Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.02.2015

Регуляторы предлагают законсервировать ненужные рынку энергоблоки, чтобы снизить их цену для потребителей. Потребители идею не поддерживают и оплачивать консервацию не готовы.

"Ведомости"

В российской энергосистеме образовался избыток мощности в 15-20 ГВт, признал недавно заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко. Это одна из самых острых проблем в отрасли, сетуют участники рынка. Никаких стимулов закрывать старые блоки у компаний нет, и потребителям приходится оплачивать работу и нужной, и лишней генерации. Например, в 2015 г. переплата за ненужные блоки может составить 23-30 млрд руб., подсчитала главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Наталья Порохова.

В прошлом году регуляторы так и не смогли согласовать с рынком схему вывода лишних блоков. Тогда стали звучать предложения о том, чтобы законсервировать ненужную мощность. "Ведомостям" удалось ознакомиться с письмом председателя правления "Системного оператора" Бориса Аюева на имя Кравченко от 28 января, в котором изложены детали этой схемы.

Генерирующие компании продают два товара: электроэнергию и мощность, цены на них складываются на отдельных рынках. Рынок мощности, по сути, функционирует раз в году осенью, когда проводится конкурентный отбор мощности (КОМ), на котором потребители определяют энергоблоки для работы в следующем году. КОМ проходит в 21 зоне свободного перетока (ЗСП, не имеет ограничений на передачу электроэнергии). Потребители отбирают и оплачивают самые дешевые и эффективные энергоблоки, а неотобранную мощность компании должны выводить из эксплуатации. Но на практике компании обходят эти правила, следует из письма Аюева. Для энергоблоков, которые не прошли КОМ, но нужны для безопасности энергосистемы или теплоснабжения населенных пунктов, придуман дорогой тариф "вынужденного генератора". Но генерирующие компании подают низкие ценовые заявки от тех энергоблоков, которые можно вывести из эксплуатации, и эти дешевые заявки гарантированно проходят отбор, пишет Аюев. При этом для энергоблоков, которые заведомо не могут быть закрыты, подаются самые дорогие заявки — такие блоки не отбираются потребителями, но почти наверняка получат высокий тариф "вынужденного генератора".

По мнению Аюева, законсервировать или отправить в долгосрочный резерв нужно максимум 10% мощности в каждом регионе. Такие блоки будут включаться только во время аварий. Платить за консервацию придется потребителям по цене в 2-3 раза ниже рыночной, следует из письма. Выбирать энергоблоки, которые получат плату за консервацию, Аюев предлагает на таком же КОМе, но меньшего формата. Этот отбор должен проходить до обычного КОМа (до 1 августа). При этом заявки генераторов предлагается ограничить 30% от предельных цен КОМа 2015 г. (39 000 руб./МВт в месяц для европейской части и Урала и в 43 200 руб./МВт в месяц в Сибири). Блок, получивший плату за консервацию, должен проходить ежегодную аттестацию. В противном случае или если он не запустился во время аварии оплата прекращается, а все, что блок уже получил с начала года, взимается в виде штрафа. Аюев тоже предлагает ежегодно уменьшать общую сумму, которую смогут получить "вынужденные генераторы", на 10% по отношению к предыдущему, а также на сумму, которую будут получать энергоблоки за консервацию. 10% мощности — это и есть примерно тот избыток, который сформировался в прошлом году, оценивает Порохова. Если стоимость консервации составит 30% от предельной цены КОМа, это может снизить затраты потребителей на вынужденную генерацию примерно в 4 раза, т. е. 1,2-1,5% в цене электроэнергии до 0,4%, подсчитала эксперт.

"Проблему избытка мощности можно решить только путем консервации или вывода неэффективных мощностей", — согласен представитель "КЭС холдинга". Стоимость консервации по отрасли может доходить до 50% стоимости эксплуатации блока, уточняет он. Собеседник в другой энергокомпании говорит, что консервация может обойтись и в 70% стоимости мощности. Оптимальные цифры еще предстоит рассчитать, говорит представитель "Системного оператора". НП "Совет производителей энергии" пока оценивает предложения, говорит представитель.

Но потребители платить за консервацию не готовы. "Предложения "Системного оператора" по консервации генерирующих объектов по принципу "на всякий случай" — это не что иное, как еще один способ содержать избыточную и неэффективную мощность за счет потребителей", — недоволен директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев.

