media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

22.11.2018

Ценам на топливо выписали старый рецепт спокойствия.

"Российская газета"

Завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли, которое будет проходить в 2019-2024 годах, не приведет к чрезмерному росту цен на топливо в России. Во-первых, рост ограничивается государством в пределах целевого четырехпроцентного уровня инфляции, а во-вторых, для многих нефтепродуктов введут компенсирующие механизмы. В итоге для потребителей литр Аи-92 через шесть лет в среднем будет стоить 53,3 рубля против текущих 41,6 (данные Росстата), а бюджет сэкономит за счет маневра до 1,7 триллиона рублей.

Об этом говорится в исследовании независимого национального отраслевого консультанта по вопросам развития ТЭК Vygon Consulting. Эффект от налогового маневра для государства подсчитан без учета компенсаций странам Евразийского экономического союза и внутренним потребителям, в том числе в виде демпфера (сглаживающего компонента в расчете акциза). Годовой эффект от маневра будет нарастать: в базовом сценарии минэкономразвития в 2019 году он составит 94 миллиарда рублей, а в 2024 году — уже 493 миллиарда.

Введение демпфирующего механизма призвано поддержать более низкие цены на топливо по сравнению с экспортным паритетом, для чего государство предусмотрело дополнительную компенсацию из бюджета нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). При низких ценах государство, наоборот, за счет демпфера будет получать дополнительные доходы. Необходимость в механизме вызвана тем, что с 1 января начнет снижаться экспортная пошлина и расти налог на добычу полезных ископаемых, что потянет вверх внутренние цены.

Демпфер же частично нивелирует негативный эффект: он компенсирует от 77 до 89 процентов разницы между внутренней ценой и экспортной альтернативой автобензина, что сдержит цены, подсчитали в Vygon Consulting. Близкую оценку (70-75 процентов компенсации разницы) ранее озвучивал директор Департамента налоговой и таможенной политики минфина Алексей Сазанов.

Эксперты считают, что, несмотря на действенность демпфера, его механизм несовершенен, поэтому со временем стоит вернуться к обсуждению плавающего акциза на топливо. За это неоднократно высказывалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), но минфин до сих пор идею не поддерживает. Это связано с тем, что доходы от уплаченных акцизов формируют региональные дорожные фонды. Другого источника пока просто нет.

"Сохранение в полном объеме субсидий в рамках завершения налогового маневра оставляет стимулы для увеличения переработки. Исходя из текущих планов компаний, к завершению налогового маневра (к 2025 году) объем первичной переработки может вырасти до 330 миллионов тонн, а профицит бензина достигнет десяти миллионов тонн, — прогнозируют в Vygon Consulting. — Экспорт светлых нефтепродуктов в этом сценарии увеличится до 137 миллионов тонн. Это приведет к снижению доходности поставок в западном направлении, а для части объемов придется искать новые рынки".

В теории эти новости хороши тем, что реального дефицита бензина в России не ожидается. Даже "в минимальном сценарии" экспертов его нет, хотя объемы переработки там предусмотрены существенно более низкие — 230 миллионов тонн, при том что бензина будет произведено ровно столько, сколько нужно для покрытия внутреннего спроса. Для государства такой сценарий более выгодный, так как субсидии нефтепереработке уменьшатся на 2/3, а годовая экономия составит 650 миллиардов рублей. Минусы в том, что такой сценарий несет в себе социальные риски и негативно скажется на инвестиционном климате, поэтому истина где-то посередине — между минимальным и максимальным сценариями.

"В будущем субсидирование НПЗ должно быть оптимизировано, решение о новых параметрах обратного акциза должно быть принято и обнародовано заранее, не менее чем за три года до вступления в силу, — призывают авторы исследования. — Необходимо отвязать величину субсидии от нефтяных котировок, чтобы она компенсировала логистическое отставание российских НПЗ". Кроме того, государство должно определить, сколько и какой переработки нужно стране, и зафиксировать этот показатель в Энергетической стратегии и Генеральной схеме развития нефтяной отрасли.

