Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.04.2015

"Роснефть" сможет отсрочить начало работ на арктических месторождениях.

"РБК daily"

"Роснефть" получит отсрочку на выполнение работ на десяти участках арктического шельфа. Об этом компания просила тех же чиновников, которых заподозрила в лоббировании интересов ЛУКОЙЛа.

Шельф на потом

В среду министр природных ресурсов Сергей Донской ответил на обвинения "Роснефти" в "лоббировании интересов ЛУКОЙЛа и Росгеологии", заявив, что компания сама просит перенести сроки разведки и разработки 20% своих шельфовых лицензий. "Как можно говорить, что у нас все под контролем, если компания приходит и говорит: я не могу выполнить условия", — недоумевал министр. Как стало известно РБК, Роснедра уже одобрили решение о продлении для "Роснефти" сроков геологоразведочных работ на шельфе северных морей на два-три года.

Предварительное решение было принято в феврале, следует из документов ведомства, копия которых есть у РБК. Затем на совещании с участием министра природных ресурсов Сергея Донского и главы Роснедр Валерия Пака 13 апреля было решено передать право окончательного утверждения сроков переноса работ на шельфе для "Роснефти" правительственной комиссии при вице-премьере Александре Хлопонине. По информации РБК, комиссия соберется на заседание в мае.

Речь идет о семи участках из десяти, которые "​Роснефть" подавала на продление сроков лицензии: Северо-Поморский-1-2, Поморский, Южно-Приновоземельский, Русский, Западно-Матвеевский, Восточно-Сибирский-1 (расположены в Охотском, Печорском, Баренцевом, Восточно-Сибирском морях). Изменения еще по трем участкам — Южно-Русский, Варнекский и Альбановский — были согласованы в январе этого года. По всем им сейсморазведочные работы либо бурение скважин должны были быть проведены в 2015-2016 годах, но теперь могут быть отложены на 2017-2018 годы. Сроки действия лицензий сохраняются до 2023-2024 годов.

По словам вице-президента "Рос­нефти" Михаила Леонтьева, компания считает невыполнимыми условия геологоразведки на арктическом шельфе — законодательные условия устанавливались семь лет назад, когда ни одного лицензионного участка в этом регионе не было и за основу были взяты параметры исследования акваторий южных морей. "На существенной территории Восточно-Сибирского моря в течение пяти из последних 15 лет практически не было свободной ото льда воды. При этом технологии работы во льдах или подо льдом на данный момент отсутствуют", — заявил представитель нефтяной компании. Он утверждает, что сейчас "Роснефть" выполняет лицензионные обязательства даже с опережением сроков и все, что требуется компании, — "незначительная корректировка с учетом природно-климатических факторов, а не внешней макроэкономической ситуации".

Представитель Минприроды Николай Гудков подтвердил РБК, что решения по новым срокам для шельфовых проектов "Роснефти" приняты, подчеркнув, что они носят предварительный характер до одобрения или отказа в поддержке со стороны комиссии Хлопонина.

Конкуренция на шельфе

Пока "Роснефть" просила отсрочку по десяти шельфовым участкам, в Минприроды работали над условиями работы на шельфе для частных компаний. В госкомпании сомневаются, что эта инициатива согласована со всеми заинтересованными ведомствами (об этом в среду передал Интерфакс). Но, как стало известно РБК, чиновники уже выработали единый подход к допуску новых игроков на шельф.

17 апреля первый заместитель министра природных ресурсов Денис Храмов провел совещание "О проработке предложения о пересмотре существующих ограничений доступа негосударственных компаний к участкам недр арктического шельфа во исполнение указаний Владимира Путина и Александра Хлопонина" (копия протокола есть у РБК). В нем участвовали представители Минэнерго, ФАС и Минэкономразвития.

В протоколе совещания (копия есть в распоряжении РБК) Минприроды говорит, что к работе на шельфе можно допускать зарегистрированные в России нефтегазовые компании, у которых есть опыт освоения российского либо иностранного шельфа, технические и финансовые возможности для этого и нет нарушений в области безопасности и экологии. Для сервисных компаний предлагается обеспечить допуск на шельф компаниям с российской регистрацией, участием государства и "преимущественно российскими" производственными мощностями.

