conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.04.2014

Совет Федерации поддерживает предложение об установлении нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых.

"Российская газета"

Вчера в Тюмени на выездном заседании комитета верхней палаты по экономической политике председатель Совфеда Валентина Матвиенко подчеркнула, что речь идет прежде всего о добыче трудноизвлекаемой нефти вне зависимости от выработки месторождения. С такими предложениями неоднократно выступали недропользователи, включая "Сургутнефтегаз". По мнению сенаторов, соответствующее налоговое стимулирование могло бы обеспечить ежегодный прирост добычи нефти в России в объеме 15 — 20 миллионов тонн.

Полпред президента в УФО Игорь Холманских признал, что за последние шесть лет снижение добычи углеродного газа в УФО составило свыше 4%, а нефти более 8%. Причина в нарушении баланса интересов государства, регионов и нефтедобывающих компаний, что, по словам Холманских, представляет угрозу экономической и энергетической безопасности страны. "Регионы в настоящее время практически отстранены от управления добычей углеводородного сырья", — заявил полпред. Решением проблемы могло бы стать распределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. Одним из реальных направлений, которое позволило бы увеличить добычу нефти, является более активное привлечение малого и среднего бизнеса к работе с малоликвидным и бездействующим фондом нефтяных скважин. Еще один путь, обозначенный Холманских, — применение прогрессивных методов увеличения нефтеотдачи и работы с "трудной" нефтью. "Эти методы достаточно затратны, но на современном этапе необходимо, чтобы их внедрение проходило более динамично. Конечно, необходимо и финансовое стимулирование предприятий для применения инновационных достижений", — заявил полпред.

Спикер Совфеда высоко оценила активизацию работы некоторых компаний по отработке инновационных технологий добычи трудноизвлекаемых запасов. По ее словам, это стало возможным благодаря принятию в прошлом году федерального закона, стимулирующего добычу трудноизвлекаемой нефти в Западной Сибири. Но у законодателей все же есть несколько вопросов к этому документу, и Матвиенко не исключила, что в дальнейшем он будет пересматриваться.

И Холманских, и Матвиенко призвали решать проблему замедления роста добычи нефти на государственном уровне, обеспечивая прирост запасов углеводородов минимум в 1,5 — 2 раза. Спикер Совфеда опасается, что в будущем рост добычи нефти может совсем остановиться, и считает, что это связано с крайне низким уровнем геологоразведочных работ. "Деятельность большинства нефтяных компаний в этом направлении нельзя назвать удовлетворительной", — заявила она, призвав к исправлению ситуации.

Учитывая все сложности, которые обозначил Игорь Холманских, Валентина Матвиенко предложила разработать стратегию развития нефтегазоперерабатывающей и нефтегазохимической промышленности Западной Сибири, направленную на повышение глубины переработки углеводородов. Также спикер Совфеда призвала крупные компании внимательно проанализировать мировые тенденции в энергетике, чтобы противодействовать внешним вызовам и угрозам. Она отметила, что развитие сланцевой газодобычи, появление новых игроков на рынке сжиженного природного газа в будущем может ограничить рыночную нишу для дополнительных поставок российского газа.

Действующая энергетическая стратегия России на период до 2030 года и генеральная схема развития отраслей ТЭК, по мнению Матвиенко, уже не соответствуют реалиям мировых рынков и прогнозу социально-экономического развития России, а посему нуждаются в срочном обновлении. Также председатель Совфеда поставила вопрос о разработке программы комплексного освоения месторождений Западной Сибири и прилегающего арктического шельфа на период до 2035 года и на перспективу до 2050 года. "Такая программа могла бы конкретизировать основные направления долгосрочной энергетической политики государства с учетом складывающейся внутренней и внешней ситуации", — пояснила она.

