media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

22.07.2014

"Газпром" может лишиться монополии на экспорт газа по трубе.

"Ведомости"

В распоряжении "Ведомостей" оказался текст протокола поручения по итогам президентской комиссии по ТЭКу. Комиссия состоялась 4 июня, но протокол был подписан Владимиром Путиным на днях, рассказали два федеральных чиновника.

До 1 сентября правительство должно проработать возможность предоставления независимым производителям газа права экспорта с новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также их участия в строительстве газотранспортной системы в регионе, следует из протокола. И за этот же срок совместно с ЦБ правительство решит, нужна ли "Газпрому" докапитализация на сумму, необходимую для строительства инфраструктуры в восточном направлении.

Проработать вопрос о доступе независимых к экспорту газа с Дальнего Востока предложил президент "Роснефти" Игорь Сечин, который является ответственным секретарем комиссии. "Это вопрос, конечно, дискуссионный, но такая мера будет являться дополнительным стимулом развития всего региона", — сказал на комиссии Сечин. Потенциал добычи газа на действующих и новых месторождениях независимых в регионе он оценил до 200 млрд кубометров газа в год. Вчера представители "Роснефти" были недоступны для журналистов. Представитель "Газпрома" не ответил на запрос.

Помимо "Роснефти" газовые месторождения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке разрабатывают "Сургутнефтегаз", "Петромир" Геннадия Тимченко, Иркутская нефтяная компания и Якутская топливно-энергетическая компания.

Сечин уже не первый раз оспаривает экспортную монополию "Газпрома". В феврале 2013 г. также на президентской комиссии по ТЭКу Сечин предложил отменить монополию "Газпрома" на экспорт сжиженного природного газа (СПГ). Путин дал поручение проработать этот вопрос. А уже в ноябре Госдума приняла поправки в закон об экспорте газа, которые позволяют теперь экспортировать СПГ "Роснефти" и "Новатэку".

"Газпром" в мае после 10 лет переговоров подписал с китайской CNPC 30-летний контракт на поставку в Китай с 2020 г. до 38 млрд кубометров газа в год. Общую стоимость контракта предправления "Газпрома" Алексей Миллер оценил в $400 млрд. "Газпром" планирует поставлять газ в Китай с Чаяндинского (Якутия) и Ковыктинского (Иркутская обл.) месторождений по газопроводу "Сила Сибири". А допускать независимых в трубу "Газпром" не собирается, говорил в конце июня Миллер. "Роснефть" в ответ распространила заявление, что "Газпром" как инфраструктурная монополия нарушает закон и "Роснефть" готова добиваться права доступа к газопроводу через суд.

Могут быть самые разные варианты, рассуждает федеральный чиновник. От прямого доступа всех производителей к экспорту, но такой революционный сценарий маловероятен, до более простого — "Газпром" будет выкупать газ у независимых производителей по цене экспортного нетбэка. Сечин не отрицал вероятности последнего варианта: "В рамках действующего законодательства, я думаю, этот вопрос будет рассмотрен" (цитата по "РИА Новости").

Этот вариант наиболее реалистичный, соглашается директор Энергетического центра "Сколково" Григорий Выгон: возможен лишь небольшой дисконт с учетом того, что компания сама подписывала соглашение с Китаем и берет на себя все риски.

Но самый лучший вариант — создать отдельную газотранспортную компанию по типу "Транснефти", которая будет финансироваться за счет тарифов, предлагает Выгон. Это позволило бы исключить все конфликты интересов, повысить эффективность контроля за издержками и в целом снизить стоимость проекта. Инфраструктурная компания может позволить себе IRR на более низком уровне. Это был бы действительно гораздо более прозрачный вариант: при схеме строительства трубы в "Газпроме" проверить все издержки будет очень сложно, соглашается чиновник. Но этой идее уже много лет и пока особого прогресса нет, констатирует он.

О докапитализации "Газпрома" на заседании комиссии говорил сам Путин, упоминая в качестве источника золотовалютные резервы. Весь проект по экспорту газа в Китай оценивается в $55 млрд, из них только на трубу — около $25 млрд.

Министры финансов Антон Силуанов и экономического развития Алексей Улюкаев заявляли, что "Газпром" может и сам справиться с мегапроектом без поддержки средств из фонда национального благосостояния (ФНБ; входят в состав международных резервов ЦБ). "Газпрому" не нужна докапитализация, говорил зампред правления компании Андрей Круглов.