Минэкономразвития поддержало предложение Минприроды, говорится в протоколе, но с оговоркой об установке требований по импортозамещению техники и программного обеспечения для новых разработчиков шельфа. Кроме того, ведомство просит обязать операторов шельфа вкладываться в подготовку кадров, сотрудничать с вузами и НИИ. Если компании размещали акции на бирже, у них должен быть российский листинг.

Оговорка Минэнерго: работать на шельфе должны компании, у которых не менее 50% акций у российских компаний или граждан. Более того, эти акции должны размещаться по открытой подписке. У претендентов на новые месторождения в Арктике должен быть опыт работы на шельфе России или за рубежом от пяти лет.

ФАС одобрила предложение Минприроды, считая, что, таким образом, в нефтяной отрасли растет конкуренция.

Через три дня после совещания, 20 апреля, министр природных ресурсов направил в правительство письмо с концепцией пересмотра ограничений по доступу на шельф (РБК удалось ознакомиться с его содержанием). Как говорится в документе, "Газпрому" и "Роснефти" уже выдана 91 лицензия для работы на шельфе: 51 из них — "Роснефти", 40 — "Газпрому". Площади предоставленных лицензий, с точки зрения главы Минприроды, охватывают 80% перспективных на нефть и газ акваторий ("Роснефть" утверждает, что не распределено 60% шельфа России).

Кому отдать шельф

По уже выданным лицензиям в период с 2015 по 2020 год необходимо пробурить 60 поисковых и разведочных скважин и провести сейсморазведку на общую сумму $45-50 млрд, подсчитали в Минприроды. В ведомстве опасаются сдвига сроков работ из-за трудностей привлечения такого объема средств, поэтому предлагают привлечь на шельф новых участников. По оценкам ведомства, ресурсы нераспределенного фонда Арктики включают 20 млрд т условного топлива и четыре выявленных месторождения. В письме Минприроды в правительство учтены все критерии допуска новых игроков на шельф, предложенные ранее на совещании 17 апреля.

В документе уточняется, что сроки геологоразведочных лицензий на шельфе для сервисных компаний должны составлять три-пять лет, а для тех, кто занят добычей, — десять лет. И не упоминаются ни Росгеология, ни ЛУКОЙЛ. Ранее глава Минприроды Сергей Донской говорил журналистам, что шанс на доступ к шельфу могут получить ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть" и "Зарубежнефть". У "Газпром нефти" есть действующие шельфовые лицензии, оформленные на ее дочерние структуры, где она выступает в качестве оператора через "Газпром". А "Зарубежнефть" хотя в прошлом и высказывала такое желание, но, как объясняет источник РБК в компании, уже год как отказалась от попыток получить лицензии на шельфе по итогам общения ее главы с президентом "Роснефти". Неоднократно желание работать на шельфе публично высказывали руководители ​ЛУКОЙЛа и Росгеологии.​

В "Зарубежнефти" и "Газпром нефти" не стали официально отвечать на вопрос, хотели бы они получить лицензии на шельф по итогам пересмотра действующих ограничений. В ЛУКОЙЛе от официальных комментариев воздержались.

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков в среду говорил, что решение о пересмотре ограничений доступа на шельф негосударственных компаний либо сохранении статус-кво должно принять правительство.

Людмила Подобедова

 

 

США крайне обеспокоены сближением Греции и России, особенно в энергетической сфере.

"Взгляд"

"Газпром сделал нам (Греции) очень хорошее предложение. Но госсекретарь Керри сказал, что США будут готовы сделать встречное предложение и что специальный представитель Государственного департамента по международным энергетическим вопросам Амос Хокстайн посетит Афины в течение нескольких дней для переговоров", — заявил министр иностранных дел Греции Никос Котзиас агентству Associated Press в Вашингтоне. Котзиас находится в США с пятидневным визитом. Изложение беседы опубликовало Афинское агентство новостей.

