Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

22.05.2018

Алексей Гордеев будет курировать в правительстве экологию и ресурсы.

"Газета РБК"

Министерство природных ресурсов и экологии в новом правительстве Дмитрия Медведева будет курировать вице-премьер Алексей Гордеев, в ведении которого сейчас находится сельское хозяйство. Об этом РБК рассказали бизнесмен, регулярно участвующий в консультациях с чиновниками Минприроды, и чиновник правительства.

В понедельник, 21 мая, Гордеев представил нового главу Минприроды Дмитрия Кобылкина коллективу. От имени правительства вице-премьер выразил благодарность его предшественнику Сергею Донскому и работникам ведомства "за проделанную работу на историческом этапе развития страны и курируемых отраслей", а также пожелал Кобылкину удачи на новом посту, говорится в сообщении министерства.

"Обычно тот вице-премьер, который представляет министра, и курирует ведомство", — сказал РБК сотрудник Минприроды и подтвердил источник в правительстве. Но, представляя нового министра, Гордеев просто сказал, что делает это по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, не назвав себя новым куратором Минприроды, добавил один из собеседников РБК.

В новом правительстве у Медведева будет десять заместителей. Но распределение обязанностей между ними еще не подписано, сказала РБК его представитель Наталья Тимакова. 21 мая Медведев заявил, что распределит обязанности между заместителями в течение недели, добавив, что они и так знают, чем должны заниматься. "Прошу всех вице-премьеров организовать работу по тем направлениям, которые вы координируете", — сказал Медведев.

Представитель Минприроды отказался от комментариев, с представителем Гордеева связаться не удалось.

В прежнем составе правительства АПК курировал вице-премьер Аркадий Дворкович, а природопользование — Александр Хлопонин. Оба не вошли в новое правительство. Еще один блок — индустриальный (энергетика и промышленность), который также курировал Дворкович, достался вице-премьеру Дмитрию Козаку. Источники РБК не исключали, что он будет курировать и вопросы природопользования либо министерство подчинят сразу нескольким вице-премьерам. Представитель Козака отказался от комментариев.

Гордеев не первый раз работает в правительстве. Во время первого президентского срока Владимира Путина с 2000 по 2004 год он совмещал пост вице-премьера и министра сельского хозяйства. На посту главы Минсельхоза он оставался до 2009 года. При Гордееве развитие АПК вошло в число национальных проектов.

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин назвал передачу в ведение Гордеева Минприроды усилением его позиций. "Агропромышленный комплекс и охрана природы — две сильные ресурсные сферы. По-видимому, было решено не отдавать слишком много полномочий одному вице-премьеру (Козаку. — РБК), а распределить их между другими заместителями председателя правительства", — сказал политолог. Одной из целей такого назначения может быть желание уравновесить министров и их куратора с тем, чтобы им сложнее было формировать друг с другом внутренние коалиции, считает Макаркин: новый министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев — серьезная фигура на политическом поле (его отец — глава Совбеза Николай Патрушев), а экс-губернатор ЯНАО Кобылкин — выходец из НОВАТЭКа (до перехода на госслужбу работал в структурах компании), у Гордеева же нет очевидных бизнес-интересов, и он достаточно независим.

Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко, Алина Фадеева

 

 

Актив уже в третий раз предлагается "Газпромэнергохолдингу".

"Ведомости"

Принадлежащая Виктору Вексельбергу "Ренова" вернулась к идее о продаже "Т плюс" структуре "Газпрома" — "Газпромэнергохолдингу", сообщил "Интерфакс" со ссылкой на два источника. Предложение было сделано на прошлой неделе и пока носит неофициальный характер, уточняет агентство. Параллельно ведутся переговоры с Федеральной антимонопольной службой, которая заблокировала потенциальную сделку между двумя компаниями в 2015 г., пишет "Интерфакс".

