media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

21.09.2017

Правительство продолжает борьбу с офшорами.

"Газета РБК"

Правительство попросило госкомпании отчитаться о российских активах, которыми они владеют через иностранные юрлица. Директива с соответствующим требованием за подписью первого вице-премьера Игоря Шувалова есть в распоряжении РБК.

Документ, утвержденный Шуваловым 25 августа, был направлен представителям интересов России в госкомпаниях и обязывает их в течение десяти дней инициировать заседания совета директоров, включив вопрос о таких активах в повестку. Свои отчеты госкомпании должны направить в Минэкономразвития в течение 30 дней с момента получения директивы, то есть к концу сентября. Пресс-служба Минэкономразвития переадресовала вопрос РБК в правительство, Росимущество не ответило на запрос, в секретариате Шувалова от комментариев отказались.

Речь идет об активах, которыми компании владеют через иностранные юридические лица, но которые при этом находятся на территории России. Первый отчетный период — 2016 год, и далее ежегодно. Источник РБК в Минэкономразвития говорит, что это поручение по сбору информации в рамках процесса деофшоризации, а также попытка понять, где компании оптимизируют налоги. "После получения информации от компаний она будет структурирована, на ее основе будет подготовлен доклад в правительство о том, как можно повысить налоговые платежи компаний в бюджет. Компании имеют право создавать зарубежные "дочки", но в каждом отдельном случае может понадобиться обоснование необходимости владения через них российскими активами", — сказал собеседник РБК. По его словам, информация пока не поступила в ведомство, она готовится.

Зачем нужна эта информация?

О том, что российские госкомпании надо выводить из офшоров, президент Владимир Путин заявил еще в 2011 году. "Никаких особых дедлайнов по деофшоризации в ближайшее время не подходит. Возможно, озабоченность госорганов связана с автоматическим обменом налоговой информацией, который должен начаться с 2018 года и по которому иностранные налоговые органы могут получить нежелательную для российских властей информацию", — напоминает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин.

С точки зрения деофшоризации запрошенная правительством информация необходима для сбора данных о наличии подконтрольных иностранных компаний, которые могут стать налогоплательщиками, говорит руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе. Но также, рассуждает он, это может быть связано с тем, что власти хотят понимать, какие компании могут оказаться под ударом за рубежом в связи с нестабильной политической ситуацией, и, соответственно, хотят исключить риски предъявления претензий к таким компаниям, блокировки их денежных средств или активов.

Директива — это определенный сигнал для госкомпаний, пояснил РБК источник в правительстве, первый шаг в деофшоризации иностранных активов госкомпаний. На первом этапе надо понять, насколько широко применяется такая практика, а потом будут приниматься меры стимулирования для перевода этих активов в российскую юрисдикцию, указывает он. Отчитаться об активах, зарегистрированных на иностранные юрлица, компании должны в ближайшее время, пояснил собеседник РБК.

У кого из госкомпаний есть такие активы?

Директива разослана компаниям из соответствующего перечня Росимущества (спецперечень 91-р), в котором фигурируют "Газпром", "Роснефть", РЖД, "Роснефтегаз", АЛРОСА, "РусГидро", Россельхозбанк, "Совкомфлот", Новороссийский морской торговый порт (НМТП), Объединенная судостроительная компания (ОСК) и т.д. — всего 50 наименований. Вопрос о предоставлении информации по активам, оформленным на зарубежных "дочек", был включен в повестку предстоящих или уже состоявшихся заседаний советов директоров "Ростелекома", "Транснефти", НМТП, АИЖК; Государственная транспортная лизинговая компания уже проголосовала за предоставление данных правительству, следует из соответствующих раскрытий этих компаний.

Масштаб использования госкомпаниями иностранных структур, которым принадлежат российские активы, пока неясен. Представитель РЖД сообщил РБК, что компания запросила у Минэкономразвития пояснения, касающиеся ряда положений директивы (в частности, уточнение критериев необходимого к декларированию имущества). После их получения компания предоставит перечень в установленном порядке, добавил он. По его словам, под критерии директивы подпадают две "дочки" РЖД — французская GEFCO (международная логистическая компания) и мальтийская Black Sea Ferries, которая занимается перевозками грузов в железнодорожно-паромных сообщениях в бассейнах Балтийского и Черного морей.

"Совкомфлот", НМТП, "Аэрофлот", "РусГидро", "Интер РАО" не ответили на запросы РБК. Представитель ОСК сказал, что в ее группе нет компаний, о которых просит сообщить правительство.

Инициатива правительства направлена на сбор информации о совместных предприятиях российских госкомпаний с иностранными инвесторами, полагает Еремин. "Во многих случаях такие СП создавались за рубежом и владели российскими активами. В ряде отраслей либо на законодательном уровне, либо по факту запрещено передавать мажоритарный пакет в активе иностранцам, поэтому госкомпании владеют более чем 50-процентными пакетами через иностранные СП", — отмечает он.

