Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

22.11.2013

Деньги от продажи ТНК-BP группа может потратить на "дочку" RWE Dea.

"РБК daily"

Большую часть средств от продажи ТНК-BP совладелец "Альфа-Групп" Михаил Фридман с партнерами может потратить на европейские нефтегазовые активы. Принадлежащая им инвест­компания Letter One интересуется подразделением немецкой RWE — RWE Dea, которое оценивается в 4-7 млрд евро.

"Россия всегда была и всегда будет базовой платформой для инвестиций, и именно в Россию участники консорциума планируют вложить основную часть средств, полученных от продажи акций ТНК-ВР", — говорилось в официальном сообщении консорциума Фридмана и других российских совладельцев нефтяной компании, когда они договорились о продаже своей доли государственной "Роснефти". Так они отреагировали на призыв президента Владимира Путина вложить вырученные средства в российскую экономику.

Летом Фридман с партнерами по "Альфа-Групп" решили вложить средства от продажи ТНК-BP (за 25% выручили около 14 млрд долл.) в новую компанию — Letter One Group, которая занялась инвестициями в нефтегазовые и телекоммуникационные компании. А вчера стало известно, что одна из возможных целей этой компании — нефтегазовое подразделение немецкой RWE — RWE Dea. Эту информацию РБК daily подтвердил источник, близкий к "Альфе". По его словам, L1 Energy (входит в Letter One Group) начала предварительную оценку актива, и только через два месяца будет понятно, "реальный ли это проект". Если RWE Dea заинтересует новую компанию "Альфы" и удастся договориться по цене, то подготовка сделки может занять около полугода, добавил он.

RWE Dea ведет добычу нефти и газа в Германии, Великобритании, Норвегии, Египте и Дании. Компания ведет разведку в Алжире, Ирландии, Ливии, Мавритании, Польше, Тринидаде и Тобаго и Туркмении, а также управляет мощностями по хранению газа в Германии. По собственным данным RWE Dea, по итогам 2012 года ее запасы составили 122,2 млн куб. м, из них 97 млн куб. м — запасы газа. В прошлом году компания добыла 2,5 млн куб. м газа и 31 млн барр. нефти.

RWE выставила это подразделение на продажу весной. По данным The Wall Street Journal, до последнего времени на покупку Dea было два претендента — немецкая Wintershall и госинвестфонд Катара. Источники издания оценивали компанию в 4-7 млрд евро (5,4-9,5 млрд долл.).

Председатель совета директоров L1 Energy Стэн Половец и представитель RWE Аннетт Урбачка отказались от комментариев. Урбачка лишь напомнила: еще весной топ-менеджеры RWE говорили, что продажа Dea — очень сложная процедура, включающая деконсолидацию активов, поэтому она завершится не раньше конца 2014 года.

Директор аналитического департамента "Инвесткафе" Григорий Бирг считает, что европейские активы — скорее "тяжелый довесок" Dea, так как добыча в Европе в долгосрочной перспективе будет падать. Но активы в Алжире, Ирландии, Ливии, Мавритании находятся в ранней стадии разработки и очень перспективны, поэтому они могут заинтересовать российских инвесторов.

Тимофей Дзядко, Елена Иванкина

Энергоэффективность и энергосбережение отстают от президентских указов.

"Независимая газета"

Долгосрочные планы правительства по снижению энергоемкости экономики оказались невыполнимыми. Как заявил вчера министр энергетики РФ Александр Новак, энергоемкость ВВП при сохранении нынешней ситуации в экономике РФ к 2020 году может быть снижена на 22%, а не на 40%, как было запланировано госпрограммой "Энергосбережение и повышение энергоэффективности до 2020 года". Как отмечают эксперты, невыполнение плана негативно скажется на доходах бюджета и на экономическом росте в долгосрочной перспективе.

"Если к 2020 году рост будет инерционным, то есть с опережением роста ВВП над темпами роста энергопотребления, мы достигнем к 2020 году снижения энергопотребления к сегодняшнему уровню энергоемкости на 22%, — отметил вчера Новак на II Международном форуме по энергоэффективности. — Задача, которая, как вы знаете, поставлена указом президента, к 2020 году снизить на 40% энергоемкость. Эта разница в 18 процентных пунктов. Разрыв в целевых показателях значит, что инерционный способ не даст нам возможности его достигнуть". По словам Новака, хуже всего дело с энергоэффективностью обстоит в промышленности и особенно в ЖКХ. Тогда как неплохая ситуация в секторе услуг и на транспорте.

Напомним, что цель повышения энергоэффективности еще недавно была в списке приоритетов российской власти. В июне 2008 года тогдашний президент  Дмитрий Медведев подписал указ "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". Именно в этом указе и был зафиксирован  важный рубеж: снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта РФ не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом.

