Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.09.2018

Это будет на руку США, нефтяники которых готовятся увеличить добычу сырья.

"Ведомости"

"Не исключено, что в 2019 г. страны ОПЕК+ могут вернуться к ограничению добычи [нефти]", — заявил 23 сентября министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех. Это может стать следствием переизбытка предложения сырья на рынке. ОПЕК прогнозирует, что в 2019 г. добыча составит 100,8 млн барр. в сутки, а потребление — 100,3 млн барр. в сутки. Аль-Фалех добавил, что, "возможно, [потребуются] некие вариации ограничительных мер, чтобы гибко управлять рынком и не допустить как дефицита, так и переизбытка [предложения]".

Пока же страны — участницы соглашения решили придерживаться договоренностей от июня этого года, рассказал министр энергетики России Александр Новак.

В мае этого года добыча нефти у участников сделки ОПЕК+ сократилась. Прежде всего — в Венесуэле: с начала года она упала почти на треть до 1,2 млн барр. в сутки. В июне комитет ОПЕК+ констатировал — запасы нефти в мире снижаются, поэтому было решено не допустить дефицита и увеличить добычу.

Участники соглашения ОПЕК+ этим тут же воспользовались. Россия увеличила добычу нефти более чем на 200 000 барр. в сутки, ОАЭ — на 82 000, Саудовская Аравия — на 38 000.

Но странам ОПЕК+, возможно, понадобится еще больше увеличить добычу: 4 ноября могут вступить в силу санкции США в отношении иранской нефти. Иран добывает сейчас 3,5 млн барр. в сутки, из них потребляет 2 млн, остальное экспортирует, свидетельствуют данные ОПЕК и Международного энергетического агентства. "Главная интрига — хватит ли производственных мощностей у ОПЕК+, чтобы заместить иранскую нефть", — считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Скорее всего, Саудовская Аравия будет играть роль главного балансирующего производителя, полагает он. На случай необходимости у Саудовской Аравии есть 1,5 млн барр. в сутки незагруженных мощностей, сказал аль-Фалех.

Если ОПЕК+ продолжит сокращать производство нефти, то выиграть от этого могут США, которые за прошедшие 1,5 года увеличили добычу нефти с 8,7 млн барр. в сутки в конце 2016 г. до 11 млн, следует из данных Администрации энергетической информации США.

Добыча в США будет расти, причем даже при более низких ценах на нефть, чем сейчас, уверен аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. ОПЕК прогнозирует, что производство нефти (без учета конденсата) вырастет к 2023 г. до 12,2 млн барр. в сутки. Но добыча нефти в США не сможет и дальше расти прежними темпами, уверен аналитик "Атона" Александр Корнилов: "Этому будут мешать инфраструктурные ограничения, в первую очередь пропускная способность нефтепроводов". Кроме того, наиболее привлекательные зоны в сланцевых бассейнах уже разработаны, а освоение соседних запасов менее рентабельно из-за более высоких затрат и более низких дебитов скважин. Но сама ОПЕК прогнозирует, что пик добычи сланцевой нефти в США придется на 2027-2028 гг. и общее производство в США достигнет 14,3 млн барр. в сутки. "У сланцевых производителей есть естественный предел добычи, но дорогая нефть может негативно сказаться на темпах роста спроса, поэтому, если на рынке будут признаки падения добычи, страны будут компенсировать ее", — говорит аналитик БКС Кирилл Таченников.

Виталий Петлевой

 

 

На "Северный поток — 2" могут найти средства из правительственных и президентских "заначек".

"Независимая газета"

В Кремле и правительстве не опровергли сообщения прессы о готовности РФ полностью профинансировать строительство газопровода "Северный поток — 2" (СП-2). Лишних миллиардов в российской казне нет. Но значит ли это, что "Северный поток" будет оплачен из других правительственных и президентских "заначек"? Эксперты уверяют, что деньги найдутся и у самого "Газпрома".

Россия располагает возможностью самостоятельно построить газопровод "Северный поток — 2" в случае санкций со стороны США против участников проекта, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

"У России есть такая возможность, но мы надеемся, что такое хулиганство не случится", — сказал Песков СМИ, отвечая на вопрос, действительно ли президент Владимир Путин на встрече с канцлером ФРГ Ангелой Меркель пообещал, что Россия полностью профинансирует "Северный поток — 2", если США введут санкции против проекта.