Однако глава МИД Греции пока не видит причин не сотрудничать с Россией. Переговоры по газопроводу с Газпромом он охарактеризовал "как экономическое, а не политическое решение". "Я спрашиваю всех наших партнеров — пожалуйста, скажите мне, что я могу сказать нашему народу, почему вы позволяете Турции провести трубопровод Газпрома к нашим границам, а я такой противник России, что не хочу делать это?" — заметил Котзиас.

Российское предложение

Россия действительно предложила Греции провести газопровод, соединяющий Центральную Европу с "Турецким потоком", и десятилетнее соглашение на поставку газа по льготным ценам. Во вторник на этой неделе глава Газпрома Алексей Миллер встречался с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом, и они детально обсуждали этот проект. Договор пока не подписан, но обе стороны заявили, что намерены прийти к соглашению очень скоро. Этот проект сулит значительные выгоды Греции и ее экономике. И, разумеется, России — потому что риски транзита газа через территорию Украины будут сведены к нулю.

Газпром гарантирует, что после строительства газопровода от греко-турецкой границы через территорию Греции будет проходить до 47 млрд куб. м газа, заявил Миллер. Это гарантирует поступления в греческий бюджет на десятилетия вперед. Такие объемы транзита позволят греческой стороне привлечь также коммерческие кредиты и для реализации других проектов Греции, считает Миллер.

Выгода российского предложения даже без льготной цены на газ очевидна, если сравнить с перспективами одобренного Брюсселем проекта трубопровода TAP по европейской территории для поставки азербайджанского газа из Турции. Эта труба также пройдет через Грецию. Но Афинам этот проект не сулит стабильных поступлений в бюджет.

Как рассказывает газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, договор составлен так, что Греция предоставляет свою территорию под трубу TAP бесплатно, ей за прокачку газа никто платить не будет. "Грецию просто продавили в этом вопросе, мол, это общеевропейский проект для общего блага, поэтому Греции стыдно брать деньги", — говорит Симонов. Газпром же будет платить Греции — так же исправно, как платит сейчас Украине.

Что могут предложить США?

Associated Press пишет, что интерес Газпрома к Греции является частью борьбы против усилий США сделать Центральную и Восточную Европу независимыми от российских энергоносителей. Однако предложить достойную альтернативу дешевому российскому трубопроводному газу Вашингтон не может, уверены эксперты. Более того, конечная цель США далеко не в спасении Европы от российского газа, а в захвате этого рынка сбыта собственным топливом.

"Греция становится плацдармом для геополитического сражения между Россией и США. Америка будет всеми силами препятствовать развитию крепких связей между Россией и Грецией, однако экономически она мало что может предложить, а угрозами здесь не поможешь", — считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. "Трудно представить, что американцы, например, предложат более выгодное строительство трубопровода", — добавляет он.

Реальных вариантов два, не считая тактики угроз. Во-первых, Вашингтон может рассказать очередную сказку об экспорте американского СПГ в Европу. Но даже если США снимут сегодня запрет на экспорт своего СПГ, Европа его будет ждать не один год. У США нет мощностей в Европе, которые способны заменить "Турецкий поток", их еще надо построить.

Наконец, самое раннее, когда США смогут наладить поставки своего сжиженного природного газа, — это вторая половина 2020 года, говорит Сергей Козловский из Grand Capital. Те объемы, которые разрешены для экспорта, уже законтрактованы с поставками после 2015 года. И повезут американский СПГ не в Европу, а на премиальный азиатский рынок, в частности в Китай. Там покупатели готовы платить дорого за газ, в отличие от европейцев. А учитывая большие расстояния для транспортировки газа из США в Европу, его стоимость в любом случае будет выше российского. В конечном итоге цена сжиженного природного газа за тысячу кубометров будет на 100-150 долларов выше, чем на трубопроводный газ, считает Ирина Рогова из Forex Club. Сейчас СПГ для Европы вообще вдвое дороже, чем российский газ.

