Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

23.07.2015

Владимир Путин проведет в октябре комиссию по ТЭКу — обсудит стратегию развития отрасли. В нефтегазовой политике пропало стратегическое видение, комиссия его вернет, надеются чиновники.

"Ведомости"

Президент утвердил повестку комиссии по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) — "О стратегии и перспективах развития ТЭКа в текущих и прогнозных условиях", заседание может пройти в октябре, рассказали "Ведомостям" два федеральных чиновника и подтвердил высокопоставленный чиновник. Связаться с пресс-секретарем президента не удалось. Заседание, как и в прошлый раз, в начале лета 2014 г., откроется докладом президента "Зарубежнефти" Сергея Кудряшова.

Комиссия по ТЭКу появилась при президенте в 2012 г., секретарем ее был назначен президент "Роснефти" Игорь Сечин, на предыдущей работе — зампред правительства, курировавший ТЭК; комиссия считалась противовесом зампреду правительства Аркадию Дворковичу, новому куратору ТЭКа.

Сейчас, говорит высокопоставленный чиновник, почти все важные нефтегазовые вопросы в Кремле курирует помощник президента Андрей Белоусов, а текущие дела обсуждаются на еженедельных совещаниях с правительством.

Но у Кремля нет полной картины происходящего в ТЭКе, солидарны профильные чиновники. Цены на нефть упали, отрасль оказалась в новых условиях, системно новые задачи так и не обсуждались, говорит один из них. Нефтегазовая политика сейчас — сплошные пожелания и несистемные поручения, говорит другой чиновник: 60% времени Минэнерго (если исключить международную работу) уходит на различные поручения, тушение "пожаров", признавал высокопоставленный чиновник.

Комиссия будет не о том, кто чего хочет, она займется стратегическим планированием на высочайшем уровне, надеется другой чиновник. Ключевые темы: развитие регионов замещения добычи, повышение глубины переработки, развитие экспортного потенциала, обещает чиновник Минэнерго. Минэнерго не ответило на запрос.

Проект протокола поручений появится позже. Нефтегазовые компании отказались обсуждать с "Ведомостями" свои пожелания. Но основные темы понятны, констатирует федеральный чиновник: неизбежен вопрос о доступе к шельфу и, как следствие, о либерализации экспорта СПГ.

Могут обсуждаться и поставки нефтегазовых ресурсов в Китай, и допуск независимых производителей газа в трубу "Сила Сибири", ожидает другой чиновник: китайцы пересматривают энергобаланс, это повлияет на российскую стратегию.

Важная тема — налогообложение нефтяной отрасли. Во-первых, это эксперимент с налогом на финансовый результат (НФР) — законопроект уже в Госдуме, у президента вопрос не обсуждался. Минфин против НФР и хочет обсуждения, рассказывает чиновник финансового блока: есть надежда потопить законопроект, на прошлой комиссии президент критически отзывался о налоговом эксперименте.

Во-вторых, необходимо обсудить налоговый маневр (понижение пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение налога на добычу полезных ископаемых для нефти), считает чиновник.

Еще зимой Сечин раскритиковал маневр в письме к президенту и просил обсудить его корректировку на комиссии, президент поручил разобраться. Правительство по итогам I квартала ответило, что обсуждать пока нечего, — нефтяникам и так хорошо. Тем не менее в маневре много сложностей, настаивает чиновник: доходы от добычи (несмотря на рост налоговой нагрузки, они выросли из-за девальвации) перекрывает сильное падение маржи в нефтепереработке; но насколько именно падает эта маржа и что с ней будет дальше, правительство четко не говорит. Не факт, что маневр не придется корректировать: если маржа у большинства заводов упала примерно до нуля, это неправильная ситуация.

Еще один вопрос, который мучит Минэнерго, — возможный дефицит топлива в связи с маневром и выбытием из оборота топлива 4-го класса в 2015 г., знает другой чиновник.

Каких-то немедленных решений от заседания комиссии ждать не стоит, но и преуменьшать значение встречи у президента не стоит, резюмирует один из чиновников: комиссия — не только выработка стратегии, но и способ придать ускорение работе министерств и ведомств, если какой-то вопрос они решают уже полтора года.

