conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

23.07.2014

В условиях санкций фискальное бремя могут переложить с бизнеса на граждан.

"Независимая газета"

Корректировка налоговой политики государства вызывает горячие споры среди действующих и бывших министров, подключился к спору и Следственный комитет. Минфин прорабатывает разные варианты увеличения налоговой нагрузки. Так, введение регионального налога с продаж одновременно с налогом на добавленную стоимость (НДС) — похоже, дело решенное. Минэкономразвития (МЭР) называет такие новации рискованными. Экс-глава Минфина Алексей Кудрин советует частично переложить налоговое бремя с бизнеса на население. Споры разгораются вокруг нюансов, но в главном консенсус достигнут — налоги повысят. И именно это тревожит экспертов больше всего, ведь экономический рост под налоговым бременем зачахнет.

К спорам о том, как именно надо скорректировать налоговую политику государства при затухающем экономическом росте и на фоне санкций, подключаются не только действующие министры, но и бывшие.

Вчера стало известно, что экс-министр финансов Алексей Кудрин не поддерживает некоторые налоговые инициативы Минфина. По его мнению, в условиях слабой экономики, когда предприятия сталкиваются с сокращением прибылей и не могут инвестировать в расширение производства, рост налогового бремени на бизнес лишь еще больше ухудшит ситуацию. Единственный возможный маневр, допустимый в сложившихся условиях, — это, как считает Кудрин, небольшое повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В конце концов, если налоговая нагрузка для бизнеса неподъемна, ее частично можно переложить на население, полагает экс-министр финансов.

Напомним, в Минфине сейчас ищут внутренние источники доходов и пытаются сбалансировать бюджеты субъектов РФ, которые оказались в сложном положении из-за необходимости выполнять майские указы президента по повышению зарплат бюджетников.

В частности, в "Основных направлениях бюджетной политики" на ближайшую трехлетку указано, что "предусматривается возможность введения регионами налога с продаж со ставкой в размере до 3%". "Реализация данной меры позволит повысить обеспеченность бюджетов субъектов РФ собственными доходами, увеличив доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2015 году на 194,8 млрд руб., в 2016 году на 210,7 млрд руб., в 2017 году на 230 млрд руб.", — говорится в документе.

Как потом пояснял журналистам министр финансов Антон Силуанов, также рассматривается вариант повышения на несколько процентов ставки НДФЛ, а в среднесрочной перспективе может быть повышена ставка НДС.

Внедрение регионального налога с продаж с сохранением НДС и, более того, с перспективой его увеличения в Минэкономразвития считают крайне рискованной мерой для экономического роста, инвестиционного процесса и для инфляции. "Я с большой настороженностью на это смотрю. Эти предложения должны быть очень подробно проанализированы", — заявил в конце пошлой недели в Сиднее на полях встречи с министрами торговли стран G20 глава МЭР Алексей Улюкаев.

Наконец, есть своя позиция и у Следственного комитета (СК). Ее вчера обозначил в интервью "Ленте.ру" официальный представитель СК Владимир Маркин: "Разумеется, финансовым властям нужно думать о наполнении бюджета для выполнения социальных гарантий и гарантий безопасности общества. Однако наилучшим путем является не вынужденное повышение налоговых ставок при отсутствии должного порядка, а именно рост собираемости за счет упорядочивания".

Экс-министр финансов Алексей Кудрин считает, что население может помочь бизнесу с налоговой нагрузкой.

Как следует из объяснений Маркина, именно активная работа СК по возбуждению уголовных дел за уклонение от уплаты налогов поможет повысить собираемость налогов. Напомним, президент Владимир Путин поддержал идею наделить Следственный комитет правом инициировать уголовные дела по налоговым преступлениям без заявки от налоговых органов.

Однако, как замечают опрошенные эксперты, все споры властей сейчас касаются лишь нюансов: какой именно налог как и когда повышать. Однако в главном, похоже, достигнут консенсус — налоги надо повысить. И именно это вызывает у экспертов наибольшее опасение.

"Государственная налоговая политика должна быть направлена на улучшение инвестиционного климата, рост потока инвестиций в российскую экономику, чего невозможно достичь без стабильной налоговой системы, понятных для бизнеса правил игры. Сложно строить долгосрочные планы в условиях постоянно меняющихся налоговых норм", — объясняет руководитель управления налогового и правового консалтинга компании "ФинЭкспертиза" Нина Козлова.

