Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

21.04.2015

Еврокомиссия готова обвинить "Газпром" в доминировании на рынках Восточной Европы. В то самое время, когда "Газпром" собрался подписать с Грецией меморандум о продлении "Турецкого потока".

"Ведомости"

Еврокомиссия в среду может предъявить "Газпрому" официальные претензии в злоупотреблениях на рынках стран Восточной Европы, сообщили в понедельник со ссылкой на источники The Wall Street Journal (WSJ) и Financial Times (FT). Рассмотрение обвинительного заключения внесено в повестку дня заседания комиссии в среду и разногласий по нему не ожидается, утверждает собеседник WSJ. После того как "Газпром" получит претензии, у него будет 10 недель на ответ, компания также сможет оспорить их в суде, говорит он. Представители "Газпрома" и Еврокомиссии в понедельник отказались от комментариев.

Комиссия начала антимонопольное расследование деятельности "Газпрома" в сентябре 2012 г. из-за целого ряда подозрений. По мнению комиссии, "Газпром" доминирует в Восточной Европе, не допуская на ее рынки конкурентов, запрещает реэкспорт и завышает цены. По данным FT, обвинения были готовы еще в конце 2013 г. Они грозили компании штрафом в размере до 10% от годовой выручки (в 2013 г. — $150 млрд). Но компания предприняла попытку заключить мировое соглашение. В конце 2013 г. "Газпром" направил свои предположения комиссии. Зампред правления концерна Александр Медведев говорил тогда, что соглашение может быть достигнуто за два-три месяца. Но этого не произошло.

В феврале 2014 г. еврокомиссар по конкуренции Хоакин Альмуния сказал FT, что "Газпром" предоставил "хорошие комментарии" на две из трех претензий, но остаются разногласия по ценообразованию. "О ценах мы еще не получили то, что нам нужно. Таким образом, мы по-прежнему готовим уведомление о претензиях", — говорил он. Альмуния пояснял, что комиссия не возражает против нефтяной привязки в ценах "Газпрома": "Проблема состоит в использовании механизмов индексации для установления неправомочных цен без экономических оснований". Наблюдается "огромное расхождение в ценах", которые "Газпром" определяет для различных клиентов в Европе, где западные страны часто платят намного меньше, чем некоторые из соседей России, сетовал он.

В феврале 2015 г. новый еврокомиссар по конкуренции Маргрет Вестагер сообщила WSJ, что Еврокомиссия намерена предпринять дальнейшие шаги в рамках расследования. А в середине марта вице-президент комиссии Марош Шефчович заявил, что дело будет завершено в течение нескольких недель.

Время для предъявления официальных претензий выбрано не случайно, уверен аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. "Газпром" во вторник может подписать меморандум о продлении "Турецкого потока" в Греции. Своими действиями комиссия указывает, что "Газпром" недобросовестный поставщик и хочет повлиять на позицию балканских стран, и прежде всего Греции, считает аналитик.

Вестагер ранее категорически отрицала политическую подоплеку дела, приводя в пример антимонопольное разбирательство в отношении Google. 15 апреля Еврокомиссия после двух лет расследования подала к компании антимонопольный иск.

Михаил Серов

 

 

Вопрос предоставления Афинам российской помощи увязан с маршрутом газовой трубы.

"Новые известия"

Вопрос о том, подпишут ли Россия с Грецией какие-либо официальные соглашения о строительстве продолжения газового "Турецкого потока" на греческой территории или нет, должен решиться сегодня. Информация об этой возможности ранее появилась сначала в европейских СМИ, а затем и в российских, но так и осталась неподтвержденной. Эксперты отмечают, что подобные договоренности могут быть выгодны для обеих сторон, но скептический настрой в отношении реализации этого проекта со стороны руководства ЕС может естественно затормозить процесс.

Напомним, что 9 апреля состоялся визит в Москву греческого премьер-министра Алекса Ципраса, в преддверии которого активно муссировалась тема возможной финансовой помощи Греции с российской стороны в выплатах по кредитным обязательствам Афин. И хотя предоставление каких-либо прямых денежных траншей подтверждено не было, на прошлой неделе в европейских СМИ появилась информация, что сегодня, 21 апреля 2015 года, Россия и Греция заключат официальное соглашение на строительство продолжения "Турецкого потока" на территории Греции. В его рамках в качестве аванса Москва должна будет выплатить от 3 до 5 млрд. евро. Правда, Кремль в лице пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова опроверг эту информацию, хотя и в достаточно расплывчатых формулировках.

Между тем заинтересованность греческой стороны в реализации возможного проекта очевидна, отмечают эксперты. "Размещение инфраструктуры "Турецкого потока", который сами греки, кстати, уже называют "греческим", может превратить страну в одно из основных транзитных государств, что в свою очередь принесет ей сотни миллионов евро в бюджет", — сказал "НИ" президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. Хотя о скорой выплате аванса за строительство газопровода, по которому еще нет точного проекта, говорить не приходится.

