Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

22.12.2017

Правительство утвердило рост стоимости транспортировки нефти на 3,95% в 2018 году.

"Ведомости"

В среду, 20 декабря, правительство утвердило рост тарифов на услуги "Транснефти" со следующего года на 3,95%, рассказал "Ведомостям" федеральный чиновник и подтвердил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Прогноз инфляции на 2018 г. — 4%. Представитель "Транснефти" эту информацию не комментирует.

ФАС предлагала увеличить базовый тариф на 4% и снизить на 16,7% тариф для транспортировки нефти в Китай через Казахстан, сообщала служба. Это нефть, которую экспортирует "Роснефть". Тариф на Казахстан не изменился, рассказал Голомолзин.

"Транснефть" просила увеличить тариф на 2018 г. на 21%. Она объясняла, что 4%-ная индексация рассчитана исходя из плановой инфляции и не учитывает необходимость платить в виде дивидендов 50% чистой прибыли по МСФО, как того требует от госкомпаний Минфин. Из-за роста тарифа только на 4% у "Транснефти" возникнет дефицит в 88 млрд руб. и его нельзя будет покрыть сокращением инвестпроектов, говорил представитель монополии, тариф на оказание услуг для "Транснефти" — единственный источник доходов. Принятое тарифное решение обеспечивает выполнение дивидендной политики, считает Голомолзин.

"Транснефть" ориентируется на выплату 25, 20 или 15% от нормализованной чистой прибыли по итогам отчетного периода в зависимости от долга, инвестпрограммы и других показателей. За 2015 г. компания выплатила акционерам 9% консолидированной прибыли, за 2016 г. — 25%, а за первое полугодие — 24%. Минфин рассчитывает, что "Транснефть" выполнит установленную для всех госкомпаний норму по дивидендам в 50%. А 6 декабря вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что дивидендные решения по госкомпаниям будут индивидуальными, нет общего пра вила, обязывающего их отдавать акционерам половину прибыли.

Все обыкновенные акции "Транснефти" принадлежат государству. На Московской бирже торгуются привилегированные акции (21,9% уставного капитала). Среди частных акционеров — Российский фонд прямых инвестиций: 0,43% акций "Транснефти", еще 1,49% принадлежит Российско-китайскому инвестиционному фонду (создан РФПИ и China Investment Corporation). 53,57% всех привилегированных акций "Транснефти" находится в доверительном управлении фонда "Газпромбанк-финансовый", долей в котором владеет "дочка" "Транснефти".

При росте тарифа на 3,95% акционеры могут рассчитывать на выплату 25% чистой прибыли по МСФО, говорит аналитик "Уралсиба" Алексей Кокин. Для выплаты половины прибыли компании нужно занимать. Но вряд ли будет принято решение об увеличении долга ради повышения дивидендов, полагает он. На 30 сентября на счетах компании было 118 млрд руб. денежных средств и эквивалентов, отношение чистого долга монополии к EBITDA составляло 1,7. В будущем тариф придется повышать больше чем инфляция "минус" даже для выплаты 25% прибыли: у компании есть план по инвестициям, добавляет Кокин. Долговая нагрузка "Транснефти" позволяет занимать на рынке и тем самым выплачивать дивиденды и выполнять инвестпрограмму, сказал аналитик БКС Кирилл Таченников.

В 2018 г. инвестпрограмма "Транснефти" составила 56,3 млрд руб., говорил первый вице-президент компании Максим Гришанин, его цитировал "Интерфакс". Ранее сумма планировалась в размере 80 млрд руб. Снижение планов он объяснил ограниченностью ресурсов в том числе за счет выплаты дивидендов. Согласно планам компании с 2017 по 2021 г. инвестиции в проекты, в том числе в техническое перевооружение и реконструкцию, составят 1,2 трлн руб.

Галина Старинская, Виталий Петлевой

 

 

За паленое топливо вводятся миллионные штрафы.

"Российская газета"

Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении закон об оборотных штрафах на топливном рынке, который многократно ужесточает наказание за продажу некачественного бензина и дизтоплива.

Проект закона был разработан после масштабных внеплановых проверок Росстандарта в 2015 году. Они показали, что на каждой пятой заправке топливо не соответствует требованиям техрегламента и попросту опасно для двигателя и для экологии. Обычно такое топливо получается из-за смешения на нефтебазах продукции крупного НПЗ и контрафакта с мини-НПЗ. Оборотные штрафы должны сделать такой бизнес нерентабельным и заставить владельцев АЗС внимательно относиться к выбору поставщиков. Первоначальный вариант предполагал драконовские штрафы (10-15 процентов от выручки), но в результате обсуждения они были снижены.

"Практика показывает, что размер административных санкций сегодня не релевантен ущербу, причиняемому при реализации на рынке суррогатного моторного топлива, — отметил глава Росстандарта Алексей Абрамов. — Законопроектом предусматривается введение нового вида административного наказания — штрафа в виде 1 процента от выручки, полученной при реализации моторного топлива за год, предшествующий году выявления нарушения".