Маргарита Папченкова, Галина Старинская

 

 

Если частные компании получат право работать на шельфе, либерализация экспорта газа неизбежна, говорят чиновники, но право на экспорт может получить только "Лукойл".

"Ведомости"

Если частные компании будут допущены к работе на арктическом шельфе, неизбежно встанет вопрос о дальнейшей либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ), сообщил "Ведомостям" федеральный чиновник. Частные компании просят допустить их к шельфу для добычи нефти, но система экспорта СПГ, которая есть, все равно должна меняться, сказали два профильных чиновника.

После решения о допуске частных компаний к шельфу этот вопрос будет обсуждаться, подтвердили оба, хотя не обязательно будет принято решение об изменении существующих правил экспорта. Решение о допуске частных компаний на шельф может быть принято в октябре на президентской комиссии по ТЭКу, говорят собеседники "Ведомостей".

Предложения о либерализации шельфа готовят Минприроды и Минэнерго. Представитель Минприроды не ответил на вопрос, последует ли за этим и либерализация экспорта СПГ. "Частные компании имеют возможность продавать свой газ лицам, у которых есть право на его экспорт", — сообщил представитель Минэнерго.

Большая часть ресурсов Арктики — газ, добывать его на шельфе дорого, поэтому поставлять на внутренний рынок, где цены регулируются, невыгодно. Добыча может стать рентабельной, если производить СПГ на экспорт, уверен директор Small Letters Виталий Крюков.

Если права на экспорт нет и газ можно продать только по внутренним ценам, компании, имеющие право экспорта, такой газ дорого не купят, говорит сотрудник одной из нефтегазовых компаний.

Инициатором доступа частных компаний к шельфу был президент "Лукойла" Вагит Алекперов. И только "Лукойл" после выхода на шельф сможет претендовать на экспорт СПГ, считает председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.

Сейчас по закону экспортировать СПГ могут "Газпром", "Роснефть" и компании, лицензии которых на недра на 1 января 2013 г. предусматривали строительство завода СПГ, т. е. только проект "Новатэка" — "Ямал СПГ".

"Лукойл" уже пытался изменить действующий закон. Летом 2014 г. компания обратилась в Российское газовое общество (его возглавляет Завальный) с просьбой внести поправку, которая исключит из закона дату, на которую в лицензии должна быть учтена возможность строительства завода СПГ.

Но Российское газовое общество вносить эту поправку отказалось. Ее принятие фактически отменит госрегулирование экспорта СПГ, это неприемлемо без замены нормы на гибкое регулирование экспорта, говорилось в отзыве общества, но там же сказано, что инициативу "Лукойла" необходимо изучать и дальше, чтобы вносить новые поправки.

Изменить закон пытается и "Роснефть". Весной 2014 г. она договорилась об участии в проекте "Печора СПГ" с группой Alltech. Но лицензии "Печора СПГ" на 1 января 2013 г. не предусматривали строительство завода СПГ. Поправка, которая сдвигала эту дату на 1 июля 2014 г. и давала проекту право на экспорт, внесена в Госдуму депутатом Валерием Язевым год назад, правительство дало нейтральный отзыв. Но до сих пор молчит правовое управление президента.

Только президент может принять такое решение, считает Завальный, но, чтобы менять законодательство под "Печора СПГ" или "Лукойл", сначала необходимо убедиться, что их СПГ не пойдет на рынки, где будет конкурировать с другим российским газом.

Президент "Роснефти" Игорь Сечин категорически против допуска частных компаний на шельф. Но в части либерализации экспорта СПГ его интересы могут совпасть с интересами "Лукойла". Поправка Язева допустит "Печора СПГ" к экспорту и ограничит "Лукойл", но этого может быть недостаточно, говорит один из собеседников "Ведомостей", "Роснефть" хочет получить из нераспределенного фонда и внести в проект Лаявожское и Ванейвисское месторождения, на которые поправка Язева распространяться не будет. "Вновь двигать дату будет некрасиво, проще вообще отказаться от датирования (что и предлагал "Лукойл". — "Ведомости")", — сказал он.

