conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

23.05.2014

Минэнерго обещает им льготы на шельфе и по выработанным месторождениям.

"Известия"

Минэнерго обещает им льготы на шельфе и по выработанным месторождениям.

Уже в этом году Россию ждет замедление темпов  экономического роста. Это дал понять сегодня, выступая на Петербургском экономическом форуме, министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Он также констатировал, что уровень экспорта нефти и газа будет падать, газовые цены не вырастут, а значит, бюджету нужно рассчитывать на сокращение доходов от налоговой нагрузки на сырьевой сектор. Нефтяники при этом продолжают лоббировать новые льготы для своего бизнеса, а также сокращение административных барьеров, мотивируя это необходимостью снижать в перспективе сокращение нефтедобычи за счет реализации капиталоемких проектов по добыче "трудной нефти" из сланцевых пород и Баженовской свиты.

По словам президента "Лукойл Оверсиз" Андрея Кузяева, для стимулирования разработки месторождений нетрадиционной нефти необходимо менять налогообложение и стимулировать конкурентную среду. Нефтяники просят новых льгот по НДПИ для месторождений Баженовской свиты, вплоть до 0%. Кроме того, Андрей Кузяев призвал стимулировать конкуренцию в области геолого-разведочных работ по нетрадиционной нефти и газу, допуская на рынок новых игроков в виде малых и средних компаний.

— Некоторые запасы углеводородов не интересуют крупные компании, зато их смогут эффективно разработать небольшие. Именно они, а не нефтяные мейджоры, стояли у истоков сланцевой революции в США. Нужно пересмотреть роль нефти как государственного достояния, — сказал он, выступая на панельной сессии "Новые технологии добычи углеводородов: потенциал использования в России".

По словам Григория Выгона, главы Энергетического центра "Сколково", точка безубыточности добычи "трудной" нефти Баженовских свит из-за высокой налоговой нагрузки на сектор ниже, чем в США. Если в США это $60 с каждого барреля, то в России после введения пакета налоговых льгот в этой сфере она выросла до $48-50. Учитывая, что себестоимость добычи традиционной нефти в некоторых регионах составляет $24 за баррель, многим компаниям попросту невыгодно вводить в эксплуатацию "трудные" запасы, так как это требует крупных инвестиций как в технологии, так и в бурение, которое в Западной Сибири практически в пять раз дороже, чем в США. А при частом изменении налогового законодательства окупаемость таких долгосрочных инвестиций трудно прогнозировать.

Заместитель главы Минэнерго Кирилл Молодцов в четверг на форуме пообещал нефтяникам новый пакет налоговых льгот и снятие административных барьеров для отрасли  на уровне правительства. По его словам, пока темпы падения нефтедобычи в России преувеличены: по итогам текущего года по сравнению с 2013 он ожидает его прироста на 1%. Однако он признает, что стимулировать извлечение "трудной нефти" Баженовской свиты и других отложений, а также сверхвязкой нефти необходимо уже сегодня.

— Минэнерго обсуждает с профильными ведомствами возможность увеличения процента месторождений, которые подпадут под налоговые льготы по НДПИ по проценту выработанности: процент нужно повысить с 3 до 13. Кроме того будут новые льготы по шельфовым месторождениям в Охотском и Японском морях. Также Минэнерго совместно с Минпромторгом разрабатывают меры по стимулированию нефтесервисного рынка: от приоритетного использования российской техники в этой области до привлечения технологий и опыта иностранных партнеров в отечественных проектах. В ближайшее время предложения планируется внести в правительство, — сказал Кирилл Молодцов.

Помимо высокой налоговой нагрузки нефтяники видят главным препятствием к расширению добычи сланцевой и глубоко залегающей нефти в дорогом и некачественном нефтесервисе.

— Стоимость создания горизонтальной скважины глубиной 1,5 км в РФ — $15-20 млн, а в США в последние годы она упала с $8 млн до $3-3,5 млн. Эти месторождения будет выгодно разрабатывать, если сервис  и бурение станут дешеветь, — сказал Кузяев.

По словам главы "Газпром нефти" Александра Дюкова, есть большая разница в том, как работают международные сервисные компании в России и на Западе.

— Качество людей (сотрудников этих компаний) в России ниже. И это влияет в том числе на итоговую стоимость скважин, которая не в 5, но в 1,5 раза точно выше американской. Но у Бажена в России огромный потенциал и уже скоро нефтесервис в России будет не менее привлекательным и конкурентным, чем в Северной Америке, — надеется  он.

