conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

23.10.2017

Перемирию между Москвой и Анкарой способен помешать Тегеран.

"Независимая газета"

С 1 ноября могут начаться поставки в РФ 50 тыс. т турецких томатов. Анкара выдала "Газпрому" положительное экологическое заключение на прибрежный участок "Турецкого потока". Казалось бы, наступило экономическое перемирие России и Турции. Однако оно не окончательное: многие решения лишь обсуждаются. Так, правительство РФ пока только надеется на согласование до конца этого года протокола, касающегося строительства сухопутного участка второй нитки "Турецкого потока". Этому могут помешать не только строптивость и непредсказуемость Анкары, но и амбиции Тегерана. Тегеран — важный участник "секретных переговоров" по "Турецкому потоку", сообщают некоторые аналитики.

Суббота принесла много новостей о начавшемся потеплении в отношениях России и Турции. В Казани прошли мероприятия в рамках заседания межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Главные спорные вопросы — о поставках сельхозпродукции и строительстве газопровода в обход Украины, — казалось бы, были решены.

В частности, как рассказал глава Минэнерго РФ, сопредседатель российско-турецкой межправительственной комиссии Александр Новак, в рамках заседания обсуждалось снятие ограничений на поставки томатов из Турции в Россию в объеме 50 тыс. т. "Такое решение подготовлено — о возможности поставок с 1 ноября", — сказал Новак. По его словам, поставки уже согласованы профильными ведомствами. "Но скорость принятия этого постановления будет зависеть в том числе от действий наших коллег по снятию бюрократических барьеров, связанных с оформлением счетов-фактур", — уточнил он.

Россия продолжает консультации для снятия ограничений на поставки мяса птицы и говядины в Турцию, отметил Новак. Турецкая сторона, по его словам, готова предоставить возможность поставок российского мяса, но срок пока не обозначен, передает "Прайм".

Если говорить об энергетической сфере, то, как сообщил Новак, стороны обсуждали необходимость скорейшего согласования до конца этого года протокола между "Газпромом" и Министерством энергетики Турецкой Республики, касающегося строительства сухопутной части второй нитки "Турецкого потока". "Наши турецкие партнеры обещали, что эта работа будет активно вестись, мы надеемся, что они согласуют это до конца года", — сказал Новак.

Стало известно, что Турция выдала "Газпрому" положительное заключение на отчет о воздействии на окружающую среду для последнего участка "Турецкого потока" около турецкого берега. Об этом сообщил замминистра энергетики Анатолий Яновский, передает Интерфакс. Как сказал Новак, "мы благодарны нашим турецким партнерам, что они уже утвердили отчет о воздействии на окружающую среду, утвердили выход из морской части на сушу".

Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи добавил, что страны рассматривают возможность взаиморасчетов в национальных валютах. Также, по его словам, турецкие перевозчики просят Москву отменить визовый режим в отношении водителей, ведь это поспособствует быстрому товарообмену между странами.

Но за такими красивыми формулировками скрывается не очень приятный факт — пока страны демонстрируют скорее намерения, чем окончательные, бесповоротные решения. Самый яркий пример — судьба второй, экспортной, нитки "Турецкого потока": проект, судя по заявлениям российского министра, еще не согласован, российские власти лишь надеются получить от Турции окончательное разрешение до конца года. И Турция пока подпитывает эти надежды.

Значит, те инвестиции, которые сейчас направляются в строительство, теоретически делают положение Москвы все более уязвимым. Ведь чем дороже для страны становится проект, тем, как можно предположить, больше будут потери России в случае непрогнозируемой перемены настроений у Анкары и тем на большие уступки придется идти, чтобы проект сохранить.

Напомним, проект предполагает строительство двух ниток мощностью по 15,75 млрд куб. м. Первую нитку планируется ввести в марте 2018-го, она будет предназначена для турецких потребителей. В 2019 году ожидается ввод второй нитки, рассчитанной на экспорт газа в обход Украины в страны Южной и Юго-Восточной Европы. В конце июня этого года президент Владимир Путин в ходе посещения трубоукладочного судна Pioneering Spirit дал старт глубоководной укладке газопровода.

В то же время у наблюдателей возникают разные версии, чем конкретно сейчас занимается упомянутое судно. Поводом для обсуждения становятся данные навигационного портала Marinetraffic. Агентство EADaily сообщало в сентябре, что "трубоукладчик Pioneering Spirit уложил первую нитку газопровода до экономической зоны Турции, после этого судно вернулось в район Новороссийска и уже некоторое время ведет там работы". "Судя по маршруту следования, трубоукладчик начал укладку второй нитки "Турецкого потока" на глубоководье. Сейчас судно находится в статусе трубоукладки", — передавало агентство.