Александра Воздвиженская

 

 

Ситуация вокруг роста энерготарифов вызывает разногласия в правительстве и Госдуме.

"Независимая газета"

Система государственного регулирования цен на электроэнергию за последние десятилетия претерпела существенные изменения, однако так и не стала эффективной и прозрачной, констатировали участники круглого стола, прошедшего в Госдуме 19 ноября. Как отмечалось на мероприятии, принимаемые в отрасли временные решения, как правило, ведут лишь к увеличению или перераспределению издержек. Более того, в самом правительстве усиливаются разногласия между приверженцами разных подходов по вопросам регулирования тарифов на энергорынке.

"Система ценообразования на электроэнергию в стране, сложившаяся в ходе реформы электроэнергетики, весьма сложна и далека от прозрачности. Эффективной, удовлетворяющей потребителя и нужды участников отрасли ее назвать нельзя. При этом общеизвестно, что изменение роста цен на электроэнергию влияет на ВВП страны", — заявил председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Это проявляется в сохраняющемся росте издержек в отрасли. Причина, по мнению депутата, в том, что вместо того, чтобы обеспечивать конкуренцию на рынке, Минэнерго идет по более простому пути повышения тарифов — покрывающих неэффективность энергетических компаний. Существенной проблемой, по его словам, является перекрестное субсидирование, искажающее экономику отрасли, делающее непрозрачной структуру формирования цены на электроэнергию: оно тормозит переход энергетики к конкурентной модели развития, снижает ее эффективность и инвестиционную привлекательность.

По оценкам Минэкономразвития, издержки экономики, связанные с электроэнергетикой, растут выше ВВП. При этом все решения, связанные с отраслью, сегодня направлены или на увеличение, или на перераспределение этих издержек. По мнению министерства, этот подход в корне неверен, а решением должно стать снижение издержек в электроэнергетике за счет повышения эффективности работы отрасли. Источниками повышения эффективности может быть снижение операционных и инвестиционных затрат. В части операционных затрат Минэкономразвития поддерживает позицию ФАС по переходу к эталонному принципу регулирования тарифов, и, кроме того, министерство планирует уже в ближайшее время выйти с инициативой о новом подходе к формированию инвестиционных программ монополий, в том числе и "Россетей". Одним из ключевых критериев включения проектов в программы должна быть окупаемость инвестиций за счет эффективности, в том числе окупаемость за счет снижения издержек.

В ФАС отмечают, что практика эталонного принципа регулирования тарифов хорошо зарекомендовала себя в мире: эталоны для регулирования ресурсоснабжающих компаний применяют многие зарубежные регуляторы. Сбытовые надбавки для гарантирующих поставщиков, установленные с применением метода сравнения аналогов (эталонов затрат), уже действуют с июля 2018 года и уже привели к положительным результатам, например, в Курганской области, где тариф снизился на 30 коп./кВт-ч.

"На следующий год цены на оптовом рынке вырастут на 11%, тарифы на передачу — на 3,3%, сбытовая надбавка вырастет значительно больше, и все это нужно "упаковать" в 2,4% среднего роста платы за коммунальные услуги. С таким набором входящих параметров вывод однозначный — объем перекрестки в следующем году продолжит увеличиваться", — подсчитал директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов, который отметил, что, несмотря на постоянное обсуждение мер по ликвидации перекрестки в электроэнергетике, она только растет.

"Потребители переплачивают за избытки генерирующей мощности более 100 млрд руб. ежегодно. Совокупность новых инициатив Минэнерго, а особенно завышение объемов модернизации генерации и сетевых тарифов, поднимут рост нагрузки на потребителей до такого уровня, при котором возникает риск загубить отечественную промышленность", — сказал в ходе своего доклада директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов.

