media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

21.10.2016

Глава "Роснефти" оценил одну из прошлых сделок "Башнефти".

"Газета РБК"

После покупки "Башнефти" глава "Роснефти" Игорь Сечин впервые прокомментировал сделки ее предыдущих собственников. По его словам, нефтесервисные активы компании в конце 2013 года были проданы вдвое дешевле рыночной стоимости — за 4 млрд руб.

"Есть подрядчики, которые были выведены из состава "Башнефти". При оценке этих активов в 8 млрд руб. они были выведены почему-то за 4 млрд руб.", — заявил журналистам главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин (цитата по "Интерфаксу"), комментируя встречу с главой Башкирии Рустэмом Хамитовым. Встреча прошла накануне, 19 октября, всего через неделю после того, как "Роснефть" приобрела контрольный пакет "Башнефти" за 329,69 млрд руб.

В дальнейшем этот же подрядчик получил выручку 53 млрд руб. и действующий контракт на 28 млрд руб., добавил Сечин. "Может быть, тогда часть социальной нагрузки такие организации возьмут на себя с учетом эксклюзивности их работы в Башкирии?" — предложил он.

Сечин и представитель "Роснефти" не уточнили, о каком подрядчике идет речь. Но, судя по описанию, он имел в виду компанию "Таргин", подконтрольную АФК "Система", замечает близкий к "Башнефти" источник. Еще в начале 2013 года, когда "Система" контролировала эту нефтяную компанию, она выделила свои нефтесервисные активы в отдельный холдинг "Башнефть-Сервисные активы", а в октябре того же продала ее АФК за 4,1 млрд руб. Сама "Система" в декабре 2014 года по решению Арбитражного суда Москвы вернула контрольный пакет "Башнефти" государству, на прошлой неделе он снова сменил собственника, отойдя "Роснефти".

В новый холдинг, летом 2014 года переименованный в "Таргин" (от англ. right in target — "в яблочко, точно в цель"), вошло 11 компаний, которые предоставляют услуги в области бурения, текущего и капитального ремонта скважин, производства нефтепромыслового оборудования и механосервиса, а также транспортные и строительные услуги. "Башнефть" и этот холдинг продолжат сотрудничество "в рамках отношений, основанных на рыночных условиях", сообщала тогда пресс-служба нефтяной компании. "Таргин" действительно выигрывал многие подряды башкирской компании, но расширил число своих клиентов за счет "Роснефти", "Газпром нефти", "Сургутнефтегаза" и других крупных игроков, уточняла его пресс-служба.

В рейтинге РБК 500 по итогам 2015 года "Таргин" занял 352-е место, за год поднявшись на три строчки вверх. Но выручка компании никогда не достигала 53 млрд руб.: по итогам 2014 года она составила 27,5 млрд руб., а в 2015 году даже снизилась до 25,5 млрд руб. Вероятно, Сечин имел в виду не выручку, а заключенные контракты, предполагает близкий к подрядчику источник. "Таргин" — один из крупнейших работодателей Башкирии, в компании работают 18 тыс. человек — в этом и состоит социальная нагрузка, добавляет он.

Представитель "Таргина" отказался от комментариев. "Сделка по приобретению сервисных активов у "Башнефти", для которой они были непрофильными, была проведена по рыночной цене, определенной независимым оценщиком, с соблюдением всех корпоративных процедур и одобрением исключительно независимыми директорами", — заявил РБК представитель "Системы". По его словам, до этой сделки сервисные активы были разрознены, убыточны и неэффективны, а в их модернизацию было вложено 12 млрд руб. Все текущие контракты между "Таргином" и "Башнефтью" были заключены по итогам тендерных процедур по рыночным ценам, добавил он. "В результате модернизации компании налоговые платежи и отчисления в социальные фонды группы "Таргин" с момента приобретения составили более 6 млрд руб., а финансирование социальных обязательств превысило 400 млн руб.", — добавил собеседник РБК.

А Хамитов сказал журналистам, что на встрече с Сечиным договорился о сохранении всех обязательств "Башнефти" перед республикой по дивидендам, налоговым платежам и взносам на благотворительность. Он напомнил, что по итогам 2016 года "Башнефть" перечислит республике 11 млрд руб., из них 7,2 млрд руб. — дивиденды.

К тому же нефтяная компания предоставит 2,5 млрд руб. уфимскому клубу "Салават Юлаев", который выступает в Континентальной хоккейной лиге. "Я заострил внимание на том, что хоккейный клуб "Салават Юлаев" — бренд нашей республики. Поэтому поддержка останется как минимум на прежнем уровне. Будем стараться увеличить ее за счет более эффективной работы компании", — сказал Хамитов. Его представитель не стал комментировать предложение Сечина передать часть социальной нагрузки подрядчикам "Башнефти".