"Роснефть" и Alltech работают над согласованием документов, принято решение обновить ряд условий сделки, совместное предприятие по проекту планируется создать во второй половине 2015 г., сообщил представитель "Роснефти". Зависит ли сделка от изменения законодательства, он не сказал. Представитель "Лукойла" отказался от комментариев.

Маргарита Папченкова, Ольга Чуракова, Михаил Серов

 

 

"РБК daily"

Пока России удается сохранить позиции на нефтяном рынке за счет строительства экспортной инфраструктуры и долгосрочных контрактов. Но развитие сланцевых технологий вскоре приведет поставщиков к новым битвам за покупателя.

Подписанное на прошлой неделе соглашение по ядерной программе и грядущее снятие санкций с Ирана вызвали оживленную дискуссию о том, как эти действия повлияют на нефтяные цены в мире. Многие эксперты скептически отнеслись к способности Ирана быстро нарастить значительные объемы нефтедобычи. За долгие "санкционные" годы иранская нефтяная отрасль была недофинансирована и переживала технические и инвестиционные сложности. Дополнительный вопрос — как быстро санкции в отношении Ирана могут быть сняты и как быстро Тегерану удастся договориться с другими членами ОПЕК об увеличении доли на рынке. У Исламской Республики довольно непростые отношения с главным членом нефтяного картеля — Саудовской Аравией.

Ключевой вопрос все же не в том, сколько нефти Иран будет способен поставить на рынок в ближайшее время, а в том, как это повлияет на удержание нефтяных цен на низком уровне и как отразится на стратегиях других производителей углеводородного сырья от США до России, учитывая, что сегодня излишек нефти на рынке составляет порядка 2,5 млн барр. в день.

Саудовская Аравия против сланцевой революции

В прошлом Саудовская Аравия подчас была готова пожертвовать своей долей на рынке ради удержания приемлемых для нее цен и сохранения "рыночной стабильности". Но после сланцевой революции задачей для Эр-Рияда стало вытеснение с рынка поставщиков, у которых рентабельность проектов возможна лишь при высоких ценах на нефть.

Длительное удержание высоких цен привело не только к переизбытку предложения, но и вызвало озабоченность в ближневосточном королевстве из-за активного поиска альтернатив нефти среди потребителей. В Эр-Рияде понимали, что длительное сохранение высоких цен может привести к серьезному падению потребления нефти мировой экономикой. В прошлом ближневосточное королевство несколько раз отказывалось от удержания высоких цен на нефть по тем же причинам.

Ряд экспертов считали, что высокая фискальная зависимость заставит Эр-Рияд пойти в скором времени на поднятие цен. Но крупнейший член ОПЕК может длительное время позволить себе жить в условиях низких цен. Большие финансовые активы правительства, небольшое население, а также возможность безболезненно сократить расходы и, в крайнем случае, увеличить госдолг позволяют саудовским шейхам комфортно себя чувствовать как минимум восемь лет.

Более того, имея резервные мощности не менее 2 млн барр. в день, Эр-Рияд может себе позволить пойти на дальнейшее снижение цен, если это потребуется.

Саудовской Аравии выгодно увеличение поставок ближневосточных производителей дешевой в производстве нефти. Но нестабильность в регионе, скорее всего, будет и дальше тормозить ожидаемые дополнительные поставки нефти из Ирака и Ливии, играя на руку Ирану, который мог бы воспользоваться сложившейся ситуацией и постепенно увеличить свою долю на рынке. Дальнейшая стратегия Саудовской Аравии во многом зависит не только от спроса на нефть на мировом рынке, но и от того, как будет складываться ситуация с производством нефти в США.

США меняет мировой рынок нефти

В прошлом году сланцевая революция позволила США вернуть себе роль крупнейшего производителя физических объемов нефти (11,64 млн барр.) после Саудовской Аравии (11,5 млн барр.) и России (10,8 млн барр.). Развитие технологий, относительно простой способ добычи (по сравнению с традиционными крупными месторождениями), доступ к дешевому капиталу и сервисным услугам, уникальная структура нефтяного сектора, где нет тотального доминирования частных вертикально интегрированных нефтяных конгломератов или "национальных чемпионов", позволило малым нефтяным компаниям США значительно нарастить добычу.