Для России предполагаемая сделка также имеет большое значение — причем скорее политическое, чем экономическое. Как отметил в разговоре с "НИ" заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции ВШЭ Владимир Зуев, есть возможность получить пророссийское и антисанкционное лобби в ЕС, и было бы странно, если бы Москва от такой выгоды отказалась. Кроме того, Украина все же остается ненадежным транзитным партнером, считает Владимир Фейгин, и активное развитие альтернативного украинскому транзиту (который, как уже объявлено, закончится не позднее 2019 года) "Турецкого потока" с его греческим продолжением, важно и экономически выгодно для России.

Европейские партнеры относятся к возможному российско-греческому альянсу неоднозначно. С одной стороны, являясь конечными получателями российского транзитного газа, Брюссель устраивает нынешняя схема поставок и не слишком привлекает перспектива самостоятельно строить инфраструктуру до газового хаба в Турции или в Греции. С другой же, Германия, которая считается флагманом европейской экономики, устами своего канцлера на минувшей неделе заговорила о создании зоны свободной торговли с Москвой и даже одобрила российскую помощь Греции. А министр финансов Германии Вольфган Шойбле добавил, что будет рад, если предполагаемая энергетическая сделка с Москвой принесет Греции новые доходы.

Россия между тем жалуется на отсутствие конструктивных отношений с Брюсселем в области энергетики. Как считает министр энергетики РФ Александр Новак, пока "политизация доминирует над экономической реальностью". Поэтому, судьба греческого маршрута российского газа будет решаться в высоких кабинетах политиков, а не энергетических топ-менеджеров.

Арина Раксина

Игорь Сечин предупредил: если "Роснефть" до 1 июня не получит денег фонда национального благосостояния, разработка новых месторождений будет отложена на год-два.

"Ведомости"

Разработка Русского месторождения начнется на два года позже (в 2019 г. вместо 2017 г.), обещает президент "Роснефти" Игорь Сечин в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу, а Юрубчено-Тохомского — на год (в 2018 г. вместо 2017 г.). Копия письма от 20 марта есть у "Ведомостей". Добыча будет меньше, чем планировала "Роснефть", на 10 млн т по двум проектам за пять лет, пишет Сечин, доходы бюджета сократятся более чем на 90 млрд руб. Для "Роснефти" негативный эффект состоит в снижении инвестиционной привлекательности проектов — чистый дисконтированный доход уменьшится на 50 млрд руб., оценивает Сечин.

Представитель Дворковича не ответил на запрос.

Вряд ли реалистично выделить деньги до 1 июня, сетует федеральный чиновник: "Письмо "Роснефти" похоже на шантаж".

"Конкретные сроки разработки Русского и Юрубчено-Тохомского месторождений продиктованы очевидной производственной логикой, — говорит представитель "Роснефти". — Это сезонность работ и завоза материально-технических ресурсов на Крайнем Севере, это сложные технологические аспекты передвижения по зимнику, короткая навигация, логистика завода и мобилизация подрядчиков".

На средства фонда национального благосостояния (ФНБ) претендует также газовый проект "Роснефти" — "Роспан". При ограничении финансирования, предупреждает Сечин, "Роспан" не увеличит добычу к 2018 г. до 18 млрд куб. м газа и до 6 млн т углеводородов: "Ожидается неисполнение законтрактованных обязательств по поставке газа". План "Роспана" на 2020 г. — 100 млрд куб. м, по данным вице-президента "Роснефти" Влады Русаковой, более чем на 80 млрд куб. м газа заключены контракты.

Всего "Роснефть" просит 1,3 трлн руб. из ФНБ на 28 проектов, есть среди ее заявок и программы бурения зрелых месторождений.

Пока пять проектов поддержаны Минэнерго и Минэкономразвития. Общие инвестиции в них (кроме проекта "Звезда") "Роснефть" оценивает в 1,4 трлн руб., из них средства ФНБ — 301,5 млрд руб.

В апреле Дворкович провел совещание о финансировании проектов "Роснефти" из ФНБ. Помимо уже одобренных проектов рассматривались три месторождения Ванкорского кластера (Сузунское, Тагульское и Лодочное) и модернизация Ачинского НПЗ. Добавиться могут еще три НПЗ — Сызранский, Новокуйбышевский и Комсомольский, говорил один из чиновников. Окончательного решения нет.

"Надо окончательно решить, точно ли нужно [выделять средства ФНБ "Роснефти"] прямо сейчас или еще есть возможность подождать. <...> По одному из проектов есть вопросы о том, нужно ли заниматься газовой составляющей с учетом того, что у нас добыча газа со стороны "Газпрома" и так снизилась", — сказал вчера Дворкович и сообщил, что правительство через несколько дней доложит президенту об итогах рассмотрения заявок "Роснефти" — окончательное решение за ним (цитата по "РИА Новости").