Эксперт опасается, что повышение ставок, увеличение налоговой нагрузки может привести к закрытию многих видов бизнеса, массовому уходу его в тень. "Полагаю, в настоящее время гораздо актуальней было бы принятие мер по повышению эффективности расходования средств налогоплательщиков", — говорит Козлова.

"Общая линия такова, что, видимо, нам не обойтись без повышения налогов. К сожалению, повышение налогового бремени уже становится тотальным. У нас и так ранее повышались акцизы, обсуждался налоговый маневр в нефтянке, повышались социальные платежи для работников тяжелых и вредных производств. Тяжелые и вредные производства — это треть российской промышленности. То есть налоговая нагрузка уже росла. И она будет расти и дальше", — поясняет "НГ" директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

По мнению эксперта, критика налоговых инициатив Минфина Алексеем Улюкаевым может показаться неубедительной тем, кто принимает во власти окончательные решения. Ведь к главе Минэкономразвития возникает встречный вопрос: почему до сих пор не был обеспечен уверенный экономический рост и за счет чего финансировать социальные обязательства, если экономический рост затухает? Именно поэтому позиция Минфина, который предлагает конкретные способы пополнения казны, оказывается более весомой.

В условиях санкций, когда занимать на внешнем рынке все сложнее, а внутренние заимствования только еще больше обескровят экономику, вопрос об источниках финансирования становится еще острее. Проблема усугубляется появлением так называемых выпадающих доходов, которые уже учтены в бюджете, но которых в итоге страна не получит — опять-таки из-за ухудшения внешней конъюнктуры.

Ранее в своем блоге на "Эхе Москвы" Игорь Николаев уже описал, чем, например, опасны проблемы с переносом приватизации "Роснефти".

В конце прошлой недели Улюкаев не исключил, что из-за санкций придется отложить запланированную на 2015 год приватизацию 19,5% акций "Роснефти". Однако в сверстанном на эту трехлетку бюджете уже были учтены доходы от предстоящей приватизации в размере 423 млрд руб. Получается, в казне теперь могут недосчитаться этой суммы. Для сравнения Николаев приводит годовой объем бюджетного финансирования здравоохранения на 2015 год — около 400 млрд руб. "Ну, и где возьмут выпадающие доходы?" — задается вопросом эксперт.

Самым простым и убедительным решением, с точки зрения власти, оказалось повышение налогов. Если бизнес убедит правительство в том, что для него такая мера будет почти смертельной, тогда следующим простым и убедительным решением станет повышение налогового бремени на обычное население страны.

Анастасия Башкатова

 

 

Минфин готов пожертвовать доходами бюджета ради поддержки нефтехимии, которая пострадает от налогового маневра.

"Ведомости"

Компании, поставляющие нафту для российской нефтегазохимии, получат налоговый вычет по акцизам. Минфин и Минэнерго согласовали такую поддержку отрасли в рамках готовящегося налогового маневра, рассказал министр энергетики Александр Новак, а министр финансов Антон Силуанов подтвердил.

Налоговый маневр — резкое снижение пошлин на нефть и такое же резкое повышение НДПИ. Снижение пошлин приведет к росту цены на нефть и, соответственно, к росту цен на бензин. Минфин решил поддержать нефтепереработку снижением акцизов, но оставалась проблема с нефтехимией — это неподакцизный продукт. На президентской комиссии по ТЭКу президент "Роснефти" Игорь Сечин пожаловался президенту на то, что реформа ударит по Восточной нефтехимической компании (ВНХК).

Рост цен на нефть и, соответственно, на нафту, которая используется как сырье для нефтехимии (пошлина на нафту привязана к нефтяной), может снизить маржу в проекте в 2 раза, объясняет эксперт, участвующий в обсуждениях.

Компании, которые будут поставлять нафту, получат уменьшение налоговых отчислений от других налогов, объяснил Новак. Такая операция — отрицательный акциз — нейтрализует эффект на цену нафты от снижения пошлин, пообещал он. Сколько именно бюджету придется терять при этом, Новак и Силуанов не уточнили.

Окончательное решение должно принять правительство, но в первый год выпадающие доходы могут составить 30 млрд руб., говорит чиновник Минфина. В последующие годы сумма может вырасти — чем сильнее будут снижаться пошлины, тем большая субсидия потребуется нефтехимии.