Алина Фадеева

Лицензию на одно из крупнейших оставшихся у государства нефтяных месторождений хотят купить пять компаний, в том числе "Роснефть" и "Газпром нефть".

"Ведомости"

В пятницу истек срок приема заявок на покупку лицензии на Гавриковское нефтяное месторождение в Ханты-Мансийском автономном округе. В конкурсе, который состоится 22 апреля, хотят участвовать пять компаний, рассказал "Ведомостям" представитель Минприроды: ООО "Газпромнефть-Хантос" ("дочка" "Газпром нефти"), "РН-Уватнефтегаз" ("дочка" "Роснефти"), ЗАО "Новоэнерго", ООО "НЗНП трейд" и ООО "Развитие Санкт-Петербурга". Стартовый платеж — 6,7 млрд руб. Сегодня будет рассматриваться вопрос о допуске претендентов к торгам, добавляет источник в Минприроды.

Победителю конкурса будет предоставлено право пользования недрами с целью изучения, разведки и добычи сроком на 25 лет, в том числе на геологическое изучение недр на срок до пяти лет, указано в документах Роснедр. При этом основными критериями для выявления победителя являются научно-технический уровень программы использования участка недр, полнота извлечения углеводородного сырья, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, учет интересов национальной безопасности России.

ЗАО "Новоэнерго" входит в фонд "Энергия" (учредитель — бывший министр энергетики Игорь Юсуфов. — "Ведомости"), говорит исполнительный директор фонда "Энергия" Дмитрий Рамбовский. В целом цена соответствует рыночной оценке месторождений на начальной стадии разработки, говорит он. Цена невысокая — $0,38/барр., согласен аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. В 2010 г. "Башнефть" купила лицензию на месторождения им. Требса и Титова в Ненецком автономном округе из расчета $0,56/барр., в 2011 г. "Роснефть" платила за Наульское в этом же регионе $0,32/барр.

Одно из условий конкурса — переработка нефти на НПЗ в Ростовской области, рассказал Рамбовский. Он добавил, что фонд уже ведет переговоры с местными предприятиями. У "Газпром нефти" и "Роснефти" НПЗ в Ростовской области нет. Зато он есть у сестринской компании другого претендента — "НЗНП трейда". У этого ООО, как и у Новошахтинского завода нефтепродуктов (первая очередь мощностью 2,5 млн т нефти построена в 2009 г.), общий владелец — ООО "Юг энерго". НЗНП принадлежит структурам владельца холдинга "Юг Руси" Сергея Кислова. Кто стоит за ООО "Развитие Санкт-Петербурга", "Ведомостям" выяснить не удалось. По данным "СПАРК-Интерфакса", компания принадлежит "Примфилд инвестментс лимитед" из Белиза.

Представители "Газпром нефти", "Роснефти" на запросы "Ведомостей" не ответили. Получить комментарии "НЗНП трейда" и "Развития Санкт-Петербурга" не удалось.

Гавриковский участок расположен на территории Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в 263 км к юго-востоку от Сургута. Его площадь — 299 кв. км. Геологические запасы Гавриковского месторождения по категориям С1 + С2 составляют 136,7 млн т, извлекаемые по С1 + С2 — 40,4 млн т. Это среднее по размерам месторождение, но четвертое по величине, оставшееся в нераспределенном фонде недр после Ростовцевского в Ямало-Ненецком автономном округе (извлекаемые запасы — 61 млн т) и Назымского в Ханты-Мансийском автономном округе (43 млн т).

Предварительный объем капитальных затрат на развитие Гавриковского участка Рамбовский оценивает в 41 млрд руб., а пик добычи — в 2 млн т. Условиями конкурса предусмотрено бурение одной поисковой скважины для открытия новых месторождений в пределах участка, но, по предварительным геологическим данным, вероятность открытия новых месторождений на этом участке невелика, говорит он. По его словам, ближайший нефтепровод проходит в 16 км от участка и принадлежит "Славнефти" (СП "Роснефти" и "Газпром нефти"). В 35 км от участка — нефтепровод "РН-Уватнефтегаза".

