conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.06.2014

Украина пытается убедить, что сможет и без помощи России гарантировать газовый транзит.

"Взгляд"

Украина обещает самостоятельно закачать в свои хранилища то количество подземного газа, которого должно быть достаточно, чтобы реально гарантировать бесперебойный транзит в Европу. А значит, избежать знаменитого украинского газового воровства. Действительно ли это у Украины получится и какие риски существуют на этом пути, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

Украина ежедневно закачивает в подземные хранилища (ПХГ) 22–25 млн кубометров газа, сообщил в понедельник глава "Нафтогаза Украины" Андрей Коболев. По его словам, закачка газа идет за счет реверсных поставок и собственной добычи. Таким образом, до конца лета Украина сможет закачать в ПХГ дополнительно 1,7 млрд кубометров.

По данным Ассоциации европейских операторов подземных газовых хранилищ, в ПХГ Украины находится 14,082 млрд кубометров газа. За последнюю неделю объем газа в ПХГ увеличился на 600 млн кубометров. Итого в целом к отопительному сезону Украина обещает закачать около 18 млрд кубометров.

Не раз звучали заявления, в том числе с российской стороны, что для обеспечения зимой газом Украины без угрозы  воровства с ее стороны из транзитной трубы в украинские ПХГ должен быть закачан как раз такой объем газа — 17–18 млрд кубометров. Действительно ли теперь транзит российского газа можно считать гарантированным даже зимой?

Где найдут газ для ПХГ

Для начала стоит разобраться, есть ли у Нафтогаза возможности самостоятельно наполнить свои ПХГ таким количеством газа, о котором говорят.

Официально говорится, что в ПХГ Украины на 23 июня закачано почти 14,7 млрд кубометров. "До начала отопительного сезона — 15 октября — осталось около 114 дней. При заявленном темпе с 22–25 млн кубов в день Нафтогаз может закачать в ПХГ в среднем 2,6 млрд кубометров газа за этот период", — говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач (дата отопительного сезона всегда зависит от погоды, он может начаться как раньше, так и позже). Теоретически у Нафтогаза есть время на закачку в ПХГ почти 18 млрд кубов.

Однако возникает вопрос, где Украина найдет эти 22–25 млн кубов газа в день для подземных хранилищ. Нафтогаз говорит, что будет пополнять свои ПХГ за счет собственной добычи и реверса газа из Европы. "Однако из собственной добычи страна сможет закачивать в ПХГ очень немного, потому что собственная добыча почти полностью покрывает собственное потребление Украины в летние месяцы", — говорит Гривач.

Так, по официальным данным, на ее территории добывается около 1,7 млрд кубометров газа в месяц, а потребление в летние месяцы (в низкий сезон), по оценке эксперта, составляет 1,6–1,8 млрд кубометров в месяц.

Возможно, Нафтогаз рассчитывает, что летом промышленность Украины серьезно снизит потребление голубого топлива. "Уже сейчас Украина может потреблять чуть меньше из-за наблюдающегося коллапса украинской промышленности. Если ситуация будет ухудшаться, заводы, например, по производству азотных удобрений или металлургические предприятия будут работать с перебоями или остановятся, возможно снижение потребления газа", — не исключает Гривач.

Что касается возможностей реверса газа из Европы, то сейчас, по данным Украины, она импортирует лишь 16 млн кубометров газа в сутки (что меньше ожидаемых 22–25 млн кубов). "Возможно, Нафтогаз рассчитывает, что сможет брать больше из Венгрии. Возможностей по реверсу газа из Словакии сейчас нет. Сможет ли Украина увеличить реверс топлива, зависит от ситуации на венгерском рынке: будет ли у местных трейдеров лишний газ, который они закупают у России, или нет", — указывает Гривач.

Встает еще вопрос цены на реверсный газ из ЕС. "Реверс газа выгоден Украине лишь летом, когда цены на газ на европейских площадках низкие. Зимой же ситуация обратная, и Украине придется переплачивать за газ из Европы", — говорит ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев. А платить за газ Киев, как известно, не любит, особенно по более высокой цене. В предыдущие годы Украина прекращала реверсные поставки из Европы с началом отопительного сезона именно по этой причине.

Все равно недостаточно

Сложность в том, что во всей этой схеме очень много сослагательного наклонения.

Кроме того, Гривач подозревает, что сейчас в украинские ПХГ закачано на 2 млрд кубов газа меньше, чем говорится в официальной статистике. В этом случае о 18 млрд кубов газа в ПХГ Нафтогазу остается только мечтать.

