Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.06.2019

Компания к концу года обещает принять новую дивидендную политику.

"Ведомости"

"Газпром" ставит задачей формулировку дивидендной политики такого качества, чтобы инвесторы сами могли рассчитывать ожидаемые доходы по акциям", — передал "Интерфакс" слова зампреда правления "Газпрома" Фамила Садыгова. Предполагается, что обновленная дивидендная политика газового холдинга будет готова и утверждена до конца года, с тем чтобы дивиденды за 2019 г. рассчитывались исходя из нее, сказал топ-менеджер. "Тем самым мы планируем делиться нашими достижениями как с мажоритарными, так и с миноритарными акционерами. И делать их достаточно прозрачными, чтобы и без нас могли посчитать заранее", — резюмировал Садыгов.

Действующая дивидендная политика "Газпрома" принята в 2010 г. Она предусматривает, что на дивиденды может быть направлено от 17,5 до 35% чистой прибыли по РСБУ. Концепция нового документа предполагает "выход на целевой уровень 50% чистой прибыли группы "Газпром" по МСФО в течение трех лет" с учетом корректировок на неденежные статьи, сообщается в материалах компании.

Идея повысить норму выплаты дивидендов для госкомпаний до 50% от чистой прибыли по МСФО обсуждается в правительстве с 2016 г., а в 2017 г. она была публично поддержана президентом России Владимиром Путиным. Однако на протяжении последних трех лет "Газпром" раз за разом оказывался в списке исключений. В 2016-2018 гг. компания выплачивала дивиденды в диапазоне 187-190 млрд руб. (24, 20 и 27% от чистой прибыли по МСФО за предыдущий год соответственно). При этом два года подряд, в 2017-2018 гг., государство, которое контролирует 50,2% "Газпрома", поднимало в последнем квартале налог на добычу полезных ископаемых для компании. Это позволяло компенсировать недополученные бюджетом доходы от низких дивидендов.

Первый шаг навстречу акционерам "Газпром" сделал в апреле. Правление компании неожиданно пересмотрело свою рекомендацию по дивидендам за прошлый год, предложив увеличить их в 1,5 раза. Совет директоров это предложение принял, теперь его предстоит утвердить собранию акционеров 28 июня. Предполагается, что за прошлый год "Газпром" выплатит около 393,2 млрд руб. дивидендов. В ответ Минфин сообщил, что решил отказаться от практики единовременных изъятий недополученных от "Газпрома" средств через повышение НДПИ.

В разрабатываемой дивидендной политике выплаты не будут привязаны к абсолютным значениям прошлого года, сообщается в материалах компании. Более того, сохранять в ней привязку к инвестпрограмме также не предполагается, пояснил "Ведомостям" собеседник в "Газпрома". С 2013 г. инвестпрограмма монополии лишь раз оказалась менее 1 трлн руб. (853 млрд руб. в 2015 г.), и то это произошло на фоне вынужденного закрытия проекта "Южный поток", от участия в котором отказалась Болгария. В 2018 г. она, наоборот, побила все рекорды и после корректировок была утверждена в размере почти 1,5 трлн руб. (план на 2019 г. — чуть менее 1,3 трлн руб.).

Предсказуемая дивидендная политика и более жесткий контроль за программой капитальных вложений — это то, что инвесторы долгое время хотели от "Газпрома", говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: "Изменения, о которых говорит менеджмент, могли бы улучшить восприятие компании, но одних намерений мало — репутация зарабатывается годами и должна подтверждаться цифрами. Кроме того, "Газпром", вероятно, останется проводником энергетических интересов Москвы, и полной независимости в принятии стратегических решений у него не будет".

На мнение инвесторов может повлиять и то, насколько эффективно Москве удастся выйти из, казалось бы, тупиковой ситуации с продлением договора на транзит газа через Украину, продолжает он. "Заблаговременное подписание долгосрочного договора с более-менее устраивающими обе стороны условиями без "выкручивания рук" было бы приятным сюрпризом, но тут все в большей степени зависит от общего вектора отношений с Киевом, чем от "Газпрома", — заключает он.

Артур Топорков

 

 

У "Нафтогаза" с "Газпромом" обнаружилось общее слабое звено — украинская труба.

"Независимая газета"

Оператор украинской газотранспортной системы (ГТС) "Укртрансгаз" не имеет финансовых возможностей для закупок газа в тех объемах, которые необходимы для поддержания инфраструктуры в рабочем состоянии. После 24 июня возникает риск приостановки работы ГТС. Более того, "Укртрансгаз" попросил европейских кредиторов пересмотреть условия кредитных соглашений по проекту модернизации газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, потому что в текущем виде он не может их выполнить. Эксперты полагают, что проблемы с ГТС делают уязвимой переговорную позицию "Нафтогаза". Однако эти же проблемы рикошетом бьют и по России. Ведь выясняется, что Украина уже сейчас не может поддерживать транзит.

