Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.04.2017

Продление ограничений по добыче нефти будет зависеть от России.

"Российская газета"

Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ и Кувейт из Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) предварительно договорились продлить сроки соглашения, которое ограничивает объемы добычи нефти. Их поддержали Бахрейн и Оман, не входящие в ОПЕК, но участвующие в сделке с начала этого года, сообщил Bloomberg министр нефти и газа Омана Мухаммед бен Хамад аль-Румхи. Источники Reuters в ОПЕК подчеркнули, что решение неокончательное и будет зависеть от России, которая пока не раскрывает свою позицию, но подает сигналы, что ожидала от соглашения куда большего роста цен.

С начала действия соглашения между ОПЕК (за исключением Ливии и Нигерии) и еще 11 нефтедобывающими странами стоимость барреля Brent выросла более чем на десятую часть, на максимуме этого года превысив 58 долларов. ОПЕК снизила добычу за полгода на 3,2 процента (данные по итогам марта), Россия — на 2,16 процента (на 17 апреля). При этом с декабря прошлого года за океаном, наоборот, добытчики набирают обороты: рост производства в США подскочил почти на четыре процента, из-за чего котировки вернулись к 53 долларам.

В абсолютном выражении получается, что усилия нефтедержав, которые пошли на сокращение добычи, сводит на нет возобновление активного бурения на другом конце земли. Администрация энергетической информации США (EIA) в последнем отчете о производительности бурения прогнозирует: в мае добыча только сланцевой нефти вырастет еще на 2,45 процента (ее доля в американской добыче в целом — около половины). В конце того же месяца ОПЕК, собравшись в Вене с Россией и другими странами, наконец объявит, будут ли участники сделки дальше бороться со складскими запасами.

"Сейчас следует внимательно следить за предстоящими консультациями министра энергетики РФ Александра Новака, который собирается обсудить вопрос о пролонгации ограничений с крупнейшими российскими вертикально интегрированными компаниями, — пишет стратег по операциям на товарно-сырьевых рынках Sberbank CIB Михаил Шейбе. — Значимость этих консультаций для нефтяного рынка в качестве одного из ценовых факторов, вероятно, будет возрастать по мере приближения даты конференции ОПЕК".

Изначально компании и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, по его же словам, ожидали, что цены на нефть поднимутся до 60 долларов на фоне сделки с ОПЕК, чего не случилось. Теперь участники внутреннего рынка сомневаются в идее продлить пакт, сообщали источники "Интерфакса" в начале апреля. По мнению Шейбе, договориться о продлении "будет очень непросто". Так, на нефтедобычу в России сильно влияют сезонные тенденции: последние 12 лет средний суточный объем производства с апреля по октябрь, как правило, увеличивался примерно на 170 тысяч баррелей, а это более половины обязательств по сокращению, которые взяла на себя Россия.

Трудности может создать и Ирак (второй по величине добытчик в ОПЕК после Саудовской Аравии), который, вероятно, попросит его исключить из сделки, если ее продлят. Лидер Иракского национального альянса Аммар аль-Хаким пояснил, что страна продолжает борьбу с террористами, а для этого ей нужно больше доходов, которые можно получить за счет наращивания мощностей в нефтяной промышленности.

Что ждет цены в случае продления пакта до конца этого года всеми сторонами? Это сохранит стоимость барреля Brent в пределах 54-57 долларов или немного выше, считает старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова. "Однако дольше этих шести месяцев документ работать уже не сможет: ОПЕК придется или разрабатывать новые нормативы, или позволять рынку регулировать цены самостоятельно. У этого сценария есть один важный минус: от продления соглашения больше всех выиграют американские сланцевые компании, которым ничто не мешает продолжать замещать вакуум сырьевого предложения", — считает она.

Вариант с продлением соглашения только для узкого количества участников или, например, того же состава, но без России чреват ухудшением баланса на рынке. "Россия не самый важный игрок на мировой арене энергоносителей, но достаточно крупный, чтобы считаться с параметрами запасов и мощностями добычи. Более узкий круг примкнувших к соглашению обнажит проблемные места этого документа и сократит его эффективность", — предостерегает аналитик. В этом случае баррель Brent будет стоить 50-55 долларов. Роль Ирака эксперт призывает не переоценивать.

