Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

21.08.2015

Попытки Минэкономразвития обязать газовую компанию раскрывать затраты на инвестпроекты вызвали жесткую реакцию монополиста.

"Известия"

Готовящийся Минэкономразвития проект поправок в закон "О естественных монополиях", который обяжет все естественные монополии раскрывать затраты на инвестпроекты, вызвал жесткую реакцию газового монополиста "Газпрома". Крупнейшая в России компания попросила Минэнерго помочь в ее исключении из списка подпадающих под раскрытие информации монополий и направила свой негативный отзыв на законопроект в Минэкономразвития.

По планам Минэкономразвития, уже прошедший оценку регулирующего воздействия законопроект должен заработать с будущего года. Как писали "Известия", правительство намерено "устанавливать порядок утверждения, согласования и осуществления контроля за ходом реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий". Ранее Минэкономразвития в сценарных условиях развития экономики на 2016-2018 годы говорило о желании обязать газового монополиста выделять в инвестпрограмме регулируемые виды деятельности, чтобы "ограничить рост конечной цены на газ".

Но согласно позиции компании (текст ее обращения есть у "Известий"), "изменение сложившегося порядка формирования и утверждения инвестиционных программ может привести к ослаблению конкурентных преимуществ ОАО "Газпром", что в итоге скажется на "потере конкурентной привлекательности инвестиционных проектов, в том числе в сфере деятельности, не относящейся к регулируемой". Это, по мнению "Газпрома", ведет "к рискам причинения ущерба экономическим интересам компании и ее акционерам" (на государство в структуре собственников компании приходится свыше 73%).

— Было довольно странно получить такое письмо от "Газпрома", при этом не обнаружив соответствующей критики на сайте regulation.gov.ru, где законопроект проходил обсуждение, — удивлен собеседник в Минэкономразвития.

Компании излишняя открытость не нужна, соглашается источник "Известий" в "Газпроме". По его словам, законопроект Минэкономразвития затронет сразу несколько сфер деятельности монополии, "раскрыв коммерческие, не важные для потребителей нюансы структуры затрат".

— Мы и так раскрываем всю информацию в годовых отчетах и отчетах по МСФО, остальное является коммерческой тайной, — уверяет он.

Как писал Минэкономразвития в сценарных условиях развития экономики на 2016-2018 годы, ведомство хочет видеть раздельно расходы "Газпрома" на добычу и транспортировку (оптовые цены на выходе из магистрального трубопровода), в том числе по магистральным газопроводам и по газораспределительным сетям. Сейчас публично "Газпром" этих данных не раскрывает, но именно по ним Федеральная служба по тарифам — теперь Федеральная антимонопольная служба в связи с поглощением ФСТ — рассчитывает тарифы на потребление газа для населения (по розничной цене) и для промышленных потребителей (по оптовой), а также на его транспортировку с учетом пожеланий "Газпрома". Поправки, как указано в законопроекте, должны "ограничить рост конечной цены на газ".

Раскрытие затрат компании отдельно на стройку внутрироссийских и на стройку экспортных трубопроводов дает преимущество независимым производителям газа, пытающимся снизить стоимость прокачки своего газа по трубам "Газпрома", говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Теоретически это приведет к реальному снижению капитализации компании и снижению дивидендов акционеров, — соглашается он. — Чтобы понять, что они не переплачивают монополии, независимые производители газа (в их числе НОВАТЭК и "Роснефть") с прошлого года также пытаются развести расходы "Газпрома" на содержание и строительство внутрироссийских [входящих в Единую систему газоснабжения, стоимость которых вкладывается в тариф для НОВАТЭКа с "Роснефтью"] и экспортных трубопроводов, которыми они не пользуются. Для независимых производителей было бы успехом выравнять тарифы для себя и дочерних компаний "Газпрома", тогда они смогут давать большие скидки своим потребителям и постепенно забирать их у "Газпрома" — он скидки делать не может, — пояснил Юшков.

Согласно данным ФАС, сейчас тариф для независимых производителей складывается из фиксированной ставки за перемещение 1 тыс. куб. м газа на 100 км плюс надбавка за пользование магистральными газопроводами. ФСТ ранее пыталась сдерживать рост тарифа, к примеру, последний раз она подняла тариф в июне 2015 года всего на 2%, тогда как "Газпром" просил на 7,5%.

