24.03.2017
ФСК и "Русгидро" отчитались о рекордных финансовых показателях за 2016 г. Но акционерам радоваться рано. Высокая сумма списаний может повлиять на размеры дивидендов.
"Ведомости"
Выручка ФСК ("дочка" "Россетей") по итогам 2016 г. выросла на 36,7% до 255,6 млрд руб., чистая прибыль — на 55,1% до 68,4 млрд руб. по сравнению с 2015 г., сообщила компания в отчете по МСФО. Скорректированная EBITDA составила 116,7 млрд руб. Такие показатели — это результат работы начатой три года назад, прокомментировал итоги года предправления ФСК Андрей Муров (его слова приводятся в сообщении). Он отметил качественное изменение структуры выручки, у компании вырос размер доходов от техприсоединения, передачи электроэнергии прямым потребителям. Для "Россетей" комфортной будет выплата дивидендов в размере 25% от чистой прибыли и это решение может быть далее распространено на "дочек" компании, заявил замминистра энергетики Вячеслав Кравченко.
В четверг также об итогах года отчиталась "Русгидро". Ее выручка по МСФО увеличилась на 8,2% до 391,3 млрд руб., чистая прибыль выросла на 46,4% до 39,8 млрд руб. EBITDA составила 100,3 млрд руб. (+36,7%). Результаты отразили не только рекордный уровень выработки ГЭС, но и усилия менеджмента по оптимизации операционных расходов и реализации крупных активов, отметил предправления "Русгидро" Николай Шульгинов. Представитель "Русгидро" на телефонной конференции подтвердил, что компания готова выплатить 50% чистой прибыли на дивиденды, но ждет финального решения правительства по размеру выплат и базе (МСФО или РСБУ).
Обе компании в своих отчетах сообщили о списании основных средств. У "Русгидро" эта сумма составила 25,7 млрд руб. В расчетах компания учла цены на электроэнергию и мощность, ставку дисконтирования, капзатраты, следует из ее отчета. Списания ФСК составили 27,4 млрд руб.
Это единоразовые списания, которые носят нерегулярный характер, объясняет аналитик Fitch Ratings Элина Кулиева. Обесценение и переоценка основных средств чаще происходят с учетом ряда факторов, таких как ценообразование на рынке электроэнергии, ставка дисконтирования, доходность гособлигаций, в случае с ФСК также влияет выручка по техприсоединению, объясняет она, все это оказывает влияние на стоимость активов. Такие списания могут повлиять на дивидендную базу, но не связаны напрямую с операционной деятельностью компании, отмечает она.
Нет четкого мнения насчет того, влияет ли такая переоценка на базу дивидендов или нет, говорит аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр. Условно и "Русгидро", и ФСК могут ежегодно оценивать справедливую стоимость своих активов методом дисконтированного денежного потока, объясняет он. В эту переоценку можно заложить достаточно агрессивные параметры — например, по инфляции, будущему росту тарифов и проч. — и тем самым снизить справедливую оценку основных средств, перечисляет Скляр. Компания списывает разницу по сравнению с такой же оценкой в прошлом году, как результат — происходит номинальное снижение чистой прибыли и базы для дивидендов, рассказывает аналитик.
В целом обе компании показали очень сильные, рекордные финансовые показатели, отмечает аналитик Raiffeisenbank Федор Корначев. Тем не менее он отмечает, что ситуация сложилась интересная: компании показывают отличные результаты, но при этом списывают не менее значительные суммы. Если правительство примет решение использовать в качестве базы для дивидендов прибыль по МСФО, то размер переоценки существенно снизит размер платежей, говорит аналитик. Переоценка — результат изменившейся ситуации в отрасли, считает Корначев, многие энергокомпании по итогам 2016 г. показали отличные результаты, но прогнозы были еще лучше.
Иван Песчинский
Госкомпании могут получить регламент выплаты вознаграждений топ-менеджменту. Единый стандарт уже в целом одобрен.
"Ведомости"
У госкомпаний может появиться единый стандарт вознаграждения топ-менеджеров. На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в целом одобрена концепция Минэкономразвития, ее надо доработать до 5 апреля, рассказали "Ведомостям" федеральный чиновник и два участника обсуждений.