Введение отрицательных акцизов увеличит выпадающие доходы бюджета от налогового маневра. Изначально они не планировались, но затем Минфин и Минэнерго пересмотрели параметры маневра и выпадающие доходы были оценены в 200 млрд руб.

Нефтепереработка пострадает в результате маневра, однако убытки в этом сегменте будут компенсированы прибылью в добыче, объясняет один из чиновников. Все зависит от того, какое у компании соотношение переработки к добыче, и скорее всего проблемы будут только у "Башнефти".

Маргарита Папченкова

 

 

"Роснефть" и другие компании получат доступ к "Силе Сибири", несмотря на все попытки Алексея Миллера этому помешать.

"Известия"

Уже в начале осени правительство примет решение, на каких условиях "Роснефть" и другие независимые производители газа получат доступ в пока не построенную "китайскую трубу" "Газпрома" — "Силу Сибири". В протоколе заседания президентской комиссии по ТЭКу и экологической безопасности, которая прошла в Астрахани 4 июня, подписанном президентом России Владимиром Путиным на днях (есть в распоряжении "Известий"), содержится поручение "проработать до первого сентября возможность предоставления независимым газопроизводителям права экспорта газа с новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также их участия в строительстве газотранспортной системы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке на экономически обоснованных условиях". Также в протоколе есть и поручение "в рамках действующего законодательства в целях повышения экономической эффективности проектов по производству сжиженного природного газа на Сахалине проработать до 1 октября 2014 года вопрос транспортировки сырья "Роснефти", исходя из инфраструктурных возможностей проекта "Сахалин-2".

Эти просьбы ранее озвучивал глава "Роснефти" Игорь Сечин. В своем докладе на комиссии в Астрахани он говорил, что "Восточная Сибирь и Дальний Восток имеют не только значительный нефтяной, но и газовый потенциал".

— Помимо Чаяндинского и Ковыктинского месторождений в периметре "Газпрома" серьезные планы по наращиванию добычи газа есть у нефтяных компаний. По оценкам экспертов, потенциал добычи газа на месторождениях этого региона, действующих и перспективных, может составить до 200 млрд кубометров в год. Очевидно, что мы должны продавать на рынке этот газ. — заявлял Сечин. — И если у нефтегазовых компаний будет возможность войти на экономически обоснованных условиях в газотранспортную систему, которую создает "Газпром", это оптимизирует инвестиции.

Официальные представители "Роснефти" от комментариев отказались. Представитель "Газпрома" Сергей Куприянов не ответил за запрос "Известий".

Источник в "Роснефти" отметил, что наилучшим компромиссным решением вопроса, без глобального нарушения экспортной монополии "Газпрома", было бы предоставление "Роснефти" права продажи "Газпрому" газа по цене "экспортного нетбэка" на входе в "Силу Сибири" либо сразу с месторождений компании. По его словам, сырье для продажи у компании есть.

— Есть большие запасы, как минимум несколько из них находятся в относительной близости от мест, где будет проходить "Сила Сибири". Это Юрубчено-Тохомское, Среднеботуобинское и Верхнечонское месторождения. Большая часть газа оттуда сейчас закачивается в пласт (речь про попутный нефтяной газ) или не добывается (природный газ). Спроса на внутреннем рынке на такое количество газа просто нет, — отметил собеседник "Известий" в "Роснефти".

Напомним, что глава "Газпрома" Алексей Миллер всячески препятствовал допуску "Роснефти" и других независимых производителей к экспортной трубе. Он не раз декларировал, что "Газпром" своими силами справится с наполнением "Силы Сибири" и поставками газа в Китай в объеме 38 млрд кубометров в год за счет освоения Чаяндинского и Ковыктинского месторождений.

Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности, полагает, что, подписав поручение проработать вопрос допуска независимых газопроизводителей к инфраструктуре монополии, президент дал время и возможность главам "Роснефти" и "Газпрома" договориться между собой. В противном случае правительства принудит "Газпром" допустить независимых производителей к трубе.

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy, видит плюсы в создании бреши в экспортной монополии "Газпрома.

