычет будет применяться с 1 января 2018 по 31 декабря 2027 года, то есть в течение 10 лет.

В результате будут созданы прозрачные и легко контролируемые механизмы стимулирования разработки месторождения. При этом государство предоставит компании инвестиционный ресурс в размере 350 млрд руб. "Роснефть", в свою очередь, берет на себя повышенные инвестиционные обязательства. Это позволит раскрыть ресурсный потенциал Самотлора, увеличить объемы бурения, сохранить текущий уровень добычи нефти на месторождении, создать новые рабочие места, обеспечить рост доходной базы государства и развитие региональной инфраструктуры.

В ближайшее время совет директоров "Роснефти" утвердит новую программу бурения и дальнейшего освоения Самотлора (на это месторождение приходится 10% добычи компании). За 10 лет на высоковыработанном месторождении дополнительно будет добыто 50 млн т нефти, Самотлор обеспечит налоговые отчисления в бюджеты всех уровней в объеме более 1,7 трлн руб. и совокупный вклад в экономику страны более 5 трлн руб. Реализация расширенной инвестиционной программы окажет существенное позитивное влияние и на акционерную стоимость "Роснефти" в интересах государства, владеющего контрольной долей в компании.

"Предложенные меры, — отмечал ранее глава "Роснефти" Игорь Сечин, — позволят придать новый импульс развитию одного из крупнейших нефтяных месторождений страны с ощутимым мультипликативным эффектом как для региона, так и для всей российской экономики". В правительстве РФ также высоко оценили достигнутые договоренности. "Для нас важно было создать экономически рациональные стимулы повышения инвестиционной активности для "Роснефти" на одном из крупнейших месторождений, — сказал министр финансов РФ Антон Силуанов. — Государство выиграет не только от увеличения добычи на месторождении уже в ближайшие годы, но и как контролирующий акционер "Роснефти" получит дополнительный доход в форме повышенных дивидендных платежей".

Самотлор по нефти, как известно, выработан на 75%. Месторождение является высокообводненным (добываемая жидкость порой содержит 98% воды и только 2% нефти), в 2016 году добыча здесь составила более 20 млн т. "В случае отсутствия инвестиционных стимулов она вполне могла бы снизиться до 15 млн т, — отмечает гендиректор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев. — Связано это было бы в первую очередь с сокращением объемов бурения в зонах с низкой нефтенасыщенностью. Нефть месторождения по качеству одна из лучших в России и соответственно одна из самых дорогих. Поэтому правительство заинтересовано в сохранении высокого уровня добычи этой нефти". Отсутствие инвестиционных стимулов для разработки этого месторождения, полагает эксперт, могло бы привести к сокращению налогооблагаемой базы. В результате пострадала бы не столько нефтяная компания, сколько бюджет страны. Налоговые стимулы и соответственно значительные инвестиции в месторождение, говорит Танкаев, позволят увеличить фонд эксплуатационных скважин: "Это приведет к повышению конечного коэффициента извлечения нефти, а значит, и к увеличению извлекаемых запасов нефти Самотлора, а запасы — это живые деньги на балансе России".

"Государство наконец перешло к налоговой системе, не только накладывающей ограничения на бизнес, но и стимулирующей бизнес, — считает, в свою очередь,  гендиректор Института энергетической стратегии профессор Виталий Бушуев. — Без подобного инвестиционного стимула большая часть ресурсов просто осталась бы в нижних слоях Самотлора, так как в этом случае компании было бы проще уйти на другие объекты. Так что в Госдуме наконец-то поступили совершенно правильно, приняв стимулирующие поправки в Налоговый кодекс".

"Смысл принятого Госдумой закона в том, чтобы на как можно больший срок продлить жизнь Самотлора, — говорит заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. — Возможно, удастся дать некую дополнительную добычу в ближайшие 15 лет — около 80 млн т, что существенно для государства". Эксперт при этом также отмечает совокупный мультипликативный эффект для экономики страны. Мощные инвестиции со стороны "Роснефти" приведут к созданию дополнительных рабочих мест, последуют заказы на новое оборудование, на сервисные услуги по бурению, будет развиваться экономика региона и т.д.

Научный руководитель Института проблем нефти и газа РАН, доктор геолого-минералогических наук, академик РАН Анатолий Дмитриевский отметил интернет-изданию polit.ru,  что сегодня уже существуют технологии, которые позволят более эффективно эксплуатировать месторождение. К примеру, на Самотлоре уже разработана и опробована технология, которая позволяет добывать нефть себестоимостью 1,2 долл. за баррель. В результате активности "Роснефти" Самотлор стал подниматься настолько значительно, что этот процесс не случайно назвали вторым его рождением.

Благо что подобный опыт у компании уже имеется. "Роснефть" стимулировала дополнительное бурение "Юганскнефтегаза", где добыча ранее снижалась, — напоминает аналитик нефтяного рынка из банка Raiffeisen Андрей Полищук. — В итоге на данный момент им удается увеличивать добычу, и в будущем они еще могут ее нарастить".

