Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

23.10.2018

На скупку бумаг госкомпания может потратить до 20 млрд рублей.

"Ведомости"

"Транснефть" готова пойти на обратный выкуп привилегированных акций, говорится в презентации госкомпании. Это будет сделано для повышения капитализации "ввиду существенной недооцененности бумаг". Лимит скупки — 20 млрд руб. Выкуп компания намерена провести в течение максимум трех лет, говорится в презентации. Когда именно начнется скупка, представитель "Транснефти" не сказал.

Исходя из текущих котировок на Московской бирже, на 20 млрд руб. можно купить примерно 8% от всех привилегированных акций "Транснефти" (1,75% от уставного капитала — прим. "Ведомости"), отмечает компания. На бирже у "Транснефти" торгуются только привилегированные акции, на них приходится 22% уставного капитала. Оставшиеся 78% — обыкновенные акции, они целиком принадлежат Росимуществу.

Выкупленные бумаги менеджмент предлагает направить на опционную программу "для ключевых сотрудников" "Транснефти".

Кроме того, "Транснефть" намерена скорректировать дивиденды "в соответствии с требованиями контролирующего акционера", то есть государства. Сейчас дивидендная политика компании предполагает, выплату от 25% чистой прибыли по МСФО. С 2016 г. по распоряжению правительства все госкомпании должны платить по 50% от чистой прибыли по РСБУ или МСФО, смотря что больше.

"Транснефти" несколько лет удавалось игнорировать это распоряжение, и лишь по итогам 2017 г. госкомпания заплатила 50% от чистой прибыли по МСФО.

"Сам факт, что "Транснефть" озаботилась ростом капитализации, это уже хорошо", — радуется аналитик "Атона" Александр Корнилов. Снижение капитальных затрат, рост дивидендов, даже программа мотивации менеджмента — все говорит о том, что сейчас компания намерена бороться за рост стоимости бумаг и за инвестора, говорит Корнилов.

8 октября совет директоров "Транснефти" впервые рассмотрел план повышения капитализации компании, рассказывал входящий в совет гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. Тогда совет поручил менеджменту "Транснефти" в течение трех месяцев рассмотреть вопросы о введении опционной программы, обратном выкупе привилегированных акций и улучшении предсказуемости дивидендного потока компании.

Среди предложений была в том числе и конвертация привилегированных акций в обыкновенные, рассказал "Ведомостям" собеседник, близкий к "Транснефти".

"РФПИ и УК "Лидер" высказали желание конвертировать привилегированные акции в обыкновенные. Но мы никогда не говорили, что менеджмент поддерживает эти предложения", — рассказал первый вице-президент "Транснефти" Максим Гришанин на конференции по итогам первого полугодия 2018 г. "Мы готовы обсуждать это и обсуждаем, но реализоваться это предложение может только тогда, когда будет благоприятная ситуация на рынках и когда основной акционер [государство] будет готов", — подчеркнул он.

Виталий Петлевой

 

 

Чиновники и эксперты предлагают сокращать перекрестное субсидирование, стимулировать конкуренцию и отказаться от необоснованных планов "Россетей".

"Независимая газета"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России провела в Ялте семинар-совещание по теме тарифного регулирования. Центральным предметом обсуждения была судьба перекрестного субсидирования: в ФАС заявили, что избыточная нагрузка на потребителей от неравномерного распределения "перекрестки" недопустима. "Совет рынка" предложил меры по содействию конкуренции на энергорынках: по данным ассоциации, сейчас она либо ограничена, либо фактически отсутствует. Потребители энергии, в свою очередь, обратили внимание на недопустимость растущей финансовой нагрузки на них из-за планов по введению оплаты за резерв мощности, возврату "последней мили" и внедрению интеллектуального учета.

ФАС: избыточная нагрузка на потребителей недопустима

"Перекрестное субсидирование — это перераспределение финансовой нагрузки с категории потребителей "население" на "прочих" потребителей. В 2018 году общая сумма перекрестного субсидирования в электроэнергетике по РФ достигла 220 млрд руб. 16 субъектов РФ формируют 51% объемов перекрестного субсидирования. Наибольшее перекрестное субсидирование наблюдается в Свердловской области", — сообщил начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев.

Спикер пояснил, сколько дополнительно платят "прочие" потребители в зависимости от субъекта РФ: "Приемлемые параметры перекрестного субсидирования на "прочих" потребителей должны составлять не более 10%. К регионам с такой нагрузкой, например, относятся Москва и Московская область. 15% и более — это уже значительная дополнительная нагрузка. При этом среднее значение по субъектам РФ достигает 22%".

По словам Васильева, сейчас отсутствует порядок распределения объемов перекрестного субсидирования по уровням напряжения в рамках единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Он подчеркнул, что сложившая ситуация с избыточной нагрузкой на потребителей недопустима. ФАС, отметил спикер, поддерживает мероприятия по оптимизации справедливого распределения и оптимизации перекрестного субсидирования.

