Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

23.01.2020

Надо снижать не потребление углеводородов, а вредные выбросы, призвали участники Давосского форума.

"Ведомости"

Сессия об энергоресурсах на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе, годами называвшаяся "Перспективы энергетического сектора", в этот раз именовалась "Будущее ископаемого топлива" — настолько обострились вопросы изменения климата, глобального потепления, сокращения вредных выбросов и — в пределе — возможного отказа от углеводородного сырья. Ее участники, включая представителей нефтегазовых компаний, высказались не за сокращение добычи и потребления нефти, а за повышение эффективности использования углеводородов.

Главное суммировала Мария Фернанда Суарес, министр энергетической и добывающей промышленности Колумбии: вопрос не в том, чтобы отказаться от них (углеводородов. — "Ведомости"), а в том, чтобы сократить вредные выбросы. Это основная проблема, которую нужно решать индустрии. Миру нужно будет больше энергии, заявил гендиректор Total Патрик Пуянне, но при этом меньше выбросов. Спор о том, отказываться ли от ископаемого топлива, — это неверный спор, идея об ограничении его предложения — неверная идея, считает он, "мы же хотим, чтобы люди процветали", а для этого нужна энергия. Нужно снизить выбросы, и главное тут — повышение энергоэффективности при потреблении. Необходимо инвестировать в технологии, которые позволят достичь "углеродной нейтральности", когда выбросы парниковых газов в целом не увеличиваются, призвал Пуянне.

Газ на переходный период

В переходе к экономике, меньше зависящей от ископаемого топлива, важным элементом может стать газ, отмечали участники нескольких дискуссий. США идут по правильному пути, говорил Джим Фиттерлинг, гендиректор химического холдинга Dow: сланцевая революция изменила расклад сил на энергетическом рынке, США все активнее используют дешевый и менее вредный для климата газ, что позволяет удерживать низкие цены на энергоресурсы, низкую инфляцию. Этот период применения газа можно использовать для наращивания доли зеленой энергетики и повышения энергоэффективности. "А что сделали в Европе?" — задал риторический вопрос Фиттерлинг. Германия, привел он пример, ускоренно переходит на возобновляемые источники энергии, отказалась от АЭС и электричество там гораздо дороже.

В Колумбии газа к 2024 г. будет не хватать, а он главный для страны элемент в энергетическом переходе, поэтому придется строить мощности для импорта СПГ, сказала Суарес.

Также в Колумбии хорошие перспективы разработки сланцевых месторождений, но многие активисты против, и в правительстве идут дискуссии по этому вопросу.

"Это не популистские разговоры, это вопрос ответственной политики", — настаивает она. Конечно, для борьбы с глобальным потеплением нет ничего лучше деревьев, отметила Суарес, напомнив о предложении ВЭФа вырастить, восстановить и сохранить 1 трлн деревьев по всему миру. Но индустрии теперь придется решать больше вопросов, связанных с ответственным ведением бизнеса, в том числе в области экологии, чем в прошлом, когда думали в основном о себестоимости добычи, сказала Суарес. И инвестировать в технологии улавливания или сокращения вредных выбросов.

В Колумбии газа к 2024 г. будет не хватать, а он главный для страны элемент в энергетическом переходе, поэтому придется строить мощности для импорта СПГ, сказала Суарес.

Также в Колумбии хорошие перспективы разработки сланцевых месторождений, но многие активисты против, и в правительстве идут дискуссии по этому вопросу.

"Это не популистские разговоры, это вопрос ответственной политики", — настаивает она. Конечно, для борьбы с глобальным потеплением нет ничего лучше деревьев, отметила Суарес, напомнив о предложении ВЭФа вырастить, восстановить и сохранить 1 трлн деревьев по всему миру. Но индустрии теперь придется решать больше вопросов, связанных с ответственным ведением бизнеса, в том числе в области экологии, чем в прошлом, когда думали в основном о себестоимости добычи, сказала Суарес. И инвестировать в технологии улавливания или сокращения вредных выбросов.

