Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

21.03.2014

Компании могут поплатиться за отказ накапливать запасы бензина для внутреннего рынка.

"Известия"

Желание Минэнерго сформировать обязательные запасы бензина и дизельного топлива для нужд внутреннего рынка в объеме не ниже 1,5-1,7 млн т в месяц не нашло поддержки нефтяных компаний. "Лукойл" и ряд других нефтяных компаний, по данным "Известий", подписывать предложенные Минэнерго рекомендации по обязательным запасам отказались. Навстречу чиновникам пока пошла только "Татнефть", которая из-за ремонта на своем НПЗ и так не сможет поставлять бензин на экспорт. Большая часть компаний выжидает. Такая неуступчивость бизнеса может привести к санкциям со стороны госведомств. Так, ФАС рассматривает возможность жестко наказывать нефтяников с помощью оборотных штрафов от 1 до 15% за наращивание экспорта высокооктанового автомобильного топлива и повышения цен на него внутри страны.

По данным Центрального диспетчерского управления ТЭКа при Минэнерго (ЦДУ ТЭК), подготовленным к заседанию штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России, которое прошло вчера, экспорт высокооктановых бензинов в феврале текущего года по сравнению к тому же периоду 2013-го вырос на 82,9%. При этом в феврале отгрузка бензина на внутренний рынок упала на 5,9% к февралю прошлого года — на 169 тыс. т, в марте — еще на 64,8 тыс. т. Производство же автомобильного топлива также снизилось на 36 тыс. т.

Компаниям выгоден экспорт бензина из-за разницы курсов валют: с начала года рубль сильно упал по отношению к доллару и евро, и, даже несмотря на заградительные пошлины на высокооктановый бензин в 90% от нефтяных, компании стали методично наращивать поставки бензина за рубеж, снижая отгрузку на внутренний рынок. Это подтянуло сперва оптовые цены на 14-22% на топливо с начала года, а затем и розничные — на 0,5-1 рубль за 1 л.

За последнюю неделю, по данным Росстата, цены на АЗС на бензин поднялись в 54 регионах страны в среднем на 60-67 копеек за 1 л. Аналитик ИК "Велес Капитал" Василий Танурков говорит, что только из-за падения курса рубля цены на бензин могут вырасти в ближайшие несколько месяцев на 15%, такой уровень роста прогнозировали ранее эксперты для автомобильного топлива по итогам всего 2014 года.

Минэнерго и ФАС РФ каждый со своей стороны предпринимают меры воздействия на нефтяников с целью сдерживания резкого взлета стоимости топлива.

Заместитель главы Минэнерго Кирилл Молодцов пообещал, что до конца текущей недели нефтяные компании подпишут соглашение с Минэнерго об обязательных запасах нефтепродуктов на текущий год.

— Документ носит рекомендательный характер, однако мы будем работать с компаниями, чтобы они подписали его. Было бы правильно зафиксировать объем запасов во избежание дефицита топлива на рынке. Но это сейчас не первоочередная задача, поскольку у нас появился еще один регион, который также нужно обеспечить топливом и включить в статистические данные. Кроме того, у отечественных нефтяных компаний есть бизнес в различных странах Европы и соглашения с партнерами, поэтому для сохранения инвестиционной привлекательности российского ТЭКа экспортировать бензин всё равно важно, мы всё понимаем. Но надеемся, что нашу позицию они тоже поймут. Никто из крупных нефтяных компаний пока не прислал нам ответ о том, что они категорически против этой идеи, — рассказал Кирилл Молодцов "Известиям".

Ранее Минэнерго направило в правительство проект закона, в котором предлагало обязать нефтяников поставлять на внутренний рынок до 95% производства бензина и около 50% дизельного топлива, а на экспорт — уже по остаточному принципу. Решение по этому вопросу еще не принято.

Однако у министерства уже нашлись противники. Глава "Лукойла" Вагит Алекперов заявил журналистам, что отрицательно относится к идее квотирования поставок топлива на внутренний рынок.

По данным источника "Известий" в Минэнерго, соглашение с ведомством по запасам бензинов пока подписала только "Татнефть".

