Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

22.09.2015

Минэнерго и МЭР разошлись в вопросе о тарифах.

"Новые известия"

Минэнерго считает, что тарифы на газ в 2016 году необходимо повысить, как и планировалось, на 7,5%, а не на 5%, как предлагает Минэкономразвития (МЭР), заявил первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер. Ранее МЭР в качестве одного из вариантов предложило снизить рост тарифов, чтобы не разгонять инфляцию и не оказывать излишнего давления на промышленность, оказавшуюся в трудном положении из-за кризиса, а также на население. По мнению опрошенных "НИ" экспертов, в итоге, скорее всего, возобладает точка зрения МЭР, а не газовых лоббистов.

Алексей Текслер так прокомментировал идею МЭР: "Мы это предложение Минэкономразвития не поддерживаем. Мы считаем, что надо идти в том ключе, как и собирались, то есть индексация должна быть 7,5%. Смещение этой планки несущественным образом улучшит ситуацию в инфляционных процессах, но существенно сократит инвестиционный потенциал". Как сообщалось, правительство в конце апреля приняло предварительное решение по индексации тарифов на газ в 2016 году на 7,5% для промышленности и на 8,5% для населения. Окончательное решение по тарифам должно приниматься одновременно с социально-экономическим прогнозом на 2016-2018 годы, которое правительство намерено рассмотреть уже в октябре.

"Инфляция на текущий момент находится на пиковых уровнях, и, к сожалению, августовская девальвация рубля может привести к новому скачку цен уже в октябре-ноябре. Затем нас ждет декабрь с традиционными паническими настроениями населения, которые тоже могут подтолкнуть инфляционные ожидания. В таких условиях даже незначительные корректировки по тарифам имеют значение. Да, действительно, разница между предложенными повышениями составляет лишь 2,5%, однако на текущий момент власти ориентируются на сдерживание инфляционного давления. Таким образом, вполне вероятно, что тарифы будут повышены лишь на 5%", — сказала "НИ" старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева. Косвенно о том, что правительство взяло курс на сдерживание инфляции, свидетельствует и недавнее решение ЦБ РФ прервать череду понижений ключевой ставки и сохранить текущую стоимость кредитования на прежних 11%. "Однако это нисколько не исключает вероятности более внушительного повышения в последующие годы, если в тот момент вопрос инфляции не будет стоять так остро", — полагает г-жа Афанасьева.

"Сдерживание роста тарифов, предложенное МЭР, можно объяснить существенной инфляцией и снижением курса рубля. Одновременно надо отметить, что окончательного решения еще нет, но с учетом идей о "заморозке" тарифов вполне реально, что рост будет умеренным, в русле предложений МЭР", — предположил в беседе с "НИ" доцент кафедры госрегулирования экономики РАНХиГС Иван Капитонов.

В будущем году ситуация с доходами населения и с промышленностью не улучшится — им будет все труднее платить за газ, считает управляющий партнер инвестиционной компании "Неокон" Денис Ракша. "Предварительное решение о размере индексации тарифов принималось еще в апреле, когда правительство до конца не понимало глубины и продолжительности кризиса. Но всем хочется возобновления экономического роста и выхода из кризиса. Для этого нужно сдерживать рост тарифов", — отметил эксперт. Поэтому с большей вероятностью сейчас МЭР продавит индексацию по нижней границе.

Сергей Путилов

Минфин хочет изъять "девальвационные" доходы нефтяников.

"Новые известия"

Минфин выдвинул предложение использовать "девальвационные" доходы нефтяных компаний для покрытия дефицита бюджета и экономии средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Реализация предложения может привести к пополнению бюджета на сотни миллиардов рублей. В то же время будут нарушены неоднократно звучавшие обещания властей не повышать налоговую нагрузку на нефтяную отрасль.

Как считают в самом Минфине, девальвация рубля, начиная с 2014 года, создала для предприятий в нефтяной отрасли выгодные условия: рублевые расходы на поддержание добычи почти не изменились, а налоги снизились. И чтобы нефтяники поделились накопленными доходами, необходимо внести изменения в механизм налогообложения отрасли. Хотя напомним, что президент Владимир Путин обещал не усиливать налоговую нагрузку до 2018 года. Это же ранее подтверждал и министр финансов Антон Силуанов.

