Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.08.2018

В Кремле подтвердили возможность обсуждения этой темы на заседании комиссии по ТЭК при президенте РФ 27 августа.

"Известия"

Вопрос о выплате компенсаций нефтяным компаниям при завершении налогового маневра в отрасли может быть затронут на заседании Комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности. Об этом сообщил "Известиям" источник в крупной нефтяной корпорации, знакомый с ходом подготовки мероприятия. Возможность включения этой темы в повестку встречи, которая состоится уже в начале следующей недели, подтвердил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Как сообщил собеседник в отрасли, на предстоящей встрече с президентом Владимиром Путиным главы нефтяных компаний планируют поднять вопрос предоставления бюджетных субсидий в связи с налоговым маневром. В Кремле подтвердили, что речь об этом действительно может зайти на заседании.

— Не исключаем обсуждения этой темы, — сказал, отвечая на вопрос "Известий", пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Он также уточнил, что первое за три года заседание комиссии по ТЭК при главе государства пройдет 27 июля.

Реализация налогового маневра в нефтегазовой отрасли началась в 2015 году. Два закона о его завершении Госдума приняла 24 июля нынешнего года. Документы, первый из которых предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс, второй — в закон РФ "О таможенном тарифе", 28 июля были одобрены Советом Федерации. В начале августа их утвердил президент.

Принятые законы предполагают постепенное снижение ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля и одновременное равномерное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — нефти и газового конденсата. Начиная с 2019-го экспортная пошлина на нефть в течение шести лет будет снижаться с 30% на 5% в год. Одновременно с этим до 2021 года будет повышаться НДПИ на нефть.

За счет реформы правительство рассчитывает получить дополнительные доходы в размере до 1,6 трлн рублей в течение шести лет. Ранее такую оценку инициативе давал вице-премьер Дмитрий Козак.

Стоит отметить, что нефтяники уже обращались к правительству с просьбой о смягчении или корректировке налогового маневра. В ходе обсуждения реформы они предупреждали, что из-за подорожания нефти на внутреннем рынке могут измениться и оптовые цены на нефтепродукты. Тогда кабмин пошел им навстречу — в маневре были предусмотрены два механизма: вычеты по акцизам (обратный акциз) для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и дополнительный демпфирующий акциз на нефтепродукты, который учитывает выгодность экспорта. При этом условием предоставления вычетов для НПЗ станет обязательная модернизация перерабатывающих производств.

Несмотря на это, и нефтяники, и топливные компании продолжают высказывать опасения по поводу роста цен на бензин выше инфляции в 2019 году. В апреле-мае нынешнего года поставки топлива в Европу стали выгоднее — курс рубля снизился, и это привело к тому, что оптовые цены на бензин превысили розничные. Для стабилизации ситуации стоит принять дополнительные меры, писал глава Российского топливного союза Евгений Аркуша помощнику руководителя администрации президента и бывшему замглавы Министерства энергетики Кириллу Молодцову в середине августа. Из-за маневра отрасль уже лишилась порядка 800 млрд рублей — такие данные привел в своем недавнем письме к президенту глава "Роснефти" Игорь Сечин.

Обсуждение дополнительных льгот — справедливое требование, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его оценкам, даже с учетом уже предоставленных льгот нефтяники заметно теряют в доходах. При этом нефтяные компании, в частности, за свой счет финансируют поиск новых месторождений и увеличивают добычу на уже существующих.

Повышение субсидий на 100-150 млрд рублей могло бы решить проблему, считает эксперт. По его мнению, новые льготы вряд ли будут одобрены, однако компенсации могут предоставить в адресном порядке.

Егор Созаев-Гурьев, Арсений Погосян

 

 

Применить такую технологию компания планирует на одном из месторождений Ямала.

"Ведомости"

Компания обратилась к заместителю правительства России Алексею Гордееву с просьбой внести изменения в федеральный закон, регулирующий использование территориальных вод страны. Проведение геолого-разведочных работ на малой глубине в ряде случаев не позволяет использовать для строительства скважин плавучие буровые установки (ПБУ), сообщает заместитель председателя правления "Газпрома" Валерий Голубев в письме ("Ведомости" ознакомились с документом, его подлинность подтвердил собеседник в правительстве). Альтернативой ПБУ может быть намыв искусственного острова и последующее наземное бурение. Но условия лицензии предполагают затем его ликвидацию.