Также оно напоминало, что в СМИ появлялись версии как раз о приостановке трубоукладки из-за давления на  компанию, владеющую судном, и угрозы санкций. Но эта версия, по мнению аналитиков агентства, "не находит официального подтверждения". В воскресенье на навигационном портале указывался статус судна "ограниченное маневрирование".

Еще большую интригу вокруг "Турецкого потока" создают СМИ, освещающие ситуацию в Иране. "Иран — важная часть секретных переговоров по "Турецкому потоку", — сообщается, в частности, в материале на сайте Iran.ru. — Турки категорически не хотят предоставить "Газпрому" монопольное право наполнения трубы этого "потока". Для того чтобы проект состоялся, в него должен войти газ из Катара и Ирана. Это условие Анкары". Из чего делается вывод, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган "крепко держит Москву за чувствительное место в данном вопросе".

Год назад, когда РФ и Турция после возобновления проекта подписали межправительственное соглашение по "Турецкому потоку", глава PR-департамента Иранской национальной газовой компании Маджит Боужарзадех сообщил, что Иран приветствует это решение. "У Ирана прекрасные отношения с Россией, и у нас есть хорошие перспективы сотрудничества по поставкам газа во всем мире", — пояснил он.

Боужарзадех обратил внимание, что многим странам в регионе нужен иранский газ. "Поэтому мы должны создавать инфраструктуру. Возможно, наше правительство договорится с турецким правительством об увеличении поставок газа в Турцию или через нее в Европу, но этот вопрос зависит от политического расклада", — добавил он.

Мнения опрошенных экспертов разделились. "Ни о какой остановке "Турецкого потока" речи не идет", — уверен аналитик компании "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. По его словам, "Ирану хотелось бы иметь аргументы, заставляющие пустить его газ по этому трубопроводу, но пока их нет". "Условия постройки газопровода с турецкой стороны всегда формулировались расплывчато, но это особенность, связанная с шатким положением Эрдогана и правящей партии", — считает эксперт. В любом случае позиция России гораздо сильнее, ведь мы можем, условно говоря, "фехтовать" несколькими газовыми проектами, добавляет он.

Но, как говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев, "в случае с Турцией нельзя быть уверенным на все 100% в том, что труба прокладывается не зря": "Позиция президента Эрдогана может поменяться в любой момент, и зависит это от множества непредсказуемых факторов". "Турция — наш самый непростой партнер. Случиться может абсолютно все. И речь идет даже не о двусторонних отношениях между странами, а о ситуации в самой Турции", — соглашается вице-президент "Деловой России" Татьяна Минеева.

Исаев обращает внимание, что "несомненный козырь для Турции — антироссийские санкции и вероятность поставки американского сжиженного природного газа в Европу". "Турции интересно пустить в трубу в том числе иранский газ, чтобы Россия с Ираном конкурировали и были готовы на повышенные тарифы",  — продолжает он. Также Анкара может давить на Москву для сохранения российских уступок в том числе по строительству и эксплуатации атомной электростанции Аккую.

Анастасия Башкатова

 

 

Крупным потребителям электроэнергии придется и дальше субсидировать население. Минэнерго готово продлить механизм "последней мили".

"Ведомости"

"Последняя миля" на заре реформы электроэнергетики была придумана как временная мера, чтобы поддержать на плаву распределительные сетевые компании — МРСК. Они получили право арендовать у управляющей магистральными сетями (ЛЭП напряжением свыше 220 КВт) ФСК подходящие к промышленным предприятиям участки и получать двойную плату — за свои услуги и тариф на передачу электроэнергии по этому участку. Это позволяло МРСК не повышать тариф на передачу электричества населению.

За пять лет к 2017 г. размер перекрестного субсидирования в сетевом комплексе вырос почти на 70% до 368 млрд руб., а в 2022 г., по оценкам Минэнерго, составит 417 млрд руб. И вся эта нагрузка ложится на малый и средний бизнес, ЖКХ и бюджетные предприятия, так как крупные энергопотребители уходят в собственную генерацию или подключаются напрямую к сетям ФСК, тариф которой не включает перекрестное субсидирование, говорится в материалах ведомства.