Позитивную оценку инвестиционным стимулам в отношении Самотлора дают и крупнейшие мировые банки. Deutsche Bank, к примеру, в своем отчете повысил целевую цену сразу на 10% (до 385 руб. за акцию), при этом в банке ожидают рост чистой прибыли на 5%. Аналитики CitiBank, в свою очередь, отмечают: "Налоговые стимулы для Самотлора — это двойной выигрыш для акционеров "Роснефти": во-первых, сами они дают рост EBITDA на 3% в год, а чистой прибыли на 10% в год, а во-вторых, изменение дивидендной политики "Роснефти" в сторону повышения размера выплаты дивидендов до 50% от чистой прибыли, по словам аналитиков, стало следствием переговоров по стимулам для Самотлора. С учетом того, что они будут действовать в течение 10 лет, изменение дивидендной политики является долгосрочным. При этом подчеркивается, что корпоративная культура "Роснефти" в большей степени ориентирована на прибыль инвесторов, чем принято считать на рынке, а менеджмент компании потратил много усилий для получения инвестиционных стимулов, которые в итоге выгодны инвесторам.Банковский холд

ldman Sachs предполагает, что рост EBITDA в результате поправок в Налоговый кодекс составит 2,5%, а чистой прибыли — приблизительно на 8% на период 2018-2021 годов. Наконец, по оценкам Merrill Lynch, текущая приведенная стоимость (Present Value) стимулов для Самотлор составляет около 4 млрд долл. (7% капитализации "Роснефти").

Сергей Никаноров

 

 

Как "Роснефтегаз" оформлял приватизацию "Роснефти".

"Газета РБК"

РБК выяснил, как государственный "Роснефтегаз" смог получить убыток от приватизации "Роснефти". Этот убыток дал холдингу возможность не платить дивиденды в 2017 году, на которые рассчитывал Минфин.

Холдинг "Роснефтегаз", который от имени государства держит на своем балансе акции "Роснефти" и "Газпрома" рыночной стоимостью более 2 трлн руб. и не занимается операционной деятельностью, перестал публиковать отчетность с 2015 года. Но РБК получил через ГМЦ Росстата и проанализировал бухгалтерскую отчетность холдинга за 2016 год, в которой была отражена крупнейшая в российской истории приватизационная сделка — продажа 19,5% "Роснефти" почти за 700 млрд руб. По итогам этой сделки "Роснефтегаз" показал годовой чистый убыток и на этом основании не выплачивал дивиденды в 2017 году.

Из отчетности "Роснефтегаза" по РСБУ следует, что общие доходы холдинга (выручка плюс прочие доходы) в 2016 году достигли 1,38 трлн руб., из которых 90% (1,24 трлн руб.) обеспечила сделка по "Роснефти". Выручка составила 800,4 млрд руб. (в десять раз больше, чем годом ранее). Но суммарные расходы "Роснефтегаза" — 1,477 трлн руб. — оказались беспрецедентными для компании. В результате холдинг показал убыток до налогообложения 96,2 млрд руб. и чистый убыток 90,4 млрд руб. (последний оказался меньше доналогового убытка за счет увеличения отложенных налоговых активов).

Продажа 19,5% "Роснефти" отразилась сразу в четырех строках отчета о прибылях и убытках: доход от продажи, доход от накопленной переоценки акций, себестоимость проданной доли и выплата денег, полученных от продажи акций "Роснефти", в бюджет. Перевод 692,4 млрд руб. в бюджет был отражен в составе прочих расходов, что и позволило показать чистый убыток. Изначально Минфин планировал получить эту выплату в форме дивидендов "Роснефтегаза" (компания на 100% принадлежит Росимуществу).В соответствии с законодательством и правилами бухгалтерского учета холдинг правомерно отнес перечисленные в бюджет деньги к расходам, объясняют в компании "ФБК Грант Торнтон", которая проводила аудит бухгалтерской отчетности "Роснефтегаза" за 2016 год. "Бухгалтерская отчетность АО "Роснефтегаз" во всех существенных аспектах подготовлена в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации, и учетной политикой общества", — говорится в ответе аудитора на запрос РБК.

Аналитики и юристы, с которыми говорил РБК, не оспаривают правомерность отнесения 692,4 млрд руб. к прочим расходам (по определению к ним относятся расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, они не описываются исчерпывающим перечнем), но утверждают, что у компании и государства как ее акционера была альтернатива — выплатить в бюджет дивиденды от продажи акций "Роснефти" и тем самым закрыть год с прибылью "Роснефтегаза", что позволяло бы Минфину претендовать на его дивиденды и в 2017 году.

Расходы вместо дивидендов

В 2016 году Минфин не раз заявлял, что поступления от приватизации "Роснефти" придут в бюджет именно как дивиденды "Роснефтегаза", а Росимущество потом включило эту сумму (692,4 млрд руб.) в форму 0508022 "Сведения о полученных дивидендах", сообщала Счетная палата.

