Внимание!!!
Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43
24.08.2018
В Кремле подтвердили возможность обсуждения этой темы на заседании комиссии по ТЭК при президенте РФ 27 августа.
"Известия"
Вопрос о выплате компенсаций нефтяным компаниям при завершении налогового маневра в отрасли может быть затронут на заседании Комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности. Об этом сообщил "Известиям" источник в крупной нефтяной корпорации, знакомый с ходом подготовки мероприятия. Возможность включения этой темы в повестку встречи, которая состоится уже в начале следующей недели, подтвердил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Как сообщил собеседник в отрасли, на предстоящей встрече с президентом Владимиром Путиным главы нефтяных компаний планируют поднять вопрос предоставления бюджетных субсидий в связи с налоговым маневром. В Кремле подтвердили, что речь об этом действительно может зайти на заседании.
— Не исключаем обсуждения этой темы, — сказал, отвечая на вопрос "Известий", пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Он также уточнил, что первое за три года заседание комиссии по ТЭК при главе государства пройдет 27 июля.
Реализация налогового маневра в нефтегазовой отрасли началась в 2015 году. Два закона о его завершении Госдума приняла 24 июля нынешнего года. Документы, первый из которых предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс, второй — в закон РФ "О таможенном тарифе", 28 июля были одобрены Советом Федерации. В начале августа их утвердил президент.
Принятые законы предполагают постепенное снижение ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля и одновременное равномерное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — нефти и газового конденсата. Начиная с 2019-го экспортная пошлина на нефть в течение шести лет будет снижаться с 30% на 5% в год. Одновременно с этим до 2021 года будет повышаться НДПИ на нефть.
За счет реформы правительство рассчитывает получить дополнительные доходы в размере до 1,6 трлн рублей в течение шести лет. Ранее такую оценку инициативе давал вице-премьер Дмитрий Козак.
Стоит отметить, что нефтяники уже обращались к правительству с просьбой о смягчении или корректировке налогового маневра. В ходе обсуждения реформы они предупреждали, что из-за подорожания нефти на внутреннем рынке могут измениться и оптовые цены на нефтепродукты. Тогда кабмин пошел им навстречу — в маневре были предусмотрены два механизма: вычеты по акцизам (обратный акциз) для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и дополнительный демпфирующий акциз на нефтепродукты, который учитывает выгодность экспорта. При этом условием предоставления вычетов для НПЗ станет обязательная модернизация перерабатывающих производств.
Несмотря на это, и нефтяники, и топливные компании продолжают высказывать опасения по поводу роста цен на бензин выше инфляции в 2019 году. В апреле-мае нынешнего года поставки топлива в Европу стали выгоднее — курс рубля снизился, и это привело к тому, что оптовые цены на бензин превысили розничные. Для стабилизации ситуации стоит принять дополнительные меры, писал глава Российского топливного союза Евгений Аркуша помощнику руководителя администрации президента и бывшему замглавы Министерства энергетики Кириллу Молодцову в середине августа. Из-за маневра отрасль уже лишилась порядка 800 млрд рублей — такие данные привел в своем недавнем письме к президенту глава "Роснефти" Игорь Сечин.
Обсуждение дополнительных льгот — справедливое требование, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его оценкам, даже с учетом уже предоставленных льгот нефтяники заметно теряют в доходах. При этом нефтяные компании, в частности, за свой счет финансируют поиск новых месторождений и увеличивают добычу на уже существующих.
Повышение субсидий на 100-150 млрд рублей могло бы решить проблему, считает эксперт. По его мнению, новые льготы вряд ли будут одобрены, однако компенсации могут предоставить в адресном порядке.
Егор Созаев-Гурьев, Арсений Погосян
Применить такую технологию компания планирует на одном из месторождений Ямала.
"Ведомости"
Компания обратилась к заместителю правительства России Алексею Гордееву с просьбой внести изменения в федеральный закон, регулирующий использование территориальных вод страны. Проведение геолого-разведочных работ на малой глубине в ряде случаев не позволяет использовать для строительства скважин плавучие буровые установки (ПБУ), сообщает заместитель председателя правления "Газпрома" Валерий Голубев в письме ("Ведомости" ознакомились с документом, его подлинность подтвердил собеседник в правительстве). Альтернативой ПБУ может быть намыв искусственного острова и последующее наземное бурение. Но условия лицензии предполагают затем его ликвидацию.
