media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

21.01.2014

Оферту госкомпании приняли большинство акционеров РН Холдинга.

"РБК daily"

Большинство миноритариев РН Холдинга (бывший ТНК-BP Холдинг) предъявили его акции по оферте "Роснефти". Собрав 95%, компания может принудительно выкупить бумаги оставшихся акционеров.

Из более 13 тыс. миноритарных акционеров РН Холдинга офертой "Роснефти" воспользовалось свыше 50%, включая крупные инвестиционные фонды, сообщил источник в "Роснефти". Практически все иностранные фонды сдались, подтвердил источник, близкий к одному из фондов.

Представитель "Роснефти" не стал комментировать, сколько миноритариев предъявили свои акции к выкупу, отметив, что активность со стороны миноритариев была высокой.

"Роснефть" в марте 2013 года купила TNK-ВР Limited, получив около 95% акций ее крупнейшей "дочки" ТНК-BP Холдинга (летом была переименована в РН Холдинг). Хотя у госкомпании не возникло обязательств выкупать акции у миноритариев, по поручению премьера Дмитрия Медведева она выставила добровольную оферту в ноябре. Вчера истек срок ее действия. За одну обыкновенную акцию компания предложила 67 руб., за одну привилегированную акцию — 55 руб. "Роснефть" подчеркивала, что выкупает бумаги с премией в 30-35% к рынку, в целом на выкуп она была готова потратить 153,3 млрд руб.

Оферта не устроила многих миноритариев, которые настаивали на том, чтобы цена была сравнимой с той, которую получили акционеры TNK-BP Limited. Среди ярых критиков был управляющий директор Templeton Emerging Markets Group Марк Мобиус, представитель его фонда даже пожаловался на эти условия президенту Владимиру Путину. Тогда Путин его заверил, что правительство не допустит нарушений прав миноритариев, а президент "Роснефти" Игорь Сечин согласился встретиться с Мобиусом. Но инвестору не удалось убедить Сечина, и в ноябре он продал свои акции на открытом рынке, не дожидаясь истечения срока оферты.

В общей сложности "Рос­нефть" собиралась приобрести около 15% РН Холдинга. Дело в том, что накануне оферты стало известно, что госкомпания продала около 10% холдинга не аффилированным с ней структурам за 97 млрд руб. В декабре президент "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что не знает, кто выкупил эти акции.

Именно эта сделка стала определяющей для многих инвесторов. Так, один из миноритариев ТКБ BNP Paribas предъявил по оферте оставшиеся акции РН Холдинга, так как участники рынка ожидают, что этот неназванный покупатель около 10% холдинга продаст по оферте, создав формальные условия для проведения принудительного выкупа (squeeze-out), говорит сотрудник управляющей компании. В оферте говорилось, что если "Роснефть" станет владельцем более 95% холдинга, то она намерена выкупить все оставшиеся акции. Вероятно, принудительный выкуп пройдет по той же цене, что и добровольная оферта, поэтому особого смысла держать акции дальше нет, добавляет собеседник "Ведомостей". Представитель "Роснефти" не комментирует возможность принудительного выкупа.

Помимо инвестиционных фондов с условиями оферты согласились и физические лица, утверждает источник в "Роснефти". По его словам, группа так называемых активных миноритариев ТНК-ВР, подававшая иски в суды разных инстанций с целью опротестовать условия добровольной оферты, одной из первых приняла предложение "Роснефти". Один из инициаторов исков против "Роснефти" Григорий Осоргин подтвердил РБК daily, что продал часть своих акций. Но он подчеркнул, что остается акционером РН Холдинга и продолжает судиться с госкомпанией.

Акционеры холдинга, раньше критиковавшие условия добровольной оферты, осознали, что "Роснефть" не улучшит свое предложение, и решили использовать эту возможность, чтобы не оставаться в подвешенном состоянии — миноритариями одной из "дочек" "Роснефти", замечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Основной причиной согласия мог стать и возможный squeeze-out, добавляет он.

Тимофей Дзядко

Минэкономразвития в очередной раз пытается вынудить госмонополии сократить издержки. Теперь это требование в числе "первоочередных мер социально-экономического развития".

"Ведомости"

Темпы роста тарифов естественных монополий превышают темпы роста потребительских цен и индекса производителей, говорится в "Концепции первоочередных мер социально-экономического развития", разработанной ведомством (есть у "Ведомостей"). Поэтому Росимуществу, Минэкономразвития и ФСТ необходимо разработать новые стандарты корпоративного управления в компаниях с госучастием, чтобы повысить их эффективность и сократить издержки, говорится в документе.