Выступавшие топ-менеджеры "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойла" констатировали технологическое отставание России в области разработки "трудной" нефти и в освоении шельфа: отставание они оценивают от 20 до 5-7 лет. По словам вице-президента "Роснефти" Эрика Лирона, пока компании нерентабельно разрабатывать нетрадиционные нефтяные ресурсы по экономическим причинам.

— Сейчас мы задумываемся о разработке этих ресурсов из-за истощения традиционных, однако пока 50% пробуренных методом гидроразрыва пласта скважин не показали притока нефти, это слишком много для того, чтобы проекты считались рентабельными. Они станут таковыми, когда цифра снизится до 10% "сухих" скважин, — сказал Лирон.

Людмила Подобедова

 

 

Правительство хочет знать настоящих владельцев энергокомпаний.

"Взгляд"

Требования по раскрытию конечных владельцев инфраструктурных компаний будут расширены в том числе на компании в области энергетики и связи. "Государству необходимо понимать, что среди бенефициаров энергетических компаний нет представителей группы стран, активно пропагандирующих введение санкций против России", комментируют эксперты.

Правительство дало поручение Минэкономразвития распространить требования по раскрытию конечных владельцев на компании в сфере энергетики и связи, изменив законопроект, находящийся в стадии обсуждения.

"Я знаю, что есть поручение распространить механизм раскрытия информации (о конечных владельцах) не только на компании, работающие в сфере транспортных услуг и транспортной инфраструктуры, но вообще на все инфраструктурные компании", — рассказал заместитель министра Сергей Беляков, передает ИТАР-ТАСС. По его словам, дальнейшая работа МЭР над законопроектом будет проходить в рамках этого нового поручения.

Речь идет о законопроекте "О раскрытии информации о бенефициарных владельцах хозяйствующих субъектов, владеющих особо значимыми объектами транспортной инфраструктуры", который был опубликован для обсуждения в сентябре 2013 года.

Необходимость в таком законопроекте стала очевидной, когда государство столкнулось с проблемой при попытке узнать, кто же является владельцем аэропорта Домодедово — стратегически важной транспортной компании. После того, как в аэропорту произошел теракт, президент Дмитрий Медведев потребовал, чтобы за происшествие ответили владельцы компании. А кто они — неизвестно. Более того, даже прокуратуре по поручению президента не удалось найти бенефициаров аэропорта. Потом под всей этой шумихой и давлением аэропорт все-таки сообщил, кто им владеет — хозяином оказался Дмитрий Каменщиков, глава совета директоров Домодедово.

Проанализировав ситуацию, государство решило создать специальный закон, который изначально должен был помочь раскрыть владельцев стратегически важных объектов транспортной инфраструктуры — аэропортов, портов, вокзалов, станций и т. д. Однако теперь в этот список попали и энергетические компании.

Согласно законопроекту, владельцы таких компаний должны быть раскрыты как в текущем режиме, так и по запросу уполномоченных органов. Предполагается, что закон вступит в силу в момент опубликования, после чего все бенефициары, которые на момент подписания закона владеют прямо или косвенно более чем 1% акций в инфраструктурных компаниях, обязаны будут раскрыться в течение трех месяцев после подготовки всех необходимых форм документов. А потом в течение месяца компании-операторы, получив информацию от бенефициаров, должны будут передать ее уполномоченному органу.

Нарушение закона грозит штрафами: 40-50 тыс. рублей для должностных лиц и 300-500 тыс. рублей для юрлиц. Плюс собственников, которые не раскрылись, будут лишать права голоса на общем собрании акционеров. Выяснять, кто собственник, при отказе компании самой раскрыться будут сотрудники ФСБ в ходе оперативно-разыскных мероприятий.

Знать, кто именно стоит за тем или иным объектом, государству в целом необходимо, чтобы предоставить налоговым органам больше возможностей для взимания скрываемых сейчас налогов, для борьбы с преступными доходами и выводом капитала за рубеж.

Принципиальное решение правительства узнать владельцев не только транспортных, но и энергетических компаний можно объяснить нынешней ситуацией противостояния Запада и России. "Энергетическая отрасль является стратегической для России, и ввиду непростой внешнеэкономической ситуации в настоящее время государству необходимо понимать, что среди бенефициаров энергетических компаний нет представителей группы стран, активно пропагандирующих введение санкций против России", — говорит газете ВЗГЛЯД член президиума Ассоциации молодых предпринимателей Александр Толстых.