В субботу немецкая газета Suddeutsche Zeitung со ссылкой на информированные источники сообщила, что Путин в ходе встречи с Меркель в Мезеберге 18 августа заявил о готовности российской стороны полностью финансировать сооружение газопровода "Северный поток — 2" в том случае, если США введут санкции против участников консорциума.

Стоимость строительства "Северного потока — 2" из России в Германию по дну Балтийского моря оценивается в 9,5 млрд евро (около 1 трлн руб.). Оператором проекта строительства газопровода выступает компания Nord Stream 2 AG, единственным акционером которой является "Газпром".

Изначально предполагалось, что доли в проекте получат европейские Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall. Однако весной 2017 года с ними было подписано соглашение о новой модели финансирования, по которому европейские компании обязуются предоставить долгосрочное финансирование в объеме 50% от общей стоимости проекта, то есть по 950 млн евро.

Президент США Дональд Трамп на минувшей неделе перед двусторонней встречей с президентом Польши Анджеем Дудой заявил, что Вашингтон не рассматривает возможность введения санкций в отношении компаний, участвующих в строительстве "Северного потока — 2". Вместе с тем он выразил сожаление, что Германия платит миллиарды долларов России.

Впрочем, еще 13 сентября по итогам встречи с главой Минэнерго РФ Александром Новаком глава американского минэнерго Рик Перри допустил возможность введения новых санкций против российского энергетического сектора. "Да", — сказал он журналистам, отвечая на вопрос, могут ли быть введены новые санкции в отношении энергосектора России, в частности, газопровода "Северный поток — 2".

Новак тогда выразил обеспокоенность такой возможностью. "Мы обеспокоены и той позицией, и теми заявлениями о возможном введении санкций против абсолютно конкурентоспособного проекта ("Северный поток — 2")", — сказал он журналистам после встречи с Перри.

В июле сенатор-республиканец Джон Баррассо подготовил законопроект о введении санкций против российских экспортных трубопроводов, в том числе "Северного потока — 2". Принятие этого документа как раз может быть направлено на выход из проекта "СП-2" западных компаний.

Тем временем Nord Stream 2 уже получил полные комплекты разрешений на строительство и эксплуатацию газопровода в Германии, Финляндии и Швеции. Пока нет разрешения Дании, но председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявлял летом, что у компании есть план решения данного вопроса и укладка начнется "строго по графику — летом текущего года". График чуточку сдвинулся, швейцарское судно-трубоукладчик потихоньку начало работы по укладке газопровода "Северный поток — 2" в Финском заливе 5 сентября.

По поводу самостоятельного финансирования Россией этого проекта могли возникать сомнения. У "Газпрома" громадье планов, кроме второго "Северного потока" продолжается строительство "Турецкого" и первой "Силы Сибири" в Китай. Он увеличил инвестиционный план на 2018 год до 1,5 трлн руб., причем на внешние заимствования должно прийтись почти 0,5 трлн. Однако из-за решения Стокгольмского арбитража в пользу Украины компания оказалась отрезанной от финансирования в западных банках, так как деньги могли пойти на уплату присужденных "Нафтогазу Украины" 2,6 млрд долл.

"Речь о чисто гипотетическом варианте, — прокомментировал для "НГ" новость о самостоятельном финансировании Россией строительства газопровода директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Значительная часть средств в проект уже проинвестирована, европейские участники средства выделили, трубы куплены, идет укладка. Оставшиеся необходимые деньги "Газпром" сможет выделить из собственных средств либо привлечет кредиты. Проект уже в такой стадии, что ему невозможно воспрепятствовать. Вероятность того, что американцы найдут вариант остановить стройку, ничтожно мала", — сказал Правосудов.

"У "Газпрома" есть инструменты привлечения средств", — подтверждает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Эксперт напомнил, что отрезанная от западных рынков капитала в результате газового спора с Украиной российская компания кредитовалась в 2018 году не только за рубежом, но и на внутреннем рынке. В июле компания заняла 40 млрд руб., из которых на 32 млрд руб. облигаций "Газпрома" купили управляющие компании негосударственных пенсионных фондов.