При этом вопрос выкупа доли Башкирии в "Башнефти" (владеет 25% компании) на встрече не поднимался, заявил глава республики. "Мы должны провести всю работу по переходу компании на стандарты "Роснефти". После этого мы выскажем все свои предложения по этим вопросам в рамках действующего законодательства", — подтвердил Сечин.

Однако "Роснефть" планирует пересмотреть инвестпрограмму "Башнефти", рассказал Хамитов: "Инвестиционная программа "Башнефти" сейчас будет пересматриваться с учетом того, что уже есть на других предприятиях "Роснефти", но она будет большой — это можно сказать точно". По его словам, "Роснефть" "очень интересует нефтехимия", и здесь Башкирии есть что предложить — прежде всего "Уфаоргсинтез", который контролирует "Башнефть". Некоторые проекты, предложенные предыдущим менеджментом "Башнефти", будут "критически" оценены, добавил глава республики.

Тимофей Дзядко

 

 

Разрыв с Россией уничтожает украинскую нефтехимию.

"Взгляд"

Все больше голосов в пользу возобновления экономического сотрудничества с Россией раздается на Украине. Очередное обращение подобного рода приняли на уникальном нефтехимическом предприятии "Карпатнефтехим". Ситуация с украинской нефтехимией в целом крайне показательна: разрушение связей с Россией остановило почти все украинские НПЗ и привело к гигантским убыткам.

Свыше двух тысяч работников нефтехимического завода "Карпатнефтехим" в Ивано-Франковской области, являющегося единственным активом российской компании "ЛУКОЙЛ" на Украине, попросили президента страны Петра Порошенко восстановить торговлю с Россией.

"Мы, сотрудники предприятия "Карпатнефтехим", требуем восстановления экономических связей с Россией и другими странами СНГ. Страны СНГ и особенно Россия являются одними из ключевых партнеров Украины, разрыв торговли и экономических отношений с которыми привели к падению производства нашего предприятия. В настоящее время мы не можем получать полноценную и стабильную заработную плату", — говорится в тексте петиции, подписанной сотрудниками предприятия.

"Если бы мы восстановили торговлю с Россией, завод смог бы полноценно запустить производство, а наши отчисления в государственный бюджет составляли бы 1,4 млрд гривен в год", — добавил гендиректор завода "Карпатнефтехим" Владимир Шулиндин.
Карпатнефтехим является одним из крупнейших на Украине предприятий по производству химической и нефтехимической продукции. "Аналогов нашему предприятию нет, а мы все равно простаиваем", — сетует генеральный директор предприятия.

На Украине с прошлого года действуют ограничительные меры в отношении российских физических и юридических лиц. Разные виды санкций, от запрета на въезд в страну до ареста имущества.

Это не первое подобное обращение. Ранее с призывом к восстановлению отношений с Россией и странами СНГ выступил замглавы комитета Рады по вопросам евроинтеграции Андрей Артеменко. Также с требованиями восстановить экономические связи с РФ выступали промышленники и аграрии Запорожья, сотрудники крупнейшего на Украине завода по производству спортивного оборудования VASIL в Днепре (бывший Днепропетровск) и энергетики Харькова.

В начале октября внефракционный депутат Верховной рады Яков Безбах заявил о создании парламентской группы по восстановлению торгово-экономических связей с Россией. Ведь, по его словам, без этого украинской экономике грозит стремительное падение. Поскольку "надежды на международную финансовую поддержку все меньше", Украина не имеет права "отказываться от устоявшихся экономических отношений", — заявил он.

Карпатнефтехим — действительно уникальное предприятие. Например, это единственный в странах СНГ производитель суспензионного винилхлорида, этилена, бензола, полиэтилена, аргона высокой чистоты. В ассортименте продукции Карпатнефтехима также пропилен, хлор, каустическая сода, смола тяжелая пиролиза, кислород газообразный и жидкий (медицинский и технический), азот.

Продукция Карпатнефтехима, в частности полихлорвиниловые смолы, полиэтилен, нужна Украине как никогда. В том числе для восстановления разрушенных войной городов и сел Донбасса, чтобы тот же суспензионный поливинилхлорид, из которого изготавливают изделия для строительной отрасли, Украина не покупала за рубежом.