Директор Совета производителей энергии Дмитрий Вологжанин обратил внимание на то, что электростанции не должны быть плательщиками услуг на передачу сетевых компаний, так как изначально их предназначение — выдавать мощность во внешние сети энергосистемы. Он также подчеркнул важность заморозки списка субсидируемых регионов, для которых предусмотрены особые условия ценообразования на энергорынке (Северный Кавказ, Бурятия, Карелия).

На чрезмерную нагрузку и неэффективность действующего ценообразования обратил внимание директор ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев. Согласно приведенным им данным, в Европе и США рост цен на электроэнергию существенно ниже инфляции в отличие от РФ, притом что темпы вводов новых сетевых и генерирующих мощностей, обновления оборудования за рубежом заметно выше. Следствием этого являются стагнирование полезного отпуска, увеличение удельных затрат и дальнейшее закручивание проблемы по спирали. Представитель потребителей высказал пожелание назначить ответственным чиновникам ключевой показатель эффективности в виде доли затрат на электроэнергетику в ВВП страны.

Первый зампред комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев затронул вопрос продления субсидирования тарифов для Дальневосточного федерального округа (ДФО): срок их действия заканчивается в следующем году, но уже сейчас появляются инициативы по продлению еще на несколько лет. По мнению депутата, делать это автоматически нельзя, поскольку практика показала, что 60% субсидий достаются крупному высокорентабельному бизнесу, имеющему кратно большую собственную прибыль, а вовсе не малому и среднему бизнесу, инвестиционным проектам. По его мнению, необходима как минимум существенная корректировка механизма, направленная на поддержку только тех потребителей, которые приносят заметный вклад в реализацию государственной цели по развитию ДФО.

На это обратил внимание и партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев. По его словам, действующий механизм субсидирования ДФО стимулирует поставщиков завышать затраты и из-за отсутствия адресности субсидий не имеет должного эффекта. "Адресность субсидии и обеспечение инвестиций в энергоинфраструктуру — штрихи, которых недостает механизму субсидирования ДФО. Сегодня скидку получают все без исключения предприятия, оплачивающие электроэнергию по тарифу, превышающему 4,3 руб./кВт-ч. (4 руб./кВт-ч в 2017 году). Притом что потребители, например, в Волгоградской области в 2017 году платили 7,2 руб./кВт-ч. Таким образом, только 3 млрд из 24 млрд руб. в 2017 году пошло на поддержку действительно нуждающегося в ней бизнеса. Изначально целью внедрения механизма было привлечение инвестиций в ДФО. Соответственно условием для получения скидки в тарифе должно стать обязательство инвестиций в промышленное производство или в развитие энергетической инфраструктуры Дальнего Востока", — отмечает эксперт.

Также тема субсидирования тарифов для ДФО стала центральной в рамках прошедшего накануне совещания в правительстве под руководством заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака. По информации "НГ", в ходе доклада Минэнерго озвучило предложение, которое было уже зафиксировано в решении Госсовета от 10 сентября на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) под председательством президента РФ Владимира Путина. Согласно этому предложению, надбавка должна распространяться только на низковольтных потребителей, а также на поддержку компаний, которые реализуют инвестиционные проекты, отобранные по специальной методике, с созданием новых рабочих мест.

Представляющий интересы промышленности директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев предложил реализовать этот механизм уже в 2019 году, а также перенести финансирование надбавки в федеральный бюджет. В ходе совещания, по данным "НГ", идея снизить объемы надбавки уже в следующем году была поддержана Дмитрием Козаком. Между тем заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, по информации "НГ", поставил под сомнение принятое на ВЭФ решение, отметив свое несогласие с позицией курирующего вопрос вице-премьера, и по итогам совещания было принято решение продолжить обсуждение, в том числе в правительстве.

Таким образом, и участники круглого стола, и чиновники правительства, по сути, согласны с необходимостью перемен в подходах к государственному регулированию отрасли: ее нужно развивать в интересах потребителей, используя резервы и стимулируя в первую очередь эффективность компаний, повышая прозрачность и простоту тарифов, которые необходимо избавлять от нерыночных надбавок и нагрузок.

