23.06.2017
Государство может начать субсидировать ставки по кредитам для проектов возобновляемой энергетики. Проект Энергостратегии-2035 не исключает такой меры.
"Ведомости"
Правительство может начать субсидировать ставки по кредитам для проектов в возобновляемой энергетике. Этот пункт внесен в проект Энергостратегии-2035 в числе мер, которые будут способствовать развитию возобновляемой энергетики. В документе предусмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным для развития производства организациями, производящими энергию на основе возобновляемых источников энергии.
Предложения были подготовлены Ассоциацией солнечной энергетики еще в конце прошлого года, рассказал "Ведомостям" представитель "Хевела" (является членом ассоциации). Сама энергостратегия еще не утверждена правительством. Представитель Минэкономразвития переадресовал вопрос в Минэнерго, представитель которого не ответил на запрос.
Среди возможных форм льготного финансирования ассоциация предложила три варианта: льготное субсидирование ставок по банковским кредитам, предоставление финансирования по ставкам ниже рыночных банком развития (ВЭБом) или финансирование через специальный фонд развития возобновляемой энергии.
Стоимость привлеченного финансирования — один из основных факторов, влияющих на себестоимость производства электроэнергии, отмечается в отчете ассоциации. Но у возобновляемой энергетики в отличие от традиционной основной объем инвестиций приходится на начало жизненного цикла электростанции, передал через представителя гендиректор "Хевела" Игорь Шахрай. При этом у солнечных электростанций нет топливных затрат и практически отсутствуют расходы на эксплуатацию, которые составляют большую часть цены у традиционных электростанций, отмечает он, это позволяет впоследствии снижать цену на электроэнергию.
Правительство поддерживает развитие возобновляемой энергетики в России с помощью договоров о предоставлении мощности (ДПМ), которые гарантируют инвесторам возврат вложенных средств с базовой доходностью 12%. При этом производство оборудования для таких проектов должно быть локализовано на 65% к 2020 г.
Если будут субсидироваться кредитные ставки по кредитам для организации в России производства энергооборудования, то это, несомненно, полезная мера поддержки, отметил представитель структуры "Росатома" "ВетроОГК". В 2016 г. она выиграла конкурс на строительство 610 МВт ветрогенерирующих установок и получила на это проектное финансирование от Газпромбанка на 64,6 млрд руб. В 2017 г. "ВетроОГК" добрала еще 360 МВт. Инвестиции в строительство почти 300 МВт ветряных электростанций уже оценила "Энел Россия" — компании на это понадобится около 400 млн евро, большая часть из которых будут заемными.
ВТБ активно сотрудничает с компаниями энергетической отрасли, в том числе по проектам возобновляемой энергетики, и готов рассматривать различные формы участия в подобных проектах, сказал представитель банка. ВЭБ участвует в проектах ВИЭ, которые сейчас стимулируются через ДПМ, сказал его представитель, если будет принято решение о другом механизме, банк рассмотрит и такую возможность. Его коллеги из Сбербанка и Газпромбанка не ответили на запросы.
Обычно в проектах возобновляемой энергетики 70-80% финансируется за счет долговых инструментов, сейчас российские энергокомпании занимают деньги в среднем под 10-11%, говорит аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр. С учетом того что Россия хочет довести объем электроэнергии, вырабатываемой возобновляемыми источниками, до 45 млрд кВт ч в год к 2035 г., на такой объем потребуется примерно 17 ГВт мощности, оценивает он, такая программа, по текущим оценкам, будет стоить 1,85 трлн руб. Таким образом, если субсидировать эту ставку до уровня 8-9% (9% — ключевая ставка ЦБ РФ), то на снижение ставки потребуется 25-27 млрд руб. субсидий ежегодно, посчитал Скляр.
Обычно субсидируемая часть рассчитывается как процент от ключевой ставки, добавляет руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова, например, в сельском хозяйстве покрывается до 100% ключевой ставки.
Иван Песчинский
"Роснефть" выведет в субхолдинги отдельные виды бизнеса, чтобы затем привлечь в них инвесторов. Первыми будут заправки.
"Ведомости"
До конца 2017 г. "Роснефть" разработает новую стратегию, которой будет придерживаться до 2022 г., рассказал в четверг на годовом собрании акционеров главный исполнительный директор госкомпании Игорь Сечин.
Стратегия позволит увеличить капитализацию "Роснефти" на 25-30%, прирост добычи нефти составит до 30 млн т (13%, в 2016 г. компания добыла 210 млн т сырья), отметил топ-менеджер. В четверг капитализация "Роснефти" на Московской бирже составила 3,4 трлн руб.
Один из пунктов стратегии — переход на холдинговую структуру владения и управления. Пилотным проектом станет розничный бизнес, сказал Сечин. До конца года он будет выделен в отдельный холдинг, "Роснефть" делегирует ему часть стратегических и управленческих решений, пояснил "Ведомостям" близкий к "Роснефти" человек. У компании крупнейшая сеть АЗС в России — 2897 (включая арендованные).
