media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

22.12.2015

Цена на нефть упала до уровня июля 2004 г. и может опуститься до $20, предупреждают эксперты.

"Ведомости"

Цена Brent упала на утренних торгах в понедельник на 2,2%, опустившись ниже $36,2 за баррель — минимального уровня, достигнутого в декабре 2008 г. Она снижалась до $36,05 — уровня, зафиксированного на торгах 2 июля 2004 г. "Никаких признаков заметного роста спроса не наблюдается, как и сколько-нибудь значительного сокращения добычи. За последние пару месяцев на нефтяном рынке по большому счету ничего не изменилось, кроме цены", — говорит Рик Спунер, главный аналитик CMC Markets (цитата по Bloomberg).

Четвертого декабря страны ОПЕК на саммите не стали сокращать квоты на добычу — и даже, наоборот, решили продолжать добывать столько нефти, сколько они производят сейчас (31,7 млн баррелей нефти в день при квоте в 30 млн). Тогда цены продолжили падать. Кроме того, в пятницу США приняли решение отменить 40-летний запрет на экспорт нефти, а Baker Hughes сообщила, что за прошедшую неделю количество работающих буровых установок в США увеличилось на 17 до 541. При этом запасы нефти в стране выросли до 490,7 млн баррелей, что на 130 млн баррелей больше среднего уровня для этого времени года за последние пять лет, сообщило Управление энергетической информации США.

Ситуацию на нефтяном рынке подогревает и повышение (впервые с 2006 г.) Федеральной резервной системой ключевой ставки на 0,25 п. п. до 0,5% годовых. Низкая цена на нефть обусловлена и происходившей в последнее время игрой на понижение в ожидании повышения ставок ФРС, поэтому она не будет долгосрочной, считает гендиректор "Газпром нефти" Александр Дюков (его слова передал "Интерфакс").

Пессимизма рынку добавляют данные об объемах экспорта крупнейших стран-производителей. По данным Joint Organization Data Initiative (JODI), в октябре добыча Саудовской Аравии составляла 10,28 млн баррелей в сутки, увеличившись с 10,23 млн в предшествующий месяц. Иран увеличил экспорт незначительно — до 1,395 млн с 1,39 млн баррелей в сутки в сентябре, но заявлял о намерениях увеличить добычу на 0,5-1 млн баррелей.

На 20.50 мск 21 декабря февральский фьючерс на Brent стоил $36,19 за баррель, на WTI — $34,39. Цена нефти может упасть до $20 за баррель (вероятность менее чем в 50%), чтобы заставить производителей сократить достаточно мощностей и сбалансировать мировой рынок, писали аналитики Goldman Sachs. В нефтехранилищах не останется места, из-за чего цены упадут до уровня, который заставит часть производителей остановить добычу, добавляют они. "Избыток нефти на рынке сохранится в течение 2016 г., хранилищ на суше будет достаточно, чтобы принять поставки", — не согласны аналитики Barclays. Стоимость барреля должна вернуться к отметке в $90-100 за баррель, уверен Дюков: "Должен быть пойман этот баланс спроса и предложения. На это может уйти год, может быть чуть больше".

Юлия Петрова, Михаил Оверченко

 

 

В бывшем "проекте века" больше никто не заинтересован.

"Новые Известия"

Президент РФ Владимир Путин в ходе своей пресс-конференции на минувшей неделе заявил, что хотя Россия больше и не рассчитывает на строительство газопровода "Турецкий поток", возможности возобновить проект все же остаются. Правда, эксперты отмечают, что условия, названные российским лидером, заведомо невыполнимы для турецкой стороны, а потому прозвучали они просто для проформы — чтобы не делать Россию той страной, что поставит окончательную точку на этом амбициозном проекте.