Потребление нефти может и не сократиться, но перестать расти. Базовый прогноз Международного энергетического агентства (МЭА) предполагает рост спроса за 20 лет до 106,4 млн баррелей в сутки со 100 млн баррелей в 2019 г. А при активной реализации Парижского соглашения по климату приведет к падению спроса на нефть до 66,9 млн баррелей в сутки к 2040 г., полагает МЭА. Компании уже принимают решения о переходе на использование электроэнергии только из возобновляемых источников, отметил Кристоф Швайцер, управляющий директор по региону Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток BCG, приведя в пример Adidas и IKEA.

Оставить без денег

Тема изменения климата выходит на первый план — и в политическом, и в экономическом контексте, отмечает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: меняется общественное мнение, многие инвесторы уже стараются избегать компаний с высокими экологическими рисками — за этим неизбежно подтянется регулирование. "Многие нефтегазовые компании, особенно европейские, где экологическое движение и регулирование чувствуется больше всего, осознают, что должны пытаться скорректировать свои бизнес-модели, говорит Маринченко, — иначе им сложнее будет привлекать финансирование, а в перспективе и сохранить долю рынка. Такие компании, как Shell, Total и Equinor не только больше инвестируют в газ, но и увеличивают вложения в альтернативную энергетику, например, ветер". Тренд на более чистую энергетику будет только усиливаться, вопрос в темпах, — заключает эксперт.

Стимулировать изменения стараются банки. Citigroup — один из крупнейших кредиторов в мире — продолжит их финансировать, но это будет переходный период, рассказали руководители его корпоративного и инвестиционного банка в EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), госбанк ЕС, в 2019 г. объявил, что перестает кредитовать компании, работающие с углеводородным сырьем, даже с газом. "С политической и банковской точек зрения нам не имеет смысла продолжать инвестировать в активы со сроком эксплуатации 20-25 лет, которые будут заменены новыми технологиями и не способствуют достижению амбициозных климатических и энергетических целей ЕС", — объяснял вице-президент ЕИБ Эндрю Макдауэлл. В январе группа акционеров Barclays призвала британский банк постепенно прекратить кредитование проектов и компаний, связанных с ископаемым сырьем.

Citi, по словам его банкиров, консультирует нефтегазовые компании, чтобы стимулировать их искать способы сокращения своего влияния на окружающую среду, приводя в пример конкурентов, таких как, например, Shell (она не только сделала ставку на газ, но и в 2018 г. взяла обязательство сократить к 2021 г. выбросы на 3%, включая выбросы потребителей своих продуктов). В России, правда, это не является таким приоритетом, как в других регионах мира, сказал "Ведомостям" Мэньюел Фалко, глобальный содиректор банковских, консультационных услуг и услуг на рынках капитала Citi.

Михаил Оверченко

 

 

Правительство освободит газовозы "Ямал СПГ" от таможенной пошлины.

"Ведомости"

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) удовлетворил просьбу предправления "Новатэка" Леонида Михельсона об обнулении пошлин и налогов для газовозов, зафрахтованных компанией. Письмо с просьбой освободить работающие с проектом "Ямал СПГ" суда от таких сборов Михельсон отправлял в июне прошлого года Дмитрию Медведеву, который тогда занимал пост премьер-министра, писал "Коммерсантъ". Решение обнулить пошлины было принято на заседании Совета ЕЭК 19 декабря, рассказали "Ведомостям" четыре собеседника, знакомых с ходом обсуждения запроса, и подтвердил представитель совета. "Россией предложено разрешить временный ввоз указанных судов без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов для перевозок природного газа и газового конденсата в акватории Северного морского пути", — сообщил представитель Совета ЕЭК. Обновленный режим временного ввоза для таких судов будет действовать до 30 декабря 2043 г. Предельный срок непрерывного нахождения на таможенной территории Таможенного союза без уплаты пошлин и налогов увеличен с одного года до трех лет, сообщили в Совете ЕЭК. Проект решения уже подписан Россией, Казахстаном и Киргизией, подтвердил представитель Минэкономразвития: "Ожидается подписание Белоруссией и Арменией".