Переговоры о возможном слиянии двух компаний идут, подтвердил "Ведомостям" федеральный чиновник. Представитель "Газпрома" комментировать вопрос по существу не стал: "с учетом новых санкций каких только инвестиционных идей не витает в воздухе". Его коллега из "Реновы" отказался от комментариев. Представитель "Газпромэнергохолдинга" говорит, что компания не получала "никаких официальных предложений".

Слияние "Т плюс" с "Газпром энергохолдингом" — часть программы антисанкционных мер, которые были предложены Вексельбергом правительству, сообщал со ссылкой на свои источники "Коммерсантъ": бизнесмен выразил готовность выйти из энергетического бизнеса.

"Т плюс" входит в четверку крупнейших российских энергокомпаний. Эффективная доля Вексельберга в "Т плюс" более 60%, сообщал директор "Т плюс" по экономике и финансам Кирилл Лыков в ноябре 2017 г. в интервью "Интерфаксу".

В 16 регионах страны "Т плюс" принадлежит 61 электростанция общей мощностью 15,7 ГВт. Рыночная стоимость такого актива может оцениваться примерно в 100 млрд руб., посчитала аналитик АКРА Наталья Порохова. Теоретически она могла бы быть и выше, но "у "Т плюс" рентабельность ниже среднеотраслевой — 14% по операционному потоку. Средний показатель по отрасли сейчас — около 25%. Это связано с тем, что половину выручку формируют низкодоходные сегменты — производство тепла и сбыт электроэнергии, объясняет Порохова.

6 апреля Вексельберг и "Ренова" попали под санкции США. После этого бизнесмен начал снижать долю в зарубежных активах. Сначала он продал 14,59% в швейцарской компании Sulzer ей же самой, чтобы снизить свою долю ниже контрольной. А затем отдал часть своего пакета в швейцарских Oerlikon и Schmolz + Bickenbach партнерам по "Ренове" и ее менеджерам.

Идее объединить обе компании семь лет. Первая попытка слияния предпринималась в 2011 г. Предполагалось, что контроль останется у "Газпрома", а "Ренова" получит в СП 25% плюс 1 акция. Но против сделки выступила ФАС: она привела бы к созданию самой крупной энергокомпании в России. Вторая попытка состоялась в 2014-2015 гг., но также до завершения сделки не дошло.

В условиях санкций речи о денежной сделке, видимо, идти не может. Компания — покупатель санкионного актива рискует сама оказаться под действием санкций, говорит партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. "Вероятнее всего, участники готовящейся сделки консультируются с OFAC о возможных условиях и последствиях ее совершения. Это совершенно официальная практика в Вашингтоне", — добавляет юрист. По мнению партнера BMS Law Firm Дениса Фролова, если собственник "Т-плюс" сменится на несанкционного, то, юридически, это выведет компанию из-под санкций.

Определение "существенной сделки" не подразумевает ее обязательного денежного характера, отмечает Тертычный. "Из данных госдепа США следует, что "существенной" может быть признана та сделка, которая касается отраслей, связанных с безопасностью или разведкой, — отмечает юрист. — "Т плюс" обеспечивает энергоснабжение более 40 промышленных предприятий в регионах присутствия. Вполне возможно, там будут и оборонные предприятия".

Сама по себе энергетика к санкциям не очень чувствительна, отмечает Порохова. "Долг рублевый, внутренний. Единственный момент — потенциальные проблемы с покупкой оборудования в среднесрочной перспективе", — говорит Порохова. Сейчас в правительстве обсуждается программа модернизации тепловых станций — 40 ГВт мощностей. "Т плюс" видит в новой программе ДПМ возможность перейти к новым технологиям, внедряя установки на базе газовых турбин (ПГУ). Но турбины подходящей для этого мощности в России не производятся. А их приобретение санкционной компанией может стать проблемой.

Артур Топорков, Полина Трифонова, Виталий Петлевой

 

 

Охрана природы нередко оборачивается спланированным политическим шантажом.

"Российская газета"

Защита окружающей среды становится делом первостепенной важности и для государства, и для общества.

