media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.07.2020

Они предупреждают Мишустина и вице-премьеров о риске падения инвестиций, производства и налогов.

"Ведомости"

Правительство с февраля обсуждает перераспределение тарифной нагрузки на потребителей электроэнергии — повышение тарифов Федеральной сетевой компании (ФСК; входит в "Россети)" на передачу энергии по магистральным сетям с одновременным снижением тарифов на передачу по распределительным сетям. Результатом стало бы повышение платежей для крупных промышленных потребителей и снижение для малого и среднего бизнеса. Соответствующий законопроект разработало Минэнерго, а в июле Минэкономразвития представило в правительство доклад о его пользе для малого и среднего бизнеса.

Такой поворот напугал металлургическую отрасль, которая является одной из самых энергоемких. За последнюю неделю металлурги и их лоббисты направили минимум пять писем высшим правительственным чиновникам, предупреждая, что принятие законопроекта грозит спадом производства, инвестиций и налогов. Ассоциация "Русская сталь", UС Rusal холдинга En+ (ранее контролировался Олегом Дерипаской) и "Металлоинвест" Алишера Усманова выбрали адресатом вице-премьера Юрия Борисова, который курирует металлургию и энергетику. Ассоциация "Сообщество потребителей энергии" написало первому вице-премьеру Андрею Белоусову, а президент РСПП Александр Шохин — премьер-министру Михаилу Мишустину. О всех письмах рассказали сотрудники холдингов, ассоциаций и федеральные чиновники, "Ведомости" ознакомились с письмами вице-премьерам.

Адресанты категоричны: они просят вице-премьеров поручить прекратить работу над законопроектом, вернуть его Минэнерго и вообще не рассматривать регуляторные инициативы, которые предусматривают рост энерготарифов. Председатель набсовета "Русской стали" Анатолий Седых указывает в письме, что металлургия одной из первых почувствовала влияние коронавируса, в частности, стоимость горячекатаного проката упала на зарубежных и российском рынках примерно на $100 за тонну (или почти на 20%. — "Ведомости"), а Минэкономразвития не учло этого негативного фактора. Тарифная нагрузка на потребителей электроэнергии вырастет на 45 млрд руб. (в год. — "Ведомости"), эти средства будут изъяты из инвестпрограмм, в результате казна недополучит 7,65 млрд руб. налогов, предупреждает Седых. А главное, акцентирует он, малый и средний бизнес от снижения тарифов ничего не выиграет, так как в его себестоимости доля электроэнергии не превышает 1%.

Сетевые тарифы для крупных энергоемких производств вырастут в 2,3 раза, а стоимость энергии (с учетом ее покупки и транспортировки) — в среднем на 26,6%, предупреждает Белоусова директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев. Инициатива Минэнерго приведет к тяжелой ситуации на многих оборонных, системообразующих и градообразующих предприятиях, снизит их возможности по инвестированию и восстановлению от кризиса, говорится в его письме. Малый и средний бизнес ничего от законопроекта не выиграет, утверждает и Киселев.

Об отказе от повышения также просят вице-премьера Борисова гендиректор UC Rusal Евгений Никитин и гендиректор "Металлоинвеста" Назим Эфендиев. Продажи алюминия на экспорт упадут в 2020 г. на 30-36%, внутри России — на 30% и эта тенденция будет долгосрочной, так как потребители алюминия находятся в долгосрочном кризисе из-за коронавируса, сообщает Никитин. Доля электроэнергии в себестоимости алюминия составляет не менее 30% и в этих условиях любая дополнительная нагрузка на производителя будет непосильным бременем, пишет он. Для "Металлоинвеста" затраты на электроэнергию выросли бы на 12-14%, а ее доля в себестоимости различных видов продукции достигла бы 18-24%, пишет Эфендиев. Последствия для финансовой стабильности и инвестпрограммы холдинга были бы негативные, предупреждает он.

Шохин в своем письме жалуется Мишустину, что бизнес исключили из обсуждения законопроекта, и просит правительство продолжить диалог с участием представителей РСПП.

"Влияние тарифных изменений на себестоимость продукции металлургических предприятий сильно преувеличено. Рост себестоимости продукции окажется меньше, чем прогнозное увеличение оптовых тарифов на электроэнергию", — парирует представитель "Россетей". Изменение конечной цены для прямых потребителей энергосистемы (т. е. для крупной промышленности. — "Ведомости") не превысит ежегодно 10%, добавляет собеседник.

Сейчас тариф на передачу электроэнергии для предприятий, запитанных от магистральных сетей (т. е. крупной промышленности. — "Ведомости"), в 4-6 раз (в зависимости от региона) ниже, чем для малых и средних предприятий (покупающих электроэнергию в небольших количествах через распределительные сети. — "Ведомости"), продолжает представитель "Россетей". Цель законопроекта — обеспечить справедливое распределение перекрестного субсидирования, добавил он.

