Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

22.11.2017

Россия может нарастить добычу углеводородов сверх договоренностей с ОПЕК.

"Изветия"

Россия будет наращивать темпы нефтедобычи в следующем году. Это произойдет несмотря на ожидающуюся пролонгацию соглашения с ОПЕК о заморозке добычи ресурса. По последним прогнозам организации, с которыми ознакомились "Известия", в 2018 году Россия перешагнет планку добычи в 11 млн баррелей в день и к ноябрю увеличит этот показатель до 11,1 млн баррелей в сутки. Это произойдет благодаря прежде всего росту спроса со стороны Китая. По словам экспертов, Россия может вернуть добычу на уровень 2016 года, при этом не нарушая международных договоренностей.

По последним прогнозам ОПЕК, уже в следующем году Россия вернется к увеличению добычи. Как указано в последнем отчете организации стран-экспортеров, рост начнется с апреля. До этого момента показатель будет сохраняться на достигнутом в октябре уровне в 10,98 млн баррелей в сутки. Текущее соглашение с ОПЕК действует до апреля 2018 года. Согласно ему, Россия в среднем за год не должна добывать больше 10,9 млн баррелей в сутки. Условия пролонгации могут поставить России новую планку по добыче — 11,1 млн баррелей в сутки. Это может произойти за счет перераспределения квот, отметили в прогнозе аналитики организации.

"В настоящее время добыча нефти остается стабильной, в то время как многие страны соглашения удерживают добычу и выполняют условия. Тем не менее за счет перераспределения квот в рамках нового соглашения об ограничении добычи ожидается рост нефтяной добычи отдельных стран. В целом для не входящих в ОПЕК стран он составит порядка 58,5 млн баррелей в сутки", — говорится в отчете.

Сейчас квота для не входящих в ОПЕК стран, к которым относится и Россия, составляет 57,3 млн баррелей. Нефтедобыча, по оценке ОПЕК, в 2018-м также вырастет у Канады, Бразилии и Казахстана, а упадет, к примеру, у Мексики, Азербайджана, Колумбии и Омана.

Для роста нефтедобычи есть вполне объективные причины. Например, предъявляющие большой спрос на углеводороды Китай и Индия. По оценке ОПЕК, общий спрос на нефть в 2018 году вырастет на 1,51 млн баррелей в сутки, до 98,4 млн баррелей.

Кроме того, увеличение добычи станет возможным благодаря росту спроса со стороны российских НПЗ. Их переработка, по прогнозу ОПЕК, к марту 2018 года вырастет на 1,4 млн баррелей в день.

Прогнозы ОПЕК совпадают с ожиданиями Минэнерго. Как ранее рассказывал глава ведомства Александр Новак, в 2018 году Россия может увеличить нефтедобычу на 3,5-4 млн т. По экспертным расчетам, такое увеличение добычи эквивалентно как раз 11,1 млн баррелей в сутки.

По информации "Известий", на прошлой неделе Александр Новак встречался с представителями нефтяных компаний для обсуждения пролонгации соглашения. По версии двух осведомленных источников "Известий" на нефтяном рынке, правительство склоняется к продлению соглашения с ОПЕК, но параметры сделки пока неизвестны. В начале октября пролонгацию допускал и президент России Владимир Путин, отмечая, что это будет зависеть от ситуации на нефтяном рынке в марте 2018 года.

Крупнейшие нефтекомпании также ожидают роста добычи в 2018 году. Так, "Роснефть" планирует увеличить добычу на 3-4%. "Лукойл" также ожидает небольшой рост, говорил ее президент Вагит Алекперов. Небольшой рост добычи на 1 млн т, до 63 млн т, в 2018 году будет и у "Газпром нефти", прогнозировал зампред правления компании Вадим Яковлев.

Представитель Минэнерго отказался комментировать прогнозы ОПЕК. В пресс-службах "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойла", "Татнефти", "Новатэка" и "Сургутнефтегаза" не ответили на запросы.

С учетом некоторого перевыполнения в этом году соглашения с ОПЕК Россия имеет возможность нарастить добычу на 2-3 млн т в годовом объеме, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Рост возможен в том числе и при сохранении обязательств. Это объясняется тем, что Россия очень удачно выбрала время для подписания соглашения — как раз в конце 2016 года ее добыча была на пике и снижение было ожидаемо, — сказал он.

При продлении соглашения добыча в 2018 году должна в целом остаться примерно на уровне 2017 года — Россия довольно четко соблюдает договоренности, отметил директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

—  Некоторые отклонения возможны, например, за счет добычи газового конденсата, так как он не попадает под ограничения. Кроме того, производство могут наращивать совсем небольшие компании, добыча которых не мониторится, — пояснил Дмитрий Маринченко.

У России есть небольшой потенциал роста добычи относительно уровня, зафиксированного в соглашении. Например, такие компании, как "Газпром нефть" и "Лукойл", не стали откладывать ввод новых проектов, а вместо этого немного "уронили" добычу на зрелых и наименее рентабельных месторождениях, заметил аналитик Fitch Ratings. Тем не менее в перспективе 2025 года добыча будет падать из-за истощения ресурсов Западной Сибири. Остановить падение возможно, к примеру, за счет более активного применения налоговых льгот, которые сейчас обсуждаются в правительстве.