Обороты автозаправок колеблются от 50 миллионов до нескольких сотен миллионов рублей в год. Соответственно, штраф составит от 500 тысяч до нескольких миллионов рублей, если некачественное топливо будет выявлено на одной заправке. За повторное нарушение штраф составит уже 3 процента от выручки АЗС. Также может быть принято решение об административном приостановлении деятельности на срок до 90 суток. Действующие нормы предусматривают штрафы за нарушение техрегламента для юрлица в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

Кроме того, Росстандарт планирует обязать нефтебазы проводить испытания реализуемого с них топлива в аккредитованных лабораториях с занесением результатов в паспорт качества. Сейчас нефтебазы формально только хранят топливо, хотя де-факто отвечают за его конечный состав. "Мы считаем недопустимым выпуск с нефтебаз продукции, сопровождаемой документами с заводов, поскольку нефтебазы могут смешивать топливо, они не всегда в состоянии обеспечить раздельное хранение различных видов топлива", — говорил Алексей Абрамов.

Бороться с контрафактом будут также маркировкой тех АЗС, где проверки выявили систематические проблемы. Учитывая, что бизнес не согласится очернять себя подобным образом, высока вероятность, что в этом случае качество топлива неожиданно улучшится, а предприниматели уйдут от лобовых злоупотреблений, предлагал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В последние несколько лет борьбу с суррогатом на заправках, особенно с дизелем, в который примешивают морозостойкие фракции, ведут в том числе налоговым методом. Так, в конце 2015 года было законодательно закреплено понятие "средние дистилляты", на которые ввели акциз. За счет этого из тени удалось вывести около шести миллионов тонн топлива, которое использовали на транспорте. Министерство финансов оценивало объем оставшихся неподакцизных суррогатов в 4 миллиона тонн, или примерно 10 процентов от уровня потребления газойлевых топлив.

Александра Воздвиженская, Игорь Зубков

 

 

Верховный суд расширил круг контролирующих лиц должника.

"Газета РБК"

21 декабря пленум Верховного суда (ВС) принял постановление об ответственности контролирующих должника лиц (КДЛ): бенефициаров, руководство и контрагентов — за доведение компании до банкротства. По сравнению с проектом итоговое постановление стало жестче. Из него следует, что риски платить из собственного кармана за банкротство компании есть у любых ее контрагентов, а не только у тех, кто накануне банкротства заключал с ней крупные сделки, тем самым способствуя выводу активов. В окончательной редакции постановления пленум ВС исключил "существенность" полученной выгоды как фактор виновности/невиновности покупателя.

"Изначально в проекте постановления пленума было ясно записано: покупатель актива не может быть отнесен к КДЛ, если его выгода от сделки с банкротом не является существенной. Теперь этой нормы нет", — говорит РБК адвокат CorpLaw.Pro Юлия Михальчук.

Председатель судебного состава экономической коллеги ВС Иван Разумов пояснил РБК: "Наша задача была не выработать значения существенности, а задать направление судам. Мы могли бы написать, что ответственность контрагента наступает при выводе 20, 30 или 40% активов банкрота, но это не сработает на практике. Можно продать маленький актив, который приносит большой доход".

Противоречивая практика

В настоящее время суды проверяют обоснованность цен активов в спорах о банкротстве различными способами. Во внимание принимаются все факты: отчет оценщика, цена последующей перепродажи, фактическое состояние объектов. Тем не менее практика складывается противоречивой. Например, в недавно рассмотренном ВС споре компания перед банкротством продала гостиницу по цене в три раза ниже рыночной. Конкурсные управляющие потребовали признать сделку недействительной. Первая и кассационная инстанции поддержали покупателя гостиницы, апелляция — конкурсных управляющих. Окончательную точку в споре поставил Верховный суд, признав сделку недействительной.

"Имущество приобреталось обществом по цене в несколько раз ниже рыночной, что должно было вызвать у любого разумного участника гражданского оборота обоснованные сомнения", указано в определении ВС.

Возможные последствия

"До вынесения постановления пленума было неясным, какие именно сделки считать добросовестными, а какие нет. Пленум ВС был призван в том числе устранить этот пробел. Вместо этого пленум возложил бремя доказывания добросовестности на контрагентов должника. Это расширительное толкование закона, меняющее основной принцип арбитражного процесса: бремя доказывания лежит на том лице, которое заявило иск, и в данном случае это не контрагент компании-банкрота", — говорит юрист компании "Лемчик, Крупский и партнеры" Кирилл Захаров.

Следствием этого решения станет расширение зоны ответственности контрагентов за банкротство компании, указывают юристы.
"Фактически ВС предлагает судам самостоятельно решать вопрос о привлечении контрагентов компаний-банкротов к субсидиарной ответственности исходя из условий сделки в каждом конкретном случае", — делает вывод Михальчук.