К примеру, Литва, которая построила терминал для приема СПГ, подписала контракт с Катаром на закупку газа по 800 долларов за тысячу кубометров. Тогда как газпромовский газ в этот момент обходился стране в 400 долларов.

В любом случае чисто экономически Греции такое предложение Америки будет невыгодно. Строительство терминалов и подготовка газа для транспортировки на танкерах — все это выльется в бюджет, который, скорее всего, не будет конкурентен российскому предложению, указывает Андриевский.

Второй вариант предложения от Америки может заключаться в лоббировании сокращения долгов Греции, при условии, что Греция пойдет навстречу пожеланиям США, говорит Андриевский. Это сейчас больной вопрос для нового греческого правительства, потому что стране всерьез грозит дефолт.

"Греции нужны деньги, здесь и сейчас. И можно предположить, что США крайне быстро могут предоставить Афинам кредит. Но это не выход, и действующее правительство страны это понимает. Стране необходимо становиться серьезным игроком, и "Турецкий поток" на текущем этапе обещает ей больше перспектив, нежели сможет дать сотрудничество с США по экспорту СПГ", — считает Ирина Рогова. Кредит Греция очень быстро проест, что и происходило последние пять лет, а ей нужны проекты, которые позволят самостоятельно зарабатывать. В этом главное преимущество российского предложения.

"Но США просто обязаны в этой ситуации хотя бы что-то предложить. Даже если их варианты менее жизнеспособны, они позволяют американцам выиграть время на продумывание других шагов", — говорит Андриевский.

Впрочем, не исключено, что Вашингтон, понимая нежизнеспособность своих идей, ничего предлагать не будет, а просто надавит на Грецию (как сделали это в отношении Болгарии, заставив Софию отказаться от "Южного потока").

"США уже сейчас оказывают давление на Грецию, и это давление может только вырасти, если американцы поймут, что не могут помешать реализации планов Газпрома. Самым очевидным инструментом давления может стать договоренность с МВФ о сокращении программ помощи стране", — не исключает Андриевский. Впрочем, и тут у Греции есть альтернатива — выйти из еврозоны. В отличие от Софии, Афины такие контраргументы предъявлять не боятся.

Зачем Америке Греция

Греция, которая потребляет всего несколько миллиардов кубометров газа в год, с экономической точки зрения Вашингтону абсолютно не нужна. США хочет прикрыть "Турецкий поток" и разорвать связи Анкары с Москвой. Без трубопровода за пределами Турции, и в первую очередь по греческой территории, никто в ЕС просто не сможет транспортировать российский газ из "Турецкого потока".

"Сближение России и Турции нарушает геополитические планы Запада, но этому будет очень трудно помешать, учитывая, что у Турции сильные позиции. Турция понимает, что является ключевым регионом на Ближнем Востоке и может даже шантажировать Запад выходом из НАТО", — говорит Иван Андриевский.

Цель игры США против Газпрома и России на европейском рынке не в том, чтобы обеспечить ЕС дешевым американским газом, а чтобы убрать оттуда Газпром — главного конкурента с его недорогим газом. Это дает как геополитические выгоды Вашингтону — Брюссель станет более послушным в борьбе против России, а Москва, лишившись крупнейшего рынка сбыта топлива, станет экономически более уязвимой, так и экономические — когда настанет время, американский газ потечет-таки в ЕС, но по высокой цене, а у Европы, лишенной российского газа, просто не будет другого выбора, как послушно брать то, что предлагает Вашингтон.

А пока будет идти идеологическая и техническая подготовка к такому шагу, США как главному акционеру МВФ пока выгодно сохранить за Украиной статус транзитера российского газа. А этому опять-таки угрожает "Турецкий поток" вместе с Анкарой и Афинами.
Именно украинская ГТС остается сейчас чуть ли не единственным активом Киева, который гарантирует стране надежные финансовые поступления при минимуме затрат. Россия исправно платит за транзит газа. В 2013 году Украина получила 3,6 млрд долларов от Газпрома за прокачку топлива по своей территории. В 2014 году доходы снизились по объективным причинам — из-за снижения цен на газ, к которым привязан транзитный тариф.