"Есть также сценарий привлечения денег в японских иенах, у Китая и вообще на азиатском рынке, — продолжает Пасечник. — В любом случае для "Газпрома" сейчас сформировалась благоприятная ситуация: за счет роста цен на нефть и с временным лагом — на газ, денежный поток большой, экспортная выручка достаточная для финансирования проектов. Кроме того, "Газпром" скорее всего добьется послабления по выплате дивидендов. По итогам 2017 года Минфин РФ уже разрешил "Газпрому" направить на дивиденды менее 50% от чистой прибыли. Можно ожидать, что это произойдет и по итогам 2018 года, ведь на 2019 год придется запуск сразу трех мегапроектов — "Северного потока — 2", "Турецкого потока" и "Силы Сибири".

По словам Пасечника, европейские партнеры проекта уже внесли половину причитавшихся с них средств на строительство "СП-2". "Общая стоимость проекта составляет 9,5 млрд евро, пять партнеров должны внести по 950 млн, французы недавно внесли 500 млн. Деньги уже в проекте, они на балансе "Газпрома", развернуть сделки нереально", — считает Пасечник.

Он обращает внимание на разногласия в заявлениях американцев по возможным санкциям против "СП-2". Министр энергетики США Рик Перри считает, что санкции еще возможны, а президент Дональд Трамп в Польше заявил обратное. Трамп делает заявление в пользу бизнеса, он держит свое обещание, данное Владимиру Путину в Хельсинки, что будет выступать за конкуренцию. На него, конечно, оказывается сильное внутренне давление, конгрессмены могут инициировать новый пул санкций, в воронку которого затянет и "Северный поток — 2". Но ситуацию сейчас сложно развернуть: без лишней помпы, чтобы не раздражать противников газопровода, его уже начали укладывать с первой декады сентября, выданы разрешения на прокладку его сухопутной части, газопровода EUGAL — так что точка невозврата пройдена".

По мнению эксперта, после запуска нового газопровода в Еврокомиссии еще могут пытаться применять к нему какие-то ограничительные меры, как это было с первым "Северным потоком". "Однако именно по опыту работы первого "потока" можно сказать, что, несмотря на фобии некоторых европейцев и риторику о гегемонии россиян на европейском рынке газа, все равно, особенно зимой, когда возникает пиковый спрос на топливо, становится ясно, что в Европе наш газ ждут".

Анатолий Комраков

Интерес Москвы остался за скобками "тяжелых переговоров" Лукашенко и Путина.

"Независимая газета"

Белоруссия получит весь запрашиваемый объем нефти. Таков главный итог переговоров президентов и правительств в Сочи, утверждают в Минске. По остальным проблемным вопросам пока больше обещаний, чем договоренностей, отмечают эксперты.

"Окончательно решен вопрос об исполнении договоренностей по поступлению в бюджет Беларуси средств от таможенных пошлин за сырую нефть и о расчетах Беларусью за поставляемый природный газ компании "Газпром", — сообщила в субботу пресс-служба президента Белоруссии. "Белорусские НПЗ по-прежнему будут получать сырье для загрузки производственных мощностей в полном объеме. Это самая главная договоренность", — уточнил курирующий топливно-энергетический комплекс вице-премьер Белоруссии Игорь Ляшенко после совещания у президента по итогам переговоров президентов и правительств Белоруссии и России, которые состоялись в Сочи в пятницу. Это значит, что Белоруссия получит все 24 млн т нефти и экспортные таможенные пошлины от "перетаможки", 6 млн из них поступят в белорусский бюджет.

По сути, это единственный более-менее предметный результат сочинских переговоров, о котором сообщили широкой общественности, констатируют эксперты в Минске. Все остальные проблемные вопросы тоже обсуждались, но, как следует из сказанного Александром Лукашенко, пока по ним только нашли взаимопонимание, но еще не приняли решения. Более того, решение по нефти тоже было принято не в ходе самих переговоров, а на следующий день после них. По инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор двух президентов, и "главы государств уточнили ряд вопросов, которые накануне обсуждались на переговорах в Сочи", сообщила пресс-служба Лукашенко.

Напомним, что в пятницу по окончании переговоров не было ни совместных заявлений, ни даже одиночных комментариев сторон. К тому же даже этот вопрос еще необходимо доработать. "Мы выработали два варианта и договорились с президентом России, что мы эти два варианта обсудим в Минске и в Душанбе (там пройдет саммит СНГ. — "НГ") окончательно согласуем решение этого вопроса", — сказал Лукашенко по этому поводу.