Минпромторг согласился с просьбой "Новатэка", сообщил представитель министерства, но подчеркнул: "Льгота предоставляется только в отношении судов, которые были зафрахтованы в период 2014-2016 гг. ввиду отсутствия специализированных судов-газовозов отечественного производства". Таким образом, исчерпывающий список освобожденных от уплаты пошлин и налогов танкеров ограничивается списком, который правительство утвердило в марте 2019 г. В общей сложности в него входит 28 судов, в том числе 15 газовозов ледового класса Arc7, построенных в Южной Корее для проекта "Ямал СПГ". Расширение этого списка в перспективе не планируется, следует из ответа Минпромторга. "Распространение данной льготы на суда, которые способна строить наша промышленность, противоречит интересам отечественного судостроения", — пояснил представитель министерства.

Проблема с необходимостью оформления временного ввоза на газовозы и уплаты соответствующих сборов возникла у "Новатэка" вместе с изменением логистики доставки продукции "Ямал СПГ" на внешние рынки. Изначально предполагалось, что после получения груза на Ямале газовозы Arc7 будут доставлять его западным маршрутом до Европы, где возможна перевалка на суда меньшего ледового класса. Альтернативный вариант — переход в восточном направлении по Северному морскому пути с прямым выходом на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. В любом из сценариев суда регулярно покидали бы границы Таможенного союза. Однако вместе с расширением планов по производству СПГ в Арктике "Новатэк" анонсировал строительство перевалочных терминалов под Мурманском и на Камчатке. Использование Arc7 только на этих участках позволит оптимизировать затраты на транспортировку СПГ и снижает потребность в заказе дополнительных танкеров повышенного ледового класса. Но в этом случае Arc7 перестанут покидать пределы территориальных вод страны, что по действующему закону накладывает на иностранных судовладельцев обязанность оформлять их по процедуре временного ввоза.

Общая стоимость судов, которые планируется освободить от уплаты пошлин и налогов, — около $7,5 млрд, сообщал "Коммерсантъ" со ссылкой на текст письма Михельсона. Изменение логистической схемы создает "обязательство по оформлению временного ввоза судов с уплатой таможенных пошлин в размере 0,15% от таможенной стоимости", цитировало документ издание.

В стандартном — без обнуления пошлин и налогов — сценарии процедура временного ввоза танкера подразумевает, что судовладелец обязан заплатить таможенную пошлину в размере 5% таможенной стоимости и 20% НДС, говорит управляющий партнер адвокатского бюро "Инмарин" Кирилл Маслов. При суммарной стоимости зафрахтованных "Новатэком" судов в $7,5 млрд общий размер этих платежей мог бы составить около $1,95 млрд, делится расчетами Маслов. "Это было бы совершенно непомерной нагрузкой для судовладельцев, — говорит Маслов. — При том что российские СПГ-проекты сами по себе выглядят очень привлекательно, подобные затраты лишают иностранных перевозчиков всякого интереса с ними работать". Согласие правительства предоставить уже зафрахтованным танкерам льготы — вынужденная мера, считает адвокат. "Но пока отсутствуют российские суда такого класса, отказ в обнулении пошлины мог бы серьезно подорвать экономику российских СПГ-проектов", — резюмирует Маслов.

Льготы для уже зафрахтованных танкеров необходимы "для сохранения экономических параметров реализации проекта "Ямал СПГ", согласованных с кредиторами и акционерами", цитировал "Коммерсантъ" объяснение "Новатэка". На запрос "Ведомостей" компания не ответила.

Сумма пошлины и НДС для ввозимых судов рассчитывается сразу, но это не единовременный платеж, указывает собеседник "Ведомостей", знакомый с порядком оформления временного ввоза. В дальнейшем за каждый полный и неполный месяц пребывания в территориальных водах России судовладелец выплачивает 3% от полученной суммы.

