media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.01.2020

Его доля в перевозках должна составить 80%.

"Ведомости"

Сжиженный природный газ (СПГ) будет основным грузом, транспортируемым по Северному морскому пути до 2035 г., следует из проекта Стратегии развития Арктики, разработанного Минвостокразвития. "Ведомости" изучили копию документа, его достоверность подтвердили три человека, включая двух федеральных чиновников.

В 2018 г. перевозки грузов по Северному морскому пути составили 20,2 млн т, в 2024 г. должны вырасти до 80 млн т, в 2030 г. — до 120 млн т и к 2035 г. — до 160 млн т, причем транзитные грузы вырастут с 0,49 млн до 10 млн т.

При этом в 2018 г. производство СПГ в Арктике составило 10,6 млн т, он транспортируется по морю. Согласно стратегии его производство вырастет до 46,7 млн т в 2024 г., 73,5 млн т в 2030 г. и 120 млн т в 2035 г. В итоге к концу действия программы СПГ будет занимать 80% российских грузов, транспортируемых по Северному морскому пути.

Таким образом, развитие морского пути фактически будет зависеть от добычи и переработки газа и в меньшей степени — нефти. Авторы стратегии ожидают рост доли арктических нефти и газа в общей российской добыче. Так, в 2018 г. в Арктике было добыто 82,7% от общероссийской добычи газа (или 606 млрд куб. м), к 2035 г. этот показатель должен вырасти до 92% в 2035 г. (или 782-850 млрд куб. м исходя из прогноза в Энергостратегии России).

Пока в Арктике построен только один СПГ-завод — "Ямал СПГ" "Новатэка". В 2020 г. компания рассчитывает запустить его четвертую технологическую линию, после чего фактическая мощность производства СПГ составит около 19 млн т в год. Действующая стратегия "Новатэка" предполагает рост производства сжиженного газа до 57 млн т в год к 2030 г., но предправления компании Леонид Михельсон неоднократно говорил, что эта планка может быть пересмотрена до уровня 65-75 млн т год. "Новатэк" уже приступил к реализации проекта "Арктик СПГ — 2" — завод мощностью 19,8 млн т предполагается запускать тремя очередями с 2023-2025 гг. Кроме того, Михельсон говорил о планах построить "Обский СПГ" (5 млн т, запуск в 2022-2023 гг.). В более отдаленной перспективе новым проектом "Новатэка" станет "Арктик СПГ — 1" (19 млн т в год) — компания уже формирует для него ресурсную базу, но о конкретных сроках строительства пока не сообщала.

По итогам 2018 г. на расположенные в Арктике нефтяные месторождения пришлось около 17,3% от общей добычи в России, или чуть более 96 млн т. К 2035 г. согласно документу эта доля должна составить 25% (или 123-138 млн т). Крупнейшими игроками в регионе являются "Газпром нефть" и "Роснефть". Основные действующие проекты "Газпром нефти" в Арктике — Приразломное, Новопортовское и Восточно-Мессояхское (СП с "Роснефтью") месторождения. Суммарная добыча на них в 2018 г. составила чуть менее 15 млн т нефти. Одним из крупнейших новых проектов "Газпром нефти" в регионе может стать освоение ачимовских залежей Ямбургского месторождения. Уровень добычи на нем может составить около 8 млн т, сообщал заместитель предправления компании Вадим Яковлев.

"Роснефть" пытается разрабатывать шельф с суши на Хатангском месторождении. В 2014 г. "Роснефть" и ExxonMobil открыли месторождение "Победа" в Карском море. "Роснефть" с "Нефтегазхолдингом" реализует в Арктике проект "Восток ойл" , который объединяет месторождения Лодочное, Тагульское и уже работающие Ванкорское и Пайяхское. Этот кластер может обеспечить добычу до 100 млн т нефти к 2030 г.

Реализация стратегии должна, помимо прочего, стимулировать разработку новых нефтегазовых провинций, глубокую переработку нефти и производство сжиженного природного газа, говорится в документе. Для этого предлагается расширять производство на имеющихся и строящихся СПГ, осваивать газовые и нефтяные месторождения и развивать газо- и нефтепроводы, а также развивать нефтегазовый сервис, создавая для этого промышленные центры в населенных пунктах Арктики.

СПГ-заводы "Новатэка" и "Восток ойла" могут быть интересны в том числе для иностранных инвесторов, но их рентабельность зависит от налоговых послаблений, говорит старший директор Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. В то же время слишком быстрый вывод на рынок больших объемов СПГ может привести к обрушению цен — как это происходит сейчас из-за лавинообразного роста производства СПГ в США, рассуждает Маринченко: "Не факт, что Китай и другие рынки смогут легко абсорбировать эти объемы".

Реализация всех заявленных СПГ-проектов позволит производить 70 млн т СПГ после 2025 г., посчитала консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова. После 2030 г. с учетом проекта "Арктик СПГ — 3" производство может вырасти до 90 млн т. "Решение о строительстве заводов СПГ в Арктической зоне могут принять и другие компании", — говорит Колбикова.

Сейчас в мире наблюдается избыток предложения СПГ, но уже с 2021 по 2023 г. ожидается снижение активности вводов новых таких проектов, говорит Колбикова. Она ожидает, что следующий цикл массовых вводов может привести к избытку потенциального мирового производства СПГ в 35 млн т в 2024 г. и в 50 млн т в 2025 г. "После 2025 г., когда практически полностью завершатся текущие "стройки", может появиться импортная ниша и улучшиться ценовой климат, что даст возможность российским заводам, которые планируют запуск в эти годы, эффективно размещать СПГ на внешнем рынке", — говорит Колбикова.