Если же от продления сделки откажутся, то страны быстро вернутся к пиковой добыче. Рынок зальет дешевой нефтью, так как производители будут жестко демпинговать. Баррель Brent в этом случае упадет до 35-45 долларов, а возможно, и ниже, заключает Бодрова.

Пока же цены должны удержаться от падения, если все участники сделки воздержатся от преждевременных комментариев о продлении пакта. Тогда на наступившей неделе цены останутся в коридоре 52-54 доллара, полагает аналитик "Бинбанка" Антон Покатович. Негативные сигналы, наоборот, ускорят падение до 50-52.

Александра Воздвиженская

 

 

По итогам 2016 г. "Газпром нефть" может заплатить самые большие дивиденды с 2005 г. — 50,6 млрд руб., несмотря на масштабную инвестпрограмму.

"Ведомости"

Совет директоров "Газпром нефти" рекомендовал выплатить в виде дивидендов 50,6 млрд руб. Это рекордные дивиденды компании с 2005 г., когда "Газпром" купил контрольный пакет акций "Сибнефти" (75,68%) за $13,7 млрд и в мае 2006 г. переименовал актив в "Газпром нефть".

По дивидендной политике "Газпром нефть" платит в виде дивидендов не менее 25% от чистой прибыли по МСФО. В прошлом году "Газпром нефть" заработала 1,7 трлн руб. выручки, 456 млрд руб. EBITDA и 200 млрд руб. чистой прибыли. Таким образом, компания может заплатить 25,3% от чистой прибыли. Несмотря на то что три года подряд с 2013 г. "Газпром нефть" платила промежуточные дивиденды, в 2016 г. она так не сделала. "[Мы] должны были запустить несколько крупных месторождений в этом [2016] году, а отсрочка в запуске очень сильно сказывается на будущих денежных потоках <...> пришлось принять решение о сдвижке дивидендов на последующий год", — объяснял это решение осенью прошлого года финансовый директор Алексей Янкевич.

За час после их объявления капитализация "Газпром нефти", впрочем, упала на 1,75% до 945 млрд руб., к концу дня компания подорожала до 950,4 млрд руб., день акции компании закрыли в минусе, потеряв 0,2% при растущем рынке ММВБ на 0,65% в пятницу. Для неликвидной бумаги подобные колебания — это норма, отмечает аналитик БКС Кирилл Таченников.

Большую часть дивидендов получит "Газпром" (48,4 млрд руб.), на долю миноритариев придется 2,2 млрд руб. Дивидендная доходность "Газпром нефти" хорошая — 5,3%, подсчитал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. По оценке Raiffeisenbank, за 2017 г. дивиденды будут немного ниже — около 46,5 млрд руб., дивидендная доходность — 4,9%. При сохранении текущих цен на нефть в этом году дивидендная доходность может быть выше — 5–6%, оптимистичен Таченников. Это не самый высокий показатель в отрасли: у "Лукойла" доходность — 7%, у "Газпрома" — 6%, указывает он. Но это закономерно: "Газпром нефть" — быстро растущая компания, ей приходится тратить деньги на капзатраты.

В 2015 г. компания инвестировала 369 млрд руб. в развитие активов, а в прошлом — 401 млрд руб., следует из презентации. В прошлом году свободный денежный поток компании был отрицательным — 81 млрд руб. В 2017 г. "Газпром нефть" намерена потратить примерно 380 млрд руб. на капитальные вложения, говорил на телеконференции заместитель гендиректора по экономике и финансам Алексей Янкевич. А также добиться положительного денежного потока.

У компании хватит денег на выплату дивидендов, считает Таченников. Краткосрочные финансовые активы — 42,1 млрд руб., кроме того, у компании есть денежные средства на депозитах — 33,6 млрд руб. Но на финансирование капзатрат, возможно, потребуются займы, считает он.