"Газпрому" — рынок

Чиновники предлагают "Газпрому" перейти к "гипотетическим конкурентным рыночным ценам" на внутреннем рынке с возможностью предоставлять скидки. В конце 2013 г. правительство дало "Газпрому" право предоставлять скидку к регулируемой цене на газ на 20% к нижней границе ФСТ. Но холдингу "нужна большая гибкость в ценообразовании", сказал "Ведомостям" представитель "Газпрома". Рыночная цена, в понимании "Газпрома", равнодоходная к экспортной, объясняет старший аналитик ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. "Средняя экспортная цена "Газпрома" — $380 за 1000 куб. м, на внутреннем рынке она составляет $108 за 1000 куб. м. То есть чтобы прийти к равнодоходности, тарифы необходимо будет повысить более чем в 2 раза", — подсчитал эксперт. Но речь о возможном переходе к равнодоходности идет не первый год, и срок этого перехода каждый раз откладывается.

Энергетикам — экономию

Энергокомпаниям с госучастием Минэкономразвития предлагает утвердить программы управления издержками с "жесткими требованиями" по ограничению оплаты труда топ-менеджеров и оптимизации инвестрасходов. Нужно решить и проблему долгов на оптовом рынке, считает Минэкономразвития. Для этого предлагается ввести бюджетные гарантии для потенциальных неотключаемых потребителей. Минэкономразвития вспомнило о старой идее передать функции гарантирующих поставщиков (ГП — основной энергосбыт региона) сетевым компаниям. Против этого традиционно выступают генерирующие компании, сбытовые и Минэнерго, так как это противоречит сути реформы электроэнергетики, а также грозит злоупотреблениями.

РЖД — исполнительность

С РЖД Минэкономразвития предлагает заключить "сетевой контракт". По нему РЖД на госсубсидии развивает инфраструктуру и таким образом гарантирует перевозку определенного объема грузов. Субсидия будет выделяться ежегодно, частично ее сумма будет фиксированной. А общий размер ассигнования зависит от того, как железнодорожная монополия выполняет целевые показатели (KPI), говорится в документе Минэкономразвития. Какие целевые показатели будут заложены в договор с РЖД, непонятно. Ранее Минэкономразвития предлагало учитывать скорость доставки, число вагонов на сети и др. Концепция "сетевого контракта" государства и РЖД пока не утверждена, говорит представитель монополии.

Это не первая попытка Минэкономразвития призвать монополии к сокращению издержек. В декабре ведомство предлагало монополиям, сократив затраты на реализацию инвестпрограмм монополий, сохранить их "физические объемы". "Газпрому", РЖД, "Россетям" и "Росэнергоатому" необходимо добиться сокращения "закупочных цен по 50 наиболее существенным позициям не менее чем на 10% в сравнении с номинальными ценами 2013 г.", перечислялось в документе. В конце года замминистра экономического развития Сергей Беляков поручил монополиям сокращать капзатраты на 10% ежегодно.

Любое давление на монополии для сокращения издержек — хорошо, говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Но государству важно четко обозначить круг требований к компаниям — большое количество противоречивых сигналов дезорганизует монополии, отмечает он.

Милана Челпанова, Елена Ходякова, Алина Фадеева

 

 

Законодатели закрывают лазейку для доступа иностранных компаний к госзакупкам.

"РБК daily"

Единороссы Игорь Руденский и Игорь Игошин разработали законопроект, который запретит участие иностранных компаний в госзакупках. Большинство торгов проходят в электронной форме, и для участия в них нужна цифровая подпись, которая выдается только компаниям-резидентам. Но в регионах сохраняются бумажные госзакупки, и новая мера будет иметь ограниченный эффект.

Законопроект (есть в распоряжении РБК daily) уточняет понятие юрлиц и относит к участникам госзакупок только зарегистрированные на территории России компании. Изменения вносятся в закон "О федеральной контрактной системе" (№44-ФЗ, ч. 4 ст. 3) и закон "О закупках товаров, работ, услуг..." (№223-ФЗ, ч. 5 ст. 3). Документ планируется внести на рассмотрение комитета по экономической политике Госдумы в ближайшие дни.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, изменения будут способствовать деофшоризации экономики и росту налоговых поступлений. Тема борьбы с офшорами была одной из ключевых в прошлогоднем послании Владимира Путина Федеральному собранию. В 2012 году через офшоры прошли российские товары стоимостью 111 млрд долл. — пятая часть российского экспорта. Глава государства тогда призвал продумать меры по борьбе с офшорами.

Сейчас участником госзакупок может быть любое юрлицо вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Впрочем, от принятия законопроекта вряд ли можно ожидать масштабного эффекта. Иностранных поставщиков в сфере российского госзаказа задействовано мало — крупные компании работают через местные филиалы, кроме того, заграничные товары чаще всего закупаются не напрямую у производителя, а у отечественных фирм-ресейлеров, говорит заместитель гендиректора ООО "РТС-тендер" Дмитрий Серединцев.