Что касается обычных граждан, то они в массе своей задумываются о среде обитания только в экстренных случаях — когда, скажем, появляются необычный запах или дым, или если в их местности собираются разместить какие-либо сомнительные с точки зрения экологической чистоты производства.

Есть, как всегда, довольно инертное большинство, и есть общественные организации и активисты, которые следят за экологической обстановкой и при необходимости бьют обоснованную тревогу. К тому же надо признать, что к властям в этом плане сложилось стойкое недоверие. На памяти многих поколений чиновники то совсем не заботились о защите окружающей среды, то заботились о сохранности природы по "остаточному принципу", а зачастую были настроены скорее скрывать проблемы, нежели вовремя их решать.

Так что независимые экологические организации нужны — на то и щука в реке, чтоб карась не дремал. Однако не все они заслуживают одинакового уважения и доверия. Защита окружающей среды — это огромное поле деятельности, в которую вовлечены в том числе большие политические и экономические интересы и, соответственно, огромные деньги. Было бы наивно думать, что все многочисленные экологические движения и группы исключительно белые и пушистые, и не ставят перед собой иных задач, кроме тех, о которых заявляют открыто.

Как отличить борьбу за окружающую среду от скрытого противодействия развитию инфраструктуры и производства? Что надо сделать, чтобы экология не использовалась как политический механизм протестной активности? Какие изменения необходимо внести в законодательство, чтобы найти баланс между сохранением природы и развитием экономики?

Эти вопросы обсуждались в МИА "Россия сегодня" на "круглом столе" "Протестные экологические акции: кому выгодно?" Был представлен экспертный доклад "Экозащита или эконападение: политические экологи в России и мире". Авторы доклада — политологи Сергей Михеев, Максим Жаров и Игорь Рябов. Кроме них, в дискуссии приняла участие Ирина Гехт, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-производственной политике и природопользованию.

Авторы доклада приводят впечатляющий список из 47 крупных промышленных проектов, которые в 2009-2017 годах были остановлены в России или оказались в конфликтной ситуации из-за "экологического экстремизма". На примере шести регионов показаны юридические и политические технологии, применяемые для блокирования крупных инфраструктурных проектов.

Авторы ставят проблему в широкий международный контекст. Влиятельные силы на Западе используют активность различных — как глобальных, так и низовых, местных — общественных организаций, оказывающих давление на промышленность и государственные институты развития через инструменты экологического протеста, фактически в качестве инструмента экономической конкуренции. Значительная часть экологических протестов с начала 1990-х годов в России направлена против стратегических отраслей промышленности: горнодобывающей, нефтегазовой, металлургической.

По мнению авторов доклада, многие представители отечественной несистемной оппозиции активно используют экологические протесты для дестабилизации общественно-политической ситуации в российских регионах, а также в целях самопиара.

Под действие Закона "Об иностранных агентах" попали и 29 экологических организаций. Многие из них занимались широким кругом вопросов, связанных "с правом на здоровую окружающую среду": проводили оценку экологического воздействия новых девелоперских проектов, акцентировали внимание общества на коррупции в природоохранной сфере или сигнализировали об авариях и происшествиях в промышленности и атомной отрасли. И тем самым, полагают авторы доклада, напрямую вмешивались в вопросы государственной политики в сфере развития промышленного производства и инфраструктуры.

Ирина Гехт считает, что у нас в стране уже можно говорить о приоритете и даже диктатуре экологической безопасности. Теперь речь идет о формировании компетентной и ответственной экспертной среды и о том, чтобы поставить барьеры распространению недостоверной информации. Сенатор также признала, что некомпетентностью грешат и многие чиновники от экологии.

В докладе на конкретных примерах проанализированы методы действий так называемых "экополитиков". Одним из самых простых способов мобилизации среднего обывателя на протесты стало обращение к проблемам угрозы жизни и здоровья человека.

В этом случае быстрее всего ломается барьер критического осмысления информации, и ситуация переводится в плоскость обостренного эмоционального восприятия любой проблемы. После этого легко подключается политическая составляющая, переводящая эмоциональный протест в русло выступлений против существующих порядков, законов, проектов и, в конечном счете, против действующей власти.