"Укртрансгаз" заявил о критическом дефиците газа в хранилищах. Сейчас запасы топлива в хранилищах составляют 152 млн куб. м, однако месячная потребность — около 240 млн куб. м, говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте компании. На весь летний период требуется примерно 720 млн куб. м газа — для обеспечения работы ГТС.

Сообщается, что "Укратрансгаз" не смог провести 12 тендеров на закупку газа общим объемом 880 млн куб. м, "поскольку ни один поставщик не предоставил тендерных предложений". "Вероятная причина — дефицит средств "Укртрансгаза" и, как следствие, несвоевременные расчеты с контрагентами по действующим договорам закупок для собственных производственно-технологических нужд, долг по которым уже составляет 4,1 млрд гривен", — уточняют в компании.

Оператор украинской ГТС предупредил местные госорганы об опасности возникновения чрезвычайной техногенной ситуации государственного масштаба в случае приостановки функционирования системы.

Компания инициировала переговоры с кредиторами, включая "Нафтогаз", по реструктуризации задолженности. Более того, критическое финансовое положение вынудило "Укртрансгаз" обратиться к Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ) с предложением пересмотреть условия действующих кредитных соглашений по проекту модернизации газопровода Уренгой-Помары-Ужгород.

"Укртрансгаз" оказался не в состоянии выполнить критерии финансовой стабильности этих соглашений. Как поясняется в материалах компании, "Укртрансгаз" не видит возможности использования средств по кредитному соглашению с ЕБРР и ЕИБ в 2019 году". "Компания просит ЕБРР уменьшить сумму кредита, поскольку для достижения его основных целей будет достаточно привлечь 125 млн евро инвестиций (вместо 300 млн евро запланированного объема кредитных средств)", — отмечается в сообщении.

Об угрозе приостановки работы ГТС "Укртрансгаз" предупреждает не в первый раз. В частности, 10 дней назад компания тоже сообщала, что не может вовремя рассчитаться по контрактам на закупку газа для собственных нужд и указывала, что имеющихся объемов газа хватит для обеспечения работы только до 24 июня.

Опрошенные "НГ" эксперты поясняют, что дефицит газа связан с финансовыми проблемами "Укртрансгаза". Однако они уточняют, что последствия этого кризиса могут ощутить на себе и "Нафтогаз", и "Газпром", ведь под угрозой оказался весь транзит газа.

Как замечает директор Фонда развития права и медиации топливно-энергетического комплекса Александр Пахомов, перспектив разрешения ситуации не так много: компания должна изыскать средства и начать погашать долги. "Самый простой выход здесь, конечно, договариваться с Москвой о закупках газа, что неоднократно предлагали Украине: газ будет дешевле, не возникнет угрозы роста цен для населения", — считает эксперт. Но такой вариант могут не выбрать по политическим причинам. И тогда вторая половина лета в Украине "может пройти в условиях жесткого энергетического кризиса", предупреждает Пахомов.

С одной стороны, как говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев, "сейчас наблюдается дефицит оперативных запасов, а долгосрочные запасы, которые делаются в расчете на зиму, по состоянию на 10 июня были на 20% больше, чем в прошлом году". "Сейчас они в ход идут", — поясняет эксперт.

По состоянию на 20 июня объем газа в подземных хранилищах Украины составил почти 13 млрд куб. м, свидетельствуют данные "Укртрансгаза". Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев ранее заявлял, что на случай прекращения транзита из РФ нужно накопить к зиме в хранилищах около 20 млрд куб. м газа.

С другой стороны, как следует из объяснений эксперта, те варианты разрешения кризиса, которые есть у "Укртрансгаза", могут породить еще больше проблем. "Укртрансгаз" может получить кредит от государства, договориться с европейскими кредиторами о снижении нагрузки, повысить по рекомендации Международного валютного фонда тарифы, перечисляет Исаев.

На этом фоне возникают риски социальных недовольств из-за выросших тарифов, разрастания госдолга и т.п. И нет ясности с модернизацией инфраструктуры: хватит ли в новых условиях кредитных средств для ее полноценного ремонта. Кроме того, по словам Исаева, "сейчас деньги не могут получить европейские кредиторы, и это стало преградой для закупок реэкспортного газа".

Стоит ли ждать России каких-либо бонусов или, наоборот, дополнительных проблем на фоне украинского газового кризиса? "В переговорах о транзитном соглашении для Украины это будет очень слабое звено", — полагает Пахомов. "Сейчас, наверное, следует ожидать каких-то решительных шагов, направленных на окончательное разрешение спора, так как "Нафтогаз" поставлен в крайне неудобное и рискованное положение", — считает доцент Российского экономического университета Александр Тимофеев.

Исаев, однако, предупреждает: "Для России эта ситуация неприятна тем, что "Укртрансгаз" не может использовать европейские кредиты на модернизацию своего участка газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. А Россия не может сейчас полагаться исключительно на "Северный поток — 2". Нам нужен отработанный и надежный резервный канал поставок газа в Европу".

Анастасия Башкатова

<< Июнь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