Газопровод "Турецкий поток" был успешен разве что в момент его объявления — в декабре 2014 года. После этого весь год проект продвигался крайне медленно — стороны долго не могли прийти к соглашению по ключевым вопросам, в частности, цены российского "голубого топлива" для Турции. И в итоге, после инцидента с российским самолетом Су-24, сбитым турецкими ВВС, и стремительного ухудшения двусторонних отношений проект оказался приостановлен. Об этом еще 3 декабря объявил министр энергетики РФ Александр Новак. Хотя позднее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что это турецкая инициатива.

Впрочем, как отметил в беседе с "НИ" директор Института энергетической политики Владимир Милов, Турция никогда не демонстрировала большую заинтересованность в этом проекте: "С самого начала Анкара показывала, что без значительной скидки на поставки газа "Турецкий поток" ей не нужен". И это было в основном политическое решение российских властей — с тем, чтобы обойти проблемный в силу геополитической обстановки украинский транзит, заметил эксперт.

А теперь Владимир Путин потребовал, чтобы Еврокомиссия (ЕК) предоставила России письменные гарантии того, что "все маршруты, в том числе и возможный маршрут через Турцию в Европу, не только реализуем, но и является приоритетным, и Еврокомиссия будет его поддерживать. Если турецкие партнеры "Газпрома" принесут такую бумагу из Брюсселя, мы будем двигаться дальше. Но пока, к сожалению, этого не видно". И едва ли Россия когда-нибудь что-то подобное увидит, считают опрошенные "НИ" эксперты.

Напомним, что "Турецкий поток" был предложен Москвой в качестве замены "Южного потока", от которого Россия отказалась из-за препон со стороны Еврокомиссии, которая, по мнению нашей стороны, оказывала давление на Болгарию. Турция же, не являющаяся членом ЕС, должна была, по замыслу авторов проекта, оказаться свободной от этого давления.

Теперь же геополитическая ситуация повернулась таким образом, что Россия просит обеспечения гарантий от ЕК. Однако в настоящий момент ЕК не поддерживает ни один проект по доставке российского газа в Европу, а о "Турецком потоке" замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович не раз высказывался предельно критически. Хотя бы потому, что, по заявлениям высокопоставленных представителей "Газпрома", Европа должна была самостоятельно озаботиться подводом инфраструктуры к намечавшемуся ранее газовому хабу на турецкой границе для обеспечения собственно потребления. "Стоит отметить, что большой очереди из желающих на том побережье Черного моря не выстроилось", — подчеркнул г-н Милов.

Но уже сейчас можно констатировать, что газовая рокировка Москве не удалась, и транзит через Украину, который планировалось снизить до минимума или даже вовсе отменить за счет сначала "Южного потока", а затем "Турецкого", останется с Россией еще надолго. Напомним, еще год назад глава "Газпрома" Алексей Миллер жестко заявлял об остановке украинского транзита после 2019 года. Но уже к осени позиция изменилась — российская монополия выразила готовность обсуждать с "Нафтогазом Украины" продление транзита. И Владимир Путин 17 декабря подчеркнул, что "не уверен, что нужно прерывать украинский транзит".

Но в любом случае отказ от "Турецкого потока" обойдется российской стороне в 400 млрд. рублей, уже вложенных в инфраструктуру газопровода на территории РФ. Впрочем, по мнению Владимира Милова, "Газпром" сравнительно с нефтяными компаниями не так много значит для бюджета: "На самом деле большая часть нефтегазовых доходов складывается за счет экспорта нефти, а не газа".

А турецкая сторона между тем активно ищет альтернативных поставщиков газа. В прошлом году потребление газа в Турции превысило 48 млрд. кубометров. Причем главным поставщиком являлась Россия — в 2013 году доля российского газа составляла 53%. Теперь же турецкие власти ищут новые возможности у ближайших соседей — Саудовской Аравии, Ирака, Ирана и Азербайджана. С последним даже была заключена договоренность об ускорении запуска Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому азербайджанский газ должен пойти в Европу. Впрочем, все эти альтернативы, во-первых, долгосрочные, а во-вторых, могут обойтись Турции слишком дорого.