Именно этого зачастую и добиваются организаторы выступлений. Далее, в зависимости от ситуации, объект протеста может быть персонализирован — конкретный орган власти, конкретная компания, конкретный человек. Требования обычно сводятся к двум отрицательным формулам — или "ликвидировать", или "не строить". Варианты конструктивного компромисса чаще всего отрицаются с порога и выдаются за желание властей "обмануть народ".

Сама по себе такая постановка вопроса наводит на мысли о том, что реальные цели таких протестов могут не иметь ничего общего с декларируемой заботой о здоровье людей и охране окружающей среды.

В подобной ситуации главной задачей экологов, общества, предпринимателей и государства авторам доклада видится нахождение такого работающего компромисса, который обеспечивал бы оптимальное разрешение конфликтных ситуаций с выходом на новое качество проработки экономических проектов. Возникновение проблем должно стимулировать поиск правильного решения, а не заводить ситуацию в тупик.

Необходимо, по мнению авторов доклада, последовательно совершенствовать экологическое законодательство, чтобы препятствовать деструктивной практике экопротестов, базу которых составляет политический протест, а не экспертная деятельность в сфере контроля окружающей среды.

Между прочим, авторам доклада представляется непродуманным создание института общественных экологических инспекторов, как предлагает Общественный совет при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. По их мнению, такой общественный институт "дает пищу для роста числа правозащитников в экологической сфере — фактически на средства государства (через систему президентских грантов)".

Алина Егорова

 

 

"Взгляд"

Президент Болгарии заявил, что его страна нуждается в прямых поставках российского газа — и для этого нужен отдельный газопровод. Ирония судьбы в том, что именно такой газопровод Россия и хотела строить всего несколько лет назад, однако София предала Москву и под давлением США запретила строительство. При каких условиях Россия простила бы Болгарию и дала разрешение на подобный газопровод?

Болгария нуждается в прямых поставках российского газа через Черное море — ради энергетической безопасности и эффективности не только ее самой, но и всего Евросоюза. С таким заявлением президент Болгарии Румен Радев сначала выступил в интервью "Коммерсанту", а потом коснулся этой темы и в разговоре с премьер-министром Дмитрием Медведевым во время визита в Москву. Во вторник болгарский президент встретится с Владимиром Путиным в Сочи. Это будет первая двусторонняя встреча двух президентов за 10 лет.

"Надеюсь, что наши правительства пересмотрят возможность прямых поставок газа из России через Черное море", — приводит слова болгарского президента ТАСС. По словам Радева, новый газопровод можно назвать "Болгарским потоком".

Болгарские пожелания выглядят откровенно анекдотично. Несколько лет назад Газпром был готов сделать то, о чем просит сейчас Болгария. Тогда планировалось построить газопровод "Южный поток" мощностью 63 млрд кубов, который как раз должен был выходить на берег Болгарии — и делать тем самым Болгарию крупным европейским газовым хабом. Снабжая при этом, разумеется, газом саму эту страну, причем со скидкой, не говоря уже о 3 млрд долларов ежегодного дохода за транзит газа. Строительство "Южного потока" запустили в 2012 году, и первый газ по нему должен был пойти в конце 2015 года. Однако в 2014 году София под давлением США предала своего российского партнера и запретила строительство трубопровода на своей территории. России пришлось закрыть проект и переключиться на сотрудничество с Турцией — так возник газопровод "Турецкий поток", строительство которого сейчас активно ведется.

И вот теперь выясняется, что болгарские политики снова хотят сыграть в ту же игру. В какой-то мере у них есть для этого резоны.