В последний раз государство выставляло на продажу крупные участки четыре года назад. В 2011 г. Роснедра продали ТНК-ВР Лодочное месторождение (запасы — 43 млн т) за 4,66 млрд руб., Северо-Рогожниковское месторождение (89 млн т) купил "Сургутнефтегаз" за 46,2 млрд руб., Имилорское (около 200 млн т) — "Лукойл" за 50,8 млрд руб. В конце 2010 г. месторождения им. Требса и Титова (140 млн т) в ходе конкурса достались "Башнефти" за 18,2 млрд руб. Борьба за эти месторождения была серьезная. В этом году на тендерах такого ажиотажа не будет, считает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. В текущих экономических условиях компании будут стараться экономить, считает он. Компании будут покупать месторождения, которые легко ввести в эксплуатацию, добавляет он.

"Лукойл" концентрируется на развитии уже имеющихся проектов, а участие в тендерах и аукционах для компании не является безусловным приоритетом, объясняет представитель компании отсутствие заявки на Гавриковское месторождение. С его коллегами из "Башнефти" и "Татнефти" вчера связаться не удалось. Представитель "Сургутнефтегаза" от комментариев отказался.

Галина Старинская

 

 

Чем рискует Россия, начав прямые поставки газа в Донбасс.

"РБК daily"

В пятницу "Газпром" продолжил прямые поставки газа на территорию ЛНР и ДНР. Это может стать основанием для введения дополнительных санкций против концерна. Но юристы считают риск минимальным.

Спор о контракте

"Я прошу правительство Российской Федерации придерживаться контрактных обязательств [по поставкам газа на Украину], строго их исполнять", — заявил в пятницу Владимир Путин на заседании Совета безопасности, передает Интерфакс. Премьер Дмитрий Медведев заверил президента, что контракт соблюдается. Хотя у "Нафтогаза Украины" на этот счет другое мнение.

Разногласия между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" по поводу трактовки газового контракта возникли в четверг, 19 февраля, после того как руководители самопровозглашенных республик Донбасса объявили о прекращении поставок газа с Украины. "Нафтогаз" позднее объяснил остановку подачи газа "критическими повреждениями газотранспортной инфраструктуры в результате боевых действий". А Медведев поручил "Газпрому" поставлять газ в Донбасс в качестве гуманитарной помощи: "Люди не должны замерзнуть". "Газпром" в тот же день распространил сообщение о том, что с 16:00 мск 19 февраля 2015 года поставляет газ на Украину, в том числе через газоизмерительные станции (ГИС) "Прохоровка" и "Платово", которые находятся на границе ЛНР и ДНР с Ростовской областью.

Представитель "Газпрома" Сергей Куприянов после выхода пресс-релиза уточнил, что газ поставляется "в соответствии с действующим между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" контрактом". Но украинская сторона в ответ сообщила, что не давала согласия на перенаправление газа в неподконтрольные Киеву районы. На экстренной пресс-конференции в четверг вечером предправления "Нафтогаза" Андрей Коболев заявил, что если "Газпром" действительно направил часть газа через донбасские пункты приема, то это нарушение контракта 2009 года. Затем компания распространила сообщение, в котором отмечалось, что 19 февраля "Нафтогаз" заказал газ "для нужд украинских потребителей" в объеме 30 млн куб. м через ГИС "Суджа", "Валуйки", "Сохрановка" и "Писаревка". Эти станции находятся на территории, подконтрольной силовикам (в частности, на севере Луганской области). Куприянов говорил РБК, что "Нафтогаз" увеличил заявку на 19 февраля с 30 млн куб. м до 42 млн куб. м. "Нафтогаз" сообщил, что заявка увеличена до 42 млн куб. м, но на 20 февраля и через подконтрольные Украине ГИС.

В пятницу поставки на неконтролируемые Ки​​евом ГИС продолжились: днем "Газпром" распространил очередное сообщение от имени предправления компании Алексея Миллера, в котором говорилось о новом увеличении поставок газа на Украину, в том числе через те же пункты на Донбассе — через "Прохоровку" и "Платово". В этом сообщении Миллер сослался на "заявку" "Нафтогаза", правда, уже без упоминания контракта 2009 года.

Представитель "Нафтогаза" Алена Осмоловская в пятницу отказалась комментировать сообщение "Газпрома": "Нафтогаз" озвучил свою позицию в четверг, других дополнений не будет".

"Газпром" поставляет газ на Украину по предоплате. Концерн продолжит осуществлять поставки, "пока есть деньги" на их оплату, "учитывая, естественно, и те объемы, которые в настоящий момент в гуманитарных целях поставляются по альтернативному маршруту в ДНР и ЛНР", доложил в пятницу Медведев Путину. "Мы будем действовать в соответствии с заключенными контрактами, — цитирует премьера Интерфакс, — это касается потребителей, которые "находятся на всей территории Украины или же отдельных областей".