Подготовить единую методику вознаграждения прошлым летом поручили Минэкономразвития. Министерство разработало и представило Шувалову жесткий двухзвенный регламент: фиксированный годовой оклад (менее 50% вознаграждения) и переменная часть, зависящая от ключевого показателя эффективности (КПЭ; более 50%; не достиг КПЭ — ее не будет). Регламент вызывал сопротивление некоторых госкомпаний, потому что изначально чиновники предлагали третью часть — бонус, не зависящий от КПЭ, чтобы и в кризис топ-менеджмент получал премии.
Шувалов отправил документ Минэкономразвития на доработку без объяснения, что именно доработать, — на самом деле вопрос решили просто заморозить, рассказывали участники обсуждений.
Но на прошлой неделе Шувалов решил: единый стандарт принять можно, но с переходным периодом — к примеру, не распространять его на уже заключенные договоры, говорит человек, знакомый с протоколом встречи у Шувалова.
Еще перемены не должны иметь обратной силы, добавляет к положению о переходном периоде партнер PwC Михаил Магрилов.
По словам двух чиновников, Шувалов попросил, чтобы документ соответствовал инструкциям ЦБ об оплате менеджмента, а также сопоставить его с практикой ОЭСР ("Корпоративное управление в госкомпаниях") и Форума по финансовой стабильности ("Принципы честной компенсации").
Инструкция ЦБ требует дополнительно при вознаграждении учитывать степень риска, который берет на себя организация из-за действий сотрудника. Что касается практик ОЭСР, то первый анализ показывает, что подход Минэкономразвития полностью им соответствует, говорит чиновник — участник обсуждений.
Высказывались и другие претензии к регламенту Минэкономразвития, рассказывает участник совещания у Шувалова: например, недостаточно четкая увязка с финансовыми результатами, не охвачены другие формы переменного вознаграждения — акции, опционы. Но Росимущество и не собиралось включать эти инструменты в документ, по ним будет отдельное решение, объясняет чиновник. Все эти мнимые претензии скорее всего предлог пока взять тайм-аут, а главное — что в целом документ одобрен, уверен участник встречи.
Сейчас механизм вознаграждения топ-менеджеров госкомпаний дорабатывается, говорит представитель Минэкономразвития. Представитель Шувалова отказался от комментариев. Столкновения топ-менеджеров госкомпаний и чиновников нет, уверяет участник совещаний: в правительстве прекрасно понимают, что, если держать менеджмент на хлебе и воде, воровать будут еще больше и бюджет недополучит дивиденды.
У госкомпаний, опрошенных "Ведомостями", премии привязаны исключительно к КПЭ, но есть и более креативные подходы — например, в "Роснефти".
У госкомпаний не раз возникали проблемы из-за отсутствия единой модели вознаграждений. Против гендиректора "Почты России" Дмитрия Страшнова потребовала возбудить уголовное дело Генпрокуратура — из-за премии в 95,4 млн руб. Генпрокуратура указала, что чистая прибыль "Почты" в 2014 г. по РСБУ составила 1,2 млрд руб., но благодаря бюджетной субсидии она перекрыла убыток, составивший свыше 4 млрд руб.
Прежний гендиректор "Русгидро" Евгений Дод сейчас под домашним арестом по обвинению в завышении премии себе на 73,2 млн руб. Его вознаграждение было привязано к размеру чистой прибыли компании, и обвинение считает, что он неправомерно завысил этот показатель, не списав в убытки снижение стоимости акций нескольких "дочек".
В обоих случаях проблема возникла из-за того, что премия привязана к прибыли, а это повсеместная практика в госкомпаниях, указывает федеральный чиновник, знакомый с Додом. Но Росимущество никогда не давало инструкций, требующих привязать вознаграждение к прибыли, и это не повсеместная практика, возражает чиновник Росимущества.
Единые стандарты — это правильно, считает Магрилов: "Регулятор на то и регулятор — должны быть описаны стратегия и логика предлагаемых изменений, и должна быть предложена общая структура компенсации". Но с существенной свободой для каждой из компаний, продолжает он: "Например, переменная составляющая, привязанная к КПЭ, для вице-президента должна быть не менее 50%, но сами КПЭ определяются компанией самостоятельно".