При необходимости оформления временного ввоза на все суда из списка, ежемесячный платеж составил бы около $58,5 млн (из них $11,25 млн — пошлина).

Оформление ввоза на каждый Arc7 (стоимость около $360 млн), работающий сейчас под иностранным флагом, стоило бы около $93,6 млн, а размер ежемесячного платежа — около $2,8 млн.

Использование такого танкера на западном направлении — с перевалкой под Мурманском до трех раз в месяц — увеличивает затраты на транспортировку СПГ из Сабетты на $0,29/MBTU, следует из расчетов "Ведомостей". В случае перевалки на Камчатке — на $0,87/MBTU.

Артур Топорков, Анна Червонна

 

 

"Взгляд"

Казахстан неожиданно столкнулся с загрязнением нефти в трубопроводе хлорорганическими соединениями, которые в прошлом году стали причиной остановки российского нефтепровода "Дружба". Россия смогла найти другие пути для отправки своей нефти на экспорт, однако Казахстан вынужден был остановить поставки сырья в Китай. Что это — трагическое совпадение или все-таки диверсия?

В казахстанской компании "Казтрансойл", которая управляет системой магистральных нефтепроводов, обнаружили проблему еще 16 января. При приеме в систему нефтепроводов нефти от компании "СНПС-Актобемунайгаз" по результатам испытаний качества нефти было обнаружено превышение хлорорганических соединений во фракции, выкипающей до 204С, сообщает "Казтрансойл". Прием нефти был остановлен в тот же день и на 22 января не возобновился.

На фоне снижения объемов сдачи нефти для транспортировки по системам магистральных нефтепроводов, министерством энергетики Казахстана скорректирован график поставок нефти на январь 2020 года на нефтеперерабатывающие заводы Казахстана и на экспорт.

В пресс-службе минэнерго Казахстана газете ВЗГЛЯД сообщили, что экспорт казахстанской нефти в направлении Китая приостановлен. При плане поставить 34,6 тыс. тонн нефти в январе, экспорт снизится на 30,9 тыс. тонн. "Возобновление экспорта казахстанской нефти в Китай предполагается после урегулирования вопросов качества сдаваемой нефти из ресурсов "СНПС-Актобемунайгаз", — уточнили там. Более подробной информации ни в "Казтрансойл", ни в минэнерго РК оперативно не сообщили.

Несмотря на проблемы в Казахстане, трубопроводная система российской компании "Транснефть" работает в штатном режиме, поставки по ней и в Казахстан, и из Казахстана идут по графику, сообщил официальный представитель компании Игорь Демин, передает ТАСС.

В прошлом году Казахстан добыл 90,5 млн тонн нефти и газового конденсата. На экспорт в Китай по казахстанско-китайскому нефтепроводу поступило более 10,88 млн тонн нефти, сообщала PetroChina West Pipeline Company. Речь идет о нефтепроводе протяженностью 2800 км, который связывает казахстанский город Атырау и город Алашанькоу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.

О возможных причинах загрязнения официально также пока не сообщается. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович называет две возможные причины произошедшего в Казахстане, которые обсуждали и при расследовании схожей российской истории.

По одной из версий, небольшие нефтяные компании в Самарской области использовали хлорорганику для увеличения нефтеотдачи пласта и получения дополнительной нефти, однако сэкономили на очистке оборудования и нефти, которая в итоге попала в трубопровод. Вторая версия — это совершение диверсии, когда кто-то специально решил навредить российскому трубопроводу.

По версии Следственного комитета, несколько небольших компаний в Самарской области похитили нефть на 1 млн рублей в период с августа 2018-го по апрель 2019 года. Чтобы скрыть это хищение, они поставили в узел слива нефти сырье с добавлением в ее состав хлорсодержащих соединений. Эта загрязненная нефть попала в нефтехранилище, а оттуда в систему магистрального трубопровода.