По состоянию на 1 июля в ФНБ было 2,96 трлн руб. По правилам, установленным правительством, на рублевые инвестпроекты может идти не более 60% ФНБ (все остальное инвестируется в высоколиквидные активы, в основном иностранные госбумаги). Часть средств уже размещена в ВЭБе и расписана на проекты, но с учетом уже распределенных средств останется еще чуть менее 1 трлн руб., которые еще могут быть инвестированы, подсчитывал директор департамента Минфина Константин Вышковский. Так что теоретически средств хватит, а если не уложатся в рамках лимита, то просто уберут план в 60%, считает старший экономист HSBC Александр Морозов.

$25 млрд — это более четверти капитализации "Газпрома". Вчера на Московской бирже вся компания стоила $94,7 млрд. Если такая допэмиссия произойдет, то она будет в пользу государства, отмечает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Значит, доли частных акционеров размоются, а причитающиеся им дивиденды снизятся на четверть. Это для рынка негативная перспектива, отмечает Полищук.

Маргарита Папченкова, Михаил Серов

 

 

В такую сумму миноритарий "Башнефти" оценил убыток от передачи Требса и Титова в СП с ЛУКОЙЛом.

"РБК daily"

Общий размер убытков от передачи лицензии на месторождения им. Требса и Титова "Башнефть-полюсу" — совместному предприятию "Башнефти" и ЛУКОЙЛа  — составляет около 10 млрд долл., подсчитала миноритарий "Башнефти" Райля Иноземцева, оспаривающая эту сделку. В "Башнефти" отвергают все обвинения.

Иноземцева подала иск к "Башнефти" в начале июля. РБК ознакомился с его копией.

Согласно выписке депозитария по счету Иноземцевой, приложенной к этому иску, она стала акционером компании в феврале этого года — за месяц до того, как Роснедра внесли изменения в лицензию на Требса и Титова (запасы оцениваются в 140 млн т), а совет директоров "Башнефти" одобрил ее переоформление на "Башнефть-полюс". Именно эти решения оспаривает истец. В иске также говорится, что Иноземцева — пенсионер, нигде не работает. Представляющий ее интересы Сергей Григорьев отказался от комментариев.

Согласно иску, сумма убытка в 10 млрд долл. складывается так: после переоформления лицензии на "Башнефть-полюс" "Башнефть" утратила возможность переваливать нефть на терминале Варандей, принадлежащем ЛУКОЙЛу, по рыночной ставке и платит в два раза дороже — 40 долл. за 1 т, пишет Иноземцева. В итоге убытки "Башнефти" от перевалки нефти могут составить около 1,6 млрд долл. (истец предполагает, что там будут перевалены все запасы Требса и Титова, которые составляют 140 млн т). Еще 8,4 млрд долл. компания может потерять из-за того, что "Башнефть-полюс" заключила в 2014 году сделку по продаже нефти с ЛУКОЙЛом "по заниженной цене". Хотя сделка касается только 340 тыс. т, Иноземцева считает, что эти условия сохранятся на весь период добычи и будут касаться всех запасов месторождений.

Иноземцева считает, что "Башнефть", переоформляя лицензию на "Башнефть-полюс", действовала в интересах "третьих лиц" — ЛУКОЙЛа, который "приобрел контроль над "Башнефть-полюсом" (ЛУКОЙЛу принадлежит только 25,1% в СП, еще 74,9% — у "Башнефти") и своего основного акционера АФК "Система".

Представитель "Башнефти" отказался комментировать текст иска, он лишь подчеркнул, что внесение изменений в лицензию на месторождения им. Требса и Титова и ее дальнейшая передача "Башнефть-полюсу" были осуществлены в полном соответствии с законом и необходимыми корпоративными процедурами. "Компания использует все законные способы по отстаиванию этой позиции", — подчеркнул он. Представитель ЛУКОЙЛа отказался от комментариев.

Тимофей Дзядко

 

 

Для обеспечения промышленной и экологической безопасности поиска нефти в Карском море.

"Известия"

"Роснефть" планирует создать комплексную систему управления ледовой обстановкой в Арктике, где компания собирается добывать нефть. Это необходимо для обеспечения промышленной и экологической безопасности геологоразведки на шельфе северных морей. Об этом на круглом столе "Научное освоение Арктики" заявил член совета директоров "Роснефти" Артур Чилингаров, отвечающий в компании за арктические проекты.