"Газпром нефть" и "Башнефть" официально ситуацию не комментируют. Но источник в одной из компаний заявил "Известиям", что они против подписания соглашения с Минэнерго по запасам топлива, поскольку этот документ будет практически дублировать пункт из действующего четырехстороннего соглашения нескольких профильных ведомств с нефтяными компаниями по модернизации НПЗ.

— В нем уже закреплено положение о том, чтобы компании поставляли на внутренний рынок нефтепродукты в объеме не менее 20% от объема добытой нефти, а также продавали на топливной бирже 10% объемов производства автомобильного топлива. Этого достаточно, — сказал собеседник "Известий" в "Роснефти".

По мнению Дмитрия Махонина, начальника управления контроля ТЭКа Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ), в случае отказа компаний подписывать обязательства перед Минэнерго поддерживать озвученный ведомством уровень запасов бензинов на своих нефтебазах и НПЗ, у Минэнерго есть только политические рычаги воздействия на нефтяников.

У самой ФАС возможности надавить на бизнес более эффективные.

— Стратегические запасы топлива в стране должны быть, но их количество — это вопрос субъективной экспертной оценки. Рядовому потребителю абсолютно не важно, снизились ли они с 1,7 до 1,2 млн т, но для рынка это является спекулятивным фактором, когда эта информация становится публичной. Если есть дефицит на рынке, эффективнее обязать производителей "выбрасывать" дополнительные объемы топлива внутри страны, а не накапливать его запасы на заводах. В то же время квотирование поставок на внутренний рынок — это уже совсем другое. В рамках действующего законодательства ФАС РФ будет признавать резкое повышение экспорта нефтепродуктов и снижение их поставок на внутренний рынок, если это будет также сопровождаться ростом цены на бензин внутри страны, злоупотреблением доминирующим положением. Это является основанием для возбуждения против нефтяников дел о нарушении антимонопольного законодательства с последующим наказанием в виде оборотных штрафов от 1 до 15%. И такие прецеденты уже бывали ранее, — дал понять Дмитрий Махонин.

Василий Танурков, аналитик по нефтяному рынку ИК "Велес капитал", понимает, почему компании сопротивляются инициативам Минэнерго по формированию запасов и квотированию поставок на внутренний рынок.

— Они не хотят терять прибыль из-за разницы курсов валют. А явных способов воздействия на них всё равно нет, так как рынок конкурентный. Разве что Минэнерго может обратиться в правительство с просьбой поднять экспортные пошлины на бензин и сырую нефть, если экспорт топлива станет слишком высоким.

— Если внутренний рынок настигнет бензиновый кризис по сценарию лета прошлого года, когда оптовые цены в считанные недели подскочили на 30%, ФАС и Минэнерго начнут искать виноватых, — прогнозирует директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. — Тех, кто сегодня отказывается идти им навстречу, могут наказать по совокупности факторов. Однако у ФАС РФ в данном вопросе может быть больше реальных инструментов для этого, чем у Минэнерго.

Людмила Подобедова

 

 

Владимир Путин снова призвал предпринимателей уходить из офшоров.

"Российская газета"

Президент посетил съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Глава государства вновь напомнил бизнесменам про ответственность перед страной, осудил уход в офшоры и призвал создавать "новые точки опережающего роста ... на всем огромном пространстве нашей страны".
Свою речь Владимир Путин начал с теплых слов в адрес РСПП. Отметив, что в него входят ведущие компании, "которые в значительной степени формируют промышленный и экономический потенциал России", он напомнил об ответственности за многотысячные трудовые коллективы и похвалил "солидные экспертные возможности", которые используют и в Кремле, и в Белом доме. "Многие темы мы обсуждаем действительно вместе", — признал он.

"Мы чувствуем вашу заинтересованность и поддержку в продвижении интеграционных процессов на постсоветском пространстве, видим в вас надежных партнеров", — продолжил президент. Особенно он выделил успешное председательство РСПП в "деловой двадцатке". "За всю историю G20 глобальным лидерам был представлен самый развернутый пакет предложений, большинство из которых вошли в итоговые документы саммита в Санкт-Петербурге", — оценил он.