Например, в рамках стратегического партнерства "Роснефти" и американской ExxonMobil еще до санкций были учреждены совместные предприятия Tuapsemorneftegaz SARL и Karmorneftegaz SARL, зарегистрированные в Люксембурге, для проектов в Черном и Карском морях в России. "Роснефть" владеет в них мажоритарными долями. Источник РБК в "Роснефти" сказал, что поскольку директива есть, то после ее получения совет директоров будет созван, а вопрос рассмотрен. "Это чисто технический момент. Видимо, просто нужно время. Но решение об этом должен принимать "Роснефтегаз" как основной акционер "Роснефти", — пояснил собеседник РБК. Пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев директиву Шувалова не комментирует.

Людмила Подобедова, Анна Могилевская, Иван Ткачев

 

 

Госкомпания получила последний актив, который был нужен для создания крупной нефтесервисной компании.

"Ведомости"

Игорь Сечин предлагал консолидировать на базе "Роснефтегаза" государственные нефтесервисные активы еще в 2012 г., когда был вице-премьером, — чтобы повысить конкурентоспособность предприятий, создать условия для инвестиций и сохранить рабочие места, говорили источники "Ведомостей".

В 2015 г. Путин подписал указ об увеличении уставного капитала "Роснефтегаза" и о передаче в порядке оплаты новых акций долей в 13 нефтегазовых предприятиях. В перечень вошли "Арктикшельфнефтегаз" (владеет лицензией на Медынско-Варандейский участок в Баренцевом море, запасы более 100 млн т), несколько отраслевых НИИ, а также североосетинский "Роснефть-Артаг".

Передать все предприятия "Роснефтегазу" (его основные активы — 50% плюс 1 акция "Роснефти" и 10,97% "Газпрома") надо было за 9 месяцев, но процесс затянулся. Последний актив — 29,01% "Роснефть-Артаг" (владеет шестью АЗС в Осетии и нефтебазой) был передан "Роснефтегазу" в минувшую среду, раскрыто на e-disclosure.ru.

Изначально предполагалось, что "Роснефтегазу" отдадут 43,16% "Роснефть-Артаг", но цифра в указе была названа неверно, ее скорректировали до 42,77%, а в августе 2016 г. доля была снижена до 29,01%, писал "Интерфакс".

Будет ли сейчас создан "национальный чемпион" в нефтесервисных услугах на базе переданных в "Роснефтегаз" активов, представитель компании не говорит. Но создание такого сервиса могло бы пойти на пользу нефтяной отрасли, сказал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: "Обычно монопольные госкомпании менее эффективны, чем рыночные. Но "Роснефтегаз" мог бы за счет своих нефтесервисов сдержать рост цен на рынке".

Это было бы актуально и с учетом того, что американская Schlumberger пытается купить 51% крупнейшей в России нефтесервисной компании Eurasia Drilling, говорит собеседник в одной из нефтесервисных компаний. Но о подобных планах "Роснефтегаза" он, "к сожалению, не слышал".

Можно ли на базе переданных "Роснефтегазу" активов создать нефтесервисную компанию — вопрос. Три из 10 предприятий в 2015-2016 гг. прошли банкротство, писал "Коммерсантъ", а одно — Пермский завод смазок — ликвидировано, по данным "СПАРК-Интерфакса".

Деньги на нефтесервисную компанию у "Роснефтегаза" быть должны. Компания не публикует отчетности, но из документов "Роснефти" и "Газпрома" следует, что в 2017 г. "Роснефтегаз" мог получить от них 73 млрд руб. дивидендов.

Виталий Петлевой

 

 

Для запуска третьей очереди СПГ-завода "Сахалина-2" и поставок в Китай по дальневосточному маршруту "Газпрому" нужно больше газа. Он есть у "Сахалина-1", но стороны не могут договориться.

"Ведомости"

Операторы проектов "Сахалин-2" и "Сахалин-1" выдвинули друг другу встречные предложения по покупке газа "Сахалина-1", сообщил в среду заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов. "Идет активное обсуждение между "Сахалином-1" и "Сахалином-2" о порядке монетизации газа. Есть оферта со стороны "Сахалина-1", есть контроферта со стороны "Сахалина-2", — сказал он. — Это обязывающая оферта с формулой цены, с точками приема, с объемами поставки, с учетом пропускных способностей, с калоризацией газа. Это уже высокая степень переговоров".