Чтобы это исправить, Минэнерго подготовило законопроект, который равномерно распределит величину перекрестного субсидирования между всеми потребителями (кроме населения) независимо от того, к каким сетям они подключены — магистральным или распределительным. Тарифы будут меняться в зависимости от категории потребителей. Еще Минэнерго предлагает изменить условия оплаты услуг транспортировки для клиентов, которые подключились к сетям после 1 января 2023 г. Они должны будут оплачивать энергию по единым тарифам, старые — с учетом распределения перекрестного субсидирования. Это позволит прочим потребителям снизить платежи на 1%, или на 31 млрд руб. в год. "Россети" поддерживают инициативу Минэнерго, передала через представителя заместитель гендиректора холдинга по экономике Оксана Шатохина: для повышения инвестпривлекательности и эффективного развития сетевых предприятий необходимо устанавливать долгосрочные, экономически обоснованные и прозрачные тарифы, считает она.

Предполагалось, что "последняя миля" просуществует, пока не будет выработана новая система тарифообразования, которая компенсировала бы МРСК более высокие расходы на содержание сетей, чем у ФСК. В июле 2017 г. действие последних договоров аренды должно было закончиться, кроме некоторых регионов.

Крупные промышленные потребители, такие как UC Rusal и др., годами боролись с "последней милей" и в 2014 г. наконец получили возможность заключать прямые договоры с ФСК (ее тариф в 3-4 раза ниже — данные Минэнерго), а теперь предлагается развернуть ситуацию обратно, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Равномерное распределение перекрестного субсидирования будет означать рост тарифа на передачу электроэнергии для крупных потребителей на 92%, т. е. в среднем общий платеж для них станет больше на 16%, оценивает она.

По оценкам Минэнерго, в 2017 г. темпы роста тарифов для населения составляют 4,3% по сравнению с 2016 г., а для прочих потребителей — 10,5%. Чтобы к 2022 г. снизить перекрестное субсидирование до 89 млрд руб., тариф для населения с 2018 г. должен расти ежегодно на 13,9%, что сейчас невозможно, отмечает Минэнерго. Единственный способ ликвидировать перекрестное субсидирование — опережающий рост тарифов для населения, парирует Порохова. Минэнерго этим проектом расписывается в собственном бессилии, говорит директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев: вместо сокращения перекрестного субсидирования ведомство предлагает его узаконить, а ликвидированную "последнюю милю" восстановить и увеличить.

Предложение о равномерном распределении перекрестного субсидирования требует проработки и обсуждения последствий, передал через представителя замруководителя ФАС Виталий Королев. А введение дифференцированного тарифа он считает преждевременным. В Минэкономразвития это предложение пока не поступало, сказал представитель.

Иван Песчинский

 

 

Эдуард Худайнатов привлекает инвесторов в таймырский проект.

"Газета РБК"

Компания ННК экс-главы "Роснефти" Эдуарда Худайнатова привлекла банк Intesa для поиска финансирования месторождений на Таймыре. Из-за большого долга ННК и рискованности проекта найти средства будет непросто, считают эксперты.

Планы Худайнатова

Независимая нефтегазовая компания (ННК), подконтрольная экс-президенту "Роснефти" Эдуарду Худайнатову, ищет инвесторов для группы месторождений на полуострове Таймыр в Красноярском крае — проекта Пайяхи, заявил бизнесмен на презентации проекта в рамках X Евразийского экономического форума в Вероне в пятницу, 20 октября, передает "Интерфакс".

По словам Худайнатова, ННК подписала соглашение о сотрудничестве с итальянским банком Intesa, в рамках которого банк будет искать финансирование и потенциальных инвесторов в этот проект, а также рассмотрит возможность собственных инвестиций. "Необходимый объем средств до денежных потоков [от эксплуатации месторождения на первоначальном этапе. — РБК] по оценкам на настоящий момент составляет $5 млрд, общий CAPEX на весь период проекта — $20,2 млрд", — сказал Худайнатов. Внутреннюю норму доходности (Internal rate of return, IRR) проекта он оценил в 37%, а срок окупаемости — в девять лет. Ранее Intesa участвовала в синдикации кредита для покупателей 19,5% акций "Роснефти" Glencore и катарского фонда QIA на €5,2 млрд.