Матвиенко также обратила внимание на проблему сжигания попутного нефтяного газа и призвала регионы стремиться к показателям, достигнутым в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. По словам Игоря Холманских, эти два региона уже очень близки к достижению поставленной президентом задачи — 95-процентного уровня утилизации. "Не говоря об экономике, это прежде всего решение экологических вопросов. Надо продолжать двигаться и другим регионам, потому что это расточительство с их стороны. Хватит топить атмосферу попутным газом. Даже если кому-то не хочется тратиться на технологии, все равно придется", — подчеркнула спикер.

Виталий Петров

 

 

Акционеры, решившие судиться с компанией, будут уведомлять других ее совладельцев. Поправки в Гражданский кодекс (ГК) ударят по миноритариям, опасаются инвесторы.

"Ведомости"

Вчера Госдума приняла во втором чтении блок поправок в ГК. Представителям крупного бизнеса удалось серьезно ограничить возможности миноритариев, констатирует сотрудник инвестфонда. Из проекта были вычеркнуты детали определения аффилированности. А незадолго до второго чтения появилась норма, которая усложняет подачу исков акционерами, оспаривающими сделку корпорации или требующими возместить ей убытки. Им придется "принять разумные меры", чтобы заблаговременно уведомить других акционеров и корпорацию о своем намерении обратиться в суд. Порядок уведомления в проекте не описан, он может быть определен в законах об АО и ООО и в учредительных документах корпорации.

99% людей, читавших ранее проект, узнали о появлении нового требования накануне второго чтения, говорит сотрудник Госдумы. Цель поправки — зарубить все иски миноритариев об ответственности директоров, категоричен сотрудник инвестфонда.

"Это административный барьер, непонятно зачем воздвигаемый", — считает заместитель исполнительного директора Ассоциации по защите прав инвесторов Александр Шевчук: снижается возможность защищать интересы самой компании — расходы на уведомление об иске к публичной компании с большим числом акционеров будут велики. Например, у Сбербанка 226 764 акционера, у "Газпрома" — 513 954, у "Роснефти" и ВТБ — более 100 000. Если придется каждому сообщать об иске по почте — это десятки миллионов рублей, согласен сотрудник инвестфонда. Такие нормы — удар по планам создать в Москве Международный финансовый центр, предупреждает Шевчук.

Это не ужесточение для миноритариев — выводы можно будет сделать только после принятия поправок в законы об ООО и АО, подчеркивает председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. Обсуждать будущую процедуру уведомления он не стал, но попросил инвесторов не волноваться. При определении процедуры важно учитывать, является компания публичной или нет, считает управляющий директор РСПП по корпоративным отношениям Александр Варварин.

Ограничение должно защитить компании от слишком большого числа исков, следует из поправок. По проекту совладельцы компании, не присоединившиеся к иску, будут лишены права обращаться в суд с тождественными требованиями, "если только суд не признает причины этого обращения уважительными". Существующий механизм незачем менять, серьезных проблем нет, считает юрист крупной промышленной компании. Суды не завалены исками об ответственности директоров, отмечает Ольга Брушлинская из RMG, их очень мало, так как выиграть процесс сложно. Новая норма может помочь отсечь иски с одинаковыми требованиями, говорит партнер White & Case Григорий Чернышов, но следует уточнить финансовые затраты миноритарием либо четко описать процедуру уведомления в законе, чтобы не было слишком много свободы у эмитентов. А то в учредительных документах можно установить процедуру, которую акционеры не смогут выполнить, резюмирует он.

Защита прав миноритарных инвесторов была одним из основных способов привлечения инвестиций, напоминает зампред правления Московской биржи Андрей Шеметов. Россия еще далека от международных стандартов, это один из факторов большого дисконта в цене российских активов, говорит управляющий крупным иностранным фондом. На фоне высоких политических рисков сейчас этот риск становится для инвесторов проблемой второго плана, признает Шеметов.

Анна Вергазова, Маргарита Папченкова

 

 

В отношении главы ОАО "РусГидро" Евгения Дода, похоже, готовятся жесткие решения.

