Правительство решило сохранить статус-кво на топливном рынке до июля и продлить соглашение с нефтяниками о стабилизации рынка топлива на три месяца, рассказал курирующий отрасль вице-премьер Дмитрий Козак (его цитирует "Интерфакс"). Произошло это сразу после совещания, на котором премьер Дмитрий Медведев обсуждал с правительством "направления развития рынка нефти и нефтепродуктов". По действующему соглашению нефтяники были обязаны до конца марта сдерживать цены на АЗС и в мелкооптовой торговле, благодаря чему стоимость топлива на заправках с начала года выросла лишь на 0,4-1,1% (в прошлом году — на 8-9%).
Соглашение о заморозке цены 10 крупнейших нефтяных компаний подписали с ФАС и Минэнерго 31 октября 2018 г. Минэнерго ежедневно мониторит данные о росте или падении биржевых котировок и цен на АЗС.
Кроме того, на совещании были предложены изменения налогового законодательства, которые должны повысить рентабельность нефтяников от розничного бизнеса, сообщил Козак. Правительство допускает возможность корректировки механизма компенсации нефтяникам за поставку на внутренний рынок (по сравнению с экспортом). Уровень цены, от которой рассчитывается компенсация при поставке топлива на внутренний рынок, предложено снизить с 56 000 руб. за тонну до 51 000 руб. Сейчас в законе указано, что, если экспортная цена на бензин выше 56 000 руб. за тонну, государство компенсирует нефтяникам 60% разницы. Этот механизм работал в обе стороны — если экспортная цена была ниже этой отметки, нефтяникам приходилось доплачивать в бюджет.
Решения по аналогичному изменению для дизтоплива пока нет. "Надеюсь, нефтяники поддержат продление топливного соглашения еще на квартал, встреча с ними на следующей неделе", — сказал Козак "Интерфаксу".
Два сотрудника нефтяных компаний назвали продление соглашения о заморозке мелкооптовых цен, по сути, переносом решения проблемы с компенсациями. Если нефть в мае подешевеет, то нефтяникам снова придется доплачивать в бюджет, считает один из них.
С начала года по март из-за обязательства поставлять топливо на внутренний рынок нефтяники потеряли более 110 млрд руб., подсчитал консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов. Частично — на 25 млрд руб. — эта сумма была компенсирована за счет предусмотренного в законе о налоговом маневре механизма, говорит он. При принятии закона предполагалось компенсировать компаниям до 60% убытка от поставок на внутренний рынок в 2019 г., однако механизм был настроен так, что за январь — март компенсация составила 22,7%, следует из расчетов Vygon Consulting.
Если цена на бензин сохранится на текущем уровне, выгода компаний составит 16 млрд руб. в месяц, следует из ее расчетов. "Это позволит возместить около 50% потерь, возникающих при реализации на внутреннем рынке бензина, по сравнению с текущей ситуацией, когда компании доплачивают в бюджет. При росте цен эффект уменьшится до 7,5 млрд руб. Это является временным решением, компенсация за поставки на внутренний рынок по-прежнему не зависит от ситуации на нем", — говорит эксперт.
Кроме того, правительство решило ввести лицензирование экспорта: вывозить бензин и дизель смогут только те, кто достаточно поставил на внутренний рынок. Как этот механизм будет реализован, представители Минфина, Минэнерго и Козака не сообщают. Каких-либо квот на экспорт нефтепродуктов вводиться не будет, пообещал Козак. Представители "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойла" и "Сургутнефтегаза" не ответили на вопросы "Ведомостей".
"Тема роста цен на топливо политически чувствительна, и правительство вынуждено лавировать между тем, как оно видит свои социальные обязательства, и обещанием создать четкие правила игры в отрасли", — говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Пока нет консенсуса по довольно сложному вопросу, кто и в какой пропорции должен нести риск, связанный с подорожанием топлива, — компании, бюджет или население, сетует Маринченко.
Виталий Петлевой
В Киеве не исключают, что с 1 января 2020 года "Газпром" прекратит транзит российского газа по украинской газотранспортной системе (ГТС). Как заявил глава правления "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев, российская сторона дождется итогов выборов президента и Верховной рады. Украинская же готовится к разным сценариям.