Российские средства в виде оплаты украинского транзита существенно снижают финансовое бремя для США и ЕС по удержанию жизнеспособности украинского государства. Для украинской экономики 3 млрд долларов — сейчас просто огромная сумма денег, равная половине золотовалютных резервов страны на начало этого года. Сейчас ЗВР, правда, пополнили до 9 млрд долларов за счет виртуальных кредитных денег МВФ. Но стране по-прежнему грозит дефолт, если Киеву так и не удастся договориться с кредиторами о реструктуризации госдолгов.

Ольга Самофалова

 

 

Бразильская Petrobras списала $2,1 млрд из-за коррупционного скандала, а общий размер списаний составил почти $17 млрд. Общий долг компании превысил $116 млрд.

"Ведомости"

Бразильская нефтегазовая госкомпания Petrobras назвала цену коррупционного скандала, который спровоцировал политический кризис и усугубил сложную экономическую ситуацию в стране. Компания сообщила в среду, что списала 6,2 млрд реалов ($2,1 млрд) в связи с выявленными фактами коррупции и еще 44,6 млрд реалов ($14,8 млрд) в результате переоценки активов. Таким образом, убыток Petrobras в IV квартале 2014 г. составил 26,6 млрд реалов ($8,9 млрд) при выручке 85,04 млрд реалов ($28,3 млрд).

Менеджеры компании, отвечавшие за реализацию крупных проектов, например строительство НПЗ, договаривались со строительными компаниями о завышении стоимости подрядов. Те, в свою очередь, решали между собой, кто какие контракты получит, и выплачивали менеджерам Petrobras 3% от стоимости контрактов. Часть взяток передавалась политикам, выводить средства за границу помогали многочисленные посредники. В марте Верховный суд разрешил прокурорам вести расследование в отношении 48 бывших и нынешних членов конгресса, включая бывшего президента и сенатора Фернанду Колора ди Мелу.

В общей сложности уголовные обвинения предъявлены более чем сотне человек, в том числе менеджерам Petrobras и руководителям строительных компаний. Скандал привел к отставке в феврале гендиректора компании Марии дас Грасиас Фостер, отмене проектов в нефтяной и строительной отраслях, банкротству нескольких компаний, массовым акциям протеста против президента Дилмы Руссефф и правящей Партии трудящихся. Он также стал одним из факторов сползания бразильской экономики в рецессию.

По словам гендиректора Petrobras Альдемира Бендина, оценка списаний в $17 млрд делалась с запасом, реальное снижение стоимости активов может оказаться не столь значительным.

Petrobras должна была опубликовать отчетность до 30 апреля: ковенанты ее облигаций дают инвесторам возможность потребовать досрочного погашения. Из-за отсутствия отчетности Petrobras с конца 2014 г. не могла занимать деньги на рынках. При этом ее совокупный долг — $116,6 млрд. По этим причинам Moody’s в феврале лишило Petrobras инвестиционного кредитного рейтинга.

В марте компания объявила о намерении продать активы на сумму порядка $13,7 млрд в следующие два года, чтобы поддержать свой баланс.

Публикация отчетности и размер списаний восстанавливают доверие к компании, но ей еще многое необходимо сделать, говорит Адриану Пирес, президент консалтинговой компании Brazilian Infrastructure Center: "Опубликованные цифры показывают, что Petrobras находится в очень сложной ситуации. Они также демонстрируют тот вред, который правительство нанесло компании".

Правительство как контролирующий акционер Petrobras назначает большинство членов совета директоров. Кроме того, в предыдущие годы оно обязывало компанию предоставлять субсидии на топливо, в то время как она реализовывала масштабные инвестиционные планы. Это привело к значительному росту задолженности и падению денежного потока.

Михаил Оверченко

<< Апрель, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