conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.10.2017

"Взгляд"

Киев все чаще стал допускать возможность возвращения к прямым закупкам российского газа. Хотя, казалось бы, сотрудничество по этому вопросу со "страной-агрессором", угрожающей "энергетической независимости", должно быть полностью под запретом. Что же происходит с Украиной и какую роль в этом играет предстоящее решение Стокгольмского арбитража?

Киев может вернуться к закупкам газа у России, если точка учета газа будет перенесена с западной на восточную границу Украины, заявил вице-премьер Украины Владимир Кистион в интервью украинскому изданию "Экономическая правда".

"Никогда не говори никогда. При этом мы должны понимать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Мы можем проанализировать предыдущий опыт, когда нас привлекательными условиями привязывали, а потом решали все свои вопросы. Если бы мы перенесли точку учета транзита на восточную границу, такой вариант можно было бы рассматривать. В нынешнем формате это (закупка газа в России — ред.) очень рискованно и безответственно", — сказал Кистион, отвечая на вопрос, не логично ли было бы хотя бы частично вернуться к закупкам газа прямиком в России. Как известно, сейчас российский газ Украина покупает с наценкой через посредников в Европе — реверсом, и называет это "энергетической независимостью".

Коммерческий директор Нафтогаза Юрий Витренко в августе не исключал возобновления даже закупки газа у России напрямую, если будет критический случай, что возможно во время отопительного сезона.

Если раньше Киев и Нафтогаз хвалились и ставили себе в заслугу тот факт, что не покупают газ у "страны-агрессора", то теперь стали допускать такую возможность и вспомнили о выражении "никогда не говори никогда". Почему же украинская риторика относительно российского газа так поменялась?

Судя по всему, Украина готовит почву для реального возвращения к прямой покупке российского газа, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков. Причина — в ожидаемом в конце ноября решении Стокгольмского арбитража по обоюдным искам Нафтогаза и Газпрома друг к другу. И хотя Украина летом пыталась убедить всех, что выйдет из этого дела победителем, чем ближе решение, тем больше видна информационная подготовка страны к проигрышу иска.

Исходя из предварительного решения Стокгольма, арбитраж не отменяет целиком контракт, а во-вторых, он не отменяет условие "бери или плати" на действующие периоды. "За прошлые годы, скорее всего, штрафных санкций для Украины за невыполнение этого условия не будет, но для текущего периода это условие сохранится. Возможно, оно будет пересмотрено по объемам, но оно сохранится", — говорит Юшков.

Это значит, что, как только Стокгольм огласит свое решение, Нафтогазу придется снова начать закупать газ у России напрямую, чтобы не нарушить условие "бери или плати" и не нарваться на крупные штрафы, уверен Юшков. Ведь это не Россия или контракт требует, а уже европейский суд. У Киева не будет другого выбора, как выполнять решение суда.

Интересно, что это окажется для Украины намного выгодней, чем текущее положение. Ведь в таком случае реверсная схема — а значит, и европейские посредники — будет ликвидирована, а цена на газ непосредственно из России окажется ниже, чем из Европы.

"Нафтогаз перестал покупать российский газ. Украина его покупает через европейских газовых трейдеров. Компании ЕС увеличивают покупку газа у Газпрома, а Нафтогаз переплачивает от 40 до 60 долларов за тысячу кубометров", — отмечает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук.

"В целом к этому отопительному сезону по газу Украина подготовилась гораздо лучше, чем в прошлом году. Если тогда был исторический минимум в ПХГ, то сейчас они закачали примерно на 3 млрд кубов больше прошлого объема", — отмечает Юшков. Однако есть важные нюансы, которые делают прохождение зимы Украиной не таким простым, как кажется на первый взгляд.
"В прошлую зиму Украина заходила в хорошей ситуации с углем. Она полным ходом закупала дешевый уголь у Донбасса и у России.

Сейчас ситуация с газом лучше, а с углем хуже. Украина больше не закупает донбасский уголь, снижает закупки у России. Но, сокращая потребление угля, она увеличивает потребление газа. Поэтому газа накопили больше, но и потребляют-то теперь тоже больше", — говорит Юшков.

Наконец, важен непредсказуемый климатический фактор — насколько холодная и продолжительная будет зима. "Самое страшное обычно происходит в конце отопительного сезона, когда ежесуточные объемы отбора газа из ПХГ снижаются из-за давления", — напоминает Юшков.

А что касается условия, которое ставит вице-премьер Украины Кистион для покупки российского газа, то оно бредовое. "Украинский вице-премьер не совсем понимает, о чем говорит. Он пытается увязать совершенно не связанные между собой вещи — точки сдачи-приема газа Газпромом европейским компаниям и условия закупки газа непосредственно Нафтогазом у Газпрома", — считает Игорь Юшков.