По мнению опрошенных "НГ" аналитиков, российским властям сейчас выгодно улучшать энергоэффективность экономики, чтобы поддержать рост сырьевого экспорта. Впрочем, не все получается… Как отмечает аналитик агентства "Инвесткафе" Тимур Нигматуллин, наша экономика остро нуждается в повышении энергоэффективности. И невыполнение плана может негативно отразиться на доходах бюджета и росте ВВП в долгосрочной перспективе. "Экономика РФ очень сильно зависит от цен на нефтегазовое сырье и спроса на него у основных покупателей", — отмечает он.

Между тем, по словам Нигматуллина, добыча в РФ сейчас находится фактически на своих исторических максимумах и вряд ли может быть увеличена более чем на 1-2% в обозримом будущем. Вместе с этим нефтегазовые доходы сейчас формируют примерно 50% доходной части федерального бюджета, который все равно остается дефицитным. Также стоит отметить, что при низкой энергоэффективности отечественные товары и услуги становятся менее конкурентоспособными, так как растет их себестоимость. "Не секрет, что многие товары в РФ  более низкого качества, чем в Европе и США, — отмечает эксперт. — Если растет их цена, то сильно падает спрос, так как они теряют свое основное конкурентное преимущество. Соответственно, для выхода экономики из нынешней ситуации с замедленными темпами роста без повышения энергоэффективности никак не обойтись".

В свою очередь, аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева также считает, что волнения главы Минэнерго небезосновательны. "По прогнозу Минэкономразвития, до 2020 года темпы роста экономики не превысят 2,5%, при этом средние темпы роста энергопотребления составляют 2%. Но многое будет зависеть от цен на нефть и газ. Дешевая нефть будет способствовать росту энергопотребления, — отмечает она. — Что касается энергоэффективности, то премьер-министр Медведев утвердил схему территориального планирования в энергетике России до 2030 года. Строительство новых станций и технологическое обновление как раз и позволят повысить энергоэффективность".

В свою очередь, аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян оценил энергоемкость российской экономики на сегодняшний день как удовлетворительную. "Большинство проблем связано с ЖКХ и металлургией, хотя последняя все больше вкладывает средства в энергосберегающие технологии, — говорит он. — Поэтому задача-минимум для власти, можно сказать, уже выполнена. Однако для перехода на качественно новый уровень необходимы серьезные прорывы в этом направлении. В частности, должны быть внедрены передовые технологии энергоэффективности и технологии по снижению себестоимости производства электроэнергии. Также необходимо либерализовать цены на услуги ЖКХ, сделать ценообразование рыночным".

Сергей Куликов

 

 

Минфин продолжает наступление на офшоры. Он хочет заставить иностранные компании с российскими активами платить налоги в России. Угрозы несложно избежать, говорят эксперты.

"Ведомости"

Минфин предлагает ввести институт резидентства для юридических, а не только физических лиц, сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов на парламентских слушаниях в Совете Федерации: "Сегодня у нас этого нет".

Речь идет о компаниях, которые ведут всю деятельность в России, управление ими сосредоточено в России, но формально они зарегистрированы в другой стране, объяснил Шаталов. Минфин предлагает считать их национальными резидентами, рассказал он. Тогда они будут платить в России налоги не только с пассивных доходов из России (роялти, дивиденды, проценты по займам), но и с доходов, полученных по всему миру, пояснил замминистра.

Сейчас российскими активами предприниматели часто владеют через юрисдикции, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. Среди наиболее популярных — Кипр и Нидерланды, через которые финансовые потоки перетекают в офшоры с минимальными налоговыми издержками. Например, при переводе $1 млн дивидендов из России в офшор через Кипр придется заплатить $50 000 налогов при ставке 5% (установлена соглашением), а напрямую — $150 000 (15%).

По замыслу Минфина если все органы управления и контроля компании находятся в России, здесь же принимаются все существенные решения, то иностранная компания является российским налоговым резидентом и будет в России уплачивать налог со всех своих глобальных доходов, рассуждает партнер PwC Екатерина Лазорина. Соглашение об избежании двойного налогообложения в таком случае действовать не будет.

Существует несколько принципов работы иностранной компании в России, рассказывает партнер PwC Михаил Филинов. Когда компания владеет каким-то активом, она скорее всего будет вынуждена открыть в России представительство (филиал) или учредить российскую "дочку". Но есть и другой вариант схемы, описывает Филинов: в низконалоговой юрисдикции создается "дочка", которая получает из России пассивные доходы, снижая налогооблагаемую прибыль материнской компании. Из слов Шаталова следует, что Минфин готов бороться и с этой схемой: внедрить правило "контролируемых иностранных компаний", которое позволит облагать эти компании по российским правилам.

Для многих российских холдингов, которые неумело маскируются под иностранные, инициатива Минфина, конечно, может стать большой проблемой, но это общемировая практика, говорит налоговой менеджер иностранной компании: во всем мире компания считается резидентом страны, где физически заседают члены совета директоров, например на Кипре. В России другая ситуация, говорит Шаталов: у компании с российскими активами, но с кипрской пропиской совет директоров в России и сидит.