Как ранее сообщалось, до конца текущего года "Нафтогаз" планирует завершить процесс разделения компании на отдельные структуры по видам деятельности: добыча, транспортировка, транзит, продажа газа (этот процесс называется анбандлинг). В итоге ГТС должна быть передана в управление новому независимому оператору. Сейчас уже создана структура под названием "Магистральные газопроводы Украины", проводятся переговоры о ее будущем партнерстве с иностранной компанией.
Андрей Коболев сказал в интервью агентству "РБК Украина", что с 1 января 2020 года украинская ГТС должна перейти в управление независимого оператора: "Этому оператору нужно будет подписать контракт с "Газпромом" на транзит. А этот процесс двигается крайне тяжело. И "Газпром" уже начал официально уведомлять страны, которые граничат с Украиной или находятся в зависимости от нашего транзита, что с начала 2020 года этого транзита не будет".
Напомним, действующий сейчас контракт на транспортировку российского газа по украинской территории был подписан в 2009 году сроком на 10 лет. То есть до конца 2019 года.
Поскольку Россия строит обходные газопроводы (в частности, "Северный поток — 2"), в Киеве опасаются снижения объемов транзита по украинской ГТС до уровня, который не сможет обеспечить рентабельную работу системы. Этот вопрос с прошлого года обсуждался на трехсторонних переговорах (Украина-ЕС-РФ) в Брюсселе. Следующий их раунд предварительно запланирован на май с.г., то есть после завершения президентских выборов в Украине.
Еще в январе руководитель "Нафтогаза" сказал украинским СМИ, что, по его мнению, российская сторона на переговорах "тянет время до завершения политического процесса (в Украине. — "НГ")". Он пояснил, что новый контракт на транзит газа может быть подписан даже не после президентских, а после парламентских выборов (выборы в Верховную раду запланированы на конец октября с.г.). Время будет при условии, что в течение года стороны договорятся об условиях.
До сих пор именно противоречия в требованиях сторон не позволяли принять компромиссное решение, отмечают европейские эксперты. Профессор университета в австрийском Инсбруке Герхард Манготт сказал в интервью "Немецкой волне", что на переговорах в Брюсселе спорили о сроках действия нового контракта и об объемах транспортировки по украинской ГТС. По его словам, Украина и ЕС настаивали на том, чтобы российская сторона взяла на себя обязательства по транспортировке не менее 60 млрд куб. м газа ежегодно на 10 лет вперед. "Москва ни в коем случае не согласится на это, поскольку когда "Северный поток — 2" достроят, "Газпрому" больше не нужны будут такие объемы в украинской газотранспортной системе", — пояснил он. По словам Манготта, российская сторона готова была говорить о гарантированной транспортировке по украинскому маршруту 15-20 млрд куб. м газа в год.
Украинские чиновники заявляют, что такой объем транзита не способен обеспечить рентабельную работу украинской системы. В январе Коболев не исключил, что 2020 год начнется вообще без контракта на транзит российского газа: "Есть ли вероятность, что "Газпром" откажется (от подписания новых контрактов. — "НГ")? Да, такое уже было. Может ли он отключить транзит? Может… Это было дважды сделано: в 2006 и 2009 годах. Оба раза — в январе, чем создавалось огромное давление как на Европу, так и на Украину".
Сейчас в интервью "РБК Украина" руководитель "Нафтогаза" сказал, что окончательное решение о транзите примет президент РФ: "Полагаю, что у него будет несколько сценариев, которые он сможет использовать. Я надеюсь, что к началу года у него не будет построенного "Северного потока — 2", и даже не будет начат основной этап строительства. Как Путин обычно добивается своих целей? Либо пряником, либо кнутом. В этой ситуации пряников он уже раздал много, пора доставать кнут. Это значит полностью прервать транзит газа по территории Украины. То есть повторить ситуацию 2009 года и посмотреть, что произойдет".
По мнению Коболева, есть два варианта развития событий. Первый предполагает, что Европа согласится получать американский сжиженный газ, чтобы оказать давление на позицию РФ. Второй вариант — Европа "начнет прессовать украинцев, как это, кстати, было в 2009 году, чтобы они согласились на любые условия транзита. И быстро дадут разрешение не только на строительство "Северного потока — 2", но и всех отводных газопроводов, необходимых для его функционирования".