На практике "Роснефтегаз" в 2016 году выплатил государству 60,6 млрд руб. дивидендов: 36 млрд руб. из прибыли по итогам 2015 года и еще 24,6 млрд руб. — в виде промежуточных дивидендов за девять месяцев 2016 года. Из них к приватизации "Роснефти" имели отношение только 18,4 млрд руб. — ими холдинг компенсировал продажу акций "Роснефти" по более низкой цене, чем изначально планировало правительство.

Сам "Роснефтегаз" в мае утверждал, что в счет дивидендов по итогам 2016 года пошло "ускоренное перечисление" в бюджет всей выручки от продажи доли в "Роснефти". Правительство торопилось с приватизацией 19,5% акций "Роснефти", чтобы успеть закрыть дыру в бюджете, и "Роснефтегаз" перевел деньги в бюджет в тот же день, что и получил их от покупателей доли в "Роснефти" (15 декабря). Выплата была засчитана в расходы компании, по итогам года получен убыток, из-за которого правительство распоряжением от 30 июня 2017 года (в конце августа на него ссылалось Росимущество в письме) освободило "Роснефтегаз" от выплаты дивидендов за 2016 год.

Если бы "Роснефтегаз" смог выплатить 692 млрд руб. в виде дивидендов, эта цифра не оказалась бы в прочих расходах, а прибыль холдинга, при прочих равных, составила бы около 600 млрд руб. В предыдущие годы "Роснефтегаз" отдавал в бюджет в виде дивидендов от 16 до 25% своей чистой прибыли.

692 млрд руб. от продажи акций "Роснефти" могли быть выплачены как дивиденды "Роснефтегаза", считает аналитик АКРА Василий Танурков. "Очень странно, что эту цифру отразили в составе расходов", — удивляется он. Если бы эта сумма была отражена как дивиденды, "Роснефтегаз" не показал бы годового убытка, говорит Танурков.

Альтернативный сценарий

Вопрос в том, мог ли "Роснефтегаз" выплатить такие огромные дивиденды с учетом требований законодательства о дивидендах и правил бухучета? По закону об акционерных обществах дивиденды платятся из чистой прибыли после налогообложения по итогам утвержденной бухгалтерской отчетности за три, шесть, девять или 12 месяцев на основании решения акционеров (в данном случае акционер один — государство в лице Росимущества), напоминает директор экспертной группы VETA Дмитрий Жарский. Но правительство требовало от "Роснефтегаза" денег от продажи акций "Роснефти" непременно до конца 2016 года (до закрытия годового баланса), поэтому дивиденды могли быть только промежуточными — за девять месяцев того года.

Источником дивидендных выплат в том числе может быть нераспределенная прибыль прошлых лет, говорит Жарский, закон это не запрещает. Нераспределенная прибыль "Роснефтегаза" на начало 2016 года составляла 555 млрд руб., следует из ее отчетности, показатель по итогам девяти месяцев 2016 года неизвестен, соответственно, неясно, хватило бы нераспределенной прибыли для перечисления 692 млрд руб. в бюджет именно в форме дивидендов.

Закон об акционерных обществах не определяет ограничения на выплату дивидендов по отношению к величине нераспределенной прибыли, отраженной в бухгалтерском балансе, говорит РБК источник в международной аудиторской компании. При распределении и выплате промежуточных дивидендов возможна ситуация, когда сумма распределяемых дивидендов будет превышать показатель нераспределенной прибыли, утверждает он.

Другой собеседник РБК — специалист по бухгалтерскому учету и аудиту в одном из российских вузов — сказал, что если у компании есть реальные денежные ресурсы (у "Роснефтегаза", получившего 692 млрд руб. от покупателей акций "Роснефти", они были. — РБК), дивиденды могут быть выплачены, даже если нераспределенная прибыль уйдет в минус (временно станет непокрытым убытком), и "такое делается на практике".

В законе об акционерных обществах есть ограничение, напоминает источник РБК в международной аудиторской компании: нельзя распределять дивиденды, если в результате этого чистые активы общества станут меньше его уставного капитала. Но, как следует из отчетности "Роснефтегаза", его чистые активы на конец 2015 года составляли около 2,8 трлн руб., на конец 2016-го — более 3 трлн руб., а уставный капитал — около 260 млрд руб., то есть ограничение вряд ли было бы применимо.

"Все операции в рамках интегральной приватизационной сделки осуществлялись на основе решений совета директоров АО "Роснефтегаз" в соответствии с директивами правительства РФ и законодательством РФ. Результаты приватизационной сделки нашли свое отражение в бухгалтерской отчетности общества, правдивость которой подтверждена независимым аудитором", — заявили РБК в "Роснефтегазе".

Решение о выплате дивидендов принимает акционер — государство, а такого решения (о том, чтобы "Роснефтегаз" выплатил 692 млрд руб. дивидендами) в любом случае не было; в директивах правительства говорилось только о промежуточных дивидендах на 18,4 млрд руб., следовало из сообщения Росимущества от 12 декабря 2016 года (сами директивы не были опубликованы).

Пресс-служба Минфина не ответила на запрос, в Росимуществе отказались от комментариев. Счетная палата не проводила проверку бухгалтерской отчетности "Роснефтегаза", сказал представитель ведомства.

Иван Ткачев

 

 

<< Ноябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