Это далеко не первая инициатива Минфина по борьбе с офшорами за последний год. Осенью Госдума приняла законопроект, обзывающий иностранных инвесторов, покупающих российские акции или облигации, раскрывать своих бенефициаров. Те, кто не сделал этого, должны будут заплатить штрафной налог в размере 30%. Это в разы увеличит налоговую нагрузку: сейчас инвесторы платят 20% по процентам и 15% по дивидендам, а применяя межстрановые соглашения, снижают налог до 0 и 5% соответственно.

Этим же законом Минфин отменил автоматическое применение льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения. Льгота по соглашению с Кипром, к примеру, позволяет снизить налог на дивиденды в России с 10 до 5%, если пакет акций или долей стоит более 100 000 евро. Теперь будет действовать такой режим: сначала с инвестора взыщут 10%-ный налог, а потом он сможет вернуть из бюджета излишне уплаченное, пройдя проверку в налоговом органе.

В ближайшую трехлетку бюджет будет дефицитным. Правительству приходится мобилизовать все ресурсы для поиска новых доходов, констатирует Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Минфин рассчитывает на улучшение налогового администрирования и пытается вернуть утекающую в офшоры прибыль. Меры по сокращению теневого сектора принесут бюджету дополнительно около 400 млрд руб. в 2014-2016 гг., обещал министр финансов Антон Силуанов. Лучше увеличивать налоговую базу и улучшать администрирование, чем повышать налоговые ставки, одобряет Суслина. Другой вопрос, что меры могут применяться ко всем по-разному, опасается она, российское правоприменение крайне избирательно.

Маргарита Папченкова, Сергей Титов

 

 

Ветроэлектростанции впервые включены в схему территориального планирования в области энергетики.

"Известия"

Правительство показало, что всерьез относится к "зеленой" энергетике. Ветроэлектростанции (ВЭС) включены в схему территориального планирования России в области энергетики, которую вчера утвердил своим распоряжением председатель правительства Дмитрий Медведев. Это значит, что проекты ВЭС могут рассчитывать на получение земель в различных регионах страны.

Новая схема территориального планирования в области энергетики содержит информацию об объектах генерации федерального значения, строительство или расширение которых запланировано на период до 2030 года. Наряду с организациями традиционной электроэнергетики в нее включены 16 проектов ВЭС общей мощностью свыше 6 ГВт. В аналогичной схеме до 2020 года (была опубликована пять лет назад) ветроэлектростанций не было.

Первой крупной отечественной ВЭС, согласно плану, станет Приютненская в Калмыкии, ее мощность к 2020 году запланирована 150 МВт. Самые глобальные проекты: ветропарки "Средняя Волга" и "Нижняя Волга" (инвесторы этих проектов — "РусГидро" и "Ростех") в Саратовской и Волгоградской областях соответственно, а также Краснодарский ветропарк (по 1000 МВт к 2030 году каждый). В схему включены проекты от 100 МВт.

Предложения по включению проектов в схему вносили сами инвесторы и субъекты РФ, объяснили "Известиям" в Минэнерго. Список пока не окончательный, его планируется актуализировать до конца 2014 года. Схема составлена в соответствии с Градостроительным кодексом, и ее основное назначение — определить, где нужно выделить земли под строительство электростанций.

В соответствии с Энергостратегией России, к 2020 году 4,5% энергии должно вырабатывать на основе возобновимых источников, это около 6 ГВт, напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Поэтому неудивительно, что в схему территориального планирования заложены ВЭС. Для примера, в Дании на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) приходится 29% всей вырабатываемой электроэнергии, в Германии — 12%.

— Странно, что в схеме нет объектов на основе солнечной энергии, ведь уже к 2017 году планируется построить около 400 МВт в общей сложности, несколько проектов уже отобраны для строительства. Также отобрано несколько проектов ВЭС, в том числе объемом 15 МВт уже к 2016 году, — рассказывает эксперт. — А строительство ВЭС от 100 МВт пока не очень реалистично. Возможно, такие мощности потребуются к 2030 году, но сейчас в них нет необходимости.

При этом с учетом поддержки, которую государство оказывает объектам генерации на основе ВИЭ, такие проекты стали достаточно привлекательны, рассуждает Пикин. Механизм договоров о предоставлении мощности (ДПМ) гарантирует полный возврат инвестиций в ВИЭ.

— Если частный инвестор готов строить ВЭС, хорошо, но проект должен быть конкурентоспособен сам по себе, без дополнительных субсидий. В текущей ситуации ветроэнергетика не самый обязательный элемент развития энергосистемы России, есть более актуальные проблемы — например, необходимость замещать мощности старых АЭС, модернизировать старые мощности в теплоэнергнетике, — напоминает аналитик "ВТБ Капитала" Михаил Расстригин. — В последние три года стала особо актуальна проблема вынужденных генераторов: необходимо создавать реальные условия для их закрытия и повышать контроль за присвоением такого статуса. Это должны быть единичные случаи, но до сих пор количество такой генерации только растет, и это ложится дополнительной нагрузкой на потребителей.

Олеся Елькова

 

 

<< Ноябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