"Новые известия"

По поручению Владимира Путина контрольное управление президента России начало проверку российских сетевых энергокомпаний. Примечательно, что поручение последовало через несколько дней после того, как глава государства подверг критике ОАО "РусГидро" за медленное строительство объектов теплогенерации на Дальнем Востоке. Это, похоже, означает, что терпение президента РФ в отношении нынешнего руководства компании "РусГидро" лопнуло, и теперь следует ждать жестких решений.

На встрече с активом "Общероссийского народного фронта" (ОНФ), состоявшейся две недели назад, Владимир Путин, отметив, что недавно проводились проверки сетевых и энергокомпаний, поручил руководителю контрольного управления президента России Константину Чуйченко вновь заняться этим вопросом: "Пожалуйста, я вас попрошу выстроить эту работу и еще раз к этому вернуться".

Поручение президента появилось не случайно, и, судя по всему, стало следствием состоявшегося в конце апреля совещания по развитию Дальнего Востока, точнее говоря, обсуждения в очередной раз действий руководства ОАО "РусГидро". На этом совещании Владимир Путин раскритиковал вице-президента Аркадия Дворковича и компанию "РусГидро" за медленную реализацию проекта по строительству новых объектов тепловой генерации — первой очереди Сахалинской ГРЭС-2 (Сахалинская область), ТЭЦ в городе Советская Гавань (Хабаровский край), второй очереди Благовещенской ТЭЦ (Амурская область) и первой очереди Якутской ГРЭС-2 (Республика Саха — Якутия). Основанием для критики стал полученный президентом от главы Счетной палаты Татьяны Голиковой подробный доклад о состоянии проекта с выводом, который свелся тому, что реализация проекта неоправданно затягивается, хотя компания получила на это 50 млрд. руб. Глава Счетной палаты сообщила, что к моменту перечисления компании средств в декабре 2012 года ни один из объектов не имел проектно-сметной документации. "Несмотря на то, что были определены достаточно жесткие условия использования средств, которые мониторит на сегодняшний день Минэнерго, 2013 год оказался годом, когда эти средства не были востребованы. Они были размещены на депозитах в Сбербанке. На этом было заработано 3,5 миллиарда рублей", — доложила Татьяна Голикова. По ее сообщению, пока проектно-сметная документация получена не на все объекты, хотя "РусГидро" по итогам проверки за 2013 год заявила, что сроки строительства будут соблюдены.

Понятно, что такая картина никак не могла устроить Владимира Путина. Ведь ОАО "РусГидро" является крупнейшей генерирующей компанией России, которая объединяет более 70 объектов возобновляемой энергетики. Установленная мощность составляет 35,2 ГВт, включая электрические мощности ОАО "РАО Энергетические системы Востока" и Саяно-Шушенскую ГЭС (6,4 ГВт), где сейчас ведутся восстановительные работы. То есть компания имеет стратегическое значение для экономики страны, и от того, как выполняются решения по тому или иному проекту, зависит не только энергообеспеченность конкретных регионов, но и экономическая и социальная устойчивость в целом. Ситуация со строительством объектов тепловой генерации на Дальнем Востоке, похоже, стала для Владимира Путина вдвойне неприятной, если не сказать больше. Дело в том, что на встрече с Евгением Додом в июле 2013 года президент РФ, касаясь выделенных компании средств, лично попросил главу ОАО "РусГидро" работать лучше: "Нужно работать и стремиться к тому, чтобы эти средства были рационально использованы на пользу дела, на пользу развития энергетики, в том числе гидроэнергетики. Поэтому рассчитываю на то, что вы будете работать энергично". Но, судя по отчету Счетной палаты, призыв главы государства так и остался призывом.