По словам Чилингарова, совместно с партнерами из ExxonMobil "Роснефть" сейчас разрабатывает соответствующие технологии обеспечения безопасности проведения буровых работ в Карском море, которые намечены на август 2014 года. Для этих целей зафрахтована и уже движется в сторону российских берегов буровая платформа West Alpha. Он добавил, что "Роснефть" активно финансирует научные и экологические проекты вокруг Арктики, в том числе не исключил возрождения к жизни ранее предложенного им проекта по транспортировке айсбергов в места с недостатком питьевой воды. Еще в 2010 году Чилингаров предлагал организовать перевозку айсбергов из Арктики в страны Европы и Азии, где есть нехватка питьевой воды.

Как пояснил Артур Чилингаров "Известиям", он надеется, что политика (в том числе объявленные недавно отраслевые санкции. — "Известия") не помешает научно-техническому сотрудничеству Exxon и "Роснефти" в Арктике. Но при этом убежден, что у России достаточно возможностей, чтобы самостоятельно справиться с основными этапами освоения шельфа северных морей благодаря наличию мощного атомного ледокольного флота и технологий транспортировки айсбергов.

Заместитель директора департамента экологической безопасности и технологий "Роснефти" Олег Сочнев посетовал, что осваивать Арктику сегодня сложнее, чем космос.

— Из-за скопления айсбергов сложно пройти к месту геологоразведки и эффективно пробурить скважину. Отсутствие опыта активного воздействия на лед создает наибольшие риски с точки зрения промышленной и экологической безопасности добычи нефти и газа. Есть также и риски финансовых потерь в результате простоя оборудования: ведь в случае возможной аварии его ремонт возможен только в короткий безледовый период. Поэтому очень важно в ближайшей перспективе проверить воздействие льдов на морские нефтегазовые сооружения, а также максимально предусмотреть любые возможные экологические риски, даже несмотря на то, что это может привести к удорожанию стоимости буровых работ, — сказал он, выступая на круглом столе "Научное освоение Арктики".

Бурение одной поисково-разведочной скважины в Карском море, где безледовый период составляет 45 дней, происходит в два сезона и оценивается в $1 млрд.

Как пояснил "Известиям" Александр Данилов, заместитель директора Арктического и антарктического НИИ Росгидромета (ААНИИР), ледовые образования, дрейфующие на шельфе арктических морей, представляют опасность для разведочных и добычных сооружений нефтяников.

По его словам, чтобы отследить движения айсбергов и обнаружить их скопления, планируется вести мониторинг из космоса, а также с помощью самолетов и беспилотных летательных аппаратов. Только на детальные снимки айсбергов из космоса придется потратить в среднем около $120 тыс: по $3-4 тыс за штуку при необходимых 2-3 десятках кадров. По мнению Данилова, чтобы обеспечить расчистку зоны геологоразведки участка в Карском море от ледяных глыб, нужно нанять несколько судов ледового класса. Аренда только одного атомного ледокола "Ямал", который сможет привести их на место работы, обойдется в 4,5 млн рублей в сутки.

— Судно-буксировщик затягивает на айсберге канат или сеть и оттаскивает его в сторону. 10 лет назад соответствующие эксперименты мы проводили на Штокмановском месторождении "Газпрома", отводя в сторону на безопасное от платформы расстояние в 1-2 км айсберги весом до 200 т. Увести таким образом без дробления можно глыбу льда весом до 900 т. По определенной методике рассчитывается траектория движения айсберга, и он транспортируется в ту точку, откуда уже не будет двигаться в сторону платформы и инфраструктуры обеспечения ее работы, — сказал ученый, добавив, что его НИИ участвует в проведении работ по созданию комплексной системы управления ледовой обстановкой в Арктике по заказу "Роснефти".

По словам Олега Сочнева из "Роснефти, в Карском море будет работать три ледокола, цель использования которых — увести айсберги от плавучей буровой платформы West Alpha, не допустив столкновения. Однако в перспективе ледяные глыбы из досадной помехи могут превратиться в полезный строительный материал.

— Обсуждаются планы финансирования научных исследований о природе возникновения и перемещения айсбергов, о которых сейчас мало что известно. Ранее Артур Чилингаров предлагал построить из айсбергов ледяной причал в районе одной из действующих в Арктике платформ. Что же касается его идеи транспортировки арктических айсбергов как источника питьевой воды, то это возможно сделать на средства компании при условии, если через какое-то время бутылка воды будет стоить дороже, чем бензин. Причем это может стать выгодно уже в ближайшее время, ведь без нефти, в отличие от воды, человечество прожить может, — высказал мнение замдиректора департамента экологической безопасности и технологий "Роснефти" Олег Сочнев в беседе с "Известиями".