А кроме того, Дмитрий Васильев рассказал об оценке подходов по дифференциации тарифов ФСК, отметив, что они требуют дополнительной проработки: "Необходимо решить, единый тариф ФСК будет установлен для всех субъектов РФ или нет. Также нужно уточнить, каким образом ФСК будет возвращать денежные средства "котлодержателю" (в том числе "Россетям"), есть ли целевая задача, целеполагание введения дифференциации. Кроме того, возникает вопрос, справедливо ли введение данной дифференциации для потребителя и в чем ее положительный эффект".

"Совет рынка": конкуренция в торговле электроэнергией ограниченна

Николай Рощенко, член правления, начальник правового управления ассоциации "Совет рынка" (регулятор энергорынков), обратил внимание на состояние конкуренции на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). "Помимо технических ограничений, таких как, например, сетевые ограничения, которые в принципе являются объективным или по крайней мере долгосрочно действующим фактором ослабления конкуренции на ОРЭМ, нужно отметить и такой важный фактор, как высокая доля нерыночных обременений. Поэтому можно констатировать, что на оптовом рынке конкуренция носит ограниченный характер", — сказал Николай Рощенко. Поэтому важнейшими задачами для ОРЭМ являются снятие технологических барьеров и снижение доли нерыночных механизмов, подчеркнул представитель "Совета рынка".

На розничном рынке, по его словам, конкуренция практически отсутствует. Большая часть электроэнергии реализуется гарантирующими поставщиками, каждый из которых имеет свою зону деятельности. Смена потребителем сбытовой организации затруднена и, как следствие, происходит редко. Одним из важнейших факторов, препятствующих развитию конкуренции в данной области, является отсутствие единой базы данных учета по региону, содержащей доступные, легитимные и признаваемые всеми участниками данные об объемах реализуемой электроэнергии, подчеркнул Николай Рощенко.

"Наличие единой базы данных розничных потребителей по региону будет способствовать снижению уровня разногласий между участниками в части коммерческого учета, что, в свою очередь, положительно повлияет на платежную дисциплину, а также будет являться важным шагом в развитии конкуренции и упрощении смены потребителем энергосбытовой организации", — заявил представитель "Совета рынка".

В заключение он остановился на вопросе развития конкуренции в секторе генерации на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Сейчас, по словам Николая Рощенко, можно видеть рост конкуренции на отборах проектов строительства соответствующих объектов. По оценкам экспертов "Совета рынка", уже в обозримом будущем стоимость электроэнергии, производимой с использованием разных технологий ВИЭ (солнечные, ветряные электростанции, малые ГЭС), может сравняться, что создает предпосылки для проведения технологически нейтральных конкурсов для всех технологий ВИЭ. "Кроме того, перспективным направлением, по нашему мнению, является развитие ВИЭ в целях энергоснабжения труднодоступных и изолированных энергорайонов", — сказал Николай Рощенко.

"Сообщество потребителей энергии": инициативы "Россетей" ускоряют переход на альтернативное энергоснабжение

В свою очередь,  начальник департамента розничного рынка и сетей "Сообщества потребителей энергии" Валерий Жихарев рассказал о последствиях для потребителей и экономики страны от тарифных инициатив сетей. Эксперт подробно остановился на технической и экономической необоснованности введения оплаты за "бумажный" резерв максимальной мощности и негативном эффекте от возврата "последней мили", когда одни потребители вынуждены субсидировать других через тариф на передачу.

"Оплата "резерва" и возврат "последней мили" не снизят тарифы сетей. Сетевая монополия рассматривает данные меры в качестве инструмента для компенсации 734 млрд руб. выпадающих доходов", — отметил Валерий Жихарев.

В 2009-2014 годах потребителям по исполненным договорам на технологическое присоединение продано мощности в 1,5 раза больше, чем было построено. Прирост установленной мощности всех подстанций межрегиональных сетевых компаний (МРСК) 0,4-10/220 кВт в это время составил 36,15 тыс. МВт, а мощность, проданная МРСК потребителям по исполненным договорам техприсоединения, составила 50-55 тыс. МВт.

Анализ доступности подключения по центрам питания, к которым присоединены 50 крупнейших потребителей (336 подстанций), проведенный "Сообществом потребителей энергии", показал: только 12% из них закрыты или находятся под ограничением для новых потребителей по замерам фактической нагрузки (по зимнему замерному максимуму) с учетом устоявшегося режима. Другими словами, величина "бумажного резерва" при определении уровня фактической загрузки центров питания не учитывается и соответственно не может влиять на ограничение по технологическому присоединению новых потребителей.

Еще один вопрос — предлагаемый ежегодный прирост тарифа ФСК на 7%. Он приведет, по словам Жихарева, к замедлению роста промышленного производства на крупнейших предприятиях, подключенных к магистральным сетям, в ближайшие три года на 10% ежегодно. Накопленные за предстоящие 7 лет потери бюджетов в связи с сокращением поступлений по налогу на прибыль составят около 17 млрд руб. и далее, после 2026 года, будут составлять около 4 млрд руб. ежегодно.