О проблеме необоснованного ценообразования на транспортировку газа на президентской комиссии по ТЭК в 2014 году говорил и глава ФАС Игорь Артемьев. Но тогда ФСТ была отдельной структурой, теперь же она под контролем ФАС, что делает позицию Артемьева еще сильнее, замечает Юшков, тем более что "Газпром" теряет свои позиции в добыче.

В пресс-службе ФАС не ответили на запрос "Известий".

По данным Фонда национальной энергетической безопасности, в 2014 году больше всего газа на внутреннем рынке продал сам "Газпром" (76%, в 2013-м — 72%), 18% через него реализовал НОВАТЭК и 6% — "Роснефть". При этом монополия явно проигрывает им в динамике — если у "Роснефти" и НОВАТЭКа добыча растет (плюс 35%, до 56,7 млрд куб. м, и плюс 1,5%, до 62 млрд куб. м за 2014-й соответственно), то у "Газпрома" снижается (минус 9%, до 443,9 млрд куб. м, это минимум с 1989 года). По оценке фонда, основанной на данных компаний, с 2008 по 2014 год объемы газа, добытые группой "Газпром" (включая "Газпром нефть") и поставленные через единую систему газопроводов на внутренний рынок, сократились с 290 млрд до 238 млрд куб. м. Независимые производители за тот же период нарастили свои поставки почти в два раза — с 63 млрд до 111 млрд куб. м, и их доля выросла с 18 до 32%.

"Дочки" "Газпрома" платят материнской компании за прокачку газа меньше независимых производителей, и поэтому НОВАТЭК предлагает переход на единый экономически обоснованный тариф. "Роснефть" в июле предлагала с 2025 года полностью либерализовать экспорт газа при сохранении госрегулирования, кроме того, она считает целесообразным выделить газотранспортную систему и подземное хранение газа в отдельную от "Газпрома" компанию. На предложения "Роснефти" профильный вице-премьер Аркадий Дворкович отвечал, что "прозрачность работы компании стоит увеличить" при сохранении ее действующей структуры.

"Газпром" активно пытается включить в спор с Минэкономразвития Министерство энергетики. Как рассказал "Известиям" источник в министерстве, оно получало аналогичное письмо от монополии.

— Министерство изучает варианты действий, — сообщил собеседник из Минэнерго. — Правительство и Минэнерго всегда выступало за открытость в отношении потребителей ресурсов, мы это неоднократно заявляли.

Минэнерго в 2014 году обязало с 2016 года подконтрольные ей госкомпании делать публичными итоги обсуждения запланированных к реализации инвестпроектов. Согласно постановлению правительства № 132, электроэнергетические монополии и сетевые компании ("Русгидро", "Россети", ФСК) должны проводить аудит инвестпроектов и программ и выносить его итоги на общественное обсуждение на Единый портал госуслуг. Можно отметить, что энергетики и ранее согласовывали свои проекты в Минэнерго, но без аудита и общественных обсуждений. Новым проектом постановления правительства от Минэкономразвития планируется расширить этот порядок на госкомпании и монополии не только в сфере энергетики, но и газоснабжения, транспортировки нефтепродуктов и строительства инфраструктуры — то есть речь также о "Газпроме", РЖД, "Транснефти" и их "дочках".

В остальных монополиях особых претензий к законопроекту не имеют. У "Транснефти" нет проблем с раскрытием информации перед ФАС или другими ведомствами, говорит источник в компании. По его словам, группа регулярно проводит технологический и ценовой аудит своих инвестпроектов и инвестпрограммы в целом, раскрывается и информация по процедуре установления тарифов на прокачку нефти (их устанавливает для компании ФАС).

Нормы законопроекта не несут существенных новаций в отношении деятельности компаний, сообщили "Известиям" в пресс-службах "Русгидро" и РЖД. По словам представителя перевозчика, компания проводит технологический и ценовой аудит с 2013 года, но новые поправки она пока не изучила. "Русгидро" тоже уже третий год будет проводить такой аудит и претензий к предложениям Минэкономразвития у нее нет, говорит представитель компании.

По мнению члена правления Национального объединения технологического и ценового аудита Бориса Ярышевского, анализ инвестпрограмм и повышение прозрачности закупочной деятельности приведут к повышению эффективности работы "Газпрома" и дадут возможность снизить стоимость закупок монополии. Коллеги Ярышевского заинтересованы в расширении круга клиентов и повышении расценок. Стоимость аудита для каждого конкретного проекта разная, но предельная установленная правительством цена на аудиторские услуги не должна превышать 0,58% от стоимости проекта — сейчас эту планку объединение активно оспаривает.