"Наша с вами общая задача — обеспечить новое качество экономики, развитие отечественной промышленности, — сказал глава государства. — Это мотор долгосрочного экономического роста, научного прогресса, решения социальных проблем. Это новые рабочие места, а значит — возможность для самореализации и достойного заработка для миллионов наших граждан. Это создание новых точек опережающего роста, комплексное развитие наших территорий на всем огромном пространстве нашей страны".

"Россия должна быть конкурентоспособной по всем ключевым параметрам деловой среды, — обозначил Путин. — Поэтому продолжим создание максимально благоприятных условий для инвестиций, для становления новых производств, для подготовки квалифицированных кадров. Будем оказывать необходимую поддержку нашим компаниям, в том числе по выходу на глобальные рынки". "Конкурентоспособность отечественного бизнеса — это залог национальной конкурентоспособности в целом", — подчеркнул он.

"Но и предпринимателям надо также понимать свою меру ответственности", — указал глава государства. "Российские компании должны быть зарегистрированы на нашей, на родной территории, на территории нашей страны и иметь прозрачную структуру собственности, — заявил он, перейдя к теме деофшоризации: — Уверен, что и вы в этом тоже заинтересованы".

"Сейчас готовятся необходимые изменения в нормативную базу", — напомнил Путин, уточнив, что "цель — не просто взять и ограничить возможности для использования офшорных схем". "Запретами здесь мало чего можно добиться", — считает он. Необходимо повышать привлекательность российской юрисдикции, улучшать деловой климат, укреплять правовые гарантии защиты собственности, совершенствовать деятельность судебной системы, включая третейское судопроизводство. "Всеми этими вопросами будем последовательно заниматься, и я очень рассчитываю на то, что мы это будем делать в очень тесном контакте с вами", — сказал президент.

Если отечественные компании станут платить налоги в России, "не будут уходить от ответственности за страну", вырастет и доверие к бизнесу, к институту частной собственности, к ценностям экономической, предпринимательской свободы, заключил президент. "Это ключевой момент для поступательного развития нашей страны", — убежден он.

Выслушав выступления, глава государства прокомментировал некоторые из них. Глава ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов предложил внедрить новые механизмы высвобождения работников и предусмотреть большую гибкость в вопросах регулирования рабочего времени в условиях ухудшения экономической ситуации. "Возможности режима неполного трудового дня, перехода на другую работу, в том числе без согласия работника, как альтернатива массовым сокращениям", — пояснил он.

"Прекрасно понимаю логику, связанную с непростой ситуацией в экономике ... конечно, здесь гибкость рынка труда нужна, — отреагировал Путин. — Но вы понимаете, насколько это чувствительная сфера. У нас и так трудовое законодательство гораздо более либеральное, чем в большинстве стран Европы". Глава государства подчеркнул, что такие вопросы нужно решать с участием профсоюзов, и делать это аккуратно и взвешенно. "Всегда должны учитывать социальный аспект этой сложной проблемы", — сказал он, напомнив, что дискуссий по рабочему времени много, и например, шахтеры, даже сами выступают за то, чтобы им здесь предоставить больше свободы.

Президент также не исключил, что нужно проработать возможность компенсации расходов компаний на подготовку кадров. Сейчас для них уже действуют льготы в отношении подготовки специалистов для собственных нужд, но предприниматели хотят, чтобы преференции распространялись на все затраты, идущие на образование, в том числе для подготовки кадров для местных рынков труда.

Глава государства согласился и с тем, что российским производителям нужны преференции при госзакупках и закупках госкомпаний. Он напомнил, что еще в период кризиса был самым активным сторонником этого. По действующему порядку продукция наших производителей может быть на 15 процентов дороже, и она все равно побеждает на тендерах и конкурсах. "Я бы еще больше увеличил, но есть любимые вами либеральные экономисты, которые говорят: а где же конкуренция, не пострадает ли качество, — продолжил Путин. — Мы должны думать не только о производителях, но и потребителях товаров". На рынок нужно допускать прежде всего те иностранные компании, которые соглашаются на локализацию, считает он. И можно подумать о дополнительных инструментах, которые помогали бы отечественным компаниям выигрывать тендеры и конкурсы при госзакупках и закупках госкомпаний.