Также Валерий Жихарев остановился на вопросе развития "интеллектуального" учета в электроэнергетике — планах по массовой установке "умных" счетчиков, которые вынашиваются "Россетями": "Последствия внедрения "интеллектуального" учета в предлагаемой концепции приведут к монополизации сферы учета электрической энергии, росту тарифа на услуги по передаче электроэнергии, платы за технологическое присоединение, сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков и росту перекрестного субсидирования".

Ожидаемый эффект в виде экономии 40-50 млрд руб. в год от внедрения "интеллектуального" учета, по словам эксперта, является крайне неубедительным на фоне возможных затрат, которые в зависимости от количественных параметров проекта могут составить от 800 млрд до 4 трлн руб. А учитывая планы "Россетей" по замене приборов учета на "умные" в течение 12 лет (до 2030 года), реализация такого предложения может привести к росту тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 4-12% в год (при включении всех затрат в тариф). Соответственно рост стоимости электрической энергии (мощности) для потребителей составит от 2-5% в год. Все это в совокупности может привести к снижению роста ВВП до 0,6% и увеличению инфляции до 2,25%, предупредил Валерий Жихарев.

"Рост финансовой нагрузки ускоряет переход потребителей на альтернативное электроснабжение. Динамика снижения отпуска электроэнергии сетевыми организациями промышленным потребителям и рост вводов генерирующего оборудования демонстрирует нежелание потребителей платить за технологически и экономически не обоснованные решения", — отметил эксперт.

В завершение своего доклада он сформулировал предложения, которые позволят сократить перекрестное субсидирование в электроэнергетике. В отношении регионов, вносящих наибольший вклад в объемы перекрестного субсидирования, предложено предусмотреть индексацию тарифов на передачу электроэнергии для категории потребителей "прочие" по формуле "инфляция минус" за счет повышения операционной и инвестиционной эффективности сетевых организаций. Кроме того, предлагается установление экономически обоснованного уровня тарифов на электропотребление для наиболее обеспеченных граждан (другими словами, градация тарифов) и индексация тарифов для населения и приравненных к нему категорий не ниже предельного уровня, установленного ФАС. Также предложено исключить из котловых тарифов выручку сетевых организаций, функционирующих на основе использования электросетевого хозяйства производителей электрической энергии и усилить критерии для доступа к льготному технологическому присоединению для энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт.

Глеб Тукалин

 

 

Саудовский министр энергетики допустил рост цен на нефть до 100 долларов в 2019 году.

"Российская газета"

Цена барреля нефти в 2019 году может вырасти с сегодняшних 80 долларов до 100, допустил министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех. Это станет возможно, если суточный дефицит предложения на мировом рынке достигнет трех миллионов баррелей (около трех процентов спроса). Саудиты смогут покрыть от силы половину дефицита, а "закрывать" оставшийся объем придется складскими запасами.

"В последние три-четыре месяца мы координировались с министром [энергетики РФ Александром] Новаком, чтобы нарастить добычу, так как с мая этого года на рынке существует довольно сильное напряжение по поводу нехватки нефти, что связано с санкциями и с сокращением добычи в некоторых странах, таких как Венесуэла и Мексика. Рынок опасается дефицита, — рассказал Халед аль-Фалех ТАСС. — И если бы мы продолжили ту же политику, что и в предыдущие полтора года, мы бы снова увидели нефть выше 100 долларов за баррель". Теперь пришло время "отпустить" добычу. "Нам удалось убедить остальных участников группы ОПЕК+ в правильности такого решения. И с июля по текущий момент мы наблюдаем, как напряжение снимается", — считает саудовский министр.

Саудовская Аравия выступает бенефициаром заявлений о том, что цена 80 долларов комфортна для нефтепроизводителей. Это понятно с учетом бюджетной политики Королевства и масштабных планов реформ наследного принца Мухаммеда бен Сальмана. "Такого рода комментарии, на наш взгляд, могут восприниматься как вербальные интервенции, — говорит главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович. — Сейчас давление на Саудовскую Аравию со стороны США по вопросу пропажи журналиста [Джамаля Хашогги] остается косвенным, стороны находятся в процессе диалога. Однако можно предположить, что интервенции, направленные на повышение спекулятивных настроений рынка, играют в пользу возращения нефтяных котировок к росту, что, в свою очередь, является негативным фактором для США в предвыборный период".

Комментарии министра в такой ситуации могут быть демонстрацией защитных инструментов саудитов против давления со стороны геополитических факторов, допускает Покатович. Он также отмечает, что реакция рынка на такого рода заявления будет сдержанной, а существенные движения в ценах произойдут лишь в ноябре.

Александра Воздвиженская

<< Октябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