"Роснефть" тем временем с нетерпением ожидает реализации проекта Минэкономразвития.

— В настоящее время транспортная составляющая в оптовой цене газа в Европейской части России достигает 50%. Транспортный тариф ["Газпрома"] является завышенным, учитывая, что большая часть газа независимых производителей перемещается по изношенным трубопроводам, а основные капиталовложения монополист осуществляет в инфраструктурные проекты экспортной направленности, — считает представитель "Роснефти". — Исходя из публикуемой в настоящее время "Газпромом" информации об услугах по транспортировке, не представляется возможным оценить реальный объем затрат монополии на транспортировку газа независимых производителей. Расширение объема раскрываемой информации и усиление контроля над инвестициями в сфере транспортировки газа будут способствовать снижению тарифов при поставках на внутренний рынок.

В "Газпроме", "Транснефти", ФСК, НОВАТЭКе, "Россетях" на запросы не ответили.

Арсений Погосян

 

 

"Газпром" может вновь привлечь Saipem к строительству "Турецкого потока" — Россия и Турция вскоре могут подписать соглашение по первой нитке трубопровода.

"Ведомости"

"Газпром" хочет восстановить партнерство с итальянской Saipem ("дочка" Eni), с которой только в июне расторг контракт на строительство первой нитки "Турецкого потока". Как сообщил "Газпром", его предправления Алексей Миллер говорил в Москве в четверг с гендиректором Eni Клаудио Дескальци об инфраструктурных проектах по поставкам российского газа в Европу.

"Успех трубопроводных проектов, в частности "Северного потока" и "Голубого потока", во многом основан на высоком качестве взаимодействия партнеров по проекту и подрядчиков — таких, как Saipem. Мы высоко оцениваем перспективы сотрудничества с Saipem по текущим и будущим проектам", — заявил Миллер. Встреча прошла в атмосфере сердечности, акцент был сделан на динамику рынка газа в Европе, говорится в сообщении Eni.

"Мы пытаемся восстановить отношения, но пока все неоднозначно", — говорит человек, близкий к "Газпрому".

"Газпром" в марте 2014 г. заключил с Saipem контракт стоимостью 2 млрд евро на строительство первой нитки "Южного потока" (у Eni было 20% в проекте). Когда "Газпром" отказался от трубы, контракт с Saipem был приостановлен, в мае 2015 г. его возобновили — под строительство первой нитки "Турецкого потока". За простой судов в болгарском порту Бургас "Газпром" заплатил Saipem около $300 млн. Но едва ее флот в начале июня пришел из Бургаса в Анапу, чтобы начать стройку, "Газпром" объявил, что контракт расторгнут — из-за невозможности достичь соглашения с Saipem по многим рабочим и коммерческим вопросам.

"Турецкий поток" должен был начать строиться в конце июня, но Россия не подписала с Турцией межправительственное соглашение, и проект был остановлен. В Турции до сих пор не сформировано правительство, Россия будет ждать, пока оно появится, чтобы активизировать переговоры, объяснял пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Кроме того, Россия хотела подписать документ сразу на строительство четырех ниток "Турецкого потока", а Турция — только одной, для собственного рынка. В конце июля министр энергетики Александр Новак заявил, что Россия готова подписать документы и по одной нитке. А в среду министр энергетики Турции Танер Йылдыз сказал, что Турция направила России свой вариант соглашения. Речь в нем идет об одной нитке, сообщал "Интерфакс". Минэнерго России получение документа не подтвердило, ситуацию там не комментируют.

"Газпром", вероятно, активизировал переговоры с Saipem, так как, если соглашение с Турцией будет подписано, он сможет приступить к строительству, считает директор Small Letters Виталий Крюков.

До прояснения ситуации "Газпрому" не было смысла платить за простой судов Saipem, отмечала старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова.

Подрядчик мог счесть себя незаменимым, запросить больше денег, говорил замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач, но Saipem конфликт не нужен, из-за которого она могла бы лишиться других подрядов "Газпрома", например по расширению "Северного потока", который строила именно Saipem.

У "Газпрома" альтернатив немного, к тому же Saipem требует неустойку и, возможно, сейчас возобновить контракт выгодно обеим сторонам, считает Крюков. Правда, трубоукладочные суда Saipem покинули Черное море и прошли Босфор, знает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Eni весь газ получает транзитом через Украину, "Газпром" пытался привлечь ее в "Турецкий поток".

Обсуждался ли этот вопрос в четверг, представитель "Газпрома" не говорит. "Все южные проекты так или иначе выходят на Италию", — сказал собеседник в "Газпроме".