Но даже если каким-то чудом все эти "если бы" сработают в пользу Киева, угроза срыва транзитных поставок российского газа в Европу через Украину никуда не денется.

В новых условиях, когда Газпром из-за катастрофической ситуации с украинской задолженностью вынужден был перевести Нафтогаз на предоплату и перекрыть вентиль, ситуация выглядит совершенно по-другому. Чтобы прожить зиму спокойно, Украине надо не просто 17–18 млрд кубометров газа в ПХГ, ей нужны также поставки импортного газа из России в контрактных объемах. Если вентиль будет перекрыт, то Украине, чтобы спокойно пережить зиму, необходимо иметь в своих ПХГ в полтора-два раза больше — чтобы обеспечить не только Европу, но и себя саму.

"Если сохранится история с предоплатой, не будет решен основной вопрос с импортом газа из России, то зиму они не протянут. В этом случае 18 млрд кубометров газа в ПХГ недостаточно. Если импорта не будет, то им не хватит и 30 млрд кубометров газа в хранилищах", — говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора ФНЭБ.

В этом случае Украина начнет отбирать, то есть воровать, голубое топливо из транзита в Европу. Потому что без такого воровства ее население замерзнет, а предприятия остановятся. "Без решения проблемы с импортом российского газа на Украину стопроцентно будут проблемы с обеспечением транзита газа в Европу зимой", — говорит Гривач.

Единственное, что дает Украине закачка в ПХГ 18 млрд кубометров газа — это отсрочку в решении газового вопроса с Россией. Предполагалось, что уже к середине августа Киев под давлением ЕС точно оплатит долги, внесет предоплату за газ и т. д. Потому что если в августе Украина не начала бы импортировать российский газ, то она просто технически не успела бы закачать в ПХГ необходимый объем топлива.

Если Нафтогаз сможет своими силами и силами реверсного газа сам наполнить свои ПХГ до 18 млрд кубов, то срок решения газового вопроса с Газпромом может затянуться вплоть до начала отопительного сезона — середины октября. Но это будет уже точно окончательный срок, после которого без договоренностей с Газпромом проблем зимой Украине и, как следствие, Европе не избежать уже никак.

Судебные инстанции — а, как известно, Газпром и Нафтогаз подали друг на друга иски в Стокгольмский арбитраж — к тому времени вряд ли как-то помогут прояснить спорную ситуацию. Суды могут длиться не один год. Спасать положение должна будет Европа.

Ольга Самофалова

 

 

"Ведомости"

"Газпром" продал свои доли по 37,06% в литовской газотранспортной компании Amber Grid и газораспределительной Lietuvos Dujos, говорится в сообщении концерна. Сделка состоялась 19 июня. Таким образом, "Газпром" согласился на публичную оферту по продаже этих активов, выставленную ему в конце мая госкомпаниями Литвы Epso-G и Lietuvos Energija. За долю в Amber Grid первая предложила 50,4 млн евро, вторая за Lietuvos Dujos — 70,4 млн евро.

Вопрос о выходе из литовских активов совет директоров "Газпрома" рассматривал 11 июня, а на следующий день Amber Grid и Lietuvos Dujos сообщили на Вильнюсской бирже, что "Газпром" согласен продать свои доли в них. Срок оферты истекал 16 июня, и у "Газпрома" оставалась возможность снять пакеты с продажи. Но о том, что сделка все-таки состоялась, концерн сообщил только вчера. Представители Amber Grid, Lietuvos Dujos, минэнерго Литвы и "Газпрома" не ответили на запросы "Ведомостей".

С точки зрения возврата инвестиций "Газпром" удачно продал доли в литовских активах, считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. В отчете за 2013 г. "Газпром" оценил свою долю в Amber Grid и Lietuvos Dujos в 2,56 млрд руб. (около 60,7 млн евро). В то же время предложить "Газпрому" за эти активы почти 121 млн евро литовские госкомпании были вынуждены, полагает Гривач. Фактически цена на них была установлена в середине мая, когда свои пакеты по 38,9% акций в Аmber Grid и Lietuvos Dujos компаниям Epso-G и Lietuvos Energija продала немецкая E. On. При этом E. On могла получить высокую цену, согласившись в конце января вместе с Литвой проголосовать на собрании акционеров Lietuvos Dujos за подачу иска компанией в стокгольмский арбитраж для пересмотра контракта с "Газпромом" и снижения цены газа, полагает эксперт.

Литва в октябре 2012 г. уже подала иск к "Газпрому" о возмещении ей 1,5 млрд евро, переплаченных за газ. Но иск непосредственно контрагента к "Газпрому" может оказаться значительно эффективнее иска от страны, объясняли тогда литовские власти. В то же время остается возможность решить спор и без суда, говорил премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс.