В презентации Сечина отмечено, что в холдинги могут быть также преобразованы нефтепереработка (13 НПЗ в России и доля в пяти предприятиях за рубежом) и нефтехимические бизнесы. Решение создать холдинговую структуру может быть связано с разной прибыльностью дивизионов, предполагает аналитик БКС Кирилл Таченников. Например, доходность переработки нефти упала из-за налогового маневра, добавляет он. В феврале источники "Ведомостей" рассказывали, что "Роснефть" рассматривает возможность продажи четырех своих российских НПЗ из-за падения маржи переработки, но инвесторов до сих пор не нашла.
В отдельные холдинги компания может привлечь новых партнеров, разделив тем самым риски, но контроль над этими компаниями "Роснефть" сохранит за собой, рассказали два собеседника "Ведомостей", близких к компании. В случае привлечения инвесторов "Роснефть" готова выплатить своим акционерам полученные средства в виде спецдивидендов, обещает один из них. Представитель госкомпании это комментировать не стал.
Холдинговая структура позволит повысить качество и быстроту управления структурными подразделениями, перечисляет преимущества собеседник "Ведомостей". Она позволит сократить численность центрального аппарата, "кристаллизовать финансовый результат, повысить капитализацию, ответственность за финансовый результат", отметил Сечин. Но сейчас компания и так отражает в отчетности результаты по каждому сегменту, недоумевает управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. По его словам, холдинговая структура имеет смысл, если компания занимается различными видами бизнеса. Переработка, нефтехимия и розничные секторы — связанные между собой виды деятельности. Возможно, холдинговая структура позволит сэкономить на налоговых платежах, добавляет Вахрамеев. Но выгоды для "Роснефти" от переходов к холдинговой структуре он не видит.
Вряд ли холдинговая структура создается с целью увеличить дивиденды акционерам "Роснефти", государству проще это сделать, например, через снижение налогов, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Сейчас дивидендная политика "Роснефти" предусматривает выплату акционерам не менее 35% чистой прибыли по МСФО. Но 20 июня президент России Владимир Путин попросил Сечина рассмотреть вопрос увеличения дивидендов до 50%. Сечин эту идею поддержал, а на собрании акционеров объявил, что со следующего года компания будет выплачивать им половину прибыли.
Возможно, компания готовится к новым сделкам, допускает Полищук. Холдинги можно было бы использовать для обмена активами с иностранными партнерами. "Сейчас мало кому на нефтяном рынке нужны просто деньги, а стратегический обмен активами в будущем важен", — добавляет он.
Розничный сегмент сейчас непривлекательный и найти инвестора будет сложно, скептичен гендиректор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. По его словам, уже более полугода в рознице держится низкая маржа из-за высоких оптовых цен, которые находятся на рекордных уровнях во многом из-за действий самих же нефтяных компаний. Российский рынок нефтепродуктов стал слишком монополизированным и рискованным для инвестиций, добавляет Турукалов. Инвестору также нужно будет учитывать непредсказуемость налоговой политики государства в нефтяном секторе. "Для компании привлечение инвестора — хороший вариант развития событий. Инвестор же берет на себя слишком большие риски", — заключает он.
Виталий Петлевой, Галина Старинская
"Газпром" назвал стоимость строительства газопровода в Турцию.
"Газета РБК"
Зампредправления "Газпрома" Андрей Круглов оценил стоимость строительства "Турецкого потока" в $6 млрд. Ранее компания планировала потратить на этот проект €11,4 млрд, но тогда речь шла о трубопроводе в два раза большей мощности.
Текущая оценка инвестиций "Газпрома" в реализацию строительства трубопровода "Турецкий поток", по которому газ будет поставляться через Черное море в европейскую часть Турции и далее к границе с Грецией, составляет $6 млрд, заявил заместитель председателя правления "Газпрома" Андрей Круглов. Он уточнил, что часть этих средств уже потрачена на закупку труб для прокладки "Южного потока" (проект был заморожен в декабре 2014 года из-за того, что его под давлением Еврокомисcии отказалась поддерживать Болгария).
По словам Круглова, проект строительства "Турецкого потока" может быть реализован только за счет средств "Газпрома". Но, сообщил топ-менеджер, остается возможность привлечь проектное финансирование для реализации морской части проекта.
Ранее "Газпром" оценивал стоимость строительства газопровода в €11,4 млрд, но тогда речь шла о прокладке четырех ниток общей мощностью 63 млрд куб. м газа в год. Однако в октябре 2016 года было принято решение сократить мощность газопровода вдвое, до двух ниток мощностью 15,75 млрд куб. м каждая. Первая будет предназначена для турецкого рынка, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Строительство морского участка этого газопровода у российского побережья Черного моря началось 7 мая 2017 года.
Представитель "Газпрома" подтвердил РБК, что размер инвестиций для реализации "Турецкого потока" актуализирован после пересчета стоимости проекта с учетом двух ниток. Инвестиции "Газпрома" в строительство газопровода в 2017 году составят 42 млрд руб., следует из материалов компании.