Системы мотивации не всегда должны зависеть от КПЭ, можно премировать и за выполнение поручений и проектов и КПЭ могут быть разные — как персональные, так и общекорпоративные, рассуждает Магрилов: последние хороши, чтобы сп лотить команду топ-менеджеров, синхронизировать их усилия.
Маргарита Папченкова
Нефтяники молятся на Трампа, чтобы не связываться с импортозамещением.
"Независимая газета"
Обойти санкционные запреты для работы на шельфе оказалось очень непросто. Готовой отечественной техники, пригодной для шельфовой добычи, очень немного. А попытка создать замещающие технологии обходится во много раз дороже импорта. Но, несмотря на эти сложности, наши чиновники обещают начать импортозамещение года через два-три.
Россия начнет импортозамещение подводно-добычных комплексов в 2019-2020 годах, заявил агентству "Прайм" замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.
По его словам, в стране работает программа по шельфовому оборудованию. В прошлом году начаты проекты по созданию шельфового разведочного оборудования на сумму около 1,3 млрд руб. "В этом году планируется также поддержать еще восемь работ на 2,5 млрд руб.", — сказал замминистра.
"В первую очередь речь должна идти о ключевых компетенциях в нефтегазовом машиностроении, связанных с шельфом. Например, о подводно-добычных комплексах (ПДК), которые у нас сейчас импортные. В настоящий момент мы работаем над российским ПДК, буквально на днях обсуждали эту тему в ходе совещания в Минпромторге. Выход на отечественную компетенцию можно ожидать уже в 2019-2020 годах", — сказал он.
Впрочем в глазах геологов и нефтяников шельфовая программа правительства выглядит не столь гладко. Ведь покупка готовой импортной техники обходилась компаниям во много раз дешевле, чем нынешние попытки импортозамещения. "Покупка аппаратурно-технических средств, как ни странно, обходится примерно в два-три раза дешевле. К примеру, покупка французской сейсмической станции обойдется в 70-80 млн руб., а НИОКР будет разрабатываться два-три года, и будет затрачено порядка 300-400 млн руб. Вот вам соотношение экономики, времени и возможностей производства отечественной аппаратуры", — цитирует ТАСС замгендиректора компании "Росгеология" Сергея Костюченко.
Оказывается, геологи и нефтяники буквально молились на Дональда Трампа, чтобы только не связываться с российским импортозамещением. "Мы все с нетерпением ждали выборов в США и снятия санкций, которое раскрыло бы возможность не заниматься производством собственных аппаратурно-технических средств, а покупать импорт", — заявил Костюченко.
Действующие санкции США против российского ТЭКа включают запрет на участие в добыче нефти на шельфе, в том числе поставку оборудования или технологий, а также разработку сланцевых месторождений. Кроме того, ограничен доступ крупных российских компаний к зарубежному финансированию, напоминает "Прайм".
В качестве выхода из сложившейся ситуации представитель "Росгеологии" предлагает "создание ассоциации производителей аппаратурно-технических и программных средств для обеспечения импортозамещения в геологоразведке".
Однако в Минпромторге рассказывают, что при ведомстве уже действует система рабочих групп с участием нефтегазовых компаний, в рамках которых они фактически выступают заказчиками оборудования, а государство финансирует эти проекты. И эта работа будет продолжаться, пообещал вчера Василий Осьмаков.
Впрочем, несмотря на санкции, российские компании не отказываются от работ на шельфе, что показывают примеры "Роснефти" или дочерних предприятий "Газпромa". Так, у "Роснефти" есть лицензии на разработку шельфа с совокупным объемом ресурсов углеводородов больше 45 млрд т нефтяного эквивалента. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30% всей российской нефтедобычи, напоминает профессор Северного федерального университета Юрий Лукин. "Роснефть" уже начала бурение на участке "Университетская-1" в Карском море. И первая арктическая нефть от "Роснефти" ожидается в 2018 году. Пока же добыча нефти на Арктическом шельфе ведется только кампанией "Газпром нефть" в Печорском море.
Михаил Сергеев