Еще с декабря 2013 года завод вынужден был остановиться, однако людям и дальше выплачивают зарплату. С первого квартала 2014 года предприятие перешло на режим работы в так называемом горячем простое. Предприятие выплачивает 3/4 заработной платы работникам (ежегодно более 93 млн грн) и платит налоги (ежегодно более 77 млн грн). Каждый месяц простоя обходится его владельцу — компании "ЛУКОЙЛ" — в 50 млн грн убытков. Для украинской промышленности это означает потерю ежегодно 7 млрд грн объемов промышленного производства, для его работников и города Калуша — потерю доходов.

ЛУКОЙЛ инвестировал огромные средства в реконструкцию и модернизацию калушского нефтехимического комплекса. В 2001-2014 годах они составили более 544 млн долларов. Сумма налогов, которые Карпатнефтехим выплатил в государственный и местный бюджет, по данным на 2015 год, превышает 162 млн долларов. Кроме того, ЛУКОЙЛ каждый год заключал соглашение с Ивано-Франковской областной администрацией и вкладывал средства в социальное развитие города Калуша, а также в районы области. На благотворительность и спонсорство российская компания направила более 64 млн грн.

Однако предприятие вынуждено было остановить работу в декабре 2013 года. Причина — тяжелое финансовое положение (ежемесячные убытки более 8 млн долларов) из-за снижения цен на основную продукцию завода и демпинг со стороны импорта.

Негативно сказался невозврат украинским государством НДС, а также долги коммунального предприятия "Водотеплосервис" за очистку городских бытовых стоков. В целом коммунальная компания задолжала более 42 млн грн (основной долг перед ЗАО "Лукор" и 7,7 млн грн — перед Карпатнефтехимом). Киев отказался помочь в решении этих проблем.

Несмотря на все эти сложности, ЛУКОЙЛ хотел бы возобновить производственную деятельность предприятия. Именно поэтому компания продолжила выполнять социальные обязательства и поддерживать рабочее состояние, периодически работа завода возобновлялась, пока не последовал новый удар со стороны Киева. По политическим мотивам украинские власти оказались готовы жертвовать собственными заводами.

"Сейчас Карпатнефтехим не может работать, так как полностью аффилирован с российской компанией. Так как на Украине с прошлого года действуют санкции в отношении сотен российских физических и юридических лиц, то и деятельность этого завода стала фактически вне закона", — объясняет Дмитрий Лукашов из IFC Markets.

Проблема кроется в поставках сырья, которые ЛУКОЙЛ обеспечивал для украинского завода со своих давальческих предприятий. Это делало производство более рентабельным.

"В результате украинских запретов сырье поставлять стало невозможно, а аналогичных поставщиков на территории Украины найти проблематично опять же из-за санкций. Поставлять сырье от других поставщиков для ЛУКОЙЛа крайне невыгодно, так как российская компания строила свою бизнес-модель исходя как раз из соображений самообеспечения", — говорит Лукашов.

Бюджет Украины недосчитывается более 1,4 млрд гривен в год из-за простоя только одного этого предприятия. "Учитывая сложную ситуацию в украинской экономике, постоянный рост инфляции и нарастающий внешний долг, можно только развести руками и еще раз сказать, что решение о санкциях против российских компаний — одно из самых неверных решений украинского руководства", — считает собеседник.

Что касается нефтепереработки, то сегодня из шести имеющихся на Украине НПЗ работает только один — Кременчугский, потому что он подконтролен Укрнафте. Остальные либо также простаивают, либо закрыты. "Причина, как и в случае с Карпатнефтехимом, одна — нерентабельность. Месторождения в Ивано-Франковской и Львовской областях истощены, никакого смысла производить топливо в Прикарпатье с целью продажи его в соседних регионах нет, а импорт нефти, основным экспортером которой в регионе является Россия, затруднен, да и невыгоден из-за пошлин", — отмечает Алексей Антонов из "Алор Брокер". В итоге Украине гораздо дешевле закупать нефтепродукты в Белоруссии, чем загружать собственное производство.

Парадокс в том, что у Украины есть и собственная нефть, и НПЗ. Тогда как у Белоруссии нет собственной нефти, имеются только НПЗ. Но белорусские НПЗ рентабельны и работают — в отличие от украинских. Потому что Минск смог договориться с Россией, которая поставляет в Белоруссию свою нефть беспошлинно. Ко всему прочему, Белоруссия еще и зарабатывает миллиарды долларов на перепродаже своих нефтепродуктов в третьи страны, в том числе на Украину.

"Единственным способом для украинских НПЗ начать работать является возобновление диалога по развитию торговли энергоресурсами между странами. В идеале для того, чтобы украинские НПЗ стали рентабельными и могли конкурировать с белорусскими, сырье в России они должны получать по сопоставимым ценам. Но это, конечно, в текущих условиях невозможно", — заключает Антонов.