— Газ независимых газопроизводителей с месторождений Восточной Сибири добывать дешевле, чем газ "Газпрома" с Чаяндинского месторождения. У монополии газ на выходе из скважины Чаяндинского месторождения может стоить от 4,2 тыс. до 6,1 тыс. рублей за 1 тыс. кубометров. Такие цифры содержались в подготовленном "Газпромом" обосновании инвестиций к строительству трубопровода "Сила Сибири". Чтобы на входе в "Силу Сибири" получить цену 3,3 тыс. рублей за 1 тыс. кубометров, "Газпром" планировал закупать часть газа независимых газопроизводителей по цене ниже внутрироссийской — 2,4 тыс. рублей за 1 тыс. кубометров. Это делало бы экономическую составляющую экспортного проекта газа в Китай более рентабельной и было бы выгоднее нефтяным компаниям, чем сжигать попутный нефтяной газ со своих месторождений, — отмечает Крутихин. — Но сегодня такой вариант развития событий уже никак не устраивает независимых газопроизводителей.

По его словам, если "Роснефть" добьется либерализации газового экспорта, это положительно скажется на экономике поставок газа в Китай, так как газ независимых производителей даже при покупке его "Газпромом" у конкурентов по экспортному нетбэку будет стоить дешевле, чем добыча с его собственных месторождений.

— Для России важно, чтобы новые провинции нефтегазодобычи — Восточная Сибирь и Дальний Восток — развивались в полном объеме. Однако пока компании сталкиваются с проблемой рационального использования, утилизации газа. В условиях отсутствия транспортной инфраструктуры и проблемы доступа к трубам "Газпрома" этот газ нельзя продать даже на ограниченном внутреннем рынке. В то же время "Газпром" мог бы реализовать это топливо если не в Китай, то на других своих экспортных направлениях, покупая его по экспортному нетбэку. Это выглядит справедливым решением. — отмечает Валерий Нестеров, нефтегазовый аналитик Сбербанк SIB. — Если же ситуация сохранится в своем нынешнем виде, то мы столкнемся с тем, что компании будут вынуждены снижать инвестиции в нефтедобычу и не будут разрабатывать открываемые ими в процессе геологоразведки газовые месторождения.

Людмила Подобедова

 

 

ФСТ предлагает проиндексировать тарифы "Транснефти" в среднем на 5,4%, а прокачку по ВСТО — на 6%.

"Ведомости"

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предлагает повысить тарифы "Транснефти" с 1 января 2015 г. в среднем на 5,4%, говорится в проекте приказа ФСТ. О такой индексации попросила сама "Транснефть", направив соответствующее письмо в ФСТ 16 июля, сказано в пояснительной записке. Служба с этим согласна: такая индексация соответствует росту тарифов на транспортировку нефти, который указан в распоряжении правительства от 14 марта 2014 г. (в среднем на 90% от прогнозной инфляции).

Тарифы на прокачку нефти в восточном направлении по ВСТО ФСТ предлагает проиндексировать больше — на 6%. Это нужно для поэтапной отмены к 2025 г. перекрестного субсидирования восточного направления транспортировки за счет западного. Президент "Транснефти" Николай Токарев оценивал сумму субсидий в 37 млрд руб.

Приказ об индексации тарифов "Транснефти" будет утвержден осенью, когда появится уточненный прогноз социально-экономического развития, говорит представитель ФСТ. Но правительство должно еще отдельно до 1 ноября "проработать вопрос об установлении экономически целесообразных тарифов естественных монополий на перевозку грузов (в том числе и нефти) в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке". Об этом говорится в протоколе поручений по итогам президентской комиссии по ТЭКу (есть у "Ведомостей"). На завышенные тарифы естественных монополий (к ним относится и "Транснефть") в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке на заседании комиссии жаловался президент "Роснефти" Игорь Сечин. Но ФСТ поручений о снижении тарифов на этом направлении пока не получила, сообщил представитель службы.

Насколько следует снизить тарифы, Сечин не сказал. Но с учетом планов правительства о расширении ВСТО предложение выглядит спорно, рассуждает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. "Транснефть" планирует увеличить мощность трубопровода до 80 млн т к 2020 г. (сейчас на участке Тайшет — Сковородино прокачивается 50 млн т, от Сковородино до Козьмино — 30 млн т). Инвестиции — 172 млрд руб., из них собственные средства "Транснефти" — 30%, остальное — займы, рассказывал Токарев. Если и снижать тарифы "Транснефти" на восточном направлении, то только после 2018 г., когда будет пройден пик инвестиций, допускает Полищук. Правительству нужно расставить приоритеты: если ограничить тарифы, то не требовать высоких дивидендов (25% по МСФО) и снизить рентабельность расширения ВСТО, заключает эксперт.

Алина Фадеева

<< Июль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