"Привлекать контрагентов к ответственности суд мог и раньше. Но их вину нужно было доказать. ВС перевернул ситуацию, указав, что контрагенты, совершившие значимые сделки, априори считаются виновными в выводе активов. И теперь именно они должны доказывать свою невиновность", — прогнозирует партнер TertycnyAgabalyan Марат Агабалян. В такой ситуации, по его мнению, новым владельцам приобретенных активов будет очень сложно доказать свою добросовестность.

Страховка от риска

По мнению Кирилла Захарова, чтобы избежать привлечения к субсидиарной ответственности, новый владелец актива должен суметь объяснить в суде, каким образом он с продавцом согласовал цену, и подтвердить обоснованность этой цены.

"Тут можно назвать два способа, — объясняет Захаров. — Первый — включить в договор специальный раздел "Заверения и гарантии". Такая возможность предусмотрена ст. 431.2 Гражданского кодекса. В этом разделе нужно подробно описать порядок определения условий сделки: как рассчитывалась цена, какие средние цены применялись на рынке, почему применен дисконт. Второй способ — отразить все эти расчеты, весь ход обсуждения цены в переписке. А в договоре указать, что при возникновении спора должен приниматься во внимание и предшествующий сделке ход переговоров".

Армен Оганесов

 

 

Госкомпания продает 49% в двух газовых месторождениях на Ямале.

"Ведомости"

"Роснефть" и ее второй после государственного "Роснефтегаза" мажоритарный акционер — BP (владеет 19,75% компании) — договорились о совместном развитии двух месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе, говорится в сообщении "Роснефти", это же подтвердил представитель ВР. Общие ресурсы Харампурского и Фестивального лицензионных участков оцениваются в 880 млрд куб. м газа, говорится в сообщении госкомпании.

Закрытие сделки ожидается после получения необходимых регулярных и иных согласований, говорится в сообщении "Роснефти", это же подтверждает представитель ее акционера. BP уже запросила такое согласование от германского антимонопольного регулятора Bundeskartellamt, писал "Интерфакс" в начале недели.

Сколько BP заплатит за долю в месторождениях, представители "Роснефти" и BP говорить отказались. На первом этапе разработки Харампурского месторождения добыча газа составит 11 млрд куб. м в год, сообщил представитель "Роснефти". В данный момент промышленная добыча газа на месторождении не ведется, незначительные объемы добываются для собственных нужд компании, добавил собеседник. "Роснефть" заявляла, что планирует добывать на месторождениях по 9 млрд куб. м в год, напоминает аналитик БКС Кирилл Таченников. "В текущих ценах это может принести проектной компании по $500 млн в год с маржинальностью на уровне 30%, таким образом, весь актив можно оценить в $600 млн исходя из оценки 4 EBITDA", — говорит эксперт. Исходя из запасов стоимость двух месторождений может быть и выше — до $1 млрд, предполагает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

На месторождениях пока добычи нет, говорит собеседник, близкий к "Роснефти". Инвестировать в проект компании будут совместно, сказал представитель "Роснефти". Добытый газ "Роснефть" будет продавать на российском рынке, добавил представитель. Месторождения находятся недалеко от единой газотранспортной системы "Газпрома". Монопольное право на экспорт газа принадлежит "Газпрому". В 2016 г. "Роснефть" добыла 67,1 млрд куб. м газа.

Потребление газа в стране стагнирует, комментирует аналитик "Атона" Александр Корнилов, на серьезный рост рассчитывать не приходится. Об отмене экспортной монополии пока речи не идет, а значит, единственный вариант для новых партнеров — рассчитывать на снижение внутренних поставок газа "Газпромом". Это неизбежно с учетом планов "Роснефти" выйти на добычу более 100 млрд куб. м (по всем месторождениям компании), а также планов "Новатэка" по увеличению добычи для внутреннего рынка. С учетом забуксовавшей либерализации газового рынка "Роснефть" и "Новатэк" продолжат практику предоставления скидок к тарифам "Газпрома", считает эксперт.

"Роснефть" планомерно добивается либерализации экспорта газа. Например, еще в июне она запланировала с "дочкой" своего акционера, BP Gas Marketing Limited, подписать договор купли-продажи газа "Роснефти" для дополнительных поставок российского сырья на рынки Европы начиная с 2019 г. А осенью этого года "Роснефть" вступила в переговоры со своим будущим акционером — китайской CEFC (намерена купить 14,16% в "Роснефти"), для того чтобы продать ей до 49% в одном из крупнейших своих газовых проектов — "Роспане" (запасы более 1 трлн куб. м), говорили источники "Ведомостей". В минувший понедельник возможность продажи доли в "Роспане" не стала исключать вице-президент "Роснефти" Влада Русакова: "Если будет хорошая цена".

Виталий Петлевой

<< Декабрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