media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

23.09.2015

"РБК daily"

Владимир Путин во вторник поручил правительству рассмотреть, как собрать в бюджет больше денег с нефтяников. Но по принципиальным вопросам социальных расходов договориться пока не удалось.

Забрать деньги у нефтяников

Президент Владимир Путин на совещании в Ново-Огареве во вторник попросил правительство проработать вопрос о пополнении бюджета за счет направления в него доходов нефтяных экспортеров, полученных благодаря девальвации рубля. Это было одним из "приоритетных моментов", которые президент решил проговорить, открывая совещание по проекту бюджета. Забрать в казну часть "девальвационного" дохода предлагает Минфин — за счет изменения формулы расчета НДПИ на нефть. Министр финансов Антон Силуанов на совещании представил свои соображения по этому вопросу, Путин их выслушал, но окончательного решения принято не было, рассказал потом Силуанов.

Помимо министра финансов на совещании присутствовали вице-премьеры Ольга Голодец, Аркадий Дворкович и Дмитрий Рогозин, министры экономического развития Алексей Улюкаев и энергетики Александр Новак, руководство Госдумы, глава Счетной палаты Татьяна Голикова, помощник президента Андрей Белоусов и глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Из представителей нефтяного бизнеса, у которого Минфин хочет забрать часть "девальвационного" дохода, был только глава "Роснефти" Игорь Сечин. И по данным источника РБК в "Роснефти", Сечин высказывался против инициативы Минфина. После совещания, основная часть которого проходила в закрытом режиме, Сечин отказался комментировать возможные решения правительства.

Минфин предлагает скорректировать формулу расчета НДПИ на нефть так, чтобы забирать у нефтяников больше. Сейчас для расчета налога используется цена нефти, уменьшенная на $15. Начиная с 2016 года Минфин предлагает переводить этот вычет в рубли не по курсу ЦБ, а по курсу 2014 года с индексацией по инфляции 2015 года (текущий прогноз — 12,2%). Это приведет к значительному сокращению вычета. Дополнительный доход бюджета от такой корректировки налога, по расчетам Минфина, в 2016 году составит 609 млрд руб. плюс еще 1 трлн руб. в 2017-2018 годы.

По данным Интерфакса, аналогичную схему Минфин предлагает распространить и на экспортную пошлину. В формуле экспортной пошлины тоже есть долларовый вычет, который Минфин предлагает рассчитывать по условному курсу (средний курс доллара за 2014 год, скорректированный на инфляцию 2015-го).

При нынешней системе расчета налога государство забирает в виде НДПИ и экспортной пошлины от 35% при низких ценах на нефть (ниже $40 за баррель) до 48% (выше $110) выручки, следует из материалов Минфина. В случае корректировки формулы налоговые изъятия составят 45-47% от выручки.

Силуанов сказал только, что на совещании у президента обсуждались различные сценарии по экспортной пошлине, и они будут рассматриваться в увязке с НДПИ. Окончательных решений принято не было, потому что, во-первых, были заслушаны предложения Минэнерго, во-вторых, надо оценить риски для инвестпрограмм нефтяных компаний, пояснил министр. Минфин, по его словам, в своих предложениях исходил из того, что объем выручки нефтекомпаний с учетом капзатрат существенно увеличился благодаря курсовым разницам.

Действительно, нефтяные компании пользуются благоприятными эффектами от девальвации, поскольку более 90% их затрат (как операционных, так и капитальных) номинированы в рублях, отмечали аналитики Goldman Sachs в августовском обзоре, подготовленном по итогам встреч с представителями девяти компаний, включая ЛУКОЙЛ, "Роснефть", "Башнефть", "Сургутнефтегаз", "Газпром". У "Газпром нефти" доходы на 64% выражены в иностранных валютах, а издержки и капиталовложения на 58 и 79% в рублях, по данным Moody’s.