Также президент решил дать поручение правительству по борьбе с фальшивыми сертификатами. "Я туда не часто заглядываю — туда, где вы, видимо, живете, в этот интернет — но обязательно мы обратим на это внимание, это точно, я вам обещаю", — сказал он участникам съезда.

Кира Латухина

 

 

Компания выиграла тендер на проектирование второй по мощности в Азии гидроэлектростанции и будет претендовать на ее строительство.

"Известия"

Российская госкомпания "РусГидро" в течение недели подпишет контракт на проектирование первого этапа стройки крупнейшей в Индии гидроэлектростанции. Как рассказали "Известиям" в "РусГидро", стоимость проекта оценивается в десятки миллионов долларов США. Кроме того, представители компании заявили, что она будет  претендовать на строительство самой ГЭС — в целом проект оценивается в $16 млрд. Укрепиться в регионе "РусГидро" хочет с помощью своего местного учебного заведения: азиатскую экспансию компания вынашивала почти 10 лет. В условиях обострения отношений с Западом этот вектор становится еще актуальнее.

"РусГидро" вместе с институтом "Гидропроект" выиграли конкурс на проектирование первой очереди нового гидроэнергетического проекта в Индии — на 3,5 ГВт. По его условиям исследование и проектирование займут 24 месяца. С индийской стороны заказчиком выступает NEEPCO — госкомпания, расположенная на северо-западе Индии, где сосредоточен крупнейший гидропотенциал страны (в стране несколько десятков ГЭС). Общая мощность новой станции, которая станет второй по величине в Азии после китайской ГЭС "Три ущелья", составит 9,75 тыс. МВт. Общие инвестиции в проект со стороны правительства Индии составят не менее $16 млрд в течение 10 лет, рассказали в "РусГидро". Строиться каскадная гидроэлектростанция будет в крупнейшем штате страны Аруначал-Прадеш.

— Оператором данного проекта выступит "дочка" "РусГидро" — RusHydro International India. Это совместное российско-индийское предприятие с контролем российской стороны. Первый этап продлится 24 месяца, а затем у компании амбициозные планы на получение второй части проектирования, в дальнейшем этот проект может перерасти в контракт под ключ, — говорит зампред правления ОАО "РусГидро" Джордж Рижинашвили. — Мы очень долго к этому готовились, и спустя 20 лет Россия возвращается на индийский рынок и рынок стран Азиатского-Тихоокеанского региона. Данный контракт — это первая ласточка, когда речь идет уже не об уровне необязательных к исполнению меморандумов, а о документах, которые находятся на стадии подписания.

По его словам, "РусГидро" будет претендовать собственно на строительство, и в случае успеха это будет крупнейшим зарубежным проектом компании. На данный момент у "РусГидро" два крупных международных проекта. C 2011 года компания владеет каскадной ГЭС в Армении (мощность — 561 МВт, выручка за 2013 год — $7,3 млн). В 2012 году началось строительство Верхне-Нарынской каскадной ГЭС в Киргизии (мощность — 237,7 МВт), стоимость проекта — 24 млрд рублей, ввод в эксплуатацию намечен на 2019 год.

В 2000-х у "РусГидро" были планы по работе в Азии, включая Индию, Лаос, Непал, Бутан, однако к проектам компания RusSUNHydro Limited (создана в 2007 году совместно с индийской группой SUN) так и не приступала, "так как показатели проектов не соответствовали требованиям инвестиционной политики акционеров", следует из материалов "РусГидро". Планы отменялись регулярно — сказывались также сложности в переговорах, рассказала пресс-секретарь "РусГидро" Елена Вишнякова. По ее словам, окончательно эти азиатские проекты исчезли из стратегии развития компании только в 2013 году.

Как считает эксперт Института современного развития Никита Масленников, новый проект дает дополнительный стимул к развитию двусторонних российско-индийских экономических взаимосвязей: возникает доверие, которое распространяется на другие, не смежные с энергетикой, отрасли. На фоне напряженных отношений России и Запада активизация российских компаний в Азии выглядит логичной. Особенно учитывая индийскую позицию по крымскому вопросу — на этой неделе один из индийских телеканалов сообщил со ссылкой на правительственные источники, что Индия не поддерживает санкции США и ЕС против России.