В начале мая "Газпром" согласился снизить для Lietuvos Dujos цену на газ примерно на 20%. И о подаче второго иска со стороны Lietuvos Dujos до сих пор не сообщалась, напоминает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. "Газпрому" тяжело торговаться с Литвой, вскоре она запустит в Клайпеде терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ), им она законодательно рассчитывает закрыть не менее четверти своих потребностей, добавляет он. Литва потребляет около 3 млрд куб. м газа в год и все сырье сейчас покупает у "Газпрома". Но СПГ может оказаться дороже газа "Газпрома" и станет платой за независимость, считает Нестеров.

Михаил Серов

Правительство одобрило запуск "организованных торгов" газом.

"РБК daily"

Природным газом можно будет торговать не только на биржах, но и на электронных торговых площадках, говорится в постановлении правительства. Эти торги позволят "Газпрому" конкурировать с независимыми производителями газа, продавая часть объемов ниже тарифов ФСТ. Но большего интереса эти торги не вызовут, газовый рынок и так достаточно конкурентный, отмечают эксперты.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам реализации газа", которое делает возможным возобновить спотовую торговлю газом. Оно устранило противоречия в предыдущих документах, из-за которых невозможно было запустить торги.

Постановление "О реализации природного газа на товарных биржах..." было принято еще в 2012 году, но биржевые торги так и не были запущены. Этот документ противоречил закону "Об организованных торгах", следует из пояснительной записки Минэнерго. В новом постановлении, подписанном Медведевым, формулировка "товарные биржи" заменяется на "организованные торги". Эта мера позволит торговать природным газом как на товарных биржах, так и на зарегистрированных в установленном порядке электронных торговых системах, что будет способствовать развитию спотовой торговли физическими объемами, говорится в записке. Но сроки начала торгов в ней не указываются.

Сейчас не очень благоприятная ситуация для запуска торгов газом из-за избытка предложения, отмечает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. Независимых производителей такие торги вряд ли заинтересуют, но "Газпром" сможет реализовывать часть объемов по цене, ниже установленной ФСТ. На президентской комиссии по ТЭК в начале июня вице-премьер Аркадий Дворкович сказал, что газовый монополист может рассчитывать на скидку только на организованных торгах.

Представитель "Газпрома" не ответил на звонок РБК, с представителем НОВАТЭКа связаться не удалось. Представитель "Роснефти" не смог оперативно прокомментировать новое постановление.

Спотовые торги газом в России существовали с 2006 по 2008 год, напоминает Интерфакс. Потом сменилось правительство и начались четырехлетние споры о том, как лучше устроить и без того работавший рынок.

Тимофей Дзядко

 

 

Минфин и Минэнерго согласовали параметры налогового маневра, которые должны понравиться Игорю Сечину. Цена вопроса в 2015 г. — до 200 млрд руб.

"Ведомости"

Минфин и Минэнерго согласовали новые параметры налогового маневра в нефтяной отрасли, рассказали "Ведомостям" три федеральных чиновника, участвовавших в обсуждениях. В министерствах не ответили на запрос "Ведомостей".

С весны в правительстве готовится налоговая реформа — резкое снижение пошлин на экспорт нефти (примерно до уровня Казахстана — $80 за тонну, сейчас в России — $385 за тонну) и компенсаторно резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В начале июня Минфин и Минэнерго согласовали параметры маневра, но они не понравились президенту "Роснефти" Игорю Сечину — он пожаловался президенту, что от такого маневра пострадают новые проекты, прежде всего проект Восточной нефтехимической компании (ВНХК).

Правительство услышало коммерсанта: на очередном совещании первый вице-премьер Аркадий Дворкович поручил обоим министерствам подкорректировать параметры маневра, чтобы не обрушить маржу в нефтепереработке.

"Роснефть" предложила чиновникам совершить маневр за счет бюджета, его потери за три года в таком случае достигли бы 0,5 трлн руб. Чиновники предложения не приняли и выработали компромиссный, на их взгляд, вариант.

"Ведомости" ознакомились с ним. По предыдущему сценарию маневр был рассчитан на четыре года, по новому — на три. Он более выгоден для нефтегазовых компаний и приведет к выпадению доходов бюджета.

