media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

21.03.2019

Берлин показал Вашингтону, где заканчивается сфера влияния США.

"Независимая газета"

Берлин, похоже, готов отречься от ряда обязательств перед Вашингтоном и отдалиться от США. Повод — все более жесткие требования США к Европе в военной и энергетической сферах. Об этом пишет американская пресса. Хорошая ли это новость для России? Не исключено, что если охлаждение отношений Берлина и Вашингтона действительно произойдет, у Дональда Трампа появится соблазн нанести по-настоящему убийственный удар по "Северному потоку — 2". Хотя пока такой вариант кажется экспертам фантастическим.

Германия намерена бросить вызов американскому президенту и отречься от своего обещания увеличить военные расходы. К такому выводу пришли аналитики американского издания Wall Street Journal (WSJ).

"Немецкое правительство готово отказаться от своих обязательств об увеличении военных расходов, и это станет очередным жестом неповиновения канцлера Ангелы Меркель президенту Трампу", — пишет WSJ (перевод ИноСМИ). Вашингтон рискует утратить "некогда преданного европейского союзника".

Издание напоминает, что Трамп ранее критиковал лидеров Организации Североатлантического договора (НАТО) за отказ тратить на военные нужды 2% ВВП. В прошлом году канцлер пообещала довести к 2024-му военные расходы Германии до 1,5% ВВП и приблизить их к целевому показателю в 2%, который установили для себя члены НАТО. Как уточняется, сделано это было фактически под давлением США.

"Сейчас Берлин тратит на оборону около 43 млрд евро, или чуть более 1,2% ВВП. По новому проекту бюджета... в будущем году военные расходы увеличатся до 1,37% ВВП. Но затем они снова начнут снижаться: в 2019-м до 1,33%, в 2022-м — до 1,29%, а в 2023-м — до 1,25%", — сообщает WSJ. "Мы взяли на себя обязательство перед членами НАТО об увеличении расходов до 2%, если позволят условия. Мы не отказываемся от этой цели, но достичь ее будет непросто, хотя федеральное правительство хочет это сделать", — цитирует издание одного из высокопоставленных немецких чиновников.

Перечисленные в проекте бюджета показатели пока неокончательные, "однако отказ от проекта бюджета маловероятен, потому что экономический рост замедляется и может оказать влияние на налоговые поступления", рассуждают аналитики WSJ.

"В последние месяцы Берлин осуждает требования Вашингтона ограничить поставки газа из России, запретить Китаю поставлять комплектующие для немецких телекоммуникационных сетей и отказаться от деловых связей между немецкими компаниями и Ираном", — обращает внимание издание.

Опасения американских аналитиков подтверждаются новостями из Германии. Вице-председатель Бундестага Вольфганг Кубикки подверг критике посла США в ФРГ Ричарда Гренелла и потребовал "незамедлительно объявить его персоной нон грата". "Тот, кто, будучи американским дипломатом, ведет себя как верховный комиссар оккупационных властей, должен понять, что наша толерантность имеет границы", — пояснил политик. По его словам, "нельзя терпеть" попытки Гренелла вмешаться в политику суверенного государства.

В середине января Гренелл разослал немецким фирмам письма, в которых предупредил о возможности введения в отношения них санкций из-за поддержки строительства газопровода "Северный поток — 2". Как предупреждала Deutsche Welle, упомянутые меры могут угрожать не только компаниям-участницам, но и будущему всего проекта.

Кроме того, судя по сообщениям различных источников, усиливалось давление Вашингтона в военной сфере. Так, ранее аналитики обсуждали утечки о готовящихся предложениях Трампа перевести американские вооруженные силы на самоокупаемость и даже сделать из них источник прибыли. Судя по сообщениям Bloomberg и Time, страны Евросоюза и некоторые другие партнеры США рискуют столкнуться в будущем с требованием платить за размещение на их территории американских военных баз по формуле "расходы на содержание баз плюс еще 50%" или даже больше, чем 50%.

Итог — в Вашингтоне почувствовали нарастающую настороженность Берлина и предчувствуют дальнейшее охлаждение отношений. "У европейцев и американцев разное отношение к военным расходам. Для американцев военные расходы — способ стимулировать экономику. Для европейцев — это в значительной степени выброшенные на ветер деньги, — комментирует ситуацию директор центра "Альпари" Александр Разуваев. — Но, с моей точки зрения, в этой истории больше политики, чем экономики. Европа давно мечтает избавиться от опеки США и стать суверенным центром силы, у которого есть единая валюта, армия, внешняя политика".

Что все это значит для России? Опрошенные эксперты расходятся в своих оценках. "Главный вывод — Германия имеет свое мнение относительно и вооружений, и газовых поставок. А значит, "Северный поток — 2" будет остановить крайне сложно. Но говорить о том, что Берлин решил выйти из-под влияния Вашингтона, невозможно. Влияние есть и будет, оно может уменьшиться в одном вопросе, но взаимопониманий здесь в целом ряде других вопросов намного больше, чем с Россией", — считает председатель совета директоров инжиниринговой компании "2К" Иван Андриевский.