"Газпром нефть" добыла в 2016 г. 59,85 млн т нефти и 32,8 млрд куб. м газа, а в 2017 г. планирует увеличить добычу углеводородов на 3% до 89,2 млн т нефтяного эквивалента, рассказывал первый заместитель гендиректора компании Вадим Яковлев в марте. Добиться роста компания может за счет роста добычи газа, так как соблюдает сокращение добычи нефти по договору со странами ОПЕК. Яковлев надеялся, что к 2020 г. добыча компании вырастет на 16% до 100 млн т в нефтяном эквиваленте. Планы реалистичны, "Газпром нефть" уже несколько лет подряд инвестирует рекордные суммы в новые проекты, напоминает директор Small Letters Виталий Крюков.

У компании в 2017 г. есть планы по увеличению добычи на четырех проектах — "Новом порте", "Мессояхе", "Бадре" и "Куюмбе", следует из презентации компании. На первом компания намерена в 2017 г. увеличить добычу нефти с 2,9 млн т (по итогам 2016 г.) не менее чем до 5,5 млн т, отметил Яковлев. До конца года компания получит несколько танкеров, а также два ледокола к 2020 г. На Восточно-Мессояхском месторождении в 2017 г. планируется добыть 3 млн т нефти. Месторождение потребует еще инвестиций, в этом году — 20 млрд руб. "Газпром нефть" изучает возможность покупки месторождений и открыта к переговорам.

Виталий Петлевой

 

 

"Роснефть" намерена строить больше судов для "Газпрома" на новой верфи.

"Газета РБК"

"Роснефть" проинформировала правительство, что хочет увеличить и расширить размещение судостроительных заказов "Газпрома" на своей новой верфи "Звезда". "Газпром" размещать многомиллиардный заказ на суда и технику для освоения шельфа на недостроенном предприятии не торопится.

Миллиарды для "Звезды"

Судостроительный комплекс "Звезда", который строят "Роснефть" и Газпромбанк, рискует остаться без заказов "Газпрома" и НОВАТЭКа, на которые рассчитывали инвесторы проекта. Речь идет о судах и морской технике, в частности передвижных буровых установках и стационарных платформах, предназначенных для освоения шельфовых месторождений "Газпрома" в северных морях, и танкерах для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) для НОВАТЭКа. Общий объем этих заказов предварительно оценивался в несколько сотен миллиардов рублей.

В письме "О размещении заказов на СК "Звезда", которое вице-президент "Роснефти" по энергетике, локализации и инновациям Андрей Шишкин направил заместителю министра энергетики Кириллу Молодцову 10 марта (имеется в распоряжении РБК), говорится, что компания предложила "Газпрому" расширить перечень заказов на морскую технику для освоения арктического шельфа и разместить их на судоверфи "Звезда".

"Роснефть" не устроил план-график заказа судов и морской техники "Газпрома" на период до 2035 года (есть у РБК), согласно которому резка металла по первому из шести судов для арктического шельфа запланирована не ранее 2021 года, а заключение договоров по ним — не ранее четвертого квартала 2020 года. Как пишет Шишкин, это не обеспечивает выполнение указания президента от 1 сентября 2016 года "О размещении заказов на судостроительном комплексе "Звезда" и пункта 7 протокола оперативного совещания Совета безопасности России от 28 января 2016 года "О заключении контрактов на строительство судов и морской техники с АО "ДЦСС".

В пресс-службе "Газпрома" от комментариев отказались. В Минэнерго также не ответили на запрос РБК прокомментировать документ.

Платформа преткновения

Источник РБК в "Роснефти" пояснил, почему компания недовольна сроками, в которые концерн предполагает заключить договоры с подрядчиками по арктическим проектам. "Заключение договора в конце 2020 года выглядит надуманным поводом, чтобы заказать технику не у нас, а за границей. Делать проект одного судна один-два года на стороне — это долго: "Роснефть" способна справиться сама. Выделение инвестиций на морскую технику можно было бы запланировать в 2018 году", — считает собеседник РБК.