Проект Пайяхи включает группу из шести граничащих друг с другом нефтегазоносных участков на Таймыре. По итогам проведения сейсморазведки и бурения в 2016 году при 10% изученности участков DeGolyer & MacNaughton оценил запасы проекта в 49 млн т нефти и 2 млрд куб. м газа (по 2P). Ожидаемая оценка запасов, которую аудитор намерен завершить в конце 2017 года — начале 2018 года в ходе более детального анализа, превысит 130-170 млн т нефти, говорится в презентации Худайнатова, которую цитирует "Интерфакс".

ННК планирует запустить проект в промышленную эксплуатацию в 2023 году. Выход на проектную мощность более 18 млн т нефти прогнозируется в 2028 году, пик добычи в 21,9 млн т — в 2030 году.

Прогноз добычи группы месторождений на Таймыре сопоставим с добычей на одном из крупнейших месторождений "Роснефти" — Ванкорского. Но запасы расположенного в Красноярском крае Ванкора составляют 500 млн т нефти и конденсата и 182 млрд куб. м газа. Добыча на Ванкоре продержалась на уровне примерно в 21,4-22 млн т нефти три года и составляла 11-12% от добычи "Роснефти", а в 2016 году снизилась до 21 млн т.

ННК собирается к 2023 году построить круглогодичный экспортный терминал Таналау в устье Енисея мощностью 7,5 млн т в год с перспективой увеличения мощности терминала к 2025 году до 15 млн т, а позже — до 22 млн т в соответствии с ростом добычи на проекте. "Дочка" ННК "Таймырнефтегаз" зафрахтует на 20 лет у структур "Роснефти" десять танкеров арктического класса дедвейтом 42 тыс. т каждый для перевозки этой нефти. Суда будут строиться на верфи "Звезда". К тому же возможна организация производства по переработке газа на ресурсах месторождения.

Худайнатов считает, что стоимость проекта Пайяхи при выходе на полномасштабный объем добычи достигнет в 2030 году не менее $30-40 млрд. Нефть Пайяхи относится к малосернистым (0,09-0,2%), маловязким и легким сортам, которую компания рассчитывает продавать с премией $3-4 к сорту Brent.

"Рискованный проект"

Инвестиции ННК в освоение Пайяхской группы месторождений в 2015 году оценивались в 500 млрд руб. Тогда компания попросила у правительства на реализацию проекта 78,1 млрд руб. из Фонда национального благосостояния, но получила отказ. В июне 2016 года Худайнатов заявлял, что ННК отложила проект на год из-за проблем с финансированием.

В этот раз препятствием для реализации проекта — синдикации кредита и поиска инвесторов — может оказаться высокая долговая нагрузка ННК, отмечает портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Долг компании составляет около $2 млрд, или 5,3 показателя EBITDA за 2016 год. Кроме того, летом 2017 года ННК оказалась под санкциями США по подозрению в сотрудничестве с КНДР (компания отрицает эти обвинения).

Старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров считает существенно завышенным IRR проекта и сомневается, что его можно будет окупить в ближайшие девять лет. Он прогнозирует, что Пайяха выйдет на пик добычи не раньше чем через 10-15 лет. По его словам, при принятии решения о разработке этой группы месторождений нужно учитывать перспективы развития Северного морского пути, расходы на строительство инфраструктуры в арктических широтах, необходимость использования современных дорогостоящих технологий бурения, часть из которых может быть сложно задействовать из-за санкций.

В ходе разработки оцениваемые вложения в проект могут вырасти в разы, а оценка его запасов вызывает сомнение до начала масштабного бурения, перечисляет риски Нестеров. Он оценил минимальную стоимость бурения одной скважины в этом регионе в $200 млн. Инвестиции в этот проект рискованные, так как сложно оценить спрос на нефть на такой большой срок — до 2030 года, говорит эксперт.

По мнению Нестерова, заинтересоваться вложениями в Пайяху могут только азиатские инвесторы, поскольку из-за санкций европейские компании продолжают осторожно относиться к вложениям в российские нефтегазовые проекты в арктических широтах, к которым относится и Таймыр.

При запасах в 49 млн т нефти на Пайяхе можно добывать лишь около 3,5 млн т нефти в год, а при подтверждении запасов до 130 млн т — не более 8-9 млн т нефти в год, предупреждает Вахрамеев из GL Asset Management. Оценку стоимости проекта на пике добычи в $30-40 млрд он считает "сильно завышенной" — это сопоставимо со стоимостью ЛУКОЙЛа, второй по величине нефтедобывающей компании в России. В пятницу ее капитализация на Лондонской бирже составила $44,19 млрд.

Людмила Подобедова

<< Октябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