Как и в каком объеме поставки шли в выходные — неизвестно, представители "Газпрома" и "Нафтогаза" в понедельник на запрос РБК не ответили. Связаться с пресс-секретарем Путина Дмитрием Песковым в понедельник не удалось.

Рассуждение о санкциях

Летом прошлого года Донецкая народная республика и Луганская народная республика были внесены в санкционный список Минфина США (список SDN — заблокированных лиц и организаций).

Американская администрация пока не дала однозначную оценку действиям "Газпрома". Официальный представитель Госдепартамента Дженнифер Псаки в пятницу уклонилась от прямого ответа на вопросы журналистов, как в Вашингтоне расценивают поставки российского газа в Донбасс. "Если говорить о гуманитарных соображениях, разумеется, мы хотим, чтобы люди на востоке Украины и вообще по всей Украине имели доступ ко всем необходимым товарам", — сказала Псаки, как следует из стенограммы на сайте Госдепартамента. "Но в то же время очень важен контекст [в котором происходят такие события], так что аплодировать ["Газпрому"] пока рано", — добавила она.

В субботу госсекретарь Джон Керри пригрозил России новыми санкциями за систематические нарушения ополченцами минских договоренностей, но ни "Газпром", ни поставки газа в Донбасс не были упомянуты.

Даже если интерпретировать действия "Газпрома" как прямые поставки непризнанным образованиям, занесенным в санкционный список, у OFAC (отдел Минфина США, курирующий санкции) все равно нет прямой юрисдикции в отношении российской компании. Юрисдикция OFAC распространяется только на американские лица и компании, то есть "Газпром" не может считаться нарушившим действующий санкционный режим в отношении ЛНР и ДНР.

Но поставки газа в Донбасс теоретически могут стать основанием для введения санкций против "Газпрома" в соответствии с указами Барака Обамы, подписанными в марте прошлого года. Указ под номером 13 662 устанавливает правовую базу для потенциального введения санкций не только против отдельных лиц, ответственных за события на Украине, но и против любых компаний из финансовой, энергетической, оборонной, металлургической и добывающей отраслей российской экономики.

На основании этого указа Минфин США вводил ограничения сначала в отношении государственной "Роснефти" и частного НОВАТЭКа, а затем в отношении самого "Газпрома" (в сентябре 2014 года американским компаниям было запрещено поставлять оборудование и оказывать услуги "Газпрому" и еще четырем компаниям для проектов по добыче трудноизвлекаемой нефти).

Этот же указ содержит и другой критерий, который может быть применен к "Газпрому" после начала прямых поставок в Донбасс. Любая компания может быть внесена в список SDN, если она "оказала существенное содействие или финансовую, материальную или технологическую поддержку" лицам или организациям, уже находящимся в санкционном списке (как, например, ЛНР и ДНР).

Другой указ Обамы, за номером 13 660, позволяет вводить санкции против любых лиц и компаний, "прямо или косвенно" причастных к подрыву "мира, безопасности, стабильности, суверенитета и территориальной целостности" Украины, а также "оказавших существенное содействие" в реализации подобной деструктивной политики.

Но юристы пока считают риск новых санкций для "Газпрома" маловероятным. США вряд ли будут идти впереди Европы в дальнейших санкциях, а европейцы будут стараться до последнего избежать необходимости вводить санкции против "Газпрома", считает заместитель директора программы "Россия и Евразия" Центра стратегических и международных исследований (CSIS), доктор Джеффри Манкофф. Если понадобится, Евросоюз с большей вероятностью ужесточит санкции против других участников или элементов российской экономики, сказал он РБК. К тому же "сфера действия санкций против неформальных сепаратистских групп, таких как ДНР, не всегда ясна", добавляет юрист вашингтонской компании Bryan Cave Клиф Бернс, специализирующийся на санкциях. К примеру, санкции OFAC вовсе не запрещают любые транзакции на территории, находящейся под контролем подобных сепаратистских групп или квазигосударственных образований, пояснил он РБК.

Представитель "Газпрома" не ответил на просьбу РБК прокомментировать санкционные риски.

Иван Ткачев, Тимофей Дзядко

 

 

<< Февраль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