Представители "Газпром нефти", "Роснефти" и ЛУКОЙЛа отказались от комментариев. Как сообщил РБК источник в ЛУКОЙЛе, только из-за перспективы повышения НДПИ компания будет вынуждена заплатить в бюджет $1,3 млрд — как минимум 10% от инвестиционной программы компании. Изъять эти средства можно за счет сворачивания проектов по разведке и освоению небольших месторождений в Восточной Сибири, на Каспии и Балтике, говорит источник. Попытка изменить налоговое законодательство со стороны фискалов идет вразрез с обещаниями президента страны, что в ближайшие годы налоговую систему для отрасли менять не будут, сетует он. Собеседник РБК из другой нефтяной компании говорит, что инициатива Минфина приведет к снижению инвестиций примерно на 20% и неминуемо повлечет падение добычи в 2016-2017 годах.

Пенсионный вопрос не решен

На совещании у Путина так и не удалось решить ни одного вопроса, связанного с пенсионной системой. Не принято решения по тому, на сколько индексировать пенсии в следующем году. В соответствии с законом пенсии в России ежегодно индексируются на уровень инфляции за предыдущий год. Минфин сейчас настаивает на индексации в 4%, что позволит в следующем году сэкономить от 84,5 млрд до 240,5 млрд руб. — в зависимости от даты индексации (1 февраля или 1 октября 2016 года).

4% — пока самый радикальный размер индексации. Еще летом Минфин предлагал увеличить пенсии на 5,5% в следующем году, а социальный блок настаивал на индексации в 11,9% — уровень прогнозной инфляции на 2015 год в соответствии с майским прогнозом Минэкономразвития. Сейчас в соответствии с сентябрьской корректировкой прогноза Минэкономразвития инфляция составит 12,2% (такой же прогноз у Минфина).

Ранее "Ведомости" сообщали о том, что Минфин согласен индексировать пенсии на 4,5%, социальный блок правительства готов согласиться с вариантом повышения размера пенсий на 7%, а разницу с вариантом Минфина компенсировать за счет заморозки пенсионных накоплений.

После совещания у президента Силуанов повторил позицию Минфина о неприемлемости индексации пенсий в прежнем объеме. По его словам, если проводить индексацию в полном объеме и увеличивать расходы, "тогда мы остаемся без резервов и вынуждены будем привлекать эмиссионное финансирование, что неприемлемо".

Правительство обсуждает вопрос об индексации пенсионных накоплений в привязке к возможной пролонгации заморозки пенсионных накоплений на 2016 год. Вице-премьер Ольга Голодец 15 сентября сообщила журналистам, что для того, чтобы проиндексировать пенсии в полном объеме в 2016 году, необходимо 350 млрд руб., и эта сумма "равна сумме накопительных пенсий". Во вторник Силуанов после совещания у Путина сообщил, что заморозка пенсионных накоплений не решит проблему нехватки средств для индексации пенсий и что решение, продлевать ее или нет, "будет принято чуть позже". Финансово-экономический блок правительства выступает против новой заморозки, уточнил он. Глава ЦБ Набиуллина тоже выступает против продления заморозки. "Это будет не очень хорошее решение, если оно вдруг состоится. На мой взгляд, это решение будет означать, что мы ради решения краткосрочных проблем, затыкания дыр жертвуем долгосрочной перспективой, потому что накопительная часть пенсии создает долгосрочную устойчивость всей пенсионной системы, делает надежной пенсионную систему", — сказала она на прошлой неделе (цитата по Интерфаксу).

Позиция экономического блока состоит в том, что сейчас говорить о продлении заморозки пенсионных накоплений — "не время, неправильно", заявил Силуанов во вторник. "Если мы говорим о продолжении заморозки, то по сути дела расходы будут наполнены другими текущими обязательствами, которые создадут лишь дополнительные обязательства государства в будущем".

Повышение пенсионного возраста с 2016 года, по его словам, на совещании у Путина вообще не обсуждалось. По расчетам Минфина, плавное повышение пенсионного возраста — по полгода ежегодно начиная с 2016 года — даст бюджету экономию в 112,7 млрд руб. уже в следующем году. В совокупности в 2016-2018 годах экономия при таком варианте повышения составит уже 619 млрд руб. "Форсированный" вариант, который предлагает Минфин, — повышение ежегодно на год — позволит федеральному бюджету сэкономить уже 1,31 трлн руб., в том числе 225,5 млрд руб. в следующем году.