Кроме того, зная имена акционеров, государство сможет выстроить более эффективный диалог с российским бизнесом. "Этот диалог необходим, как минимум, чтобы увеличивать присутствие российских компаний при реализации инфраструктурных проектов в сфере ТЭК. Государство должно контролировать процесс реализации данных проектов, так как в конечном итоге именно оно будет нести ответственность перед внешними потребителями энергоресурсов", — считает Толстых.

Сложная политическая ситуация вынуждает подходить к отдельным вопросам в режиме ручного управления, для чего нужно знать подноготную бизнеса. Если доверять развитие коммуникационной инфраструктуры "чужим", в нынешней политической ситуации это также может выйти боком. Сейчас это особенно важно и в свете развития большого числа инфраструктурных объектов в разных секторах. "Государство должно знать, с кем оно сотрудничает по этим проектам и кому доверяет государственные средства. Это поможет избежать возможных конфликтов интересов при участии в тендерах и госзаказах, а также увеличить прозрачность и усилить контроль за бюджетными средствами", — говорит член экспертного совета комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, адвокат компании "Налоговик" Сергей Варламов.

Например, зная бенефициаров, можно будет проследить, куда уходят деньги, выделенные государством, не выводятся ли они за границу, не кладутся ли в карман владельцев вместо развития объектов, рассказывает Варламов. Также информация о собственнике позволяет понять, не стоит ли за компанией, участвовавшей в тендере, мошенник или человек с плохой деловой репутацией.

"Кроме того, зная бенефициара, государство сможет проверить, платит ли он налоги", — добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Говорить о том, что это спугнет компании и они откажутся вкладываться в тот или иной проект, нельзя. Потому что по закону раскрыть бенефициаров должны все компании в обычном режиме, а не в момент участия в проекте, считает руководитель центра "Общественная Дума" Роман Терехин.

А вот нагрузка на госорганы из-за необходимости сбора и обработки очень большого массива информации однозначно увеличится, а значит, и расходы бюджета, отмечает эксперт. "Может сложиться ситуация, когда бенефициары начнут избавляться от маленьких долей акций, чтобы не раскрывать себя, что может ударить по компаниям и бизнесу в целом", — не исключает Терехин.

Еще один минус для бизнеса, по его словам, в том, что государство может злоупотребить своими расширенными правами. Нераскрытие собственника станет поводом, например, чтобы вмешаться в деятельность компании, применять санкции и проводить проверки, а их результаты использовать в суде.

"Особенно это будет проблемой для компаний, чьи акции обращаются на бирже, ведь у них постоянно меняются бенефициары, владеющие 1% акций и более. А значит, в случае несвоевременного раскрытия информации госорганы в любой момент могут подвергнуть такие компании проверкам. Недобросовестные проверяющие таким способом могут добиваться взяток или помогать конкуренту "отжать" бизнес", — говорит Терехин.

Ольга Самофалова

 

 

Чиновники не могут договориться о сроках приватизации доли в госкомпании.

"РБК daily"

На Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) чиновники разошлись во мнении о сроках приватизации "Роснефти". Продажа крупного пакета в этом году поможет выполнить план по приватизации. Но экстренной необходимости в дополнительных доходах бюджета нет, считает первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Правительство всерьез обсуждает возможность ускорения приватизации "Роснефти", сообщила вчера руководитель Росимущества Ольга Дергунова. Компания стоит в планах приватизации до 2016 года. Незадолго перед этим министр экономического развития Алексей Улюкаев сказал, что часть госпакета в "Роснефти" может быть продана как по долям, так и целиком. Размер пакета составляет 19,5%, в таком случае у государства остается контроль в компании. Это около 475 млрд руб. по текущим котировкам на Московской бирже.

Министр финансов Антон Силуанов считает, что приватизация возможна уже в этом году. Это позволило бы кратно перевыполнить годовой план по приватизации. "Приватизация 19,5% акций на нынешнем нефтяном рынке представляется осмысленной экономической операцией и технически находящейся в высокой степени готовности", — сказал он в кулуарах ПМЭФ.

