Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

23.03.2016

В 2015 году неплатежи за газ на внутреннем рынке выросли на 20%.

"Известия"

Объем неплатежей "Газпрому" за поставки газа на внутреннем рынке снова растет — в прошлом году общий объем просроченной задолженности вырос почти на 20%. Ситуация обсуждалась на состоявшемся во вторник совете директоров компании. Специалисты отмечают, что неплатежи растут из-за ухудшения экономической ситуации в стране, однако призывают воздерживаться от параллелей с 1990-ми, когда "Газпром" практически кредитовал весь внутренний газовый рынок.

В 2015 году общий объем просроченной задолженности увеличился на 19,8% — со 127 млрд до 152,1 млрд рублей, уровень расчетов за газ снизился на 1,4% — до 96,2%, говорится в предоставленных "Газпромом" данных. Задолженность в основном сформирована населением, теплоснабжающими организациями и предприятиями электроэнергетики. Более 80% задолженности населения страны формируется потребителями Северо-Кавказского федерального округа (по состоянию на 1 января 2016 года — 48,6 млрд рублей, или 81,4% от суммарной задолженности населения РФ).

Ситуация с оплатой "Газпрому" поставок на внутреннем рынке заметно коррелирует с экономической ситуацией в стране. В 1990-е проблема неплатежей носила тотальный характер, несмотря на крайне низкие по сегодняшним меркам цены на газ, "Газпром" фактически кредитовал значительную часть потребителей. Специально для борьбы с неплатежами была создана компания "Межрегионгаз". Три года назад проблема неплатежей вновь начала обостряться. В октябре 2013 года состоялось специальное совещание по данному вопросу под председательством премьера Дмитрия Медведева. По его итогам "Газпром" подписал планы-графики погашения просроченной задолженности за газ крупных потребителей с 31 субъектом РФ. Из них выполнили графики лишь четыре субъекта — Воронежская, Калининградская, Московская и Рязанская области. В 27 регионах на 1 января 2016 года графики погашения не выполнены.

Общий объем неплатежей продолжает расти.

— Динамика последних лет такова: по итогам 2010 года просроченная задолженность потребителей перед "Газпром межрегионгазом" составляла 43,7 млрд рублей, по итогам 2011 года — 57,8 млрд рублей, 2012 года — 83 млрд рублей, 2013 года — 115,8 млрд рублей, 2014 года — 127 млрд рублей, 2015 года — 152,1 млрд рублей, — сообщили "Известиям" в компании.

— Это связано не только с кризисными явлениями в экономике, но и с недобросовестными действиями потребителей в ряде регионов, особенно на юге, где это своего рода хроническая болезнь. Более того, многие неплатежи формируются на уровне посредников, продавцов коммунальных услуг, которые собирают деньги с конечных потребителей, но недоплачивают поставщикам, — прокомментировал "Известиям" Алексей Гривач, замглавы Фонда национальной энергетической безопасности. Эксперт отмечает, что проблема становится более актуальной для "Газпрома" на фоне существенного падения экспортных цен. С конца 2014 года средняя цена газовых поставок "Газпрома" в Европу уменьшилась в два раза, с $350 за тысячу кубометров до $170.

В "Газпром межрегионгазе" рассказали о том, что пытаются взыскать долги самыми разными способами.

— Это, во-первых, претензионно-исковая работа. В 2015 году поданы иски на сумму 99,2 млрд рублей, что на 12,2 млрд больше, чем в 2014 году. Судебные решения вынесены на сумму 73 млрд рублей. Также предпринимаются меры по ограничению/прекращению поставок газа. В 2015 году из-за неоплаты поставок компании пришлось ограничить подачу газа или отключить от газоснабжения более 10 тыс. юридических лиц, — уточнили в "Газпром межрегионгазе".

Среди крупнейших неплательщиков: структуры ОАО "ТГК-2" — 10,4 млрд рублей (на 01.01.2016) и ООО "Центральная ТЭЦ" (Новокузнецк) — 1,97 млрд рублей. В настоящее время при участии "Газпрома" готовятся изменения в действующие нормативно-правовые акты. В частности, речь идет о Жилищном кодексе РФ, правилах поставки газа в РФ, порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.

Несмотря на обострение проблемы неплатежей, эксперты не видят опасности повторения ситуации 1990-х.

— Тенденция нарастания неплатежей по сравнению с предыдущими годами есть, но думаю, что в 1990-е годы с их бартерными схемами мы не вернемся, — отметил Алексей Гривач.