По словам Силуанова, президент выслушал все позиции, теперь по ним будут проводиться дополнительные совещания, включая как минимум еще одно у президента. Единственное, с чем определилось правительство на совещании в Ново-Огарево, — это макроэкономический прогноз на 2016 год: цена нефти для расчета бюджета, по словам Силуанова, закладывается на уровне $50/барр., инфляция на конец 2015 года — 12,2%.

Путин во вступительном слове на совещании наказал правительству исходить из "важнейшего ориентира" — планируемый дефицит бюджета на 2016 год не должен превышать 3% ВВП. "Чтобы выйти на этот уровень, прошу самым внимательным образом посмотреть на доходную часть бюджета, улучшить администрирование, повысить собираемость налогов", — заявил Путин, подчеркнув, что в центре внимания должно быть выполнение социальных обязательств. Работа над бюджетом, по словам президента, выходит на завершающий этап, проект бюджета должен быть внесен в Госдуму в октябре. Предложения Минфина исходят из указаний президента о том, что дефицит в следующем году должен быть не более 3% ВВП, сказал Силуанов журналистам во вторник. На прошлой неделе министр говорил, что дефицит бюджета в 2016 году ожидается на уровне 2,8-2,9% при условии, что расходы останутся на уровне 2015 года.

Тимофей Дзядко

 

 

Разработать шельф без иностранных партнеров Россия не сможет, считает зампред правительства Александр Хлопонин. Партнеров пока не видно.

"Ведомости"

Россия опоздала с импортозамещением оборудования для работы на шельфе, нужна интеграция со странами, имеющими опыт в этой сфере, заявил вчера Хлопонин (цитата по "Интерфаксу"). Стран с таким опытом, не вводивших санкций против России, много, считает он.
Проблема импортозамещения оборудования для работы на шельфе возникла в прошлом году, когда США и ЕС запретили поставки технологий для работы на арктическом шельфе и на глубине свыше 150 м. В тот момент "Роснефть" и ExxonMobil как раз открыли месторождение "Победа" в Карском море, пробурив скважину "Университетская-1". ExxonMobil пришлось приостановить участие в проекте, бурение разведочных скважин было отложено. Затем США распространили санкции и на Южно-Киринское месторождение "Газпрома" (проект "Сахалин-3"), газ с которого участники проекта "Сахалин-2" планировали поставлять на третью очередь завода СПГ. Технологии для Южно-Киринского могут поставить всего четыре компании, три из которых американские: это FMC Technologys, Cameron, GE, а также норвежская Acker Solutions.

План импортозамещения в нефтегазовой отрасли Минпромторг подготовил в начале года (приказ подписан 31 марта), но результатов, о которых можно реально рассказать, пока нет, признает профильный чиновник одного из министерств. Быстрых результатов в импортозамещении оборудования для шельфа ждать и не стоит — по данным Минэнерго, локализация этих технологий находится в самом конце цепочки приоритетов. Минпромторг планирует снизить долю оборудования для шельфовых проектов до 60-70% к 2020 г.

Ввод новых месторождений в Арктике — одна из важных стратегических задач для России, так же как и разработка трудноизвлекаемых запасов, но, однако, в ближайшие годы их вклад в общероссийскую добычу будет невысок, говорит директор нефтегазового центра EY Денис Борисов. По прогнозу Минэнерго, добыча в Арктике к 2020 г. составит всего 3 млн т, а к 2035 г. — 33 млн т (6,3% от всей добычи); всего на шельфе к 2035 г. Россия будет добывать 50 млн т нефти (9,5% от добычи). При текущих ценах на нефть арктические участки нерентабельны, в Арктике всего 2% запасов нефти в России, неясно, зачем тратить огромные средства на импортозамещение, чтобы их добывать, скептичен партнер RusEnergy Михаил Крутихин, Арктика богата газом, но в России простаивает огромное количество газовых мощностей и на суше, а добыча "Газпрома" все падает.

Главный драйвер импортозамещения оборудования для шельфа сейчас "Звезда", которой владеют "Роснефть" и Газпромбанк, напоминает директор Small Letters Виталий Крюков. На верфи будут строиться суда обеспечения, буровые суда и платформы, арктические танкеры и т. д.

