media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

22.06.2020

"Независимая газета"

В Германии надеются, что все проблемы с санкционным давлением американцев на строительство "Северного потока — 2" (СП-2) "Газпрому" удалось решить за счет перерегистрации своего судна на действующий только в России фонд, и теперь основная задержка связана с природными условиями. Об этом написала авторитетная немецкая газета Welt. В другой авторитетной немецкой газете, Handelsblatt, министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что СП-2 уже завершен "с точки зрения инвестиционной и экономической деятельности". Эксперты "НГ" полагают, что оптимизм немецких журналистов преждевременный, а слова министра списывают на неудачную формулировку, так как в инженерном, организационном и политическом смысле над СП-2 предстоит еще огромная работа.

Для завершения строительства "Северного потока — 2" используются все доступные технические средства, но экономически и инвестиционно проект, стоимость строительства которого оценивается в 9,5 млрд евро, уже завершен, заявил в интервью немецкой газете Handelsblatt Александр Новак. Сейчас, по его уточнению, все возможные технические средства используются исключительно для физического завершения строительных работ.

По словам Новака, он "забыл", что такое санкции, на энергетику России они не влияют. "Санкции больше не обременяют нас. Раньше мы занимались энергетическими проектами с западными компаниями, теперь мы делаем их в одиночку. И санкции больше не затрагивают одну Россию. Они все больше становятся дубинкой для достижения собственных протекционистских целей", — сказал глава Минэнерго.

В тот же день, в субботу, другая немецкая газета оповестила читателей, что президент Дональд Трамп едва ли сможет остановить СП-2. Welt отмечает, что президенты США "всегда вступались за продукты своей страны, — одни содействовали продажам Boeing, другие — соевых бобов". "Решительность, с которой Трамп борется за сжиженный природный газ (СПГ), необычна", — пишет обозреватель газеты, имея в виду, что введенные в декабре 2019 года санкции против строителей СП-2 в итоге направлены на замещение поставок российского трубопроводного газа на американский СПГ. В декабре строительство остановилось, трубоукладчики швейцарской компании Allseas ушли с трассы. Но в Балтийское море с приключениями пришел российский трубоукладчик "Академик Черский", а газпромовская "дочка", компания Nord Stream 2, подала заявку властям Дании на использование в работе других своих судов, которые формально не подпадают под ранее выданные ею разрешения.

И все же Трамп едва ли сможет остановить "Северный поток — 2", считает Welt, так как, по мнению издания, Россия нашла путь, чтобы обойти санкции. До недавнего времени судно-трубоукладчик "Академик Черский" принадлежало "Газпрому" и было риском для концерна, поскольку так его могли затронуть ограничительные меры США. Но затем судно приобрел действующий только в России СТИФ (Самарский теплоэнергетический имущественный фонд). Издание пишет, что, по оценке экспертов, "Газпром" может контролировать эту организацию, "но американским органам это вряд ли под силу доказать". "Если это так, то "Газпром" сможет достроить до конца трубопровод, не опасаясь санкций", — подытожило издание. По мнению газеты, теперь только одно обстоятельство затормозит завершение проекта, и оно не связано с мировой политикой: в июле и августе работы в Балтийском море запрещены из-за нереста трески, передает ТАСС.
Но треска все же не выглядит главным препятствием на пути СП-2. И даже то обстоятельство, что с осени в Балтике начинаются штормы, из-за чего прокладка также может останавливаться, не является сейчас главной головной болью организаторов проекта. Он подпал под угрозу новых санкций, прописанных в законопроекте, внесенном в начале июня несколькими американскими сенаторами. Именно этот проект привел, в частности, к тому, что канцлер ФРГ Ангела Меркель даже отказалась от участия в организуемом Трампом саммите "большой семерки".