Иван Поспелов

 

 

Энергокомпании и их клиенты опасаются, что за надежность энергосистемы им придется дорого заплатить.

"Ведомости"

Минэнерго хочет обладать правом устанавливать требования к безопасности и надежности энергообъектов для всех участников энергосистемы — такие права предусмотрены в подготовленном в прошлом году законопроекте. В декабре документ прошел первое чтение в Госдуме.

Но накануне второго чтения вокруг предложений Минэнерго разгорелся спор. Проекту не хватает экономического обоснования, написал 21 марта член экспертного совета при правительстве, директор НП "Совет потребителей энергии" Василий Киселев министру открытого правительства Михаилу Абызову. Действующий закон "Об электроэнергетике" дает представление об экономической сущности надежности энергосистемы, а законопроект концентрируется на расширении регуляторно-контрольных полномочий Минэнерго, пишет Киселев. Необходимо установить достаточность надежности и определить ее исчислимые параметры, а также установить меру экономической ответственности "Системного оператора", считает автор письма. Включение в число субъектов электрорынка потребителей приведет к возложению на них ответственности за функционирование энергосистемы, пишет Киселев.

В нынешнем виде законопроект может обернуться дополнительными расходами для всех участников энергосистемы, если Минэнерго посчитает, что для обеспечения надежности требуется установить какое-либо оборудование, жалуются сотрудники энергокомпаний и потребителей энергии. Это могут быть "сотни миллиардов" рублей, говорит один из них. Весь энергорынок в 2015 г. — 6 трлн руб.

Всем не нравится, что "Системный оператор" отвечает только за надежность и никак не отвечает за экономику, хотя напрямую влияет на нее, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Нужно, чтобы минимальные требования к безопасности были обязательны для всех участников рынка, полагает директор НП "Совет производителей энергии" Игорь Миронов. А повышение качественных характеристик работы системы выше уровня обязательных должно обеспечиваться через рыночные механизмы, считает он.

Правительство должно получить полномочия принимать документы о надежности, говорит чиновник Минэнерго: существующие документы принимались во времена СССР. Причины последних крупных аварий (на Березовской ГРЭС, Василеостровской ТЭЦ, Самарской ГРЭС и др.) — недорегулирование, ошибки персонала, недостаточность ремонтов, перечисляет он. Получить комментарии представителя Минэнерго не удалось.

Иван Песчинский

Чиновники снова обсуждают реформу налогообложения нефтяной отрасли. Из-за низких цен экспортную пошлину могут обнулить, а для поддержки переработки — ввести акциз на нефть.

"Ведомости"

Сегодня в Минэнерго пройдет совещание по реформе налогообложения нефтяной отрасли, рассказали трое приглашенных. Среди вариантов — снизить экспортные пошлины до нуля, возможно, в ближайшем будущем. Это стало бы "логичным финальным шагом [налогового] маневра", говорит один из собеседников "Ведомостей". Маневр заключается в повышении НДПИ (в этом году — 857 руб./т, в 2017 г. — 919) при снижении экспортной пошлины — до 30% с нынешних 42%.

Повышение нагрузки на нефтяников — главная бюджетная интрига года, на такую возможность намекал Минфин. Президент обещал не повышать налоги до 2018 г., но в этом году с них решили взять больше за счет замораживания пошлин (НДПИ при этом вырос). Но пошлины сыграли с Минфином злую шутку: он планировал собрать дополнительно 200 млрд руб., но при $30/барр. получит лишь 65 млрд, подсчитала Vygon Consulting. Это один из аргументов в пользу их отмены, объясняет чиновник: при дешевой нефти бюджет все равно от них получает мало, а когда цены восстановятся, отказаться от пошлин психологически будет труднее.

Пошлины могут быть снижены после 2018 г., но некоторые чиновники полагают, что это реально уже со следующего года, рассказывают два собеседника "Ведомостей". Ставка НДПИ на этот случай, по их словам, еще не рассчитывалась. Чтобы компенсировать потери для бюджета от обнуления 30%-ной пошлины, НДПИ надо повысить в 1,5 раза — до 1400-1500 руб./т при $30-50/барр., оценивает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Бюджет выиграет, уверен чиновник: экспортная пошлина взимается примерно с 200 млн т экспортируемой нефти, а НДПИ — с 450 млн т добытой. Такой эффект есть и он уже действует в результате нынешнего маневра, подтверждает Ежов.

Отмена пошлин — давняя идея Минфина и в этом году он активизировался, рассказывают участники совещаний. Их можно обнулить после 2025 г., рассказывал в прошлом году нынешний замминистра финансов Илья Трунин. Минфин не выступал с такими предложениями, заявил его представитель. Минэнерго тему не комментирует.

