media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

23.01.2014

Минэкономразвития предлагает реформировать ФАС, сократив полномочия службы. Сейчас регулирование не развивает, а ограничивает конкуренцию, настаивает министерство.

"Ведомости"

В подготовленной Мин­эко­ном­развития концепции первоочередных мер социально-экономического развития антимонопольному регулированию посвящена отдельная глава. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — рекордсмен по количеству дел (см. график), но они возбуждаются по формальным признакам, а качество расследований оставляет желать лучшего, говорится в документе.

Последние шесть лет конкуренция не развивается, ставит министерство диагноз: доля предпринимателей, заметивших улучшения, увеличилась лишь на 0,5 п. п. до 24%. Потенциал действующей модели антимонопольного регулирования исчерпан, резюмирует Минэкономразвития.

ОЭСР считает, что российская модель соответствует лучшим мировым практикам, а Минэкономразвития и эксперты, которые совместно готовили документ, заявляют, что все плохо, удивляется замруководителя ФАС Андрей Цыганов. Служба завершила работу по присоединению России к ОЭСР в части защиты конкуренции, заявил в июле руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Минэкономразвития предлагает, чтобы пострадавшие в большинстве случаев сами защищали себя, используя гражданско-правовые механизмы. Нужно вывести малый бизнес из-под антимонопольного надзора (кроме сговоров — ценовых и на торгах), пишет Минэкономразвития, и сузить компетенцию ФАС. Сейчас происходит смешение компетенции ФАС, Роспотребнадзора, жилинспекций, Ростехнадзора, описывала ситуацию замдиректора по правовым вопросам "Комплексных энергетических систем" Елена Чугунова на конференции "Ведомостей" осенью. В итоге ФАС не может сконцентрироваться на борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства, говорит представитель Минэкономразвития.

В Минэкономразвития уже решено, как именно перераспределить некоторые полномочия ФАС, рассказывает один из участвующих в дискуссии экспертов: нормотворчество и контроль за иностранными инвестициями ведомство хочет забрать себе, контроль за госзаказом передать Росфинмониторингу, за рекламой — Роскомнадзору, а жалобы физлиц переключить на Роспотребнадзор. Это предложения экспертов, возражает чиновник Минэкономразвития. Идеи самого Минэкономразвития изложены в концепции, говорит директор департамента Минэкономразвития Наталья Ларионова. Перераспределение полномочий ФАС обсуждается с 2006 г., отмечает она: "Нужно посмотреть на полномочия [ФАС], но не с точки зрения "отнять и поделить", а с точки зрения — нужны ли они вообще и не несут ли они избыточную административную нагрузку". Говорить о конкретных схемах передачи функций службы другим органам власти пока преждевременно, подтверждает представитель Минэкономразвития.

Большое количество дел — особенность российского законодательства, объясняет Цыганов, ФАС отвечает и за подключение населения к электричеству, и за нарушения при продаже имущества ГУПами: "Когда государство решит, кому передать такие полномочия, то мы их с удовольствием передадим". Отказаться от "дел дачников" обещал и Артемьев.

Но вывести из-под регулирования малый бизнес — опрометчивое решение, предостерегает Цыганов, этим воспользуются недобросовестные собственники, тут же раздробив свои компании. Малое предприятие не может быть монополистом по определению, настаивает старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков: "Служба должна сконцентрироваться на крупных делах".

Еще один повод для спора между чиновниками — так называемые "рейды на рассвете". Внеплановые проверки должны проводиться только с санкции суда, настаивает Минэкономразвития. Тогда они перестанут быть внезапными и нарушители смогут скрыть доказательства сговора, возражает Цыганов.

Мнение бизнеса разделилось. ФАС может признать доминирующим единственное в населенном пункте отделение, жалуется сотрудник крупного банка: "А кто виноват в том, что конкуренты там филиалы не открывают?" Но у ФАС есть и достижения, признает собеседник, служба помогла навести порядок во взаимоотношениях банков и страховщиков, а громкие картельные дела показывают, что сговор может стоить бизнеса. Антимонопольные риски компаний сравнялись (если не превысили) с рисками неуплаты налогов, считает член генсовета "Деловой России" Сергей Колесников: дела возбуждаются по формальным признакам, а компании просто не успевают следить за изменениями в законодательстве. ФАС вмешивается в работу с дистрибуторами, жалуется топ-менеджер строительной компании, а конкуренты не раз натравливали на них службу, ссылаясь на то, что компания дублирует их маркетинговую практику.