Компания рассчитывает, что продолжением "Турецкого потока" в Европе станет газопровод Tesla. Этот проект предусматривает отвод на Италию с территории Греции.

Если "Турецкий поток" ограничится одной ниткой, его цена будет очень высока — 5 млрд евро, почти 40% от стоимости четырех ниток. "Газ, перекачивающийся по такой ветке, по определению не сможет быть дешев", — говорил в начале августа ТАСС бывший гендиректор турецкой Botas Мете Гекнель, возможны другие варианты — например, может быть пересмотрен маршрут или "Турецкий поток" превратится в "Голубой поток — 2". "Этот вариант остается актуальным", — говорил Гекнель.

Газопровод "Голубой поток", по которому Турция сейчас получает часть газа из России по дну Черного моря, — совместный проект "Газпрома" и Eni. "Мы начинали переговоры с турками о расширении "Голубого потока" еще до появления "Турецкого потока", сейчас переговоры идут о строительстве последнего", — сказал собеседник в "Газпроме". Но никогда не говори никогда, заключает он.

Михаил Серов

 

 

"РБК daily"

На нефтяные цены влияет не толь­ко баланс между добычей и потреблением, но и торги на бирже. И, возможно, именно здесь скрыт секрет, почему цены на нефть скоро пойдут вверх.

Очередь из экспортеров

На нефтяном рынке образовался сильный "медвежий" тренд. Аналитики продолжают прогнозировать дальнейшее снижение цен на нефть из-за переизбытка предложения углеводородов и сокращения спроса на сырье. Вероятность падения цен увеличивают еще и снижение темпов роста китайской экономики, и возврат на рынок иранской нефти.Страны ОПЕК увеличили добычу нефти до максимума за последние три года. Саудовская Аравия, потеряв рынок США, наращивает нефтедобычу до рекордных 10,6-11 млн барр. в день и занимается ценовым демпингом, стремясь сохранить хотя бы азиатский рынок. На его долю до "сланцевой революции" приходилось 68% саудовского экспорта. Не отстают и компании США, нарастившие, если верить Statistical Review of World Energy-2015, добычу и сланцевой, и обычной нефти до пикового уровня 11,5 млн барр. в сутки. Замыкает тройку лидеров нефтедобычи Россия с рекордными для наших компаний дневными цифрами 10,5-10,8 млн барр. Где-то на очереди Иран, Ирак и Ливия. Все эти факты заставляют аналитиков считать, что избыточное предложение нефти будет еще очень долго давить на цены.

Но чтобы оценить вероятность самого негативного сценария, нужно сначала понять механизм ценообразования на рынке нефти. Механизм этот содержит в своей основе биржевые фьючерсы. И временами биржевая торговля очень сильно отличается от классического определения цены товара на основе баланса фактической добычи и реального потребления.

Потребление нефти в мире растет

То, что мы привычно считаем ценами на нефть, на самом деле является ценами фьючерсных контрактов на нефть с поставками в определенные даты. В биржевых торгах фьючерсами участвуют не только производители и потребители нефти, но и финансовые инвесторы, инвестиционные банки, хедж-фонды и огромное количество спекулянтов, склонных принимать те или иные решения исключительно по заголовкам новостей.

Чтобы купить или продать определенное количество нефти, достаточно внести относительно небольшой объем гарантийного обеспечения. В 2012-2013 годах биржевые спекулянты и финансовые инвесторы, вдохновленные политикой количественного смягчения ФРС США и беспрецедентным денежным предложением, смогли удержать цены на нефть выше отметки $100, несмотря на бурный рост добычи и растущее предложение нефти, что позволило привлечь инвестиции в нефтегазовую отрасль и вызвало "сланцевую революцию". Но стоило ФРС в октябре 2014 года завершить программу монетарного стимулирования (QE) — и сразу же началось резкое снижение цен на нефть.

Сейчас же все большее количество участников рынка сходятся во мнении, что цены должны и дальше идти вниз из-за глобального избытка предложения нефти, поэтому увеличивается объем открытых коротких позиций. Как следствие, падение оказывается сильнее, а заголовки новостей становятся все страшнее.