Минэнерго России участвовало в разработке документа, сказал его представитель: "Ресурсная база Ямала позволяет достичь обозначенных в документе показателей". Минэкономразвития и Минвостокразвития отказались от комментариев, "Роснефть", "Газпром", "Газпром нефть" и "Новатэк" не ответили на запросы "Ведомостей".

Елена Вавина, Артур Топорков

 

 

Белоруссия пока не готова отказаться от российской нефти.

"Независимая газета"

В порт Клайпеды прибыл танкер с норвежской нефтью для Белоруссии. Официальных данных относительно ее стоимости нет, однако эксперты утверждают, что она обойдется дороже российской. По их мнению, трезвый расчет все же вынудит официальный Минск искать компромисс с российскими поставщиками.

В четверг танкер с 80 тыс. т нефти из Норвегии прибыл в литовский порт Клайпеду. Во второй половине дня он все еще находился вблизи порта в режиме ожидания более комфортных погодных условий, которые бы позволили пришвартоваться. Затем нефть будет перегружена в цистерны и по железной дороге отправится в Новополоцк, на завод "Нафтан". О таких планах в начале недели рассказывали в концерне "Белнефтехим". В Литовских железных дорогах, которые будут заниматься транспортировкой, сообщили, что весь процесс займет две недели.

Проводя совещание по вопросам экспорта нефтепродуктов во вторник, президент Белоруссии Александр Лукшенко дал понять, что это пробная поставка, на которой будет отрабатываться схема работы с мировыми ценами на нефть. Предстоит понять, сможет ли переработка в этом случае быть рентабельной. Эксперты пытаются вычислить экономику процесса расчетным путем. Телеграмм-канал zaprauka.by утверждает, что доставка норвежской нефти обойдется Белоруссии в 52 долл. за тонну. Информационный портал tut.by, ссылаясь на свои источники в нефтяных компаниях, пишет, что транспортировка обойдется в 20 долл. за тонну. Если учесть, что рыночная цена нефти сейчас составляет около 470 долл. за тонну, то Белоруссии она может обойтись в 490-520 долл. Притом что российская предлагалась за 83% от мировой, то есть примерно 385 долл. за тонну. То есть потери Белоруссии на 1 тонне могут составить 105-135 долл. В год это потери около 2 млрд долл., если закупать весь объем из альтернативных источников.

Впрочем, речь пока не идет о полном отказе от российской нефти. Александр Лукашенко поставил задачу покупать в России только 30-40% необходимых объемов. Причем, как утверждают источники из числа профильных чиновников, достичь такой цели планируется не ранее 2024 года — момента окончания налогового маневра в нефтяной сфере. Такая раскладка, по мнению экспертов, свидетельствует о том, что сейчас, отказываясь подписывать контракты на российских условиях, Минск блефует и торгуется.

Анализируя ситуацию, руководитель проекта BelarusSecurityBlog Андрей Поротников утверждает, что в Минске были не готовы к российскому нефтяному ультиматуму и решение отказаться от российской нефти при покупке на российских условиях было принято спонтанно и на эмоциях. Основанием для таких выводов стал тот факт, что к началу года "белорусская нефтянка подошла с полупустыми "баками": запасов нефти и ГСМ было максимум на 30 дней, отмечает эксперт. "За рубежом давно действует правило: минимальный текущий запас нефти и нефтепродуктов должен покрывать потребности в них в течение 90 дней", — напоминает эксперт.

Кроме того, из заявлений белорусских чиновников следует, что не было не то что контрактов с альтернативными поставщиками, но даже элементарной их проработки. Во всяком случае, первый вице-премьер Дмитрий Крутой в середине января говорил: "Мы разослали всем (потенциальным поставщикам. — "НГ") свои предложения".

Обращают эксперты внимание и на технические факторы. В частности, финансовый аналитик Михаил Грачев напоминает, что белорусские НПЗ могут работать только с североморским сортом нефти, который поставляет Норвегия, и российским Urals, которые близки по своим характеристикам. Поэтому "выбор альтернативных поставок у нашего правительства не так уж велик", резюмирует эксперт и делает вывод: значит, все равно придется договариваться с Россией.

Многие местные наблюдатели склоняются к тому, что власти Белоруссии подсчитают реальную цену альтернативы российским поставкам, эмоции улягутся, и они пойдут на компромисс. Вероятно, на некоторые уступки пойдет и Москва. Такую точку зрения подтверждает сделанное в четверг заявление посла России в Белоруссии Дмитрия Мезенцева. Говоря о нефтегазовой тематике в двусторонних отношениях, он заявил о том, что "оптимальные решения, которые устроят партнеров, должны быть найдены в ближайшее время". В частности, российская сторона "учтет запрос Белоруссии" и компенсирует ущерб, нанесенный в прошлом году белорусским нефтеперерабатывающим предприятиям в результате поставок некачественного сырья. По его информации, сейчас союзники согласовывают окончательные размеры выплат. "Это пример того, что стороны готовы слышать аргументы друг друга, учитывать взаимные интересы", — считает дипломат.

Антон Ходасевич

<< Январь, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