Влияние ФАС нужно усиливать, возражает вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин, а выводить малый бизнес из-под регулирования нельзя. На муниципальном уровне компании малого бизнеса, аффилированные с местными чиновниками, нередко получают преференции, объясняет он.

Сергей Титов, Максим Товкайло

Крупным НПЗ могут запретить перерабатывать нефть по давальческим схемам.

"Известия"

Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков России (АННР) пытается добиться отмены процессинговых схем по переработке нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Это позволит увеличить налоговые отчисления НПЗ в региональные бюджеты.

Гендиректор АННР Виктор Рябов направил письмо советнику президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергею Глазьеву, в котором просит содействовать решению этого вопроса. Ранее инициативу уже поддержали Минэнерго и Госдума, однако решение вопроса застопорилось на уровне правительства.

Процессинг в сфере нефтепереработки представляет собой схему, когда нефть материнской компании перерабатывает ее "дочка". Предприятие возвращает собственнику сырья готовые нефтепродукты и получает плату за свои услуги. При отсутствии процессинга завод покупает нефть у компании, далее сам ее перерабатывает и продает бензин.

— Прибыль завода, получающего плату за процессинг, в десять раз ниже, чем доход предприятия, которое само закупает нефть и продает нефтепродукты. Ведь в первом случае завод оказывает лишь услугу компании, и она платит налоги с продажи нефтепродуктов централизованно. А значит, эти средства поступают в бюджет Москвы или Санкт-Петербурга, где зарегистрированы крупные нефтяные структуры. Сейчас почти все НПЗ крупных нефтяных компаний, за исключением "Лукойла", используют процессинг и расположены в регионах. Мы призываем их отказаться от этой схемы, чтобы создать возможность оставлять значительную часть налогов в регионах, — предлагает генеральный директор АННР.

Он напоминает, что бюджетный дефицит регионов колоссален: по расчетам Минэкономразвития он вырастет за шесть лет в 36 раз — с 50 млрд рублей в 2012 году до 1,8 трлн рублей в 2018 году.

Помощник Сергея Глазьева Сергей Ткачук сообщил "Известиям", что письма пока не видел. Он также подчеркнул, что вопросы нефтепереработки находятся вне рамок компетенции советника Владимира Путина по региональной экономической интеграции.

Предложение АННР ранее поддержал комитет по энергетике Госдумы, комитет по экономической политике Совета Федерации и департамент по переработке нефти и газа Минэнерго РФ. Министерство направило в АННР письмо, в котором подчеркнуло, что ведомство не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, хотя и считает, что отказ от процессинговых схем переработки нефти в рамках крупных компаний будет способствовать повышению прозрачности бизнеса, а также более справедливому распределению налоговой нагрузки между регионами.

Cтарший аналитик ИК "Анкор Инвест" Сергей Вахрамеев называет использование процессинга на российских НПЗ схемой для оптимизации налогообложения крупными компаниями. Он говорит, что от нее можно спокойно отказаться без ущерба для объемов производства нефтепродуктов и прибыли предприятий и опыт "Лукойла" это показал.

В "Лукойле" подтвердили, что отказ от процессинга на российских НПЗ компании в 2005 году не привел к падению прибыли от производства нефтепродуктов. Представитель компании подчеркнул, что заводы компании платят налоги, в том числе акциз на бензин, в бюджеты регионов, где эти предприятия зарегистрированы.

Как пояснил "Известиям" источник в одной из крупных нефтяных компаний, если одномоментно отменить процессинг на НПЗ всех крупных компаний, на рынке воцарится хаос.

— Давальческие схемы переработки нефти — это не столько метод оптимизации налогообложения, сколько способ взаимодействия головной компании со своими "дочками". Например, крупной нефтедобывающей компании может потребоваться несколько месяцев только на изменение схем бухгалтерского учета и полную перестройку бизнес-модели работы компании, что может серьезно отразиться на стабильности внутреннего рынка нефтепродуктов в России, — считает собеседник "Известий".

