media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

22.03.2018

"Турецкий поток" превратится в облегченную версию "Южного".

"Независимая газета"

Италия поманила "Газпром" разговорами об инвестициях в "Турецкий поток". Правда, пока это больше похоже на флирт, который мало что гарантирует. Окончательный маршрут второй нитки "Турецкого потока" не определен. Судя по всему, один из вариантов ее судьбы — превратиться в облегченную версию "Южного потока". Это связано не только с тем, что вторая нитка может повторить маршрут, который планировался для сухопутной части почившего в бозе трубопровода, но и с тем, что к ней у Еврокомиссии тоже могут возникнуть претензии.

Итальянская нефтегазовая компания Eni и национальный газотранспортный оператор Snam готовы рассмотреть возможность инвестиций в продолжение "Турецкого потока" и в доставку газа через Болгарию в Австрию.

Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на заявления главы Eni Клаудио Дескальци и главного исполнительного директора Snam Марко Альверы. Поясняется, что Италия, получая газ через хаб в Баумгартене, хотела бы обеспечить себя достаточными поставками топлива, после того как "Газпром" прекратит транзит через Украину.

Кстати, события вокруг газового противостояния с Украиной развиваются. Как вчера стало известно, "Газпром" готовит иск в международный арбитраж из-за штрафа в размере примерно 6,6 млрд долл. (172 млрд грн), наложенного на него Антимонопольным комитетом Украины. А днем ранее министр юстиции Украины Павел Петренко сообщил, что Киев взыскал с российского концерна около 100 млн грн (3,8 млн долл.) за счет активов в стране. "Это все, что фактически было у "Газпрома" на территории Украины, — сказал он. — Было описано, арестовано и взыскано в госбюджет Украины".

Европейская пресса называет проект второй нитки "Турецкого потока", рассчитанной на Южную и Юго-Восточную Европу, South Stream Lite, то есть облегченной, упрощенной версией "Южного потока". Связано это с тем, что вторая нитка, судя по всему, может повторить маршрут сухопутного продления "Южного потока" по территории Евросоюза (ЕС). Планировалось, что сухопутная часть "Южного потока" пройдет по Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и выйдет в Италию, при этом она будет иметь отводы в ряд других близлежащих государств.

По данным Интерфакса, сербская компания Gastrans (прежнее название South Stream Serbia) объявила "открытый сезон" сбора необязывающих заявок на мощности газопровода-перемычки из Болгарии через Сербию в Венгрию. Перемычка должна заработать в 2019 году.

Во вторник состоялась рабочая встреча председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера и посла Италии в РФ Паскуале Терраччано. "Отдельное внимание на встрече было уделено вопросу диверсификации маршрутов экспорта газа из России в Европу. Стороны рассмотрели ход работ по организации южного маршрута поставок через Черное море. Алексей Миллер проинформировал Паскуале Терраччано о завершении укладки более 50% морского участка газопровода "Турецкий поток", — сообщается на официальном сайте концерна.

Правда, одновременно с этим итальянские партнеры предпочли бы все же получать газ через Украину. Такой вывод аналитики Интерфакса сделали после того, как Альвера подтвердил приверженность Snam планам сотрудничества с "Нафтогазом Украины" и словацкой Eustream по созданию "надежного коридора" поставок российского газа через Украину путем модернизации существующей инфраструктуры.

Кроме того, облегченная версия "Южного потока" — не единственный вариант продолжения "Турецкого потока". Есть альтернативы — Трансадриатический газопровод (TAP), который по проекту пройдет через Грецию и Албанию в Италию, или ITGI-Poseidon, предполагающий поставки из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического моря.

Как ранее пояснил "НГ-энергии" гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, "принципиальное отличие "Турецкого потока" от "Южного" заключается в мощности: "Южный поток" планировался на четыре нитки пропускной способностью 15,75 млрд куб. м газа каждая, "Турецкий поток" в два раза меньше, а на входе на территорию ЕС — в четыре раза меньше".