Пошлины ввели, чтобы субсидировать нефтепереработку, — они сдерживают внутренние цены на нефть, которые рассчитываются как экспортная цена минус пошлины и расходы на транспортировку. А разница между пошлинами на сырую нефть и нефтепродукты (ее тоже предлагается отменить) стимулировала экспорт нефтепродуктов, а не сырой нефти.

Стимулы не помогли, а, наоборот, развратили НПЗ, позволяя им производить и экспортировать мазут. Пошлины искажают ценообразование — за редким исключением их нет нигде в мире, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. "Рано или поздно их надо отменять — это архаика, — признает чиновник Минэнерго, — но стоит ли форсировать этот процесс, непонятно". Если снижение пошлин уже ударило по марже НПЗ (через рост цены на сырье), обнуление может многих просто убить.

Если просто обнулить пошлины, не меняя другие параметры, минимум 3/4 НПЗ окажутся за гранью рентабельности, предупреждает Борисов: мощностей, чтобы заменить закрывшиеся НПЗ, нет. Пошлины делали российские НПЗ конкурентоспособными в сравнении с европейскими, отмечает Ежов.

Чтобы нейтрализовать удар от маневра в 2015 г., было решено понизить акцизы, но сейчас есть другая идея — ввести акциз на сырую нефть, рассказывают два собеседника "Ведомостей". При продаже нефти НПЗ компании будут выставлять покупателю акциз на нефть, который будет уплачиваться в бюджет, а затем НПЗ смогут получить вычет на сумму уплаченного акциза, причем в увеличенном размере — ставка увеличивается на повышающий коэффициент, объясняет один из чиновников. В итоге в такой форме НПЗ получают субсидии от государства. Аналогичный механизм отрицательных акцизов был введен для прямогонного бензина при маневре. Коэффициент увеличивается с каждым годом, сейчас он 1,6. Многие НПЗ не закупают нефть, а оказывают услуги по переработке — для них предстоит придумать отдельный механизм поддержки.

Акцизы на нефть — системное решение, объясняет чиновник. Снижение акцизов поможет всем НПЗ, а вычетом по акцизам на нефть не смогут воспользоваться "заводы-самовары", выпускающие мазут: они зачастую не регистрируются как НПЗ, — им придется уйти с рынка.

Теоретически НПЗ можно поддержать отрицательными акцизами, размер компенсации должен равняться отменяемой экспортной пошлине (около $10 на баррель при цене на нефть в $40), оценивает Борисов. Но даже в случае с малоиспользуемыми продуктами есть проблемы с применением на практике, быстро провести такую масштабную реформу будет крайне сложно, предупреждает он.

Второй риск для нефтяников при отмене пошлин — автоматически будут отменены льготы по пошлинам для некоторых месторождений. "Это лишь одна из проблем, и мы ее попытаемся решить через переход на НДД", — согласен чиновник Минэнерго.

Крупнейшие нефтяные компании не ответили на запросы "Ведомостей" либо отказались от комментариев. "Мы против любых резких движений в налогообложении, — говорит представитель одной из них, — чтобы можно было планировать деятельность, нужно, чтобы правила игры были стабильными".

Маргарита Папченкова, Александра Прокопенко, Алина Фадеева

 

 

Госкомпанию "Росгеология" лишат льгот после письма Игоря Сечина в Кремль.

"Газета РБК"

Минприроды готовится лишить "Росгеологию" привилегий при получении нефтегазовых недр для геологоразведки. В распоряжении РБК есть проект приказа Минприроды, после утверждения которого любая компания сможет получить для геологоразведки не более трех участков на суше и шельфе на основании заявки в Роснедра.

По наводке Сечина

С марта 2015 года преимущество перед остальными компаниями, в том числе перед "Роснефтью" и "Газпромом", при получении прав на геологоразведку нефтегазовых недр без подтвержденных запасов углеводородов — у "Росгеологии". Согласно принятому тогда приказу Минприроды лицензию на неизученные участки нераспределенного фонда, потенциально содержащие углеводороды, могут получать без аукционов и конкурсов 100-процентные госкомпании, основной деятельностью которых является геологоразведка. Такой компанией является только "Росгеология".