"США активно лоббируют отмену строительства "Северного потока — 2", Германия же настаивает на том, что это внутреннее дело Евросоюза. Для России противостояние Германии и США во внешнеполитических вопросах не дает прямых выгод, но дает призрачную надежду на то, что санкции со стороны самого Евросоюза будут чуть слабее, чем того хотелось бы США", — говорит аналитик компании "Алор Брокер" Алексей Антонов.

Но одновременно с этим сами США, как считают некоторые эксперты, получают дополнительный повод перейти от угроз к реальным и неотвратимым действиям и нанести удар в том числе по экспортным проектам России, рассчитанным на европейских потребителей.

Анастасия Башкатова

Они не могут решить, стоит ли увеличивать нефтяникам компенсацию убытков при поставке топлива в Россию.

"Ведомости"

1 апреля истекает соглашение между правительством и 10 нефтяными компаниями, по которому нефтяники сдерживали цены на АЗС и в мелком опте. Благодаря этому топливо с начала 2019 г. подорожало на АЗС лишь на 0,4-1,1%, тогда как за прошлый год — на 8-9%.

За 10 дней до окончания соглашения, 21 марта, премьер-министр Дмитрий Медведев соберет совещание "о направлениях развития рынка нефти и нефтепродуктов", говорится в сообщении правительства. На встречу придут только чиновники, представителей нефтяных компаний не пригласили, рассказали сотрудники двух из них.

Медведеву придется мирить Минфин и Минэнерго. Они разошлись в вопросе, стоит ли нефтяным компаниям компенсировать убытки при поставке бензинов и дизтоплива на внутренний рынок и если да, то в каком размере. С начала года экспортная цена на Аи-92 и дизтопливо была выше внутренних цен, в некоторые дни более чем на 10 000 руб. за 1 т.

Из-за обязательства поставлять топливо на внутренний рынок нефтяники потеряли с начала года более 110 млрд руб., подсчитал консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов. Частично эта сумма была компенсирована за счет предусмотренного в законе о налоговом маневре механизма — 25 млрд руб., говорит он. При принятии закона предполагалось компенсировать компаниям до 60% убытка от поставок на внутренний рынок в 2019 г., однако механизм был настроен так, что за январь — март компенсация составила всего 22,7%, следует из расчетов Vygon Consulting.

Для того чтобы исправить ситуацию, Минэнерго предлагает ввести дополнительную надстройку к механизму компенсации за поставку на внутренний рынок, говорят знакомый с предложениями ведомства человек и федеральный чиновник. Сейчас система настроена так, что если экспортная цена топлива (за вычетом затрат на перевозку и пошлин) ниже цены отсечения — 56 000 руб. по бензинам и 50 000 руб. по дизтопливу, — то нефтяникам приходится доплачивать в бюджет. Минэнерго предлагает в таких случаях вводить плавающий акциз. Он будет уменьшать сумму выплат нефтяников в бюджет. Но если экспортная цена снова вырастет выше цены отсечения, акциз перестанет работать и опять включится механизм компенсации, сказали два собеседника "Ведомостей". Как конкретно будет работать плавающий акциз, собеседники "Ведомостей" не говорят. Но в начале марта предполагалось, что он будет зависеть от нескольких факторов: курса доллара, цены нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Минфин категорически против, отмечают собеседники "Ведомостей". Именно поэтому курирующему нефтяную отрасль вице-премьеру Дмитрию Козаку с начала марта так и не удалось провести общее совещание с нефтяными компаниями и чиновниками, чтобы решить этот вопрос. Не было общей позиции для обсуждения, говорят собеседники.

Основной темой обсуждения на совещании у Медведева будут "альтернативные механизмы, кроме заградительной пошлины в случае стрессовых сценариев" на топливном рынке, говорит федеральный чиновник. Сейчас у правительства есть право в экстренном порядке поднять экспортную пошлину на все нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть. Компенсация за поставку на внутренний рынок будет обсуждаться, но в контексте заградительной пошлины, уточняет чиновник. Он также говорит, что будет обсуждаться и лицензирование экспорта, при котором поставлять топливо за рубеж можно будет только после насыщения внутреннего рынка.

"Система налогообложения в нефтепереработке стала настолько сложной, что доподлинно понять, как конкретно она будет работать, можно только ретроспективно", — настаивает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Он считает, что если реальные условия рынка вновь отклонятся от сценарных, то система опять потребует корректировки.

Представители Минэнерго, ФАС, Минфина, Минэкономразвития не ответили на вопросы "Ведомостей".

Виталий Петлевой, Елизавета Базанова

 

 

<< Март, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