Однако официальная версия по-прежнему вызывает сомнения у Митраховича. "Версия про диверсию в итоге сошла на нет. Но сложно предположить, чтобы небольшая компания вылила в трубу такие объемы хлорорганики, что аж на тысячи километров до Германии загрязнила трубу", — говорит он.

Эта ситуация привела к серьезным спорам между "Роснефтью" и "Транснефтью" о том, кто же виноват. Они активно обвиняли друг друга в публичном пространстве. "Рассмотрением этих споров занимался Козак. И то, что он не попал в новое правительство, наталкивает на мысль о том, что президент не очень высоко оценил эффективность его работы по части арбитража", — замечает Митрахович.

В итоге в числе возможных причин загрязнения нефти в Казахстане эксперт также не исключает диверсию. "Возможно, это борьба одних игроков с другими. В Казахстане сейчас тоже интересная политическая ситуация: президент Назарбаев ушел в отставку и там налаживается новая конструкция власти. Назарбаев — пожилой и очевидно, что будет дележка власти, когда он отойдет в мир иной. Может быть, кланы уже выясняют между собой, кто способен обеспечить безопасность главной экспортной отрасли Казахстана, а кто нет", — не исключает собеседник.

Нельзя исключать, как возможную причину, использование хлорорганики для увеличения добычи нефти на месторождении и не соблюдение потом правил очистки добытой нефти. Правда, в отличие от российской истории, где виновными были признаны мелкие нефтяные компании, загрязненная нефть в Казахстане поступила от крупной компании.

"СНПС-Актобемунайгаз" входит в пятерку крупнейших нефтедобывающих компаний Казахстана. Это совместное предприятие Казахстана и Китая, которое разрабатывает месторождения в Актюбинской области на западе Казахстана. Китайская нефтегазовая корпорация CNPC еще в 1997 году приобрела 66,7% акций "Актобемунайгаз", взяв на себя обязательство инвестировать в течение 20 лет 4 млрд долларов. Казахстану в этом СП принадлежит 25,12%, остальное — различным физическим и юридическим лицам.

Объяснение казахстанской истории тем, что и в Казахстане нефтяники решили с помощью хлорорганики скрыть хищение нефти, в теории возможно, но будет выглядеть уже странным.

Вероятно, ситуация не такая серьезная, как выглядит, и в Казахстане на фоне истории с загрязнением "Дружбы" просто ужесточили правила контроля за уровнем хлорорганики в нефти, небольшие объемы которой в принципе допустимы.

Потому что поставки российской нефти идут не только по этой трубе, но также через порт Усть-Луга, который по обороту больше, чем три глубоководных порта Украины вместе взятые, плюс через южные порты — Приморск и Новороссийск", — говорит Митрахович. Поэтому остановка нефтепровода "Дружба" практически никак не сказалась на объемах производства и экспорта нефти. Порты смогли взять на себя транспортировку дополнительной нефти.

"Казахстан, конечно, не зависит только от поставок нефти в Китай, но китайское направление для него крайне важно. Тем более, что китайцы делали огромные инвестиции в казахстанскую инфраструктуру", — говорит Митрахович.

Россия вполне может нарастить поставки нефти в КНР, пока Казахстан испытывает проблемы с доставкой. У России есть трубопровод ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан) и ВСТО-2, по которым можно качать до 80 млн тонн нефти в год. "Из бухты Козьмино — конечной точки этих нефтепроводов — танкеры могут везти нефть далее в разные страны АТР, в том числе в Китай. Если у Пекина не хватит нефти из-за остановки поставок из Казахстана, то можно договориться о том, чтобы из Козьмино больше танкеров шло именно в КНР", — считает эксперт ФНЭБ.

Впрочем, все зависит от того, насколько серьезно пострадали трубопроводы. Россия в конце концов смогла решить возникшие технические проблемы с "Дружбой" и возобновить весь экспорт нефти по трубе в Европу в течение нескольких месяцев.

Ольга Самофалова

<< Январь, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