По мнению Евгения Аркуши, президента Российского топливного союза, отмена процессинга на российских НПЗ не повлияет на объемы производства бензина на заводах, но может сделать ценообразование на нефтепродукты внутри рынка более прозрачным. Однако на цене бензина для рядового потребителя это никак не отразится.

Людмила Подобедова

 

 

Недропользователей — нарушителей лицензий следует лишать налоговых льгот, считает Минприроды. Это угрожает нефтегазовым компаниям, ведущим работы в Восточной Сибири и на шельфе.

"Ведомости"

В отношении недропользователей, которые нарушают лицензионные обязательства, могут быть введены экономические санкции в виде лишения льгот по НДПИ и по налогу на прибыль и повышающие коэффициенты к размеру регулярных платежей за пользование недрами, пригрозил вчера министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, слова которого приводятся в пресс-релизе ведомства. Речь идет обо всех недропользователях, пояснил представитель министерства.

Всего около 860 лицензий на различные полезные ископаемые имеют налоговые льготы, сообщил представитель Минприроды. В том числе 200 нефтяных лицензий (без учета шельфовых), говорит аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. У разработчиков месторождений твердых полезных ископаемых федеральных льгот нет, но налоговые послабления дают некоторые регионы, рассказывает сотрудник горнодобывающей компании. В 2013 г. комиссия Роснедр по досрочному прекращению права пользования недрами отозвала 18 лицензий из проверенных 255 (134 компании), а в 2012 г. — 48 из 240 лицензий (167 компаний). Основные нарушители — разработчики твердых полезных ископаемых, говорит представитель Минприроды.

В декабре 2013 г. Донской уже предлагал лишать льгот компании, которые, работая на шельфе (льготная ставка НДПИ — от 5 до 30% в зависимости от сложности участка), сдвигают сроки ввода месторождений, а также компании, работающие в Восточной Сибири (льготы по экспортной пошлине и НДПИ). Это поможет избежать наиболее жесткого наказания — отзыва лицензии, объяснял тогда министр. Наиболее частые за последние пять лет нарушения условий лицензионных соглашений — это пользование недрами без проектной документации, срыв сроков утверждения запасов в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, говорится в сообщении Минприроды.

В последние годы отзыв лицензий у нефтегазовых компаний — скорее исключение, чем практика, чаще компании сами отказываются от них, говорит Нестеров. "Вряд ли стало меньше нарушений. Скорее всего, отзыв лицензии — не приоритетная задача Минприроды", — полагает Нестеров. По его мнению, лишение недропользователя льгот широко применяться не будет, министерство лишь пытается усилить влияние на темпы роста нефте- и газодобычи в России. В прошлом году Минприроды предлагало допустить частные компании на шельф, считая, что у госкомпаний недостаточно средств для выполнения программ (только "Роснефть" с 2014 по 2022 г. планирует инвестировать в шельф 2,1 трлн руб.). Минэнерго согласно с предложением Минприроды о лишении компаний льгот, говорит представитель ведомства. А в случае необходимости, по мнению министерства, нужно все же принимать решение о "прекращении права пользования недрами и передаче лицензии более добросовестной компании".

Аналитик "Уралсиб кэпитал" Алексей Кокин считает, что лишить компании льгот — это фактически отозвать лицензию. Налоговые преференции предоставлялись для того, чтобы у компаний были экономические стимулы работать на месторождениях, говорит он. "Наибольший урон рентабельности сложных и дорогостоящих проектов нанесет лишение льгот по НДПИ и экспортным пошлинам. Это актуально для шельфовых проектов и проектов Восточной Сибири", — считает содиректор "Инвесткафе" Григорий Бирг.

"Роснефть" делает все, чтобы не допустить нарушений, которые могли бы привести к отзыву лицензий, сказал лишь представитель компании. В отчете компании по РСБУ за III квартал 2013 г. говорится, что нарушения лицензионных соглашений "носят разовый характер". У "Газпром нефти" нет лицензий, которым бы угрожала процедура досрочного отзыва, говорит представитель компании. Представители "Газпрома" и "Башнефти" отказались от комментариев. Получить комментарии представителя "Лукойла" не удалось.

Галина Старинская, Виталий Петлевой

 

 

<< Январь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