Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.01.2017

Партнеры по приватизационной сделке расскажут Владимиру Путину о новых совместных проектах.

"Известия"

Президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с главой "Роснефти" Игорем Сечиным в своей резиденции в Ново-Огарево. В ходе беседы председатель правления российской нефтяной компании обратился к президенту с просьбой принять иностранных партнеров, которые участвовали в приватизационной сделке по приобретению 19,5% акций "Роснефти".

— Как год прошел, Игорь Иванович, кроме известной сделки? Как в целом обстоят дела? — поинтересовался Владимир Путин в начале встречи.

Напомним, сделка по продаже 19,5% акций "Роснефти" иностранным инвесторам состоялась в декабре прошлого года. Сумма сделки оценивалась в €10,5 млрд.

— По бюджетным и фискальным платежам с учетом приватизационной сделки, которую вы упомянули, общий объем выплат в бюджет составил свыше 3 трлн рублей, — сообщил глава "Роснефти".

— Вы планируете встречу с инвесторами? — уточнил президент.

— Да, Владимир Владимирович. Я хотел просить вас принять инвесторов — участников приватизационной сделки, — пояснил Игорь Сечин. — Это наши партнеры из итальянского банка "Интеза", Катарского инвестиционного фонда и Glencore, для того чтобы подчеркнуть значение этой сделки. Мы планируем также увеличивать нашу активность [в работе] с этими партнерами. И для того, чтобы проинформировать вас о новых проектах, которые состоятся с их участием.

Глава "Роснефти" отметил, что Владимир Путин с самого начала следил за ходом переговоров по этой сделке.

— И, конечно, нам бы хотелось, чтобы наши партнеры рассказали о перспективах работы, — сказал Игорь Сечин.

— Хорошо, — ответил на просьбу о встрече глава государства.

Руководитель "Роснефти" рассказал Владимиру Путину и о других направлениях международного сотрудничества компании. В частности, в этом году до 31 млн т увеличатся поставки нефти в Китай, 2 млн т планируется поставить в Индию, постепенно нарастив объем до 20 млн т. Остается востребованным и европейское направление.

— В целом в Европу поставляем примерно 71 млн т с учетом 10 млн Белоруссии. В производственном плане год был напряженный, но позитивный для компании, — сообщил Игорь Сечин.

На ближайшие два года у "Роснефти" намечена инвестиционная программа на сумму около 2,4 трлн рублей.

— В 2017 году мы планируем инвестиционную программу в объеме 1,1 трлн (рублей. — "Известия"). Особое значение будет придаваться вводу новых месторождений: это развитие Сузунского месторождения, Лодочное месторождение, Русское, Куюмбинское, Юрубчено-Тохомское, Таас-Юрях. И газовые активы: Роспан, Харампур, Кынско-Часельское месторождение. На 2018 год планируем инвестпрограмму в объеме примерно 1,3 трлн рублей, — пояснил Игорь Сечин.

В этом году компания также планирует увеличить объем переработки нефти на собственных предприятиях со 100 млн до 120 млн т.

Егор Созаев-Гурьев

 

 

"Газпром" хочет заморозить дивиденды, продать активы и увеличить заимствования. Виноваты низкие цены на углеводороды и масштабная инвестпрограмма.

"Ведомости"

"Газпром" — становой хребет российской экономики", — говорил летом на годовом собрании акционеров председатель правления компании Алексей Миллер. За 2015 г. концерн обеспечил крупнейшие выплаты дивидендов как по абсолютным значениям, так и по поступлениям в бюджет. Теперь "Газпром" может оставить дивидендные выплаты на уровне 2016 г. до 2019 г., передал Bloomberg со ссылкой на план, утвержденный советом директоров в декабре. Представитель "Газпрома" отказался от комментариев.

В 2016 г. "Газпром" потратил на дивиденды по итогам 2015 г. 186,8 млрд руб. (почти 24% чистой прибыли по МСФО). Госкомпании должны были направлять на дивиденды 50% прибыли по МСФО или РСБУ (от той, которая больше), но "Газпрому" удалось добиться исключения. В этом году Минфин предложил требовать с госкомпаний половину чистой прибыли по МСФО без исключений. Но на прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил Bloomberg, что с каждой госкомпанией нужно работать индивидуально.