В начале июня о том, что "Сахалин-1" (оператор — Exxon Neftegaz, у "Роснефти" — 20%) сделал соответствующее предложение, сообщал заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев. Об ответной оферте представители Sakhalin Energy (оператор "Сахалина-2") или "Газпрома" (владеет 50% плюс 1 акция Sakhalin Energy) не упоминали. Из слов Молодцова можно предположить, что предложенные "Сахалином-1" условия сделки "Газпром" не устроили и компания выдвинула встречное предложение. "Газпром" и "Роснефть" отказались от комментариев. Представитель ExxonMobil в среду вечером не ответил на запрос "Ведомостей".

"Сахалин-2" занимается добычей газа на шельфе Охотского моря, который в дальнейшем поступает на СПГ-завод, расположенный на южной оконечности о. Сахалин. Уже введены в эксплуатацию две очереди завода общей мощностью 9,6 млн т в год. Готовится FEED по третьей очереди завода, которая может увеличить его мощность еще на 5,6 млн т. Предполагается, что проект расширения будет готов уже в этом году. Для того чтобы обеспечить третью очередь газом, "Сахалину-2" дополнительно потребуется почти 8 млрд куб. м газа в год.

Кроме того, между "Газпромом" и CNPC ведутся переговоры по поставкам газа в Китай по "дальневосточному маршруту". "Обсуждаются объемы поставок до 8 млрд куб. м. Цифра еще окончательно не определена, в зависимости от согласия сторон будет определена позже", — расказывала в июне генеральный директор "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова.

В июле председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер говорил, что переговоры по "дальневосточному маршруту" могут быть завершены в этом году. В среду по итогам заседания российско-китайской межправкомиссии в Пекине вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что переговоры находятся "в продвинутой стадии" и могут быть завершены в самое ближайшее время. "Надеемся, что там можно все очень быстро завершить и двигаться вперед, — сказал Дворкович. — Основные переговоры будут во время визита Алексея Борисовича Миллера сюда [в Пекин] в ближайшее время".

Ресурсной базой для "Сахалина-2" являются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения. Возможность того, что газ "Сахалина-1" может быть использован для третьей очереди, Медведев в июне не исключал. "Помимо этого у нас сахалинские месторождения "Газпрома" тоже являются, я подчеркиваю, потенциальным источником для третьей очереди", — уточнял он.

Возможности "Газпрома" по добыче на сахалинском шельфе ограничены санкциями — обеспечить газом и третью очередь СПГ-завода, и возможные поставки в Китай компания за счет собственных месторождений пока не сможет, убежден партнер RusEnergy Михаил Крутихин. "Теоретически "Сахалин-2" мог бы увеличить добычу, но незначительно. А разработка Южно-Киринского месторождения пока невозможна из-за американских санкций. Это ставит компанию в положение, когда газ "Сахалина-1" ей в любом случае будет нужен", — говорит он. В том, чтобы найти компромисс, заинтересованы обе компании, напоминает эксперт. "У "Сахалина-1" нет другого способа реализовать свой газ. Около 2 млрд куб. м компания поставляет в Хабаровск, но добывать может до 12 млрд куб. м в год. "Сахалин-1" планировал свое СПГ-производство, но в конце концов проект был отложен на неопределенный срок. Других вариантов реализовать нет. А закачивать весь газ обратно в пласт тоже невозможно", — говорит Крутихин.

Артур Топорков

 

 

"Взгляд"

Украинский "Нафтогаз" обнародовал новую сумму своих претензий к России в рамках иска о потере активов в Крыму. В очередной раз запрошенная Украиной сумма выросла, и сейчас она составляет 5 млрд долларов, то есть едва ли не половину украинского долга перед МВФ. Как ни странно, к тому, что Киев все время меняет свою оценку, приложила руку сама Россия.

В 5 млрд долларов оценили эксперты "Нафтогаза" свои убытки от потери активов группы в Крыму. Именно на такую сумму возмещения украинская нефтегазовая компания подала против России иск в трибунал при Постоянной палате Третейского суда в Гааге. Вынесения судом решения по делу в "Нафтогазе" ожидают до конца 2018 года.

Еще в феврале 2016 года Россия получила официальное уведомление о том, что "Нафтогаз Украины" плюс шесть его дочек — "Черноморнафтогаз", "Укртрансгаз", "Ликво", "Укргазвыдобування", "Укртранснафта" и ДК "Газ Украины" — начали спор с РФ в рамках двустороннего соглашения о взаимной защите инвестиций, известного как российско-украинское двустороннее инвестсоглашение.

В "Нафтогазе" подсчитали, что компания лишилась 15 месторождений нефти и газа и трех перспективных участков в Крыму и на шельфе. Плюс в списке украинских потерь — Глебовское подземное газохранилище, более 1200 км магистральных газопроводов, 43 газораспределительные станции, 29 различных судов и четыре плавучие буровые установки, среди которых две — современные высокотехнологичные — "Петр Годованец" и "Независимость".