Но ситуация изменилась, и дыры в бюджете разрастаются все больше, а их закрытие становится для Минфина приоритетной задачей. При цене нефти в 50 долларов за баррель, если не сокращать расходы, дефицит бюджета в ближайшие три года превысит 8 трлн. рублей. И только средств ФНБ и Резервного фонда для покрытия таких объемов просто не хватит. Более того, такими темпами они окажутся почти полностью исчерпанными к 2018 году. С учетом значимости бюджета и его наполнения Минфину, скорее всего, удастся продавить какой-то компромиссный вариант, который позволит и наполнить казну, и не отберет слишком много у нефтяников, отметил в беседе с "НИ" старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Арсений Мамедов.

Сейчас же ведомство хочет расчет НДПИ и экспортной пошлины производить исходя не из фактического курса доллара, а условного, который в дальнейшем будет индексироваться по прогнозной инфляции. Таким образом в 2016 году предполагается применять курс 2014 года, индексированный на инфляцию 2015 года, то есть 43,8 рубля за доллар. В 2017 году этот условный курс составит 47,1 рублей за доллар, а в 2018 году — 49,8 рубля за доллар. Очевидно, что это значительно ниже реального прогноза курса американской валюты от того же Минфина — 63,5 рубля за доллар, 64,8 рубля за доллар и 65,8 рубля за доллар в 2016-2018 годах соответственно. В результате рублевая ставка НДПИ и пошлины вырастет. Что позволит, по оценкам Минфина, дополнительно привлечь в бюджет 609 млрд. рублей — в 2016 году, 525 млрд. рублей — в 2017 году и 476 млрд. рублей — в 2018 году. И, по предварительным данным, ведущим российским нефтяным компаниям корректировка формулы НДПИ обойдется в 100-200 млрд. рублей налогов в год. Кроме того, чиновники рассматривают и вариант привлечения доходов за счет видоизменения налогового маневра — постепенного повышения НДПИ и снижения экспортных пошлин и предлагают отложить на год снижение пошлин при сохранении уже повышенного НДПИ. Такая схема принесет в бюджет еще 150 млрд. рублей.

"Но попытка закрытия бюджетных дыр только со стороны повышения налогов не эффективна, — сказал Арсений Мамедов. — Когда экономика находится в состоянии рецессии, в первую очередь необходимо реализовывать оптимизацию расходной части". А увеличение налогового бремени в долгосрочной перспективе на фоне низких цен на нефть и малой вероятности их роста будет иметь только негативные последствия, считает эксперт.

Напомним, что ранее Минфин предлагал пополнить бюджет за счет повышения пенсионного возраста в 2016 году. По его расчетам, это могло бы принести в казну от 0,6-1,3 трлн. рублей за три года в зависимости от скорости повышения. Эта инициатива критикуется из-за возможных негативных социальных последствий. Хотя, как отмечают эксперты, россияне давно готовы к подобной мере, и, конечно, она оправдана в кризисных условиях.

Арина Раксина

 

 

Шельфовые месторождения России становятся нерентабельными.

"Независимая газета"

Мировая нефтяная отрасль может ощутить инвестиционный голод. Как вчера сообщили специалисты Wood Mackenzie Ltd., нефтяные проекты с возможными инвестициями в 1,5 трлн долл. при 50 долл. за баррель становятся нерентабельными. А значит, компании могут отказаться от подобных инвестиций, что, собственно, они уже делают. По мнению отечественных экспертов, в группе риска не только сланцевые разработки в США, но и шельфовые месторождения в РФ. Наличие проблем признают и в российском правительстве.

Нефтяная отрасль теряет инвестиционную привлекательность. Текущая ценовая конъюнктура делает вложения в новые разработки нецелесообразными. При сохранении цены около 50 долл. за баррель проекты, в которые предполагалось инвестировать 1,5 трлн долл., станут нерентабельными.