Монополист по недрам

"Росгеология" была создана правительством в июле 2011 года для геологоразведки недр, чтобы дорого продавать лицензии на разработку месторождений с разведанными запасами. Это акционерное общество со 100-процентным госучастием, в 2014 году внесенное указом президента в перечень стратегических. Компания является единственным исполнителем государственного заказа на изучение недр и в 2015 году получила от Роснедр заказы (в том числе на разведку твердых ископаемых) на 15,2 млрд руб., сообщала Счетная палата.

В октябре 2015 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подала в суд на Минприроды с требованием отменить приказ, мотивируя это нарушением антимонопольного законодательства. В качестве третьей стороны в процессе участвуют "Росгеология" и "Роснефть". Судебное заседание назначено на 18 апреля 2016 года.

Президент "Роснефти" Игорь Сечин еще 3 июля 2015 года написал письмо (есть у РБК) президенту Владимиру Путину с жалобой на Минприроды. По словам Сечина, для нефтегазовых компаний созданы необоснованные барьеры при проведении геологоразведки. Есть угроза нарушения их прав, так как новые участки могут быть рядом с уже разведанными месторождениями, на которых работает компания (подробнее см. врез). Путин поручил правительству разобраться.

Монополия как угроза

Сечин пишет Путину, что до монополии "Росгеологии" нефтегазовые компании в конкурентной борьбе доказывали право на получение поисковых лицензий на участки, перечень которых публиковали Роснедра. "Установление преимущественного права "Росгеологии" получать участки по заявительному принципу без включения их в соответствующий перечень Роснедр приведет к монополизации отрасли геологоразведки и поставит под угрозу выполнение задач государственной политики в сфере геологоразведки и воспроизводства минерально-сырьевой базы", — говорится в письме. Монополия "Росгеологии" может привести к появлению посреднических схем получения недр и снижению поступлений в бюджет, предупреждает Сечин.

В начале марта замглавы ФАС Андрей Цариковский говорил ТАСС, что ведомство надеется на мировое соглашение с Минприроды. "Министерство само проделало большую работу по этому делу, изменению приказа и приведению его в нормальное состояние. Я буду рад прекратить дело в связи с добровольным устранением нарушения", — говорил он.

Новый приказ

Новая редакция приказа Минприроды предусматривает, что любая компания может выбрать интересный ей участок и отправить заявку в Роснедра, подготовив предложения по геологическому изучению и обоснование границ. Если претендентов на участок несколько, то проводится аукцион. "Росгеология" сможет претендовать на нефтегазовые участки на общих основаниях.

Получить можно будет участки, на которых не проводилась геологоразведка за счет государства и площадь которых — не более 500 кв. км. Минобороны и ФСБ должны подтвердить, что земля не имеет стратегического значения, а Минприроды — что на ней нет заповедников и охраняемых территорий. Заявитель не может получить более трех участков из такого перечня. Однако документ не ограничивает количество "дочек" компаний-недропользователей, которые могут подавать заявки на получение участков.

Проект приказа должен утвердить Минюст и подписать министр природных ресурсов Сергей Донской. В начале марта он обещал, что заявительный порядок заработает во втором полугодии 2016 года. Представитель министерства во вторник вечером сказал, что документ пока согласовывается с другими ведомствами.

Представитель "Роснефти" Михаил Леонтьев говорит, что компании нужно изучить проект приказа Минприроды. "Роснефть" удовлетворит компромисс в виде равных прав для участников рынка на получение лицензий на геологоразведку, отмечает Леонтьев и говорит, что в этом случае суд может завершиться мировым соглашением. По словам представителя "Росгеологии" Антона Сергеева, компанию устраивает нынешняя редакция приказа, однако она готова к любым решениям своего акционера.

В ожидании эффекта

Донской говорил, что заявительный порядок поможет увеличить инвестиции недропользователей в геологоразведку на 30%. В докладе Роснедр по итогам работы в прошлом году говорится, что государство потратило в 2015 году на геологоразведку нефти и газа 13,5 млрд руб. (снижение на 18%), а государственные и частные компании — 270 млрд руб. (снижение на 15%).

Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров осторожен в прогнозах. Из-за кризиса есть сомнения, что крупные нефтяные компании будут наращивать вложения в геологоразведку участков с отсутствующими запасами нефти и газа. Но наличие такой возможности дает им выбор, отмечает Нестеров, вкладывать или нет средства в проекты, учитывая географию участков, логистику и возможные объемы добычи. Нестеров напоминает, что по статистике прирост запасов лишь на 6% дают новые открытые месторождения, а 14% — переоценка запасов на действующих месторождениях и еще 80% — доразведка старых месторождений нефтяников.

Людмила Подобедова

 

 

<< Март, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