Точкой же отсчета в серии негативных впечатлений президента России от работы нынешнего главы ОАО "РусГидро" можно считать февраль 2013 года. Тогда на заседании комиссии по развитию ТЭКа Владимир Путин подверг критике Евгения Дода за то, что тот не защищает интересы компании при строительстве второй очереди Загорской гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС-2). "На эту стройку было 12 млрд руб. направлено, из них 6 млрд — на "Гидрострой" перечислено, как на подрядчика генерального, потом "Гидрострой" заключил субподрядный договор с рядом компаний, штатная численность которых не превышает двух человек, рабочей силой, автотранспортом и оборудованием не располагают", — заявил Владимир Путин. При этом глава государства отметил, что МВД "неоднократно" предлагало "РусГидро" выступить в качестве потерпевшей стороны. В ответ на это Евгений Дод посетовал, что по этому поводу "официальных предложений в "РусГидро" не приходило". Такой аргумент, смахивающий на шутку, вызвал у Владимира Путина возмущение: "Вы сейчас понимаете, что говорите, или нет? Официальных предложений вам не приходило... Да вы должны зубами там вырывать все эти деньги… Долго что-то вы очень разбираетесь. Миллиард у вас утащили, миллиард, таким образом, ушел на подставные конторы, где по два человека работают, а вы разбираетесь до сих пор и не считаете нужным защищать интересы компании". В результате через пять месяцев было возбуждено уголовное дело по факту хищения денег "Русгидро", которые были выделены Загорской ГАЭС-2.

В октябре 2012 года глава Евгений Дод обратился к Владимиру Путину с предложением сделать "РусГидро" организацией, ответственной за модернизацию всего водохозяйственного комплекса России. Он мотивировал это неудовлетворительным состоянием гидротехнических сооружений, нерациональным использованием водных ресурсов, недостаточностью средств для модернизации инфраструктуры. Правда, профильные министерства восприняли эту инициативу в штыки, справедливо утверждая, что "РусГидро" замахивается на все и вся, хотя у компании с избытком собственных проблем, которые далеко не всегда удачно решаются. Но на этом попытки резко расшить сферу влияния не прекратились. В январе 2013 года руководство "РусГидро" выступило с новой инициативой — передать компании в управление системы водоснабжения и канализации в рамках всей страны. При этом предполагалось создать ОАО "Национальная корпорация "Вода России", в котором "РусГидро" получит контроль. На этот раз последовала жесткая, причем, публичная реакция со стороны вице-премьера Дмитрия Козака: "Мы приветствуем стремление "РусГидро" заниматься водоканалами, если есть свободные деньги, есть энергия и понимание, но на конкурентном рынке". Но ни первого, ни второго, ни третьего как раз и нет.

Как долго будет проверять контрольное управление президента России сетевые и энергокомпании, пока сказать сложно. Но что касается ОАО "РусГидро", то оргвыводы в отношении руководства этой компании, не исключено, последуют еще до ее завершения. Тем более что к топ-менеджменту "РусГидро" могут появиться и другие претензии.

Владимир Самойлов

 

 

"Норильский никель" разведывал Масловское месторождение фактически незаконно. Как выяснили "Ведомости", из-за ошибки Роснедр в лицензию была включена совсем другая территория.

"Ведомости"

Это следует из февральского акта проверки "Норильского никеля", проведенной Росприроднадзором (копия есть у "Ведомостей"). В документе говорится, что в выданной в августе 2006 г. лицензии на разведку Масловского месторождения в Норильском районе Красноярского края была допущена техническая ошибка. Координата одной из четырех точек, определяющих площадь месторождения, была указана неверно, с ошибкой на один градус. В результате площадь территории для разведки была увеличена с 24 до 91 кв. км. А основное рудное тело месторождения, которое должен был исследовать "Норникель", осталось за пределами лицензионных границ. Из-за ошибки в координатах в пределах полученной "Норникелем" лицензии оказалось, например, Черногорское медно-никелевое месторождение. Лицензию на разведку и добычу на этом участке в 2006 г. получила одна из созданных на деньги "Норникеля" структур, вспоминает бывший топ-менеджер компании. После раздела активов между совладельцами "Норникеля" Владимиром Потаниным и Михаилом Прохоровым этот актив достался "Интергео" последнего. А в 2011 г. он был продан Черногорской ГРК (входит в "Русскую платину" Мусы Бажаева). При этом остальных лицензионных условий "Норникель" не нарушал, говорится в акте Росприроднадзора.