Представители Минэнерго и Минэкономразвития переадресовали запрос о дивидендах "Газпрома" в компанию. Представитель Шувалова и ее коллега из Минфина не ответили.

"Газпром" в ближайшие годы ждут большие расходы. Только на три стройки — газопроводы "Сила Сибири", "Северный поток — 2" и "Турецкий поток" — концерн может потратить 4,6 млрд евро, подсчитали "Ведомости". Концерн рассчитывает получить 350 млрд руб. (около $6 млрд) от продажи активов в 2017 г., а в 2018 г. увеличить заимствования до 705 млрд руб. с нынешних 288 млрд руб., передал Bloomberg со ссылкой на документы компании. "Газпром" мог бы продать акции "Новатэка" (9,9%; на Московской бирже такой пакет стоит 212 млрд руб.) или свои собственные (6,6%; 231,6 млрд руб.), пишет агентство.

Инвесторы надеялись на рост дивидендов, говорит директор группы компаний UCP Андрей Марченко (в портфеле UCP есть акции "Газпрома"). Получается, "Газпром" может заплатить 7-8 руб. на акцию, тогда как при выполнении планов Минфина дивиденд мог составить 18 руб., подсчитал Марченко. Для компании это логично, но решение за государством, которое старается повышать дивиденды госкомпаний, напоминает аналитик S&P Александр Грязнов.

В ближайшие два года у компании ожидается отрицательный свободный денежный поток, поясняет портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Сейчас долговая нагрузка "Газпрома" не критична (отношение чистого долга к EBITDA ниже 2), но она может вырасти, указывает Вахрамеев. В условиях волатильных цен на нефть и газ и значительной программы капвложений компания пытается сохранить подушку ликвидности и ограничить необходимость новых заимствований, согласен Дмитрий Маринченко из Fitch Ratings.

Повышение планки выплат до 50% от прибыли создало бы прецедент — потом снизить выплаты было бы сложнее, полагает Маринченко. С учетом роста налоговой нагрузки в 2017 г. и текущих проектов "Газпрому", вероятно, позволят ограничить выплаты 25% от МСФО — на уровне 200-250 млрд руб., исходя из прогнозной прибыли за 2016 г., рассуждает он. "Общая сумма в 638 млрд руб. от продажи активов и новых заимствований в 2017 г. не так велика по сравнению с краткосрочным долгом компании (535 млрд руб. на 30 сентября 2016 г.)", — продолжает он. Но уже через год "Газпрому" предстоит погасить 10,5 млрд евро (около 670 млрд руб. по текущему курсу), напоминает Маринченко.

Алена Махнева

В особом мнении он пояснил, почему нельзя было рассматривать запрос Минюста о невозможности выплатить компенсацию экс-акционерам компании.

"Известия"

Конституционный суд РФ был не вправе рассматривать запрос Минюста от 19 января этого года, в котором ведомство признало невозможным исполнить решение Европейского суда по правам человека о выплате экс-акционерам нефтяной компании ЮКОС €1,8 млрд. Такой вывод сделал судья КС Владимир Ярославцев, выступивший сегодня с особым мнением.

Запрос Минюста в КС принимать к рассмотрению было нельзя, говорится в особом мнении Владимира Ярославцева. Судья КС обращает внимание, что суду, по сути, предстояло оценить свое же решение.

Речь о том, что вывод Страсбургского суда о нарушении Россией Европейской конвенции о правах человека был во многом обусловлен постановлением самого же КС от 14 июля 2005 года. Тогда КС разрешил судам взыскивать долги с недобросовестных налогоплательщиков даже по истечении трехлетнего срока давности. Именно это постановление и повлияло на исход взыскания налоговых санкций с ЮКОСа за 2000 и 2001 годы, отмечал тогда ЕСПЧ.

Он также ссылался на то, что в 2005 году КС поменял трактовку нормы ст. 113 Налогового кодекса, разрешив привлекать к ответственности после истечения трехлетнего срока, а заодно придал норме обратную силу.

Владимир Ярославцев обращает внимание на то, что норма о возможном привлечении к ответственности за пределами трехлетнего срока начала действовать лишь с 1 января 2007 года — когда законодатель изменил ст. 113 Налогового кодекса. "Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции РФ)", — говорится в особом мнении судьи КС.