Арсений Погосян

Минфин отказал нефтяникам в инвестиционном стимулировании обводненных месторождений.

"Газета РБК"

Минфин предложил конкурентам "Роснефти", в октябре попросившим у правительства льготы для их обводненных месторождений, подождать не менее трех лет: ведомство намерено сперва оценить эффект от льгот для Самотлора.

Заместитель министра финансов Илья Трунин 7 ноября направил в правительство письмо "О стимулировании обводненных месторождений углеводородов". Как говорится в документе, Минфин готов обсуждать с нефтедобывающими компаниями тему налогового стимулирования таких месторождений не ранее чем через три года.

У РБК есть копия документа, пресс-секретарь министра финансов Андрей Лавров подтвердил его подлинность и факт направления в правительство.

Письмо заместителя министра стало ответом на совместное обращение руководителей трех крупнейших после "Роснефти" нефтяных компаний России — Вагита Алекперова (ЛУКОЙЛ), Владимира Богданова ("Сургутнефтегаз") и Александра Дюкова ("Газпром нефть"), которые в середине октября попросили премьер-министра Дмитрия Медведева о "справедливом" предоставлении налоговых льгот компаниям, осваивающим обводненные месторождения (зрелые месторождения, на которых добывается нефтяная смесь, которая более чем на 85% состоит из воды).

Ранее Минфин оценивал потенциальные потери бюджета от предоставления льгот по обводненным месторождениям "Роснефти" и трем указанным нефтяным компаниям в 150 млрд руб. в год.

Посмотреть на Самотлор

Льгот для проектов по освоению обводненных месторождений начиная с прошлого года просили все крупные нефтяные компании, но получила их только "Роснефть" для Самотлорского месторождения. Согласно решению Минфина, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для этого проекта с 2018 года будет снижаться на 35 млрд руб. ежегодно в течение десяти лет. В свою очередь, "Роснефть" взяла на себя обязательства по увеличению добычи и налогов на Самотлоре.

Минфин намерен дождаться результатов инвестиционного стимулирования этого проекта, прежде чем расширять предоставление льгот по НДПИ. "Дальнейшее распространение мер по стимулированию иных обводненных месторождений, по мнению Минфина, следует прорабатывать после проведения детального анализа влияния предоставляемого налогового вычета по НДПИ на экономику разработки Самотлорского месторождения и бюджетную систему России по истечении не менее трех лет с начала его применения и утверждения новой технологической схемы разработки Самотлорского нефтяного месторождения", — говорится в письме Трунина.

При этом Дмитрий Медведев, который во вторник, 21 ноября, провел выездное совещание по развитию нефтяной отрасли в Ханты-Мансийске с участием глав нефтяных компаний и руководителей Минэнерго, Минфина и Минприроды, во вступительном слове назвал предоставление льгот Самотлору пилотным проектом. Проекты других компаний премьер-министр не упомянул. Источник, близкий к одному из участников этого совещания, сказал, что на нем излагалась позиция Минфина, изложенная в письме Трунина: конкурентов "Роснефти" попросили подождать льгот, не предложив ничего взамен.

Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова отказалась от комментариев, представитель Минэнерго не ответил на запрос РБК, знакомо ли ведомство с позицией Минфина и разделяет ли ее.

Сосредоточиться на НДД

"Пока хватает рентабельных активов для работы, ничего страшного в том, что мы не получили льготы, нет. Отрасль будет стабильно работать", — сказал РБК источник в одной из нефтяных компаний, глава которой был среди подписавших обращение к главе правительства. Если оно примет решение три года не возвращаться к льготам для обводненных месторождений, некоторые компании могут сократить инвестиции в такие проекты, что приведет к падению добычи на них, предупредил источник РБК в другой нефтяной компании, чей руководитель также подписал обращение.

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев сказал РБК, что каждый имеет право претендовать на льготы для своих проектов, но попытки других компаний уравнять их права на такие стимулы с Самотлором назвал "бессовестными". По его словам, перед тем как принять решение о предоставлении льгот другим проектам, Минфину нужно просчитать эффект для бюджета, в то время как для Самотлора такие расчеты уже проведены. За счет стимулирования добычи нефти на Самотлоре государство получит от "Роснефти" за десять лет дополнительно 1,7 трлн руб. в виде налогов и дивидендов, причем первый эффект для бюджета наступит уже в 2018 году, сказал Леонтьев. А совокупный эффект для экономики страны в зависимости от цен на нефть может составить до 5 трлн руб.
В пресс-службе ЛУКОЙЛа и "Сургутнефтегаза" от комментариев отказались, "Газпром нефть" на запрос не ответила.

Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук считает справедливым предоставление налоговых льгот для обводненных месторождений всем крупным участникам рынка, а не только "Роснефти". Однако, по его мнению, у ее конкурентов нет шансов в ближайшее время получить такие льготы, поэтому им стоит сосредоточиться на лоббировании их интересов в рамках введения налога на добавленный доход (НДД), чтобы стимулировать развитие их проектов. Эксперт считает, что нефтяники не понесут значительных финансовых потерь, если не получат льготы по обводненным проектам в ближайшие три года при условии, что интересы их проектов учтут при распределении пилотных проектов НДД.

