media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

24.10.2018

Они просят правительство не продлевать с 2024 года действующую программу.

"Ведомости"

Сообщество потребителей энергии выступило против продления программы поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) после 2024 г., это следует из письма директора ассоциации Василия Киселева вице-премьеру Дмитрию Козаку от 17 октября. "Ведомости" ознакомились с копией документа. Представитель Козака подтвердил получение письма.

По мнению сообщества, продление субсидирования объектов ВИЭ за счет энергорынка через механизм обязательных договоров предоставления мощности (ДПМ ВИЭ) или за счет иных "нерыночных надбавок", применяемых к цене мощности, необоснованно и нецелесообразно.

С 2013 г. действует программа поддержки ВИЭ по договорам предоставления мощности, которые гарантируют инвесторам прибыль через повышенные платежи потребителей. Ввод объектов, которые уже были распределены между компаниями, завершится к 2024 г. Правительство обсуждает возможность ее продления. Козак на совещании 15 октября в целом это поддержал.

Сначала стоимость программы оценивалась в 1,2 млрд руб. на 2014-2038 гг. Плата за нее должна была составить не более 4,8% в общей цене электроэнергии на оптовом рынке. Затем она подорожала до 2,1-2,3 трлн руб., что составляет 9-10% в цене на электроэнергию, подсчитала ассоциация. Около 1,8 млрд руб. пойдут на поддержку солнечной и ветряной генерации, строительство малых ГЭС (данные "Совета рынка"), еще от 300 млрд до 500 млрд руб. будет стоить строительство мусороперерабатывающих станций. Программа подорожала из-за роста предельных капитальных затрат и валютных корректировок, пояснил представитель сообщества.

Стоимость программы поддержки будет компенсирована на 400 млрд руб. за счет снижения цен на рынке после ввода ВИЭ, говорит представитель "Роснано" (его СП с "Реновой" — "Хевел" — участник программы): "Суммарные платежи потребителей составят 1,4 трлн руб. до 2040 г. [без учета мусороперерабатывающих станций], а доля ВИЭ в конечной цене электроэнергии не превысит 3,3%".

Покупатели энергии считают, что доходность программы слишком высока. Она составляет 43% от ее общей стоимости, или 1 трлн руб., на строительство и эксплуатацию новой генерации пошло только 40% затрат, сообщает ассоциация со ссылкой на материалы "Совета рынка" (представитель подтвердил эти данные). "Программа ДПМ страхует все риски инвесторов и перекладывает их на потребителей", — говорит представитель сообщества потребителей. По его словам, продление программы приведет к ежегодному снижению темпов промышленного роста на 10-15%.

Не весь доход в структуре общего платежа за ВИЭ получат сами энергокомпании — поскольку доля заемного капитала в таких проектах обычно высока, пояснил руководитель направления "Электроэнергетика" Центра энергетики московской школы управления "Сколково" Алексей Хохлов.

Доходность отражает риск инвестора, так как нереализация проекта несет потерянные средства и штрафы, говорит аналитик АКРА Наталья Порохова: "В пользу позиции потребителей об уровне доходности, что она слишком высока, — гарантии платежей. Но в пользу инвесторов — энергообъекты: это сложные технические объекты, есть требования по локализации. В любом случае проводится конкурс, где инвестор может выставлять более низкие капзатраты и снижать тем самым доходность".

Совет потребителей считает, что сейчас в России есть другие способы поддержки ВИЭ, например механизм специнвестконтрактов, налоговых и таможенных льгот и т. д. Строительство генерации ВИЭ осуществляется за счет привлечения банковского финансирования и на возврат процентов по долгу идет почти половина платежей потребителей, рассказал представитель Ассоциации предприятий солнечной энергетики: "Для снижения платежей по ДПМ важно сформировать источники дешевого долгового финансирования либо создать механизмы субсидирования процентных ставок по кредиту".

Возобновляемая генерация зависима от условий окружающей среды и не может предоставить потребителям гарантированную мощность, поэтому механизмы стимулирования ВИЭ должны быть ориентированы на вырабатываемую ими электроэнергию, включая гарантированный сбыт по специальным тарифам, считает Хохлов.

Минэнерго готовит позицию по продлению действия программы и оценивает результаты первой программы, сказал представитель ведомства. Представитель "Энел Россия" отказался от комментариев. Представители Минэкономразвития, "Солар системс" не ответили на запросы "Ведомостей".

