Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.07.2017

Европейский трибунал отменил обеспечительные меры по иску польской PGNiG. Теперь "Газпром" может использовать дополнительные 40% мощности газопровода OPAL.

"Ведомости"

Председатель Верховного суда ЕС отменил запрет на проведение новых аукционов "Газпрома" на мощности газопровода OPAL, говорится в сообщении суда. Обеспечительные меры были приняты по требованию PGNiG 23 декабря 2016 г. Тогда Польша обжаловала решение Еврокомиссии (ЕК) сократить зарезервированные мощности газопровода с 50 до 10%, что увеличивало возможности "Газпрома" по прокачке газа через "Северный поток". В заявлении PGNiG говорилось, что это "неизбежно" приведет к сокращению транзита газа по маршруту Ямал — Европа и угрожает энергобезопасности Польши.

Основанием для решения стали два контракта "Газпрома" — о транзите через польский участок газопровода Ямал — Европа на рынки Западной Европы, включая Польшу (до 2020 г.), и договор о поставках, заключенный с PGNiG (до 2022 г.). Убедительных доказательств того, что увеличение поставок через "Северный поток" может нанести "непоправимый вред" до того, как истечет срок действия этих договоренностей, истцы предоставить не смогли.

Доступ "Газпрома" к OPAL — предмет споров с момента принятия в 2009 г. Третьего энергопакета, не позволяющего поставщикам газа занимать доминирующее положение на рынке. Являясь совладельцем газопровода, компания могла использовать лишь половину его пропускной способности. 28 октября 2016 г. ЕК согласилась на изъятие OPAL из Третьего энергопакета до 2033 г. и увеличение квоты "Газпрома" на его использование до 90% путем выкупа на открытых аукционах на платформе PRISMA. В резерве ЕК были оставлены 10% пропускной способности трубопровода с возможностью увеличить его до 20% при наличии спроса третьих сторон.

В январе экспорт российского газа в Европу превысил 19 млрд куб. м (+26% к январю 2016 г.). Аукцион на февраль был отменен из-за обеспечительных мер. По итогам полугодия "Газпром" экспортировал 95,6 млрд куб. м, что на 12,6% больше, чем за январь — июнь 2016 г. Транзит через Украину увеличился на 21,8% до 45,7 млрд куб. м (данные "Нафтогаза"). Доступ еще к 40% мощности OPAL может позволить "Газпрому" прокачивать через него дополнительно до 14,6 млрд куб. м в год.

"Газпром" ставит новые рекорды по экспорту в Европу, но транзитные мощности на украинском направлении остаются недозагруженными, отмечает аналитик энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Александр Собко. "Объем транзитных мощностей не лимитирует объемы экспорта российской монополии. Новые объемы экспорта по газопроводу OPAL скорее приведут к перераспределению транзитных потоков, чем к новым экспортным рекордам", — предполагает он. Дополнительный спрос на российский газ может обеспечить незаполненные европейские ПХГ, считает аналитик.

Транзит через Украину обходится "Газпрому" дороже, чем поставки по OPAL, считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. "Распределение транзитных потоков будет зависеть от заявок европейских потребителей. Пока лето, доступ к OPAL вряд ли окажет существенное влияние на экспорт", — говорит он. Увеличения эксперт ожидает осенью-зимой, украинская ГТС тоже, вероятно, будет загружена. "Газпром" не ответил на запрос "Ведомостей".

Артур Топорков

 

 

В конгрессе США нашли компромисс по новым мерам против РФ.

"Газета РБК"

Сенат и палата представителей США после нескольких недель разногласий согласовали законопроект об ужесточении санкций против России. Но компромиссный вариант оказался более мягким, чем исходная версия законопроекта.

Новый текст законопроекта об ужесточении американских санкций против России включает по меньшей мере пять содержательных изменений, которые делают его не таким жестким, как предполагала исходная версия. Первоначальный законопроект был одобрен сенатом США в середине июня (РБК анализировал его тут), внесенная в палату представителей 12 июля версия была идентичной. За это время правки в законопроект лоббировали Белый дом и американские нефтегазовые компании. И эта кампания дала результаты.