Глеб Тукалин

 

 

Загорский трубный завод поставит ему трубы на 41 млрд рублей с рекордной скидкой.

"Ведомости"

"Газпром" выбрал поставщика труб большого диаметра (ТБД) для газопровода Чаянда — Ковыкта. О заключении контракта на поставку монополии 500 000 т ТБД сообщил Загорский трубный завод (ЗТЗ). Цена сделки не сообщается. Из материалов портала госзакупок следует, что стоимость контракта "Газпром" оценил в 41,2 млрд руб. Это самый большой единичный контракт на поставку ТБД в истории "Газпрома", указывает "Интерфакс". Средневзвешенная цена за тонну ТБД составит около 65 000 руб. (без НДС) — минимальная, которую "Газпром" сумел получить от трубных заводов за последние годы.

О планах "Газпрома" изменить ценовую политику закупок ТБД поставщики труб узнали в декабре 2017 г. В письмах, полученных заводами, говорилось: стоимость контрактов, заключенных в начале 2016 г. "Газпром комплектацией" (в среднем около 93 000 руб. за 1 т без НДС), завышена. Источники "Ведомостей" рассказывали, что "Газпром" потребовал снижения цен на 20%. Позднее стало известно, что "Газпром" в ускоренном порядке аттестовал ЗТЗ как поставщика труб для нового строительства (ранее завод мог поставлять трубы только для ремонтов. — "Ведомости"). Весь январь традиционные поставщики ТБД вели с "Газпромом" переговоры, но в итоге согласились на условия монополии.

В сентябре "Газпром" протестировал рынок еще раз. Компания объявила пять тендеров на поставку труб для газопровода Чаянда — Ковыкта (602 000 т) общей стоимостью 47,4 млрд руб., но производители труб их проигнорировали. Новая цена контрактов (около 63 000 руб. за 1 т без НДС) неприемлема, говорили источники "Ведомостей", близкие к трубным компаниям. "Условия тендеров неисполнимы, так как приведут к убыткам", — отмечал один из них.

Немного скорректировав цену, "Газпром" заключил две сделки. 6 ноября за 21,4 млрд руб. поставить 255 000 т труб для расширения газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток согласилась ТМК (около 67 300 руб. за тонну без НДС), а теперь рекордный по размеру заказ получил ЗТЗ. "Именно наше появление на рынке ТБД позволило кардинально изменить кривую стоимости труб для "Газпрома". Если с 2011 по 2016 г. они росли, то с нашим появлением стоимость ТБД для газовой компании сократилась более чем на 30%", — цитируются в сообщении ЗТЗ слова гендиректора завода Дениса Сафина.

Почти все трубники работают на грани рентабельности, прибыль от продажи ТБД "Газпрому" минимальная, считает руководитель аналитического отдела BCS Global Markets Кирилл Чуйко. "ЗТЗ, судя по всему, стал определяющим игроком на рынке ТБД", — рассуждает аналитик "Атона" Андрей Лобазов. "Вряд ли себестоимость производства ЗТЗ значительно ниже других трубников, несмотря на более современный стан, а также вряд ли трубники будут заключать контракты себе в убыток", — отмечает эксперт.

"Адекватная текущим условиям цена с учетом роста цен на металл должна быть объективно выше", — убежден собеседник "Ведомостей" в одной из трубных компаний. За два года потребление ТБД в стране снизилось на 1,75 млн т, а общая загрузка мощностей колеблется около 30%, знает его коллега. "У некоторых трубных заводов исходя из объемов контрактов загрузка очевидно готова превысить производственные мощности", — говорит собеседник.