Елена Вавина

Правительство раскрыло условия урегулирования спора с ExxonMobil.

"Газета РБК"

В правительстве раскрыли условия урегулирования налогового спора России с ExxonMobil из-за проекта "Сахалин-1". Они предусматривают, что дочерняя компания американской ExxonMobil — Exxon Neftegaz (оператор "Сахалина-1") — и остальные участники соглашения откажутся от попыток перейти на сниженную ставку налога на прибыль 20% и выплатят ее в установленном размере в 35%. Россия, в свою очередь, в рамках этого договора компенсировать ExxonMobil $637 млн, как того требовала компания, не станет, но должна будет предоставить право на добычу нефти по соглашению о разделе продукции (СРП) до 2051 года (сроки действия лицензий на месторождения по "Сахалину-1" заканчиваются в середине 2021 года). Об этом говорится в правительственном отчете о ходе реализации СРП, передает "Интерфакс".

В частности, в документе, как указывает агентство, отмечается, что, согласно положениям мирового соглашения, компания Exxon Neftegaz и другие члены консорциума по СРП откажутся от налоговых исков к России и Сахалинской области, цель которых — отменить или оспорить применение совокупной фиксированной ставки налога на прибыль 35%. Российская Федерация и Сахалинская область тем временем "предоставят консорциуму право на обустройство и добычу по СРП на три последовательных периода таким образом, чтобы период обустройства и добычи истекал 3 декабря 2051 года", говорится в отчете.

В сентябре прошлого года о таких условиях мирного соглашения с Exxon РБК рассказывали менеджер одной из компаний — акционеров оператора проекта "Сахалин-1", чиновник, близкий к совету по управлению СРП, и источник, близкий к "Роснефти" (владеет 20% в проекте).

Право на продление сроков добычи членам консорциума, как указывается в правительственном отчете, уже предоставлено. "Отказы участников консорциума от требований по уменьшению ставки налога на прибыль представлены", — отмечается в документе. "На основании платежных извещений сахалинским филиалом Exxon Neftegaz производилась уплата разницы между суммой налога на прибыль, указанной в платежных извещениях, и суммой налога, уплаченной на основании предоставленных налоговых деклараций по налогу на прибыль "под протестом", — поясняется в докладе.

Нефтегазовый проект "Сахалин-1" предполагает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Его участниками являются Exxon Neftegas Limited (30% в проекте), "Роснефть", индийская ONGC (20%) и SODECO (30%).

В начале 2015 года Exxon Neftegaz потребовала от России вернуть порядка $500 млн, выплаченных ею в качестве налога на прибыль по проекту. По мнению представителей компании, "дочка" ExxonMobil переплатила эту сумму с 2009 года, когда ставка налога на прибыль в России снизилась до 20%, а ExxonMobil по условиям СРП продолжала платить налог в 35% прибыли. Российская сторона, реагируя на это, заявила, что СРП-проект имеет статус закона и основные условия его реализации должны быть неизменными с момента заключения соглашения, а любые поправки могут быть внесены только судом.

В марте 2015 года ExxonMobil обратилась с этим вопросом в Стокгольмский арбитраж. К марту 2017 года сумма претензий компании увеличилась до $637 млн. В российском Минфине в ответ на это заявили о готовности к внесудебному урегулированию налогового спора на взаимовыгодных для сторон условиях. Спустя полгода, 7 сентября прошлого года, президент России Владимир Путин заявил, что Россия договорилась об урегулировании спора с Exxon. 12 сентября 2017 года Минфин и американская компания подписали мировое соглашение, 8 декабря прошлого года его утвердил Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма.

Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Субботин, один из авторов законодательства о СРП, считает, что Exxon вынужденно пошел на условия российского правительства для урегулирования спора о ставке налога на прибыль по проекту "Сахалин-1". По его словам, компания-оператор окупила свои вложения в проект и теперь делит в нем прибыль с российской стороной. "Ей выгодно оставаться в проекте, до тех пор пока получение прибыли возможно, даже несмотря на фактическое ухудшение условий контракта в ходе его реализации. Главной целью в налоговом споре был именно размер ставки налога на прибыль на весь срок до завершения реализации проекта, а не те спорные $637 млн, на уплате которых изначально настаивал иностранный партнер", — считает эксперт.