"Роснефть" также предлагает дополнить будущий заказ "Газпрома" на "Звезде" стационарной добычной платформой для освоения месторождения Каменномысское-море (запасы газа — 534 млрд куб. м) в Обско-Тазовской губе и ледостойкими блок-конструкторами для обустройства этого месторождения. Два года назад "Газпром" оценивал эти работы в 190 млрд руб. Но, как сообщила в октябре 2016 года "Российская газета", "Газпром" намеревался заказать большую часть работ по изготовлению стационарной платформы для этого месторождения, запустить которое планируется к 2025 году, на заводе "Звездочка" в Северодвинске, принадлежащем ОСК.

При этом в плане заказов "Газпрома" на строительство судов пока вообще нет стационарной платформы. Заместитель председателя правления "Газпрома" Виталий Маркелов в письме вице-президенту "Роснефти" Шишкину, которое прилагалось к плану заказов концерна, уточняет, что представленный план-график по строительству морской техники актуален на конец 2016 года, носит ориентировочный характер и нуждается в доработке, включающей обоснование инвестиций на обустройство каждого конкретного месторождения.

Подготовка к заключению договора генерального подряда по заказу на строительство судов, как пишет Маркелов, требует проведения конкурсных процедур, если не выйдет распоряжение правительства о предоставлении "Звезде" статуса единственного поставщика.

Альтернативные подрядчики

Пока единственным заказчиком судов на новой верфи "Звезда" является "Роснефть". "На данный момент ее заказ включает четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса и пять танкеров типа "Афрамакс", работающих на газомоторном топливе. Первое судно снабжения ледового класса планируется сдать в 2019 году", — сообщил РБК официальный представитель "Роснефти". Он добавил, что ведутся переговоры с "Совкомфлотом" о заказе строительства на "Звезде" еще пяти танкеров класса "Афрамакс" для перевозки нефти по Балтийскому морю. Комментировать переговоры с "Газпромом" по поводу объема заказа на верфи он отказался.

Собеседник РБК, близкий к компании ДЦСС, оценил стоимость текущих заказов на верфи в 70 млрд руб.

Источник РБК в "Газпроме" пояснил, что там не намерены строить суда для освоения шельфа в ближайшее время, поскольку по этому вопросу еще нет инвестиционного решения. "Месторождение Каменномысское-море еще не доразведано, и мы пока не знаем, целесообразно ли его разрабатывать именно со стационарной платформы и каково должно быть ее наполнение. На этом этапе размещать где-либо заказ на платформу — это авантюра. Мы направили свои предложения в "Роснефть", но они их не согласовали, потому что хотят, чтобы мы строили на ее верфях как платформу, так и ледостойкие блоки. Стоимость такой платформы на гравитационном основании в текущих ценах при строительстве на "Звезде" обойдется в сумму около $1 млрд, а полупогружная буровая установка, которая есть в плане-графике, может стоить около 50 млрд руб.", — пояснил собеседник РБК в монополии. Корабли для шельфа можно было бы купить уже готовые, причем с дисконтом, но с учетом поручения президента они скорее будут построены на отечественных верфях, считает источник РБК.

Он подтвердил, что, поскольку распоряжения правительства о назначении "Звезды" единственным поставщиком по шельфовому судостроению "Газпрома" нет, концерн должен проводить тендеры. На заказ помимо "Звезды" могли бы претендовать предприятия ОСК — Выборгский судостроительный завод и верфь "Звездочка" в Северодвинске. У них есть успешный опыт строительства морской буровой техники для арктического шельфа, говорит директор аналитического центра "Гекон" Михаил Григорьев. Уровень компетенции персонала и технические возможности находящейся в стадии становления "Звезды" по таким проектам еще не ясны, что создает риски для заказчиков, полагает эксперт.

Стоимость строительства одного судна обеспечения работ на арктическом шельфе по текущим мировым рыночным ценам составит $25–50 млн в зависимости от дизайна и технического наполнения. При строительстве на норвежских верфях это займет год, подсчитал для РБК вице-президент компании Songa Opus Offshore Drilling Александр Жиленков. Сооружение самоподъемной морской буровой установки для работы в северных морях он оценил в $110–180 млн, срок строительства — полтора года. Полупогружная буровая установка обойдется в $250–500 млн и два года работ до спуска на воду, современное буровое судно — до $600 млн и тот же срок.