Ольга Самофалова

ФАС предложила ограничить возможность регионов поднимать тарифы на электроэнергию выше установленных правительством.

"Ведомости"

Минэкономразвития предлагает индексировать тарифы на передачу электроэнергии для промышленности на 2017-2010 гг. на 3%. "Но здесь важный момент еще есть, сейчас органы субъектов имеют право повышать предельный уровень, установленный федеральным центром, в случае если это необходимо для реализации инвестиционных программ", — напомнил в четверг замруководителя ФАС Виталий Королев (цитата по ТАСС). Но ФАС предлагает ограничить право регионов превышать тариф. Минэкономразвития поддерживает это предложение, сказал представитель ведомства. Некоторым регионам — их около 20 — нужно в виде исключения оставить возможность повышать тариф, прокомментировал "Интерфаксу" предложение Королева директор департамента Минэнерго Павел Сниккарс.

С 2010 г. тариф на передачу энергии рассчитывается по методу долгосрочного инвестированного капитала (RAB) и ежегодно индексируется, чтобы обеспечить сетевым компаниям необходимую валовую выручку. Если у сетевых компаний масштабная инвестпрограмма, регион может дополнительно увеличить этот тариф. Например, тариф "Ленэнерго" на передачу электроэнергии на 2015 г. был дополнительно повышен на 25%, подсчитала руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. В тот год инвестпрограмма "Ленэнерго" сократилась в 2,3 раза до 13,1 млрд руб., но годом ранее компания получила 4,2 млрд руб. чистого убытка из-за того, что потеряла 16 млрд руб. в банке "Таврический".

Представитель "Россетей" (госхолдинг, владеет распределительными и магистральными сетями) комментировать инициативу ФАС не стал. Но рассказал, что у холдинга есть свое предложение — подписывать с регионами соглашение, где были бы зафиксированы не только долгосрочные тарифы, но и условия по возврату выпадающих доходов, льготного техприсоединения и др.

Идея закрыть эту брешь в тарифных ограничениях правильная, хоть и очень запоздалая, прокомментировал представитель "Сообщества потребителей энергии". Если инициатива ФАС будет принята, это, безусловно, снизит инвествозможности, говорит Порохова. Регионам нужно оставить право индексации сетевого тарифа, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Есть регионы, где необходимо повышать тариф дополнительно, так как из-за сглаживания тарифов у сетевых компаний появляются выпадающие доходы, говорит он.

Иван Песчинский

 

 

Игорь Артемьев готовит рынку газа дерегулирование.

"Независимая газета"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) "всерьез" готовит реформу дерегулирования рынка газа в Российской Федерации в ближайшие два-три года. Хотя целью ее является снижение цен, эксперты предупреждают, что не исключен сценарий, когда платить придется больше. Кроме того, возможна и дезорганизация рынка по примеру украинского, когда потребителям выплачиваются субсидии на газ и даются многомесячные отсрочки по платежам.

ФАС подготовила законопроект о принципах тарифного регулирования в РФ, правительство рассмотрит его в ближайшее время, заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Кроме того, он отметил, что его ведомство готовит реформу дерегулирования рынка газа в Российской Федерации в ближайшие два-три года.

"Тарифная политика носит дискриминирующий характер. Сегодня можно при одних и тех же условиях одному хозяйствующему субъекту определить тариф в разы больше, чем другому, — сказал Артемьев. — Мы относимся к такого рода дискриминации как к очень печальному, тяжелому явлению, с которым нужно бороться в первую очередь. Должна быть полная прозрачность и открытость в этой системе, должна быть доступность для граждан любой информации системы. Все должны понимать, почему и как формируется тариф", — добавил глава антимонопольной службы. По его словам, ФАС рассчитывает, что закон о принципах тарифного регулирования будет принят в 2017 году и начнет действовать с 2018 года.

"Мы видим, что в конкурентных сферах в системе портов, аэропортов, в системе связи и т.д. есть большие возможности для дерегулирования. Мы даже всерьез готовим реформу дерегулирования рынка газа в Российской Федерации в ближайшие два-три года". По словам Артемьева, работа на внутреннем рынке таких компаний, как "Новатэк", "Итера", уже означает наличие конкуренции (по его данным, они имеют уже около 40% на рынке). "И, конечно, другие механизмы сдерживания могли бы прийти на смену тарифному регулированию", — заявил глава ФАС. В первую очередь рабочая группа с участием ФАС, "Газпрома", независимых производителей и регионов будет готова передать в правительство предложение по свободному доступу к трубопроводам "Газпрома", — сообщил "НГ" представитель ФАС Дмитрий Махонин.