Более того, 70-80% всего рынка госзаказа обеспечивают электронные аукционы. Они требуют наличия у участников торгов электронной подписи, а ее может получить только зарегистрированное в России лицо (криптография, используемая для электронных подписей, разрабатывается в соответствии с российским ГОСТом, и эта сфера регулируется ФСБ), отмечает гендиректор ОАО "Единая электронная торговая площадка" Антон Емельянов.

Так что иностранные компании могут участвовать только в "бумажных" аукционах. Оценить их долю не представляется возможным, говорит г-н Емельянов. Сейчас готовится к рассмотрению законопроект о необходимости перевода всех процедур закупок в электронную форму, что распространит требование использования электронной подписи на все госзакупки, напоминает г-н Емельянов.

Соавтор законопроекта Игорь Игошин не исключает, что документ может быть доработан и, возможно, дополнен перечнем компаний, которые могут принимать участие в госзакупках, и юрлицами из стран Таможенного союза.

Юлия Синяева

 

 

Минэнерго предлагает ввести принцип "бери или плати" для потребителей электроэнергии, которые используют меньше заявленной мощности.

"Ведомости"

Минэнерго придумало механизм загрузки мощностей, которые находятся в резерве у потребителей, но не используются. Предложения содержатся в проекте постановления правительства, опубликованном в пятницу. Документ уже разослан на межведомственное согласование, замечаний к нему пока нет, говорит представитель Минэнерго.

Сейчас потребители платят только за фактически используемую мощность, и стимулов сокращать резерв у них нет. Тем временем сети вынуждены строить новые подстанции, что становится все труднее в условиях замораживания тарифов. А часть мощностей, которые не используются, все равно приходится обслуживать, и плата за это ложится в тариф для всех потребителей.

Теперь согласно проекту постановления за неиспользуемые мощности придется платить крупным потребителям (мощностью от 670 кВт), в 70 регионах страны они держат в резерве в среднем 58% максимальной мощности подстанций, говорится в материалах Минэнерго. Крупные потребители смогут бесплатно пользоваться резервом, только если в течение года он не превышал 40% максимальной мощности. Если же объем больше, потребителю придется оплатить 20% резервируемой мощности. Для потребителей первой и второй категорий надежности (для них краткосрочный перерыв в электроснабжении может быть опасным для жизни людей или привести к значительным материальным потерям) "бесплатный" резерв увеличен до 60% максимальной мощности. При этом сумма, заплаченная потребителем, не закладывается в необходимую валовую выручку сетевой компании на следующий год, это приведет к снижению тарифа на передачу для остальных потребителей.

Экономический эффект Минэнерго подсчитало на примере Белгородской, Курской и Липецкой областей. В среднем по трем регионам больше 40% мощности не используют 73% потребителей, говорится в презентации министерства (есть у "Ведомостей"). В каждом из регионов им придется дополнительно заплатить в среднем 339 000 руб. (если бы изменения действовали в 2013 г.), а необходимая валовая выручка сетевых компаний снизится в среднем на 3,5%. Как изменятся при этом их доходы — в презентации Минэнерго не говорится.

В случае введения платы за резерв цена на передачу энергии для крупных потребителей вырастет примерно на 5% (+10 коп./кВт ч,), подсчитала аналитик Газпромбанка Наталья Порохова. При этом, по ее словам, ставка платы за резерв в 20% не оттолкнет потребителей от дальнейшего строительства собственной генерации, хотя и увеличит сроки окупаемости таких проектов еще на один год. "Сейчас крупные потребители массово уходят с рынка, предпочитая строить собственные станции. Таким образом они экономят на дорогом тарифе на передачу энергии, но не отсоединяются от сетей, сохраняя на крайний случай резерв", — напоминает аналитик. По ее словам, оплата 40-50% неиспользуемой мощности значительно ухудшила бы экономику строительства собственной генерации, а оплата 100% резерва лишало бы ее смысла. В рамках предложений Минэнерго стоимость собственных электростанций вырастет для потребителей всего на 20 коп./кВт ч, подсчитала Порохова.

Представитель "Россетей" не стал уточнять, согласна ли компания с предложенным проектом. "Документ вывешен на общественное обсуждение, и пока мы направляем Минэнерго замечания и предложения", — говорит он. Но, согласно презентации "Россетей" (есть у "Ведомостей"), компания предлагала в течение пяти лет увеличить долю оплачиваемого резерва до 100%, а также постепенно ввести плату и для других категорий потребителей.

Председатель набсовета НП "Сообщество потребителей энергии" и вице-президент НЛМК по энергетике Александр Старченко не верит в благие намерения "Россетей". "Если холдинг и несет какие-то дополнительные расходы на обслуживание недозагруженных подстанций, то они минимальны, так что плата за резерв приведет только к росту доходов сетевой компании", — говорит Старченко. По его мнению, вводить экономические стимулы для высвобождения "запертых" мощностей необходимо только в отдельных регионах, где потребители действительно "стоят в очереди" на техприсоединение.

Алина Фадеева

 

 

<< Январь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