Арина Раксина

 

 

"РБК daily"

Нефтяное лобби США добилось отмены эмбарго на экспорт нефти, которое действовало 40 лет. Среди прочего сработал аргумент — решение нужно для противостояния России, использующей энергетику как оружие внешней политики.

Компромисс по-американски

В прошлую пятницу, 18 декабря, сенат США наконец-то утвердил бюджет на 2016 финансовый год. Как обычно, произошла задержка, на этот раз на два с половиной месяца (финансовый год в США начинается 1 октября). Нефтяному лобби удалось включить в бюджет положение об отмене эмбарго на экспорт нефти из США, введенного еще в 1975 году.

Первоначально Нэнси Пелоси, бывший спикер палаты представителей, а ныне глава демократического меньшинства, выступала против проекта бюджета как раз из-за предложения нефтяников, однако в итоге поддержала итоговый документ. 166 коллег демократов последовали ее призыву, и лишь 18 выступили против законопроекта. Комментируя свое решение, Нэнси заметила: "Республиканцы хотели большую нефть столь сильно, что отказались от своих других инициатив".

Речь идет о попытках республиканцев заблокировать финансирование Planned Parenthood (общественная организация, предоставляющая женщинам медицинские услуги, в частности аборты), а также ограничить поток сирийских беженцев, блокировать инициативы Обамы по защите окружающей среды, регулированию финансовых институтов, улучшению отношений с Кубой.

Пойдя на уступку "великой старой партии" в вопросе об эмбарго, демократы смогли увеличить расходы на социальные программы, налоговые вычеты для работающих семей и налоговые льготы для солнечной и ветровой энергетики. Зачем американцам экспорт
С 2008 года внутреннее производство в США нефти удвоилось благодаря месторождениям в Техасе и Северной Дакоте, производящим "легкую" нефть. Однако большинство нефтеперерабатывающих заводов в США ориентированы на "тяжелую" и "среднюю" нефть, в итоге производители "легкой" нефти столкнулись с перепроизводством. Два года назад они развили бурную лоббистскую деятельность, чтобы получить право продавать свой продукт за рубеж, где НПЗ могут ее переработать.

Нельзя сказать, что нефтяники выступали единым фронтом. Производители нефти были "за", тогда как НПЗ "против", поскольку они и так имеют право экспортировать свою продукцию и получают дополнительные доходы от низких цен на сырье.

Мощное лобби

Еще пять месяцев назад мне, как и многим аналитикам, казалось, что, пока Белый дом занимает Барак Обама, отмены эмбарго не будет. Однако мы недооценили несколько факторов.

Во-первых, не было серьезного сопротивления этой идее со стороны защитников окружающей среды, как в случае с нефтепроводом Keystone, на строительство которого Обама наложил вето. Во-вторых, обе палаты конгресса контролируются сейчас республиканцами, благосклонными к ТЭК. В-третьих, способность демократов пойти на компромисс с "великой старой партией", выторговав у них при этом всевозможные уступки. В-четвертых, искушенность американских нефтяников в процедурных нюансах конгресса, а именно была использована возможность включения положения об отмене запрета на экспорт нефти в закон о федеральном бюджете, который нужно принимать в любом случае.

Наконец, в условиях противостояния США и РФ сработал аргумент нефтяного лобби: необходимо отменить эмбарго, чтобы противостоять внешнеполитической экспансии России. Также сильным аргументом, который использовал американский ТЭК, стало постепенное снятие санкций с Ирана. Возник резонный вопрос: мы позволяем странам вроде Ирана экспортировать нефть, но запрещаем это американским компаниям?

Решение во многом символическое. США остаются нетто-импортером нефти из-за больших объемов внутреннего потребления. Вряд ли решение сената окажет влияние на нефтяные цены. Котировки толкают вниз фактический развал ОПЕК (организация оказалась не способна влиять на объемы производства нефти своих членов), а также перспективы возврата Ирана на мировые рынки углеводородов.

Сергей Костяев

<< Декабрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