"Строительный материал (песок), из которого был сооружен остров, признается отходом с необходимостью его дальнейшей утилизации. Ввиду сложных гидрогеологических условий вывезти по водному пути и разместить более 650 000 куб. м песка на берегу технически сложно", — говорится в письме. "Газпром" предлагает разрешить размещение песка на дне по аналогии с утилизацией грунта при проведении дноуглубительных работ. Поручить разработку изменений предлагается Минприроды. "Газпром" от комментариев отказался, в Минприроды не ответили на запрос "Ведомостей".

О проведении разведывательного бурения с искусственных островов "Газпром" ранее никогда не сообщал. Единственный известный проект с подобной технологией — доразведка шельфовой части Крузенштернского месторождения. О планах бурить с намывного острова в интервью корпоративному изданию "Газпрома" говорил генеральный директор ООО "Газпром геологоразведка" Алексей Давыдов.

Известные в мировой практике случаи бурения с намывных островов, как правило, связаны с необходимостью сокращения сроков освоения месторождений и снижения издержек, сказал руководитель направления "Газ и Арктика" энергетического центра "Сколково" Роман Самсонов: "В большинстве примеров остров, как искусственная суша, гораздо удобнее и дешевле платформы". Этот способ применим в проектах на мелководье со сложной ледовой обстановкой как на о. Сахалин, так и на Каспии и в северных акваториях российской Арктики, добавляет он. Из отечественных платформ для работы на глубинах до 20 м известна только платформа "Федор Ушаков", напоминает он.

Крузенштернское месторождение — одно из крупнейших в районе полуострова Ямал, относится к группе Бованенковских месторождений. Лицензия получена в 2008 г., запасы газа — 965 млрд куб. м. В 2017 г. при бурении наклонной скважины с берега "Газпром" получил притоки газа и конденсата, сообщал возглавлявший на тот момент Минприроды Сергей Донской в интервью "Интерфаксу": "На Крузенштернском испытывают разведочную скважину. Также идет подготовка к строительству поисковой скважины на морской части месторождения". Промышленная добыча на Крузенштернском месторождении согласно последним документам "Газпрома" должна начаться в 2027-2028 гг., к 2031-2033 гг. планируется вывести на полку добычи — 33 млрд куб. м газа в год.

Если закон о ликвидации искусственных островов будет скорректирован, это потенциально коснется и других нефтегазовых компаний, работающих на шельфе. У "Роснефти" нет проектов, предполагающих намыв островов, сообщил представитель "Роснефти". "Новатэк", "Газпром нефть" и "Лукойл" не ответили на запросы "Ведомостей".

Артур Топорков

 

 

Глава ФСК просит сохранить управленческую независимость компании.

"Газета РБК"

Предправления Федеральной сетевой компании, сын экс-главы ФСО Андрей Муров попросил премьера Дмитрия Медведева защитить компанию от претензий "Россетей". ФСК — "дочка" "Россетей", но пока она управляется правительством напрямую.

Защита Медведева

Предправления Федеральной сетевой компании (ФСК, управляет магистральными электросетями) Андрей Муров попросил премьер-министра Дмитрия Медведева сохранить управленческую независимость компании. Об этом РБК рассказали два источника, близких к правительству.

Медведев провел рабочую встречу с Муровым 8 августа в Горках. В открытой части этой встречи они говорили о цифровизации сетей, говорится на сайте правительства. Но Муров обсуждал и управление компанией. В частности, он попросил премьера не исключать ФСК из списка предприятий, которые напрямую управляются правительством через директивы, сообщили собеседники РБК. Этот список утвержден распоряжением правительства № 91. Представитель премьера Наталья Тимакова отказалась комментировать закрытую часть встречи, так же поступил и представитель ФСК.