Ведущие дело ЮКОСа, по мнению Ярославцева, поступили непоследовательно и противоречиво в ходе рассмотрения спора в ЕСПЧ. Это, по его мнению, "фактически поставило в правовой тупик решение вопроса по данному делу". Еще в сентябре 2011 года ЕСПЧ решил, что компании было предоставлено недостаточно времени для подготовки к судебным разбирательствам, а взыскание штрафов за 2000 год и удваивание штрафов за 2001 год было незаконным.

Однако российская сторона не воспользовалась своим правом на обжалование постановления в Большой палате Суда, а 15 мая 2013 года представила в Комитет министров Совета Европы (этот орган осуществляет надзор за исполнением постановлений ЕСПЧ) план мероприятий по исполнению постановления. Тем самым формально-юридически Россия признала законность и обоснованность указанных нарушений Конвенции, полагает Ярославцев.

Небезынтересным называет судья КС и участие российской стороны в обсуждении вопроса о справедливой компенсации. "В частности, было дано согласие на уменьшение исполнительского сбора (7% от взыскиваемой суммы задолженности. — "Известия")", — говорится в особом мнении. ЕСПЧ счел сумму завышенной, не отражающей реальных расходов государства на взыскание долга. Минюст в обращении в КС настаивал, что платить компенсацию, присужденную по этому основанию ЕСПЧ, нельзя, так как ЮКОС в суде не попытался снизить размер исполнительского сбора.

По мнению Ярославцева, Минюст в итоге нашел "упрощенный" выход из создавшегося положения — и обратился в КС с запросом о невозможности исполнения постановления ЕСПЧ. Однако, считает судья КС, министерству "не следует искать легких путей разрешения вопроса посредством обращения в КС РФ, а необходимо продолжить диалог с межгосударственным органом — Комитетом министров Совета Европы".

Напомним, что Конституционный суд РФ 19 января признал неисполнимым в России постановление Европейского суда по правам человека, согласно которому Россия должна выплатить экс-акционерам нефтяной компании ЮКОС €1,8 млрд. Однако КС подчеркнул, что Россия по "доброй воле" может произвести выплаты акционерам, которые сами пострадали от деятельности компании и ее менеджмента.

Татьяна Берсенева

 

 

Минфин выдвинул условия для продления налоговых послаблений на шельфе.

"Газета РБК"

Нефтяным компаниям придется подождать продления налоговых льгот на добычу на шельфе до тех пор, пока Минфин не оценит потери бюджета, следует из письма главы ведомства Антона Силуанова президенту Владимиру Путину. Но этот вопрос рассмотрят в Госдуме до конца весенней сессии.

Без вреда для бюджета

Министр финансов Антон Силуанов 2 декабря 2016 года написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором ответил на просьбу трех крупнейших нефтяных компаний — "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти", которые имеют право работать на шельфе ("Роснефть" и "Газпром нефть" — в Арктике, ЛУКОЙЛ — на Каспии), — о продлении налоговых льгот. У РБК есть копия этого письма, его подлинность подтвердил чиновник одного из профильных ведомств и менеджер одной из нефтяных компаний.

Силуанов пообещал, что вопрос о продлении льгот на разработку шельфа будет рассмотрен на весенней сессии в Госдуме (заканчивается в конце июля — начале августа). Но это произойдет не ранее чем Минфин изучит финансово-экономические модели разработки шельфовых месторождений нефти и газа, а также оценит выпадающие доходы федерального и региональных бюджетов, предупредил он.

Дата слушаний в Госдуме по изменениям в Налоговый кодекс и закон "О таможенном тарифе", касающимся шельфа, пока не назначена. Весенняя сессия Думы заканчивается в конце июля — начале августа 2017 года. Налог на прибыль от добычи нефти и газа на шельфе полностью зачисляется в федеральный бюджет, говорил первый заместитель министра финансов Илья Трунин на заседании комитета Госдумы по бюджету 14 декабря 2016 года. "У нас сейчас пока бюджет не получает налогов от доходов на прибыль от добычи на шельфе. Доходы появятся не ранее 2018-2019 годов от одного из месторождений, добыча на котором уже ведется, и зависеть они будут от цены на нефть и от того, будут ли нести компании расходы на геологоразведку", — говорил Трунин.

Главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин, президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и генеральный директор "Газпром нефти" Александр Дюков еще в конце октября направили Путину письмо с просьбой продлить действие льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлине для новых месторождений на шельфе, говорится в их обращении (у РБК есть копия). Спустя несколько дней президент поручил Силуанову и министру энергетики Александру Новаку "рассмотреть и доложить согласованные предложения" по этому обращению. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в понедельник, 23 января, отказался комментировать РБК ответ Силуанова, сославшись на то, что это служебная переписка.

Силуанов указывает, что вопрос изменения сроков действия налоговых льгот "будет рассмотрен в увязке с планами нефтегазовых компаний о переносе сроков ввода их в эксплуатацию, а также после проработки вопроса актуализации лицензионных соглашений недропользователей".

Минэнерго ранее рассмотрело обращение "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти" и в целом поддержало необходимость изменения механизма ограничения сроков действия льгот, но с учетом оценки всех рисков такого решения, сообщили РБК в пресс-службе ведомства. Необходимость принимать решение по продлению действия льгот в увязке с реальными планами нефтяных компаний о переносе сроков разработки этих месторождений и с учетом актуализации лицензий также не означает, что нет необходимости решать этот вопрос до окончания актуализации лицензий на шельфе, подчеркнул представитель ведомства.

Потери до 50 млрд руб.

Нефтяники просили изменить формат предоставления льгот на шельфе из-за резкого падения цен на нефть и антироссийских санкций. "В данных условиях российские компании вынуждены снижать темпы освоения шельфовых ресурсов, что выражается в переносе сроков реализации ряда проектов и сокращении объемов геолого-разведочных работ", — говорится в письме Сечина, Алекперова и Дюкова, которое они направили Путину в конце октября 2016 года (у РБК есть копия).

Еще в 2015 году Минприроды сдвинуло сроки бурения на шельфе Арктики по нескольким лицензиям "Газпрома" и "Роснефти" на несколько лет вперед. Получив обращения от нефтяных компаний, ведомство согласовало перенос части геологоразведки и добычу нефти на сроки от двух до 12 лет. Это означает, что нефтяники смогут реально использовать налоговые льготы для шельфа значительно позже, чем изначально предполагалось.

Минприроды согласовало перенос сроков геолого-разведочных работ на ряде шельфовых месторождений крупных нефтяных компаний из-за сложности условий их разработки, санкций и других экономических факторов, сообщил РБК пресс-секретарь ведомства Николай Гудков. При этом он отметил, что актуализация лицензионных соглашений, проводимая до конца 2016 года по указанию президента, не касалась шельфовых лицензий. "Актуализация лицензий на шельфе производиться не будет", — добавил он. При этом, по его словам, Минприроды поддерживает перенос сроков льгот по НДПИ и таможенной пошлине на шельфовых месторождениях, но считает, что его можно решить без актуализации шельфовых лицензий.

"Таким образом, существует риск, что установленные государством меры стимулирования шельфовой добычи окажутся неэффективными", — предупредили Путина нефтяники в октябрьском письме.

В конце 2016 года правительство дважды вносило в Госдуму поправки, которыми предполагалось дать льготу по налогам на разведку для всех нефтяных компаний. Но в итоге Минфин от имени правительства отозвал оба варианта поправок, а председатель комитета Думы по бюджету Андрей Макаров тогда пояснил, что в случае их одобрения крупных доходов недосчитались бы бюджеты заинтересованных регионов. В понедельник, 23 января, он отказался комментировать РБК вопрос о предоставлении льгот нефтяникам, пояснив, что не читал письма Силуанова президенту.

Пресс-служба Минфина также отказалась комментировать письмо Силуанова. Источник, близкий к Минфину, пояснил РБК, что выпадающие доходы бюджета от продления налоговых льгот на шельфе пока никто не считал, но ориентировочно они могут составить 40-50 млрд руб. по сравнению с налоговой системой без льгот (в зависимости от размера цены на нефть и курса рубля к доллару). Представители "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти" отказались от комментариев.

Людмила Подобедова, Светлана Бочарова

 

 

<< Январь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