Для продажи такого крупного пакета сейчас нет благоприятных условий, не согласен помощник президента Андрей Белоусов. По его словам, цена выставляемых на продажу акций должна быть выше цены первичного размещения на рынке (7,55 долл. за акцию, сейчас — 6,7 долл. — РБК), рассказал он журналистам на форуме.

Экстренной необходимости в быстрой приватизации "Роснефти" нет, поддерживает первый вице-премьер Игорь Шувалов. "Вчера рассматривали только всю ситуацию с бюджетом, поправки в федеральный закон о бюджете — ситуация пока стабильная, никаких дополнительных доходов в виде вот такой экстренной продажи нет. Все должно быть вовремя", — констатировал он.

Окончательное решение по срокам еще не принято, уточнила вчера Дергунова.

"В этом году мы прогнозируем профицит бюджета на уровне 0,5% с учетом ослабления курса рубля, так что, действительно, в экстренной продаже доли "Рос­нефти" нет необходимости", — говорит главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.

"Роснефть" можно было бы продать дороже текущих уровней, говорит управляющий портфелями акций Concern General Invest Владислав Метнев. Но нужно учитывать риски снижения цен на нефть, поэтому чиновники и спорят по поводу сроков.

Представитель "Роснефти" сообщил РБК, что компания выполнит любую директиву главного акционера. Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова отказалась прокомментировать РБК официальную позицию правительства по вопросу приватизации "Роснефти".

Александр Ратников, Юлия Забавина

 

 

Новый Свет диктует Старому энергосценарий.

"Независимая газета"

Российско-китайское газовое соглашение воспринимается в политических кругах и прессе Запада как явление глобального плана, стимулирующее развитие обеих держав и увеличивающее их вес в мировой политике. В штаб-квартире ЕС нервничают: возможности предпринимаемого и планируемого давления на Россию в сфере энергетики зримо сужаются, поскольку "Газпром" уже не повязан одним европейским рынком. По мнению наблюдателей, это подтверждает бесперспективность антироссийских санкций, в связи с чем американская дипломатия предпринимает срочные шаги, чтобы удержать Брюссель на конфронтационной линии в украинском кризисе.

Как пишет Spiegel, "в обстановке растущей изоляции из-за украинского кризиса Россия путем газового договора укрепляет связи с Китаем. Для Москвы это также сигнал в адрес Запада, что политика санкций не функционирует". Западные эксперты называют шанхайскую договоренность "гигантским гешефтом". Налицо российская стратегия диверсификации, благодаря которой "Россия расширяет круг клиентов за счет еще одного крупного приобретателя газа". ЕС же проигрывает, поскольку Китай, до сих пор зависевший от европейского газового рынка, теперь переориентируется на российского соседа. Да и РФ, свидетельствует Wirtschaftswoche, становится менее зависимой от европейских стран.

В Европе отмечают, что договор между "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) не представляет опасности для надежного газоснабжения стран ЕС из России. Экономисты уже отметили, что для Китая энергоресурсы дадут новые месторождения, а уже действующие так и останутся за Европой.

Но ситуация для Брюсселя все же требует переосмысления. Стало ясно, что планы уменьшения зависимости ЕС от сибирского газа бессмысленны как инструмент давления на Россию. Фактически за ними стоят США. Так, будучи на днях в Румынии, вице-президент Джозеф Байден наставлял европейцев противодействовать России, якобы использующей энергоресурсы как "оружие против региона".

Ряд западных СМИ полагает, что политика США и ЕС в украинском кризисе имеет эффект бумеранга, так как ускорила заключение не только газового, но и других важных соглашений между Россией и Китаем. Во спасение этого курса госсекретарь Джон Керри заявил, что данные договоренности не связаны с напряженностью вокруг Украины и "не являются срочной реакцией на то, что сейчас происходит". Сообщается также, что на прошлой неделе министр финансов США Джейкоб Лью, словно забыв, что находится в Пекине, ничтоже сумняшеся призывал не предпринимать шагов, которые перечеркивали бы влияние санкций на Россию.

Наблюдатели видят в газовом соглашении недвусмысленную поддержку Москвы в украинском кризисе. "Россия и президент Путин демонстрируют, что изолированы не полностью, — отмечает эксперт Оксфордского института энергетических исследований Кен-Вук Пайк. — Россия показала, что имеет в лице Китая очень надежного партнера".

Евгений Григорьев

<< Май, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