"Роснефть" надеется, что проекты, оставшиеся без денег ФНБ, получат проектное финансирование. Сечин просил увеличить стоимость проектов, которые могут финансироваться по этой схеме, с 20 млрд до 100 млрд руб. "Изменение допустимой стоимости проектов не планируется", — сказал вчера представитель Минэкономразвития.

В первый год добыча на Русском и Юрубчено-Тохомском месторождениях будет небольшой, знает старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. Заметный вклад будет после 2020 г., говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук: на пике оба месторождения будут давать около 12 млн т нефти в год. В 2014 г. добыча "Роснефти" составила 205 млн т. Перенос на 1-2 года только этих двух месторождений для компании не критичен, уверен Корнилов.

Минэнерго ожидает, что около 15% нефтегазовых проектов, начало которых запланировано на 2015 г., может быть отложено, если сохранятся низкие цены на нефть, говорил министр энергетики Александр Новак.

В 2014 г. в России добыто 526 млн т. "Роснефть" обеспечивает около 40% российской добычи, в I квартале она снизила производство на 1%. Кроме задержек с освоением месторождений снижение добычи произойдет, если не будет реформирован налоговый режим, заключает директор Small Letters Виталий Крюков.

Галина Старинская, Маргарита Лютова

 

 

Нефтяников могут обязать использовать российское оборудование и технологии.

"РБК daily"

С 2016 года в лицензии по добыче нефти, газа и твердых полезных ископаемых могут включить обязательное условие — использовать российское оборудование и технологии. Несогласные должны сдать лицензии.

Снизить до 43%

Визит премьера Дмитрия Медведева 17 апреля на 85‑летие Университета нефти и газа им. Губкина обернется новыми требованиями для нефтяных компаний. Там собрался Совет при президенте по модернизации и инновационному развитию. В протоколе встречи есть поручения Минприроды и Минпромторгу к 17 сентября разработать нормативные акты, по которым с 1 января 2016 года получение лицензии на разработку новых месторождений будет увязано с обязательством использовать российское оборудование и технологии.

Официальный представитель Минприроды Николай Гудков подтвердил наличие такого поручения от правительства. По его словам, будет предусмотрен механизм проверки выполнения новых условий со стороны Росприроднадзора, а за их невыполнение лицензия будет отзываться. "В лицензионных обязательствах на разработку шельфовых месторождений уже прописано обязательство преимущественного использования российской техники и технологий владельцами лицензий, однако с оговоркой, что это не касается случаев, когда российские аналоги оборудования или технологий отсутствуют", — уточнил Гудков. Как сообщил РБК источник в Минприроды, в 2016 году из крупных активов планируется выставить на конкурс право разработки Эргинского нефтяного месторождения в ХМАО с запасами около 69,4 млн т, а также ряд участков на шельфе.

Один из участников совещания 17 апреля, а также источник РБК в Минпромторге подтвердили РБК поручения обсуждения импортозамещения и включения поручений Минприроды и Минпромторгу в предварительный протокол, розданный его участникам в пятницу [окончательный пока готовится]. Чиновник Минпромторга объяснил РБК, что процентный состав российской техники и технологий, которые к началу 2016 года обязаны будут использовать российские нефтяники, в нормативных актах пока не прописан. Однако, как ранее заявлял министр промышленности и торговли Денис Мантуров, к 2020 году планируется снизить до 43% использование иностранной техники и технологий в добыче и разведке нефти и газа вместо текущих 60%. По шельфу доля импорта в отдельных проектах сегодня составляет 80-100%.

Проверить сложно

В нефтяных компаниях философски относятся к подобным обязательствам. Как заявил РБК источник в "Газпром нефти", будет непросто проверить российское происхождение техники и технологий, которая используется в проектах. "К примеру, мы купили программное обеспечение или услуги у российской "дочки" Schlumberger. Как надзорные органы это будут классифицировать — выполняем мы лицензионные требования или нет? Неужели будут запрашивать весь состав бенефициаров у продавца? А если в числе совладельцев компании есть офшоры?" — задается вопросом топ-менеджер компании. При этом он считает, что требования можно будет выполнить, если в законодательстве пропишут разумные процентные нормы по каждой позиции оборудования и технологий с учетом реальной возможности их импортозамещения.

В пресс-службе "Роснефти" от комментариев отказались. Еще до введения санкций вице-президент "Роснефти" по GR Лариса Каланда в ответ на предложение депутатов Госдумы прописать в законе обязательства по 70% использования российской техники и технологий при разработке шельфовых месторождений писала, что это может привести к задержке сроков разработки месторождений, а также негативно повлиять на безопасность проектов. В итоге решение не было принято: государство до сих пор рекомендует компаниям предпочитать российское, но не обязывает их делать это в фиксированном процентном объеме.

НОВАТЭК уже сегодня прописывает в некоторых своих проектах обязательства для подрядчиков по 70% использования российской техники и технологий, следует из тендерной документации компании.

Людмила Подобедова

 

 

<< Апрель, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