"Строительный материал (песок), из которого был сооружен остров, признается отходом с необходимостью его дальнейшей утилизации. Ввиду сложных гидрогеологических условий вывезти по водному пути и разместить более 650 000 куб. м песка на берегу технически сложно", — говорится в письме. "Газпром" предлагает разрешить размещение песка на дне по аналогии с утилизацией грунта при проведении дноуглубительных работ. Поручить разработку изменений предлагается Минприроды. "Газпром" от комментариев отказался, в Минприроды не ответили на запрос "Ведомостей".
О проведении разведывательного бурения с искусственных островов "Газпром" ранее никогда не сообщал. Единственный известный проект с подобной технологией — доразведка шельфовой части Крузенштернского месторождения. О планах бурить с намывного острова в интервью корпоративному изданию "Газпрома" говорил генеральный директор ООО "Газпром геологоразведка" Алексей Давыдов.
Известные в мировой практике случаи бурения с намывных островов, как правило, связаны с необходимостью сокращения сроков освоения месторождений и снижения издержек, сказал руководитель направления "Газ и Арктика" энергетического центра "Сколково" Роман Самсонов: "В большинстве примеров остров, как искусственная суша, гораздо удобнее и дешевле платформы". Этот способ применим в проектах на мелководье со сложной ледовой обстановкой как на о. Сахалин, так и на Каспии и в северных акваториях российской Арктики, добавляет он. Из отечественных платформ для работы на глубинах до 20 м известна только платформа "Федор Ушаков", напоминает он.
Крузенштернское месторождение — одно из крупнейших в районе полуострова Ямал, относится к группе Бованенковских месторождений. Лицензия получена в 2008 г., запасы газа — 965 млрд куб. м. В 2017 г. при бурении наклонной скважины с берега "Газпром" получил притоки газа и конденсата, сообщал возглавлявший на тот момент Минприроды Сергей Донской в интервью "Интерфаксу": "На Крузенштернском испытывают разведочную скважину. Также идет подготовка к строительству поисковой скважины на морской части месторождения". Промышленная добыча на Крузенштернском месторождении согласно последним документам "Газпрома" должна начаться в 2027-2028 гг., к 2031-2033 гг. планируется вывести на полку добычи — 33 млрд куб. м газа в год.
Если закон о ликвидации искусственных островов будет скорректирован, это потенциально коснется и других нефтегазовых компаний, работающих на шельфе. У "Роснефти" нет проектов, предполагающих намыв островов, сообщил представитель "Роснефти". "Новатэк", "Газпром нефть" и "Лукойл" не ответили на запросы "Ведомостей".
Артур Топорков
Глава ФСК просит сохранить управленческую независимость компании.
"Газета РБК"
Предправления Федеральной сетевой компании, сын экс-главы ФСО Андрей Муров попросил премьера Дмитрия Медведева защитить компанию от претензий "Россетей". ФСК — "дочка" "Россетей", но пока она управляется правительством напрямую.
Защита Медведева
Предправления Федеральной сетевой компании (ФСК, управляет магистральными электросетями) Андрей Муров попросил премьер-министра Дмитрия Медведева сохранить управленческую независимость компании. Об этом РБК рассказали два источника, близких к правительству.
Медведев провел рабочую встречу с Муровым 8 августа в Горках. В открытой части этой встречи они говорили о цифровизации сетей, говорится на сайте правительства. Но Муров обсуждал и управление компанией. В частности, он попросил премьера не исключать ФСК из списка предприятий, которые напрямую управляются правительством через директивы, сообщили собеседники РБК. Этот список утвержден распоряжением правительства № 91. Представитель премьера Наталья Тимакова отказалась комментировать закрытую часть встречи, так же поступил и представитель ФСК.