Он полагает, что если бы Exxon решил отстаивать свою правоту как насчет переплаты налогов, так и по размеру ставки, то рисковал бы всерьез испортить отношения с Россией. "Мы прекрасно помним, как с помощью различных экологических проверок государству удалось добиться от Shell и ее японских партнеров снижения доли в проекте "Сахалин-2" в пользу "Газпрома".

"Сахалин-1" не подпадает под санкции США, и с этой стороны инвестор пока защищен, но в своих взаимоотношениях с Россией Exxon предпочел, по сути, добровольно-принудительно согласиться на высокие налоги, которые и так платит, чтобы только не подвергать опасности свое участие в проекте", — считает эксперт.

Людмила Подобедова, Евгения Маляренко

 

 

В профильном министерстве пообещали не допустить роста цен на электроэнергию выше инфляции.

"Независимая газета"

Проект цифровизации энергетики должен быть экономически оправданным — такое заявление, по данным "НГ", дал первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер на встрече с представителями бизнеса в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) в ответ на озвученные опасения крупных потребителей по поводу того, что эти планы будут реализовываться снова за их счет. По информации "НГ", Текслер также заверил, что программа модернизации теплоэнергетики и меры по выравниванию цены на электроэнергию на Дальнем Востоке через сборы с остальных участников рынка, согласно поручению президента РФ, ни в коем случае не приведут к росту цен выше инфляции.

На прошедшем в понедельник совместном заседании нескольких комитетов и комиссий РСПП Минэнерго представляло ведомственный проект "Цифровая энергетика". Проект направлен на повышение эффективности ТЭКа через использование цифровых технологий и платформенных решений. Согласно презентации ведомства (есть в распоряжении "НГ"), среди основных целевых показателей проекта в сфере электроэнергетики к 2024 году — обеспечение 83 субъектами сквозной передачи цифровых данных в объемах отраслевой отчетности, улучшение на 5% показателей надежности снабжения потребителей, снижение на 15% сроков техприсоединения и повышение на 20% уровня технического состояния производственных фондов.

В РСПП высказали замечания к проекту, среди которых — необходимость определить источники и провести оценку требуемого объема финансирования. В частности, в РУСАЛе заявили о важности увязки темпов роста тарифов "Россетей" и распределенных по годам расходов на реализацию проекта с конечными затратами потребителей, которые и без того перегружены обременениями: за их счет планируется реализовывать решения по модернизации ТЭС через новую программу договоров предоставления мощности (ДПМ), планы о возврате "последней мили" (одного из видов перекрестного субсидирования в электроэнергетике — переплаты одних потребителей за других), об оплате сетевого резерва, о продлении поддержки возобновляемой энергетики через ДПМ ВИЭ. Свои многомиллиардные планы по цифровизации есть у "Россетей", при этом разработанный как первый шаг в их реализации законопроект о массовом внедрении интеллектуальных систем учета сейчас закладывает расходы как сетевых компаний, так и гарантирующих поставщиков в тариф, отмечает директор по работе с естественными монополиями РУСАЛа Максим Балашов.

"На наш взгляд, совокупность всех этих решений толкает нас к тому, чтобы более внимательно отнестись к потребителю, — считает он. — Уровень тарифа по поручению президента не должен превышать инфляцию, но, как подсказывают нам аналитики "Совета рынка", он совершенно точно будет выше. Никакой оценки экономической эффективности вложений нет. Мы как бизнес привыкли все рассматривать как инвестиционный проект: если вкладываются деньги — должна быть отдача. Но получается так, что нам предлагается вложить еще очень много денег — триллионы рублей, а эффекта для себя потребители не видят, да и, собственно, разработчики нам его сами представить не могут".

Эти опасения разделяют в Госдуме. "На мой взгляд, то, что сейчас хотят сделать, — это деньгами потребителя оплатить капитализацию компаний, — считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев. — К примеру, "Россети" проведут свою цифровизацию через приборы учета и построение интеллектуальных систем. Им оставят неснижаемый тариф как источник покрытия расходов. Но в конце концов неснижение тарифа — это все равно тарифный источник. Энергетика — наиболее финансово емкий сегмент экономики, но и наиболее зарегулированный, поэтому здесь нужен очень осторожный подход. Вроде как деньги на выполнение этого проекта будут браться из внебюджетных источников, но даже если это будет происходить за счет компаний ТЭКа, все равно это будут деньги потребителей".