Украина озвучивала подобную идею неоднократно. Логика Украины, считает собеседник, такова: Газпром строит обходные газопроводы, потому что боится, что транзитный газ по украинской территории будет изыматься (вороваться) Украиной. Если точки сдачи-приемки перенести на границу России и Украины, то дальнейшая судьба газа будет уже проблемой не Газпрома. И, следовательно, ему уже не нужно будет строить обходные газопроводы.

Однако с этим предложением Киев уже давно опоздал. "Турецкий поток" уже строится по дну Черного моря, "Северный поток — 2" готов к началу строительства — закуплены трубы, нанята трубоукладочная компания, привлечены кредиты, осталось лишь получить несколько разрешений.

"Украина хочет переложить риски транзита на самих европейцев. При этом не спросив мнение ни у ЕС, ни у России", — говорит Юшков. И если Газпром после 2019 года, когда закончится транзитный контракт с Нафтогазом, теоретически мог бы на это пойти, то вот Европа со своим мнимым доверием украинской ГТС брать дополнительные риски явно не захочет. Ровно так же, как это было после кризиса зимы 2008/2009 годов. Тогда Европе тоже предлагали перенести точку приема-сдачи газа, но Брюссель рисковать не любит. Ведь так удобно выставить штрафы Газпрому за непрокачку газа европейским потребителям, и чтобы он сам разбирался с Украиной.

Ольга Самофалова

Сухопутные мощности газопровода запустят к концу 2019 года.

"Известия"

Несмотря на попытки Еврокомиссии (ЕК) препятствовать строительству "Северного потока — 2", европейские газовые операторы уже начали готовиться к расширению собственных газотранспортных мощностей. По континентальной Европе российский газ пойдет по новому трубопроводу Eugal, его строительство начнется в середине 2018 года, рассказали "Известиям" в пресс-службе оператора газопровода Gascade. Запуск "Северного потока — 2" можно считать делом решенным: в проект поверил бизнес, в то время как ЕК не смогла получить мандат на переговоры, отмечают эксперты.

Европейские газовые операторы подтвердили свои намерения расширить собственные газоперекачивающие мощности под строящийся "Северный поток — 2". Как узнали "Известия" из отчета Европейской сети операторов систем передачи газа (Entsog), проект сухопутного продления "Северного потока — 2" — Eugal — получил финальное инвестиционное решение, то есть был окончательно одобрен к строительству. Как пояснили "Известиям" в пресс-службе ведущего этот проект немецкого оператора Gascade (им владеют "Газпром" и немецкая Wintershall), строительство газопровода начнется в середине 2018 года и закончится к концу 2019-го, то есть к моменту запуска "Северного потока — 2".

— Gascade начнет строительство трубопровода, как только будет опубликовано разрешение на строительство [от властей Германии], которое мы ожидаем в середине 2018 года. По нашим планам, первая ветка газопровода начнет строиться с середины 2018 до конца 2019 года, а затем будет запущена. В то же время начнется строительство и второй ветки, однако ее запуск состоится примерно через год, — рассказали в компании.

Строительство нового европейского газопровода полностью синхронизировано с запуском "Северного потока — 2", рассказал "Известиям" представитель оператора "Северного потока — 2" Йенс Мюллер. Впрочем, о присоединении одного газопровода к другому пока говорить преждевременно, подчеркнул он.

— Графики газопроводов синхронизированы. Однако пока еще рано говорить об их соединении, которое состоится недалеко от города Любмин, — сообщил он.

Газопровод Eugal мощностью 48 млрд куб. м будет выполнять роль двойника уже действующего газопровода OPAL (мощностью 36 млрд куб. м), выполняющего транспортировку российского газа с "Северного потока — 1" до потребителей в Центральной и Западной Европе. Eugal должен будет повторить путь OPAL, пройдя от побережья Балтийского моря по суше через Германию в Чехию. Газопровод соединит "Северный поток — 2" с уже действующим российским газопроводом "Ямал", а также с немецкими газовыми сетями. По данным Gascade, стоимость газопровода составит от одного до €3 млрд.

Тем не менее ни "Газпром", ни европейские операторы до сих пор не сообщали, имеются ли между ними договоренности на прокачку будущего российского газа по Eugal. По словам представителя Gascade, "проект полностью основан на желаниях будущих потенциальных участников рынка, а именно Польши, России, Чехии и Нидерландов". Пока "Газпром" действительно не заключал никаких обязывающих соглашений с Gascade на прокачку газа, но свой интерес к этому высказывал, подтвердил "Известиям" близкий к концерну источник. Официальный представитель "Газпрома" от комментариев отказался.

Интерес к Eugal проявляет не только "Газпром". В прошлую среду, к примеру, сразу несколько европейских газовых операторов — Fluxys, Gasunie и ONTRAS — подписали соглашение о вхождении в проект газопровода, получив в нем по 16,5%. Сам факт, что в проекте появятся новые акционеры, показывает, что европейский бизнес полностью уверен в реализации "Северного потока — 2", считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

— К тому же они видят, что возможность запрета проекта со стороны Еврокомиссии все менее реальна. Дело в том, что ЕК не может получить новые полномочия без одобрения Советом Евросоюза, который, кстати, уже сделал заключение о том, что проекту препятствовать сложно, — отметил он.