Как сказал "НГ" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, в американских санкциях 2019 года указано, что смена собственника судна трубоукладчика с целью избежать ограничений ни к чему не приведет и прежний собственник все равно подпадет под санкции. "Поэтому переоформление "Академика Черского" на самарский фонд, конечно, и является попыткой дистанцироваться от судна, но вряд ли "Газпром" всерьез рассчитывает вывести свою "дочку" "Газпром флот" из-под санкционного удара после того, как трубоукладчик начнет достраивать СП-2. Интрига скорее заключается в том, распространяются ли санкции США на сам "Газпром" или в черном списке окажется только "Газпром флот", который ранее владел "Академиком Черским". В целом "Газпром" готов к тому, чтобы "Газпром флот" подпал под санкции, это та жертва, которую "Газпром" готов принести ради достройки "Северного потока — 2". Иначе "Академик Черский" не стал бы переходить из Находки в Балтийское море", — считает Юшков.

Эксперт обращает внимание на риски, которые возникнут, если будут приняты новые — июньские — санкции. "В нынешнем законопроекте ограничения скорее носят конкретизирующий характер. В санкциях 2019 года было написано, что запрещено финансировать и оказывать услуги по строительству СП-2. Сейчас же в законопроекте расписано, что конкретно нельзя делать, чтобы СП-2 был достроен. Проблема в том, что фактически там предлагается ввести санкции против Германии, так как она обязана поддерживать выходящий на ее берег СП-2 в нормальном техническом состоянии. В новом пакете санкций это будет рассматриваться как обслуживание газопровода, и такое карается штрафами. Это и вызвало столь бурную реакцию Меркель на новый законопроект США", — считает эксперт.

"Заявление Новака о том, что СП-2 завершен, с финансовой точки зрения соответствует позиции "Газпрома", который сейчас в суде пытается доказать, что проект считается завершенным, когда принято инвестрешение и определено финансирование. Это нужно для того, чтобы вывести проект из-под действия Газовой директивы ЕС. Изначально антимонопольное законодательство ЕС не касалось морских газопроводов. Поправки в директиву распространили юрисдикцию на морские части газопроводов. Но если проект был завершен до мая 2018 года, тогда Германия не применяет поправки к морским газопроводам. Так, "Северный поток — 1" получил исключение из регулирования, аналогичной меры "Газпром" хочет добиться и к СП-2", — поясняет Юшков.

Нерест трески весьма странный аргумент, добавляет он. "В 2019 году строительство СП-2 не останавливалось на летние месяцы. Версия о запрете прокладки труб летом из-за нереста появилась в одном из СМИ и теперь перепечатывается постоянно. Есть сомнения, что подобные ограничения реально существуют", — говорит Юшков.

По мнению эксперта, в любом случае "Газпрому" при современной ситуации на газовом рынке Европы СП-2 как действующий маршрут в 2020 году не нужен, так как спрос на европейском рынке крайне мал. "Те мощности по поставкам газа, которые сейчас есть, и то остаются не полностью загружены. СП-2 — это проект для дальнейшего отказа от украинского маршрута доставки газа в Европу. То есть он гарантированно будет загружен только через четыре года, поэтому "Газпрому" торопиться некуда. Но с другой стороны, компании не стоит затягивать процесс, так как дальше США могут придумать новые санкции, которые еще больше осложнят вопрос достройки газопровода", — предупредил Юшков.

Член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев не сомневается, что СП-2 будет достроен, но согласен, что сроки его реализации могут затянуться. В словах министра о полной экономической готовности проекта он не увидел ничего нового, назвав выбранную формулировку не совсем удачной. "Новак пытался объяснить неспециалистам положение дел, но, возможно, неловко выразился. С моей точки зрения, он имел ввиду, что деньги инвесторами уже полностью выделены и находятся на счетах компании "Nord Stream 2", дополнительных финансовых средств не требуется. Но в инженерном смысле трубопровод еще, конечно, не готов, его необходимо достроить", — сказал Танкаев "НГ".