"Газпром" — крупнейший заказчик ТБД в России, но с рекордных 3,35 млн т (в 2015 г.) потребление ТБД к настоящему моменту снизилось до 1,65 млн т (в 2018 г., прогноз Фонда развития трубной промышленности). Доля ЗТЗ в общих поставках 2017 г. составила около 11% от общего потребления (146 000 т), но благодаря допуску к проектам "Газпрома" в 2018 г. может вырасти втрое. С начала года завод произвел 420 000 т, сообщил "Ведомостям" представитель ЗТЗ, а к концу года рассчитывает отгрузить 500 000 т (соответствует 100% проектной мощности). Новый контракт вместе с уже имеющимися обеспечит сходный уровень загрузки мощностей еще более чем на год, считает он: "Мы работаем над рядом проектов по расширению мощности. В частности, планируем ставить второй экспандер на линии, а также установку неразрушающего контроля. В итоге 700 000 будем делать".

Металлурги поставляют ЗТЗ стальной прокат (180 000 т в 2018 г.). Ижорский трубный завод "Северстали" работает с полной загрузкой с 2016 г. (около 400 000 т в год), сообщил представитель компании.

Представители ТМК, ЧТПЗ от комментариев отказались, ОМК не ответил на запрос.

Артур Топорков, Виталий Петлевой

 

 

"Взгляд"

Причиной резкого падения цен на нефть могла быть сделка США с Саудовской Аравией. Американский президент Дональд Трамп сам провоцирует такие спекуляции. В благодарность за снижение цен на черное золото он даже готов простить саудитам жестокое убийство журналиста в Турции. Неужели дружба Саудовской Аравии с Россией больше ничего не стоит?

Президент США Дональд Трамп поблагодарил Саудовскую Аравию за снижение цен на нефть. "Цены на нефть снижаются. Замечательно! Как большое снижение налогов для Америки и для мира. Наслаждайтесь! 54 доллара (Трамп имел в виду цену барреля нефти марки WTI — прим. ВЗГЛЯД), было по 82 доллара. Спасибо Саудовской Аравии, но давайте сделаем ниже!" — написал накануне в твиттере Трамп.

По его словам, он сдерживает цены на нефть, а Саудовская Аравия ему в этом помогает. Опасаясь высокой стоимости нефти, Трамп готов простить Эр-Рияду даже жестокое убийство журналиста Джамаля Хашогджи в консульстве королевства в Турции. Турецкие власти считают, что за этим преступлением стоит лично наследный принц Мухаммед бен Салман Аль Сауд.

Добыча нефти в США — это важно, но касается лишь нефтедобытчиков. Тогда как цены на бензин, прямо коррелирующие с нефтяными котировками, важны для всей американской экономики.

Неужели дружба Саудовской Аравии с Россией больше ничего не стоит и саудиты за спиной Москвы играют на стороне Вашингтона?

"Ситуация вокруг нефтяного рынка довольно неоднозначная. Тут складывается интересный сценарий, что Дональд Трамп заключил сделку с саудитами, мол, он прощает им убийство журналиста Джамаля Хашогджи в обмен на снижение мировых цен на нефть", — говорит эксперт "Международного финансового центра" Гайдар Гасанов.

"Саудовская Аравия действительно "виновата" в снижении нефтяных цен в последние недели, за что ее и благодарит Дональд Трамп", — согласен Марк Гойхман из ГК TeleTrade.

Можно спекулировать на тему того, что Саудовская Аравия пошла на поводу у Трампа, который засорил весь свой твиттер обвинениями арабов и ОПЕК в высоких ценах на нефть. Однако есть и другое объяснение.

Напомним, что как только в августе стало известно, что в ноябре США запретят другим странам покупать иранскую нефть, черное золото сразу начало сильный рост. С августа по начало октября нефть Brent подорожала с 70 до 86,5 доллара за баррель. "Предполагалось, что санкции США против Ирана снизят предложение в мире примерно на 1 млн баррелей в день. Участники рынка заранее закладывали это в цены, что и вызывало их рост. Но когда нефть стала слишком дорога для потребителей в США, Дональд Трамп обратился в первую очередь к Саудовской Аравии как к лидеру рынка с призывом увеличить добычу и, соответственно, предложение нефти в мире. И Эр-Рияд пошел на это, объявив заранее", — напоминает предысторию эксперт. В итоге уже на словах о росте добычи нефтяные котировки с октября пошли вниз. Саудиты, добывавшие в октябре 10,6 млн баррелей в день, повысили добычу в ноябре примерно до 11 млн баррелей.