Напомним, что и сам "Турецкий поток" в своих первых проектировках тоже предполагал четыре нитки, затем планы пришлось сократить вдвое. И, как стало известно в понедельник, из-за двукратного сокращения мощностей газопровода "Турецкий поток" (с 63 млрд до 31,5 млрд куб. м в год) ликвидации подлежат 506 км линейной части "Восточного маршрута" (Починки-Анапа) "Южного коридора" и газоизмерительная станция "Моршанская".

По словам Правосудова, "вторая нитка "Турецкого потока" не подразумевает масштабного строительства новой газотранспортной системы на территории ЕС", речь идет о "модернизации уже имеющейся инфраструктуры и создании относительно небольших соединительных газопроводов".

Эксперт ожидает, что Болгария будет переделывать свою газотранспортную систему под транспортировку газа с юга на север, а не наоборот, как сейчас. Прорабатывается проект строительства небольшого соединительного газопровода между Болгарией и Сербией, добавляет он. Эксперт продолжает: "Газопровод между Венгрией и Сербией уже есть, его нужно только модернизировать и запустить в обратном направлении". Если говорить о Греции, то она тоже создаст соответствующую инфраструктуру в рамках "Южного газового коридора", уточняет Правосудов.

"Кроме того, на территории европейских стран газопроводами в рамках проекта "Южный поток" должны были владеть совместные предприятия "Газпрома" и местных газовых компаний. Именно этот факт очень не нравился Еврокомиссии (ЕК). В отношении продолжения "Турецкого потока" на территории ЕС "Газпром" никаких совместных предприятий не создавал, а значит, не будет владеть газопроводами", — уверяет Правосудов.

Многие опрошенные "НГ" эксперты, однако, не торопятся поверить в такие безоблачные перспективы второй нитки "Турецкого потока". "Любой интерконнектор между Южной Европой и Италией привлекателен на перспективу. Правда, только в том случае, если ЕС согласится на резкий рост статуса Турции, поскольку такая схема наделяет ее функцией ключевого для региона транспортного узла и газового хаба, — говорит ведущий аналитик AMarkets Артем Деев. — Шансы на беспроблемное развитие проекта South Stream Lite окажутся высокими только в том случае, если доля "Газпрома" будет миноритарной".

"South Stream Lite пролегает через большое количество мелких стран, которые уже не раз подвели нас в реализации газовых проектов, постоянно меняя свою позицию под давлением еврокомиссаров, — замечает замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева. — На наш взгляд, Брюссель однозначно будет выступать против данного проекта, ссылаясь на монополию "Газпрома" на рынках". "Сейчас есть пул лояльных России европейских правительств. Но лояльность в полной мере не гарантирует поддержки. Поэтому все зависит от того, победит ли экономическая целесообразность текущую конъюнктуру", — рассуждает член президиума "Опоры России" Ирина Капитанова.

Эксперты оценивают и другие варианты продления "Турецкого потока". "На наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом продолжения второй нитки может стать сопряжение с трубопроводом с азербайджанского месторождения Шахдениз — Трансадриатического газопровода ТАР. Этот проект располагает дополнительными мощностями прокачки в 10 млрд куб. м. Потенциально страны ЕС, где может пройти эта ветка, не возражают. Так, и итальянская Eni, и греческие компании имеют с "Газпромом" соответствующие меморандумы о намерениях", — отмечает аналитик компании "Алор Брокер" Алексей Антонов.

Правда, как он говорит, проблема в том, что "ввод в строй ТАР намечен на 2020 год". "Да и вряд ли "Газпром" успеет завершить работу над второй ниткой раньше этого срока, — опасается Антонов. — А это значит, что избежать новых контрактов с "Нафтогазом" на транзит газа по более привычным маршрутам не получится. Поскольку мощностей "Северного потока — 2", как уже многие успели оценить, явно не хватит для покрытия всего европейского спроса".

Анастасия Башкатова

 

 

Буровая платформа, день работы которой оценивается в $100 000, покидает акваторию.