Между тем, согласно исследованию банка Barclays, в 2015 году потребление нефти в мире в среднем выросло на 1,6 млн барр. в день по сравнению с 2014 годом. Китай за период с января по июль 2015 года нарастил импорт нефти на 10,4% в сопоставлении с предыдущим периодом. А в самих США, где на дорогах только легковых автомобилей 255 млн штук, спрос на нефть в первом полугодии 2015 года, по данным EIA, вырос на 3%. Это значит, что пока не только нет оснований утверждать, что в 2015 году мировой спрос на нефть и нефтепродукты снижается, — напротив, есть факты, указывающие на устойчивый рост потребительского спроса.

При этом, по данным ICE Futures Europe, количество фьючерсных контрактов на продажу, открытых самими производителями нефти, достигло рекордных значений за последние пять лет. Им противостоят фьючерсные "лонги" (контракты на покупку), открытые финансовыми инвесторами. И, возможно, именно здесь скрыт "биржевой секрет" нынешнего сланцевого чуда.

Добыча на пределе возможностей

Себестоимость барреля сланцевой нефти на разных месторождениях колеблется от $20 до $80, но американские эксперты в первой половине 2015 года оценивали среднее значение безубыточности сланцевой добычи на уровне $58 за баррель. Почему сейчас объемы нефтедобычи в США не падают даже при обвале цен на WTI до $40,5?

Дело в том, что нефтяники еще в прошлом году захеджировали риски снижения цен, открыв позиции на продажу по относительно высоким прошлогодним уровням или заключив долгосрочные договоры на поставку нефти по фиксированным еще в 2014 году ценам. Поэтому сейчас нефтяные компании с лихвой компенсируют потери от продаж нефти по текущим низким ценам финансовой прибылью по нефтяным деривативным сделкам, заключенным еще осенью 2014 года, когда стоимость нефти была гораздо выше. Именно поэтому количество "шортов" со стороны производителей нефти достигло по состоянию на 31 июля 2015 года максимальных значений за последние пять лет.

Но сейчас пролонгировать подобный хедж с теми же параметрами невозможно, поскольку даже контракты с поставкой в июне 2017 года на нефть WTI стоят на уровне $52. Это означает, что в ближайшем будущем у нефтяников уже не получится компенсировать убытки от снижения цен с помощью производных инструментов. Как только произойдет экспирация фьючерсов и опционов и все хеджирующие контракты будут исполнены, придется реально закрывать проекты и массово сокращать персонал и добычу нефти соответственно. Поэтому сейчас большинство экспертов сходятся во мнении, что добыча нефти в Соединенных Штатах пострадает, если цены до начала 2016 года останутся на текущих уровнях.

Спад производства нефти в США можно ожидать в ближайшие месяцы, а вслед за этим может произойти рост цен на углеводородное сырье, потому что большинство мировых производителей нефти в странах, как входящих, так и не входящих в ОПЕК, работают на пределе своих возможностей. Во всем мире — от Норвегии и Канады до Нигерии и Вьетнама — наблюдаются проблемы с финансированием новых проектов в связи с низкими ценами на нефть, что уже в недалеком будущем может стать причиной значительного снижения объемов добычи.

Саудовская Аравия уже серьезно страдает из-за своего нефтяного демпинга, производственные мощности близки к своему пределу, а дефицит бюджета страны составляет 20% от ВВП. Что касается Ирана, то международные санкции крайне негативно сказались на состоянии иранского нефтегазового сектора. Дефицит инвестиций и отсутствие доступа к современным технологиям добычи и разведки месторождений усилили отставание от конкурентов в этой сфере. И без новых инвестиций, необходимый объем которых оценивается в $50 млрд, Ирану будет сложно существенно увеличить добычу нефти.

Таким образом, финансовые инвесторы, держащие длинные позиции в нефтяных фьючерсах, уже в следующем году, вполне возможно, окажутся в небольшом выигрыше. EIA сейчас прогнозирует среднюю цену Brent в 2016 году на уровне $59.

Все в руках ФРС

Единственное, что способно замедлить восстановление нефтяных цен, — это скорое начало цикла повышения процентных ставок ФРС США. Укрепление доллара к основным валютам станет негативным фактором для нефтедобычи, поскольку "утяжеление" доллара, как правило, компенсируется соответственным снижением долларовых биржевых цен на сырьевых рынках.

Но проведенная недавно Народным банком Китая девальвация юаня к доллару и сдерживающая рост потребительской инфляции в США дешевая нефть могут склонить ФРС к решению отказаться от повышения ставки этой осенью, что позитивно отразится на ценах на сырьевые товары.

Все вышеперечисленное в ближайшем будущем начнет оказывать поддержку котировкам нефти. Для России это означает паузу в девальвации рубля и некоторую стабилизацию финансовых рынков.

<< Август, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