Не исключая жесткого сценария, "Нафтогаз" ставит перед собой задачу создать к следующей зиме дополнительные запасы газа. И подготовиться к суду по поводу компенсаций. Андрей Коболев пояснил, что Киев "имеет право на компенсацию (за потерю стоимости украинской ГТС. — "НГ") и право на пересмотр тарифа (согласно решению международного арбитражного суда. — "НГ")". "Нафтогаз" собирается поставить "Газпром" перед выбором, сказал Коболев: "Мы инициировали в прошлом году новый иск в Стокгольмском арбитраже, и львиная доля наших исковых претензий на общую сумму 12 млрд долл. как раз касается этого права. Мы считаем, что терять такой фактор в переговорах о сохранении транзита после 2019-го было бы очень неразумно". То есть "Газпрому" предложат либо подписать новый контракт на условиях, устраивающих украинскую сторону, либо выплатить 12 млрд долл. Кроме того, в рамках анбандлинга планируется привлечь иностранного партнера, что поспособствует достижению договоренностей с "Газпромом".
Персонально перед Коболевым и его командой в "Нафтогазе" премьер-министр Владимир Гройсман на этой неделе поставил в ходе заседания правительства такие задачи: "Первое — должны провести настоящую реформу "Нафтогаза" — с 1 января 2020-го отделить оператора ГТС. Второе — обеспечить энергонезависимость — увеличить добычу газа... Должна быть добыча не меньше 18 млрд куб. м ежегодно, а не 15 млрд, как сейчас. Третье — не будем платить заоблачные зарплаты — как минимум в два раза меньше существующей". На этих условиях правительство согласилось с предложением наблюдательного совета "Нафтогаза" о продлении контракта с Коболевым еще на год. Хотя в начале марта Гройсман заявил, что контракт продлен не будет.
На заседание правительства ворвались депутаты из фракции Радикальной партии в Верховной раде. Лидер этой партии, кандидат на пост президента Олег Ляшко спросил премьера, "на каком основании продлили контракт ворюге". Перепалка стала главной новостью в Украине.
Экономист Виктор Скаршевский, которого цитирует издание "Страна", отметил, что "политический цирк" оттесняет на второй план действительно важные вопросы. Он перечислил: "Отсутствует контроль за работой этого монополиста ("Нафтогаза"). Осуществляются злоупотребления при импорте природного газа через посредников по завышенным ценам, при этом не заключаются долгосрочные контракты на поставку импортного газа. Происходят злоупотребления с резким увеличением объемов технологического газа (с обычных 300-400 млн куб. м в год до 1,5 млрд куб. м в год). Вероятней всего, этот газ перепродается промышленности, и не удивлюсь, если он уходит на экспорт. Полностью провален план по добыче украинского газа…" Скаршевский задал риторический вопрос о смысле сохранения компании "Нафтогаз".
В начале осени прошлого года лидер оппозиционной партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко заявила, что, став президентом, ликвидирует компанию. Она выступила с критикой озвученной ранее идеи "Нафтогаза" о возможной продаже доли в компании по управлению ГТС за 7 млрд долл. "Для того чтобы построить такую же газотранспортную систему, нужно потратить 300 млрд долл. (учитывая газовые хранилища)… Они собираются забрать практически половину собственности ГТС в 20 раз дешевле", — заявила Тимошенко, пообещав отменить "аферу века". Сейчас, по словам руководства "Нафтогаза", идея продажи уже не рассматривается, речь идет, например, об аренде имущества.
Но все партнеры Украины выжидают развития событий. Ранее немецкий эксперт по вопросам энергетики Роланд Гетц сказал "Немецкой волне", что транзит газа по украинской территории вряд ли прекратится в один момент с 1 января 2020 года (хотя бы потому, что обходные газопроводы не будут достроены полностью). Но если транспортировка все же будет прекращена, то Украина рискует "не получить газ ни с востока, ни с запада, поскольку в таком случае и Европа столкнется с его дефицитом".
Татьяна Ивженко