Кроме проектировки ГЭС, "РусГидро" готовится открыть новый университет. Как уточнил Рижинашвили, к 2015 году в том же штате, где будет вестись строительство ГЭС, откроется гидроинжиниринговый университет для подготовки кадров для гидроэнергетики страны. Это учебное заведение будет готовить обслуживающий персонал для ГЭС, плотин и других объектов специального назначения, преподавать в нем будут российские специалисты, и этот вуз, по словам собеседника, сможет стать основой для индийской научной базы. В ближайшем будущем это позволит обеспечить приток наших специалистов из российских строительных и проектных организаций на все ключевые стройки на территории Индии.

Рижинашвили не стал разглашать информацию о числе учащихся и количестве кафедр.

— Индийские коллеги обратились к нам, потому что российская инженерная школа считается одной из сильнейших. Мы привлечем специалистов из наших проектных институтов. Схема обучения и работы университета обсуждается, но уже могу сказать, что это будет типичный гидроинжиниринговый вуз с элементами энергоэффективности с разными кафедрами по проектированию плотин, объектов гидротехнического назначения, — уточнил он.

Член правления "РусГидро" также заявил, что стандарты российского проектирования, заложенные в основу индийских объектов, позволят России выйти на лидирующие позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

— Мы хотим создать плацдарм для группы российских компаний, которые в будущем смогут развивать свои строительные базы в регионе и реализовывать инфраструктурные проекты с перспективой на 20-30 лет. В этом наше стратегическое обязательство, — добавил Рижинашвили.

Светлана Субботина, Мария Амирджанян

 

 

"Ведомости"

"Транснефть" планирует финансировать расширение ВСТО примерно на 30% за счет собственных средств, остальное — привлеченные, сказал "Интерфаксу" президент компании Николай Токарев. К 2020 г. монополии нужно увеличить мощность трубопровода до 80 млн т. Сейчас на участке Тайшет — Сковородино прокачивается 50 млн т (в III квартале будет 58 млн т), от Сковородино до Козьмино — 30 млн т. Инвестиции оцениваются в 172 млрд руб. (примерно $4,7 млрд по текущему курсу). Это около 8,6% от всей инвестпрограммы "Транснефти" до 2020 г.

Необходимость ускорить расширение ВСТО появилась в прошлом году, когда восточное направление стало сверхпремиальным. Госкомпания говорила, что тариф — это единственный источник доходов. В 2012 г. выручка от транспортировки нефти составила 494,5 млрд руб. (67,6% от общей). "Транснефть" предлагала повысить тариф на ВСТО на 16,2%. Но правительство вообще заморозило тарифы "Транснефти" на 2014 г., в 2015-2017 гг. они будут повышены на уровень инфляции с коэффициентом 0,9, в 2018-2020 гг. — 0,9-1. Взамен "Транснефть" перейдет поэтапно на расчет дивидендов по МСФО (сейчас используются показатели РСБУ). "По совокупности всех этих четырех составляющих (заемные, собственные средства, корректировка тарифа и дивидендная стратегия. — "Ведомости") мы должны будем обеспечить финансирование этих форсированных планов", — говорил ранее Токарев. В последний раз "Транснефть" занимала крупную сумму в 2009 г. — $10 млрд у Банка развития Китая. Токарев отметил, что не ожидает сложностей с привлечением кредитов из-за ситуации вокруг Украины, но пока программа заимствований не утверждена. Ранее он не исключил, что будут привлечены средства госфондов, в частности фонда национального благосостояния. Общий долг "Транснефти" на 30 сентября 2013 г. — 575 млрд руб. (около $16 млрд).

Треть от требуемых на расширение инвестиций по текущему курсу — это примерно $1,41 млрд. Свободный денежный поток с 2014 по 2015 г., по оценке Deutsche Bank, — $3,4 млрд. Занимать компании не придется до перехода на расчет дивидендов по МСФО, считает эксперт ИК "Анкоринвест" Сергей Вахрамеев. Денежных потоков от операционной деятельности не хватит для инвестпрограммы и занимать придется, не согласен содиректор "Инвесткафе" Григорий Бирг. По его оценке, соотношение чистого долга и EBITDA на 30 сентября 2013 г. составляло приемлемые 1,4, отмечает он.
Галина Старинская

<< Март, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