Надо сказать, что сумма претензий от "Нафтогаза" по Крыму удваивается почти каждый год. Так, еще год назад украинская компания считала, что потеряла из-за воссоединения Крыма с Россией вдвое меньше, а именно 2,6 млрд долларов. А два года назад, в 2015 году, сумма потерь оценивалась и вовсе лишь в 1,2 млрд долларов.

С тех пор ставки возросли почти в пять раз. Но даже если прибавить упущенную выгоду еще за 2015-2017 годы, все равно получается сумма меньше — порядка 3 млрд долларов. Судя по всему, объем претензий "Нафтогаза" увеличивается за счет переоценки активов. Вероятно, в оценку закладывается не только стоимость крымских активов до их возвращения в состав России, но и после российских инвестиций в них, плюс упущенная возможная выгода "Нафтогаза".

К тому же, чем больше сумма претензий, тем больше общественного внимания она привлечет, и электорату Украины эта сумма однозначно понравится, говорит управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры" Кира Гин.

"Перспективы завораживают: за один выигранный суд Россия должна погасить почти половину украинского долга перед МВФ.

Оставлять сумму претензий прежней или уменьшать ее сегодня — это крайне невыгодный политический шаг", — считает юрист.

"Сумма иска — 5 миллиардов долларов — для "Нафтогаза" довольно значительна. Для сравнения: она превышает весь долговой портфель группы на конец 2016 года (около 2,7 миллиарда долларов), а также ежегодные поступления от Газпрома в счет оплаты транзита российского газа (2 миллиарда долларов)", — отметил РИА "Новости" директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

"В любом случае при рассмотрении этого спора украинской стороне предстоит обосновать и представить суду свои расчеты", — замечает Кира Гин.

Доказать экспертную оценку убытков на все 5 млрд долларов будет непросто. Если, конечно, предположить изначально, что суд в целом встанет на сторону истца. Ведь Запад так и не признал право населения Крыма вернуться в состав России.

Крымские активы, по сути, мало интересовали Киев до того, как они стали российскими. "Активы, о которых идет речь, добывали не так много — около 2 миллиардов кубометров в год. Эти объемы почти полностью потреблялись в Крыму, однако "Нафтогазом" рассматривались варианты наращивания добычи", — говорит Дмитрий Маринченко. Но желание наращивать добычу еще не означает реальные вложения и действия. Киев, например, и до 2014 года и после утверждал, что намерен увеличить добычу собственного газа. Но от слов к делу перейти не удается. Добыча то падает, то чуть растет, но картина в целом остается прежней.

"Черноморнефтегаз" (а это наиболее ценный актив в Крыму, за который хочет получить деньги Киев) по итогам 2013 года добыл 1,6 млрд кубометров газа и около 9 млн тонн нефти. Без должных инвестиций добыча начала падать.

Россия же начала крупно инвестировать в эти активы. Еще в прошлом году для поддержания объемов добычи газа Россия вложила средства в ремонт скважин морских и сухопутных месторождений. В этом году "Черноморнефтегаз" планирует активизировать геологоразведочные работы. Также проведены работы по капитальному ремонту компрессорных агрегатов и технологического оборудования Глебовского ПХГ, куда закачивается газ для подготовки к отопительному сезону в Крыму. Кроме того, проведены работы для повышения надежности и бесперебойной работы газотранспортной системы на полуострове.

Наконец, стоит вспомнить, что в декабре 2016 года "Черноморнефтегаз" обеспечил присоединение ГТС Крымского полуострова к Единой системе газоснабжения России. Так что теперь полуостров не только сам для себя добывает газ, но и при необходимости получает его из материковой России. При этом Россия параллельно готовится к разработке новых месторождений Крыма, в том числе на шельфе.

Сегодня все эти активы — обновленные, и, конечно, стоят в разы больше, чем при Украине. Поэтому ничего удивительного, что сумма претензий со стороны Украины разительно выросла.

С юридической и разумной точки зрения требование "Нафтогаза" противоречит обозначенной самой же Украиной позиции по Крыму.

"Эта страна не признает переход Крыма под юрисдикцию России и требует возврата этой территории. Поэтому "Нафтогаз" как государственная украинская компания может требовать либо возврата Крыма, но это сложнее, был референдум и добровольное волеизъявление народа. Либо "Нафтогаз" должен требовать компенсации за утраченные активы. При такой позиции можно побороться, используя западных юристов, опыт ЮКОСа и общий негативный фон в отношении России", — рассуждает Кира Гин.

Есть ли шансы у России выиграть этот спор? "Этот вопрос больше представлен в политической плоскости. Но до сих пор многочисленные громкие судебные иски не принесли денег в бюджет Украины. Я думаю, что украинская сторона будет и дальше пытаться, выбора у нее на данный момент нет", — заключает Кира Гин.

Ольга Самофалова

<< Сентябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