С предложением исключить ФСК из этого списка к Медведеву обратился глава "Россетей" (владеет более 80% ФСК) Павел Ливинский, рассказали РБК два федеральных чиновника. Письмо с такой просьбой Ливинский отправил 12 июля. Медведев поручил разобраться с этим письмом вице-премьеру Дмитрию Козаку с нейтральной резолюцией. "Вместе с заинтересованными ведомствами и с участием компаний сетевого комплекса подготовьте предложения по оптимизации управления холдингом ПАО "Россети", — пересказал один из собеседников, видевший письмо. "Мы намерены разобраться в корпоративной структуре холдинга", — сказал РБК представитель Козака Илья Джус.
Давний конфликт
"Россети" давно пытаются лишить независимости ФСК — свою самую прибыльную и эффективную "дочку". Так, в 2014 году замминистра энергетики Вячеслав Кравченко называл эту компанию "самым большим и ценным бриллиантом в короне "Российских сетей". По итогам 2017 года прибыль ФСК по стандартам МСФО составила 73 млрд руб. при выручке 242 млрд руб., прибыль "Россетей" — 137 млрд руб., а выручка — 948 млрд руб. За счет дивидендов от ФСК "Россети" субсидируют другие менее прибыльные "дочки" — межрегиональные распределительные сетевые компании. Инвестпрограмма ФСК в 2018 году составит чуть больше 100 млрд руб., а это около 40% от всей инвестпрограммы "Россетей" (ожидается на уровне 260 млрд руб.).
В апреле 2016 года в обострившийся конфликт между "Россетями" и ФСК пришлось вмешаться президенту Владимиру Путину. Тогда министр энергетики Александр Новак, вице-премьер Аркадий Дворкович и помощник президента Андрей Белоусов предлагали передать управление ФСК в "Россети". Это нужно было сделать, чтобы создать в сетях единый центр ответственности, перевести компании на единую техническую политику, согласовать их инвестпрограммы, рассказывает человек, знакомый со стенограммой совещания у Путина. Против, по его словам, высказались глава ФАС Игорь Артемьев и министр экономического развития Алексей Улюкаев. У ФСК сейчас "хороший спортивный результат", а у "Россетей" плохой, говорил Артемьев, опасаясь, что при утрате автономии управление и результаты ФСК также ухудшатся. А Улюкаев отметил, что "Россети" предлагают передать им в основном финансово-хозяйственные вопросы, а с финансами у "дочки" пока намного лучше, чем у самого холдинга. Тогда ФСК удалось отбиться от большинства претензий материнской компании — Путин не поддержал консолидацию холдинга. "Россети" только получили право самостоятельно избирать совет директоров (до этого назначался по директиве правительства).
Павел Ливинский, который возглавил "Россети" осенью 2017 года, в своем письме Медведеву ссылается на решения, которые якобы были приняты как раз на этом совещании у Путина в апреле 2016 года, а именно исключить ФСК из списка компаний, которые управляются правительством через директивы, изменить уставы "Россетей" и ФСК и акционерное соглашение между "Россетями" и Росимуществом, пересказал РБК человек, видевший это письмо. Но новых серьезных аргументов глава "Россетей" не привел, а перечислил уже ранее названные, например проблему "задвоения" директив правительства, сказал собеседник РБК. При этом в интервью "Коммерсанту" 13 июля Ливинский говорил, что изменений в системе управления ФСК "пока не планируется".
Возможно, предложение исключить ФСК из списка предприятий, которыми правительство управляет напрямую, президент поддержал устно, но такого поручения не было после совещания в апреле 2016 года, сказал РБК источник, близкий к правительству.
Представитель ФСК сказал РБК, что вопрос управления полностью урегулирован уставами обеих компаний, а важнейшие вопросы бизнес-планирования, финансово-хозяйственной деятельности и инвестпрограммы полностью подконтрольны "Россетям". При этом правительство сохранило за собой контроль по отдельным вопросам, это закреплено указом президента № 1567 "и не вызывает никаких проблем ни у одного из участников процесса", добавил он.
Сейчас ФСК влияет на 70% результатов "Россетей", и основное влияние на убыток и прибыль холдинга оказывает изменение стоимости акций этой "дочки", сказал РБК источник в электросетевом комплексе. При это ФСК "Россетям" не подчиняется, указывает он.
Представитель "Россетей" отказался от комментариев. РБК направил запросы пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову и в пресс-службу ФАС.
Алина Фадеева