С предложением исключить ФСК из этого списка к Медведеву обратился глава "Россетей" (владеет более 80% ФСК) Павел Ливинский, рассказали РБК два федеральных чиновника. Письмо с такой просьбой Ливинский отправил 12 июля. Медведев поручил разобраться с этим письмом вице-премьеру Дмитрию Козаку с нейтральной резолюцией. "Вместе с заинтересованными ведомствами и с участием компаний сетевого комплекса подготовьте предложения по оптимизации управления холдингом ПАО "Россети", — пересказал один из собеседников, видевший письмо. "Мы намерены разобраться в корпоративной структуре холдинга", — сказал РБК представитель Козака Илья Джус.

Давний конфликт

"Россети" давно пытаются лишить независимости ФСК — свою самую прибыльную и эффективную "дочку". Так, в 2014 году замминистра энергетики Вячеслав Кравченко называл эту компанию "самым большим и ценным бриллиантом в короне "Российских сетей". По итогам 2017 года прибыль ФСК по стандартам МСФО составила 73 млрд руб. при выручке 242 млрд руб., прибыль "Россетей" — 137 млрд руб., а выручка — 948 млрд руб. За счет дивидендов от ФСК "Россети" субсидируют другие менее прибыльные "дочки" — межрегиональные распределительные сетевые компании. Инвестпрограмма ФСК в 2018 году составит чуть больше 100 млрд руб., а это около 40% от всей инвестпрограммы "Россетей" (ожидается на уровне 260 млрд руб.).

В апреле 2016 года в обострившийся конфликт между "Россетями" и ФСК пришлось вмешаться президенту Владимиру Путину. Тогда министр энергетики Александр Новак, вице-премьер Аркадий Дворкович и помощник президента Андрей Белоусов предлагали передать управление ФСК в "Россети". Это нужно было сделать, чтобы создать в сетях единый центр ответственности, перевести компании на единую техническую политику, согласовать их инвестпрограммы, рассказывает человек, знакомый со стенограммой совещания у Путина. Против, по его словам, высказались глава ФАС Игорь Артемьев и министр экономического развития Алексей Улюкаев. У ФСК сейчас "хороший спортивный результат", а у "Россетей" плохой, говорил Артемьев, опасаясь, что при утрате автономии управление и результаты ФСК также ухудшатся. А Улюкаев отметил, что "Россети" предлагают передать им в основном финансово-хозяйственные вопросы, а с финансами у "дочки" пока намного лучше, чем у самого холдинга. Тогда ФСК удалось отбиться от большинства претензий материнской компании — Путин не поддержал консолидацию холдинга. "Россети" только получили право самостоятельно избирать совет директоров (до этого назначался по директиве правительства).

Павел Ливинский, который возглавил "Россети" осенью 2017 года, в своем письме Медведеву ссылается на решения, которые якобы были приняты как раз на этом совещании у Путина в апреле 2016 года, а именно исключить ФСК из списка компаний, которые управляются правительством через директивы, изменить уставы "Россетей" и ФСК и акционерное соглашение между "Россетями" и Росимуществом, пересказал РБК человек, видевший это письмо. Но новых серьезных аргументов глава "Россетей" не привел, а перечислил уже ранее названные, например проблему "задвоения" директив правительства, сказал собеседник РБК. При этом в интервью "Коммерсанту" 13 июля Ливинский говорил, что изменений в системе управления ФСК "пока не планируется".

Возможно, предложение исключить ФСК из списка предприятий, которыми правительство управляет напрямую, президент поддержал устно, но такого поручения не было после совещания в апреле 2016 года, сказал РБК источник, близкий к правительству.

Представитель ФСК сказал РБК, что вопрос управления полностью урегулирован уставами обеих компаний, а важнейшие вопросы бизнес-планирования, финансово-хозяйственной деятельности и инвестпрограммы полностью подконтрольны "Россетям". При этом правительство сохранило за собой контроль по отдельным вопросам, это закреплено указом президента № 1567 "и не вызывает никаких проблем ни у одного из участников процесса", добавил он.

Сейчас ФСК влияет на 70% результатов "Россетей", и основное влияние на убыток и прибыль холдинга оказывает изменение стоимости акций этой "дочки", сказал РБК источник в электросетевом комплексе. При это ФСК "Россетям" не подчиняется, указывает он.

Представитель "Россетей" отказался от комментариев. РБК направил запросы пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову и в пресс-службу ФАС.

Алина Фадеева

<< Август, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