По данным источника "НГ", Алексей Текслер в ходе дискуссии в РСПП подчеркнул, что программа "Россетей" по внедрению систем интеллектуального учета не входит в ведомственный проект по цифровой энергетике, еще не принята, проходит дополнительное обсуждение и должна быть самоокупаемой. Новые ДПМ и прочие проекты, воспринимаемые потребителями как дополнительная нагрузка на оптовый рынок, вписываются в указание президента по росту конечных тарифов не выше инфляции: если будет риск нарушения этого условия, их объемы будут сокращаться, отметил чиновник. Кроме того, он, по информации "НГ", добавил, что продление действующего механизма выравнивания тарифов для регионов Дальнего Востока в его нынешнем виде (сейчас снижение тарифа в регионе оплачивается за счет надбавки для остальных участников рынка) в министерстве считают нецелесообразным. Получить оперативный комментарий по этим вопросам в пресс-службе Минэнерго не удалось — ведомство пообещало ответить позже.

Глеб Тукалин

 

 

Минэнерго и ФАС договорились об увеличении нормативов биржевых продаж топлива в полтора раза.

"Российская газета"

Минэнерго наконец одобрило предложение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) увеличить нормативы продаж нефтепродуктов через биржу в полтора раза. Это произошло после того, как выработать солидарную позицию им велел премьер-министр Дмитрий Медведев. На обсуждение ушло около года.

Сейчас крупные нефтекомпании, которые занимают доминирующее положение на оптовом рынке, обязаны в среднем в месяц продавать определенный объем произведенного топлива через биржу СПбМТСБ. Для автобензина и авиакеросина это десять процентов, для дизеля и сжиженных углеводородных газов (пропан-бутана) — пять процентов, для мазута — два процента. Эти параметры прописаны в совместном приказе ведомств.

Проект нового приказа предполагает, что для автобензина и авиакеросина норматив вырастет до 15 процентов, для дизеля — до 7,5 процента, а для мазута — до трех. Нефтяники, исходя из анализа выполнения совместного приказа, который делает независимое агентство "Аналитика товарных рынков", почти вписываются в новые параметры, о чем неоднократно говорили и в ФАС.

На прошлой неделе замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин сообщил журналистам, что новый проект приказа подписан со стороны регулятора и направлен в минэнерго, а в начале этой недели замминистра энергетики Павел Сорокин сообщил, что ведомство пока ждет поступления документа от ФАС и позицию об увеличении норматива продаж поддерживает. "У нас одна, единая позиция", — сказал он.

До этого момента дискуссия неоднократно откладывалась, а возвращались к ней в связи с учащающимися обращениями независимых операторов топливного рынка к регулятору. Они жаловались на дискриминационное положение, просили увеличить нормативы (речь шла о более существенном росте — до 50-70 процентов) или даже ввести госрегулирование оптовых цен. Пик обращений был достигнут поздней весной, совпав с пиком роста цен. Правительство тогда пошло на экстренные меры для стабилизации ситуации: были снижены ставки акцизов на топливо, заморожены розничные цены на сетевых заправках, а крупным компаниям поручено нарастить поставки топлива на биржу.

В сентябре Дмитрий Медведев по итогам совещания о ситуации на рынке моторного топлива велел ФАС и минэнерго до 18 октября представить в правительство согласованные предложения по совершенствованию биржевой торговли нефтепродуктами, включая увеличение нормативов биржевых продаж. ФАС рассчитывала на одобрение проекта еще в мае, но тогда на общественном обсуждении участники рынка обратили внимание, что это чревато дефицитом предложения в мелкооптовом сегменте, а также снижением возможности создать достаточно запасов на период профилактических ремонтов заводов. Причина таких опасений была в том, что 1 мая вступили в силу другие изменения в совместный приказ — об отмене учета сделок через биржу между доминирующими оптовиками.

Сейчас нефтекомпании адаптировались к новым условиям, также с начала следующего года их ожидают льготы по акцизам, а значит, причин затягивать повышение нормативов больше нет. Если на бирже торгуется 15-16 процентов произведенного топлива, то цена на оптовом рынке становится более стабильной, пояснял ранее "РГ" начальник Управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС Дмитрий Махонин.

Александра Воздвиженская

 

 

<< Октябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