Накануне замглавы ФАС Анатолий Голомолзин пояснял, что его ведомство выступает за полную либерализацию после 2018 года экспорта не только сжиженного природного газа (СПГ), но и трубопроводного. Голомолзин полагает, что право на экспорт в итоге могут получить все конкуренты "Газпрома", включая крупные нефтяные компании, такие как ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз", а не только "Роснефть". Он сообщил СМИ, что этот вопрос можно предметно обсуждать после завершения процесса либерализации внутреннего рынка газа.

Игорь Артемьев на форуме в Санкт-Петербурге пояснял, что вопрос либерализации внутреннего рынка газа — единственный, по которому ФАС удалось найти взаимопонимание с "Газпромом". По его словам, либерализация может произойти в течение ближайших двух-трех лет. Он связал это с тем обстоятельством, что в мире сложился ценовой паритет, сегодня внутренняя цена на газ не сильно отличается от экспортной, что позволяет активно развивать рынок. "При правильном регулировании мы можем не только достичь снижения или стабилизации цен, но и побудить компании строить газопроводы в регионах России, отдаленных уголках, газифицировать поселки", — говорил тогда Артемьев.

По мнению опрошенных "НГ" экспертов, дерегулирование рынка газа в РФ может привести как к понижению, так и повышению цены на топливо для потребителей.

"Пока сложно предположить, что именно придумали в ФАС, но глава службы уже отметил, что дерегулирование предполагает замену тарифов инструментами сдерживания. А значит, потребители могут и не почувствовать кардинальных изменений на газовом рынке, — сказал первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. — Учитывая стремительное развитие независимых производителей газа (НПГ), конкуренция на газовом рынке должна усилиться, если снизится жесткость тарифного регулирования. Соответственно и цены на газ должны снизиться. Но инициативы ФАС могут привести и к обратному эффекту — росту доли рынка "Газпрома", сокращению НПГ и в конечном счете к росту цен на газ".

Поскольку существующая система цено- и тарифообразования не сформировала условия, при которых поставки газа в различные регионы РФ даже из одного месторождения могли бы осуществляться с одинаковой доходностью, при дерегулировании рынка цена на газ может меняться как в большую, так и меньшую сторону в зависимости от региона, сообщили "НГ" в пресс-службе Минэнерго.

"Планируемое дерегулирование рынка газа будет проходить в условиях сверхвысокой консолидации отрасли, рынок в пределах единой системы газоснабжения полностью поделен между тремя компаниями — "Газпромом" (76%), "Новатэком" (18%) и "Роснефтью" (6%), — поясняет старший юрист компании BMS Law Firm Тарас Хижняк. — Отказ от жесткого регулирования отрасли без учета этих обстоятельств приведет лишь к закреплению и расширению монопольного характера рынка. Дерегулирование рынка газа несет определенные риски роста цен, однако в долгосрочной перспективе и при правильном контроле со стороны антимонопольной службы конкуренция в этой отрасли вполне возможна.

"Российские игроки газового рынка изначально находятся в неравных условиях, — говорит Андриевский. — Есть "Газпром", который управляет транспортировкой и экспортом, и есть все остальные, имеющие доступ исключительно к внутреннему рынку. Гораздо более широкие возможности, имеющиеся у "Газпрома", создают условия для тарифного регулирования внутреннего рынка. Сейчас тарифы позволяют сдерживать "Газпром" на внутреннем рынке — нижняя тарифная граница сокращает возможности "Газпрома" по снижению цен для потребителей, чем и пользуются независимые производители газа, не имеющие тарифного ограничителя. Поэтому все изменения тарифной политики должны быть тщательно проработаны с учетом всех возможных последствий".

"Формально дерегулирование нацелено на создание предпосылок для снижения цен поставщиками газа. Между тем в последние два года в связи с экономическим спадом в стране наблюдается превышение предложения газа над спросом на него", — сказал "НГ" завкафедрой Российского экономического университета им. Плеханова Руслан Дзарасов. Он не исключил, что реформа рынка может привести и к его дезорганизации, усложнению системы компенсации конечными потребителями затрат газовой отрасли по примеру Украины, где потребители вынуждены обращаться за субсидиями, а государство дает официальные отсрочки должникам. "Стремительное падение реальных располагаемых доходов россиян создает предпосылки именно для такого сценария", — говорит Дзарасов.

Анатолий Комраков

 

 

<< Октябрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