Людмила Подобедова

 

 

На проекты компания планирует направить 1,2 трлн рублей.

"Ведомости"

Вслед за беспрецедентным ростом экспорта "Газпром" может поставить еще один абсолютный рекорд. Впервые в своей истории компания подготовила проект инвестиционной программы, затраты на которую уже в первоначальном варианте превысят 1 трлн руб. В проекте бюджета "Газпрома" на 2018 г. на нее выделено более 1,2 трлн руб., сообщил "Интерфакс" со ссылкой на источник, знакомый с планами компании. По сравнению с базовой программой 2017 г. она увеличилась на треть. "Основной рост в сравнении с первоначальным планом прошлого года придется на несколько проектов: обустройство Чаяндинского месторождения и строительство "Силы Сибири", развитие газотранспортных сетей в Северо-Западном регионе, проекты обеспечения пикового баланса и строительство "Турецкого потока", — сообщил "Ведомостям" официальный представитель "Газпрома". Точный размер инвестиций в компании он не уточнил. Правление "Газпрома" рассмотрит проект в четверг, 23 ноября.

Направлять триллион рублей и более на свои проекты в течение года "Газпрому" не впервые. В 2017 г. уточненная по итогам первого полугодия инвестпрограмма составила 1,129 трлн руб. Кроме того, компания стабильно пересекала психологическую отметку в 2013-2015 гг. Но каждый раз это становилось результатом корректировок уже утвержденной программы капитальных вложений. Как правило, базовый вариант увеличивается затем на 25% и более (за исключением 13% в 2016 г.). Начиная с 2012 г. инвестпрограмма "Газпрома" не уменьшалась ни разу.

Размер инвестиций "Газпрома" планомерно растет каждый год — начиная с 2013 г., когда компания приступила к реализации сразу нескольких крупных трубных проектов. На востоке России началась подготовка к строительству экспортного трубопровода "Сила Сибири", на западе планировалось построить "Южный поток". После того как проект трубы в Болгарию был заморожен, ему на смену пришли "Турецкий поток" и "Северный поток — 2". Для строительства второго "Газпрому" необходимо было увеличить еще и пропускную способность своих магистральных трубопроводов на северо-западе.

В абсолютных цифрах наибольшие затраты "Газпрома" в 2017 г. пришлись на строительство трубы в Китай. Контракт с китайской CNPC на поставку до 38 млрд куб. м в год компания подписала в мае 2014 г., а в сентябре того же года начала строительство газопровода. "Газпром" должен был ввести "Силу Сибири" в эксплуатацию не позднее мая 2021 г., но этим летом компании договорились о точных сроках начала поставок. "В рамках переговоров подписано соглашение между "Газпромом" и нашим китайским партнером CNPC о дате начала поставок газа по "Силе Сибири". Это 20 декабря 2019 г.", — сообщил 4 июля предправления компании Алексей Миллер. "Газпром" сообщил, что строительство газопровода будет ускорено и до конца года вместо запланированных 1100 км будет построено более 1300 км трубы. Изначально на строительство трубопровода и подготовку к вводу в эксплуатацию Чаяндинского месторождения, которое станет ресурсной базой для поставок в Китай, "Газпром" планировал выделить 223 млрд руб. По итогам корректировки инвестиции в них увеличились на сумму еще около 60 млрд руб., сообщал представитель "Газпрома" Сергей Куприянов. Кроме того, около 50 млрд руб. "Газпром" добавил на строительство "Турецкого потока" (план на 2017 г. — 41,9 млрд руб.) и еще чуть менее 20 млрд руб. на расширение трубопровода Ухта — Торжок.

Приоритетными с точки зрения инвестиций в 2018 г. для "Газпрома" останутся основные инфраструктурные проекты, ожидает вице-президент Moody’s Денис Перевезенцев. "У "Силы Сибири", как и у двух новых трубопроводных проектов по экспорту газа в Европу, есть жесткие дедлайны. До конца 2019 г. они должны быть завершены. Это объясняет возможный рост программы капитальных вложений. Не исключаю, что по итогам первого полугодия она может быть увеличена еще больше", — говорит он.

Возможное увеличение инвестпрограммы связано в первую очередь с инфраструктурными проектами, согласен директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. "Закладывая в бюджет такой размер капвложений, "Газпром" в некотором роде страхуется, потому что пока еще не решен вопрос с проектным финансированием "Северного потока — 2". Не исключена вероятность, что основную нагрузку придется нести самой компании. Это потребует дополнительных заимствований", — говорит Маринченко. Возможность занимать деньги, в том числе на европейском рынке, у "Газпрома" есть, отмечает эксперт. "Кроме того, такой размер инвестпрограммы может стать козырем для "Газпрома", когда вновь возникнет вопрос о размере дивидендов и снижении налоговой нагрузки на компанию", — предполагает Маринченко.

Артур Топорков

 

 

<< Ноябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