"Ведомости"

В среду "Роснефть" объявила, что завершила бурение первой сверхглубоководной поисково-оценочной скважины (5,2 км) "Мария-1" на месторождении Вал Шатского в Черном море (Западно-Черноморский участок). Здесь она работает вместе с итальянской Eni. О сотрудничестве они договорились еще в июле 2012 г. Бурение скважины началось в декабре 2017 г.

Партнеры не обнаружили коммерческих запасов углеводородов на Западно-Черноморском участке, сообщает Reuters со ссылкой на источник. Но "Роснефть" сообщила, что компании обнаружили "уникальную карбонатную структуру" толщиной более 300 м. Это "трещиноватый коллектор, который с высокой вероятностью содержит углеводороды". Представитель Eni от комментариев отказался.

Бурение скважины "Мария-1" велось с платформы Scarabeo-9. Ее Eni в начале 2017 г. зафрахтовала у Saipem. Платформа в конце прошлого года прибыла в Черное море, где должна была работать до конца июня 2018 г., писала Saipem в отчете за прошлый год. При этом Scarabeo-9 могла задержаться на Вале Шатского до конца сентября.

Но согласно системе мониторинга морских судов MarineTraffic платформа уже покинула границы Западно-Черноморского участка. Со скоростью 4 узла Scarabeo-9 идет в сторону румынского порта Констанца. Представитель Saipem это подтвердил, добавив, что "буровые и сервисные работы на скважине успешно завершились". "Полученные результаты внушают уверенность в открытии крупных нефтегазовых месторождений в российской акватории Черного моря", — отметил представитель "Роснефти". Ресурсная база на Западно-Черноморском участке может составить до 600 млн т нефти и около 100 млрд куб. м газа, говорил в декабре главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин.

По соглашению предполагалось, что Eni полностью профинансирует разведку на месторождении: пробурит две скважины, проведет сейсморазведку 2000 кв. км в 3D и 2D. Затраты на геологоразведку сверх лицензионных обязательств компании договорились разделить между собой в пропорции 33,33% на Eni, остальное — "Роснефть". Стороны тогда рассчитывали потратить на разведку и разработку всего месторождения $50-55 млрд, писал "Интерфакс". Сколько Eni потратила на работу Scarabeo-9, неизвестно, представители Saipem и Eni это не комментируют.

Работа плавучей буровой может стоить от $100 000 в день — и это без учета затрат на зарплаты сотрудникам и продовольствие, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Возможно, партнеры приостановили разведку из-за неубедительных результатов: запасы могли быть, но разрабатывать их при текущей цене может быть нерентабельно, сходятся во мнении Полищук и аналитик "Атона" Александр Корнилов. В 2017 г. "Роснефть" на пять лет приостановила действие лицензии на Южно-Черноморском участке недр в Черном море. Собеседник, близкий к "Роснефти", объяснял это плохими макроэкономическими условиями и санкциями.

При этом первоначально "Роснефть" планировала разведывать Вал Шатского с американской Chevron. Но та, пробурив неудачную скважину у берегов Турции, посчитала, что Вал Шатского имеет схожее геологическое строение, и в 2011 г. вышла из проекта.

С ростом цен на нефть мировые зарубежные компании возвращаются к многим ранее замороженным шельфовым проектам, но новые запускать не спешат, отмечает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. По его словам, шельфовые проекты на Черном море нуждаются в дополнительной разведке, но сейчас для этого не лучшее время. "Зарубежные партнеры сталкиваются с санкционными ограничениями, скорее всего, "Роснефти" и Eni пришлось отложить разведку до тех пор, пока не появится большая определенность", — предположил Нестеров. В начале этого года председатель совета директоров Eni Эмма Марчегалья говорила, что Eni вынуждена "следить за тем, чтобы наша деятельность соответствовала существующим санкциям".