После того, как "Турецкий поток" решили строить не в четыре, а в две нитки мощностью не 63, а 31,5 млрд кубов, освободились условные 30 млрд кубометров газа, предназначенных для Европы. Желающих качать эти объемы много. В первую очередь это, конечно, Украина, мечтающая сохранить хотя бы остатки газового транзита. О "Сербском газопроводе" мечтают сербы (правда, здесь речь о продолжении "Турецкого потока"). И вот теперь Болгария присоединилась к этому списку — она согласна на прокачку хотя бы 15,75 млрд кубометров (это мощность одной нитки). Болгария обосновывает преимущества прокачки газа через свою территорию уже построенной и действующей ГТС, соединяющей ее с другими странами Центральной Европы.

"С экономической точки зрения маршрут по старому "Южному потоку" России выгоден. Маршрут был проработан, понятно, куда и в каких объемах пойдет газ, со всеми странами ранее были заключены межправсоглашения, созданы совместные компании. Труба мощностью в 15,75 млрд кубов идеально легла бы для удовлетворения потребностей Балкан", — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Этот маршрут позволяет снабжать напрямую газом Болгарию, а также Румынию, Молдавию, Сербию, Венгрию — и, разумеется, обходить Украину.

Однако сегодня рабочий вариант — это строительство второй нитки "Турецкого потока", заточенной под нужды европейских потребителей (по первой нитке пойдет газ исключительно для самой Турции). В межправсоглашении говорится, что вторая нитка выйдет на берег в европейской части Турции и дальше проследует до границы с Грецией. "Но куда дальше гнать газ — пока неясно. Возможно, из Греции газ пойдет в Италию, а возможно, в Болгарию. Один из рассматриваемых вариантов — использовать в реверсном режиме Трансбалканский газопровод, по которому сейчас российский газ качается через Болгарию в Турцию, другой — строить новую трубу. Все эти вопросы не решены", — говорит Юшков.

И все же шансы на то, что Россия пойдет на изменение маршрута, крайне малы — хотя бы в силу негативного опыта участия Болгарии в проекте "Южный поток". "Болгария показала себя несамостоятельной страной. Четыре года назад мы с ними обо всем договорились по проекту "Южного потока", болгары выдали разрешение на строительство. А тут приезжают американские сенаторы, проводят переговоры с болгарами, и они отзывают разрешение и весь проект закрывается", — напоминает Юшков.

Пока кураторы Болгарии не дадут гарантий, что новый проект не будет сорван, Россия вряд ли всерьез будет обсуждать проект "Болгарского потока". "Естественно, с американцами сейчас разговаривать никто не будет. Но хотя бы гарантии с ЕС, что он не будет мешать этому проекту, требуются", — считает эксперт ФНЭБ.

Почему же София поднимает этот разговор? Потому что, пока не построена вторая нитка "Турецкого потока", у Болгарии остается пусть небольшой, но шанс на возрождение усеченного проекта "Южного потока". "Не зря Газпром строил вторую нитку "Турецкого потока" медленнее, чем первую. И остановил трубу в акватории, хотя мог достроить ее до берега, как и первую нитку", — говорит Игорь Юшков.

Болгарии проект нового газопровода, разумеется, весьма выгоден. Однако Софии надо сильно постараться, чтобы Россия вновь ввязалась в эту историю. "Болгарам надо политически сыграть в сторону России. Например, если бы они взяли и проголосовали против продления санкций со стороны ЕС, это бы гарантировало бы Болгарии газовую трубу. Но на это они не пойдут. Сама Болгария делать ничего не хочет", — говорит Юшков.

По его мнению, София ждет, пока окончательно решится вопрос по "Северному потоку — 2", чтобы заполучить свой газопровод усилиями немцев. "Когда будет понятно, что "Северный поток — 2" реализован, болгары начнут переговоры с Брюсселем. Их аргументы будут таковы — мол, немцы себе построили прямой газопровод, значит, это не политическое оружие России, а экономический проект. Следовательно, трубу можно строить в любой стране в рамках общего законодательства ЕС, в том числе в Болгарии. Если Брюссель соглашается с этими доводами, дает формальное одобрение болгарской трубе, то это будет сигнал России, что можно возобновлять переговоры с Болгарией", — заключает собеседник.

Ольга Самофалова

<< Май, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