Эксперт не сомневается, что это произойдет в любом случае, при этом возможная задержка с окончанием стройки, по его мнению, не будет слишком большой. "За последние годы произошло резкое изменение климата, минимальный размер северной полярной шапки сократился с 5 млн до 2 млн кв.км. В результате зимние температуры на севере Европы стали выше, периоды штормов сдвинулись в сторону Нового года, поэтому время, когда строительство возможно зимой, у СП-2 гораздо больше, чем было у первого "Северного потока". Хотя, скорость прокладки у российских судов заметно ниже, чем у тех, которые использовала Allseas", — говорит Танкаев. Эксперт также не ожидает проволочек с получением разрешений на использование при строительстве других судов. "Дания была ярой сторонницей позиции США по сдерживанию стройки, тянула с разрешениями до последнего, но после того, как в США озвучили территориальные претензии к Дании по Гренландии, возможно, в этот раз позиция Дании может быть гораздо мягче, и необходимое новое разрешение будет получено, и даже в приемлемые сроки".

Анатолий Комраков

 

 

"Взгляд"

Азербайджан довольно больно ударил по позициям Газпрома в Турции. Анкара перестала быть крупнейшим покупателем российского газа на Западе. Теперь Баку нацелился на поставки газа в ЕС. Почему Россия потеряла лидерство на турецком газовом рынке, сможет ли его вернуть и как ей переиграть соперников на европейском рынке газа?

Азербайджан готов вскоре начать поставки собственного газа в Европу и таким образом потеснить российское топливо, заявил президент страны Ильхам Алиев. "Около 15 лет Азербайджан является надежным поставщиком нефти на европейские рынки. В ближайшее время мы начнем поставлять в страны — члены Европейского союза природный газ", — сказал Алиев.

Для нового поставщика газа время для выхода на европейский рынок сейчас, мягко говоря, не самое лучшее. Цены на газ в ЕС обвалились до исторических минимумов на фоне резкого падения потребления из-за карантина и кризиса.

Однако Азербайджану уже некуда деваться: решение о разработке новых месторождений и строительстве газопроводов из Каспийского моря в Турцию и далее в Европу были приняты давно, когда цены на газ еще были высокие. Все инвестиции и в рост добычи, и в стройку труб уже сделаны. Отступать некуда.

Азербайджанский газ в Европу пойдет по Южному газовому коридору, протяженность которого составляет 3500 километров. Стоимость проекта — 40 млн долларов. Этот коридор включает в себя Южно-Кавказский коридор (через Грузию), газопровод TANAP (приходит в Турцию) и магистральный газопровод TAP (доставляет газ далее в Болгарию, Грецию и Италию).

Сырьевой базой для этих газопроводов является вторая фаза разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения Шах-Дениз на шельфе Каспийского моря.

Азербайджанский газ уже пришел в Турцию в 2018 году, а осенью 2020 года должен заработать уже и TAP. Окончательные сроки уточняются. Этот газопровод как раз и откроет путь для азербайджанского газа в Европу.

Этот проект Баку — давний конкурент российским трубопроводным проектам: "Голубому потоку", "Южному", а потом — "Турецкому потоку". Показательно, что у азербайджанского проекта, в отличие от российских, не было никаких проблем в Европе — ни с ЕК, ни с Третьим энергопакетом. Потому что поддержку Южному газовому коридору оказывают США. Поэтому труба TAP, идущая по европейской территории, получила от европейских регуляторов все необходимые разрешения и исключения из-под действия норм Третьего энергопакета ЕС. "Южный поток" такой милости не удостоился, наоборот, этот проект пришлось отменить из-за европейских законодательных норм. Россия переформатировала этот безтранзитный и выгодный проект в "Турецкий поток", который пришлось урезать по мощностям, да и появление транзитера в лице Турции сложно отнести к плюсам.