По словам источника РБК в "Роснефти", в случае если "Газпром" разместит весь объем заказа из планируемых им к строительству судов и буровой установки даже без учета стационарной платформы, дополнительного финансирования на создание судостроительного кластера не потребуется.

Источник РБК в Минэнерго полагает, что "Газпром" и "Роснефть" рано или поздно найдут компромисс. Он подтверждает, что поручения правительства, обязывающего "Газпром" построить весь объем морской техники из плана по освоению шельфа до 2035 года, именно на этой верфи пока нет.

Танкерный фронт

Источники РБК в "Роснефти" и Минэнерго знают о переговорах "Роснефти" с НОВАТЭКом о размещении на "Звезде" заказов на морскую технику. Официальные представители НОВАТЭКа и "Роснефти" эту тему не комментируют.

Источник РБК в НОВАТЭКе пояснил, что основной объем заказов на суда для проекта "Ямал СПГ" уже размещен на южнокорейских верфях, последние корабли спустят на воду к 2019 году. В общей сложности для нужд проекта заказано 15 танкеров-газовозов, часть которых уже готова. Их суммарная стоимость в 2014 году оценивалась примерно в $5,5 млрд.

Проект "Арктик СПГ 2" будет запущен после 2023 года и суда под его нужды еще не заказывались, утверждает собеседник в НОВАТЭКе. "Не исключено, что мы сможем обойтись судами для "Ямала СПГ" и под этот проект", — полагает он. Менеджер считает, что по технологическим причинам на создаваемом на "Звезде" сухом доке будет невозможно строить танкеры для СПГ.

Людмила Подобедова

 

 

"Взгляд"

Украина, похоже, намерена совершить самую страшную ошибку из всех, которые были сделаны властями этой страны за последние три года. Дело идет к наложению ареста на имущество Газпрома на Украине, и это может означать лишь одно — конфискация газа, передаваемого по транзитной трубе в Европу. Насколько реален такой сценарий?

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) просит департамент государственной исполнительной службы министерства юстиции наложить арест на имущество и средства Газпрома в стране в рамках дела о штрафе на 6,4 млрд долларов, сообщил глава ведомства Юрий Терентьев. Соответствующее заявление, фотографию которого он опубликовал на своей странице в Facebook, уже отправлено в адрес исполнительной службы.

Речь идет о деле, в котором Газпром не признает себя виновным по вполне объективным причинам. В 2015 году АМКУ выписал Газпрому штраф за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа в течение 2009–2015 годов в размере 86,86 млрд гривен (3,2 млрд долларов).

Газпром высказал удивление по поводу этого решения, так как не ведет предпринимательской деятельности на территории Украины, передавая газ Нафтогазу на западной границе РФ. Газпром отказался платить взятый из воздуха штраф. Тогда АМКУ осенью 2016 года направил иск в Хозяйственный суд Киева о принудительном взыскании суммы штрафа плюс пени на такую же сумму за просрочку выплаты. И судья наложил на Газпром штраф на 171,8 млрд гривен (около 6,4 млрд долларов). Газпром в апелляции потребовал отменить это решение, но жалобу даже не рассмотрели.

Суть претензий АМКУ сводится к тому, что Газпром якобы нарушает "ключевое условие" транзитного контракта от 2009 года — прокачивает меньше 100 млрд кубометров газа по трубе. Так возник штраф в 3,2 млрд долларов — столько Газпром якобы недоплатил Нафтогазу за семь лет транзита. Отсюда АМКУ сделал вывод о монопольном положении Газпрома на рынке транзита газа. Если бы, мол, была конкуренция, то Нафтогаз мог бы разорвать контракт и заключить новый с другим покупателем. Доводы Киева, на самом деле, малоубедительны и даже абсурдны.

Во-первых, в контракте нет ни слова о том, что Газпром обязан прокачивать газ именно в таких объемах. Во-вторых, кто мешал Украине искать другой газ для транзита по своей трубе? Заниматься этим должен явно не Газпром.