В субботу, получив "роскошный пиаровский подарок" от Владимира Путина, как оценили звонок российского президента местные эксперты, Александр Лукашенко провел совещание по итогам переговоров. Напомним, что месяц назад отсутствие официальных комментариев по итогам аналогичных переговоров породило множество неприятных для Лукашенко слухов, и ему пришлось спешно давать интервью местному госканалу, чтобы оправдать отсутствие результата.

Видимо, помня предыдущий неудачный опыт, Александр Лукашенко в этот раз доложил о результатах переговоров, хотя если проанализировать его слова, то становится очевидным, что никаких конкретных итогов пока нет. "Переговоры длились 6 часов, даже больше. И если откровенно, то это были даже не сложные, а тяжелые переговоры. Но результативные", — сообщил президент Белоруссии.

Как и прогнозировали эксперты, помимо нефти обсуждались вопросы поставок белорусского продовольствия в Россию, пересечения белорусско-российской границы, предоставления Белоруссии кредита в 1 млрд долл., перечисления двух оставшихся траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, военно-политическое сотрудничество. "В этом направлении нам предстоит работать, и понимание в этом есть. Это в интересах и России, и Беларуси", — сказал Лукашенко по поводу пограничной тематики. Напомним, что де-юре границы между странами нет, а де-факто с российской стороны она появилась, лишив Белоруссию статуса транзитного государства.

"Мы обсуждали вопрос о рефинансировании долга в 1 млрд долл., и здесь отторжения не было никакого", — сообщил белорусский президент. "Мы получили пять траншей. Остался шестой и седьмой. Я не вижу никаких проблем с выделением шестого транша, и, как было заявлено, можно решить вопрос по седьмому траншу. Все зависит от того, как прежде всего белорусская сторона в этом направлении будет работать. Думаю, что это решаемый вопрос", — огласил Лукашенко еще один "результат" переговоров.

"Немало внимания уделили вопросу развития сельского хозяйства и известных взаимных претензий по поставкам белорусской сельскохозяйственной продукции в Россию. Здесь есть полное понимание. Мы пришли к заключению, что буквально в течение недели будет выработан индикативный баланс, то есть план взаимных поставок сельхозпродукции. Это главное", — заявил президент Белоруссии. По его словам, в ближайшее время соответствующие балансы будут подписаны либо на уровне министров, либо вице-премьеров, курирующих данное направление. Полное взаимопонимание у президентов и по вопросам создания дублирующих производств в двух странах. В том ключе, что нам не надо было бы повторять одно и то же производство, создавая предприятия, особенно в России, и по теме препятствий для белорусских автоперевозчиков при входе на российский рынок (это удивило президента России, и я так понимаю, что его просто не информировали по этому вопросу, но он сказал, что это ненормально и что мы должны исправить эту ситуацию)", — сказал он. В закрытом формате обсуждались политические вопросы, пояснил Лукашенко.

"Взаимопонимание — это хорошо, но где подписанные бумаги?" — прокомментировал такие результаты политический обозреватель Александр Класковсккий. "Понимание к делу не пришьешь, нужны договоренности на бумаге, а до них, похоже, далеко", — полагает эксперт. Кроме того, местные аналитики не разделяют радости официальных властей от перспективы получения очередного кредита, поскольку долговая яма Белоруссии и так глубока, а никаких перспектив улучшения экономического положения не просматривается. "Что удалось выпросить, до конца не ясно, и что обещано взамен. Например, покрыт мраком тайны военно-политический блок переговоров", — рассуждает Александр Класковский. "И вообще их итоги пока преподнесены нам лишь в трактовке белорусской стороны. Кремль молчит. Опыт показывает, что иногда в Минске склонны выдавать желаемое за действительное. Так что подождем комментариев из Москвы", — резюмирует эксперт.

 

 

Минфин предлагает поднять НДПИ для нефтяников.

"Газета РБК"

Министерство финансов предложило правительству поднять налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяных компаний, чтобы частично компенсировать рост субсидии на бензин, предназначенной для сдерживания цен на него. Увеличение этой субсидии за счет доходов бюджета вице-премьер Дмитрий Козак одобрил на прошлой неделе.