"Роснефть" уже потеряла одного из партнеров на арктическом шельфе — американская ExxonMobil прекратила работу с ней из-за санкций. При этом они успешно пробурили в 2014 г. скважину в Карском море, открыв месторождение "Победа". Партнерство с норвежской Statoil (переименована в Equinor) пока складывается неудачно: бурение двух скважин в Охотском море не дало положительных результатов.

Виталий Петлевой

"Северный поток — 2" просят строить по законам ЕС.

"Российская газета"

Комитет Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике проголосовал за распространение правил Третьего энергопакета (газовая директива 2009/73) на все газопроводы, поставляющие топливо в Европу из третьих стран. Изменения в директиве напрямую касаются газопровода "Северный поток — 2", который планируют проложить из России в ЕС по дну Балтийского моря, а также потенциальных проектов Норвегии, Алжира, Ливии, Туниса и Марокко.

Распространение Третьего энергопакета на экспортные газопроводы означает, что при их реализации к трубопроводным мощностям нужно будет допустить более одного поставщика ресурсов (в случае с Россией экспортировать газ должен будет кто-то еще, кроме "Газпрома"), должно быть несколько акционеров у проекта, тариф на прокачку придется согласовывать с регулятором и так далее.

Но депутаты профильного комитета хотят больше, например, чтобы любые исключения из правил Третьего энергопакета согласовывались со всеми странами, а не только с той, к чьим берегам протянута труба. В случае с "Северным потоком — 2" мало будет получить согласие Германии: в обсуждении целесообразности прокладки трубы может потребоваться мнение стран, которых прямо или косвенно затронут новые мощности. В целом положения законопроекта ужесточены, однако даже в более мягкой версии, опубликованной ранее, юристы Совета ЕС не нашли положений, которые можно принять без нарушения международного права.

Поправки в газовую директиву Европарламент рассмотрит в полном составе в апреле этого года. Комитет Европарламента, который одобрил поправки, возглавляет поляк Ежи Бузек (Варшава лоббирует отказ от "Северного потока — 2"). За принятие нового текста директивы проголосовал 41 депутат, 13 против, девять воздержались.

"У нас разные интересы и точки зрения, так давайте соберем их воедино и создадим закон и правовую основу для внутреннего рынка, чтобы это помогло нашим гражданам, энергокомпаниям и зарубежным поставщикам, — заявил Бузек по итогам голосования. — Потому что мы нуждаемся в них: нам необходимо 65-70 процентов потребления природного газа замещать импортом не из ЕС. Так, мы открыты для всех, но мы хотели бы положить конец очень опасному фактору — использованию энергетических решений как политического оружия".

"Надо исходить из простого правила: закон обратную силу не имеет. Когда российская сторона согласовывала процедуру строительства "Северного потока — 2", она исходила из существующих норм Третьего энергопакета. Фактически все согласовано с Германией, и другие страны, сколько бы ни клацали зубами, "укусить" нас по-серьезному не могут", — считает директор центра тарифного регулирования в сфере энергетики РЭУ имени Г.В. Плеханова Иван Капитонов.

Лоббируют отрицательную позицию по российскому газопроводу и в США, где сенаторы на прошлой неделе призвали минфин "использовать все возможности для предотвращения строительства" газопровода, иначе проект "станет шагом назад в вопросе диверсификации поставок в Европу".

Вероятнее всего, даже если будет принята новая редакция Третьего энергопакета, то она будет действовать в отношении новых газопроводов. В теории ее могут применить к дополнительным ниткам "Турецкого потока", если в этом будет нужда, однако перспективы продления проекта дальше турецкого рынка туманны.

Александра Воздвиженская

 

 

Минфин и Минэкономразвития настаивают на 50% дивидендов от госсектора.

"Известия"

Госкомпании должны заплатить дивиденды в размере 50% от чистой прибыли за прошлый год — на этом будут настаивать Минфин и Минэкономразвития, рассказал "Известиям" замминистра финансов Алексей Моисеев. В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили такую позицию. Многие крупные компании, такие как, например, "Роснефть",  уже внесли соответствующие изменения в свою дивидендную политику. Аналитики, в свою очередь, считают, что для определения размера ежегодных выплат можно применить дифференцированный подход в зависимости от выполняемых организациями инвестпрограмм и масштабных проектов.