Людмила Подобедова

 

 

Минэнерго и Минэкономразвития не теряют надежды перенести в Крым энергоблоки, строящиеся в рамках обязательных инвестпрограмм.

"Ведомости"

Об этом "Ведомостям" рассказал федеральный чиновник и подтвердили представители Минэнерго и Минэкономразвития. Минэнерго еще весной предложило построить на полуострове несколько ТЭС мощностью 880 МВт ориентировочной стоимостью 44,6 млрд руб., а также сети с территории России. Ведь сейчас в пиковые часы потребления полуостров на 70-90% зависит от перетоков с территории Украины. В мае министр энергетики Александр Новак рассказывал, что тратить бюджетные деньги на крымскую генерацию Минэнерго не планирует. Министерство собирается перенести на полуостров еще не построенные энергоблоки, которые энергокомпании вводят по всей стране в рамках договоров о предоставлении мощности (ДПМ, обеспечивает доходность инвестированного капитала в 14%, срок возврата — 10 лет). Планы по строительству новой генерации формировались во время реформы РАО "ЕЭС России", но спрос на электроэнергию не оправдал прогнозов и в некоторых регионах дополнительные мощности просто не нужны, объяснял министр.

Энергокомпании переносить проекты не согласились: большинство строек уже реализуется, к тому же есть риск подпасть под международные санкции, рассказывали собеседники в компаниях.

Но, как удалось выяснить "Ведомостям", от идеи переноса электростанций по ДПМ ведомства так и не отказались. Теперь Минэкономразвития и Минэнерго обсуждают увеличение доходности на инвестированный капитал для перенесенных объектов, говорят собеседники "Ведомостей". Минэкономразвития предлагает увеличить доходность с 14 до 16-18%, сообщил представитель министерства. Минэнерго инициативу поддерживает, но конкретные цифры предлагает обсудить, говорит его представитель. "Итоговый размер доходности будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе объемов строительства, сроков реализации", — объясняет он.

Эту идею еще надо обсудить с инвестиционным сообществом, уточняет представитель Минэкономразвития. Высокая доходность может стать пряником, который компенсирует энергокомпаниям сложности переноса и политические риски, объясняет собеседник "Ведомостей". Она может быть получена разными способами, например через отмену штрафов за неввод компанией других объектов по ДПМ, рассказывает он. Перенос объектов, которые строятся по ДПМ, даже с некоторой премией к цене будет целесообразнее, чем строить энергоблоки с нуля, заключает представитель Минэкономразвития.

Рост доходности по текущим проектам на 880 МВт позволит генкомпаниям дополнительно заработать 10-15 млрд руб. в течение 10 лет, но потребители эту нагрузку почти не заметят: за год конечные цены вырастут примерно на 0,05%, подсчитал аналитик "Ренессанс капитала" Владимир Скляр. При этом стоимость новых 880 МВт, построенных по ДПМ, обойдется потребителям примерно в 9 млрд руб. в год, или 0,15% к конечной цене электроэнергии, подсчитал аналитик.

С энергокомпаниями инициатива еще не обсуждалась, говорит федеральный чиновник. Какие именно объекты можно перенести, пока не ясно, рассматриваются различные варианты с учетом перечня "ненужных" ДПМ, который подготовил "Системный оператор", уточняет представитель Минэнерго, не указывая проекты. В списке (есть у "Ведомостей") указаны энергоблоки "Квадры", "Газпром энергохолдинга", "Интер РАО", "КЭС-холдинга" и ТГК-2. Представители "Интер РАО" и "Квадры" говорят, что объекты находятся в стадии реализации и перенести их невозможно. Представители "Газпром энергохолдинга", "КЭС-холдинга" и ТГК-2 отказались от комментариев.

В случае если энергоблоки удастся перенести в Крым по предложенной схеме, так же можно будет сэкономить бюджетные деньги и на других масштабных проектах, не исключает федеральный чиновник. Например, примерно 1 ГВт мощности нужно построить в Калининграде: если перенести туда хотя бы 500 МВт с территории России, потребители переплатят за мощность всего 400-800 млн руб. в год, дополнительный рост конечной цены на электроэнергию составит 0,05-0,08%, подсчитала аналитик Газпромбанка Наталья Порохова.

"Перенос проектов по ДПМ возможен, но доходность свыше установленной логичнее компенсировать инициаторам переноса, а не потребителям", — сказал "Ведомостям" директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев.

Алина Фадеева

<< Июль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