Что уж говорить про настоящую войну, развязанную против "Северного потока — 2". Эта труба подверглась не только прямым санкциям США, но, по сути, санкциям со стороны Еврокомиссии. Хотя в самом Брюсселе это называют поправками к газовой директиве.
Приход азербайджанского газа в Турцию уже навредил позициям Газпрома. До недавнего времени Анкара была крупнейшим в Европе потребителем российского трубопроводного газа. А теперь ситуация изменилась.

В прошлом году турки купили на 35% меньше российского газа — 15,5 млрд кубов. Хотя Россия в 2019 году осталась крупнейшим поставщиком газа в стране, ее доля на рынке сократилась с 47% в 2018 году до 34% в 2019 году (данные Турции).

В этом году Турция продолжает сокращать закупку российского газа. В первом квартале этого года его прием упал на 17% по сравнению с прошлогодним периодом — до 3,8 млрд кубов.

По итогам марта Россия лишилась лидерства на турецком рынке и опустилась аж на пятое место. Газпром уступил Азербайджану, Катару, Ирану и Алжиру. Для понимания: по трубам в Турцию течет российский, азербайджанский и иранский газ. А вот Катар и Алжир возят в Турцию СПГ (сжиженный природный газ).

С одной стороны, в Турции уже не первый год падает потребление газа в силу девальвации местной валюты и проблем в турецкой экономике, которые начались задолго до начала пандемии. С другой стороны, с приходом Азербайджана конкуренция на рынке усилилась. Анкара активно скупает азербайджанский газ, причем в прошлом году выбрала даже больше законтрактованных 6 млрд кубов.

Не исключено, что дело в политике. "Возможно, со стороны руководства Турции были указания не брать активно газ у Газпрома, потому что у России с Турцией довольно большие противоречия по поводу Сирии и Ливии", — полагает эксперт Финансового университета при правительстве РФ, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Сыграли роль и падающие еще с прошлого года цены на СПГ. "СПГ сейчас везде дешевый, поэтому турки активно его закупают. Думаю, что в какой-то момент СПГ оказался дешевле российского газа по контракту", — добавляет Юшков.

Еще одна неприятная новость: США практически догнали Россию по поставкам СПГ на турецкий рынок, нарастив поставки в марте этого года на целых 300% — до 370 млн кубов. Россия поставила всего 390 млн кубов в этом месяце — разрыв с американцами, как видно, незначительный. Для сравнения: в марте 2019 года Турция купила 1,4 млрд кубов российского газа. То есть падение в 3,5 раза.

"Однако главный фактор снижения доли России на турецком рынке — это все же приход азербайджанского газа. Турция активно начала отбирать новый газ в рамках жесткого контракта, который надо выполнять", — говорит Юшков.

Другое дело, что с Россией у Турции тоже жесткие условия. В контрактах с Газпромом тоже прописано правило "бери или плати", по которому турки обязаны заплатить за 80% указанных в соглашении объемов. Даже если они не отобрали столько газа. Однако турки своих обязательств не выполняют. Семь частных турецких компаний накопили перед Газпромом долг на 2 млрд долларов. В 2019 году они отобрали менее 15% от согласованных в контракте объемов и не заплатили по условию "бери или плати". Этот вопрос, вероятно, теперь будет решаться на государственном уровне.

"Претензии Газпрома к турецким компаниям, думаю, в том, что те не просто сократили закупку российского газа, нарушив условие "бери или плати", а накупили газа у других поставщиков. Если бы у Турции был форс-мажор и ей не нужно было столько газа — то это было бы другое дело. Но здесь не так", — поясняет Юшков.

Успехи Баку в Турции объясняют амбиции президента Азербайджана потеснить российский газ еще и в Европе. Впрочем, азербайджанский газ всю Европу не заполонит. Предполагается, что по 1 млрд кубометров получат Греция и Албания и еще 8 млрд придет на юг Италии.
Однако шансы Газпрома сохранить свою долю на итальянском рынке выше, чем у Турции, хотя конкуренция между поставщиками здесь тоже высокая, считает Юшков.