"Совкомфлот" может спать спокойно

Исходная версия законопроекта предлагала модифицировать санкционный режим, связанный с действиями России на Украине, так, чтобы предоставить министру финансов США возможность налагать санкции на российские государственные компании, работающие в "железнодорожном, судоходном или металлургическом и горнодобывающем секторах". В новой версии "судоходство" (shipping) исчезло. Это, в частности, значит, что больше нет угрозы для государственного оператора танкерного флота "Совкомфлот". Компания специализируется на морских перевозках нефти и нефтепродуктов, обслуживает нефтегазовые проекты на шельфе.

Власти давно хотят приватизировать часть "Совкомфлота", но постоянно откладывают сделку: в середине июня агентство Reuters сообщило, что правительство в очередной раз отложило сделку "из-за неблагоприятных рыночных условий".

Сроки кредитов для "Газпром нефти" и "Роснефти"

В первоначальном варианте законопроекта было предложено ужесточить секторальные санкции в отношении российских нефтегазовых компаний: сейчас американские компании могут кредитовать "Роснефть", "Газпром нефть", НОВАТЭК и "Транснефть" на срок до 90 дней, а конгрессмены собирались урезать этот срок до 30 дней. В итоге выбран компромиссный вариант — 60 дней.

Речь идет не только о кредитах в узком смысле, но и об условиях оплаты товаров или услуг, закупаемых российскими компаниями у американских поставщиков: например, если российская нефтяная компания под секторальными санкциями покупает товар у американской, то оплата должна быть произведена в течение 90 дней (60 дней согласно законопроекту) — иначе американская компания нарушит санкционный режим.

Только "новые" нефтяные проекты

Конгрессмены предлагают модифицировать ограничения на передачу американских технологий для разведки и добычи российской нефти на глубоководье, на арктическом шельфе и в сланцевых формациях. Сейчас американским компаниям запрещено поставлять товары, услуги или технологии для таких проектов, если их ведут "Газпром нефть", "Газпром", "Сургутнефтегаз", "Роснефть" или ЛУКОЙЛ. Теперь же под этот запрет попадут и проекты, в которых одна из пяти указанных российских компаний владеет "существенной неконтролирующей долей" — от 33%.

Хотя это потенциально расширяет список российских нефтяных проектов, в которых нельзя будет участвовать американцам, прежняя версия законопроекта предполагала гораздо более широкий запрет — на участие в глубоководных, арктических и сланцевых проектах, где есть любая российская энергетическая компания.

Еще более важная поправка — запрет на поставки американских товаров и технологий будет касаться только "новых" нефтяных проектов на глубоководье, арктическом шельфе и в сланцевых формациях. Иными словами, действующие на момент вступления закона в силу проекты не будут подпадать под ограничения.

Право Трампа отложить санкции

Хотя конгресс оставил в законопроекте все те положения, которые больше всего раздражали Белый дом (возможности президента США по приостановке или отмене санкций резко ограничиваются), одна уступка все же есть. Она относится к той части санкций, которые законодатели требуют наложить на физические и юридические лица (включая иностранные), совершающие "существенные транзакции" с Главным управлением Генштаба Вооруженных сил РФ (бывшее ГРУ), Федеральной службой безопасности и другими государственными органами, отвечающими за разведку или оборону. Хотя таких лиц, сотрудничающих с российскими спецслужбами и подлежащих санкциям, должен определить сам президент, он же получит право отложить введение санкций, если хотя бы раз в полгода будет удостоверять конгрессменов в том, что лицо "существенно сокращает количество значимых транзакций" с российскими органами.

Палата представителей должна рассмотреть законопроект во вторник, 25 июля. Президент Дональд Трамп вряд ли решится наложить на него вето, учитывая "текущую политическую атмосферу", даже несмотря на то, что законопроект существенно ограничивает его полномочия по проведению внешней политики, сказали New York Times два высокопоставленных чиновника в администрации США. Кроме того, законопроект включает и санкции против Ирана и Северной Кореи, а от них Белому дому будет сложно отказаться, добавляет издание.

Иван Ткачёв

<< Июль, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