Пошлины на сырую нефть и НДПИ в новой версии почти такие же, как и в старой, и снижаются почти с той же скоростью. Но гораздо резче в 2015 г. снижаются пошлины на нефтепродукты — это и даст выигрыш НПЗ, уверены чиновники. Экспортная пошлина на все светлые нефтепродукты по первой, четырехлетней, версии снижалась в конце маневра (в 2018 г.) до 26%, а по новой версии, т. е. за три года, — до 30%, сообщает чиновник, но пошлину на дизельное топливо предполагалось уменьшать в 2015, 2016 и 2017 гг. до 52, 44 и 33% соответственно (сейчас ставка — 65%); а будет 48, 40 и 30%. Заградительную (90%) пошлину на бензин планировалось снижать в 2015, 2016 и 2017 гг. до 86, 65 и 50%, а теперь будет 78, 61 и 30%. Нефтепереработку поддержат еще и сильным снижением акцизов.

По прежней версии правительства, по завершении налогового маневра средняя маржа в отрасли снижалась с $55 за тонну до $22, по новой — до $30, указывает чиновник, знакомый с расчетами: это неплохой компромисс. Правда, только у компаний, которые успеют завершить модернизацию и довести глубину переработки примерно до 80%; а при глубине переработки примерно в 70% маржа будет по-прежнему падать до $20-15, признает он.

Бюджету за такую уступку придется заплатить. Первая проблема — дополнительные доходы, которые должны были бы поступить от 100%-ной пошлины на мазут, снизятся: в бюджет придет не 250 млрд руб., а, возможно, на 100 млрд меньше, оценивает один из чиновников. По новому сценарию Минфин планирует повышать пошлины на темные нефтепродукты постепенно (до 100% к 2017 г.), но появятся выпадающие доходы от резкого снижения акцизов и пошлин на светлые нефтепродукты, объясняют чиновники. Непонятно еще, чем наполнять дорожные фонды, основной источник которых — акцизы: возможный вариант — за счет части НДПИ, рассуждает один из них. Сколько именно недополучит бюджет, подсчитать трудно — открытых данных по поступлениям пошлин на мазут нет, указывает Александра Суслина из Экспертной группы.

Из-за реформы возникнет и вторая проблема — кассовый разрыв в бюджете, продолжает чиновник: сниженные пошлины начнут поступать на месяц раньше, чем повышенный НДПИ. Проблема будет только в 2015 г., но кассовые потери будут значительны — сумма может достичь 200 млрд руб., утверждают два федеральных чиновника, участвующих в обсуждениях маневра. Скорее всего около 120 млрд руб., считает их коллега.

НДПИ уплачивается до 25-го числа следующего месяца, т. е. в январе НДПИ будет платиться по результатам декабря; а пошлина уплачивается, как только товар вывезен и задекларирован, т. е. в январе будет платиться за январь, поясняет чиновник финансово-экономического блока правительства. НДПИ в 2015 г. должен платиться по ставке 775 руб. за тонну, а получится, что в январе будет заплачен по ставке текущего года (493 руб. за тонну), отсюда и возникает такой разрыв, заключает чиновник.

Чем можно закрыть эту дыру, пока непонятно — возможно, придется задействовать резервный фонд, рассуждает другой чиновник. Такой эффект действительно будет, подтверждает Суслина, но оценить его точно трудно. "Реформа очень сложная, и мы пока не понимаем, как она отразится на доходах, но мы будем пытаться не допустить снижения доходов", — говорит чиновник финансово-экономического блока правительства.

Новый маневр надо будет еще согласовать с Сечиным — и не факт, что даже такой компромисс может его устроить, беспокоятся чиновники. В "Роснефти" еще не видели новых параметров маневра, говорит представитель компании. На вопрос, устроит ли компанию снижение маржи в отрасли до $30, он отвечать не стал.

Из-за высокой доли добычи "Роснефть" больше всех компаний выигрывает от маневра, даже проект ВНХК не пострадает, так как согласно презентации компании у него высокая глубина переработки (до 96%), указывали чиновники Минфина и Минэнерго. К тому же Минфин подготовил и другую поддержку нефтехимии.

В среднем маржа переработки в Европе за последние пять лет варьируется от $15 до $40 за тонну, так что $30 попадает в этот интервал, оценивают в Московском нефтегазовом центре EY. По европейским меркам последних лет это неплохая маржа, но не для российских условий, подчеркивает гендиректор ВНИПИ нефти Владимир Капустин: в последние годы сделаны значительные инвестиции в капиталоемкую модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли и, чтобы они окупились, маржа должна быть выше. Модернизация должна продолжаться, а с такой маржей привлечь новые инвестиции будет трудно, заключает эксперт.

Маргарита Папченкова, Максим Товкайло

 

 

<< Июнь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