"Однако саудиты начали увеличивать добычу не из-за обращений Трампа, а из-за опасений, что резкий рост цен ограничит спрос на черное золото в мире и приведет к обвальному падению котировок в дальнейшем", — объясняет Гойхман.

Следующий шаг по опусканию цен на нефть сделал действительно Дональд Трамп. Сначала он убедил всех, что санкции против Ирана будут жесткими, но в ноябре вместо тотального запрета на покупку иранской нефти сделал неожиданное исключение для основных импортеров. В итоге саудиты повысили добычу, но иранская нефть практически не уходит с рынка, да еще и добыча сланцевой нефти в самих США растет. Все это обернулось не дефицитом, а избытком предложения, и, естественно, давит на цены.

Масла в огонь подлили последние прогнозы ОПЕК: в следующем году при росте мировой добычи потребность в нефти окажется ниже ожидавшейся из-за замедления экономического роста в мире. "Таким образом, ситуация превратилась в свою противоположность — вместо опасений дефицита нефти оказалось, что будет большой избыток", — говорит Гойхман. Как видно, "виноваты" в этом и саудиты, и американцы. Однако это не доказывает, что они действовали заодно за спиной России.

Что же дальше ждет нефть? Вероятность резкого обрушения к 55 долларам или тем более к 35 долларам за "бочку" невелика, считает Гойхман. Именно потому, что в рамках ОПЕК+ уже вовсю идет обсуждение нового ограничения добычи черного золота. Важной будет встреча Владимира Путина с принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом на саммите G20 на следующей неделе. А реальные решения могут быть уже 6 декабря на встрече стран ОПЕК в Вене.

Интересно, что позиции Эр-Рияда и Москвы здесь расходятся. "В то время как Саудовская Аравия призвала к сокращению объемов производства и предупредила о появлении перенасыщенности, Россия заявила, что до принятия какого-либо решения необходим дальнейший мониторинг рынка", — напоминает Гасанов. Саудовская Аравия уже объявила о сокращении добычи в декабре на 0,5 млн баррелей в сутки и будет пытаться убедить Россию в необходимости новых квот на добычу в 2019 году для предотвращения обвала нефтяных котировок. "Опыт прошлого соглашения о сокращении добычи странами ОПЕК+ показывает, что оно было действенно и выполнялось всеми участниками. Поэтому очень вероятно, что нефтяные котировки в ближайшие месяцы все же поднимутся и в среднем будут удерживаться в районе 70-75 долларов за баррель", — считает Гойхман.

Если Россия откажется от сотрудничества с ОПЕК и не захочет связывать себя новым соглашением, то на фоне рекордной добычи в США можно ждать нового обвала вплоть до 50 долларов за баррель Brent, не исключает Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ.

Однако падение цен ниже 40 долларов невыгодно ни одной из стран-экспортеров, парирует Гасанов. Более того, даже США такой ценовой обвал не пойдет на пользу. "Снижение цен может задержать некоторые планы компаний по росту (бизнеса), которые у них ранее имелись", — отмечает аналитик Wood Mackenzie Эндрю МакКонн в статье The Wall Street Journal, которую приводит Dow Jones. Сохранение низких цен на нефть в течение продолжительного времени окажет очень значительное влияние на планы добычи в таких регионах, как Северная Дакота и Канада, отмечает Мэтью Портильо из Tudor, Pickering, Holt & Co. Участники рынка могут начать покидать его. Добываемую там нефть сложно поставлять на экспортные рынки, ее приходится реализовывать с дисконтом из-за инфраструктурных проблем. Компания EOG Resources отмечала, что ей придется сократить планы по добыче на 2019 год, если нефть упадет ниже 50 долларов за баррель.

Ольга Самофалова

<< Ноябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