Возможность перераспределения энерготарифов сейчас прорабатывается в профильных федеральных органах исполнительной власти и на экспертном уровне, ответила пресс-служба правительства на запрос "Ведомостей". Профильным министерствам было дано поручение просчитать экономику этой инициативы и ее последствия для различных отраслей и бюджета, вопрос находится в проработке, говорит представитель Борисова.

Представитель Минэкономразвития сказал "Ведомостям", что тариф вырастет всего на 30 коп. за пять лет — до 66 коп. за 1 кВт ч — и останется "существенно меньше, чем тариф распредсетей". Замминистра энергетики Юрий Маневич передал через пресс-службу, что прямые потребители ФСК (магистральных сетей) сегодня не оплачивают перекрестное субсидирование населения, величина которого в 2019 г. составила порядка 238 млрд руб. По его словам, за последние семь лет (к 2013 г.) объем отпуска электроэнергии в распределительные сети от магистральных снизился на 15,5%. В то же время подача прямым потребителям от магистральных сетей выросла на 203%. "Дальнейшее затягивание решения в отношении перекрестного субсидирования станет сдерживающим фактором для развития экономики страны, — сказал он. — В связи с этим Минэнерго поддерживает работу Минэкономразвития [в этом направлении]". По оценкам Минэнерго, реформа позволит снизить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче энергии в распределительных сетях на 3,5-5%. В отдельных областях снижение будет более сильным: например, в Белгородской области — на 17,5%, в Кемеровской области — на 12,1%, в Волгоградской области — на 15,1%.

Представители металлургических холдингов от комментариев отказались или не ответили на запросы. Представители Белоусова и ФСК на запросы не ответили.

Александр Воробьев, Александр Волобуев

 

 

Владимир Путин запустил новый комплекс переработки нефти в Москве.

"Российская газета"

Президент в режиме видеоконференции дал команду на запуск комплекса переработки нефти "Евро+" на Московском нефтеперерабатывающем заводе в Капотне. Правительство и регионы должны создать условия, чтобы такие индустриальные проекты активнее продвигались по стране, заявил он.

Завод обеспечивает топливом 40 процентов столичного рынка. С вводом "Евро+" уровень модернизации достигнет 80 процентов. "Успешно реализован действительно очень важный, масштабный проект... большой, очень нужный для Московского региона", — оценил Владимир Путин. Он отметил, что работа не прерывалась и в условиях эпидемии, и поблагодарил за профессионализм.

"За счет использования российских технологий и оборудования создан по-настоящему современный промышленный объект с высоким уровнем автоматизации, насыщенный цифровыми технологиями и решениями", — оценил глава государства. Существенно повысится эффективность переработки нефти, увеличится выпуск бензина, дизельного топлива и авиакеросина. "Это все, безусловно, позволит более гибко реагировать на запросы рынка, а главное, стабильно, бесперебойно поставлять топливо на АЗС и в аэропорты Столичного региона", — сказал Путин.

Работа по комплексному обновлению завода будет продолжена до 2025 года, планируются крупные инвестиции в 350 млрд рублей. Причем сейчас не только обновлено производство, но и построены современные очистные сооружения, налажен регулярный мониторинг состояния воздуха. "Все это задает принципиально новые экологические стандарты", — подчеркнул президент.

"Важнейшая задача и для правительства, и для регионов — создать условия, чтобы такие индустриальные проекты активнее продвигались по всей стране, были интересны и выгодны бизнесу, инвесторам, вели к созданию квалифицированных, хорошо оплачиваемых рабочих мест", — заявил Путин. Речь должна идти о глубокой модернизации и наращивании мощностей всей промышленной базы, о проектах импортозамещения и создании эффективных производств как в традиционных, так и в новых, перспективных отраслях, уточнил он. "Московский НПЗ, использованные при его обновлении решения могут служить здесь очень хорошим примером", — отметил президент.

Большим событием для Москвы назвал мэр Сергей Собянин запуск комплекса "Евро+". "Особенность завода в том, что он находится в городской черте. Вокруг него в экологической зоне проживают около 800 тысяч человек — целый район. И, конечно, для москвичей важную роль играет экологическая составляющая этого завода", — подчеркнул градоначальник.