"Во-первых, не ясно, когда до Италии дойдут все обещанные 8 млрд кубометров газа из Азербайджана. Итальянцы не очень однозначно говорили о перспективах его закупки", — говорит собеседник.

Во-вторых, добавляет он, конкуренция азербайджанского и российского газа в Италии будет выстраиваться по-другому. Дело в том, что в газпромовских контрактах с Турцией на поставку газа, как правило, формула цены имеет нефтяную привязку. А в контрактах с Италией цена на российский газ больше зависит от спотовой составляющей, то есть от цены на газ, которая формируется на газовом хабе. Что это значит?

"Классический контракт с нефтяной привязкой предполагает, что сегодняшняя стоимость нефти будет определять стоимость газа через шесть-девять месяцев. Тогда как на спотовом рынке газа цена меняется гораздо быстрее. Поэтому в первом и втором кварталах этого года Турции было менее выгодно закупать российский газ. Его цена определялась исходя из осенних нефтяных котировок. Тогда нефть стоила существенно дороже, чем после обвала в марте. Поэтому Турция отбирала газ по другим контрактам, где есть привязка к спотовому рынку газа. Газ на споте оказывается дешевле российского", — объясняет Игорь Юшков.

Итальянцы же, напоминает эксперт, известны тем, что именно с ними Газпром заключил свой первый контракт с привязкой к спотовому рынку. Поэтому стоимость российского газа для итальянцев сейчас оказывается ниже, чем для турок, а значит, и конкурентоспособность российского газа в Италии выше.

"Еще одно отличие. В Турции количество поставщиков только растет, тогда как в Италии другая ситуация. Там сокращаются поставки газа из Алжира, который добывает примерно одинаковые объемы топлива. Но из-за роста внутреннего потребления экспорт газа из Алжира уменьшается. Поэтому газопроводы в Италию из Алжира стоят незагруженными", — рассказывает эксперт ФНЭБ.

По его мнению, новые объемы азербайджанского газа могут заместить выпадающие объемы алжирского топлива. "Возможно, Газпром рассчитывал сам занять долю алжирского газа. Однако если освобождающийся кусок пирога заберет Азербайджан, то это не самый худший вариант. Потому что новый игрок не оттяпает текущую долю Газпрома на итальянском рынке", — рассуждает Юшков.

В Италии, в отличие от Турции, также нет проблем с задолженностями перед Газпромом.

В Италии тоже сильная конкуренция, но здесь Газпром находится примерно на равных с другими участниками рынка. К тому же в Италии на рынок газа не влияют политические отношения. Поэтому в целом шансы у Газпрома удержать свои позиции на итальянском рынке выше, чем на турецком", — полагает Игорь Юшков.

По мере выхода мира из кризиса ситуация с ценами на газ тоже должна стабилизироваться. А это значит, что и черная полоса для Газпрома когда-нибудь закончится. "Позитивный сценарий таков. Цены на СПГ в Азии вырастут, и тогда весь поток этого газа хлынет туда. При этом в Европе цены должны сохраниться невысокими — в районе 200 долларов за тысячу кубометров, чтобы не привлекать сюда сжиженный газ. Тогда Газпром будет конкурировать в Европе только с другими трубопроводными поставщиками газа. В таких условиях он сможет отвоевать долю рынка обратно", — считает собеседник.

В отличие от Газпрома, у других трубопроводных поставщиков газа в Европе имеются те или иные проблемы. В Норвегии готовятся к сокращению добычи, Алжир сокращает экспортные поставки, Азербайджан пока может дать максимум 16 млрд кубометров газа для Турции и Европы вместе. А это ничто по сравнению с российскими объемами. Расчет Баку на увеличение поставок в будущем до 30 млрд кубов и более может не оправдаться. Разработка второй очереди месторождения Шах-Дениз вышла довольно дорогой. При низких газовых ценах увеличение поставок азербайджанского газа может быть отложено в долгий ящик.

Ольга Самофалова

<< Июнь, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