Арест имущества и средств Газпрома на Украине может означать только одно — принудительный отъем газа из транзитной трубы. Других активов Газпрома на Украине нет просто физически. Власти Украины уверяли, что не будут воровать газ, однако больше арестовывать практически нечего. У Газпрома есть лишь доля (40,2%) в компании "Газтранзит", которая занимается на Украине управлением и эксплуатацией объектов газовой промышленности, в том числе модернизацией и строительством. Отъем этого имущества сумму претензий на более чем 6 млрд долларов явно на покроет. А вот газ в транзитной трубе юридически принадлежит Газпрому — до того, как на границе Украины с ЕС его примут европейские потребители.

"Это и есть самый страшный сценарий, — говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Несмотря на завершение зимнего периода, транзит газа все равно продолжается, в частности, идет закачка газа в хранилища".

"В 2009-м Украина воровала газ для своих нужд, а теперь арестует газпромовский газ официально. То есть Украина сама сорвет транзит и признает это", — говорит Симонов. В 2016 году через Украину было поставлено 80 млрд кубометров топлива, что на 15 млрд кубометров больше, чем в 2015-м (65 млрд кубов). По "Северному потоку" в прошлом году Газпром поставил 44 млрд кубов.
Сколько сейчас газа находится в трубе и как технически будет выглядеть его изъятие, эксперт сказать не берется. Если взять среднюю стоимость газа в Европе в 200 долларов за тысячу кубометров, то Украина должна будет арестовать порядка 32 млрд кубометров российского газа.

Можно предположить, как будут развиваться события при самом худшем сценарии. Как только на находящийся в украинской трубе газ будет наложен арест, Газпром остановит транзит топлива. Затем Брюссель предъявит претензии Газпрому из-за того, что европейцы не могут получить заказанный товар. Газпром сошлется на невозможность доставки газа из-за форс-мажора.

Симонов не исключает, что Украина может пойти на такой самоубийственный шаг. "Неслучайно она дождалась закрытия отопительного сезона. Если бы Киев пошел на это в отопительный сезон, то просто заморозил бы европейцев и вызвал бы еще более страшный скандал. Сейчас, с точки зрения потребления, можно провернуть отъем газа относительно спокойно", — говорит газовый эксперт.

Однако в этой истории пострадают все стороны. Запасов в хранилищах ЕС может хватить лишь на 1–2 месяца, оценивает замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева. Ведь газ используется не только для отопления, но и промышленностью, и выработка электроэнергии также во многом зависит от наличия голубого топлива.

Россия лишится значимой части своего бизнеса по продаже газа Европе. Потому что заместить транзитные объемы, идущие через Украину, Газпром сможет только через два года, когда заработает вторая очередь "Северного потока — 2" и "Турецкий поток". Сегодня — нет. Потеря прибыли от продажи десятков миллиардов кубов по цене в среднем 200 долларов за тысячу кубов — это серьезный удар.

Однако и самой Украине в этом случае не позавидуешь. "Это ударит по репутации Украины как надежного транзитера", — говорит Симонов. А также поддержит в глазах Брюсселя проект "Северного потока — 2" и "Турецкого потока", против которых так рьяно выступает Киев.

В конечном счете Украина и себя лишит газа, который покупает по реверсу из Европы — ведь де-факто это российский газ, просто оформляемый как европейский. И для украинской промышленности и энергетики это будет настоящей катастрофой.

Россия в свою очередь может ответить на действия Киева арестом украинских активов на своей территории. Например, арестовать имущество Липецкой шоколадной фабрики Петра Порошенко, а также обратиться с иском в международные суды, в частности в Стокгольмский арбитраж (именно там в рамках контракта должны решаться газовые споры Киева и Москвы). Но так как украинского имущества в России много не найти, то Россия скорее ужесточит визовый режим для украинских граждан, не исключает Кокорева.

Сложно представить, что Киев всерьез готов пойти на такое. Брюссель уж точно будет противодействовать такому апокалипсису. "Европа начнет предъявлять претензии России, Россия сошлется на Украину, Украина получит нагоняй от ЕС, и жизнь наладится. Шантаж со стороны МВФ быстро вразумит киевских политиков. Это просто игра на нервах", — полагает Анна Кокорева.

Ольга Самофалова

<< Апрель, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