В 2010 году завод был в тяжелом состоянии с точки зрения экологии: открытые отстойники нефтепродуктов — "стоять рядом было невозможно", тяжелый воздух, неконтролируемые выбросы, вспомнил мэр. Город дал налоговые льготы, а компания обязалась провести глубинную реконструкцию. Несмотря на ряд экономических кризисов и цены на нефть, от программы не отступили. "Сегодня завод совершенно другой с точки зрения экологии. Выбросы в Москву-реку прекратились... Выбросы сероводорода уменьшились на 98 процентов, вообще вредные выбросы уменьшились в разы, радикально", — оценил Собянин. Это будет один из самых лучших высокотехнологичных, экологически чистых заводов в мире, уверен он.

По поручению президента правительство подготовило дополнительные предложения по стимулированию глубокой переработки нефти — законопроект в Госдуме, заявил министр энергетики Александр Новак. Это позволит создать более 15 тысяч рабочих мест и дополнительно обеспечить инвестиции в отрасль около 3 трлн рублей в ближайшие 10 лет, и полностью соответствует национальным целям, прописанным в указе.

Комплекс "Евро+" — высокотехнологичная и высокоэкологичная установка с использованием цифровых технологий, искусственного интеллекта, сказал Новак. Почти 10 лет реализуется масштабная программа модернизации завода, и объем инвестиций "Газпром нефть" превысил 200 млрд рублей. Глава компании Александр Дюков заметил, что раньше тут стояло оборудование полувековой давности, но в 2011 году началась масштабная модернизация без остановки работы и без сокращения выпуска. Комплекс создает новый стандарт для нефтеперерабатывающих предприятий, считает Дюков.

Кира Латухина

 

 

"Взгляд"

Россию вдохновил опыт Мексики, которая во время каждого нефтяного коллапса и обвала цен продолжала неплохо зарабатывать на продаже своей нефти. Все остальные сырьевые экономики в это время переживали сильнейший шок из-за резкого сокращения доходов. В российском правительстве решили тоже найти возможность сохранять доходы от нефти и газа даже в случае обвала цен. Существует ли такой чудодейственный способ?

Президент Владимир Путин поручил проработать хеджирование нефтегазовых доходов во время падения цен, подтвердил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, передает РИА "Новости". По сути, это означает страхование доходов бюджета на случай обвала нефтяных котировок, которые сопровождают кризисные ситуации в мире.

Ранее о том, что Россия вернулась к рассмотрению этого вопроса, чтобы защитить страны на случай падения цен, рассказали высокопоставленные источники "Блумберга". Но Минфин выступает против этого, сказали другие источники. По словам Пескова, ведомства действительно обсуждают различные механизмы хеджирования на предмет нестабильной ценовой конъюнктуры, однако решение еще не принято, и конкретных сроков по его принятию нет.

Один из рассматриваемых вариантов — это опыт Мексики, которая вот уже два десятилетия страхует риски падения цен за счет покупки пут-опционов у группы инвестбанков и нефтяных компаний.

Нефтяная ценовая война со стороны Саудовской Аравии, а следом неожиданный карантин, накрывший мировую экономику, обвалили котировки черного золота до исторических минимумов, а в некоторых случаях даже до отрицательных значений.

Для России это означает одно — ее нефтегазовые доходы резко упали. Российский бюджет из профицитного в один миг превратился в дефицитный. Только в первом полугодии его дефицит достиг 1 трлн рублей, посчитал Минфин, который готовится урезать расходы (как минимум в 2021 году).

Именно для того, чтобы застраховать бюджет от недополучения нефтегазовых доходов в периоды обвала сырьевых цен, в правительстве обсуждаются различные варианты. Некоторые могут возразить — ведь в России уже имеется бюджетное правило, которое позволяет в тучные годы накапливать резервы в Фонде национального благосостояния. И этот фонд и есть подушка безопасности на случай кризиса. Однако бюджетное правило — это совершенно другой механизм.

"Хеджирование цен на нефть должно сделать доходы компаний и профицит бюджета более прогнозируемыми. Это что-то вроде страховки. Она не бесплатная, поэтому к ней редко прибегают при растущих ценах. Бюджетное же правило преследует другую цель. За счет него нивелируется влияние на курс рубля", — говорит ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич. Когда цены на нефть высокие, за счет бюджетного правила рубль растет не так быстро, и наоборот, при нефтяных обвалах Минфин защищает рубль от более глубокой девальвации.

"Сейчас Минфин продает валюту в рамках бюджетного правила, притом что сам недополучает валюту из-за резкого сокращения квот на добычу из-за договоренностей ОПЕК+. В теории хеджирование и бюджетное правило призваны компенсировать друг друга в плане влияния на поступления в казну и при этом должны сглаживать влияние на рубль", — поясняет Купцикевич. Многое, конечно, будет зависеть от политики страхования.

Хеджирование продажи нефти — достаточно распространенная практика среди компаний. Например, в США частные компании вынуждены хеджировать свои продажи нефти, чтобы получить банковский кредит или выпустить облигации. В противном случае в долг им не дадут.