Изначально Масловское считалось никелевым месторождением. Но в ходе разведки "Норникель" обнаружил залежи меди, платины и золота. В итоге в 2009 г. компания поставила на баланс государства запасы по категориям С1 + С2 никеля — 728 000 т, меди — более 1,1 млн т, платины — 12,5 млн унций и золота — 1,3 млн унций.

Исправить ошибку "Норникель" попытался не сразу, а лишь спустя три года после получения лицензии. В ноябре 2009 г. он попросил об этом управление Роснедр по Красноярскому краю, говорится в акте проверки. Затем компания несколько раз обращалась с подобными просьбами в Роснедра. Почему "Норникель" отреагировал так поздно, его представитель говорить не стал.

Лицензия действовала до августа 2011 г. В апреле того же года Минприроды своим приказом исправило ошибку в координатах. Лицензия на разведку была продлена до 31 декабря 2013 г. В прошлом году она была продлена еще на год.

Впрочем, в акте проверки Росприроднадзора говорится, что законодательство не предусматривает изменение границ лицензионного участка для исправления технической ошибки. А поскольку изменения в лицензию были внесены после постановки на баланс запасов, то "ставится вопрос о законности выдачи" "Норникелю" свидетельства об открытии Масловского месторождения. Ведь компания до 2011 г. осуществляла "самовольное пользование участком недр", говорится в акте проверки.

В марте этого года гендиректор "Норникеля" Владимир Потанин попросил премьер-министра Дмитрия Медведева дать распоряжение правительству предоставить компании лицензию на разработку Масловского месторождения. Тот поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу "подготовить предложения по совершенствованию законодательства о недрах для устранения подобных проблем" до 1 мая.

Представитель "Норникеля" считает, что проблем у компании быть не должно. Вопрос об исправлении технической опечатки был разрешен в установленном законом порядке еще в 2011 г. Несмотря на ошибку в координатах, площадь лицензионного участка всегда составляла 24 кв. км, указывает представитель "Норникеля". "Она была указана и в приказе Минприроды от 2005 г., и в лицензии, выданной Роснедрами в 2006 г., — продолжает он. — Эта же площадь (24 кв. км) была подтверждена Роснедрами и в 2013 г. при продлении срока действия лицензии "Норильского никеля" на Масловское месторождение".

Близкий к "Норникелю" источник уверен, что эта техническая ошибка "несуразна" и не должна повлиять на решение правительства о выдаче лицензии на разработку Масловского месторождения.

"Государственным органам стоит самим исправить их ошибку, все остальные условия лицензии ГМК исполнил", — считает он.

"Из акта проверки косвенно следует, что геологическое изучение частично осуществлялось за пределами предоставленного в пользование участка недр", — говорит старший юрист Goltsblat BLP Светлана Савина. По ее мнению, данное обстоятельство может послужить основанием для применения санкций: возможно, будет поставлен вопрос, насколько правомерно оформление документов недропользователю в отношении участка недр за пределами лицензии (например, свидетельства об установлении факта открытия месторождения). "Если поставить под сомнение легитимность документов, полученных "Норильским никелем" после 2010 г. (на основании ошибки в выданной лицензии в 2006 г.), то с юридической точки зрения можно отозвать действующую лицензию у ГМК. Но судебной практики такой нет", — говорит Савина.

Виталий Петлевой, Александра Терентьева

<< Апрель, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