Для того чтобы получить возможность влиять на проект, Еврокомиссия сейчас просит у Совета ЕС мандат на переговоры с Россией. Скорее всего, мандата она так и не получит, вынужден был признать в минувший четверг глава ЕК Жан-Клод Юнкер.
— Мы пришли к выводу, что Совет ЕС должен продолжать работу по этому вопросу, однако я не жду достижения компромисса в течение ближайших месяцев, — заявил он.

Без нового газопровода Европе не обойтись, считает независимый газовый эксперт Анджей Шчешняк. Он напомнил, что к 2035 году, по расчету Ассоциации операторов систем передачи газа (FNB Gas), только Германия из-за трехкратного падения импорта из Норвегии будет испытывать дефицит газа в 170 млрд куб. м.

Арсений Погосян

 

 

"Новатэк" передал верфи "Звезда" документы на 15 арктических танкеров. Но терминал на Камчатке может сделать часть их ненужными.

"Ведомости"

"Новатэк" и Камчатский край в понедельник подписали соглашение о сотрудничестве в строительстве плавучего перевалочного терминала для сжиженного природного газа (СПГ). Терминал, сообщил предправления "Новатэка" Леонид Михельсон, позволит оптимизировать логистику и сделать более эффективными поставки СПГ из Арктики, стимулировать развитие Северного морского пути, создать хаб для доставки СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион. Мощность терминала — около 20 млн т СПГ в год, сообщил Михельсон (здесь и далее его цитаты по ТАСС), стоимость пока не определена, уточнить ее компания рассчитывает в течение полугода. "Новатэк" будет делать все возможное для ускорения строительства, заключил он. В понедельник же Михельсон сообщил, что верфи "Звезда" (проект "Роснефти") передана документация на СПГ-танкеры арктического класса, — переговоры идут через "Совкомфлот", они будут доводить [СПГ] до этого перевалочного пункта, объяснил Михельсон.

В начале сентября с просьбой защитить отечественных судостроителей к президенту Путину обратился главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин. До 2035 г. "Звезде" надо получить портфель в 178 судов, говорил Сечин — и сетовал, что отечественный бизнес предпочитает зарубежные суда: Китай получил более 50 заказов, Южная Корея — на $5 млрд. Сечину ответил зампред правительства Дмитрий Рогозин: предварительно согласованы заказы новых судов на "Звезде" со всеми крупными нефтегазовыми компаниями.

Танкеры ледового класса необходимы "Новатэку", чтобы сократить транспортное плечо при доставке СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. "Новатэк" начал строительство первого завода "Ямал СПГ" (16,5 млн т в год) и одновременно заказал танкеры ледового класса Arc7 в Южной Корее. Они позволят "Новатэку" доставлять СПГ по СМП 7-8 месяцев в году. Всего для "Ямал СПГ" заказано 15 таких танкеров, их стоимость в 2014 г. оценивалась в $5,5 млрд, о них, видимо, и говорил Сечин.

Другой проект, где "Новатэку" могут потребоваться танкеры ледового класса, — "Арктик СПГ-2" (мощность — около 17 млн т СПГ в год) на ресурсной базе полуострова Гыдан. В июле Михельсон говорил, что производство на "Арктик СПГ-2" может начаться в 2022-2023 гг. 17 октября Михельсон сообщал, что перевалочный терминал на Камчатке может быть введен в эксплуатацию вместе с первой очередью "Арктик СПГ-2".

Перевалка СПГ на Камчатке с арктических газовозов на обычные позволит "Новатэку" использовать уже заказанные в Южной Корее танкеры для челночных перевозок с обоих заводов, предполагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Заявленная мощность "Арктик СПГ-2" требовала бы от "Новатэка" столько же новых судов, сколько и "Ямал СПГ", продолжает он, но танкеры компания рассчитывала без учета перевалочного терминала на Камчатке. Это не значит, что "Новатэку" суда арктического класса больше вообще не понадобятся, уточняет Маринченко, но вдвое больше их вряд ли нужно. Обычные танкеры, даже если "Новатэк" решит их строить, а не фрахтовать, обойдутся минимум вдвое дешевле, заключает он.

Строительство перевалочного терминала может упростить "Новатэку" контрактование мощностей будущего "Арктик СПГ-2", предполагает аналитик одного из рейтинговых агентств. "Потенциальные покупатели СПГ владеют собственным флотом, который не пройдет по СМП, но вполне может забрать сжиженный газ с терминала на Камчатке. Конечным потребителям это может дать экономию до $0,5/MBTU, а "Новатэку" — дополнительную гибкость при заключении контрактов", — говорит аналитик.

Артур Топорков

 

 

<< Октябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