"Большинство компаний США, которые мы анализировали, продают опционы колл и пут, тем самым ограничивая потенциал роста цены, одновременно повышая цену реализации нефти при ее падении. В 2020 году Pemex захеджировал 10% объемов продажи нефти, тем самым заработал до 400 млн долларов при нефти в 25-30 долларов за баррель", — отмечает управляющий активами БКС Андрей Русецкий.

В свое время российская "Русснефть" также хеджировала по требованию Сбербанка свои продажи нефти, что позволило в 2015 году (на падении нефти) заработать значительные средства, добавляет он.

Однако к такому способу прибегают не только нефтяные компании, но и целые страны. Мексика вот уже почти два десятилетия каждый год тратит по 1 млрд долларов на покупку пут-опционов у ряда инвестиционных банков и нефтяников. При падении цен на нефть на рынке это позволяет стране продавать свою нефть по более высокой цене. Мексика хеджирует таким образом 100% продаваемой нефти.

Для понимания: сделка с колл-опционом (на покупку) или пут-опционом (на продажу) — это когда двое договариваются купить или продать нефть по фиксированной цене в будущем, через определенное время. Мексика использует пут-опционы, то есть опционы на продажу всей своей нефти.

Условно, в прошлом году Мексика договорилась продать свою нефть по 50 долларов за баррель, а в этом году цены на нефть обвалились до 30 долларов, но Мексика пользуется своим правом продать нефть по фиксированной в опционе в 50 долларов за баррель. Тем самым страна заработала на продаже нефти, как и планировала, несмотря на карантин, обвал цен и в целом разбушевавшийся по всему миру кризис.

Когда в 2009 году произошел резкий обвал нефти, Мексика смогла заработать на нефтяных опционах более 5 млрд долларов. В 2015-2016 годах, когда случилось очередное падение, она заработала уже более 9 млрд долларов.

В последнее время страна засекретила подобные сделки. Однако в "Блумберге" подсчитывали, что в этом году на упавших ценах на нефть Мексика могла бы заработать 6 млрд долларов. Именно поэтому страна не особо желала участвовать в сделке ОПЕК+, которая поднимает цены на нефть. Для Мексики чем ниже цены на нефть, тем лучше, благодаря таким пут-опционам.

Неудивительно, что Россия тоже задумалась о подобной страховке. Деньги на покупку пут-опционом можно взять из Фонда национальной безопасности.

Если бы Россия хеджировала свои нефтегазовые доходы на сравнимых условиях, на это пришлось бы потратить 265 млрд рублей и 305 млрд рублей соответственно, цитирует "Интерфакс" расчеты Орешкина. Это 6,2% и 10% всех сверхдоходов, перечисленных в ФНБ в эти годы соответственно. Выигрыш в первой половине 2020 года составил бы 1,4 трлн рублей, превысив инвестиции почти втрое.

"Интерфакс" приводит письменные расчеты помощника президент Максима Орешкина. Если бы Россия хеджировала нефтегазовые доходы на условиях, сравнимых с мексиканскими (со страйк-ценами 55 долларов за баррель на 2019 год и 49 долларов за баррель на 2020 год), из ФНБ пришлось бы израсходовать 256 млрд рублей и 305 млрд рублей. Это 6% и 10,3% от нефтегазовых допдоходов, перечисленных в ФНБ в 2018 и 2019 годах.

Пополнение ФНБ от результатов хеджирования в первой половине 2020 года составило бы 1,4 трлн рублей. По мнению Орешкина, такая практика позволила бы сгладить расходы ФНБ на пострадавший от кризиса из-за внешней конъюнктуры бюджет — частично или даже полностью.

Есть, конечно, риски, что цены на нефть, наоборот, вырастут, и тогда с хеджированием продажи нефти получится обратный эффект. Это вопрос правильного прогнозирования, что крайне сложно на рынке нефти.

Также надо учесть, что Россия — куда более крупный игрок на нефтяном рынке, чем Мексика. "Думаю, что такое хеджирование — стоящее дело. Но вопрос в том, найдется ли достаточный рынок для наших объемов нефти. И найдется ли достаточное предложение этих опционов за адекватные цены. При нервозных рынках цена такой страховки легко может вырасти в несколько раз и не будет такой уж низкой", — говорит Купцикевич.

Возникает еще и санкционный риск. "Европейские банки вряд ли осилят такой объем. Основными игроками на рынке хеджа являются американские банки, а санкционную риторику никто не отменял. Поэтому если и будет принято решение о хеджировании поставок, то объем будет изначально небольшим", — заключает Андрей Русецкий.

Ольга Самофалова

<< Июль, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