Установившийся на сегодняшний день ценовой коридор в районе $50-65 за барр. в первую очередь затрагивает интересы американских производителей сланцевой нефти, серьезно пошатнувших позиции традиционных поставщиков углеводородов. На заокеанских нефтяников также влияет и решение ФРС завершить политику количественного смягчения, делая заемные средства более дорогими.

Очевидно, что с американского рынка исчезнут компании, у которых на балансе коммерчески непривлекательные при сегодняшних ценах на нефть активы. Однако им на смену могут прийти компании, использующие более продвинутые бизнес-модели и технологии. В американском сланцевом секторе пока складывается не такая уж критичная ситуация. Компании активно работают над удешевлением технологий, хеджированием финансовых рисков, снижением затрат, делая упор на более дешевые в разработке активы.

Ожидаемое многими повальное банкротство малых американских нефтяных компаний пока не произошло. Как не произошло и значительное сокращение их производства нефти. В первой половине июля 2015 года бурение сланцев в США вновь возобновилось, а в августе прогнозируется его постепенный рост. Вероятно, нас ожидает стабилизация американской нефтедобычи. Это будет означать либо дальнейшее снижение цен на нефть, либо их сохранение на уровне $50-65 за барр.

Главный вопрос сегодня: смогут ли США занять роль второго крупного игрока после ближневосточного королевства, способного оказывать значительное влияние на мировой нефтяной рынок? Способен ли сланцевый сектор США создать некий эквивалент резервных мощностей Саудовской Аравии?

Снизив импорт нефти, США сменили вектор развития всего мирового нефтяного рынка. "Самодостаточность" американского рынка привела к смене экспортной парадигмы ближневосточных, африканских и латиноамериканских производителей нефти и переориентации поставок с атлантического на азиатско-тихоокеанское направление.

"Излишки" американской нефти поступают на мировой рынок в виде нефтепродуктов, делая Америку крупнейшим мировым экспортером. С начала этого года страна экспортировала в среднем 4,1 млн барр. нефтепродуктов в день (согласно данным администрации энергетической информации США). Порядка 70% данного объема отправляется в Латинскую Америку, остальное попадает в Европу. Европейские НПЗ сегодня переживают не лучшие времена, а планируемое увеличение доли нефтепродуктов крупнейших нефтяных держав (Ближний Восток, США и Россия) приведет к дальнейшему закату нефтеперерабатывающих мощностей Европы.

Нефтяных гигантов заменят частные компании

Для России и соседнего Казахстана вопрос цен является ключевым. Если их низовой порог сохранится длительное время, то этим двум крупнейшим производителям недавно созданного Евразийского экономического союза придется отложить разработку дорогостоящих шельфовых и нетрадиционных месторождений до лучших времен. Либо ожидать, что данные проекты повторят судьбу Штокмановского месторождения.

Ближайшие два-три года покажут перспективы развития добычи сланцевой нефти в США, поставок нефти из других источников, включая Иран, и скорость сокращения "стратегических" запасов углеводородов в хранилищах Индии, Китая и других потребителей нефти. Увеличение потребления постепенно приведет к повышению цен, учитывая, что большинство международных нефтегазовых компаний и малых нефтяных компаний США свернуло инвестиции в дорогостоящие проекты.

Пока России удается сохранять позиции в битве за долю на нефтяном рынке за счет строительства экспортной инфраструктуры и заключения долгосрочных контрактов. Но развитие технологий и снижение затрат приведет к новым битвам за покупателя и смене парадигм нефтяного рынка. В реалиях России с ее истощающейся сырьевой базой это будет означать либо стратегический рывок к развитию новых нефтегазовых провинций Арктики и Сибири, либо полную или частичную смену структуры нефтяного сектора. И в новых условиях все большую роль станут играть не полугосударственные "нефтяные чемпионы", а малые нефтяные компании, чьи собратья в свое время совершили сланцевую революцию в Северной Америке.

Шамиль Еникеев, директор Энергетического центра ЕУСП

<< Июль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