Предложение Минфина содержится в проекте протокола совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева от 18 сентября (с ним ознакомился РБК). В протоколе инициатор предложения не указан, но предложение и авторство Минфина подтвердили два федеральных чиновника, источник, близкий к Минфину, и консультант одного из ведомств. Представитель Минфина отказался от комментариев. Протокол еще не подписан, и сейчас за формулировки идет борьба, подчеркивает собеседник, близкий к одному из участников совещания. Один из оппонентов Минфина среди собеседников РБК уверен, что пункт о росте НДПИ в финальную версию не попадет.

Неоправданные субсидии

Предложение Минфина появилось после решения правительства увеличить нефтяникам субсидию, которую они смогут получать с 2019 года, чтобы удерживать более низкие цены на бензин на внутреннем рынке по сравнению с экспортным (так называемая демпфирующая надбавка). Государство обязалось компенсировать компаниям 50% (в 2019 году — 60%) недополученной на внутреннем рынке выручки, она должна была считаться как разница между нетбэком (экспортная цена минус транспорт и пошлина) и условной индикативной внутренней ценой — 56 тыс. руб. за тонну бензина и 50 тыс. руб. за тонну дизеля. Это дало бы отрасли 400 млрд руб. в 2017 году. Но 14 сентября индикативные цены решено было снизить на 5,6 тыс. и 5 тыс. руб., увеличив базу для расчета вычета, а значит, и саму субсидию. Главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов оценивал дополнительную компенсацию компаниям в 220 млрд руб.

Минфин выступал резко против любого увеличения субсидий для нефтяников на фоне повышения налогов для населения. "По итогам 2018 года мы, скорее всего, увидим рост выручки нефтяных компаний более чем на 30%, рост чистой прибыли в два раза, рост свободного денежного потока в два с половиной раза. В этих условиях говорить, что государство должно взять на себя еще дополнительные доплаты нефтяникам за поставки на внутренний рынок, по отношению к гражданам, которым повысили НДС с 18 до 20%, на фоне обсуждения пенсионной реформы абсолютно несправедливо", — говорил в начале сентября на Московском финансовом форуме директор департамента Минфина Алексей Сазанов, добавляя: "Мы не можем оправдать дополнительные льготы и доплаты нефтяникам перед гражданам России".

В результате в проекте протокола совещания у Медведева появилась формулировка о том, что "указанная дополнительная компенсация финансируется в равном объеме за счет дополнительных доходов федерального бюджета, направляемых в Фонд национального благосостояния, и увеличения ставок налога на добычу полезных ископаемых". Имеется в виду именно дополнительный рост НДПИ, не предусмотренный налоговым законодательством, говорят три собеседника РБК. То есть собственно бюджетная субсидия для нефтяников снизится вдвое — до 110 млрд руб., говорит Ежов. Это значит, что в 2019 году компании смогут получить не 620 млрд руб., а 510 млрд руб.

Удар по независимым

Эта инициатива ударит по добычным компаниям, у которых нет собственно переработки, говорит аналитик Raiffaisenbank Андрей Полищук. Например, НДПИ для Иркутской нефтяной компании (ИНК) вырастет на 1,7 млрд руб., для "РуссНефти" и "Нефтисы" Михаила Гуцериева — на 2,8 млрд руб. в год. Налоговый вычет сможет получить Орский НПЗ, который входит в группу "Сафмар" Гуцериева, но это отдельное юридическое лицо. Представитель ИНК пока не ответил на запрос РБК, представитель "РуссНефти" и "Нефтисы" отказался от комментариев. Рост НДПИ снизит инвестиционную привлекательность добычи нефти на небольших месторождениях, которые в основном разрабатывают независимые компании и себестоимость добычи на которых и так выше, чем на участках вертикально интегрированных компаний (владеют и добычным, и перерабатывающим, и розничным бизнесом) сказала РБК глава "АссоНефти" Елена Корзун. По ее мнению, для мелких месторождений нужно сделать исключение.

Влияние инициативы Минфина на цены на бензин оценить сложно, говорит Полищук. С одной стороны, на них в любом случае будут давить растущая мировая цена на нефть и слабеющий рубль, с другой стороны — будут расти и доходы бюджета, часть которых можно направить на субсидии нефтяникам, отмечает он. В случае резкого роста цен правительство также может снизить акцизы или пригрозить компаниям ростом экспортных пошлин на нефтепродукты, напоминает он, оговариваясь, что последней нерыночной мерой правительство будет пользоваться в крайнем случае.

Алина Фадеева, Людмила Подобедова

 

 

<< Сентябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