В Минфине считают, что норму о выплате госкомпаниями повышенных с 25 до 50% дивидендов от чистой прибыли по МСФО или РСБУ (в зависимости от того, какая будет больше) необходимо продлить и на этот год — об этом "Известиям" рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев. Такого же мнения придерживаются и в Минэкономразвития, сообщили в пресс-службе ведомства. При этом отдельного документа о выплате повышенных дивидендов, как в 2016 и 2017 годах, издавать пока не планируется — министерства опираются на действующее распоряжение правительства (о начислении дохода по акциям в размере не менее 25% чистой прибыли).

В 2016 году в связи с прогнозируемым дефицитом бюджета на уровне 3,5% правительство выпустило распоряжение о том, что все компании с государственным участием должны направить на дивиденды за 2015 год не 25% от своей прибыли, а 50%. Однако вслед за этим распоряжением последовали исключения для отдельных компаний. Например, "Роснефть" заплатила акционерам 35% от чистой прибыли, "Газпром" — 24%, а "Транснефть" — 9% (по МСФО, данные "Интерфакс").

Всего в 2016 году бюджет получил от дивидендов 919 млрд рублей, сообщили "Известиям" в пресс-службе Минфина. Однако, пояснили там, в эту цифру входят еще и доходы от приватизации 19,5% акций "Роснефти" в размере 710 млрд рублей, которые в виде дивидендов перечислил в бюджет "Роснефтегаз".

В 2017 году госкомпании снова должны были направить на дивиденды половину от своей прибыли, полученной за 2016 год, однако были сделаны исключения для "Газпрома" и "Транснефти", которые перечислили в бюджет 10 и 13% от чистой прибыли по МСФО. "Роснефть" в прошлом году заплатила 50%, сообщили "Известиям" в пресс-службе компании. Там пояснили, что столько же планируется платить и дальше — соответствующие изменения внесены в дивидендную политику организации.

В "Зарубежнефти" на вопрос об уровне дивидендов "Известиям" сообщили, что будут исполнять все директивы правительства. В "Алросе" ожидают, что в этом году на выплату дивидендов будет направлено 50%, однако окончательное решение примут акционеры компании. В "Совкомфлоте" заявили, что "холдинговая компания располагает достаточными резервами для исполнения положений действующей дивидендной политики". В других крупнейших госкомпаниях — "Транснефти", "Газпроме", "Газпром нефти", "Татнефти", "РусГидро" и "Аэрофлоте" — не ответили на вопросы "Известий".

Всего в прошлом году бюджет получил от компаний 251 млрд рублей дивидендов. В этом году Минфин рассчитывает пополнить казну доходами от выплат компаниями за прошлый год на 379,9 млрд рублей, в 2019-м — на 425,6 млрд рублей, а в 2020-м — на 456,9 млрд рублей. В Минфине считают, что норма о 50-процентных дивидендах должна стать бессрочной.

Планку по дивидендам нужно устанавливать в зависимости от возможностей каждой компании, считает научный руководитель центра корпоративного управления НИУ ВШЭ Геннадий Константинов. По его словам, равнять всех "под одну гребенку" неверно, поскольку у всех разные планы и стратегии развития.

С ним согласен доцент РАНХиГС Теймураз Вашакмадзе. Он считает, что перед тем, как установить госкомпаниям уровень дивидендов, сначала нужно проанализировать планы каждой из них, чтобы выплаты акционерам были ей по силам.

Так как в этом году дефицита бюджета не планируется, правительство действительно могло бы пойти на уступки компаниям и позволить им платить в бюджет меньше 50% от прибыли. Основной аргумент, который приводят компании для выплаты пониженных дивидендов, — это большие инвестпрограммы и масштабные планы по проектам на ближайшие годы.

Инна Григорьева

 

 

<< Март, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