Локализовать отдельное оборудование для российских судов для работы на шельфе готовы даже западные компании, например General Electric (GE), вопрос только в твердых заказах, рассказывает сотрудник крупной судостроительной компании. Представитель GE отказался от комментариев.

Стратегическими партнерами по локализации Крутихин называет Южную Корею, которая строит буровые суда и платформы, а также Китай. Но о договоренностях с Южной Кореей пока не объявлялось, а у Китая технологии похуже, на уровне 1970-х гг., однако выбора у России сейчас нет, считает Крутихин, но даже страны, которые не ввели санкции, боятся ссориться с США.

Алина Фадеева

 

 

Румынский суд снизил сумму обеспечительных мер в отношении дочерних структур "Лукойла". Летом их активы на 2,2 млрд евро были арестованы.

"Ведомости"

Суд румынского уезда Прахова уменьшил размер обеспечительных мер, наложенных на "дочек" "Лукойла" — румынскую Petrotel (ей принадлежит НПЗ в Плоешти) и голландскую Lukoil Europe Holdings B.V. (контролирует Petrotel), сообщил "Интерфакс" со ссылкой на решение суда. Летом суд арестовал активы этих компаний на 2,2 млрд евро. Как уменьшилась сумма арестованного имущества, не сообщается. Представитель "Лукойла" от комментариев отказался.

Был назначен новый прокурор, он пересчитал ущерб, который "Лукойл" якобы нанес, отмечает "Интерфакс" со ссылкой на источник. То есть прокуратура признала наличие серьезных ошибок в своих расчетах, подтвердил "Ведомостям" человек, близкий к "Лукойлу".

Проблемы в Румынии у "Лукойла" начались в октябре 2014 г. Тогда прокуратура арестовала имущество Petrotel, а НПЗ был остановлен на несколько недель. Власти страны пригрозили национализировать завод, если "Лукойл" остановит его окончательно. Компания обжаловала арест и восстановила переработку. Летом прокуратура Румынии обвинила шестерых менеджеров Petrotel в нанесении ущерба компании на 1,8 млрд евро.

По версии прокуратуры, в 2011-2014 гг. менеджеры использовали кредиты и материальные ценности Petrotel для получения выгоды компаниями, где им принадлежала прямая или непрямая доля. Они якобы подписывали в интересах и от имени Petrotel контракты на покупку нефти и проводили контракты на поставку нефтепродуктов по невыгодным для компании ценам, что приводило к убыткам.

"Лукойл" отвергал все претензии. "Мы считаем, что Petrotel выполняет все свои обязательства перед правительством Румынии, а в части приватизации перевыполнила их. Вместо $200 млн инвестировала $500 млн <...> В августе по просьбе прокуратуры налоговая провела комплексную инспекцию завода. И не нашла никаких нарушений <...>. Мы обратились в европейские институты, которые рассмотрели нашу жалобу. В сентябре-октябре должна активизироваться работа с их стороны. Мы рассчитываем на то, что судебные институты рассмотрят вопрос объективно и будет принято взвешенное решение", — говорил президент "Лукойла" Вагит Алекперов в сентябре в интервью "Ведомостям".

Компанию вынуждают продать предприятия, считали эксперты. Появились даже потенциальные покупатели — это Kajel Holdings Limited (зарегистрирована на Британских Виргинских островах; по неподтвержденной информации, представляет интересы компании China Peace Petroleum Group, писал "Интерфакс"), Vienna Investment Trust SA (зарегистрирована в Австрии, свыше 73% принадлежит бизнесмену Константину Тома) и Universal Premium Fund (зарегистрирован в Люксембурге, принадлежит бизнесмену Теодору Джону Востинару), сообщало румынское издание Digi24. Petrotel хорошо интегрирована в технологическую цепочку компании, поэтому целесообразности продажи этого актива нет, говорил Алекперов.

Правоохранительные органы Румынии, видимо, искали разумное, по их мнению, решение, т. е. не снимать обеспечительные меры с "Лукойла", но и не создавать ему трудностей, которые привели бы к остановке НПЗ, считает управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня. Но это решение суда в юридическом смысле не дает однозначных сигналов, что в будущем суд удовлетворит или не удовлетворит требования прокуратуры к "Лукойлу" по существу, добавил он.

Галина Старинская

<< Сентябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