Об этом вчера сообщили специалисты Wood Mackenzie Ltd. Как они уточняют, речь идет в том числе о сланцевых проектах в США.

Столкнувшись в течение последнего года с двукратным падением нефтяных цен и резким снижением прибыли, нефтяные компании пытаются сокращать издержки. Под нож идут прежде всего инвестиционные программы. Например, ранее уже поступали новости о сокращении 6,5 тыс. рабочих мест и снижении на 20% капиталовложений в одной из крупнейших нефтегазовых компаний — в британо-нидерландской Royal Dutch Shell.

Про начавшееся сокращение инвестиций говорят и аналитики Wood Mackenzie Ltd. По их данным, крупнейшие энергетические компании уже отложили свыше 200 млрд долл. инвестиций в 46 проектов.

Опрошенные "НГ" эксперты предупреждают, что в группе риска многие нефтяные проекты, включая российские. "При низких ценах на нефть крупные инвестиционные потери, несомненно, будут у США, ведущих сланцевые разработки; у Канады, делающей ставку на нефтеносные пески; у Венесуэлы, которая с помощью высокотехнологичного оборудования иностранных игроков добывает тяжелую и сверхтяжелую нефть. Кроме того, низкая цена за "бочку" нанесет урон Бразилии, Эквадору, Нигерии, Алжиру, Ираку, Казахстану", — перечисляет член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев.

Эксперт напоминает, что, "например, компании США и ряда других стран в тучные годы высоких цен на черное золото накопили солидные долги, так как брали взаймы финансовые ресурсы, чтобы активно наращивать нефтепроизводство, зарабатывать на экспорте и вкладывать полученные средства в развитие новых, капиталоемких проектов". "Однако при нынешней ценовой конъюнктуре эти компании вполне могут стать банкротами", — замечает Касаев.

По его словам, в текущем году более 90 нефтяных компаний в мире, включая российские, существенно сократили инвестиционные программы. При этом, говоря о России, Касаев подчеркнул, что помимо ценового фактора на наши проекты влияет также "санкционный фактор, который является камнем преткновения при инвестировании в добычу на Арктическом шельфе".

Как говорит аналитик холдинга "Финам" Антон Сороко, под ударом не только производители сланцевой нефти в США, но и "страны, где высока средняя стоимость добычи и где начата разработка шельфовых зон, которые не отличаются низкой себестоимостью добычи". "Это Канада, Россия, Норвегия, — поясняет эксперт и добавляет: — А лучше всего себя чувствуют страны, где нефть залегает относительно неглубоко. Это страны Персидского залива". При этом Антон Сороко считает, что ряд инвестиционных проектов будет все же не полностью закрыт, а временно заморожен — до нормализации ситуации на нефтяном рынке.

В российском правительстве тоже указывают на не лучшие перспективы отечественной нефтедобычи. В Минэнерго опасаются, что при дальнейшем снижении котировок добыча нефти в РФ упадет и что Евросоюз может ввести новые санкции — на российский экспорт сырья. Как передает Reuters, о таких страхах сообщил в конце минувшей недели первый замминистра энергетики Алексей Текслер.

В минувшую пятницу в Аналитическом центре при правительстве прошло обсуждение проекта Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года. В проекте содержатся два сценария развития отрасли: целевой сценарий, реализация которого была бы желательна, и консервативный, который ближе к реальному положению дел.

Целевой сценарий предполагает, что вплоть до 2035-го Россия будет добывать 525 млн т нефти в год. В консервативном сценарии прописано ежегодное падение нефтедобычи в РФ, в 2035 году Россия будет добывать 476 млн т нефти против 525 млн т, которые были в 2014-м.

В проекте стратегии названы основные вызовы для нефтяной отрасли РФ: волатильность мировых цен на нефть, увеличение себестоимости добычи и постоянное ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти. Себестоимость нефтедобычи в России будет расти по двум причинам. Первая — "большая выработанность действующих месторождений усложняет удержание достигнутых уровней добычи нефти". Вторая — "более половины добычи в 2035 году должно быть получено из прироста труднодоступных запасов".

Анастасия Башкатова

 

 

<< Сентябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