Корректировка суммы затрат на трубопровод вполне логична, считает директор энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Татьяна Митрова: "Мощность планируемых труб меньше, и часть средств уже была потрачена в рамках "Южного потока". По ее мнению, указанную сумму "Газпром" в состоянии привлечь и освоить самостоятельно. К тому же эксперт полагает, что "Турецкий поток" может ограничиться и одной ниткой, если не получит всех необходимых одобрений регуляторов для поставок газа на рынок Южной Европы. А это не исключено в свете новых санкций Запада: "Привлечение иностранных инвестиций в условиях принятых конгрессом США, но еще не закрепленных окончательно новых санкций может оказаться проблематичным из-за нежелания зарубежных партнеров нести риски последствий санкций", — говорит Митрова.
Круглов также рассказал, что "Газпром" планирует повысить прогнозную стоимость экспортной цены газа с $166 за 1 тыс. куб. м (сейчас заложена в бюджет компании) до $180 за 1 тыс. куб. м. По его словам, изменение планируется внести в рамках актуализации инвестпрограммы "Газпрома" на текущий год, которую проведут в сентябре. Сейчас размер инвестиций в газовый бизнес компании на этот период составляет 911 млрд руб., говорится в материалах "Газпрома". Компания исходит из того, что средняя цена на нефть в 2017 году составит $48 за баррель, а курс доллара — 63 руб. Эти данные также могут быть скорректированы к сентябрю по итогам анализа рыночной ситуации, сказал Круглов. Он оценил доходы "Газпрома" от экспорта газа в 2017 году в $32-34 млрд.
Монополия в текущем году планирует занять 288 млрд руб., сообщил Круглов журналистам. Сейчас компания уже привлекла 240 млрд руб. и намерена привлечь оставшиеся 48 млрд до конца июня. Ранее "Газпром" занимал ежегодно около 90 млрд руб. Рост долговой нагрузки в этом году связан с девальвацией рубля, пояснил топ-менеджер. Размер ежегодных заимствований в валюте сохраняется на уровне $4-5 млрд, добавил он.
Общая долговая нагрузка "Газпрома" на конец 2016 года составила $46,6 млрд. Пик погашения долговых обязательств компании придется на 2018 год. Согласно материалам "Газпрома" в 2017 году компания должна выплатить $7,4 млрд, в 2018-м — $11,7 млрд, в 2019-м — $6,9 млрд, в 2020 году — $4,3 млрд.
Людмила Подобедова
Штраф за плохой бензин станет два миллиона рублей.
"Российская газета"
Штрафы за производство и продажу некачественного топлива, из-за которого ломаются машины и происходят более глобальные ЧП, могут сильно возрасти. Правительство внесло в Госдуму проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), разработаные минпромторгом.
Предлагается наказывать серьезными штрафами всех лиц, которые допустили нарушения требований технрегламента Таможенного союза к топливу и мазуту. Касается это как прямых производителей бензина, дизтоплива и мазута, так и продавцов. Так, если были выявлены нарушения по маркировке продукции и содержанию необходимой для потребителя информации, то индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц оштрафуют на 100-300 тысяч рублей. Если же проблемы именно с качеством производимого и реализуемого топлива, то вводятся так называемые оборотные штрафы в один процент совокупной выручки, полученной от продажи (но не менее 500 тысяч рублей). Если такое нарушение будет зафиксировано еще раз, то штраф составит два миллиона рублей, либо речь пойдет о приостановлении деятельности предприятия или заправки на срок до 90 суток. Сейчас в КоАПе тоже есть штрафы для недобросовестных производителей и продавцов: для ИП — 20-30 тысяч рублей, для юрлиц — 100-300 тысяч. Ответственность для нарушителей — до 1 миллиона рублей может наступить, если пострадавший сможет доказать, что именно бензин привел к поломке его авто.
Проверяет качество топливо Росстандарт. И по его данным за первый квартал этого года, в 20 из 120 проверенных АЗС были зафиксированы нарушения. В среднем же, как рассказали "РГ" в минпромторге, 30 процентов производителей у нас работают с нарушениями. Среди АЗС доля нарушений в 2012 году составила 31процент, в 2013 и 2014 годах — по 33процента, а в 2015-м — 42,5 процентов. Значительная доля нарушений приходилась на независимые АЗС. Больше всего нарушений на АЗС было в Приволжском федеральном округе (47%), Северо-Западном (44%), Южном и Северо-Кавказском (44%) округах. Самые распространенные нарушения выявляются по таким показаниям, как "массовая доля серы", "температура вспышки в закрытом тигле", "октановое число". Проще говоря, 95-й бензин по своим химическим показателям не дотягивает и до 92-го, а под 92-м продают и еще более грязную смесь. В Москве даже создали "черный список" АЗС, который можно найти на сайте департамента природопользования и охраны окружающей среды и постоянно обновляется. Как рассказали в департаменте, кандидаты в этот список попадают по результатам плановых и внеплановых (по обращениям москвичей) проверок. "Когда предприятие штрафуют, его вносят в "черный список" — до проведения повторной проверки, которая обычно проходит через 3-4 месяца. Если при повторной проверке нарушений не выявлено, то предприятие исключают из "черного списка", — рассказали в департаменте. Сейчас в списке 26 АЗС. И, как показывает практика, никто надолго не хочет там задерживаться.
Ольга Игнатова